Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1032
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИ / ТЕНДЕНЦИИ / THE DEVELOPMENT OF EDUCATION AND TEACHING / LIFE-LONG EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGY / TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Л. Д., Мэнчжу Ван

В работе рассматриваются тенденции развития китайского педагогического образования в контексте концепции непрерывного образования. Раскрыты особенности форм и методов повышения квалификации педагогов и последипломного педагогического образования в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN TEACHER EDUCATION IN CHINA

This article examines the development trend of Chinese teacher education from the perspective of the concept of permanent education and shows the forms and methods of improving the professional ability of Chinese teachers and the standard of vocational education, and their characteristics.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.1

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

В работе рассматриваются тенденции развития китайского педагогического образования в контексте концепции непрерывного образования. Раскрыты особенности форм и методов повышения квалификации педагогов и последипломного педагогического образования в Китае.

Ключевые слова: развитие педагогического образования, непрерывное образование, повышение квалификации, педагоги, тенденции.

На современном этапе развития общества и государства образование становится одним и важнейших общенациональных приоритетов. Актуализируются вопросы подготовки и профессионального развития специалистов в соответствии с лучшими мировыми практиками. Ведь образование в любом государстве работает не только на настоящее, но и на будущее. Происходящие в современном обществе социально-экономические трансформации становятся непрерывными. Именно они в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждают людей постоянно учиться и переучиваться. Поэтому во многих странах развитие системы непрерывного образования стало генеральным направлением модернизации, прежде всего национальных систем непрерывного педагогического образования. Сегодня десятки стран мира ищут и реализуют свои модели непрерывного образования.

В Китае идея непрерывного образования вооб-

Л. Д. Панова

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель, заместитель декана по учебно-методической работе факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва

Lyubov D. Panova

PhD (Education), Senior Lecturer, Deputy Dean for Educational and Methodological Work, Pedagogical Education Department, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Панова Л. Д., Мэнчжу Ван. Тенденции развития педагогического образования в Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 119-128.

Мэнчжу Ван

Аспирант факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова

Mengzhu Wang Postgraduate Student, Pedagogical Education Department, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

ще и педагогического в частности получила широкое распространение в начале 1970-х годов. Распространение идеи непрерывного образования в Китае оказало значительное влияние на реформы в профессиональном образовании и особенно в педагогическом.

Анализ специальной литературы показал, что проблеме профессионального образования, в том числе педагогического, в Китае посвящен ряд исследований. Китайский педагог Хуан Яньпэй первым предложил теорию профессионального образования и применил ее на практике в 1917 году. История становления профессионального образования Китая отражена в трудах Юй Цидин, Хэ Чжэнь, Ян Цзинмэй и др. Различные аспекты развития современного профессионального образования в Китае, в том числе и педагогического, раскрывают в своих исследованиях Го Хуэйнань, Ван Цзяньсинь, Ду Яньянь, Сюй Тао, Цзян Сяоянь, Цзян Даюань, Чжу Сяомань и др. [1; 3]

По мнению китайских исследователей, профессиональное развитие учителей — это рост профессиональной культуры, непрерывное обучение и исследования, непрерывный процесс развития профессиональной этики (в Китае обычно употребляется термин «профессиональная мораль»), обогащение знаниями преподаваемого предмета и повышение квалификации по организации образовательной и воспитательной деятельности [3].

Профессия учителя в Китае традиционно считается очень уважаемой. Согласно этой традиции современное китайское правительство уделяет серьезное внимание повышению социального статуса учителя. Государство считает учителя творцом нации, который воспитывает идеалы и воплощает в жизнь новые идеи, способствуя качественной подготовке специалистов. На протяжении последних десятилетий в Китае приняты законы, положения, указы, проекты, которые повышают и закрепляют статус педагога в обществе. С 1985 года 10 сентября отмечается ежегодный праздник — День Учителя. Он стал первым профессиональным праздником, официально введенным в КНР. В 1986 году Законом об обязательном образовании было провозглашено, что каждый гражданин в обществе должен уважать учителей. Закон об учителе КНР, принятый в октябре 1993 года, кодифицировал защиту прав учителей, а также четко обозначил их обязанности [7].

Согласно этому закону, заработная плата у педагогов должна быть не ниже, чем у государственных служащих. Китайским учителям выделяется

жилье, бесплатное медицинское обслуживание и другие льготы, что делает эту профессию популярной, особенно в крупных городах. Все это свидетельствует о почтительном отношении в стране к учителям и понимании того, что успех образовательных реформ зависит в первую очередь от учителей.

Таким образом, традиционно высокий социальный статус учителя (начиная еще со времен Конфуция) является стойкой тенденцией, которая влияет на развитие педагогического образования в КНР.

По данным Национального бюро статистики Китая (2019 г.), в настоящее время в Китае работает около 18 млн штатных педагогов. Среди них 6,28 млн учителей начальной школы, 3,75 млн преподавателей младшей средней школы и 3,55 млн старшей средней школы [4].

Правительство Китая ввело ряд мер по улучшению качества подготовки учителей начальной и средней школы. Педагогические университеты в различных провинциях и городах проводят централизованную подготовку учителей, что в значительной степени способствует реформе профессионального педагогического образования.

В 2010 году китайское правительство начало реализацию «Национальной программы по подготовке учителей средней школы» [8]. В последние годы наметилась тенденция подготовки учителей — наряду с педагогическими — и в непедагогических вузах. В классических университетах создаются педагогические институты и факультеты.

Понятие «подготовка учителей» в официальных документах впервые упоминается в Постановлении по реформе и развитию общего образования в 2001 году. Объем этого понятия намного шире, чем «педагогическое образование». Это понятие относится не только к обучению будущих учителей в образовательных учреждениях, но и к повышению их профессиональной квалификации в период работы. В постановлении были определены задачи по интеграции и преемственности допрофес-сиональной, профессиональной и постпрофессиональной подготовки учителей. Главные звенья этой непрерывной подготовки учителей составляют: высшие педагогические училища, педагогические институты и университеты, педагогические факультеты при непедагогических вузах, краткосрочные курсы переквалификации в институтах усовершенствования и повышения квалификации, стажировки в педагогических вузах за рубежом, аспирантура, дистанционное образование, самообразование и др. Таким образом, можно констатировать факт создания гибкой, многоуровневой, динамично развивающейся системы непрерывного

педагогического образования.

Китайское правительство создает условия для привлечения талантливых студентов к обучению в педагогических вузах через систему грантов, стипендий, стажировок. Говоря о повышении уровня подготовки учителей в Китае, нельзя не упомянуть программу «Пилот» [10]. Она реализуется с 2007 года. В настоящее время студенты шести университетов (Пекинский педагогический университет, Восточно-Китайский педагогический университет, Северо-Восточный педагогический университет, Центрально-Китайский педагогический университет, Педагогический университет Шэньси и Юго-Западный университет) не платят за обучение и проживание и получают субсидии. Студенты могут подать заявку на такое обучение, если они соответствуют следующим трем условиям:

1. Принять участие в единых национальных вступительных экзаменах в вузы и получить вступительный балл в педагогические университеты.

2. Соблюдать Правила Министерства образования о приеме в общеобразовательные университеты, любить педагогическую деятельность и быть готовым преподавать в течение длительного времени после окончания университета.

3. Иметь хорошее здоровье.

После приема на обучение центральное правительство несет ответственность за оплату обучения и проживания для студентов, а также за предоставление ежемесячных пособий. Однако прежде чем студентов зачислят в этот проект, они должны подписать соглашение со школой и административным отделом образования провинции, в котором они находятся, о согласии отработать в системе начального и среднего образования в течение более шести лет после окончания учебы. Выпускники такого проекта, прежде чем получить работу в городских школах, должны сначала два года преподавать в сельских школах. В противном случае им необходимо возместить расходы государства на их бесплатное обучение и выплатить неустойку в соответствии с действующими правилами.

Согласно данным Рэна Юкуня, директора Департамента педагогической работы Министерства образования, в период с 2016 по 2020 год в шесть педагогических университетов было зачислено более 37 000 студентов, обучение которых финансировалось государством [9]. Кроме того, студенты этого проекта после окончания бакалавриата могут по кредитной системе продолжить обучение для получения степени магистра в области образования без отрыва от производства.

В педагогических вузах лучшие студенты могут получить гранты на обучение за границей. Благодаря программам международного обмена китайские студенты получают новые знания, изучают иностранные языки и расширяют свой кругозор. Это коренным образом повысило профессиональный уровень учителей нового поколения в Китае. Структурные изменения в системе педагогического образования КНР уже привели к улучшению качества получаемого базового педагогического образования.

Наряду с позитивными тенденциями в развитии педагогического образования существуют и негативные, среди них:

- неравномерное размещение педагогических вузов по стране;

- отставание педагогических вузов от технических по материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

Китай — большая страна, более привлекательными для выпускников педагогических вузов считаются те провинции, которые граничат с океаном. Поэтому государством проводится политика привлечения молодых педагогов в отдаленные от центра провинции, особенно в села.

Основываясь на успешных достижениях в области образования и реальных проблемах, стратегия развития образования в КНР переориентирована с решения вопроса масштабного развития образования на повышение качества и расширение доступа к качественному образованию. Это касается и профессиональной подготовки учителей. Руководство Китая понимает, что для того, чтобы страна вышла на новый уровень развития, необходимо подготовить много квалифицированных специалистов, формирование которых начинается еще в школе. А для этого необходимо совершенствовать систему непрерывного педагогического образования. Школы в Китае нуждаются сегодня в современных учителях, способных эффективно и творчески работать в новых условиях современной педагогической действительности.

В этой связи особую актуальность в Китае приобретает совершенствование последипломного педагогического образования, обновления его содержания и поиска новых форм профессионального совершенствования учителей независимо от места работы.

С 2013 по 2019 год центральное правительство выделило 13,5 млрд юаней на финансирование учебных мероприятий в рамках программы повышения квалификации учителей по всей стране [11]. Программа была направлена на улучшение общего качества работы учителей, особенно тех, которые работают в сельских общеобразовательных школах. Она

стала ключевой в достижении цели повышения профессиональной квалификации учителей, однако и местные органы управления образованием участвуют в определении приоритетных задач по совершенствованию подготовки школьных учителей на провинциальном уровне. Многие школы также организуют и обеспечивают возможности профессионального развития для своих учителей [6].

В соответствии с новой политикой каждый учитель начальной и средней общеобразовательной школы один раз в пять лет должен проходить курсы повышения квалификации в объеме не менее 360 часов. Учебный курс разрабатывается в соответствии с профессиональными обязанностями преподавателей и направлен на совершенствование их профессиональной этики и навыков. В частности, учебный курс по этике и личностному росту может помочь развить социальные ценности и учебные навыки учителя. Более того, такие учебные курсы позволяют им легче понимать своих учеников и взаимодействовать с ними, в частности помогать ученикам, которые отстают; поощряют учителей углубляться в свои предметы, а также разрабатывать новые методы обучения и с их помощью более эффективно передавать информацию ученикам.

Профессиональная этика является важным компонентом профессиональной культуры учителя, ведь школа оказывает влияние на воспитание мировоззрения подрастающего человека, его нравственных принципов, ценностей, а моральный облик учителя является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на подрастающего человека. В педагогической практике только тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности и обладает уважением и доверием учащихся, имеет возможность успешно решать сложные задачи. Формирование профессионально-этической компетентности является значимым звеном профессионального развития учителя и занимает первостепенное место в программах развития педагогического образования в Китае. В настоящее время профессиональная этика как важный показатель включена в нормы и системы показателей аттестации педагогов и считается одним из важнейших условий для получения педагогами ученого звания, поощрения и награды.

Кроме подготовки учителей, правительство также внедряет учебные программы для администраторов образования, директоров школ. Начинающие руководители до начала выполнения своих обязанностей должны пройти обучение, которое сосредоточено на навыках, необходи-

мых для их должностей, в течение 300 учебных часов. Также руководители обязаны каждые пять лет прослушать по меньшей мере 360 учебных часов. Эти программы разработаны с целью оказания помощи директорам школ в приобретении новых знаний, совершенствовании управленческих навыков и обмена опытом с другими руководителями школ.

Повышение квалификации учителей осуществляется во взаимодействии курсов повышения квалификации, мероприятий на базе учебного заведения и самообразования педагогов. Использование новых информационных и коммуникативных технологий в процессе повышения квалификации расширяет возможности как преподавателей, так и учителей.

В системе повышения квалификации учителей в Китае активно используются инновационные методы и формы обучения: лекция-дискуссия, лекция-диспут, видеолекция; семинары, рефлексия, «кейс-метод», работа творческих групп, проведение научных исследований, тематические проекты, создание интернет-портфолио, конкурсы мультимедийных презентаций, рефлексивный анализ, коучинг и др.

Существуют и своеобразные методы для повышения квалификации школьных учителей на базе учебных заведений, например такие, как создание учебно-исследовательских групп для наблюдения и оценки уроков. В соответствии с программой каждый учитель является членом определенной учебной группы, то есть все учителя, которые преподают одинаковый предмет, образуют учебную группу. В такой группе в начале семестра разрабатывается детальный практический план по конкретному учебному предмету. Каждый учитель из группы выполняет аналогичный план. Во время групповых сессий учителя анализируют учебники, определяют ключевые моменты и обсуждают лучшие подходы к обучению. Учебная группа выполняет функцию консолидации учебного опыта и повышения качества обучения. Успешный опыт учебных групп часто публикуется в образовательных журналах КНР. Лидерами учебно-исследовательской группы обычно становятся опытные учителя, поэтому другие преподаватели, особенно начинающие, могут учиться у них и совершенствовать свои навыки преподавания. Тогда как для опытных учителей это хороший способ контролировать деятельность учителей-новичков и предоставлять им своевременные эффективные предложения. Такой метод требует от каждого учителя тщательного наблюдения за планированием и преподаванием учебных дисциплин своих коллег и своевременного предоставления обратной связи для

решения насущных вопросов [5].

При организации повышения квалификации учителей на базе школы можно выделить следующие особенности (в отличие от традиционной):

- продолжительность процесса, который начинается с момента начала трудовой деятельности и заканчивается выходом на пенсию;

- практичность, поскольку в процессе педагогической деятельности полученные знания сразу же применяются на практике;

- гибкость, так как время проведения мероприятий и их содержание определяются в соответствии с реальными нуждами школы, личных качеств и индивидуальных запросов учителя;

- экономичность — минимизируются затраты на обучение, транспортные расходы, соответственно, снижается материальная нагрузка как на школу, так и на учителя;

- субъектность, активная открытая образовательная среда школы, многовариантность содержания и форм обучения, широкие возможности для инициативы, участия в планировании работы по повышению квалификации и развитию педагогов как субъектов профессионального развития.

Все большее значение приобретает дистанционное образование, становясь реальной экономически выгодной альтернативой традиционной системе подготовки и переподготовки педагогических кадров в Китае. Еще в 2003 году Министерство образования КНР утвердило Общегосударственный план создания интернет-альянса педагогического образования, целью которого является реализация крупномасштабного, высококачественного, экономически выгодного проекта эффективного последипломного педагогического образования с использованием современных технологий. Курсы обучения в основном осуществляются посредством дистанционного обучения и интенсивных очных занятий во время зимних и летних каникул. Таким образом, теоретические знания и профессиональная практика эффективно сочетаются. При этом обеспечивается синтез дистанционного обучения, очного обучения и самообразования, а также объединение лучших образовательных ресурсов.

Дистанционное обучение дает возможность подготовить большое количество профессионалов за короткий период. Но главная особенность такого образования — возможность охватить обучением 80% школьных учителей из сельской местности [1].

Итак, на данном этапе государственная политика направлена на

следующие аспекты профессионального развития учителей:

- формирование профессионально-этической компетентности;

- повышение информационно-коммуникативной компетентности педагогов;

- профессиональное развитие сельских учителей как основное условие равного высококачественного развития образования КНР, внедрение инновационных методов профессионального развития современного преподавателя (ИКТ, учебно-исследовательские группы и тому подобное).

Для дальнейшего развития и совершенствования системы непрерывного педагогического образования ученые рекомендуют распределить полномочия педагогического сообщества, местных и государственных органов власти. При этом государство должно регламентировать требования к квалификации и уровню профессиональной подготовки педагогов, ввести единый общенациональный экзамен для получения педагогической квалификации и создать единый реестр дипломов педагогов. На местном уровне должна быть организована аттестация и переподготовка учителей; а педагогические объединения должны разрабатывать критерии оценки уровня профессионализма педагогов [2].

Таким образом, исследуя тенденции развития педагогического образования, можно отметить, что на современном этапе происходит его упорядочение и структурирование, обеспечение необходимой нормативно-правовой базой, поддержка концепции непрерывного образования, преемственности совершенствования знаний и умений педагогов без отрыва от профессиональной деятельности, применение современных телекоммуникационных технологий.

Литература

1. Кекеева З. О. Учитель в образовательной системе Канады и Китая // Вестник Калмыцкого университета. 2012. № 2. С. 67-71.

2. Машкина О. А. Формирование новой модели подготовки учителей в современном Китае // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2013. № 3. С. 108-122.

3. Цзян Сяоянь. Высококвалифицированные учителя как ключевой фактор качества образования. Практика в Китайской Народной Республике. 2016 [Электронный ресурс]. URL: ht-1р8://-№^Ь8е.ги/аа1а/2016/03/17/1127403847/Цзян%20Сяоянь.аосх (дата обращения: 31.08.2020).

4. China Statistical Yearbook 2016 // National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm (дата обращения: 31.08.2020).

5. Education in China: a Snapshot. 0ECD2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd. org/china/Education-in-China-a-snapshot.pdf (дата обращения: 31.08.2020).

6. Hongyang Liu, Chengfang Liu, Fang Chang, et al. Describing the Landscape of Teacher Training in China. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/showTpaper id=a31a2f9308449c39587d966081e7b49e&site=xueshu_se&hitarticle=1 (дата обращения: 03.09.2020).

• ШШШ[Электронный ресурс]. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/05/content_4603. htm (дата обращения: 12.09.2020).

• ШШШ[МОЕ] (2011). [Электронный ресурс]. URL: http://old.moe.gov.cn//publicfiles/business/htmlfiles/moe/s4645/201105/120285.html (дата обращения: 11.09.2020).

• Ф^АйЛдаЯШШШ [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/was5/ web/search?channelid=239993 (дата обращения: 10.09.2020).

• :&ЙШШ№Й^_ЖЙЖ?4[Электронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/item/%E5% 85%8D%E8%B4%B9%E6%95%99%E8%82%B2%E5%B8%88%E8%8C%83%E7%94%9F/362974 ?fromtitle=%E5%85%8D%E8%B4%B9%E5%B8%88%E8%8C%83%E7%94%9F&fromid=535926-6&fr=aladdin (дата обращения: 15.09.2020).

• Ф^Ай^даЯШШй [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/ A03/moe_560/jytjsj_2019/ (дата обращения: 15.09.2020).

TRENDS IN TEACHER EDUCATION IN CHINA

This article examines the development trend of Chinese teacher education from the perspective of the concept of permanent education and shows the forms and methods of improving the professional ability of Chinese teachers and the standard of vocational education, and their characteristics.

Keywords: the development of education and teaching, life-long education, professional development, pedagogy, trends.

References

• China Statistical Yearbook 2016 // National Bureau of Statistics of China [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm (data obrashcheniya: 31.08.2020).

• Czyan Syaoyan'. Vysokokvalificirovannye uchitelya kak klyuchevoj faktor kachestva obrazovaniya. Praktika v Kitajskoj Narodnoj Respublike. 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.hse.ru/ data/2016/03/17/1127403847/Czyan%20Syaoyan'.docx (data obrashcheniya: 31.08.2020). [In Rus].

• Education in China: a Snapshot. 0ECD2016. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd.org/china/ Education-in-China-a-snapshot.pdf (data obrashcheniya: 31.08.2020).

• Hongyang Liu, Chengfang Liu, Fang Chang, et al. Describing the Landscape of Teacher Training in China. 2016 [Elektronnyj resurs]. URL: https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=a 31a2f9308449c39587d966081e7b49e&site=xueshu_se&hitarticle=1 (data obrashcheniya: 03.09.2020).

• Kekeeva Z. O. Uchitel' v obrazovatel'noj sisteme Kanady i Kitaya // Vestnik Kalmyckogo universiteta. 2012. № 2. S. 67-71. [In Rus].

• Mashkina O. A. Formirovanie novoj modeli podgotovki uchitelej v sovremennom Kitae // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2013. № 3. S. 108-122. [In Rus].

• SW^ [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/05/content_4603.htm (data obrashcheniya: 12.09.2020).

• SW^[M0E] (2011). [Elektronnyj resurs]. URL: http://old.moe.gov.cn//publicfiles/business/htmlfiles/moe/s4645/201105/120285.html (data obrash-cheniya: 11.09.2020).

• ^^ÀK^WHSW^ Âff^-ft [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/was5/web/ search?channelid=239993 (data obrashcheniya: 10.09.2020).

• fe^SW№^_WSWf4[Elektronnyj resurs]. URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%85%8D% E8%B4%B9%E6%95%99%E8%82%B2%E5%B8%88%E8%8C%83%E7%94%9F/362974?fromtitle=%E 5%85%8D%E8%B4%B9%E5%B8%88%E8%8C%83%E7%94%9F&fromid=5359266&fr=aladdin (data obrashcheniya: 15.09.2020).

• ^^AK^WHSWR ^^SSÂff [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.moe.gov.cn/s78/ A03/moe_560/jytjsj_2019/ (data obrashcheniya: 15.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.