Научная статья на тему 'Историко-педагогические аспекты формирования сетевой модели повышения квалификации в условиях андрагогического процесса обучения'

Историко-педагогические аспекты формирования сетевой модели повышения квалификации в условиях андрагогического процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ANDRAGOGICAL APPROACH / THEORETICAL GROUNDS OF FORMATION OF NETWORK MODELS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтеховская М. П., Гач О. Б., Медведев И. Б.

В процессе историко-педагогического анализа теорий и концепций дополнительного профессионального образования выявляются и анализируются основные этапы становления сетевой модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войтеховская М. П., Гач О. Б., Медведев И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE NETWORK MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF ANDRAGOGICAL PROCESS OF TRAINING

In the process of the historical and pedagogical analysis of theories and concepts of additional professional education the main stages of formation of network model of the personified and individualized professional development of educators are discovered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические аспекты формирования сетевой модели повышения квалификации в условиях андрагогического процесса обучения»

УДК 378.046.4

М. П. Войтеховская, О. Б. Гач, И. Б. Медведев

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

В процессе историко-педагогического анализа теорий и концепций дополнительного профессионального образования выявляются и анализируются основные этапы становления сетевой модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: андрагогический подход, теоретические основания формирования сетевых моделей повышения квалификации.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и изменений, произошедших в системе образования за последние годы, ставит в качестве приоритетной цели «обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики» [1]. При этом одной из важнейших задач названо формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации посредством изменения его структуры, обеспечивающей гражданам возможность получения непрерывного образования.

Рыночные преобразования в российской экономике, оказавшие существенное влияние на образовательную систему, повлекли за собой изменения традиционно сложившейся сети учреждений, необходимость развития широкого межкультурного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и обусловили необходимость поиска эффективных моделей их развития в различных социально-экономических и социокультурных условиях регионов России.

В последние десятилетия ХХ в. наиболее значительным явлением в мировой практике стали динамично развивающиеся процессы коммуникации в социальных сетях как качественно новый этап международной экономической и образовательной интеграций. Традиционные институты образования, оставаясь центральными элементами образовательной системы, сегодня дополняются постоянно растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования. В условиях информационного общества особое значение приобретает сетевое взаимодействие образовательных учреждений как механизм повышения качества образования.

Кардинальные изменения, происходящие в последние десятилетия в политике, экономике, культуре, социальной жизни, отразились и на состоянии дополнительного профессионального педагогического образования как одного из ведущих механизмов организации профессионального роста административных и педагогических работников, в том числе и на становлении сетевой модели повышения квалификации.

Названной выше государственной программой предусматриваются в ближайшие годы, во-первых, разработка и утверждение нормативных правовых актов, касающихся организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; во-вторых, разработка и внедрение новых финансово-экономических механизмов, обеспечивающих создание и функционирование системы сетевого взаимодействия по предоставлению образовательных услуг профессионального образования.

В современных историко-педагогических исследованиях представлены новые модели повышения квалификации работников образования с точки зрения различных подходов к организации профессионального роста педагогов:

- развитие системы дополнительного педагогического образования в рамках региональной образовательной системы (Л. В. Климина [2],

О. П. Осипова [3], Л. Ф. Салихова [4], Е. К. Скор-луханова [5] и др.);

- использование в системе дополнительного педагогического образования дистанционных технологий (диссертации Е. В. Комелиной [6], М. А. Го -рюновой [7], Н. М. Валюшиной [8], В. В. Красина [9], Е. В. Чернобай [10] и др.);

- проектирование развивающей среды как основы функционирования модели повышения квалификации педагогов и менеджеров (исследования И. А. Юдиной [11], А. А. Киселевой [12], Л. П. Ку -ренной [13], Л. А. Плехановой [14] и др.);

- моделирование индивидуальной образовательной программы в области дополнительного профес-

сионального образования и тьюторского его сопровождения (работы И. В. Штанько [15], Е. В. Стародубцевой [16], Н. И. Городецкой [17] и др.).

Одним из основных видов повышения квалификации является концептуальная модель организации процесса обучения А. И. Кукуева [18]. Эта модель основывается на методологических принципах, сформулированных в рамках гуманистической парадигмы личностно ориентированного образования взрослых культурологического типа. Автором использованы следующие принципы:

принцип природосообразности - учет закономерностей природного развития личности взрослого, укрепление и поддержание его физического и психического здоровья;

принцип культуросообразности - обеспечение обучения и учения, воспитания и самовоспитания, самоорганизации личности в контексте культуры, понимаемой как среда, растящая личность через общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности;

- принцип индивидуально-личностного подхода - опора на уникальность каждой личности, ее потребность в культурной идентификации как высшем показателе эффективности образования, ориентация на создание условий для развития творческого потенциала личности;

- принцип ценностно-смысловой направленности образования - создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов.

Основным методом андрагогического подхода признан метод анализа опыта как системы обучения, которая обеспечивает создание условий, позволяющих взрослым овладевать новым знанием или новым содержанием образования как новым опытом через эффективное привлечение личного опыта обучающихся в ходе его активизации преподавателем с помощью системы специальных приемов организации учебной работы. А. И. Кукуевым [18] определены и специфические методы обучения: организационно-деятельностные методы, ориентированные на решение проблем; интерактивные методы; диалоговые методы. В рамках этого подхода одной из ведущих современных моделей повышения квалификации является сетевая, что обусловливает необходимость выявления особенностей и содержания в процессе историко-педагогического анализа ее становления и развития.

В настоящее время проблемы сетевого взаимодействия, как убедительно доказано в работе И. Н. Розиной, представлены достаточно широко в работах практиков и теоретиков образования [19]. Наиболее ранней концепцией формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений

(ОУ) является теория педагогических ассоциаций

А. М. Цирульникова [20], которая заложила концептуальные основы объединения отдельных ОУ. Предложенная классификация, по мнению авторов, является универсальной для всех видов педагогических ассоциаций (от нормативно оформленных до стихийно функционирующих).

На втором этапе обоснования идеи сетевого взаимодействия ОУ (2000-2004 гг.) в научный оборот вошло понятие «образовательный округ», под которым специалисты МЕГА-проекта института «Открытое общество» фонда Сороса понимают муниципальные, межмуниципальные сети различных видов. Их трансформация произошла в 20042007 гг. с введением в педагогическую практику понятия профильной муниципальной сети, которая обосновала концептуальные основы профильного обучения в сельских школах и формирования отдельных сетевых моделей профильного обучения (А. Г. Каспаржак [21], А. А. Пинский [22],

Н. А. Криволапова [23]).

В 2004-2006 гг. специалистами Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования муниципальные образовательные сети определялись как ведущий компонент муниципальной образовательной системы и включали следующие организационные модели: ядерные, узловые, сотовые, ступенчатые. Для большинства субъектов Федерации даже на последних этапах модернизации (2007-2010 гг.) была характерна именно эта установка. Вместе с тем в специальной литературе недостаточно рассматривались проблемы основной - содержательной - миссии сетевого взаимодействия ОУ.

Выделение нового этапа становления концептуальных основ сетевого взаимодействия ОУ (20042007 гг.) было обусловлено попытками объединения двух направлений исследований: во-первых, концепций регионализации образования, муниципальных образовательных систем, предметом изучения которых являлись характеристики понятий региональной, муниципальной образовательных систем, принципа регионализации, сетей образовательных учреждений и др.; во-вторых, теоретическим обоснованием различных аспектов идеи профильных муниципальных образовательных сетей.

В этот же период были даны обоснования понятия сетевого взаимодействия образовательных учреждений (работы А. И. Адамского, Н. С. Бугровой, Н. Н. Жуковицкой, А. О. Зоткина, Ю. А. Ко-наржевского, Г. Н. Прозументовой, Е. А. Сухановой, А. М. Цирульникова и др.).

Особое внимание в этой связи привлекает диссертационное исследование Н. Н. Жуковицкой [24] «Управление развитием сети ООУ в региональной образовательной системе». Автор впервые ставит

проблему «выявления специфики управления, позволяющей обеспечить запуск механизмов саморазвития ОУ, используя возможности сетевого взаимодействия» и разрабатывает теоретическую модель управления развитием сети. Н. Н. Жуковиц-кая разграничивает понятия сети и сетевого взаимодействия школ. Но при анализе результатов экспериментальной деятельности описывает не столько эффективность сетевого взаимодействия, сколько собственно сети ООУ - изменение структуры сети (базовые школы, информационные центры и др.), увеличение числа обучающихся по программам углубленного и профильного обучения). Это, в принципе, не умаляет основной заслуги исследователя в постановке и рассмотрении проблемы.

К 2007 г. были определены основные направления изучения феномена сетевого взаимодействия ОУ в рамках концепции управления образованием (педагогические ассоциации различного вида). Теории дополнительного профессионального образования обогатились идеей сетевого взаимодействия педагогов, а теория и методика воспитания -положением о механизмах сетевого взаимодействия сельских школьников. В целом были сформированы вариативные теории сетевого дистанционного образования.

Наибольшее развитие в области сетевых механизмов получили аспекты организации профессионального роста педагогов. Анализ работ в области философии и социологии образования, педагогики последних лет позволил выделить тенденции, определяющие развитие системы повышения квалификации педагогов в современных условиях информационного общества:

- непрерывность процесса повышения квалификации педагогов (С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Б. С. Гершунский, Г. А. Игнатьева,

Э. М. Никитин, В. И. Подобед, С. М. Редлих,

A. Л. Стуканов и др.);

- изменение профессиональных ролей учителя в современном образовании (С. Г. Вершловский, Р. С. Димухаметов, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпи-цына и др.);

- становление системы повышения квалификации педагогов как открытой и вариативной системы (С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, М. А. Малышева, Э. М. Никитин и др.);

- организация процесса обучения в системе повышения квалификации на основе андрагогиче-ских принципов, становление преподавателя системы повышения квалификации как андрагога (С. Г. Вершловский, М. Т. Громкова, С. И. Змеев, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, В. Г. Онушкин,

B. И. Подобед, Г. С. Сухобская и др.).

Течение, возникшее при непосредственном влиянии МЕГА-проекта, было связано со становлени-

ем и развитием идеи профессионального взаимодействия в качестве ведущей в системе повышения квалификации (А. И. Адамский, Н. Е. Орлихина, Г. Н. Прозументова, Е. В. Рябышева, А. Л. Стука-нов, С. В. Тарасов и др.), с обоснованием сетевого взаимодействия педагогов с целью организации профессионального роста (Н. С. Бугрова, А. О. Зоткин, Е. А. Суханова, Г. Н. Прозументова и др.).

Впервые идея сетевого взаимодействия в процессе повышения квалификации была выдвинута и доказана командой МЕГА-проекта Томской области во главе с Г. Н. Прозументовой института «Открытое общество» фонда Сороса [25]. Было обосновано, что организация профессионального роста педагогов и управленческих педагогических команд является ведущим ресурсом модернизации образования, направленным на формирование конкретных профессиональных компетентностей, решение реальных школьных проблем.

Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров, как доказательно представлено в исследовании Н. С. Бугровой [26], обладает следующими признаками:

- наличием объединяющей цели, основанной на заинтересованности всех участников взаимодействия в использовании совместных ресурсов для подготовки педагогов к решению задач инновационного развития системы образования в условиях информационного общества;

- наличием множества ячеек сети, представленных отдельными педагогами и образовательными учреждениями, и структурированными особым образом связями между ними, в основе которых -добровольное объединение ресурсов, принятие взаимной ответственности и обязательств;

- ее многоцентровым характером;

- открытостью элементов сети друг для друга;

- преимущественной ролью «горизонтальных» взаимодействий, заключающейся в равных возможностях участников сетевого взаимодействия при формировании совместных решений.

С точки зрения Н. С. Бугровой, содержание и структура учебно-методического сопровождения представлены совокупностью модульных образовательных программ повышения квалификации по современным проблемам инновационного развития системы образования; персональным электронным учебно-методическим пакетом слушателя; системой заданий для организации работы слушателей, выразивших желание самостоятельно осваивать образовательную программу; информационным пакетом, включающим материалы о состоянии образовательной практики в регионе; нормативным пакетом, включающим документы по регламентации сетевого взаимодействия.

В этот же период появились работы, направленные на обоснование элементов концептуальных основ вариативных инновационных образовательных программ (А. А. Попов, И. Д. Проскуровская [27], Т. И. Боровкова, И. А. Моров [28], А. Б. Воронцов [29], А. К. Лукина [30] и др.).

Исследования А. А. Попова и И. Д. Проскуров-ской определили новую типологию содержания образования, построенную на принципе выделения различных способов объективации социокультурного объекта в процессе образования. На основе антропологической матрицы содержания образования с точки зрения различных ступеней школы была определена, доказана и апробирована гипотеза о содержании образования школьных концентров.

В период с 2007 по 2013 г. были защищены ряд диссертационных исследований, посвященных различным аспектам сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Диссертация Л. Н. Судьи-ной « Сетевое взаимодействие общеобразовательных школ и социальных партнеров в профильном обучении» направлена на решение противоречий, связанных с недостаточной разработанностью механизмов формирования образовательных сетей, включающих в свой состав учреждения разного типа и инновационные формы сотрудничества; реализацию профильного обучения на основе сетевого взаимодействия [31]. Н. Ю. Гончарова в диссертационном исследовании в рамках теории профессионального образования предложила практико-ориентирован-ную модель формирования информационно-коммуникационной компетентности учителей на основе сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации. Отмечены главные педагогические условия развития сетевого взаимодействия:

- содержание повышения квалификации формируется с учетом модульности, вариативности, направленности на профессиональную деятельность учителя;

- подготовка и стимулирование педагогов к сетевому взаимодействию; методическая поддержка учителей в области применения ИКТ в педагогической деятельности в режиме сетевого взаимодействия по окончании курсов повышения квалификации;

- применение дистанционных технологий в повышении квалификации учителей [32].

Таким образом, на основании анализа работ историко-педагогического характера можно отметить, что основу сетевого взаимодействия ОУ как конструкции составляют система отношений между образовательными учреждениями по вопросам реализации образовательных услуг и организации профессионального роста педагогов; распределение ответственности и работ по реализации образовательных программ между участникам сети; узлы сети (ОУ); нормативноправовое и организационно-техническое обеспечение деятельности системы. Основным направлением формирования сетевого взаимодействия в области повышения квалификации административных и педагогических работников является реализация образовательных программ как организационно-педагогического знания, позволяющего реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленных стандартов образования [33, 34]. В рамках осуществления принципа доступности образования необходимо ставить задачу формирования спектра вариативных образовательных программ, учитывающих профессиональные запросы обучающихся и заказ на соответствующие программы образовательных учреждений, направляющих педагогических работников на повышение квалификации.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г. С. 31. 11^: Мр://минобрнауки.рф/%00% В4%00%ВЕ%00%ВА%01%83%00%ВС%00%В5%00%В0%01%82%01%8В/2882/%01%84о/000%В0%00%В9%00%ВВ/1406/12.11.22-8F_2013-2020.pdf

2. Климина Л. В. Региональная система повышения квалификации педагогов дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2013.

3. Осипова О. П. Региональная модель дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011.

4. Салихова Л. Ф. Проектирование и реализация содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2011.

5. Скорлуханова Е. К. Индикаторная модель повышения квалификации педагогических работников региональной системы начального профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

6. Комелина. Е. В. Система повышения квалификации педагогов в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

7. Горюнова М. А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных техноло-

гий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2GG6.

8. Валюшина Н. М. Педагогические условия повышения квалификации учителей с использованием дистанционных образовательных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2G12.

9. Красин В. В. Формирование профессиональной компетентности учителей в условиях дистанционного обучения системы повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2G12.

1G. Чернобай Е. В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде: в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М. 2G12.

11. Юдина И. А. Проектирование развивающей среды на основе информационного взаимодействия в условиях неформального дополнительного образования педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владивосток, 2G12.

12. Киселева А. А. Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2G12.

13. Куренная. Л. П. Повышение квалификации учителя профильной школы в условиях неформального дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2G12.

14. Плеханова Л. А. Внутриорганизационное обучение как средство развития методической культуры преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2G12.

15. Штанько И. В. Индивидуальная образовательная траектория как средство непрерывного повышения квалификации педагога дополнительного образования художественно-эстетического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2G12.

16. Стародубцева Е. В. Консультационное сопровождение профессионального развития педагогов в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2G12.

17. Городецкая Н. И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2G1G.

18. Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике: автореф. дис.д-ра пед. наук. 2G1G. 57 с.

19. Розина И. Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. 24 с.

2G. Цирульников А. М. Педагогика кочевья. Экспедиции и исследования. Якутск: Мин-во образования РС (Я), 2GG9.

21. Каспаржак А. Проблема выбора: элективные курсы в школе. М., 2GG4.

22. Пинский А. А., Каспаржак А. Г., Митрофанов К. Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования: сб. приказов и инструкций М-ва образования и науки РФ // Профильное обучение. Ч. 1. (Темат. прил. к журн. «Вестник образования». 2GG4. № 4. С. 39-54)

23. Криволапова Н. А. Становление и развитие системы профильного обучения сельских школьников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2GG7.

24. Жуковицкая Н. Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2GG8. № 73 (1). С. 2G5-2G9.

25. Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 2. Типологизация образовательных инноваций. Томск: ТГУ, 2GG9. 448 с.

26. Бугрова Н. С. Сетевые модели как тенденция развития повышения квалификации педагогических кадров в современной России // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 17 (43). 2GG7. С. 5G-53.

27. Попов А. А., Проскуровская И. Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. 2GG7. № 3.

С. 186-198.

28. БоровковаТ. И., Моров И. А. Мониторинг развития системы образования. Владивосток, 2GG4.

29. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности: система развивающего обучения Д. Б. Элькони-на - В. В. Давыдова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2GG1. 23 с.

3G. Лукина А. К. Интеграция ресурсов социума в решении задач модернизации образования на селе. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2GG9. 3G1 с.

31. Судьина Л. Н. Сетевое взаимодействие общеобразовательных школ и социальных партнеров в профильном обучении: дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2G12.

32. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2GG9.

33. Добрынина Г. А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2G13. Вып. 1 (129). С. 125-131.

34. Сошенко И. И. Маркетинговые исследования потребностей в дополнительном образовании как ресурс разработки эффективного мониторинга // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2G13. № 1 (1). С. 58-62.

Войтеховская М. П., доктор исторических наук, заведующая кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, б0, Томск, Россия, б340б1.

E-mail: vojtehovskaja@mail.ru

Гач О. Б., кандитат исторических наук, старший научный сотрудник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Медведев И. Б., старший научный сотрудник.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: medvedev@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 02.12.2013.

M. P Voytekhovskaya, O. B. Gach, I. B. Medvedev

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE NETWORK MODEL OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF ANDRAGOGICAL PROCESS OF TRAINING

In the process of the historical and pedagogical analysis of theories and concepts of additional professional education the main stages of formation of network model of the personified and individualized professional development of educators are discovered and analyzed.

Key words: andragogical approach, theoretical grounds of formation of network models of professional development.

References

1. State program of the Russian Federation “Development of education” for 2013-2020. 31 p. URL: http://MMHo6pHayKM.p$/%D0%B4%D0%BE% D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2882/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1406/12.11.22-8F_2013-2020. pdf

2. Klimina L. V. Regional system of professional development of preschool teachers: abstract of dissertation of candidate of pedagogical science. Samara, 2013 (in Russian).

3. Osipova O. P. Regional model of remote maintenance of professional development of educators: abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical science. Moscow, 2011 (in Russian).

4. Salikhova L. F. Designing and implementation of the content of professional development of pedagogical personnel in regional conditions: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. loshkar-Ola, 2011 (in Russian).

5. Skorlukhanova E. K. Indicator model of professional development of pedagogical personnel of the regional system of primary professional education: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Moscow, 2005 (in Russian).

6. Komelina E. V. The system of professional development of teachers in the field of informatics with use of model of the information educational environment: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Moscow, 2012 (in Russian).

7. Goryunova M. A. The distributed model of professional development of teachers in the sphere of information and communication technologies: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Petersburg, 2006 (in Russian).

8. Valyushina N. M. Pedagogical conditions of professional development of teachers with use of remote educational technologies: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Chita, 2012 (in Russian).

9. Krasin V. V. Formation of professional competence of teachers in the conditions of distance learning of the system of professional development: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Moscow, 2012 (in Russian).

10. Chernobay E. V. Methodical bases of the teachers' training of educational process design in the modern informational and educational environment: in the system of additional professional education: abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical science. Moscow, 2012 (in Russian).

11. Yudina I. A. Designing of the developing environment on the basis of informational interplay in the conditions of informal additional education of teachers: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Vladivostok, 2012 (in Russian).

12. Kiselyova A. A. Continuous professional development of the teacher in the personal educational sphere: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Novokuznetsk, 2012 (in Russian).

13. Kurenny L. P. Professional development of the teacher of profile school in the conditions of informal additional professional education: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Chita, 2012 (in Russian).

14. Plekhanova L. A. Intraorganizational training as the development tool of methodical culture of teachers of additional professional education establishments: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Chelyabinsk, 2012 (in Russian).

15. Shtanko I. V. Individual educational trajectory as means of continuous professional development of the additional education teacher of an art and esthetic profile: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Moscow, 2012 (in Russian).

16. Starodubtsev E. V. Consulting maintenance of professional development of teachers in the conditions of continuous education: abstract of the

dissertation of the candidate of pedagogical science. Nizhny Novgorod, 2012 (in Russian).

17. Gorodetskaya N. I. Tutorial maintenance of remote professional development of teachers in the system of post-degree education: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Nizhny Novgorod, 2010 (in Russian).

18. Kukuyev A. I. Andragogical approach in pedagogics: abstract of the dissertation of the doctor of pedagogical science. 2010. 57 p. (in Russian).

19. Rozina I. N. Computer telecommunications in educational technologies for systems of the preparation of Russia and the USA teachers: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Rostov-on-Don, 1999. 24 p. (in Russian).

20. Tsirulnikov A. M. Pedagogics of the nomadship. Expeditions and researches. Yakutsk, Department of education of Sakha Republic (Yakutia) Publ., 2009 (in Russian).

21. Kasparzhak A. The problem of the choice: elective courses at school. Moscow, 2004; The Concept of profile training at the senior step of the general education. Moscow, 18 p. (in Russian).

22. Pinskiy A. A., Kasparzhak A. G., Mitrofanov K. G. The recommendations about the organization of network interaction of educational institutions (organizations) at introduction of profile training of pupils at the senior step of the general education collection of orders and instructions of the department of education and science of the Russian Federation. Profile training; The department of education and science of the Russian Federation. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2004, no. 4, pp. 39-54 (in Russian).

23. Krivolapova N. A. Formation and development of the system of profile training of the rural pupils: dissertation of the doctor of pedagogical science. Moscow, 2007 (in Russian).

24. Zhukovitskaya N. N. Models of network interaction of educational institutions in regional educational system. News of the Russian state

pedagogical university of A. I. Gertsen, 2008, no. 73 (1), pp. 205-209 (in Russian).

25. Transition to the open educational space: P. 2 Tipologization of educational innovations: collective monograph. Tomsk, TSU Publ., 2009. 448 p. (in Russian).

26. Bugrova N. S. Network models as a tendency of evolution of professional development of pedagogical personnel in modern Russia. News of the

Russian state pedagogical university of A. I. Gertsen, Scientific magazine. SPb., no. 17 (43), 2007, pp. 50-53 (in Russian).

27. Popov A. A. Pedagogical anthropology in a context of idea of self-determination. Questions of the education, 2007, no. 3, pp. 186-198 (in Russian).

28. Borovkova T. I. Monitoring of development of an education system. Vladivostok, 2004 (in Russian).

29. Vorontsov A. B. Pedagogical technology of control and assessment in educational activity: system of developing training of D. B. Elkonin -V. V. Davydova: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. SPb., 2001. 23 p.

30. Lukina A. K. Integration of resources of society in the problems' solution of education modernization in the village. Krasnoyarsk, Siberian federal university Publ., 2009, 301 p. (in Russian).

31. Sudyina L. N. Network interaction of comprehensive schools and social partners in profile training: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Novokuznetsk, 2012 (in Russian).

32. Goncharova N. J. Network interaction of teachers as means of formation of information and communication competence of the teacher in the system of professional development: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. Novokuznetsk, 2009 (in Russian).

33. Dobrynina G. A. Problems and ways of modernization of the system of the additional education: management aspect. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 1 (129), pp. 125-131 (in Russian).

34. Soshenko I. I. Marketing researches of requirements for additional education as a resource of effective monitoring development. Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review, 2013, no. 1 (1), pp. 58-62 (in Russian).

Voytekhovskaya M. P.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: vojtehovskaja@mail.ru

Gach O. B.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061.

Medvedev I. B.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: medvedev@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.