УДК 37
Е Яньхуа https://orcid.org/0000-0003-1777-4881
Инкорпорация китайских вузов в мировое образовательное пространство:
результаты и проблемы
Для цитирования: Е Яньхуа Инкорпорация китайских вузов в мировое образовательное пространство: результаты и проблемы // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 48-54. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-1-112-48-54
В статье рассматриваются основные этапы развития высшего образования в Китае с момента создания Китайской Народной Республики в 1949 г. Отмечается активное участие руководства КНР в строительстве университетских кампусов мирового уровня, создании необходимых условий для подготовки кадров для народного хозяйства, а также научных и научно-педагогических кадров. Особо выделяется роль целевых проектов по созданию университетов мирового уровня и первоклассных образовательных программ - «Проект 211», «Проект 985». Рассматриваются основные этапы интернационализации китайского высшего образования. Подчеркивается их тесная взаимосвязь с началом реформ и политикой открытости в 1978 г. Рассматриваются основные достижения участия студентов и преподавателей китайских университетов в международном сотрудничестве, а также успехи китайских университетов в создании совместных с ведущими зарубежными университетами ассоциативных объединений и университетов. Отмечается существенный количественный рост числа китайских студентов, обучающихся в зарубежных университетах, и рост числа иностранных студентов, обучающихся в китайских университетах. Подчеркивается важная роль интернационализации персонала и университетов в развитии экономики Китая и улучшении социально-экономической ситуации в стране. В качестве недостатков процесса интернационализации высшего образования выделяются структурный дисбаланс и расточительность, низкие академические результаты, недостаточность государственных инвестиций и избыточная регулятивная роль государства.
Ключевые слова: КНР, Министерство образования, высшее образование, интернационализация. Ye Yanhua
Chinese universities incorporation into world educational space: results and problems
In the article the main stages of development of the higher education in China are considered from the moment of creation of the People's Republic of China in 1949. Active participation of the leadership of the People's Republic of China in constructing university campuses of the world level, creation of necessary conditions for training for the national economy and also scientific and research and educational personnel is presented. The role of targeted projects for the creation of world-class universities and the creation of first-class educational programs - Project 211, Project 985 - is highlighted. The main stages of internationalization of Chinese higher education are considered. Their close relationship with the beginning of reforms and policies of openness in 1978 is stressed. The main achievements of participation of Chinese universities students and teachers in international cooperation, as well as the successes of Chinese universities in the creation of joint associations and universities with leading foreign universities are considered. There has been a significant quantitative increase in the number of Chinese students studying at foreign universities and an increase in the number of foreign students studying at Chinese universities. The important role of internationalization of personnel and universities in the development of China's economy and improvement of the socio-economic situation in the country is stressed. Structural imbalances and profligacy, low academic outcomes, insufficient public investment and an excessive regulatory role for the state are identified as shortcomings in the higher education internationalization.
Keywords: China, Ministry of Education, higher education, internationalization.
1. Важные периоды развития высшего образования в Китае
1 октября 1949 г. была основана Китайская Народная Республика. В 1952 г. Министерство образования издало положение о наборе перво-
курсников в университеты по всей стране, и впервые было четко оговорено, что зачисление должно проходить по итогам единого национального экзамена. В том же году китайское правительство предприняло широкомасштабную реор-
© Е Яньхуа, 2019
ганизацию институтов и факультетов на основе советской системы высшего образования, разделило факультеты медицины, права и инженерии в университетах, а также создало независимые медицинские, юридические, инженерные и педагогические институты и т. д. Церковные школы и частные университеты были преобразованы в государственные, по существу, была создана новая система высшего образования.
В 1966 г. разразилась культурная революция, и вступительные экзамены в университеты были прерваны, в 1977 г. вступительные экзамены в университеты были возобновлены. В 1978 г. Китай начал разрабатывать политику для осуществления реформ и открытости. После 40 лет развития китайское высшее образование добилось больших успехов.
Китайское высшее образование пережило следующие стадии развития:
Возобновление системы приема в университеты. В 1977 г. Китай возобновил систему вступительных экзаменов в университеты и в том же году набрал большое количество рабочих, крестьян, демобилизованных солдат, интеллектуальной молодежи и недавних выпускников средней школы для поступления в университеты. В 1978 г. единый национальный вступительный экзамен для университетов в полном смысле слова был официально возобновлен. Число людей, сдавших вступительные экзамены в университеты в том же году, достигло 5,7 млн, а прием составил 270 тысяч, коэффициент приема оказался на уровне 4,73 % [6].
В 1998 г. число людей, сдавших вступительные экзамены в вузы по всей стране, уменьшилось до 3,45 млн, однако количество зачисленных в студенты составило 1,08 млн, коэффициент принятия вырос до 33,9 %.
В 1999 г. число людей, сдавших вступительные экзамены, составило 4,05 млн, количество зачисленных в вузы - 1,6 млн, коэффициент принятия составил 55,4 %.
В 2010 г. количество поступивших в колледжи и университеты достигло 6,62 млн, уровень приема достиг 70 %, масштаб зачисления значительно увеличился.
В 2018 г. количество поступивших в колледжи и университеты увеличилось до 7,91 млн, коэффициент принятия составил 81 % [8].
Число зачисленных студентов в китайские высшие учебные заведения постоянно растет.
Строительство высших учебных заведений («Проект 211» и «Проект 985»). В 1990 г., когда
Национальная комиссия по образованию сформулировала Национальный десятилетний план в области образования и была принята «Восьмая пятилетка» развития народного хозяйства (1991-1995 гг.), было принято решение сосредоточиться на строительстве новых кампусов в 100 высших учебных заведениях и развитии преподавания ряда ключевых дисциплин и специальностей, эти предложения впоследствии были определены как «Проект 211» [15, с. 3469]. В 1995 г. было официально начато строительство колледжей и университетов в рамках «Проекта 211» [13], что явилось важным этапом в реформировании высшего образования Китая. В настоящее время насчитывается 113 колледжей и университетов, модернизированных в соответствии с «Проектом 211», включая Пекинский университет и Университет Цинхуа.
В мае 1998 г. в выступлении по поводу 100-летия со дня основания Пекинского университета президент Китая Цзян Цзэминь заявил: «Чтобы добиться модернизации, Китай должен иметь ряд первоклассных университетов мирового уровня» [4]. С 1999 г. началось строительство университетов по «Проекту 985», основными задачами которого являлись создание механизма инноваций, формирование команды, создание материальной базы, создание условий для осуществления международных обменов и сотрудничества, а также строительство университетов мирового уровня и всемирно известных исследовательских университетов высокого уровня. В настоящее время к «Проекту 985» относится 39 колледжей и университетов, в том числе Пекинский университет и Университет Цинхуа.
Продвигать университеты и
образовательные программы мирового уровня. В августе 2015 г. совещание Центральной группы по комплексной углубленной реформе рассмотрело и утвердило «Общий план по координации развития первоклассных университетов и образовательных программ мирового уровня». В сентябре 2017 г. Министерство образования, Министерство финансов и Национальная комиссия по развитию и реформам выступили с инициативой создания университетов мирового уровня и первоклассных образовательных программ, а также официально обнародовали этот список для начала строительства новых университетов, среди них 42 университета и 95 первоклассных образовательных программ [16, с. 35].
2. Этап интернационализации высшего образования
С развитием высшего образования происходит и его интернационализация. Развитие интернационализации высшего образования в Китае тесно связано с реформами и открытостью. Интернационализация высшего образования Китая в целом пережила три стадии развития.
1978 - начало 1990-х гг. Этот период является начальным этапом интернационализации высшего образования в Китае, он основан на включении в международное сотрудничество персонала, особенно китайских студентов, которые отправлялись на учебу за границу. В то же время иностранные студенты стали приезжать на учебу в Китай. В 1978 г. правительство Китая сформулировало политику реформ и открытости, и в том же году увеличилось количество иностранных студентов в Китае, а количество китайских студентов, отправленных в тот год за границу, составило 3 000 человек [17, с. 1]. С тех пор число обучающихся за границей китайских студентов продолжает расти. Отправка студентов за границу стала важным символом реформ и открытости Китая. Развитие обучения за рубежом на ранней стадии реформ и открытости оказало большое влияние на развитие экономики Китая, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.
Профессорам и ученым из известных зарубежных университетов предлагается проводить различные классы и учебные курсы в университетах Китая для совместного обучения, например, в китайско-американском юридическом классе в Шанхайском университете Фудань в 1980-х гг. и в китайско-американском экономическом классе китайского университета Жэньминь и др.
Начало 1990-х - 2010 г. Это этап расширения масштабов интернационализации высшего образования Китая. На этом этапе число иностранных студентов, приезжающих в Китай, значительно увеличилось, и началось стандартизированное управление иностранными студентами. В 1994 г. правительство Китая учредило Комитет по управлению Национальным стипендиальным фондом, который отвечает за обучение китайских студентов за рубежом и иностранных студентов в китайских университетах. В течение этого периода Китай разработал серию программ для обучения за рубежом, создал систему отбора талантливых студентов для обучения в ведущих зарубежных университетах и способствовал созда-
нию условий для обучения иностранных студентов в высших учебных заведениях Китая. Доля китайских студентов, возвращающихся на работу в страну, также постепенно растет.
Прием иностранных студентов. В 1989 г. бывшая Национальная комиссия по образованию Китая обнародовала «Положение о наборе иностранных студентов за свой счет», позволяющее колледжам и университетам набирать иностранных студентов. Количество самофинансируемых иностранных студентов начало увеличиваться. В 1990 г. в Китай за свой счет приехали 3 810 иностранных студентов, в 1999 г. - 39 500. В 2000 г. Министерство образования, Министерство иностранных дел и Министерство общественной безопасности совместно выпустили Положение об управлении приемом иностранных студентов в высших учебных заведениях, которое способствовало улучшению условий обучения иностранных студентов в вузах Китая. С 2008 г. Китай расширил шкалу государственных стипендий для иностранных студентов и поощряет талантливых специалистов высокого уровня для обучения в Китае. В 2008 г. в Китае обучалось более 200 тысяч иностранных студентов [10].
Что касается совместного образования, правительство Китая выпустило серию положений и документов для интеграции китайско-иностранного совместного образования. В 1998 г. в Китае был принят Закон о высшем образовании, статья 12 которого гласит: «Государство поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего образования» [6]. С тех пор интернационализация высшего образования Китая пошла быстрыми темпами.
2010 г. - настоящее время. Это этап углубления интернационализации высшего образования Китая. В 2010 г. правительство Китая обнародовало «Национальный план среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования (2010-2020 гг.)» [11], предлагая продолжить расширение открытости образования, укрепление международных обменов и сотрудничества, внедрение качественных образовательных ресурсов и повышение академического уровня обменов и сотрудничества. На данном этапе количество, качество и типы китайских студентов, обучающихся за рубежом, значительно улучшились.
В течение этого периода виды обучения за рубежом стали более разнообразными, а доля самоокупаемого обучения за рубежом также увеличилась. По данным Китайского совета по стипендиям, в 2018 г. за границу было направлено
32-300 китайских гражданина, в том числе докторанты, ученые, студенты, для обучения и научной деятельности [2].
Что касается приема иностранных студентов, то в 2010 г. Министерство образования Китая разработало «Программу для обучения в Китае», цель которой - обеспечить к 2020 г. прием 500 000 иностранных студентов для обучения в университетах, начальных и средних школах материкового Китая, что делает Китай крупнейшим направлением для обучения за рубежом в Азии [12]. Это, в свою очередь, способствовало формированию университетов мирового класса и созданию первоклассных образовательных программ в Китае.
Что касается китайско-иностранного сотрудничества на уровне образовательных организаций, на этом этапе возникли китайско-иностранные совместные образовательные учреждения мирового уровня, такие как Международный университетский городок Чжэцзян-Хайнинг, созданный Чжэцзянским Университетом. Пекинский технологический институт и Московский университет совместно создали филиал Московского университета в городе Шэнь-чжэнь [5], Шанхайский университет Цзяотун и Мичиганский университет совместно открыли Мичиганский институт в городе Шанхай, Сиань-ский Университет Цзяотун и Университет Ливерпуля совместно образовали университет Ливерпуля в городе Сиань, Хэйлунцзянский университет и Новосибирский государственный университет совместно создали Китайско-Российский институт и т. д. Эти высокопрофессиональные китайско-иностранные совместные образовательные проекты и учреждения высокого уровня являются результатом развития системы высшего образования. Они созданы для укрепления профильного сотрудничества с университетами мирового уровня и внедрения модели обучения талантливых студентов.
3. Особенности интернационализации
высшего образования Китая
Во-первых, включение в международное сотрудничество персонала и образовательных организаций является главным содержанием интернационализации высшего образования Китая. Основная задача высших учебных заведений -подготовка преподавателей и студентов, поэтому включение преподавателей и студентов в международное сотрудничество составляет основное содержание интернационализации высшего об-
разования в Китае. Различные китайско-иностранные совместные образовательные учреждения помогают продвигать развитие талантов.
В июне 2014 г. был создан Альянс китайско-иностранных совместных университетов, который входит в состав Департамента международного сотрудничества и обмена Министерства образования Китая [1]. В него вошли Университет Сиань Цзяотун-Ливерпуль (Xi'an Jiaotong-liverpool University, основан в 2006 г. в городе Сучжоу Цзянсуской пров.); Университет Дюк Куньшань (Duke Kunshan University, основан в
2013 г. в городе Куньшань Цзянсуской пров.); Университет Нинбо Ноттингем (The University of Nottingham Ningbo China, основан в 2004 г. в городе Нинбо Чжэцзянской пров.); Нью-Йоркский университет в Шанхае (New York University Shanghai, основан в 2012 г.); Университет Вэнь-чжоу-Кин (Wenzhou-Kean University, основан в
2014 г. в городе Вэньчжоу Чжэцзянской пров.); Китайский университет Гонконга (The Chinese University of Hong Kong, в городе Шэньчжэнь).
Альянс состоит из 6 вышеуказанных китайско-иностранных совместных университетов с независимой правосубъектностью. Ежегодно Альянс проводит «Форум президентов китайско-иностранных университетов», чтобы обсудить общие проблемы и решения в практике китайско-иностранного сотрудничества, обменяться опытом и уроками в практике управления, а также содействовать здоровому развитию китайско-иностранного сотрудничества, реформированию и развитию высшего образования Китая.
Во-вторых, интернационализация высшего образования является важным средством содействия развитию самой системы высшего образования в Китае. Интернационализация высшего образования представляет собой сложную социальную деятельность, охватывающую политическую, экономическую и культурную сферы. Государство разрабатывает политику и издает соответствующие документы для содействия интернационализации высшего образования. Кроме того, в процессе создания университетов и первоклассных образовательных программ мирового уровня интернационализация стала важным показателем развития колледжей и университетов и может способствовать повышению качества их работы. Со времени начала реформ и открытости в 1978 г. правительство Китая выпустило большое число программных документов для регулирования и руководства международными образовательными организациями и обменов с зару-
бежными партнерами. Эти программные документы стали фундаментальной основой для устойчивого продвижения интернационализации высшего образования, способствуя эффективному решению проблемы рисков в развитию интернационализации. С одной стороны, эти нормативные акты обеспечивают постоянное и упорядоченное содействие интернационализации высшего образования в Китае, а с другой - стимулируют энтузиазм образовательных организаций и отдельных лиц в отношении содействия интернационализации. Согласно статистике, с 1978 г. до конца 2016 г. общее количество китайских студентов, обучающихся за рубежом, достигло 4,6 млн человек [14].
В-третьих, содействие экономическому росту и повышение академического уровня являются основными движущими факторами интернационализации высшего образования Китая. С одной стороны, интернационализация высшего образования может обеспечить поддержку талантов для социально-экономического развития страны, с другой - интернационализация высшего образования может улучшить качество колледжей и университетов и повысить их международную репутацию.
Китай - развивающаяся страна, основная цель интернационализации высшего образования в которой заключается в развитии экономики и повышении академического уровня системы высшего образования. Быстрое развитие экономики Китая требует участия большого числа специалистов высокого класса. В свою очередь, получение ими образования за границей будет способствовать экономическому росту и усилению международной конкурентоспособности Китая. Кроме того, развитие китайско-иностранного совместного образования, внедрение зарубежных образовательных ресурсов будет способствовать повышению качества высшего образования, достижению интернационализации преподавания и исследований, обеспечит понимание и применения международных академических стандартов.
4. Недостатки интернационализации
высшего образования Китая
Во-первых, понимание концепции интернационализации высшего образования не является глубоким. С точки зрения интернационализации, между университетами отсутствует коммуникационная платформа, которая могла бы эффективно распределять ресурсы, что приводит к двойному строительству и нерациональному исполь-
зованию ресурсов. Качество связанных с иностранцами управленческих команд в колледжах и университетах неодинаково.
Во-вторых, актуальна проблема дисбаланса в интернационализации высшего образования. Скорость и степень интернационализации университетов в экономически развитых районах восточного Китая значительно выше, чем в центральных и западных регионах. Скорость и степень интернационализации национальных ключевых университетов выше, чем у рядовых университетов. Степень интернационализации лингвистики, литературы и медицины выше, чем у других специальностей и дисциплин.
В-третьих, структура интернационализации высшего образования иррациональна, а показатели интернационализации низки: например, количество публикацией преподавательского и исследовательского персонала в международных научных журналах; количество основных достижений в области научных исследований, таких как научно-технические инновации и изобретения; количество наград за международные академические достижения; степень открытости лабораторий; партнерство с зарубежными университетами, количество проектов сотрудничества; сотрудничество с транснациональными корпорациями.
В-четвертых, существует также много проблем в области международного научно-технического сотрудничества, например, государство не вкладывает достаточные инвестиции в специальное научно-техническое сотрудничество; в университетах отсутствуют квалифицированные и качественные исследовательские команды; в некоторых университетах соответствующие механизмы стимулирования и оценки международного научного сотрудничества несовершенны и т. д.
В-пятых, высшим учебным заведениям не хватает достаточной автономии, и основным органом внешней коммуникации по-прежнему остается правительство. Например, все китайцы, которые уезжают за границу, и ученые, которые приезжают в Китай для обучения, должны быть одобрены компетентными органами власти. Этот процесс является громоздким и долгосрочным, что серьезно влияет на процесс международных обменов и сотрудничества между высшими учебными заведениями Китая и других стран.
В итоге, можно сказать, что в целях содействия интернационализации высшего образования Китай должен повысить свою осведомлен-
ность о международном сотрудничестве и еще больше расширить автономию университетов. Все высшие учебные заведения должны поддерживать концепцию участия в международном сотрудничестве менеджеров, преподавателей, ученых и студентов, а также повышать академический уровень и качество образования.
Библиографический список
1. Альянс китайско-иностранных кооперативных университетов был создан в Сучжоу. URL: http://news.eastday. com/eastday/ 13news/auto/news/china/ u7ai1685702_K4.html (на китайском языке)
2. В 2018 году была объявлена государственная программа обучения за границей. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1590905493209002592 &wfr=spider&for=pc(на китайском языке)
3. Ван Юнсю. Рассмотрение политики обучения иностранных студентов в Китае / Ван Юнсю, Се Шаохуа // Исследование высшего образования. 2017. № 3 (на китайском языке).
4. Выступление Цзян Цзэминя на конференции, посвященной 100-летию основания Пекинского университета. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/moe_177/tnull_2475.htm l (на китайском языке)
5. Голиков К. А. Совместный российско-китайский университет «МГУ-Пекинский политехнический институт (ППИ)» в Шэньчжэне как фактор «мягкой силы» // Вопросы истории. 2019. № 8. С. 76-87.
6. Закон о высшем образовании КНР. URL:
https://baike.baidu.com/item/ -fl^ASÄftSÄ^^W f£/2342685?fr=aladdm(на китайском языке).
7. Количество выпускных экзаменов и количество зачисленных за год по всей стране. URL: http://www.360doc.com/content/15/0801/22/58063_4888 18003.shtml (на китайском языке)
8. Количество выпускных экзаменов, количество зачисленных и анализ коэффициента поступления за год по всей стране. URL: http://www.360doc.com/content/19/0909/08/5779011_85 9957239.shtml (на китайском языке)
9. Лю Ян. Политика и практика обучения иностранных студентов в Китае / Лю Ян, Ван Ивэй // Развитие и оценка высшего образования. 2011. № 6 (на китайском языке).
10. Министерство просвещения ознакомило с открытостью китайского образования и обучением за рубежом в 2008 году. URL: https://www.chsi.com.cn/jyzx/200903/20090326/2011601 6.html (на китайском языке)
11. Национальный план среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования (2010-2020 годы). URL: http://old.moe.gov. cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/i nfo_list/201407/xxgk_171904.html?authkey=gwbux (на китайском языке).
12. Программа для обучения в Китае. URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/ moe_850/201009/xxgk_108815.html (на китайском языке (на китайском языке).
13. «Проект 211». URL:
https://baike.baidu.com/item/211 Н g$203547?fr=aladdin (на китайском языке)
14. Статистика по китайским студентам, обучающимся за рубежом в 2016 году URL: http://www. moe.gov. cn/jyb_xwfb/xw_fbh/moe_2069/xwf bh_2017n/xwfb_170301/170301_sjtj/201703/t20170301_ 297676.html (на китайском языке)
15. Хэ Дунчан. Важные учебные документы КНР (1991-1997). Хайнан, 1998. (на китайском языке)
16. Чэнь Тинчжу. 70 лет развития основных уни-верстетов: история и инновация // Вестник университета Цзишоу. 2019. № 6 (на китайском языке)
17. Чэн Щи. Политика отправления студентов за границу за 30 лет реформы и открытости Китая // Вестник педагогического университета Сюйчжун. 2009. № 4 (на китайском языке)
Referense list
1. Al'jans kitajsko-inostrannyh kooperativnyh univer-sitetov byl sozdan v Suchzhou = Alliance of Chinese-foreign cooperative universities was established in Su-zhou. URL: http://news.eastday.com/eastday/13news/auto/news/china/ u7ai1685702_K4.html (na kitajskom jazyke)
2. V 2018 godu byla ob#javlena gosudarstvennaja programma obuchenija za granicej = In 2018 a state program of study abroad was announced. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1590905493209002592 &wfr=spider&for=pc(na kitaj skom j azyke)
3. Van Junsju, Se Shaohua. Rassmotrenie politiki obuchenija inostrannyh studentov v Kitae = Consideration of foreign student education policy in China // Issledo-vanie vysshego obrazovanij a. 2017. № 3 (na kitajskom jazyke).
4. Vystuplenie Czjan Czjeminja na konferencii, posvjashhennoj 100-letiju osnovanija Pekinskogo univer-siteta = Jiang Zemin's speech at the conference dedicated to the 100th anniversary of the founding of Beijing University. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/moe_177/tnull_2475.htm l (na kitaj skom j azyke)
5. Golikov K. A. Sovmestnyj rossijsko-kitajskij uni-versitet «MGU-Pekinskij politehnicheskij institut(PPI)» v Shjen'chzhjene kak faktor «mjagkoj sily» = Joint Russian-Chinese University «Moscow State University-Beijing Polytechnic Institute (BPI)» in Shenzhen as a factor of «soft power» // Voprosy istorii. 2019. № 8. S. 76-87.
6. Zakon o vysshem obrazovanii KNR = PRC Higher Education Act. URL:
https://baike.baidu.com/item/-e^AS^ftSK^^W
f£/2342685?fr=aladdin (na kitajskom jazyke).
7. Kolichestvo vypusknyh jekzamenov i kolichestvo
zachislennyh za god po vsej strane = Number of final examinations and annual enrolment nationwide. URL: http://www.360doc.com/content/15/0801/22/58063_4888 18003.shtml (na kitaj skom j azyke)
8. Kolichestvo vypusknyh jekzamenov, kolichestvo zachislennyh i analiz kojefficienta postuplenija za god po vsej strane = Number of final examinations, number of entrants and annual rate of admission analysis throughout the country. URL: http://www.360doc.com/content/19/0909/08/5779011_85 9957239.shtml (na kitajskom jazyke)
9. Lju Jan, Van Ivjej. Politika i praktika obuchenija inostrannyh studentov v Kitae = Foreign student education policy and practice in China // Razvitie i ocenka vysshego obrazovanija. 2011. № 6 (na kitajskom jazyke).
10. Ministerstvo prosveshhenija oznakomilo s otkry-tost'ju kitajskogo obrazovanija i obucheniem za rubezhom v 2008 godu = The Ministry of Education introduced the openness of Chinese education and study abroad in 2008. URL:
https://www.chsi.com.cn/jyzx/200903/20090326/2011601 6.html (na kitajskom jazyke)
11. Nacional'nyj plan srednesrochnoj i dolgosrochnoj reformy i razvitija obrazovanija (2010-2020 gody) = National plan for medium- and long-term reform and development of education (2010, 2020 years). URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/i nfo_list/201407/xxgk_171904.html?authkey=gwbux (na kitaj skom j azyke).
12. Programma dlja obuchenija v Kitae = Program for training in China. URL: http://old.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/ moe_850/201009/xxgk_108815.html (na kitajskom jazyke (na kitajskom jazyke).
13. «Proekt 211» = «Project 211». URL:
https://baike.baidu.com/item/211 H g$203547?fr=aladdin (na kitaj skom j azyke)
14. Statistika po kitaj skim studentam, obuchajush-himsja za rubezhom v 2016 godu = Statistics on Chinese students studying abroad in 2016. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/xw_fbh/moe_2069/xwf bh_2017n/xwfb_170301/170301_sjtj/201703/t20170301_ 297676.html (na kitajskom jazyke)
15. Hje Dunchan. Vazhnye uchebnye dokumenty KNR (1991-1997). Hajnan, 1998. (na kitajskom jazyke) Important training papers of the PRC (1991-1997). Hainang, 1998. (in Chinese)
16. Chjen' Tinchzhu. 70 let razvitija osnovnyh uni-verstetov: istorija i innovacija = 70 years of development of the main universities: history and innovation // Vestnik universiteta Czishou. 2019. № 6 (na kitajskom jazyke)
17. Chjen Shhi. Politika otpravlenija studentov za granicu za 30 let reformy i otkrytosti Kitaj a = Policy of sending students abroad in 30 years of China's reform and openness // Vestnik pedagogicheskogo universitet Sju-jchzhun. 2009. № 4 (na kitajskom jazyke)
54
E Hnbxya