Научная статья на тему 'Сущность и перспективы сетевого взаимодействия педагогических инициатив'

Сущность и перспективы сетевого взаимодействия педагогических инициатив Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГЕНЕЗИС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна

В статье раскрываются актуальность проблемы, сущностные характеристики, генезис организации и преимущества сетевого взаимодействия; обосновывается необходимость сетевых педагогических инициатив центров инновационного опыта Университетского округа ПГГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и перспективы сетевого взаимодействия педагогических инициатив»

раздел I

теоретические аспекты совершенствования качества современного образования

УДК 37.013 Коломийченко л.В.

Сущность и перспективы сетевого взаимодействия педагогических инициатив

В статье раскрываются актуальность проблемы, сущностные характеристики, генезис организации и преимущества сетевого взаимодействия; обосновывается необходимость сетевых педагогических инициатив центров инновационного опыта Университетского округа ПГГПУ. Ключевые слова: инновация, сетевое взаимодействие, генезис педагогических инноваций.

Современная парадигма системы отечественного образования отличается децен-трацией управления, гибким характером взаимодействия образовательных институтов, актуализацией вариативных моделей программно-целевых, технологических, оценочно-результативных аспектов педагогического процесса. Задачи модернизации образования связаны с поиском моделей развития его системы, обеспечивающей адекватный и относительно безболезненный режим ее деятельности в период политической, социально-экономической нестабильности в обществе. По мнению А.И. Адам-ского, В.А. Шуравлева, А.М. Цирульникова, А.М. Лобка и других деятелей института образовательной политики РАО поиск этой модели возможен в условиях организации взаимодействия учреждений, входящих в определенную структуру образовательного пространства, выстроенную как по горизонтали (объединение ряда образовательных, культурных, спортивных, медицинских и других организаций), так и по вертикали (от различных социальных институтов воспитания, муниципальных отделов образования и глав администрации районов до администрации субъектов Российской Федерации и Федерального агентства по образованию).

Одним из условий эффективной организации сетевого взаимодействия является объединение педагогических инициатив, целевые ориентиры которых определены в статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1.Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации

инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями [5].

Реализация целевых ориентиров сетевого взаимодействия педагогических инноваций отражена в законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой» [5].

А.И. Адамский рассматривает сетевое взаимодействие как систему связей, позволяющих разработать, апробировать и предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики, как педагогическое сообщество, связанное отношениями взаимовыгодного сотрудничества по разработке и проектному внедрению инноваций [1]. По мнению ряда ученых (А.М. Цирульников, А.М. Лобок и др.) доминирующие в нем связи и отношения - не субординационные, а информационные и кооперационные, пар-

тнерства и сотрудничества в новых условиях; в нем осуществляется «отзеркаливание» процессов, происходящих в сетевых узлах, диалог опытов; функции сетевого взаимодействия гораздо разнообразнее распространения инноваций;индивидуальный опыт того или иного сетевого «узла» не столько трансформируется в деятельность других образовательных учреждений, сколько является полем отражения потенциальных возможностей.

По определению Н.С. Бугровой, сетевое взаимодействие - это новая культура совместной деятельности, предполагающая готовность к партнерству при сохранении своей уникальности, невоспроизводимости стержневых профессиональных компетенций, направленная на взаимовыгодность и реальный экономический и социальный эффект от сотрудничества заинтересованных сторон [2].

Сетевое взаимодействие имеет ряд преимуществ перед индивидуальным поиском образовательной организацией путей совершенствования педагогического процесса:

- методологическая, концептуальная общность партнеров в понимании сущностных, содержательно-технологических аспектов педагогического процесса;

- осознание и признание всеми партнерами основных целей инноваций по разным направлениям организации педагогической деятельности;

- возможность проявления собственной инициативы в управлении совместной деятельностью, в определении стратегических и тактических линий развития инновационного процесса;

- широкая информированность, возможность свободного вхождения в информационные каналы по проблемам воспитания, находящихся в поле собственных интересов;

- коллективная выработка, поддержка, оценка образовательных инициатив;

- возможность роста профессиональной компетентности, опосредованная как свобод-

ным изучением инновационных процессов других образовательных учреждений, так и трансляцией собственного инновационного опыта;

- позитивные изменения статусной позиции образовательного учреждения как в системе образования (города, края, федерации), так и в системе широких социальных связей (родители воспитанников, жители поселения, его администрация и т.д.).

Преимущества сетевого взаимодействия опосредованы его специфическими особенностями, к важнейшим из которых относятся: децентрализация, предполагающая преобладание горизонтальных связей над вертикальными; частичная лидерство отдельных субъектов сети в определенных сферах инновационной деятельности; широкая специализация, обеспечивающая решение не только узко профессиональных, но и пограничных проблем, доминирование межличностных отношений, обусловленных особенностями социального взаимодействия вне рамок их жесткой профессиональной иерархии. Становление сетевого взаимодействия способствует разрешению как внутренних образовательных проблем (разработка вариативного содержания, технологий), так и вопросов взаимосвязи инновационного движения с неординарными социокультурными явлениями, с массовой педагогической практикой.

Организация сетевого взаимодействия -сложный и динамичный процесс, эффективность которого предопределяется грамотным концептуальным обоснованием, наличием всех условий результативности решения образовательных задач, высоким уровнем методологической рефлексии, профессиональной компетентности всех его участников, соблюдением основополагающих принципов (добровольности, равноправия сторон, уважения интересов друг друга, соблюдения законов и нормативных актов).

В сетевом взаимодействии иные ценности соотношения теории и практики. Теорети-

ческая поддержка педагогических инициатив в данном случае не сводится к концептуальным становлениям к построению методологических конструктов, а является эффективной формой понимания и развития практики. А.М. Лобок считает, что «настоящая теория не может быть навязана практике, но является способом продуктивного понимания порождаемого инновационной деятельностью проблемного поля и, следовательно, способом его углубления и усложнения, что, собственно говоря, и является содержанием инновационного развития» [4]. Здесь недопустимо навязывание образовательным организациям внешней, пусть даже очень эффективной и привлекательной модели, а необходим скрупулезный анализ проблем, имеющих место в каждом конкретном случае. Научный руководитель, теоретик, ученый в сетевом взаимодействии выступает не только в качестве генератора и проводника идей, но и в качестве наблюдателя-исследователя, способного анализировать порождаемые инновационной деятельностью противоречий и вместе с коллективами образовательных организаций строить адекватные возникающим проблемам теоретические модели их разрешения. При этом в большой мере его волнует не то, как «правильно» может быть реализована та или иная концепция, а возможность методологической рефлексии, научного обоснования нового, поступательного движения, порождаемого в результате развития образовательных инициатив.

Сетевое взаимодействие предполагает радикальную смену парадигмы педагогической науки: от выработки и апробации новых педагогических идей, концепций - к исследованию, описанию и теоретической интерпретации реальных процессов и результатов инновационной деятельности.

Принципиально по-иному в сетевом взаимодействии выстраивается проявление инициативы, определяется статусность ин-

дивидуальных нововведений, их публичная защита с расчетом на взаимопонимание, признание права каждого на участие в разработке инновационных проектов. Отсутствие страха перед наказыванием за работу «не как у всех», перед неопределенностью результатов нововведений, возможность профессионального роста и повышения культуры образовательной деятельности, планомерное становление методологической рефлексии позволяют всем участникам педагогического процесса раскрыть свои потенциальные возможности в интересующем их ключе, проявить себя как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской деятельности, повысить уровень образования, защитить опыт своей работы на более высокую квалификационную категорию.

Организация сетевого взаимодействия, по мнению Л.В. Коломийченко, предполагает определенную поэтапность, соответствующую генезису педагогических инноваций [3].

На организационном этапе осуществляется определение актуальных проблем образования, находящихся в сфере компетентности партнеров сетевой инновации, совместная разработка общего проекта и дифференциации функций его участников.

Цель информационного этапа - повышение уровня профессиональной компетентности субъектов инновационного процесса посредством чтения лекций, проведения практических занятий, консультаций по общему направлению исследования.

Проблемно-аналитический этап предполагает изучение, анализ и оценку деятельности образовательных организаций, выделение проблем, связанных с общей темой исследования.

На проектно-разработническом этапе осуществляется разработка, экспертиза и реализация проектов, популяризация основных идей инновационной деятельности.

Цель презентационного этапа связана с публичной защитой результатов инноваци-

онной деятельности в условиях сетевого взаимодействия, их представление к обсуждению посредством социально-психологических тренингов, дистанционного обучения, создания сайта в Интернете.

Трансляционный этап связан с распространением результатов инновационной деятельности в условиях сетевого взаимодействия посредством публикаций, проведения мастер-классов, деловых игр, тренингов, лекций, консультаций, организационных семинаров, конференций.

Анализ деятельности центров инновационного опыта, транслируемого посредством публикаций в «Пермском педагогическом журнале», позволяет констатировать возможность и целесообразность объединения педагогических инициатив ЦИО Пермского края, организации сетевого взаимодействия как по горизонтали, так и по вертикали. С целью более глубокого, концептуально согласованного обоснования актуальных проблем современного научного поиска в области российского и регионального образования, повышения уровня мотивационной готовности практических работников к инновационному поиску в условиях сетевого взаимодействия, совершенствования общей методологической культуры и профессиональной компетентности педагогов-исследователей в области проведения совместной экспериментальной работы необходимо:

- изучить современное состояние и опыт инновационной деятельности на федеральном, региональном и институциональном уровнях;

- определить основные направления практико-ориентированного научного поиска в контексте сетевого взаимодействия образовательных организаций как по горизонтали, так и по вертикали (образовательные организации разных уровней, социальное партнерство и т.д.);

- использовать опыт организации инновационной деятельности педагогических ву-

зов Поволжья и Урала (ПГГПУ, ЧелГПУ, БГПУ) в соответствии с соглашением о создании сетевого педагогического университета [б];

- создать электронную базу законодательных, нормативных и концептуальных документов, задающих основные ориентиры и регламентирующих деятельность образовательных организаций, работающих в сетевом инновационном режиме;

- создать электронную библиотеку теоретических и прикладных материалов, рас-

список литературы

крывающих специфику проведения научного поиска в образовательных организациях, опыт их сетевого взаимодействия;

- организовать курсы повышения квалификации по обучению педагогов-исследователей основам методологии и методов научного поиска, разработки экспериментальных проектов в условиях сетевого взаимодействия, презентации и трансляции результатов инновационной деятельности на конференциях, семинарах, в печати.

1. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия // Управление школой. М., 2002. (Электронная версия печатной публикации) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://upr.1september. ru/2002/04/2.htm (дата обращения: 03.01.2014).

2. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 178 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.dissercat.com.

3. Коломийченко Л.В. Организация сетевого взаимодействия педагогических инициатив в социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 9. С. 179-186.

4. Лобок А.М. Возможное сетевое взаимодействие инновационных школ // Школьные технологии. 2008. №1. С. 49-59.

5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. М.: ТЦ Сфера, 2013. 192 с.

6. Соглашение о сетевом взаимодействии между ПГГПУ, ЧелГПУ, БГПУ им. М. Акмуллы от 14 ноября 2013 г., г. Уфа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pspu.ru/upLoad/pages/17761/ Setevoj_universitet_s_datami.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.