УДК 378.147
Л.В. Коломийченко,
Пермский государственный
гуманитарно-педагогический
университет
Раскрыты основные направления подготовки студентов факультета педагогики и психологии детства по магистерской программе «Педагогические инновации в дошкольном образовании» в соответствии с задачами развития регионального образования и миссии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Ключевые слова: саморазвитие, инновационная деятельность, педагогические инновации.
Доминирующим механизмом всех ныне существующих преобразований становится механизм саморазвития, предопределяющий необходимость инновационных процессов как важнейшей предпосылки и условия достижения оптимальных результатов деятельности. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования; экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и
осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации; инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями» [2].
Кардинальные изменения современной системы российского образования связаны с педагогической инноватикой, методологические, технологические, организационные аспекты которой являются объектом научного поиска зарубежных и отечествен-
ных ученых с 60-х годов двадцатого века (Х. Барнет, Дж. Бассет, М. Майлз, Л.С. По-дымова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин,
A. Хаберман, О.Г. Хомерики и др.). Имеющиеся в данной области исследования связаны с изучением сущности нововведений, генезиса инноваций, их целостного, динамичного характера (В.И. Журавлев,
B.И. Загвязинский и др.); с обоснованием процесса внедрения результатов педагогической науки в практику образовательных учреждений (А.А. Арламов, Ю.К. Бабан-ский, М.Н. Скаткин, Я.С. Турбовской и др.); с проблемами управления инновационными процессами в образовании (В.Н. Кваша, Н.В. Коноплина, Д. Гамильтон, Н. Гросс, Д. Чен и др.) [1].
Cоциально-экономические условия развития отечественного образования во многом предопределяют интерес образовательных организаций к экспериментальной и инновационной деятельности, что приводит к необходимости повышения научно-исследовательского потенциала педагогов-практиков. Вместе с тем их стремлению к экспериментальной работе не всегда сопутствует эффективность предпринимаемых попыток в силу недостаточной осведомленности в основах методологии научного исследования. Организация инновационной деятельности требует от педагогов высокого уровня методологической рефлексии, практико-ориентированной направленности научных исследований, грамотного использования богатого арсенала методов научно-исследовательской работы.
Высокие требования предъявляются сегодня к уровню квалификации педагогических кадров. Аттестация на высшую категорию связана с защитой теоретически обоснованного педагогического опыта, эффективность которого подтверждена экспериментально. Проектирование, апробация и оформление такого материала требуют от педагога проявления элементарных знаний и навыков работы с литературой, овладения методами педагогической диагностики, умений поэтапной организации педагогического процесса,
определенных прогностических качеств, что и составляет основу исследовательской деятельности.
Практические работники и руководители образовательных организаций сталкиваются с необходимостью выявления противоречий в педагогических явлениях, обнаружения и устранения недостатков, прогнозирования эффективности инновационной деятельности педагогов. Готовность к обучению и обобщению массового и передового педагогического опыта, описание его результатов, участие в опытно-экспериментальной и исследовательской работе соответствует современным требованиям к выпускнику педагогического университета, работающего в разных социокультурных условиях, в системе многофункциональных образовательных организаций.
Большое значение в плане профессиональной подготовки имеет данный курс в контексте реализации современных федеральных документов. Одним из условий, обеспечивающих эффективность образования, сегодня рассматривается государственная поддержка образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность, как опорных площадок процесса модернизации. Это свидетельствует о необходимости подготовки педагогических кадров, способных к прогнозированию, разработке, апробации научных подходов к организации воспитания.
Одно из направлений подготовки магистрантов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ связано с реализацией программы «Педагогические инновации в дошкольном образовании», основное назначение которой состоит в качественной подготовке специалистов в целях обеспечения стабильности и стимулирования инновационного развития регионального социума, осуществления научно-исследовательского, образовательного, культурного и социально-экономического вклада в формирование в Пермском крае среды, благоприятной для развития человеческого потенциала.
В соответствии с принципом процесс-
ной организации образовательной деятельности ПГГПУ эффективность реализации стратегических целей магистерской подготовки предопределяется решением ряда задач стратегической и тактической направленности.
Осуществление углубленной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов к научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-практической инновационной деятельности в областях, предусмотренных действующими государственными образовательными стандартами, предусматривает решение следующих задач:
- поддерживать развитие ведущих и перспективных научных школ университета;
- развивать инновационную деятельность магистрантов и способствовать защите результатов интеллектуальной собственности;
- осуществлять обмен научными достижениями и проводить совместные научные мероприятия в целях взаимодействия с вузами и сторонними организациями, обогащения информационного поля магистрантов и интеграции научного знания.
Модернизация образовательного процесса, обеспечивающего второй уровень высшего профессионального образования в многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации на основе компетентностного подхода к ожидаемым результатам подготовки, предполагает решение следующих задач:
- модифицировать структурно-организационные основы образовательного процесса подготовки магистров;
- обновлять содержание образовательного процесса обучения в магистратуре;
- совершенствовать систему обеспечения качества подготовки магистров.
Развитие кадрового потенциала университета обеспечивается за счет:
- повышения эффективности кадровой политики университета путем привлечения магистрантов к педагогической работе с учащимися и студентами с целью формирования у них мотивационной
готовности к предстоящей профессиональной деятельности;
- совершенствования содержательных и технологических аспектов профессиональной подготовки с целью формирования качественного контингента магистрантов.
Актуальность реализации программы магистерской подготовки «Педагогические инновации в дошкольном образовании» по направлению - педагогическое образование обусловлена:
- государственным и социальным заказом на совершенствование процесса подготовки кадров в условиях вариативного дошкольного образования;
- ориентацией системы высшего образования на интеграцию различных областей гуманитарного знания в контексте компетентностного подхода;
- доминированием задач подготовки к научно-исследовательской деятельности в системе высшего профессионального образования;
- возрастающей потребностью работников системы дошкольного образования в организации деятельности образовательных учреждений в инновационном режиме и самореализации исследовательского потенциала.
Построение магистерской программы «Педагогические инновации в дошкольном образовании» осуществлено в соответствии с принципами организации образовательной деятельности университета в контексте процессной модели: фундаментальность; качество; непрерывность и преемственность образования и науки; целостность образовательного (учебно-воспитательного) процесса и исследовательской деятельности; интеграция в региональное и мировое образовательное пространство на основе менеджмента качества всех процессов и ориентации на потребителя.
Программа построена с учетом требований ФГОС в части соотношения базисной и вариативной составляющей. Последняя отражает содержание подготовки магистров в соответствии с научно-исследовательским потенциалом кафедры до-
школьной педагогики и психологии ПГГПУ, современными проблемами дошкольного образования на федеральном и региональном уровнях, поиском путей совершенствования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в условиях инновационной деятельности.
Организация практики предполагает обогащение формируемых компетенций прикладными аспектами педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической, культурно-просветительской деятельности, доминирующее место среди которых занимают компетенции, связанные с организацией и проведением научно-исследовательского поиска в разрешении актуальных проблем современного дошкольного образования.
Проведение государственной итоговой аттестации планируется в форме защиты магистерской диссертации и комплексного экзамена. Выполнение и защита результатов научных исследований магистрантов проводятся в соответствии с основными направлениями деятельности кафедры по заказу муниципальных отделов образования и работодателей с их непосредственным участием.
Реализация магистерской программы «Педагогические инновации в дошкольном образовании» обеспечит:
- углубленную профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов в области дошкольного образования, обладающих достаточным уровнем готовности к научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-практической деятельности;
- возможность продолжения обучения в аспирантуре по соответствующей специальности;
- стабильную работу коллектива кафедры и обогащение поля сетевого сотрудничества университета и заинтересованных организаций;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и активизацию потенциала работодателей в решении задач подготовки педагогических кадров.
С целью более глубокого, концептуально согласованного обоснования актуальных проблем современного научного поиска в области российского и регионального образования, повышения уровня мотивационной готовности практических работников к инновационному поиску в условиях сетевого взаимодействия, совершенствования общей методологической культуры и профессиональной компетентности педагогов-исследователей в области проведения экспериментальной работы необходимо:
- изучить современное состояние и опыт инновационной деятельности на федеральном, региональном и институциональном уровнях;
- определить основные направления практико-ориентированного научного поиска в контексте инновационной деятельности образовательных организаций;
- использовать опыт организации инновационной деятельности педагогических вузов Поволжья и Урала (ПГГПУ, ЧелГПУ, БГПУ) в соответствии с соглашением о создании сетевого педагогического университета [3];
- создать электронную базу законодательных, нормативных и концептуальных документов, задающих основные ориентиры и регламентирующих деятельность образовательных организаций, работающих в сетевом инновационном режиме;
- создать электронную библиотеку теоретических и прикладных материалов, раскрывающих специфику проведения научного поиска в образовательных организациях, опыт их сетевого взаимодействия;
- организовать курсы повышения квалификации по обучению педагогов-исследователей основам методологии и методов научного поиска, разработки экспериментальных проектов, презентации и трансляции результатов инновационной деятельности на конференциях, семинарах, в печати;
- использовать результаты научного поиска магистрантов ПГГПУ в практике инновационной деятельности образовательных организаций Пермского края.
Библиографический список
1. Коломийченко Л.В. Сущность и перспективы сетевого взаимодействия педагогических инициатив // Пермский педагогический журнал. - 2015. - № 7. - С. 5-9.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. М.: ТЦ Сфера, 2013. 192 с.
3. Соглашение о сетевом взаимодействии между ПГГПУ, ЧелГПУ, БГПУ им. М. Акмуллы от 14 ноября 2013 г. г. Уфа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pspu.ru/upload/pages/ 17761/Setevoj_universitet_s_datami.pdf.
PGPU TEACHER TRAINING TO ORGANIZING AND CONDUCTING INNOVATION ACTIVITIES
L.V. Kolomiychenko
Perm State Humanitarian Pedagogical University
The article deals with the basic directions of the Childhood Pedagogy and Psychology Faculty students preparation for the masters' program «Pedagogical innovations in early childhood education» in accordance with the objectives of the development of regional education and the mission of Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Keywords: self-development, innovation, pedagogical innovation.
Сведения об авторе
Коломийченко Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ПГГПУ), 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24; e-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.05.2016 г.