ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
j
Реформирование системы высшего образования в Китае:
современные итоги
Донецкая Светлана Сергеевна - д-р экон. наук, проф. E-mail: [email protected] Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия Адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1 Цзи Цяньнань - студент. E-mail: [email protected] Хэйлунцзянский университет, Харбин, КНР
Адрес: 150080, г. Харбин, провинция Хэйлунцзян, Нанганг, Хуефу роуд, 74
Аннотация. В статье анализируются итоги реформ, проведённых в системе высшего образования Китая в конце XX - начале XXI вв. На основе официальной статистики показано, как изменилось количество высших учебных заведений, численность студентов и выпускников, а также структура подготовки специалистов по уровням образования и направлениям подготовки с 1995 по 2016 гг. Представлена динамика финансирования университетов.
Исследование показало, что результатом правительственных реформ стало стремительное увеличение числа университетов и количества студентов. Высшее образование из элитного превратилось в массовое. С 1995 по 2016 гг. коэффициент валового охвата населения высшим образованием увеличился в 9,5 раз и составил 42,7%. Эффективная государственная политика поддержки студентов, обучающихся в зарубежных университетах, и содействие их последующему трудоустройству привели к тому, что к 2016 г. по сравнению с 1995 г. в три раза (с 28 до 79%) возросла доля тех, кто после обучения предпочёл вернуться домой. Структура подготовки специалистов высшей квалификации соответствует потребностям растущей экономики: 34% выпускников имеют инженерные профессии, а наибольший рост числа выпускников сохраняется по экономическим и управленческим специальностям, а также по педагогике. Главный результат проведённых реформ - международное признание китайских университетов и, как следствие, вхождение лучших из них в топ-100 влиятельных международных рейтингов.
Ключевые слова: реформы высшего образования КНР, финансирование университетов в КНР, численность студентов в КНР, уровень образованности в КНР, рейтинги университетов
Для цитирования: Донецкая С.С, Цзи Цяньнань. Реформирование системы высшего образования в Китае: современные итоги // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 79-92.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-79-92
Введение тивно участвуют в международных научных
В 2013 г. ведущие российские вузы - участ- коллаборациях и развивают процессы интерники проекта 5-100 приступили к решению национализации образовательной деятель-непростой задачи - наращиванию научно- ности [1]. Однако несмотря на то что рос-образовательного потенциала и повышению сийские вузы имеют многолетнюю историю конкурентных позиций на глобальном рынке международного сотрудничества [2], они вы-образовательных услуг. За прошедшие пять нуждены постоянно приспосабливаться к со-лет достигнуты определённые результаты, временным экономическим и политическим особенно теми университетами, которые ак- вызовам, искать новых партнёров и форми-
ровать иные, чем ранее, формы взаимодействия с ними [3-7]. Поэтому важно понимать особенности и знать современные тенденции развития высшего образования в иностранных государствах.
В настоящее время взоры российских университетов всё чаще обращены в сторону азиатских стран, прежде всего Китая. И это не случайно. За последние десятилетия Китай достиг значимых экономических успехов и стал самым динамично развивающимся государством в мире. По данным CIA World Factbook, среднегодовой пророст ВВП Китая с 2007 по 2016 гг. составил 9,9%, в то время как в странах G-8 не превысил 1,6%, а в среднем по всем государствам мира равен 3,6%*. Большинство экспертов объясняют такие результаты наличием дешёвой рабочей силы, нежёстким законодательством и аккумулированием значительных инвестиций. Но есть и другое мнение, состоящее в том, что без грамотной политики Китая в области науки и образования этого невозможно было бы достичь [8].
Реформирование системы образования в КНР началось в 1949 г., непосредственно после провозглашения государства [9]. Однако наиболее значительные изменения произошли в высшем образовании в 1980-е гг. В то время были введены единые правила приёма в университеты, а также принято «Положение КНР о степенях», предполагающее присвоение выпускникам вузов академических степеней: специалиста (Associate Degree - специальный образовательный ценз, который сильно ограничивает возможности трудоустройства и позволяет устроиться только на работу, где не требуется высокой квалификации; присваивается после 2-3-годичного обучения в университете), бакалавра (Bachelor's Degree; присваивается после 4-6-годичного обучения); магистра (Master's Degree; предполагает 2-3-летнее обучение) и доктора (Doctoral Degree - 3-4-летнее обучение) [9; 10]. Кро-
1 The World Economy. URL: http://www.ereport.ru/
ме того, расширены возможности вузов в плане организации учебного процесса, выбора методов и режимов обучения, увеличения дополнительных курсов, изменения системы оценки знаний студентов, введения платного образования2 [9; 11]. В 1990-е гг., с углублением реформ и перестройкой экономической системы, китайское высшее образование вступило в новый исторический период под лозунгом повышения роли науки и качества обуче-ния3. В июле 1994 г. Государственный совет КНР предложил реализовать «Проект 211», нацеленный на создание и реорганизацию около 100 университетов и открытие ряда ключевых, необходимых для китайской экономики направлений обучения. Финансирование проекта предполагалось за счёт мобилизации средств со стороны государства, департаментов и университетов4. 4 мая 1998 г. Министерство образования КНР решило дополнительно поддержать некоторые университеты, такие как Пекинский университет, Университет Цинхуа и др., в рамках программы создания университетов мирового уровня. Проект был назван «Проект 985», и на его реализацию ежегодно в течение трёх лет правительство направляло 1% доходной части государственного бюджета5. Наконец, в 2010 г. ЦК КПК и Государственный совет КНР обнародовали «Программу среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования КНР на 2010-2020 годы». Она предусматривает
2 Концепция реформы системы зачисления в колледжи и университеты. URL: http://www.docin.com/p-307865198.html (In Chinese)
3 ФИй^ЙШ Высшее образование в Китае. URL: https://baike.sogou.com/v426445.htm?from-Title=%E9%AB%98%E7%AD%89%E6%95%99%E 8%82%B2(In Chinese)
4 211 ХЩ Проект 211. URL: https://baike.sogou. com/v63156.htm?fromTitle=211%E5%B7%A5%E7 %A8%8B (In Chinese)
5 985 ХЩ Проект 985. URL: https://baike.sogou. com/v294977.htm?fromTitle=985%E5%B7%A5%E7 %A8%8B (In Chinese)
1996 1998 2000 2002 2004 2006 200S 2010 2012
-Общее финансирование высшего образования
-----Государственное финансирование высшего образования
Рис. 1. Динамика финансирования высшего образования в КНР с 1997 по 2011 гг. Fig. 1. Dynamics of higher education funding in China from 1997 to 2011
Источник информации: [15].
всестороннее улучшение качества высшего образования, повышение уровня научных исследований, расширение возможностей социального обслуживания, оптимизацию структуры университетов. К окончанию действия программы планируется доведение уровня охвата населения высшим образованием до 40%6.
Поскольку реформирование системы высшего образования в Китае проходит уже не одно десятилетие, интересны его современные результаты. Отметим, что уже появились публикации [9; 10; 12-14], в которых дана качественная оценка основных достижений КНР в образовательной сфере. Авторы статьи на основе анализа данных Национального бюро статистики Китая и информации, взятой из других китайских первоисточников, представят количественную оценку изменений, которые произошли в системе высшего образования Китая с 1995 по 2016 гг. Будут также показаны размеры и динамика инвестиций в развитие китайских университетов.
6 ФИФШШ.ШШШШ (2010-2020) -
Программа среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования КНР на 2010-2020 годы. URL http://zongqing1028.blog.163.com/blog/ static/12716629520107308487845/ (In Chinese)
Финансирование образовательных реформ
Проведённые в Китае образовательные реформы сопровождались ростом инвестиций в образовательную сферу. Только с 1997 по 2015 гг. общее финансирование возросло в 14,3 раза (в 10,2 раза в ценах 1997 г.), достигнув в 2015 г. 3612,9 млрд. юаней [15]. В эти годы на долю высшего образования ежегодно приходилось от 20 до 30% общих отраслевых расходов. Так, например, в 2011 г. общее финансирование высшего образование составило 702,1 млрд. юаней, что в 16,1 раз больше, чем в 1997 г. (Рис. 1). Средний ежегодный прирост финансирования высшего образования составил 22% (в ценах 1997 г. - 19,8%). В структуре общего финансирования высшего образования доля государственных затрат составляла в этот период времени от 40 до 65%. В целом, если сравнивать финансирование высшего образования с ВВП Китая, то можно заметить, что с каждого юаня ВВП от 0,55 (в 1997 г.) до 1,45 юаней (в 2011 г.) инвестировалось в развитие университетов и поощрение студентов. Нужно отдать должное дальновидности правительства КНР, которое, несмотря на мировой кризис, не свернуло образовательные реформы и не снизило финансирование образовательной
Рис. 2. Динамика роста числа университетов в Китае с 1995 по 2017 гг. Fig. 2. Dynamics of the number of universities in China from 1995 to 2017
Источник информации: [15].
сферы, как рекомендовал Международный валютный фонд [16]. Возможно, именно поэтому страна сейчас демонстрирует значительные экономические успехи.
Новые университеты С 1995 г. в Китае непрерывно растёт число университетов: в среднем на 85 заведений в год (в 1995 г. - 1054 университета, в 2017 г. -2914), однако рост этот неравномерный. Если в конце прошлого века число университетов ежегодно увеличивалось на 57 единиц, то в начале XXI в. прирост ускорился. Например, только за последние три года (с 2015 по 2017 гг.) в Китае ежегодно открывалось 118 университетов (Рис. 2). Среди новых университетов больше государственных и совместных китайско-иностранных высших учебных заведений. Например, в 2006 г. в Сучжоу открылся Xi'an Jiaotong-Liverpool University, созданный при сотрудничестве Университета Сиань Цзяотун и Университета Ливерпуля (Великобритания). В 2011 г. в Шэньчжэне появился Southern University of Science and Technology, в Шаньнане - NYU Shanghai, основанный Восточно-Китайским педагогическим и Нью-Йоркским университетами. В 2012 г. в городе Шэньчжэне учреждён The Chinese University of Hong Kong. В 2013 г. создан Shanghai University of Science
and Technology, в 2015 г. - Shenzhen MSU-BIT University, организованный Народным правительством Шэньчжэня, МГУ им. М.В. Ломоносова и Пекинским технологическим институтом. Ещё есть новые частные университеты, но их число незначительно. Например, в 2009 г. в Китае было всего 658 частных университетов. К 2016 г. их число выросло всего на 83 единицы.
За годы реформ в Китае не только увеличилось число университетов, но и изменилась их структура (Табл. 1). Например, если в 1999 г. четверть университетов готовили специалистов в области науки и техники, то к 2015 г. число таких университетов возросло в 3,4 раза, и они уже составляли 35,4% от общего числа университетов. Также в 3-3,6 раз увеличилось количество высших учебных заведений политологии и права, искусства, финансовых и лингвистических университетов. Менее чем в два раза увеличилось количество медицинских и сельскохозяйственных университетов, а также национальных академий. Однако наиболее стремительно (в 8,3 раза) выросло число комплексных университетов (с 74 в 1999 г. до 612 в 2015 г.). В то же время к 2015 г. закрылись 8 педагогических вузов и полностью исчезли университеты, предлагавшие краткосрочную профессиональную подготовку (в
Таблица 1
Структура университетов Китая по направлениям подготовки в 1999 и 2015 гг. Structure of Chinese Universities by Educational Fields in 1999 and 2015
Университеты Число университетов В процентах к итогу
1999 2015 1999 2015
Научно-технические 268 906 25,0 35,4
Педагогические 227 219 21,2 8,6
Краткосрочной профессиональной подготовки 161 - 15,0 -
Медицинские 118 192 11,0 7,5
Комплексные 74 612 6,9 23,9
Финансовые 74 261 6,9 10,2
Сельскохозяйственные 47 81 4,4 3,2
Искусства 29 92 2,7 3,6
Политологии и права 25 73 2,3 2,9
Лингвистики и литературы 15 54 1,4 2,1
Физической культуры и спорта 14 33 1,3 1,3
Национальные академии 12 18 1,1 0,7
Лесоводства 7 19 0,7 0,7
Итого 1071 2560 100,00 100,00
Рассчитано по данным: [15].
1999 г. таковых было 15%). Последнее связано с политическим курсом китайского правительства, предполагающим объединение в одном учебном заведении всех видов подготовки специалистов с высшим образованием (от специалистов с 2-3-годичным профессиональным образованием до докторантов). Поэтому в настоящее время краткосрочную профессиональную подготовку можно получить в любом китайском университете.
Динамика роста численности студентов и выпускников китайских вузов
С ростом числа университетов увеличивалось и количество студентов. Так, с 1995 по 2016 гг. их численность увеличилась в 10 раз: с 2,9 млн. чел. в 1995 г. до 28,9 млн. чел. в 2016 г. (Рис. 3). Причём если с 2000 по 2005 гг. рост студентов был стремительный (в среднем на 2,2 млн. чел. в год), то с 2005 по 2010 гг. он замедлился до 1,5 млн. год, а с 2011 г. - до 0,8 млн. чел. Динамика изменения числа выпускников была аналогичной - рост в 9,4 раза за анализируемый период: с 805 тыс. чел. в 1995 г. до 7605,7 тыс. чел. в 2016 г.
Стоит отметить, что в Китае в университетах возможно обучение взрослого населения по программам 2-3-годичной профессиональной подготовки и бакалавриата. Это связано с низкой профессиональной образованностью данной группы населения и высоким уровнем безработицы среди ее представителей. Поступление взрослого населения в магистратуру и докторантуру ограничивается прежде всего возрастным цензом: 40 и 45 лет соответственно7.
Масштабы обучения взрослых впечатляют. Например, в 2016 г. по программам высшего образования обучалось 5859,4 тыс. чел. Для сравнения - это 20,2% от численности молодых людей, охваченных высшим образованием в том же году. Так же, как и среди молодёжи, наблюдается рост численности взрослых студентов, хотя и не такими значительными темпами. Например, с 2004 по 2015 гг. их количество еже-
7 Система образова-
ния в Китае (высшее образование). URL: http:// www.education-medelle.com/articles/visschee-obra-zovanie-v-ritae.html (In Chinese)
Рис. 3. Динамика изменения численности студентов и выпускников китайских
университетов с 1995 по 2016 гг. Fig. 3. Dynamics of the number of students and graduates from Chinese universities
from 1995 to 2016
Источник информации: [15].
Рис. 4. Динамика изменения численности взрослых студентов и выпускников в Китае с 2004 по 2016 гг. Fig. 4. Dynamics of the number of adult students and graduates in China from 2004 to 2016
Источник информации: [15].
годно возрастало в среднем на 196,5 тыс. чел., а в 2016 г. наблюдалось резкое снижение на 515,5 тыс. чел. (Рис. 4). Отметим, что подавляющая часть взрослых студентов получает краткосрочную профессиональную подготовку. Поэтому выпускников с дипломом бакалавров среди них менее половины: 41,8% - в 2016 г. (в 2004 г. таковых было всего 28,5%).
В конце 1970-х гг. китайское правительство, озабоченное нехваткой высококвалифицированных специалистов, открыло для своих граждан государственную границу и позволило им обучаться в зарубежных университетах. Однако поток выезжающих резко возрос только после того, как в 1998 г. Госсовет КНР подписал специальное распоряжение, упрощающее процедуру выезда,
Рис. 5. Динамика численности китайских студентов, обучающихся в зарубежных университетах, с 1995 по 2015 гг. Fig. 5. Dynamics of the number of Chinese students returned home after studying
from 1995 to 2015
Источник информации: [15].
а в 2004 г. были сняты ограничения на обязательную отработку в течение пяти лет в Китае после окончания обучения8. Этим незамедлительно воспользовались китайские студенты: если в 1995 г. за границу выехало всего 20,4 тыс. студентов (менее 1% от их общего числа), то к 2016 г. число уехавших выросло в 26,7 раз, достигнув 544,5 тыс. человек, или 2,1% от общего числа студентов (Рис. 5). Интересна статистика возвращения студентов. Если в 1995 г. возвратились 28,2% студентов, выехавших за границу для обучения, то в 2016 г. - уже 79,4%, что объясняется прежде всего уверенностью выпускников в трудоустройстве на родине.
Изменение структуры выпускников китайских вузов
Проанализируем структуру выпуска из университетов. Прежде всего, стоит заметить, что до начала 2000-х гг. в Китае были
8 Боревская Н. Россия должна научиться у Китая охоте «за умами» // Информационное агентство REGNUM. 04.07.2012. URL: https://regnum. ru/news/1548073.html_
только студенты, получающие 2-3-годичное профессиональное образование (специалисты) и обучающиеся в бакалавриате. Причём если в 1997 г. «специалисты» составляли более половины общей численности студентов (54%), то уже к 2005 г. их становится менее 50%, и далее с каждым годом этот процент снижается. Почти половина выпускников - бакалавры (46% - в 2005 г. и 49,2% - в 2016 г.). На долю магистрантов приходилось 5% выпускников в 2005 г. и 6,7% - в 2016 г.; доля докторантов - менее 1% [15].
С 1997 по 2016 гг. ежегодно увеличивалась численность выпускников всех категорий (Рис. 6). Наиболее существенный прирост был в период с 2005 по 2010 гг., когда число выпускников-специалистов каждый год в среднем увеличивалось на 312,3 тыс. чел., бакалавров - на 224,9 тыс., магистрантов - на 34,5 тыс. чел. и докторов - на 4,3 тыс. чел. В последующие пять лет резко сократился прирост выпуска специалистов (всего 11,8 тыс. чел. в год). Рост выпуска других категорий студентов также замедлился, но не существенно.
Рис. 6. Динамика изменения численности выпускников (по категориям) с 1997 по 2016 гг. Fig. 6. Dynamics of the number ofgraduates (by categories) from 1997 to 2016
Источник информации: [15].
Таблица 2
Структура выпуска бакалавров, магистров и докторов по направлениям подготовки в 1997, 2005 и 2015 гг. Structure of the Graduates ofBachelor's, Master's and Doctoral Programs according to Educational Fields in 1997, 2005 and 2015
Направления подготовки Бакалавры Магистры Доктора
1997 2005 2015 2005 2015 2005 2015
Инженерия 46,0 35,3 32,9 39,2 35,4 34,1 34,8
Экономика 13,1 5,5 6,1 5,8 4,9 5,8 4,1
Наука 10,3 11,1 7,1 10,2 7,6 19,7 20,4
Литература 9,5 15,5 10,3 7,5 5,9 4,4 3,4
Медицина 8,3 6,6 6,2 9,3 10,8 15,5 16,2
Сельское хозяйство 4,3 2,4 1,7 3,1 3,6 4,0 4,7
Педагогика 3,6 3,4 3,5 2,9 5,9 1,6 1,8
Право 3,3 5,2 3,7 8,0 7,4 4,3 4,9
История 1,5 0,7 0,5 1,3 0,9 2,0 1,3
Философия 0,2 0,1 0,1 1,1 0,7 1,6 1,1
Менеджмент - 14,2 19,1 11,7 13,8 7,0 6,3
Военные - - - 0,1 0,0 0,1 0,1
Искусство - - 8,9 - 3,3 - 0,9
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Рассчитано по данным: [15].
Можно предположить, что такая динамика свидетельствует о насыщении внутреннего рынка специалистами с низшим уровнем высшего образования. Структура выпусков бакалавров, магистров и докторов по направлениям подготовки и измене-
ние их численности в 2015 г. по сравнению с 2005 г. представлены в таблицах 2 и 3. (структуру выпускников-специалистов мы не анализируем, так как к 2015 г. изменилась классификация направлений подготовки данной категории студентов).
Таблица 3
Изменение численности выпускников по направлениям подготовки в 2015 г. по сравнению с 2005 г. Dynamics ofthe Number of Graduates according to Educational Fields in 2015 as compared with 2005
Направления Прирост, чел. Рост, раз
подготовки Бакалавры Магистры Доктора Бакалавры Магистры Доктора
Инженерия 663283 112 616 9 302 2,3 2,8 2,0
Менеджмент 477 286 49 496 1 487 3,3 3,6 1,8
Литература 140626 17 003 595 1,6 2,4 1,5
Экономика 138655 14 847 567 2,7 2,6 1,4
Медицина 127906 38 781 4 416 2,3 3,6 2,0
Наука 92 556 21 308 5 520 1,6 2,3 2,0
Педагогика 73 766 24 864 523 2,5 6,4 2,1
Право 55 145 23 853 1 440 1,7 2,8 2,2
Сельское хозяйство 25 489 12 794 1 456 1,7 3,6 2,3
История 6 716 2 205 132 1,6 2,0 1,2
Философия 764 1 629 174 1,6 1,9 1,4
Военное дело - 82 8 - 1,9 1,4
Рассчитано по данным: [15].
Более трети китайских выпускников-бакалавров имеют инженерные специальности (соответственно 46% - в 1997 г., 35,3% - в 2005 г. и 32,9% - в 2015 г.). В 1997 г. значимыми были также следующие четыре направления подготовки: «экономика» (13,1%), «наука» (10,3%), «литература» (9,5%) и «медицина» (8,3%). В 2005 и 2015 гг. профессиональная структура выпуска бакалавров изменилась. В 2005 г. на второе место по значимости вышли такие специальности, как «литература» (15,5%) и «менеджмент» (14,2%), за ними следуют «наука» (11,1%) и «медицина» (6,6%). В 2015 г. до 19,1% увеличилась доля выпускников по направлению «менеджмент» и, напротив, до 10,1% сократилась доля выпускников по литературе и появились бакалавры в области искусства (8,9%). Ежегодно выпускается очень мало бакалавров по истории и философии. В выпусках магистров 2015 и 2015 гг. значительных структурных сдвигов не произошло. Более трети выпускников имеют инженерные специальности (39,2% - в 2005 г., 35,4% - в 2015 г.). Следующая треть выпускников обучалась менеджменту, науке и медицине (соответственно 11,7; 10,2 и 9,3% - в 2005 г.
и 13,8; 7,6 и 10,8% - в 2015 г.). Меньше всего выпускается магистров по философии, истории и военному делу. Наиболее стабильна структура выпуска докторов. Так же, как и в случае с бакалаврами и магистрами, почти треть докторов имеют инженерные специальности (34,1% в 2005 г. и 34,8% - в 2015 г.). В целом структура выпуска докторов схожа со структурой выпуска магистров. Отличие в том, что меньше докторов выпускается по менеджменту, а больше - специалистов в области науки (19,7% - в 2005 г. и 20,4% -в 2015 г.) и медицины (15,5% - в 2005 г. и 16,2% - в 2015 г.).
Что касается прироста выпускников-бакалавров, то можно заметить, что за 10 лет наиболее значительно увеличилось число инженеров - на 663,3 тыс. чел. (в 2,3 раза), специалистов в области администрирования - на 477,3 тыс. чел. (в 3,3 раза), специалистов по литературе - на 140,6 тыс. чел. (1,6 раза), экономистов - на 138,7 тыс. чел. (2,7 раза) и медиков - на 127,9 тыс. чел. (2,3 раза). За тот же период наибольший прирост выпускников магистратуры произошёл также по инженерным специальностям - на 112,6 тыс. чел. (в 2,8 раза), менеджменту -
Рис. 7. Процент населения Китая с высшим образованием (по возрастным группам), в 1995 и 2000 гг. Fig. 7. The percentage of population of China who have higher education (by age groups), in 1995 and 2000
Рассчитано по данным: [17; 18].
49,5 тыс. чел. (3,6 раза), медицине - 38,8 тыс. чел. (3,6 раза) и педагогике - 24,9 тыс. чел. (6,4 раза). Выпуск докторов вырос по всем направлениям подготовки не более чем в два раза. Наиболее существенный абсолютный прирост наблюдался по инженерным направлениям (на 9,3 тыс. чел.), науке (5,5 тыс. чел.) и медицине (4,4 тыс. чел.).
Изменение уровня образованности населения Китая
Мудрая политика правительства Китая в образовательной сфере привела к тому, что процент неграмотного населения в возрасте 15 лет и старше снизился с 15,8% в 1998 г. до 5,3% в 2016 г. [15]. В 9,5 раз увеличился валовой коэффициент охвата населения высшим образованием (с 4,5% в 1995 г.9 до 42,7% в 2016 г.10). Стремительное увеличение численности населения, имеющего высшее образование, не
9 Мировой Атлас данных. URL: https://knoema. ru/atlas
10 В 2016 г. в Китае насчитывалось 37 миллионов
студентов // Синьхуа Новости. 2018. 14.09. URL: http://russian.news.cn/2017-07/12/c_136437587. htm
могло не отразиться на повышении уровня образованности нации в целом. К сожалению, нам удалось найти данные китайской демографической статистики только 1995 и 2000 гг. Но анализ показателей даже за такой короткий промежуток времени показывает, что доля населения Китая с высшим образованием в возрасте 25-64 года увеличилась с 3,1 до 4,6% (Рис. 7). Наиболее значительное повышение произошло среди молодёжи в возрасте 20-24 года (с 3,6 до 8,6%) и 25-29 лет (с 3,6 до 6,7%), а также среди населения 35-39 лет (с 3,9 до 5,4%). К 2016 г., по данным Education at a Glance, доля населения Китая в возрасте 25-64 года с высшим и средним профессиональным образованием достигла уже 9%, а среди молодёжи в возрасте 25-34 года -18%и.
Изменение позиций китайских вузов в международных рейтингах
Индикатором успешности реформ в высшем образовании является продвиже-
11 Education at a Glance, 2017. URL: https://www. hm.ee/sites/default/flles/eag2017_eng.pdf
ние китайских университетов в наиболее влиятельных международных рейтингах: Academic Ranking of World Universities (ARWU, Шанхайский рейтинг), QS World Universities Rankings и Times Higher Education (THE).
В самом строгом Шанхайском рейтинге, который был создан с целью оценки конкурентоспособности китайских университетов по сравнению с мировым научно-образовательным сообществом, в 2003 г. (когда рейтинг был впервые опубликован) лучшие результаты показали два китайских вуза: Tsinghua University и Peking University, занявшие места 201-300. В 2017 г. эти же университеты прочно утвердились в топ-100, где были позиционированы соответственно на 48-м и 71-м местах. Всего в топ-500 рейтинга ARWU вошли 45 китайских вузов, в то время как в 2003 г. таковых было только 9 университетов.
В рейтинге THE лучшие позиции имеют также Tsinghua University и Peking University, которые с 2014 г. прочно удерживаются в топ-50 лучших вузов мира (в 2018 г. заняли соответственно 27-е и 30-е места)12. По версии QS Tsinghua University находится на 17-м месте, а Peking University - на 30-м месте в международном табеле о рангах 2018 г.13 Кроме них еще четыре китайских вуза входят в топ-100 рейтинга: Fudan University (44), Shanghai Jiao Tong University (59), Zhejiang University (68), University of Science and Technology of China (98). Для сравнения: в 2011 г. в топ-100 входили только три китайских университета: Peking University (46), Tsinghua University (47) и Fudan University (91)14.
12 Times Higher Education World University Rankings. URL: https://www.timeshighereducation.com/ world-university-rankings_
13 QS World University Rankings. URL: https:// www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2019
14 QS World University Rankings 2011 report.
URL: http://www.ireg-observatory.org/pdl/qs_
world_university_rankings.pdf
Заключение
Таким образом, современным итогом правительственных образовательных реформ в сфере высшего образования стало стремительное увеличение числа университетов и количества студентов в Китае. Высшее образование из элитного стало массовым: валовой коэффициент охвата населения высшим образованием увеличился в 9,5 раз, с 4,5% в 1995 г. до 42,7% в 2016 г., и превзошёл запланированный в «Программе среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования КНР на 2010-2020 годы» уровень в 40%15. Министерство образования Китая рассчитывает повысить данный показатель к 2019 г. до 50%16.
Грамотная государственная политика поддержки студентов, обучающихся в зарубежных университетах, и гарантии их трудоустройства привели к тому, что по сравнению с 1995 г. к 2016 г. в три раза (с 28,2 до 79,4%) возросла доля тех, кто после обучения предпочёл вернуться домой.
Структура подготовки специалистов высшей квалификации полностью соответствует потребностям растущей инновационной экономики: треть выпускников всех уровней подготовки имеют инженерные профессии, а каждый пятый выпускник с докторской степенью обладает квалификациями, необходимыми для работы в научных организациях. Расширение предпринимательских возможностей и улучшение уровня жизни китайского населения обусловило дополнительную потребность в управленцах, медиках и педагогах, что отразилось на значи-
15 (2010-2020) Программа среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования КНР на 20102020 годы. URL: http://zongqing1028.blog.163. com/blog/static/12716629520107308487845/ (In Chinese)
16 В 2016 г. в Китае насчитывалось 37 миллионов студентов // Синьхуа Новости. 14.09.2018. URL: http://rnssian.news.cn/2017-07/12/c_136437587.htm
тельном за последние десять лет увеличении числа бакалавров и магистрантов по этим направлениям подготовки.
Не менее важный результат реформ -международное признание китайских университетов и, как следствие, вхождение лучших из них в топ-100 влиятельных международных рейтингов.
Таким образом, реформы в сфере образования оправданны. А если учесть, что начало их реализации удачно предшествовало последним мировым экономическим кризисам, то, возможно, именно изменения в образовательной сфере позволили Китаю поддерживать высокие темпы развития в последнее десятилетие.
Литература
1. Пенкер И.Ю. Интернационализация образования и науки как средство повышения конкурентоспособности российских университетов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 8. С. 154-159.
2. Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования в 2005-2015 гг. // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 10. С. 902-908.
3. Комлева В.В. Противоречия интернационализации высшего образования // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 6. С. 469-477.
4. Глебова Л.Н. Современные формы организации международного сотрудничества в сфере высшего образования // Наука и школа. 2016. № 4. С. 52-59.
5. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 2013-211.
6. Wu H, Zha Q. A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Intemationalization // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22 (3). P. 259-277.
7. Soderlundh H. Internationalization in the Higher Education Classroom: Local Policy Goals Put into Practice // Journal of Studies
in International Education. 2018. Vol. 22 (4). P. 317-333.
8. Клочихин Е. Научная и инновационная политика Китая // Международные процессы. 2013. Т. 11. № 33. С. 37-55.
9. Ван Ян. Реформирование системы высшего образования в Китае в XX - начале XXI вв. // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 3. С. 62-71.
10. Гурулева Т.Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 152-164.
11. Юань Ш. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3(31). С. 77-80.
12. Зиятдинова Ю.Н, Валиева Р.С. Реформирование систем ВПО Китая и России: конец XX - начало XXI вв. // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 96-101.
13. Ли Яньхуэй. Новая динамика высшего образования в Китае // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (28). С. 151-160.
14. Сачко Г.В. Почему сходные реформы высшего образования в России и Китае ведут к разным результатам? // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2012. № 12 (267). С. 48-55.
15. National Bureau of Statistics of China. URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticalda-ta/AnnualData/
16. Postiglione G.A. Global recession and higher education in Eastern Asia: China, Mongolia and Vietnam // Higher education. 2011. Vol. 62(6). P. 789-814.
17. 1999^ФДАПЩ^Ш999 Китайская демографическая статистика. Ежегодник.URL: http://tongji.cnki.net/kns55/navi/YearBook. aspx?id=N2005120412&floor=1
18. 2002^ФДАПЩ^Ш002 Китайская демографическая статистика. Ежегодник. URL: http://tongji.cnki.net/kns55/navi/YearBook. aspx?id=N2005120406&floor=1
Статья поступила в редакцию 25.07.18 После доработки 17.09.18; 06.11.18 Принята к публикации 10.11.18
Contemporary Results of the Reforming of Higher Education in China
Svetlana S. Donetskaya - Dr. Sci. (Economics), Prof., the Faculty of Economics, e-mail: [email protected]
Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia Address: 1, Pirogova str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation Tszi Tsyan'nan - student, e-mail: [email protected] Heilongjiang University, Harbin, China
Address: 74, Xuefu Road, Nangang District, 150080, Harbin, Heilongjiang Province, China
Abstract. The paper presents the analysis of the results of the Chinese higher education system reforming in the late 20th and early 21st century, shows the dynamics of the number of higher education institutions, the number of students and graduates. The structure of graduates in educational fields from 1995 to 2016 has been analyzed. The paper also presents the dynamics of funding of the China's universities according to official statistics of China.
The national educational reforms led to a rapid growth of the number of the universities and the number of students. Higher education has turned from the elite phenomenon to a mass one. Gross enrolment ratio in tertiary education had been increased in 9,5 times (from 1995 to 2016) and reached 42,7% in 2016. Now the Chinese government provides an extensive support to the students studying at foreign universities. It is worth mentioning that the percentage of students who had returned to China after studying abroad has been increased in three times from 28% in 1995 to 79% in 2016. The structure of graduates (according to educational fields) correlates with the needs of the growing Chinese economy: 34% of graduates have engineering professions. The largest rise of the number of graduates has been observed in economics and managerial specialties, as well as in pedagogy. The main contemporary result of the recent reforms is an international recognition of Chinese universities and a presence of the best of them in the top 100 of word university rankings.
Keywords: higher education in China, reforms, financing of China's universities, number of students, level of education, university rankings
Cite as: Donetskaya, S.S., Tsyan'nan, Tszi, (2018). [Contemporary Results of the Reforming of Higher Education in China] Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia.. Vol. 27. No. 12, pp. 79-92. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-79-92
References
1. Penker, I.Yu. (2018). [Internationalization of Education and Science as a Tool for Enhancing the Competitiveness of Russian Universities]. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estest-vennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences]. No. 8, pp. 154-159. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Arefev, A.L. (2016). [Export Trends in Russian Education in 2005-2015]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk = Vestnik of the Russian Academy of Sciences. Vol. 86. No. 10, pp. 902-908. (In Russ.)
3. Komleva, V.V. (2017). [Contradictions of the Internationalization of Higher Education]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Social and Economic Phenomena and Processes]. Vol. 12. No. 6, pp. 469-477. (In Russ.)
4. Glebova, L.N. (2016). [Modern Forms of Organization of International Cooperation in the Field of Higher Education]. Nauka i shkola [Science and School]. No. 4, pp. 52-59 (In Russ.)
5. Filippov, V.M. (2015). [Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya. Mezhdunarodnye ot-nosheniya = Vestnik RUDN. International Relations. Vol. 15. No. 3, pp. 2013-211. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Wu, H., Zha, Q. (2018). A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization. Journal of Studies in International Education. Vol. 22 (3), pp. 259-277.
7. Soderlundh, H. (2018). Internationalization in the Higher Education Classroom: Local Policy Goals Put into Practice. Journal of Studies in International Education. Vol. 22 (4), pp. 317-333.
8. Klochikhin, E. (2013). [China's Science and Innovation Policy]. Mezhdunarodnye protsessy [International Processes]. Vol. 11. No. 33, pp. 37-55. (In Russ.)
9. Wang, Yang (2018). [The Higher Education System Reforms in China in the 20th - early 21st Centuries]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics]. No. 3, pp. 62-71. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Guruleva, T.L. (2017). [Education System in People's Republic of China: Structure and Main Directions of Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7 (214), pp. 152-164. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Yuan, Sh. (2004). [Private Higher Education in China: Evolution, Features and Problems]. Uni-versitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. No. 3(31), pp. 77-80. (In Russ.)
12. Ziyatdinova, J.N., Valieva, R.S. (2012). [Reforms in the Systems of Higher Professional Education in China and Russia: Late XXth - early XXIst Centuries]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 96-101. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Li, Yanhui. (2015). [The New Dynamics of Higher Education in China]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. No. 6 (28), pp. 151-160. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Sachko, G.V. (2012). [Why Similar Reforms in Higher Education in Russia and China Lead to Different Results?] Evraziiskii zhurnal regional'nykh i politicheskih issledovanii [Eurasian Journal of Region and Political Research]. No. 12 (267), pp. 48-55. (In Russ.)
15. National Bureau of Statistics of China. Available at: http://www.stats.gov.cn/english/Statisti-caldata/AnnualData/
16. Postiglione, G.A. (2011). Global Recession and Higher Education in Eastern Asia: China, Mongolia and Vietnam. Higher education. Vol. 62(6), pp. 789-814.
17. 1999^BAP^i+^ (1999). China Population Statistics. Yearbook. Available at: http:// tongji.cnki.net/kns55/navi/YearBook.aspx?id=N2005120412&floor=1 (In Chi.)
18. 2002^SAP^i+^^ (2002). China Population Statistics. Yearbook. Available at: http:// tongji.cnki.net/kns55/navi/YearBook.aspx?id=N2005120406&floor=1 (In Chi.)
The paper was submitted 25.07.18 Received after reworking 17.09.18; 16.11.18 Accepted for publication 10.11.18