УДК 378.14 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-11-29
ББК 74.489
УПРАВЛЕНИЕ СОВМЕСТНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ: опыт китайских вузов
| Ло Ваньци, Е.Л. Болотова
Аннотация. В статье представлен анализ практики управления реализацией совместных образовательных программ (СОП) в области педагогического образования в рамках сотрудничества КНР с иностранными вузами. Методологическую основу данной работы составляют результаты исследования управления реализацией совместных образовательных программ в китайских вузах, а также научные труды российских и китайских ученых по проблемам интернационализации китайского образования. В качестве методов исследования были использованы сравнительный анализ практики управления реализацией СОП китайскими вузами и документальный метод. Это позволило выявить некоторые особенности процесса управления реализацией СОП педагогической направленности в межвузовском взаимодействии: организационную структуру функционирования СОП, видовое разнообразие СОП педагогической направленности, базовые организационно-педагогические условия реализации СОП китайских вузов и зарубежных партнеров.
Ключевые слова: Китай, управление совместными образовательными программами, педагогическое образование, организационно-педагогические условия.
Для цитирования: Ло Ваньци, Болотова Е.Л. Управление совместными образовательными программами в области педагогики: опыт китайских вузов // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Часть 1. С. 11-29. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-11-29
MANAGEMENT OF JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS
IN THE FIELD OF PEDAGOGY: Chinese Universities' Experience
I Luo Wanqi, E.L. Bolotova
Abstract. The article presents an analysis of the practice of managing the implementation of joint educational programs (JEP) in the field of teacher education in the framework of cooperation between China and foreign universities. The methodological basis of this work is based on the results of research on the management of joint educational programs in Chinese universities, as well as scientific works of Russian and Chinese scientists on the problems of internationalization of Chinese education. As research methods, we used a comparative analysis of the practice of managing the implementation of JEP by Chinese universities and a documentary method. This allowed to identify the features of process control implementation JEP pedagogical orientation in inter-University interaction: an organizational structure for the functioning of joint
© Ло Ваньци, Болотова Е.Л., 2021
l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
2 i 2021 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1
' 2021 ВЕК
11
М educational programs the species diversity of joint educational programs pedagogical orientation, the basic organizational and pedagogical conditions of implementation of the JEP Chinese universities and foreign partners.
Keywords: China, management of joint educational programs, teacher education, organizational and pedagogical conditions.
Cite as: Luo Wanqi, Bolotova E.L. Management of Joint Educational Programs in the Field of Pedagogy: Chinese Universities' Experience. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 2, part 1, pp. 11-29. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-11-29
Введение. Интернационализация китайского образования успешно развивается в течение многих лет. Вступление Китая в ВТО в середине 1990-х годов способствовало появлению в китайских вузах транснациональных образовательных проектов. В первую очередь, это выразилось в создании межвузовских совместных образовательных программ (далее — СОП) с зарубежными партнерами и изменении содержания академической мобильности студентов и преподавателей. Во-вторых, это позволило не только привлекать иностранных преподавателей и научных сотрудников для работы в китайские вузы, но и использовать в национальной образовательной системе 12 модульное обучение, иностранные учебники и современные технологии и подходы организации учебного процесса, открывать двуязычные программы по широкому спектру подготовки специалистов, расширять формы и виды управления реализацией СОП.
С начала 2000-х годов в образовательных программах вузов Китая активно используются иностранные учебники (в первую очередь, англоязычные), дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. СОП реализуются по схемам («2 + 2», «3 + 1», «1 + 3»), предполагающим обучение китайских студентов в течение одного-трех лет в Китае и от года до тех лет за рубежом [1]. В этом процессе участвуют как крупные
университеты, получающие хорошее финансирование и давно участвующие в развитии интернационализации китайского образования, так и вузы, не обладающие еще достаточно высоким рейтингом и большим опытом по реализации СОП.
Цель данной статьи заключается в анализе существующих управленческих практик китайских вузов по реализации СОП педагогической направленности, что, несомненно, пригодится для разработки стандартизированных подходов управления российско-китайскими межвузовскими образовательными проектами. Этот анализ осуществлялся с учетом терминов, применяемых в китайских нормативных документах: хэцзо баньсюэ (^ — совместное управление образовательным процессом (СУОП), что предполагает организацию на территории КНР совместного образовательного процесса китайскими учебными заведениями и иностранными образовательными организациями, хэцзо баньсюэ сянму ^Ш) — совместные образовательные программы (СОП) и хэцзо баньсюэ цзигоу — совместные учебные заведения (СУЗ) [2].
Результаты нашего исследования показывают, что совместные образовательные программы в китайском образовании являются достаточно устойчивой формой подготовки специалистов. Современная оценка качества и анализ перспектив развития СОП в китайских вузах была
проведена после принятия в КНР «Государственной программы реформы и развития сферы образования на средне- и долгосрочную перспективу (2010-2020 гг.)» [3]. Результатом государственного контроля качества высшего образования стало не только сокращение числа неэффективных СОП, но и расширение видов направленности таких программ. Согласно исследованию Е.И. Медяник, среди всего количества СОП, утвержденных Министерством образования КНР, лидируют программы по техническим профилям подготовки специалистов (около 40% от общего количества программ) [4]. Программы гуманитарного профиля по педагогике, лингвистике, искусству, физической культуре, международным отношениям, юриспруденции занимают незначительный сегмент китайского образовательного пространства. Наоборот, среди программ, утвержденных на уровне органов образования местных народных правительств, количество программ гуманитарного профиля превышает количество программ технической направленности. Доминирующее положение занимают СОП по направлению «экономика и управление», а вот программ педагогической направленности и на этом уровне системы образования Китая пока немного.
С 2015 года в стране началась реализация программ по подготовке и переподготовке педагогических кадров, а также поддержке сельских учителей, сокращению разрыва между уровнями квалификации учителей сельских и городских школ.
В настоящее время в рамках международного межвузовского взаимодействия сложилось три модели реализации совместных образовательных программ по подготовке педагогических кадров. Первая модель связана с созданием вузами-партнерами совместных учебных заведений на территории Китая. Например,
Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне (при участии России), Университет Вэньчжоу-Кена (при участии США), Университет Сиань-Ливерпуль (при участии Великобритании), Нинбо-Ноттингемский университет (при участии Великобритании).
Управление учебным процессом в таких программах осуществляют специально созданные органы управления вузом. Особой ценностью таких вузов является интернациональная управленческая команда менеджеров образования, координирующая реализацию СОП.
Вторая модель направлена на создание совместных структурных учебных подразделений в китайских вузах, основной задачей которых является только реализация СОП, например: Московский институт искусств Вейнаньского педагогического университета (при участии Московского педагогического государственного университета, Россия).
Третья модель реализации СОП не предполагает создание специальных учебных структурных подразделений. Так, реализацию совместных программ подготовки педагогов дошкольного образования осуществляют в Хунаньском универси- ^ тете гуманитарных наук, науки и технологий совместно с Университетом Бата-СПА (Великобритания), а также в Педагогическом университете центрального Китая совместно с Австралийским королевским Мельбурнским технологическим университетом (Австралия) и в Институте Тяньхуа Шанхайского педагогического университета совместно с Университетом Западного Орегона (США).
Общее количество совместных образовательных программ, реализуемых в китайских вузах, составляет примерно 1172 наименования, из которых только 75 педагогической направленности. Из них 63 — это программы бакалавриата, 12 — программы магистратуры. Отсутствуют
программы докторантуры (аспирантуры). Программы педагогической направленности составляют всего 6,4% от общего количества всех совместных образовательных программ страны (табл.).
Основными партнерами Китая в реализации СОП педагогической направленности выступают США, Южная Корея, Великобритания, Австралия, Германия. Предпочтение отдается подготовке учителей
Таблица
Доля совместных образовательных программ педагогической направленности в общем количестве СОП китайских вузов
№ Провинция КНР Общее кол-во СОП Уровень образования
бакалавриат магистратура
Кол-во СОП педагогической направленности Доля СОП педагогической направленности(%) Кол-во СОП педагогической направленности Доля СОП педагогической направленности(%)
1 Пекин 86 0 0 2 2,23
2 Шанхай 101 6 5,94 0 0
3 Тяньцзинь 39 2 5,13 2 5,13
4 Чунцин 33 1 3,03 0 0
5 Цзянсу 119 5 4,2 0 0
6 Чжэцян 84 3 3,57 2 2,38
7 Гуандон 36 2 5,56 1 2,78
8 Хэйнань 8 1 12,5 0 0
9 Фуцянь 26 2 7,7 1 3,84
10 Шандон 93 4 4,3 0 0
11 Цяньси 28 3 3,57 0 0
12 Сычуань 27 1 3,7 0 0
13 Аньхуй 20 0 0 1 5,00
14 Хэбэй 38 1 2,63 0 0
15 Хэнань 109 10 9,17 0 0
16 Хубэй 62 2 3,23 1 1,61
17 Хунань 35 4 11,43 2 5,71
18 Шаньси 26 2 7,7 0 0
19 Шаньси 2 0 0 0 0
20 Хэйлунзянь 46 4 8,70 0 0
21 Ляонинь 47 0 0 0 0
22 Гирин 65 8 12,3 0 0
23 Гуанси 16 2 12,5 0 0
24 Юньнань 5 0 0 0 0
25 Гуйчжоу 10 0 0 0 0
26 Гансу 4 0 0 0 0
27 Внутренняя Монголия 5 0 0 0 0
28 Нинся 0 0 0 0 0
29 Синьцзян 2 0 0 0 0
30 Цинхай 0 0 0 0 0
31 Тибет 0 0 0 0 0
Всего 1172 63 5,4 12 1,0
14
музыки, изобразительного искусства, педагогов дошкольного образования, преподавателей физической культуры, преподавателей иностранного языка [2].
Учебный процесс в бакалавриате может быть организован по схеме «1+3», «2+2», «3+1», «4+0», где первое значение отражает период обучения китайских студентов в национальном вузе, а второе указывает на период обучения в вузе-партнере. Все академические единицы в рамках СОП засчитываются вузами-участниками такого проекта. При этом выпускник может получить как диплом китайского вуза, так и диплом вуза-партнера. Эта особенность программ отражена в правилах приема на обучение по конкретной СОП.
Представляет интерес организация управления образовательной деятельности в данных партнерских отношениях. Рассмотрим несколько моделей управления СОП педагогической направленности китайских вузов и их зарубежных партнеров.
Модель 1. Управление СОП в рамках совместного учебного заведения
Пример 1: Университет Вэньчжоу-Кин реализует СОП по подготовке бакалавров английского языка. С 2011 года совместный китайско-американский университет имеет статус самостоятельного юридического лица, находится в совместном управлении со стороны Университета Вэньчжоу и Университета Кина (штат Нью-Джерси, США). Все программы в университете реализуются на английском языке. Одним из направлений СОП является подготовка преподавателей английского языка. В университете большинство обучающихся — выпускники школ провинции Чжэцзян. С 2016 года в него стали поступать студенты из Гонконга, Тайваня и Макао. Программы предусматривают
обучение в этом вузе и американских студентов из Университета Кина. Преподавательский состав в Вэньчжоу-Кинском университете по основным дисциплинам представлен профессорами из США. Университет Кина полностью обеспечивает учебный процесс необходимой учебной литературой и цифровыми ресурсами. Студентам предоставлена возможность пользоваться веб-сайтом университета и его библиотекой [5].
Совместные образовательные программы реализуются по схеме «4+0» на английском языке по стандартам, установленным органом по аккредитации образовательных программ в США. По окончании обучения студенты получают степени, присваиваемые Университетом Кина.
Управление СОП осуществляется совместно управленческими командами двух университетов. Организационная структура управления СОП по педагогическим направлениям подготовки специалистов в Университете Вэньчжоу-Кин включает ректорат, партком, управление по академическим вопросам, гуманитарный факультет, факультет английского языка (рис. 1). Некоторые сотрудники ^ Университета Кина делегированы для выполнения управленческих функций в китайский вуз.
Пример 2: Факультет образования и английского языка и литературы Нинбо-Ноттингемского университета. Нинбо-Ноттингемский университет (далее — ННУ), основанный в 2004 году, расположен в городе Нинбо провинции Чжэцзян. Его создание одобрено Министерством образования Китая, Университетом Ноттингема (Великобритания) и Институтом Чжэцзян Ванли. ННУ является членом китайско-иностранного кооперативного университетского альянса.
Образовательная программа, реализуемая в НУУ по схемам «2 + 2» или «4 + 0»,
Рис. 1. Организационная структура управления СОП в Университете Вэньчжоу-Кин (КНР). Источник: https://wku.edu.cn/jgsz/
16
полностью соответствует программам Университета Ноттингема в Великобритании. Китайским студентам предоставлена возможность пользования всеми учебными ресурсами вуза-партнера. Учебный процесс осуществляется в студенческих группах с небольшой наполняемостью, образовательные технологии направлены на развитие у студентов навыков самообучения. Первый год обучения по бакалаврской программе направлен на изучение английского языка и введение в профессиональную деятельность. Следующие три года китайские
студенты учатся по учебным планам, соответствующим требованиям Университета Ноттингема. Согласно английской системе образования, студенты, получающие степень бакалавра, делятся на первую, вторую+, вторую- и третью степени. Свидетельство о степени указывает уровень подготовки, полученной студентом.
Организационная структура управления совместными образовательными программами в ННУ включает административные структуры (партком, международный офис, управление учебных программ и др.), учебные подразделения
Рис. 2. Организационная структура управления СОП в Нинбо-Ноттингемском университете (КНР). Источник: https://www.nottingham.edu.cn/en/index.aspx
(институт социально-гуманитарных наук, факультет английского языка и литературы) и исследовательский центр (рис. 2).
Пример 3: Университет Сиань Цзяо-тун — Ливерпуль. Сианьский университет Цзяотун-Ливерпуль (СЦЛУ) является международным совместным университетом, учредителями которого являются Сиань-ский университет Цзяотун и Университет Ливерпуля (Великобритания). С 2006 года на факультете прикладного английского языка реализуется программа подготовки преподавателей английского языка. Студенты обучаются по схеме «2 + 2» или «4 + 0». Весь учебный процесс ведется на английском языке, при участии преподавателей Университета Ливерпуля. Студенты, получившие два диплома бакалавра (диплом СЦЛУ от Министерства образования Китая и диплом от Университета Ливерпуля), могут продолжить обучение в Сианьском университете Цзяотун в магистратуре и аспирантуре. Аспиранты по итогам защиты диссертации получают степень Ливерпульского университета, которая признается Министерством образования Китая.
Организационная структура управления СОП в Сианьском университете
Цзяотун (рис. 3) включает административные структурные подразделения (центр академических вопросов, центр студенческих вопросов, администрация университета и др.) и учебные структурные подразделения (институт социально-гуманитарных наук, факультет прикладного языка и др.).
Анализ организационных структур данной модели управления СОП показывает, что общим для всех СУЗ, созданных при участии стран-партнеров, является наличие интернациональной управленческой команды. В нее входят представители вузов-партнеров, основных участников реализации СОП. Общий менеджмент таким учебным заведением осуществляется под контролем китайской стороны, а координация учебного процесса возлагается на представителей иностранного вуза. Обязательными участниками управления, реализацией СОП являются китайские партийные органы, а также представители подразделений по академическим вопросам, финансовой политике, научно-исследовательского сектора, подразделений по работе со студентами и факультетов. Образовательный процесс ведется на
17
СЦЛУ
Центр по академическим вопросам
Институты
Центр административных услуг
Центр по работе со студентами
Институт с гуманитарног оциально-з образования
Факультет прикладного английского языка
Рис. 3. Организационная структура управления СОП в Университете Сиань. Цзяотун-Ливерпуль. Источник: https://www.xjtlu.edu.cn/zh/study/undergraduate/applied-english
языке вуза-партнера, как правило, английском, с использованием зарубежных средств обучения.
Модель 2. Управление СОП в рамках совместного структурного подразделения
В рамках данной модели по реализации СОП вузы-партнеры создают совместное структурное учебное подразделение на базе китайского вуза, основной задачей которого является подготовка, в том числе, педагогических кадров для Китая. Решение о создании такого подразделения принимается в рамках межправительственных соглашений о сотрудничестве в сфере образования между двумя странами. Вузы-партнеры, привлекаемые для таких проектов, должны иметь необходимое материально-техническое обеспечение для создания комфортных условий работы преподавателей и современное образовательное пространство для студентов.
Пример 1. Московский институт искусств Вейнаньского педагогического университета (Китай) и Московского педаго-18 гического государственного университета (Россия). Московский институт искусств Вейнаньского педагогического университета и МПГУ (далее — МИИ ВПУ) пока является единственным совместным с Россией структурным подразделением в китайском вузе, реализующим совместные образовательные программы педагогической направленности.
Совместные образовательные программы бакалавриата по подготовке воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей изобразительного искусства и музыкального образования реализуются по схеме «3 + 1». Управление программами осуществляет координационный совет СОП и дирекция МИИ ВПУ. Координационный совет выполняет
функцию стратегического управления образовательной деятельности МИИ. В него входят представители ректоратов двух вузов, парткома ВПУ и дирекции МИИ. Заседания совета проводятся не реже одного раза в семестр. Оперативное управление СОП осуществляет администрация МИИ. Оно включает проведение рабочих совещаний администраций факультетов МПГУ и представителей дирекции МИИ, преподавателей, осуществляющих учебный процесс по профильным дисциплинам по каждому направлению подготовки будущих педагогов. На них обсуждаются вопросы учебного процесса, методической помощи преподавателям, особенности ведения необходимой документации, организации промежуточных и итоговых аттестаций студентов, процедуры командирования преподавателей в партнерский вуз, а также возможности академической мобильности студентов. Студенты, прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают два диплома (диплом МПГУ и диплом ВПУ). Наиболее успешные выпускники рекомендуются для поступления в магистратуру МПГУ. В организационную структуру управления СОП МИИ ВПУ входят административные подразделения ВПУ (ректорат ВПУ, представитель парткома ВПУ, дирекция МИИ, управление международных связей ВПУ, управление по академическим вопросам МИИ), деканы факультетов, представители кафедр (рис. 4).
Пример 2: Институт международного образования Хэнаньского педагогического университета и Университет Перпиньяна (Франция) реализуют совместную образовательную программу по подготовке специалистов в области французского языка. Институт международного образования создан в Хэнань-ском педагогическом университете в 2008 году. Основной задачей института
Ректорат ВПУ
Рис. 4. Организационная структура управления СОП в МИИ ВПУ. Источник: http://myy.wnu.edu.cn/info/1009/1001.htm
является создание международных совместных образовательных программ при участии Университета Перпиньяна и других иностранных вузов, обучение и управление студенческими проектами, обучение иностранных студентов, а также создание институтов Конфуция. Первоначально институт был ориентирован на развитие академической мобильности студентов за пределами КНР, но постепенно реализация СОП позволила изменить подходы к организации учебного процесса. При участии иностранных партнеров институт перестроил свою модель управления и стал центром реализации международных СОП всего университета. В институте реализуются СОП по двум педагогическим направлениям: иностранные языки и физическое воспитание.
Реализация совместных бакалаврских программ «Французский основной» по подготовке преподавателей французского языка, специалистов по французской литературе начата в институте с 2017 года по схемам: «4 + 0» и «3 + 3» на основе совместно разработанных учебных планов. Особенностью бакалаврских программ
является то, что на старших курсах лучшие студенты бакалавриата могут быть зачислены на двухгодичную программу подготовки в магистратуру Университета Перпиньяна (т. н. параллельное образование). Такая СОП предполагает использование образовательных ресурсов французского университета, доступ китайских студентов и преподавателей к его библиотеке и цифровым образовательным про- 19 дуктам.
В Институте международного образования применяется двойное китайско-французское руководство учебным процессом, занятия со студентами проводятся в классах небольшой наполняемости.
Особенностью Института является встраивание в управление образовательным процессом в рамках СОП представителей другого государства. Так, программа подготовки преподавателей физической культуры осуществляется при участии Белорусского государственного университета физического воспитания. Студенты обучаются по схеме «4 + 0». По окончании программы они получают диплом китайского вуза по квалификации
«международное спортивное образование». Основная деятельность выпускников такой программы связана со школьным физическим воспитанием, исследованиями в спортивных науках, подготовкой учащихся по программам обучения футболу, футбольному судейству, спортивному менеджменту.
Все СОП института реализуются в строгом соответствии с учебными программами, разработанными вузами-партнерами. Отбор преподавателей для работы на программах ведется администрациями университетов. Партнеры совместно заранее договариваются о приглашаемых преподавателях и расписании занятий на каждый семестр. В ходе реализации программ ведется постоянный контроль качества образования в соответствии со стандартами обучения. Администрация института проводит мониторинг удовлетворенности качеством образования среди студентов и оперативно реагирует на проблемы учебного процесса. В течение учебного периода администрация
института регулярно общается с представителями вуза-партнера по условиям организации учебного процесса, по соблюдению учебного плана, расписания занятий, совершенствованию методов обучения.
В институте создан совместный комитет по управлению программами, куда помимо администрации института входят представители партийного комитета китайского вуза, представители административных структур китайского университета (отдел управления СОП, отдел оценки СОП, отдел академических дел, управление образовательным процессом, контроль качества преподавания, управление по идеологическому и политическому образованию студентов) (рис. 5).
Хэнаньский педагогический университет постоянно совершенствует систему управления СОП. Для этого в университете разработаны собственные стандарты контроля управления и качества преподавания в рамках СОП («Положение о СОП ХПУ в области управления стандартами
20
Партийные учреждения
в 13
Я (5 йе ид т
а о
а П
ХПУ
Институты
ИМО
Административные учреждения
а т я и и к с
5 ^ с- о
& Г5 О » и £ нз5 Ое д а к а
и
X
н е
я с
О о
ги
дет О
Рис. 5. Организационная структура управления СОП в Хэнаньском педагогическом университете (КНР). Источник: https://www.htu.edu.cn/gjjl/8127/list.htm
контроля качества преподавания»). Согласно требованиям локального документа, участники вузовского экспертного педагогического надзора, руководители института, коллегиальные эксперты могут посещать учебные занятия, что позволяет своевременно выявлять педагогические проблемы и корректировать работу преподавателей, оперативно реагировать на студенческие запросы.
СОП управляется непосредственно администрацией Института международного образования. Она самостоятельно проводит необходимое согласование ресурсов СОП с другими учебными подразделениями университетов.
Анализ организационных структур данной модели управления СОП показывает, что обязательным органом управления реализацией СОП является Координационный совет по реализации СОП. В его состав входят как руководители университетов-партнеров, так и представители администрации специально созданного учебного структурного подразделения китайского вуза. Координационный совет насчитывает не более 10 человек и осуществляет стратегическое управление организацией образовательного процесса в рамках СОП. В его компетенцию входят: вопросы анализа качества образования в рамках СОП; подбора педагогических кадров из числа работников вузов-партнеров, учредителей структурного подразделения; выполнения финансовых обязательств участников образовательного процесса; согласование периодов аттестации обучающихся. Оперативное управление СОП осуществляет дирекция учебного подразделения, реализующего СОП в китайском вузе. Она координирует весь педагогический процесс в рамках образовательных программ, следит за выполнением учебных планов, проведением занятий согласно расписанию.
Университеты, в которых созданы такие учебные структурные подразделения, разрабатывают необходимые локальные нормативные акты, позволяющие синхронизировать учебный процесс с регламентами вуза-партнера, минимизировать риски расхождения учебных планов и отчетности по выполнению СОП.
Модель 3. Управление СОП без создания специальных учебных структурных подразделений
Пример 1. Реализация СОП Педагогическим университетом Центрального Китая (Китай) совместно с Австралийским королевским Мельбурнским технологическим университетом (Австралия) по дошкольному образованию. Реализация СОП по дошкольному образованию в Педагогическом университете Центрального Китая (далее — ЦКПУ) при участии Австралийского королевского Мельбурнского технологического университета (Австралия) стала первой совместной программой китайских вузов. В 2011 году Китай заключил с Австралией договор по подготовке педагогических кадров для китайских дошкольных образовательных 21 организаций. Совместные образовательные программы реализуются по схеме «4+0» в Институте образования Педагогического университета ЦК. В подготовке педагогических кадров задействованы австралийские преподаватели. За годы сотрудничества разработаны не только алгоритмы составления совместного учебного плана подготовки будущих педагогов, но и создана библиотека учебных ресурсов по подготовке педагогов дошкольного образования. Преподаватели Китая и Австралии регулярно проводят мастер-классы и семинары по обмену опытом, что способствует повышению компетенции преподавателей института, позволяет оперативно реагировать на
проблемы учебно-воспитательного процесса, согласовывать принимаемые решения.
Координацию управления реализации СОП в институте осуществляет управление по академическим вопросам университета. Созданный при нем Комитет по управлению СОП также включает представителей института образования, факультета дошкольного образования, научно-исследовательского центра педагогического образования и дирекции института (рис. 6).
Пример 2: Реализация СОП Хунань-ским университетом гуманитарных наук, науки и технологий совместно с Университетом Бата (Великобритания) по дошкольному образованию. С 2016 года китайские студенты могут получать образование в рамках совместной образовательной программы по схеме «3 + 1» или «4 + 0» по дошкольному образованию в Хунаньском университете гуманитарных наук, науки и технологий (далее — ХГТУ). Программа предусматривает как частичное обучение в Университете Бата, так и прохождение подготовки без выезда за рубеж.
22
Для управления этой программой в китайском вузе создан Комитет по управлению СОП, который выполняет функции стратегического и оперативного управления. Возглавляет такой комитет ректор китайского университета, а в качестве его заместителей в нем участвуют ректор английского университета и заместитель ректора китайского вуза.
Комитет по управлению координирует все основные виды работ по реализации образовательных программ: приемная компания, курирование преподавательской деятельности, управление студентами, партийная деятельность. Организацию и контроль академической мобильности китайских студентов осуществляет Управление международных связей университета. Оно же отвечает за приглашение иностранных преподавателей на работу в китайский вуз, оформление виз и разрешений для работы.
В качестве членов в Комитет по управлению СОП входят с китайской стороны: декан факультета дошкольного образования, руководители кафедр, директор университетской службы международного
ЦКПУ
Рис. 6. Организационная структура управления СОП в Педагогическом университете Центрального Китая (КНР). Источник: http://edu.ccnu.edu.cn/xygk/zzjg.htm
Рис. 7. Организационная структура управления СОП в Хунаньском университете гуманитарных наук, науки и технологий (КНР). Источник: http://www.huhst.edu.cn/jyxy/xygk/jgsz.htm
обмена. С английской стороны в управляющий орган входят: директор управления международных связей, директор департамента сотрудничества по проектам вуза-партнера (рис. 7).
Пример 3: Институт Тяньхуа реализует программы по педагогике дошкольного образования совместно с Университетом Западного Орегона. Институт Тяньхуа — частное учебное заведение. Вместе с Университетом Западного Орегона в нем реализуется совместная образовательная программа по подготовке специалистов области дошкольного образования. Особенностью программы является использование преимущественно американских учебных ресурсов и методов преподавания.
Данная совместная бакалаврская программа реализуется в институте с 2015 года по схемам «4 + 0» и «3 + 1». Управление программой осуществляют управление по академической политике, отдел международных связей, администрация
факультета дошкольного образования и Совет студентов (рис. 8).
Для повышения качества обучения на факультете дошкольного образования регулярно проводятся китайско-американские семинары, встречи, заседания рабочих групп преподавателей и руководи- 23 телей структурных подразделений. На них обсуждаются условия подготовки будущих специалистов, особенности проведения педагогической практики, вопросы, связанные с качеством преподавания учебных дисциплин. В реализации программы участвуют преподаватели вузов-партнеров и Совет студентов. Студенты имеют возможность вносить предложения по совершенствованию управления учебным процессом, по качеству получаемого ими образования. Для этого они проводят регулярные встречи с руководителями факультета и института.
Организационная структура управления СОП в институте не предполагает создание единого координационного
Институт Тяньхуа
Рис. 8. Организационная структура управления СОП в Институте Тяньхуа Шанхайского педагогического университета (КНР). Источник: https://jyx.sthu.edu.cn/xygk/list.htm
органа вузами-партнерами. Контроль за качеством образования передан полностью китайской стороне.
Анализ организационных структур управления СОП в данной модели управления показывает, что вузы, реализующие СОП, не всегда создают специальный координационный орган по реализации образовательных программ. Иностранные вузы нередко передают функции контро-24 ля и координации учебно-воспитательным процессом китайским партнерам, оставляя за собой возможность направления преподавателей своих вузов на работу в китайский вуз, обеспечивая учебными ресурсами их деятельность.
Модели управления СОП педагогической направленности в китайских вузах обладают следующими особенностями:
1. Управление совместной образовательной программой в условиях совместного учебного заведения (далее — СУЗ), созданного китайским и иностранным вузом. Такое учебное заведение существует в форме самостоятельного юридического лица. По сравнению с традиционными китайскими университетами, СУЗ является небольшим по размеру учебным
заведением, в котором система управления относительно иерархична. Организационная управленческая структура имеет линейный характер, каждый уровень управления которой возглавляет один руководитель. Он выполняет свои действия строго в рамках определяемых для него полномочий. Вся информация о реализации совместной программы передается последовательно от вышестоящего руководителя к нижестоящему и обратно. Контроль за учебным процессом проводится в рамках лестницы иерархии руководителей. Далее различные управленческие решения передают от руководителей к исполнителям — преподавателям, работникам административного и учебно-вспомогательного персонала. К положительным моментам такой модели управления можно отнести четкое фиксирование полномочий и ответственности между участниками реализации СОП, легкость в отслеживании выполнения решений, малозатратность средств принятия решений руководителями на конкретном уровне, ответственность каждого участника реализации образовательной программы в пределах полномочий. Не-
достатки такой модели управления могут быть выражены в затруднениях при организации сотрудничества между различными подразделениями или конкретными исполнителями программы, нехватке работников со смежными квалификациями, в большой нагрузке на конкретных руководителей подразделений.
В совместных учебных заведениях, как правило, создается единый Комитет по управлению, в состав которого входят представители всех учредителей, но при этом могут отсутствовать представители подразделений, отвечающих за координацию международных связей учебного заведения. Поскольку некоторые СУЗ предлагают меньше специальностей, чем обычные университеты, то в таких учебных заведениях могут отсутствовать такие учебные подразделения, как институты (факультеты).
2. Управление совместной образовательной программой в условиях совместного учебного структурного подразделения китайского вуза, как правило, института. В его создании участвуют иностранные вузы-партнеры или иностранные научные организации. Система управления СОП интегрирована в систему управления образовательным процессом всего китайского вуза. В рамках существующего нормативно-правового обеспечения реализации таких программ в Китае, для управления совместными образовательными институтами обязательно создается исполнительный орган — Координационный комитет по управлению СОП. Основными членами комитета обычно являются ректор китайского вуза, ректор иностранного вуза-партнера, директор учебного структурного подразделения китайского вуза, руководители Управления международных связей и студенческого одела китайского университета.
Организационная структура управления в таком структурном учебном подразделении китайского университета носит линейно-функциональный характер. Работники структурного подразделения находятся в условиях двойного подчинения. Выполнение основных работ возложено на исполнителей-специалистов, обладающих высоким уровнем не только исполнительской дисциплины, но и принятием решений в конкретной ситуации. Они должны быстро налаживать рабочие контакты с административными и учебными подразделениями своего вуза и вуза-партнера. При этом такое управление может столкнуться с нехваткой специалистов нужной квалификации, отсутствием нужного руководителя, проблемами оперативного принятия решений, языковым барьером.
3. Управление совместной образовательной программой в условиях договорных отношений между вузами-партнёрами без создания специальных учебных структурных подразделений. Совместная образовательная программа (СОП) в этом случае может быть реализована на любом факультете, на любой кафедре китайского 25 вуза. Управление программой в этом случае выполняет руководство института (факультета), в котором такая программа реализуется. Если таких программ несколько, то может быть создан комитет по управлению, в состав которого могут входить ректор китайского вуза, ректор иностранного вуза-партнера, руководители управления международных связей, учебно-методического управления, директора институтов, заведующие кафедр и др. работники китайского вуза. Управление СОП в таком случае также носит линейно-функциональный характер. Иерархия руководителей в этом случае менее сложная, что позволяет более оперативно реагировать на трудности реализации СОП.
Выводы
При управлении СОП необходимо соблюдать следующие условия:
1. При реализации процесса управления СОП на государственном уровне необходимо соблюдать: Положение Министерства образования КНР от 01.09.2003 «О совместных образовательных программах с зарубежными вузами», Порядок Министерства образования КНР от 01.07.2004 «О реализации положения КНР о совместных образовательных программах с зарубежными вузами» (или «Порядок выполнения правил совместной образовательной программы китайских университетов и иностранных вузов»), Мнение Министерства образования КНР от 2013 года о дальнейшем усилении обеспечения качества китайско-зарубежного сотрудничества в управлении высшим учебным заведениям, Уведомление Генерального управления Министерства образования КНР от 2012 года об усилении стандартизированного совместного управления образовательном процессом. На университетском уровне необходимо
26 следовать правилам, установленным вузами-партнерами: «Программа подготовки кадров», «Учебный план», «Учебная программа», «Меры по управлению преподаванием», «Меры по контролю качества обучения», «Меры по управлению трудоустройством выпускников» и другие документы.
2. Совместное управление образовательном процессом в китайских вузах при участии зарубежных партнеров носит многосторонний и многопрофильный характер. В нем должны участвовать не только руководители университетов-партнеров, но и преподаватели, и студенты. Этому может способствовать проведение совместных совещаний, в которых принимают участие представители
студенческого актива вузов-партнеров, а также преподаватели профильных дисциплин. При реализации СОП могут создаваться различные методические и другие профильные комиссии участников образовательного процесса, что несомненно должно повысить качество реализации таких программ, усилить их академические возможности. Вузы, реализующие СОП, должны проводить внутривузовский мониторинг качества образования в каждом семестре, чтобы понимать удовлетворенность студентов содержанием преподавания каждой дисциплины, формой преподавания, педагогическим эффектом, чтобы понимать, где необходимо совершенствовать и оптимизировать процесс обучения.
3. Ресурсное обеспечение реализации СОП должно предусматривать, во-первых, определённое построение учебно-методической документации. Вузы-партнеры должны исходить из образовательных стандартов каждой страны, их социально-экономического развития, особенностей студенческого контингента, возможности рационального распределения учебных ресурсов, регулярной перенастройки программ учебных дисциплин. Во-вторых, вузы-партнеры должны иметь разумный и гибкий совместный учебный план, совместное расписание занятий и других мероприятий; внятную политику кадрового обеспечения учебного процесса, образовательную среду, ориентированную на студента. Вузы должны проводить научно-исследовательскую работу с участием студентов по проблемам реализации СОП, включать их в разнообразную социальную практику посредством различных внеклассных мероприятий, удовлетворяющих потребностям личностного развития студентов.
В-третьих, при реализации СОП преподаватели должны строго выполнять учебный план в соответствии с особенностями
предмета и учебными потребностями студентов, применять разнообразные формы и методы обучения, эффективно использовать мультимедийные ресурсы и дистанционные образовательные технологии, опираться на культурное и этническое многообразие региона, в котором реализуется СОП. Вузы-партнеры должны поощрять преподавателей, которые эффективно развивают сотрудничество с зарубежными вузами и развивают национальные учебные ресурсы. Преподавателям, участвующим в реализации СОП, должен быть обеспечен безопасный доступ к ресурсам вуза-партнера для проведения педагогических исследований, а также созданы условия для реализации свободы преподавания и свободы обучения студентов.
4. К основным принципам обеспечения качества управления реализацией СОП следует отнести: разработку стандартов качества обучения, осуществление
контроля качества обучения, обеспечение качества образования.
Стандарты качества обучения должны четко отражать основные требования каждого вуза-партнера к качеству преподавания. Они по возможности должны быть унифицированными. Контроль качества обучения должен предусматривать процедуры коррекции преподавательской деятельности, поддержки неуспевающих студентов и т. п. Обеспечение качества образования должно предусматривать взаимодействие с представителями государственных органов контроля и надзора в сфере образования, формирование у участников реализации СОП четкого понимания требований оценки качества или сертификации выпускников, включение в систему контроля за качеством образования процедур оценки удовлетворенности студентов уровнем их подготовки, оценки результатов обратной связи с преподавателями в целях повышения качества образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шведова, И.А. Интернационализация высшего образования в Китае // Вестник Томского университета. История. 2013. № 1 (21). С. 132-138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ 27 intematsionalizatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-kitae (дата обращения: 07.11.2020).
2. Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn (дата обращения: 02.09.2019).
3. Государственная программа реформы и развития сферы образования на средне- и долгосрочную перспективу (2010-2020 гг.). URL: http://www.gov.cn/jrzg/2010-07/29/content_1667 143.htm (дата обращения: 16.11.2020).
4. Медяник, Е.И. Развитие совместных образовательных программ Китая с иностранными государствами: опыт и современность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 2 (64). С. 160-174.
5. Rubino, J. American s Kean university Goes International // Cougar's Byte. 2006. Vol. 2. Iss. 30. URL: https://web.archive.org/web/20070325055141/http://media.www.cougarsbyte.com/media/ storage/paper738/news/2006/06/19/CampusNews/Americas.Kean.University.Goes.International-2025436.shtml (дата обращения: 21.01.2021).
6. Мнение Министерства образования о дальнейшем усилении обеспечения качества китайско-зарубежного сотрудничества в управлении высшим учебным заведениями // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики. URL: http://www.moe.gov. cn/srcsite/A20/moe_861/201203/t20120329_133915.html (дата обращения: 16.11.2020).
7. Положение о совместном управлении образованием для учебных заведений Китайской Народной Республики и иностранного государства // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики. URL: http://jsj.moe.gov.en/n2/1/1002/52.shtml (дата обращения: 16.11.2020).
8. Правила реализации Положений о совместном управлении образованием для учебных заведений Китайской Народной Республики и иностранного государства // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn/ news/index/6 (дата обращения: 16.11.2020).
9. Развитие совместных образовательных программ Китая с зарубежными партнерами в течение трех лет с момента реализации набросков плана образования // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn/ news/index/80 (дата обращения: 10.11.2020).
10. Уведомление Генерального управления Министерства образования об усилении стандартизированного совместного управления образовательном процессом // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики. URL: http://www.moe.gov.cn/ srcsite/A20/moe_861/201203/t20120329_133915.html (дата обращения: 16.11.2020).
REFERENCES
1. Shvedova I.A. Internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya v Kitae [Internationalization of Higher Education in China], Vestnik Tomskogo universiteta. Istorya = Tomsk State University Journal. History, 2013, No. 1, pp. 132-138. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/internatsiona lizatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-kitae (accessed: 07.11.2020) (in Russ.)
2. Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools, Official Website of the Ministry of Education of the People's Republic of China. Available at: http://www.crs.jsj.edu.cn (accessed: 02.09.2019).
3. State Program for the Reform and Development of the Education Sector for the Medium and Long Term (2010-2020). Available at: http://www.gov.cn/jrzg/2010-07/29/content_1667143.htm (ac-
2g cessed: 16.11.2020).
4. Medjanik E.I. Razvitie sovmestnykh obrazovatelnykh programm Kitaya s inostrannymi gosudarst-vami: opyt i sovremennost [Development of Joint Educational Programs of China with Foreign Countries: Experience and Modernity], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika = Russian and Foreign Pedagogy, 2019, No. 2, pp. 160-174. (in Russ.)
5. Rubino J. Keane University of America Becomes International, Cougar's Byte, 2006, vol. 2, No. 30. Available at: https://web.archive.org/web/20070325055141/http://media.www.cougars-byte.com/media/storage/paper738/news/2006/06/19/CampusNews/Americas.Kean.University. Goes.International-2025436.shtml (accessed 21.01.2021).
6. Opinion of the Ministry of Education on Further Strengthening the Quality Assurance of Chinese-Foreign Cooperation in the Management of Higher Education Institutions, Official website of the Ministry of Education of the People's Republic of China. Available at: http://www.moe.gov.cn/ srcsite/A20/moe_861/201203/t20120329_133915.html (accessed: 16.11.2020).
7. Regulations on Joint Management of Education for Educational Institutions of the People's Republic of China and a Foreign State, Official website of the Ministry of Education of the People's Republic of China. Available at: http://jsj.moe.gov.cn/n2/1/1002/52.shtml (accessed: 16.11.2020).
8. Rules for the Implementation of the Regulations on Joint Education Management for Educational Institutions of the People's Republic of China and a Foreign State, Official website of the Ministry
of Education of the People's Republic of China. Available at: http://www.crs.jsj.edu.cn/news/in-dex/6 (accessed: 16.11.2020).
9. Development of Joint Educational Programs of China With Foreign Partners Within Three Years From the Moment of Implementation of the Outline of the Education Plan, Official website of the Ministry of Education of the People's Republic of China. Available at: http://www.crs.jsj.edu.cn/ news/index/80 (date of request: 10.11.2020).
10. Notification of the General Directorate of the Ministry of Education on Strengthening the Standardized Joint Management of the Educational Process, Official website of the Ministry of Education of the People's Republic of China. Available at: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A20/ moe_861/201203/t20120329_133915.html (accessed: 16.11.2020).
Ло Ваньци (Китай), аспирант, кафедра педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Luo Wanqi (China), Postgraduate Student, V.A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
Болотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра права, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Elena L. Bolotova, ScD in Pedagogy, Professor, Department of Law, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.02.2021. Принята к публикации 07.03.2021 The paper was submitted 07.02.2021. Accepted for publication 07.03.2021
29