Научная статья на тему 'Развитие совместных образовательных программ Китая с иностранными государствами: опыт и современность'

Развитие совместных образовательных программ Китая с иностранными государствами: опыт и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / система высшего образования КНР / совместные образовательные программы / совместные учебные заведения / международное сотрудничество в области образования / совместное управление образовательным процессом / академическая мобильность / China / higher education system of China / joint educational programmes / joint education institutions / international cooperation in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. И. Медяник

В статье представлен анализ истории развития и современного состояния сотрудничества КНР с иностранными государствами в области открытия совместных образовательных программ (СОП) и учебных заведений (СУЗ). Методологическую основу данной работы составляют принципы комплексности исследования и опоры на источники. В качестве методов исследования были использованы контент-анализ, ивент-анализ, проблемно-хронологический и компаративистский методы. Это позволило автору предложить собственную периодизацию развития данной формы межвузовского взаимодействия и провести анализ разных показателей функционирования СОП и СУЗ: количество программ и учреждений, страны-партнеры, география распространения, направления подготовки, схемы обучения, численность студентов и выпускников. В результате удалось выявить особенности осуществления совместного с зарубежными вузами управления образовательным процессом в китайской высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINO-FOREIGN JOINT EDUCATIONAL PROGRAMMES DEVELOPMENT: HISTORICAL BACKGROUND AND PRESENT SITUATION

The paper provides the analysis of the history of the Sino-foreign joint educational programmes and institutions development and the current status of the Chinese-foreign collaboration in this field. The author suggests her own version of this form of inter-university interaction periodization. The author analyses the various indicators of the joint educational programmes and institutions development: the number of programmes and institutions, partner countries, geography, areas of study, training plan and the number of students and graduates.

Текст научной работы на тему «Развитие совместных образовательных программ Китая с иностранными государствами: опыт и современность»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

УДК 378

Е. И. Медяник

Кандидат исторических наук, специалист 1-й категории отдела стран Азии департамента по рекрутингу и сопровождению иностранных обучающихся, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» г.Москва

E-mail: e.medianik@ mail.ru

Elena I. Medyanik

PhD (History), First Category Specialist, Department of Asian Countries, Department for Recruiting and Accompanying of Foreign Students, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КИТАЯ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ: ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье представлен анализ истории развития и современного состояния сотрудничества КНР с иностранными государствами в области открытия совместных образовательных программ (СОП) и учебных заведений (СУЗ).

Методологическую основу данной работы составляют принципы комплексности исследования и опоры на источники. В качестве методов исследования были использованы контент-анализ, ивент-анализ, проблемно-хронологический и компаративистский методы. Это позволило автору предложить собственную периодизацию развития данной формы межвузовского взаимодействия и провести анализ разных показателей функционирования СОП и СУЗ: количество программ и учреждений, страны-партнеры, география распространения, направления подготовки, схемы обучения, численность студентов и выпускников.

В результате удалось выявить особенности осуществления совместного с зарубежными вузами управления образовательным процессом в китайской высшей школе.

Ключевые слова: Китай, система высшего образования КНР, совместные образовательные программы, совместные учебные заведения, международное сотрудничество в области образования, совместное управление образовательным процессом, академическая мобильность.

Как цитировать статью: Медяник Е. И. Развитие совместных образовательных программ Китая с иностранными государствами: опыт и современность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 2 (64). С. 160-174.

Введение. Открытие учебных заведений и образовательных программ совместно с иностранными государствами давно стало важным показателем прогрессивного развития национальной системы образования. Это обогащает академическую культуру и повышает международные позиции университетов. В рамках данной формы взаимодействия ведется подготовка специалистов, конкурентоспособных с точки зрения растущих требований не только национального, но и мирового рынка труда. Китай не является исключением и постепенно наращивает свой научно-образовательный потенциал, в том числе используя данную форму сотрудничества.

Цель статьи — проанализировать опыт Китая в области открытия учебных заведений и реализации образовательных программ совместно с зарубежными партнерами, а также выявить специфику данного вида взаимодействия применительно к китайской системе образования.

В начале исследования стоит обратиться к терминологии. В официальных документах и заявлениях китайского руководства употребляется термин хэцзо баньсюэ который можно перевести как «со-

вместное управление образовательным процессом» (СУОП). Под СУОП понимается деятельность по организации на территории КНР совместного образовательного процесса китайскими учебными заведениями, с одной стороны, и иностранными образовательными организациями с другой, в целях профессионального обучения китайских граждан [3]. В свою очередь, различают совместные образовательные программы (СОП) — хэцзо баньсюэ сянму ) и совместные учебные

заведения (СУЗ) — хэцзо баньсюэ цзигоу

Результаты исследования

Печальным наследием китайской культурной революции стала разрушенная национальная система образования страны. Профессорско-преподавательский состав, прошедший через жернова массовых репрессий и унижений, закрытие университетов и целое поколение китайцев, потративших свою юность на претворение в жизнь идеологической кампании в ущерб своему образованию — все эти проблемы не могли быть решены в одночасье и требовали проведения продуманной и последовательной политики. Объявленный в 1978 г. Дэн Сяопином курс на реформы и внешнюю открытость подразумевал под собой выход страны из долгой международной изоляции, в том числе в области академи-

ческого обмена. Обучение китайских граждан за рубежом, в большей степени в США, и создание совместных образовательных программ с иностранными партнерами стали одними из главных движущих сил реформирования системы профессиональной подготовки кадров. Отсюда и берет свое начало история развития совместных образовательных программ и учебных заведений КНР с зарубежными вузами.

Можно выделить пять периодов развития СУОП в Китае: I. вторая половина 1980-х гг.; II. первая половина 1990-х гг.; III. вторая половина 1990-х гг.; IV. с 2001 г. по 2010 г.; V. с 2010 г. по н.в.

Первый период. К середине 1980-х гг. руководство КНР пришло к выводу, что обучение китайских граждан в иностранных государствах по приоритетным с точки зрения национального социально-экономического развития направлениям подготовки (инженерные и экономические специальности) не может в достаточной мере удовлетворить потребность в реформировании системы высшего образования. Для этого необходимо импортировать образовательные технологии и методики. С целью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава совместно с вузами США были открыты подготовительные классы в Народном университете (г. Пекин), Фуданьском университете (г. Шанхай) и в Центре китайских и американских исследований (г. Нанкин), созданном в 1986 г. Нанкинским университетом и Университетом Джонса Хопкинса (США). В рамках данных проектов осуществлялось обучение по иностранным языкам, экономике и праву.

В 1988 г. была организована одна из первых совместных программ Китая с иностранным вузом (в партнерстве с Университетом Оклахома-Сити (США)), направленная на подготовку студентов с последующим присвоением им иностранной степени,— программа по бизнес-администрированию (MBA) при Тяньцзиньском колледже финансов и экономики (в настоящее время Тяньцзиньский университет финансов и экономики). Впоследствии при нем был открыт Международный центр MBA, который функционирует до сих пор [6].

Второй период. Второй период характеризуется поддержкой СОП на государственном уровне и открытием первых совместных учебных заведений.

В принятой в 1993 г. «Программе реформы и развития образования в Китае» были определены основы построения системы образования, отвечающей требованиям социалистической рыночной экономики.

В документе подчеркивалось, что Китаю необходимо придерживаться курса на открытость своего образовательного рынка внешнему миру и активизировать сотрудничество в области образования с иностранными государствами в рамках государственных законов и нормативных актов. Важным пунктом Программы стало предоставление вузам права устанавливать контакты с зарубежными партнерами, при этом упор был сделан не только на увеличение количества китайских студентов и аспирантов в иностранных вузах, но и на совместную подготовку кадров [1].

В течение второго периода были открыты четыре китайско-иностранных учебных заведения, которые представляли собой школы или колледжи при китайских университетах. Первым совместным учебным заведением Китая с иностранными партнерами стала School of Science and Technology при Яньбяньском университете (провинция Цзилинь), основанная в 1992 году. Следом, в 1994 году, были открыты College of Economics, Trade and Management при Чжэнчжоуском университете (провинция Хэнань), School of China Europe International Business при Шанхайском университете транспорта и Sydney College of Business Administration при Шанхайском университете (г. Шанхай) [4].

Важно отметить, что потребность в открытии совместных учебных заведений появилась неслучайно и была обусловлена серьезной проблемой невозвращения на родину китайских граждан, направленных на учебу за границу после окончания культурной революции. В период 1978-1991 гг. численность китайских студентов и аспирантов, уехавших на учебу за рубеж, составила порядка 150 тысяч человек, из них вернулось в КНР только 50 тысяч (1/3 от общего числа) [8]. В связи с этим открытие четырех учебных заведений в достаточно короткий срок — это попытка сохранить национальные трудовые ресурсы, предоставляя им иностранное образование на территории собственной страны.

Третий период. По мере развития СОП и СУЗ стали проявляться проблемы, связанные с несовершенством китайского законодательства в данной области сотрудничества.

В принятом в 1995 году «Законе об образовании» было подчеркнуто, что государство поощряет развитие международного сотрудничества в области образования и академических обменов [12]. В том же году были опубликованы «Временные положения о совместном управлении образованием для учебных заведений Китайской Народной Республики и иностранного государства» [6]. Это был первый документ, в котором

был установлен порядок открытия совместных образовательных программ и процедура присуждения иностранной степени.

Четвертый период. После вступления Китая в ВТО (2001 г.) число китайско-иностранных СОП стало расти быстрыми темпами. Повышение инвестиционной привлекательности Китая оказало благоприятное воздействие на межвузовское партнерство с зарубежными странами. Причина заключалась в увеличении потребности в совместной подготовке специалистов для ведения многосторонних проектов, в особенности в торгово-экономической сфере. Это отразилось и на количественных показателях СОП. Если в 2001 году количество СОП с присуждением степени равнялось 71, то в 2004-м их стало 164, а в 2007-м — 200 [9].

В рассматриваемый период была усовершенствована правовая база в области организации совместных программ. В изданных в 2003 г. «Положениях о совместном управлении образованием для учебных заведений Китайской Народной Республики и иностранного государства» и Правилах их реализации (2004 г.) достаточно детально регламентировалась деятельность иностранных вузов по открытию своих филиалов и представительств в Китае. В обоих документах подчеркивалось, что иностранным организациям запрещается создавать учебные заведения на территории Китая в одностороннем порядке, только в виде совместных образовательных учреждений. В то же время согласно «Положениям» не менее половины членов попечительского совета, совета директоров и других управленческих структур должны составлять граждане КНР. Главой совместного образовательного учреждения в обязательном порядке должен быть гражданин Китая, и его кандидатура должна рассматриваться и утверждаться соответствующими органами власти КНР. В обоих документах также подчеркивается, что совместные образовательные учреждения не могут оказывать услуги в области военного, полицейского, религиозного и политического образования, а также должны служить общественным интересам [5; 13].

Пятый период. К пятому этапу относится период с 2010 года по настоящее время. Выбранные хронологические рамки можно аргументировать тем, что в 2010 году была обнародована «Государственная программа реформы и развития сферы образования на средне- и долгосрочную перспективу (2010-2020 гг.)». Приоритетным направлением работы с 2010 года стало не увеличение количества подобных проектов, а повышение их качества. Результатом данного курса можно считать

официальное закрытие в 2018 г. 222 китайско-иностранных проектов в области СУОП, из них 3 совместных института (колледжа при вузах) и 219 программ. Это самое большое количество закрытых проектов в области СУОП за всю историю их реализации. Главными причинами закрытия стали: 1. достаточно низкий уровень качества организации учебного процесса; 2. невостребованность направлений подготовки с точки зрения национального социально-экономического развития; 3. снижение уровня конкурентоспособности. Больше всего программ закрыто в провинции Хэйлунцзян — 100 СОП, далее следуют города Пекин и Шанхай — 31 и 28 СОП соответственно, в провинции Ляонин — 11 программ, в провинции Чжэцзян — 10 и т.д. [3]

Сотрудничество Китая с иностранными государствами в области СУОП на современном этапе

В настоящее время существует две группы СУЗ и СОП: 1. официально утвержденные на уровне Министерства образования КНР; 2. официально утвержденные на уровне административных органов образования местных народных правительств. В рамках первой группы подразумевается обучение по линии бакалавриата и последипломного образования (магистратура и докторантура). Проекты второй группы представляют собой программы по линии высшего профессионального образования (чжуанькэ, 2-3 года обучения), дополнительного высшего образования (подготовительные курсы), а также программы среднего и дошкольного образования.

Совместные образовательные программы

На сегодняшний день в Китае действуют 1 053 СОП, официально утвержденных на уровне Министерства образования КНР (первая группа). Среди них 897 СОП составляют программы бакалавриата, 142 СОП — магистратуры, 14 СОП — докторантуры. Таким образом, получается следующее соотношение: 85,2% от общего числа программ первой группы приходится на бакалавриат, 13,5% — на магистратуру и 1,3% — на докторантуру. Количество СОП, официально утвержденных на уровне административных органов образования местных народных правительств (вторая группа), равно 824. В итоге общее число совместных китайско-иностранных программ составляет порядка 1 877 [3].

Страны-партнеры в области СОП. В рамках программ первой

группы сотрудничество установлено с 30 государствами, второй группы — с 25 странами. По суммарному количеству СОП лидируют США, второе и третье место делят Великобритания и Австралия. В области открытия совместных программ, как по линии бакалавриата, так и по линии магистратуры, лидирующие позиции также занимают США, в области докторантуры — Франция, а в сфере высшего профессионального (чжуанькэ) и дополнительного образования — Австралия.

География распространения СОП. С начала XXI века значительно расширился географический охват образовательными программами, созданными совместно с иностранными государствами. И на сегодняшний день СОП, как форма деятельности учебных заведений, существуют во всех городах центрального подчинения и провинциях, кроме провинции Цинхай, и в трех автономных районах, за исключением Тибетского и Нинся-Хуэйского автономных районов. По числу открытых программ лидерство принадлежит провинции Цзянсу (284 СОП). Далее с серьезным отрывом следуют Шанхай (139 СОП), Шаньдун (138), Хэнань (127), Чжэцзян (126), Хубэй (113), Пекин (101), Хэбэй (82), Хэйлунцзян и Цзилинь (78), Гуандун (69), Хунань (67), Сычуань (53), Чунцин (46), Аньхой (45), Цзянси (44), Тяньцзинь (41), Ляонин (39), Юньнань (32), Гуанси (29), Фуцзянь (26), Шэньси (25), Хайнань (24), Гуйчжоу (22), Шаньси (21), Внутренняя Монголия (19), Синьцзян (12) и Ганьсу (3).

По количеству стран-партнеров первое место занимает провинция Хэнань, вузы которой сотрудничают в рамках СОП с 20-ю иностранными государствами. Второе место делят Шанхай и провинция Цзянсу (по 19 стран). Далее следуют Чжэцзян (17), Пекин (16), Гуандун (15), Хэбэй, Хубэй и Цзилинь (14), Шаньдун и Сычуань (13), Тяньцзинь, Хунань и Ляонин (12), Чунцин и Юньнань (11), Цзянси (10), Фуцзянь, Аньхой, Шэньси и Гуанси (9), Хайнань (8), Шаньси, Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия (7), Синьцзян (5), Гуйчжоу (4) и Ганьсу (2) [3].

На основании полученных данных удалось ранжировать регионы КНР по степени охвата совместными образовательными программами:

1. Восточный Китай (43% от общего числа СОП);

2. Центральный Китай (16%);

3. Северный Китай (14%);

4. Северо-Восточный Китай (10%);

5. Юго-Западный Китай (8%);

6. Южный Китай (7%);

7. Северо-Западный Китай (2%).

Специальности. Технические специальности лидируют среди профилей подготовки в рамках СОП, официально утвержденных на уровне Министерства образования КНР, и составляют почти 40% от общего числа программ. Следом за ними идут направления подготовки в области экономики и управления, на их долю приходится 26%. Также действуют программы по педагогике, лингвистике, медицине, агрономии, юриспруденции, химии, физике, искусству и международным отношениям.

Среди программ, официально утвержденных на уровне административных органов образования местных народных правительств, наоборот, первое место занимает направление «экономика и управление» (42% от общего количества СОП). Программы технического профиля составляют порядка 36%, им, соответственно, принадлежат вторые позиции.

Схемы обучения. В настоящее время совместные образовательные программы в Китае подразделяются на программы, завершающиеся вручением диплома китайского университета либо двух дипломов (китайского и иностранного вуза) и недипломные программы. Существует четыре основные схемы обучения по линии бакалавриата:

1. «1+3»: данная схема подразумевает, что китайские студенты обучаются в национальном вузе один год, в течение которого проходят языковую подготовку и изучают базовые дисциплины. После этого они отправляются в иностранный вуз-партнер, где проходят продвинутый курс обучения. Все академические кредиты, которые получили студенты, засчитываются вузом-партнером. После окончания трехлетнего обучения студенты получают степень бакалавра зарубежного университета. При этом, окончив бакалавриат, они могут продолжить образование по магистерской программе в иностранном вузе-партнере.

2. «2+2»: реципиенты образовательных услуг два года обучаются в национальном вузе и последующие два года в зарубежном университете. Китайские студенты изучают большую часть своей образовательной программы в течение двух лет в своей стране. Затем они направляются для продолжения своего обучения в иностранные кампусы.

3. «3+1»: китайские студенты проходят трехгодичное обучение в национальном вузе, в ходе которого изучают большую часть образовательной программы, предложенной иностранным вузом. Далее они отправляются в вуз-партнер для завершения обучения и получают диплом иностранного университета.

4. «4+0»: данная схема подразумевает обучение по совместной образовательной программе, разработанной китайским вузом в партнерстве с иностранным университетом, представительство которого открыто в Китае. Соответственно, китайским студентам не нужно покидать страну для получения образования [3].

При нормативном сроке в два года на практике обучение в магистратуре увеличивается до трех лет. Первый год или полтора года (иногда более указанного периода) магистранты проводят в китайских вузах. Оставшийся период, как правило, от 3-х до 6-ти месяцев,— в зарубежном университете. Средний срок обучения в докторантуре составляет 3-4 года, а период стажировки в иностранном вузе колеблется от 1 года до 1,5 лет. Также действуют две программы, в которых установлен срок подготовки 6 и 8 лет [3].

Численность обучающихся и выпускников. В настоящее время порядка 450 тысяч человек проходят обучение в рамках совместных образовательных программ, что составляет 1,4% от общей численности студентов общеобразовательных высших учебных заведений Китая очной формы обучения. Общее количество выпускников данных программ достигает 1 млн 500 тыс. человек [3]. Процент трудоустройства среди них примерно равен 80% [11].

Совместные учебные заведения

В настоящее время на территории КНР действуют 100 СУЗ, официально утвержденных на уровне Министерства образования КНР, и 37 СУЗ, официально утвержденных на уровне административных органов образования местных народных правительств. Данные организации можно подразделить на два вида: 1. совместное учебное заведение со статусом независимого юридического лица; 2. совместное учебное заведение без статуса независимого юридического лица. Вторая группа представлена ассоциированными колледжами (эрцзи сюэюань, ^Ш^Ш), которые являются наиболее распространенным видом СУЗ в Китае [3].

Несмотря на то, что с формальной точки зрения на территории КНР невозможно открыть филиал иностранного вуза, ряду университетов удалось сделать это под видом совместных независимых колледжей, открытых при китайских университетах [2]. При этом восемь из них имеют статус независимого юридического лица [4]. Одним из таких примеров является Университет Ноттингем-Нинбо — первый иностран-

ный вуз, который открыл в Китае отдельный кампус со студенческим городком (2003 г.). Однако юридически он принадлежит Чжэцзянскому университету Ваньли [6]. В настоящее время в нем работают более 600 сотрудников из 70 государств и регионов мира и проходят обучение более 6 тысяч студентов [7].

Установление четких регламентаций позволяет Китаю контролировать деятельность вышеуказанных организаций и устанавливать «правила игры» на внутреннем образовательном рынке. Это также обеспечивает Китаю доступ к иностранным интеллектуальным ресурсам в виде современных образовательных методик, учебной литературы, системы менеджмента и т.д. Так, например, Университет Ноттингем-Нинбо и совместный проект Ливерпульского университета и Сианьского университета транспорта предоставляют образование британского образца. Совместные учебные заведения Восточно-Китайского педагогического университета и Нью-Йоркского университета, Университета Дьюка и Уханьского университета, а также Университета Кина и Вэньчжоуского университета базируются на американской модели образования. Реципиенты образовательных услуг знакомятся с разными педагогическими методиками [10]. Процесс обучения в классе построен не на традиционной для Китая модели, когда учащиеся только слушают и запоминают то, что говорит преподаватель, а наоборот, должны участвовать в дискуссиях, активно обсуждать темы вместе с педагогами [7]. Таким образом, благодаря совместным проектам китайские вузы имеют возможность изучить и проанализировать опыт ведущих мировых образовательных систем. И нормативно-правовая база КНР способствует этому процессу, поскольку в ней учтены вопросы участия китайских преподавателей.

Страны-партнеры по открытию СУЗ. Первенство по количеству функционирующих на территории Китая совместных учебных заведений принадлежит США (29 СУЗ), второе место занимает Великобритания (24) и третье — Франция (15). Далее следуют Австралия (14), Россия (13), Канада (10), Германия (8), Новая Зеландия и Япония (по 4 СУЗ), Ирландия (3), Сингапур (2), Австрия, Белоруссия, Бельгия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Украина, Финляндия и Южная Корея (по 1 СУЗ).

По количественным показателям США также лидируют в списке СУЗ, официально утвержденных на уровне Министерства образования КНР. Что касается второй группы СУЗ, официально утвержденных на

уровне административных органов образования местных народных правительств, то в ней лидирует Канада.

География распространения СУЗ. Наибольшее количество учебных заведений, созданных в партнерстве с иностранными государствами, приходится на провинцию Цзянсу (19 СУЗ). Второе и третье место принадлежит Шанхаю (15 СУЗ) и провинции Чжэцзян (14 СУЗ). Следующими в рейтинге идут Шаньдун (13), Ляонин (11), Пекин (9), Гуандун (7), Хубэй и Шэньси (6), Тяньцзинь, Сычуань, Хэнань и Цзилинь (5), Чунцин (4), Фуцзянь и Хэбэй (3), Шаньси, Хэйлунцзян и Гуйчжоу (2), Хайнань, Аньхой и Хунань (1).

Лидером по числу стран-партнеров в деле открытия СУЗ является провинция Шаньдун (10 стран-партнеров). Вторую позицию занимает провинция Цзянсу (9), третью — Пекин, Шанхай и Чжэцзян (8). Далее следуют Ляонин (7), Гуандун (5), Тяньцзинь, Чунцин и Хубэй (4), Фуцзянь, Сычуань, Хэбэй, Шэньси и Цзилинь (3), Хэнань, Шаньси, Хэйлунцзян и Гуйчжоу (2), Хайнань, Аньхой и Хунань (1) [3].

Проведенный анализ позволил определить регионы наибольшей и наименьшей концентрации СУЗ. В итоге рейтинг получился следующим:

1. Восточный Китай (47%);

2. Северный Китай (14%);

3. Северо-Восточный Китай (13%);

4. Центральный Китай (8,5%);

5. Юго-Западный Китай (8%);

6. Южный Китай (5,5%);

7. Северо-Западный Китай (4%).

Нормативно-правовое обеспечение СУОП

Деятельность в области открытия и реализации совместных образовательных программ и учебных заведений регулируется:

1. общим законодательством («Закон об образовании», «Закон о высшем образовании», «Закон о профессиональном образовании»);

2. отдельными административно-правовыми нормами («Положения о совместном управлении образованием для учебных заведений Китайской Народной Республики и иностранного государства»

(2003 г.));

3. ведомственными нормативно-правовыми актами («Правила реализации Положений о совместном управлении образованием

для учебных заведений Китайской Народной Республики и иностранного государства» (2004 г.));

4. циркулярами Министерства образования КНР [14].

Заключение

В результате исследования автор пришел к следующим выводам.

Во-первых, совместное управление образовательным процессом в партнерстве с иностранными государствами в определенной степени стало отходом от привычного для Китая эпохи Мао Цзэдуна лозунга «опоры на собственные силы» и было продиктовано необходимостью восстанавливать разрушенную в годы культурной революции национальную систему высшего образования и подготовки кадров для народного хозяйства.

Во-вторых, всю историю развития СУОП в КНР можно подразделить на пять периодов. Для первого периода было характерно прощупывание почвы для дальнейшего развития, что объяснялось открытием всего нескольких программ. В течение второго периода были сформулированы задачи по реформированию образования. Таким образом на государственном уровне были поддержаны инициативы по укреплению сотрудничества с зарубежными партнерами. Это оказало благоприятное влияние на развитие СУОП и помимо отдельных программ стали открываться совместные учебные заведения. Главным достижением третьего периода стало установление правовых норм в области открытия и реализации совместных образовательных программ и учебных заведений. Четвертый период напрямую связан с вступлением Китая в ВТО. Данное событие способствовало росту интереса иностранного академического сообщества к китайскому партнеру с точки зрения совместной подготовки специалистов. Пятый период знаменует собой новый подход китайского правительства к реализации СУОП, что нашло свое отражение в развернутой кампании за контроль над качеством реализации совместных проектов.

В-третьих, совместные образовательные программы относятся к государственному сектору и реализуются, в основном, в ведущих национальных вузах КНР (элитарные учебные заведения). И фактически только ограниченное число студентов имеет доступ к транснациональным программам, и, соответственно, не наблюдается массового охвата данными проектами.

В-четвертых, первенство по суммарному количеству СОП и в области открытия совместных программ как по линии бакалавриата и постдипломного образования, так и по линии чжуанькэ и дополнительного образования принадлежит англоязычным странам.

В-пятых, география распространения китайских проектов в области СУОП имеет свои особенности. Наибольшее число совместных программ и учебных заведений приходится на Восточный Китай, их доля составляет примерно 43% от общей численности СОП и 47% от общего количества СУЗ. Стоит отдельно выделить провинцию Цзянсу — она лидирует и по числу совместных программ, и по количеству совместных учебных заведений. Меньше всего подобных программ и образовательных учреждений открыто в Северо-Западном Китае (2% от числа СОП и 4% от числа СУЗ). Вовсе не охвачены совместными программами провинция Цинхай и Тибетский и Нинся-Хуэйский автономные районы. Также в них, как и в трех других автономных районах — Внутренней Монголии, Синьцзяне и Гуанси-Чжуанском автономном районе,— а также в провинциях Ганьсу, Цинхай, Цзянси и Юньнань не действует ни одно совместное учебное заведение.

В-шестых, наблюдается серьезный перевес в сторону открытия бакалаврских программ. Их доля составляет 85,2% от общего числа программ первой группы, магистерские и докторантские программы сильно уступают по количественным показателям. Подобное положение дел препятствует непрерывности подготовки высококвалифицированных специалистов.

И, наконец, автор отмечает засилье программ по экономическим и техническим специальностям в ущерб другим направлениям подготовки, в частности в области лингвистики, медицины, юриспруденции, педагогики, агрономии, искусства, а также в сфере естественных наук. Доля технических и экономических специальностей в рамках программ первой группы составляет 66%, а в рамках программ второй группы — 78%.

Для Китая крайне чувствительным является то, что по мере роста числа транснациональных программ, в особенности программ с присуждением иностранной степени, растет и их влияние на национальную систему высшего образования. Поэтому открытым остается вопрос: как импортировать образовательные ресурсы иностранных государств и при этом сохранить национальные традиции и идентичность собственной системы образования.

Литература

1. Боревская Н. Е. Государство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия. М.: Восточная литература, 2003. 271 с.

2. Боревская Н. Е. и др. Интернационализация российских вузов: китайский вектор / гл. ред. И. С. Иванов. М.: Спецкнига, 2013. 72 с.

3. Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn (дата обращения: 02.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Mei Wu, Shengbing Li. Cross-Border Higher Education Institutions in Mainland China: A developmental perspective // Higher Education Forum. 2015. Vol. 12. P. 23-35.

5. Regulations of the People's Republic of China on Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn/index.php/default/news/index/3 (дата обращения: 03.09.2019).

6. Transnational Higher Education in Asia and the Pacific Region / edited by Futao Huang. Hiroshima: Research Institute for Higher Education, Hiroshima University, 2006. 169 p.

7. YangLan. Sino-foreign cooperation in academics // Global Times. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globaltimes.cn/content/920404.shtml_(дата обращения: 05.09.2019).

8. The History of Chinese Student Study Abroad // Zhang Kaiyuan, Yu Zixia (Eds). Beijing: Social sciences academic press, 2013. 1066 p.

9. Ф^Ь^^^^ЙЙ [Исследование совместного управления образованием для учебных заведений Китайской Народной Республики и иностранного государства] //

2012. № 2. P. 10-18.

10. if^. [Исследование кросскультурной адаптации студентов совместных образовательных программ вузов]. ФЯЙ^Й^Ж® ii Издательство Академии общественных наук Китая, 2014. 252 p.

11. ШШ, [Анализ проблемы трудоустройства студентов совместных образовательных программ Китая с иностранными государствами] //ФИ Ш^Ш'Щ. 2013. Vol. 19, № 7. P. 52-53.

12. ФФАЙДАЯЙ^Й [Закон Китайской Народной Республики об образовании] // Официальный сайт Всекитайского собрания народных представителей КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/05/content_4638.htm (дата обращения: 08.09.2019).

13. ФФАЕЯдаИФ^Ь[Правила реализации Положений о совместном управлении образованием для учебных заведений Китайской Народной Республики и иностранного государства] // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn/news/index/6 (дата обращения: 03.09.2019).

14. Ф^'а^^^ШЖ'&Ш [Законодательная политика в области совместного управления образованием для учебных заведений Китайской Народной Республики и иностранного государства] // Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn/index.php/default/index/sort/10 (дата обращения: 08.09.2019).

SINO-FOREIGN JOINT EDUCATIONAL PROGRAMMES DEVELOPMENT: HISTORICAL BACKGROUND AND PRESENT SITUATION The paper provides the analysis of the history of the Sino-foreign joint educational programmes and institutions development and the current status of the Chinese-foreign collaboration in this field. The author suggests her own version of this form of inter-university interaction periodization. The author analyses the various indicators of the joint educational programmes and institutions development: the number of programmes and institutions, partner countries, geography, areas of study, training plan and the number of students and graduates.

Keywords: China, higher education system of China, joint educational programmes, joint education institutions, international cooperation in education.

References

• Borevskaya N. E. Gosudarstvo i shkola: opyt Kitaya na poroge III tysyacheletiya. M.: Vostochnaya literatura, 2003. 271 s. [In Rus].

• Borevskaya N. E. I dr. Internacionalizaciya rossijskih vuzov: kitajskij vector / gl. red. I. S. Ivanov; Rossijskij sovet po mezhdunar. delam (RSMD). M.: Speckniga, 2013. 72 s. [In Rus].

• Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools // Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya Kitajskoj Narodnoj Respubliki [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn (data obrashcheniya: 02.09.2019).

• Mei Wu, ShengbingLi. Cross-Border Higher Education Institutions in Mainland China: A developmental perspective // Higher Education Forum. 2015. Vol.12. P. 23-35.

• Regulations of the People's Republic of China on Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools // Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya Kitajskoj Narodnoj Respubliki [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn/index.php/default/news/index/3 (data obrashcheniya: 03.09.2019).

• Transnational Higher Education in Asia and the Pacific Region / edited by Futao Huang. Hiroshima: Research Institute for Higher Education, Hiroshima University, 2006. 169 p.

• YangLan. Sino-foreign cooperation in academics // Global Times. 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.globaltimes.cn/content/920404.shtml (data obrashcheniya: 05.09.2019).

• The History of Chinese Student Study Abroad / Zhang Kaiyuan, Yu Zixia (Eds). Beijing: Social sciences academic press, 2013. 1066 p.

• [Issledovanie sovmestnogo upravleniya obrazovaniem dlya uchebnyh zavedenij Kitajskoj Narodnoj Respubliki I inostrannogo gosudarstva] //

2012. № 2. P. 10-18.

• ÜA [Issledovanie krosskul'turnoj adaptacii studentov sovmestnyh obrazovatel'nyh programm vuzov]. [Izdatel'stvo Akademii obshchestvennyh nauk Kitaya], 2014. 252 p.

• ШШ, [Analiz problemy trudoustrojstva studentov sovmestnyh obrazovatel'nyh programm Kitaya s inostrannymi gosudarstvami] //ФИЙ^ЬЙШ. 2013. Vol. 19, № 7. P. 52-53.

• ФФАЙДАЯЙ^Й [Zakon Kitajskoj Narodnoj Respubliki ob obrazovanii] // Oficial'nyj sajt Vsekitajskogo sobraniya narodnyh predstavitelej KNR. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.npc.gov. cn/wxzl/wxzl/2000-12/05/content_4638.htm (data obrashcheniya: 08.09.2019).

• ФФАЕЯдаИФ^ЬÚff^^^M^M^fe [Pravila realizaciiPolozhenij o sovmestnom upravlenii obrazovaniem dlya uchebnyh zavedenij Kitajskoj Narodnoj Respubliki i inostrannogo gosudarstva] // Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya Kitajskoj Narodnoj Respubliki [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn/news/index/6 (data obrashcheniya: 03.09.2019).

• [Zakonodatel'naya politika v oblasti sovmestnogo upravleniya obrazovaniem dlya uchebnyh zavedenij Kitajskoj Narodnoj Respubliki i inostrannogo gosudarstva] // Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya Kitajskoj Narodnoj Respubliki [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.crs. jsj.edu.cn/index.php/default/index/sort/10 (data obrashcheniya: 08.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.