Научная статья на тему 'Становление и развитие системы высшего образования в КНР в 1949-2000 гг'

Становление и развитие системы высшего образования в КНР в 1949-2000 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ / ACTIVITIES OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шао Хайкунь

В статье анализируется процесс реформ и развития высшего образования в Китае со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 г. до начала XXI в. Рассматриваются исторические особенности и эволюция в сфере управления высшим образованием, в том числе и изменение подхода к оценке деятельности вузов в Китае. Обосновывается необходимость становления и развития системы оценки деятельности вузов в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The foundation and development of higher education system in China from 1949 to 2000

The article analyses the process of reforms and development of higher education from the foundation of the PRC in 1949 to the beginning of XXI century. The paper discusses historical character and revolution in the management of higher education, including the methods of assessment of work of Chinese universities, proves the necessities of foundation and development of assessment system of activities of universities in China.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы высшего образования в КНР в 1949-2000 гг»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №4

становление и развитие системы ВЫСШЕГО образования в КНР в 1949-2000 гг.

Шло Хлйкунь

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: 1987alesha@mail.ru)

В статье анализируется процесс реформ и развития высшего образования в Китае со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 г. до начала XXI в. Рассматриваются исторические особенности и эволюция в сфере управления высшим образованием, в том числе и изменение подхода к оценке деятельности вузов в Китае. Обосновывается необходимость становления и развития системы оценки деятельности вузов в КНР.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, деятельность вузов.

Со времени провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 г. и до начала XXI в. историю реформирования и развития высшего образования в Китае можно условно разделить на три эта- государственная монополия в системе высшего образования (1949-1966 гг.);

- радикальная политизация в пространстве высшего образования (1966-1976 гг.);

- государственно-общественное управление высшим образованием (1976 г. - начало XXI в.).

Каждый исторический период развития высшего образования характеризуется особыми социально-экономическими и общественно-политическими условиями, определяющими ограничения в разработке проектов образовательных реформ, в выборе модели управления и контроля над высшим образованием. Это объясняется тем, что социальная структура и её подсистемы, в том числе система высшего образования, строятся на базе существующих реалий. По мере того, как в Китае устанавливался социалистический строй и создавалась строгая централизованная плановая экономика, высшее образование страны развивалось в условиях «государственной монополии».

Государственная монополия в высшем образовании Китая была установлена в результате национализации высших учебных заведений. В 1949-1952 гг. были ликвидированы 69 негосударственных вузов (частных и религиозных), они были закрыты, реорганизованы или превращены в государственные [1]. Национализация образовательных

учреждений удовлетворяла потребность в ускоренном создании единого образовательного пространства и обеспечении эффективности системы управления образованием, способствовала бурному развитию высшего образования, помогала восполнить недостаток квалифицированных специалистов для развития страны. Благодаря одновременной «социалистической перестройке» существовавших государственных вузов и расширению сети высшего образования народное правительство взяло на себя непосредственное управление и контроль над всеми высшими школами.

Признаком государственной монополии в высшем образовании Китая является то, что в этот период была сформирована государственная система управления вузами на базе плановой экономики. Согласно «Решению об исправлении управленческих отношений в высшем образовании» (1953 г.) устанавливался принцип «централизованного и единого руководства» [2]. В этом документе подчёркивалось: «курс, политика, режим, указания и предписания в высшем образовании, постановления о создании и закрытии вузов, назначении руководителей вузов, социальном обеспечении педагогических работников и студентов, нормах государственных расходов на высшее образование и другие решения, принятые МО КНР, в обязательном порядке реализуются в стенах всех вузов».

В связи с выявлением отдельных недостатков централизованной политической и экономической систем, в том числе и в ограничении самостоятельности и активности местных правительств в управлении высшим образованием, Правительство наметило меры по децентрализации и перераспределению полномочий и функций в этой сфере. Одним из положительных изменений оказалось формирование двухуровневой системы управления высшим образованием (центральной и провинциальной) и накопление эмпирического опыта для её дальнейшего совершенствования.

Но в ходе децентрализации не всё пошло по ожидаемому пути: политика децентрализации управленческих полномочий в 1958-1960 гг. довела высшее образование до состояния беспорядка и хаоса. Было отмечено не оправданное увеличение числа вузов и ухудшение качества их работы. Так, если в 1957 г. число высших учебных заведений составляло 229, то в 1958, 1959 и 1960 гг. их было уже соответственно 791, 841 и 1289. Причина сложившейся неразберихи и ошибок заключается не в попытке передачи местным правительствам прав на управление высшим образованием, а в отсутствии предварительного установления определённых законом границ в части полномочий центральных и местных органов власти. Ведь местные власти могли не применять или вносить изменения в принятые Госсоветом КНР решения, а также разрабатывать собственную стратегию развития высшего образования

с учётом региональной специфики [3]. К значительному снижению уровня высшего образования в большей степени привело и совпадение процесса децентрализации с началом движения «Большой скачок». В 1958 г. КНР провозгласила «Большой скачок» как курс партии. Поставленные при этом цели нового курса далеко опережали действительность и возможности экономического и технического развития. Это в полной мере относилось и к высшему образованию.

Чтобы исправить негативные проявления «Большого скачка», китайские власти, признавая курс «единого руководства» и двухуровневую систему управления высшим образованием, занялись определением полномочий органов власти разных уровней и вузов. К полномочиям Министерства образования КНР было отнесено следующее: выработка проекта и плана развития высшего образования; утверждение открытия и закрытия высших учебных заведений и направлений подготовки по заявлениям вузов; формирование основных принципов разработки образовательных программ и учебных планов; составление примерных образовательных программ и примерных учебных планов. Одновременно предоставлялась большая автономия вузам по сравнению с предыдущими этапами реформы, в частности, при открытии направлений обучения и составлении образовательных программ. Но идейно-политическую работу, образовательную и научно-исследовательскую деятельность вузов, уровень преподавательского состава, хозяйственный труд учащихся и другие вопросы по-прежнему контролируют и проверяют Министерство образования и другие центральные органы власти.

На основе рассмотрения модели управления высшим образованием в 1949-1966 гг. можно прийти к выводу, что в стране осуществлялся строгий микроконтроль над высшим образованием, начинавшийся с определения основного курса развития образования и завершавшийся конкретным содержанием образования. Высшие учебные заведения, механически выполнявшие предписания органов власти, выступали как придаток административных органов. Такой подход к управлению высшим образованием по сути дела отрицал важность и необходимость создания комплексной системы оценки деятельности вузов для развития образования и принятия управленческих решений.

С мая 1966 г. наступило десятилетнее политическое движение «культурная революция», для которого в пространстве высшего образования была характерна радикальная политизация. Если раньше вузы были ориентированы на подготовку высококвалифицированных специалистов для тех или иных областей социалистического строительства, то во время вышеупомянутого движения вузы превратились исключительно в инструмент реализации идей диктатуры пролетариата и классовой борьбы с буржуазными идеологиями [4]. Политизацию в сфере высшего образования укрепляли происходившие социальные

явления и события. «Теория образовательной революции» Мао Цзэду-на стала руководящей идеей реформы системы образования Китая (эта теория в большой степени соответствовала требованиям политической и классовой борьбы). Произведения Мао Цзэдуна и материалы, связанные с его идеями, заняли особое место в структуре вузовских дисциплин. В ходе реформы гуманитарных наук в Пекинском университете произведения Мао Цзэдуна стали ключевыми пособиями, а классовая борьба была объявлена важнейшей темой образования.

Продолжение децентрализации управленческих полномочий в высшем образовании стало исторической особенностью в этот период. В 1969 г. все вузы, принадлежащие Министерству образования КНР, и все вузы, подведомственные другим центральным органам при Госсовете (за исключением находящихся в Пекине), были переданы революционным комиссиям при местных правительствах. В результате система управления образованием оказалась в парализованном состоянии. Сложившаяся социально-политическая ситуация угрожала высшему образованию «анархией» и «атаманщиной».

После окончания «культурной революции» в 1976 г. власти приступали к восстановлению и регулированию общественно-политического и социально-экономического порядка и начали новую перестройку. Её главными признаками служили: перенесение центра тяжести национальных дел от классовой борьбы к экономическому развитию, переход от плановой экономической системы к социалистической торговой экономике, а в дальнейшем - к социалистической рыночной. Существенное и значимое последствие эволюции китайского общества в новую историческую эпоху состоит в признании ценности демократизации и равноправного положения различных общественных институтов в поддержке деятельности социальных общностей и личностей. Этот подход подтверждён Законом «Об образовании в КНР» (1995 г.): «предприятие, организация, общественное объединение и физическое лицо могут поддерживать развитие образовательных учреждений и участвовать в их управлении соответствующим образом» [5]. Это стало важнейшей законодательной предпосылкой для формирования системы государственно-общественного управления высшим образованием, для обеспечения участия общественных сил в управлении и оценке деятельности вузов.

В то же время, с учётом груза прошлых лет, высшее образование в КНР подошло к переходным этапам. Отличительными прогрессивными чертами реформы высшей школы после 1976 г. оказались следующие: во-первых, государственное законодательство вместо разрозненных и узких административных указов стало главным инструментом регулирования образовательных отношений. Это позволило избегать субъективных пристрастий как руководителя страны, так и органов

управления, обеспечивать стабильность образовательного пространства, приспособленность и последовательность преобразований. Во-вторых, при соблюдении концепции «единого руководства» децентрализация между центральными и местными органами власти, между органами власти и вузами, между правительством и обществом поднялась на новый уровень. По статистике 1999 г. 390 из 597 вузов, реализующих программы бакалавриата и выше, находятся под руководством местных правительств. Вузы, получив статус «юридического лица», расширили свою автономию: они получили право самостоятельно открывать направления подготовки и регулировать свои структуры в соответствии с законодательством, самостоятельно составлять учёные планы, выбирать учебные пособия и организовывать образовательную деятельность в соответствии с образовательными требованиями.

Отказываясь от микроконтроля над вузами и управления процессом их деятельности, власти активно наметили меры, отвечающие изменениям подхода к управлению высшим образованием. В первую очередь это необходимость совершенствования и непрерывной оптимизации системы оценки деятельности вузов. Значительная потребность в данной системе обусловлена интенсивным развитием высшего образования в Китае в период с 1976 г. до конца прошлого века, включавшим в себя значительный рост расходов, улучшение инфраструктуры и материально-технической базы, оптимизацию сети вузов, повышение числа вузов, количества обучающихся и преподавателей, диверсификацию наук и направлений подготовки, интернационализацию китайского высшего образования и др. Вместе с этим, в процессе бурного развития высшего образования Китая проявилась несогласованность между его составляющими, в частности, между числом обучающихся и числом преподавателей. Если в 1992 г. во всех вузах соотношение обучающихся и преподавателей оценивалось в 100: 15, то в 1999 г. - в 100: 9 [6]. Подобного рода несбалансированность усиливала риск представлять некачественное высшее образование и повышала потребность в оценке качества образования.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что децентрализация в управлении высшим образованием и развитие высшего образования в КНР, коренным образом зависящие от общественно-политической и социально-экономической реформ, в большой степени определяют необходимость и возможность развития и совершенствования системы оценки деятельности вузов с целью обеспечения качества высшего образования. Формирование такой системы стартовало уже после окончания «культурной революции». На протяжении приблизительно 25 лет (1976-2000 гг.) в данной системе были сформированы разнообразные механизмы, имеющие разные ориентации, функции и технологии, включающие в себя лицензирование, аккредитацию, оценку

образовательной деятельности вузов по бакалаврской подготовке, профессиональную и общественную оценку и др.

Лицензирование в Китае предполагает утверждение открытия, реорганизации или закрытия образовательных учреждений высшего образования, разрешение на осуществление приёма студентов и осуществление образовательной деятельности по направлениям подготовки, которые указаны в поданной заявке на лицензирование. В соответствии с документами при учреждении вуза, где реализуют программы бакалавриата, в отношении преподавательского состава должны быть выполнены следующие минимальные требования: число профессорско-преподавательских работников (ППР) со званием выше «преподаватель» по каждой общественной базовой дисциплине составляет не менее 2 человек; а по каждой специализированной базовой дисциплине - не менее 1 человека; доля ППР со званием не ниже «доцент» в общей численности ППР - не менее 10%.

лицензирование должно было стать комплексным и периодическим механизмом оценки в целях утверждения наличия необходимых условий для осуществления образовательной деятельности и предоставления качественных образовательных услуг. Но пока в Китае не существует содержательной и целесообразной законодательной системы, регулирующей такую деятельность органов управления образованием. Поэтому практически всем вузам Китая нужно участие в лицензировании лишь один раз, со дня утверждения своего создания они имеют право бессрочно осуществлять образовательную деятельность до получения нежелательного результата в других проверочных мероприятиях.

Государственная аккредитация стала значимым механизмом оценки деятельности вузов согласно Закону «О порядке присуждения учёных степеней в КНР» (1980 г.) [7]. В Законе предусмотрено, что в Китае устанавливается трёхуровневая модель учёных степеней (бакалавр, магистр и доктор), что список высших учебных заведений и научных организаций, имеющих право присваивать соответствующие учёные степени, утверждает Государственный совет КНР. К примеру, для подготовки докторантов и присвоения учёной степени «доктор» в процессе государственной аккредитации устанавливаются следующие основные требования: научные руководители должны быть высококлассными специалистами, иметь учёное звание «профессор», активно и успешно заниматься образовательной и научной деятельностью; в вузах должны существовать современные условия для образования и научной деятельности, чтобы докторанты могли успешно усваивать учебные программы и проводить диссертационные исследования; в вузах должны быть высококачественные образовательные программы, реализованы государственные или территориальные ведущие научно-исследовательские программы, существовать необходимое для диссертационного

исследования оборудование, учебно-методическая литература и другие ресурсы; в вузах должна быть создана системная институциональная структура для оценки работы докторантов.

Как и в случае лицензирования, в Китае не предусмотрено повторное прохождение государственной аккредитации: вузы могут без ограничения времени готовить бакалавров, магистрантов и докторантов и присваивать им учёные степени, выдавать образовательные документы государственного образца по аккредитованным отраслям наук. Безусловно, эта проблема оказала негативное влияние на качество подготовки квалификационных специалистов в вузах и будет в дальнейшем также отражаться на уровне китайского высшего образования.

В процессе развития государственной оценки деятельности вузов в Китае рейтинг вузов, составленный профессиональными общественными организациями, стал важным инструментом оценки деятельности вузов. Перед органами власти профессионально-общественная оценка обладает некоторыми преимуществами. Общественные организации при подготовке рейтингов, как правило, выбирают критерии, которые можно чётко измерить и описать цифровыми данными, и используют открытые обществу сведения, что позволяет обеспечить объективность, честность и прозрачность. В рейтингах вузов их деятельность часто классифицируется по ресурсам и результатам, что позволяет узнать результативность и эффективность подготовки специалистов конкретного вуза и сравнить вузы по экономическим критериям. Работа вузов обычно делится на образовательную, научно-исследовательскую, хозяйственно-финансовую деятельность, международное сотрудничество и т.д., что даёт возможность составить представление о преимуществе, специфике и недостатках тех или иных видов деятельностей и повысить эффективность стратегии развития вузов.

Тем не менее, надо указать некоторые факторы, препятствующие дальнейшему совершенствованию профессионально-общественной оценки деятельности вузов. Среди этих барьеров важно то, что Закон «О высшем образовании в КНР» (1998 г.) игнорирует ценность и возможность общественности участвовать в управлении высшим образованием и его оценке: «образовательная деятельность и качество образования подлежат контролю и оценке органами управления образованием» [8]. Наряду с развитием рыночной экономики и углублением процесса демократизации нужно расширить государственно-общественное управление образованием. Важно обеспечивать передачу больших полномочий по управлению и оценке деятельности вузов как общественным организациям, так и вузам как субъектам предоставления образовательных услуг, создавать более свободное и широкое пространство для создания инноваций в оценке деятельности вузов.

В наступившем XXI в. намечаемая правительством КНР необходимость развития системы оценки деятельности вузов будет тесно связана со следующими факторами:

- гарантированный успешный переход и инновационное обновление подхода к управлению высшим образованием от микроконтроля к макроконтролю, от процессного управления к оценке результативности деятельности вузов;

- понимание руководством вузов своей ситуации и сосредоточение сил на оптимизации деятельности и повышении качества подготовки на фоне стремительного и интенсивного развития высшего образования;

- усиление конкурентоспособности вузов и государства КНР на мировом рынке для укрепления культурного влияния и вхождения в число передовых стран;

- содействие и привлечение общественных сил к управлению и оценке работы вузов в демократическом процессе государственного развития;

- участие предприятий и работодателей в процессе существенного повышения качества подготовки выпускников вузов и улучшения способности молодых специалистов адаптироваться к дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Министерство образования КНР. Ситуация развития негосударственных вузов в Китае. (URL: http://www.moe.edu.cn/jyb_sjzl/moe_364/moe_369/ moe_408/tnull_4744.html 27.06.2017)

2. «Решение об исправлении управленческих отношений в высшем образовании» Центрального Правительства КНР от 11.10.1953. (URL: http:// www.51wf.ram/print-kw?id=1172185 27.06.2017)

3. Ли Цинган. Эволюция реформ системы управления высшим образованием со времени образования КНР // Современная китайская история. 2001. № 03. С. 57.

4. Чжан Сюежун. Развитие высшего образования в Китае за 60 лет после образования КНР // Современное университетское образование. 2010. № 02. С. 62.

5. Закон «Об образовании в КНР». (URL: http://www.moe.gov.cn/s78/ A02/zfs_left/s5911/moe_619/201512/t20151228_226193.html 27.06.2017)

6. Национальное статистическое бюро КНР. (URL: http://data.stats.gov. cn/easyquery.htm?cn=C01 27.06.2017)

7. Закон «О порядке присуждения учёных степеней в КНР». (URL: http://

www.moe.gov.cn/s78/A02/zfs__left/s5911/moe_619/tnull_1315.html

27.06.2017)

8. Закон «О высшем образовании в КНР». (URL: http://www.moe.gov. cn/s78/A02/zfs__left/s5911/moe_619/201512/t20151228_226196.html 27.06.2017)

The Foundation and Development of Higher Edication System in China from 1949 to 2000

Shao Haikun

The article analyses the process of reforms and development of higher education from the foundation of the PRC in 1949 to the beginning of XXI century. The paper discusses historical character and revolution in the management of higher education, including the methods of assessment of work of Chinese universities, proves the necessities of foundation and development of assessment system of activities of universities in China. Key words: higher education, quality of education, activities of universities.

Сведения об авторе

Шао Хайкунь (КНР) - стажёр факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: 1987alesha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.