УДК 378 ББК 74.480.268
В.И. Долгова, В.В. Курунов, А.А. Вихман, Л.Г. Дмитриева
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМОЙ МАГИСТРАТУРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В статье показана актуальность, этапы и модель управления сетевой формой магистратуры психолого-педагогического образования «Психология управления образовательной средой»; раскрыты цели и структура выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Ключевые слова: сетевая форма магистратуры, этап, модель взаимодействия, выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация).
V.I. Dolgova, V.V. Kurunov, A.A. Wichmann, L.G. Dmitrieva
THE MECHANISMS OF MASTER'S PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION NETWORK MANAGEMENT SYSTEM CONTROL
The article shows the relevance, the stages and the model of Master's psycho-pedagogical education network management system control ("Educational environment management psychology"). It also shows the purpose and structure of the final qualifying work (Master's thesis).
Key words: network Master's stage, the result of a joint decision, final qualifying work (Master's thesis).
Сетевое взаимодействие в образовании как инновационная технология активно развивается после выхода нового Федерального закона об образовании, где говорится о том, что сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций [10].
Сегодня сетевое взаимодействие внедряется на всех уровнях образования, как по вектору вертикального сотрудничества (школа - вуз), так и в направлении горизонтального взаимодействия (вуз -вуз или вуз - иностранный вуз).
Сложился опыт объединения в образовательные холдинги, включающие образовательные организации из разных стран. Успешно развивается сетевое взаимодействие в системе высшего образования. Дается характеристика магистра-
туры как уровня высшего профессионального образования; рассматриваются особенности содержания основных образовательных программ магистратуры и управления процессами их разработки и реализации, проводится сравнение дивизионального и сетевого подходов к управлению магистратурой [2].
Представлен и опыт проектирования сетевой образовательной программы магистратуры в рамках реализации проекта сетевого взаимодействия федеральных университетов Российской Федерации; обсуждаются нормативная база сетевого взаимодействия, пакет нормативных документов, необходимых для проектирования и реализации сетевых образовательных программ магистратуры; приводится макет учебного плана и содержание текстовой части сетевой образовательной программы [4].
Раскрыт опыт составления Программ, построенных по модульному
.0 I-
го ^
I-
о
0 ^
= 1 ■го
■©■ 15
со
£ а СО ВО
Ф о
Ф о £ °
к Ü — о
1 ф Ф т
Ü го с
>ч ф
s 2
is §
с
ш
<
<
со О
X
>.
£ Ш т
го ей
£ о
т
принципу. Показано, что вариативное построение дисциплин модуля позволяет магистрантам построить индивидуальную траекторию обучения [3].
Разработана технология реализации модулей исследовательской магистратуры в сетевом взаимодействии [1].
С другой стороны, сетевое взаимодействие обладает своей спецификой, отражающей реалии конкретных организаций, поэтому каждый отдельно взятый опыт сетевого взаимодействия ценен и должен быть изучен в части эффективных технологий сотрудничества и решения организационно-управленческих проблем образовательной сети.
Образовательная сеть предусматривает наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия; сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта, сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернете и других способах передачи и обработки информации)
[5; 6; 7; 9].
Модель предлагаемой к обсуждению сетевой формы магистратуры «Психология управления образовательной средой» реализуется с 2014/15 учебного года тремя вузами - Челябинским государственным педагогическим университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Ак-муллы и Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом.
Студентов по этой модели мы готовим к научно-исследовательской, проектной и внедренческой деятельности, требующей углубленной профессиональной подготовки в организации обучения в системе общего и профессионального образования всех уровней, а также корпоративного образования.
Выпускники магистратуры должны уметь управлять инновациями в образовательной, деловой, производственной
и бизнес-сферах, формулировать цели, ограничения и риски, а также владеть инструментом методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения всех типов образовательного процесса.
Эффективное взаимодействие вузов по реализации основной образовательной программы сетевой формы магистратуры проходит системную поэтапную и систематическую работу по совместному решению задач управления ею на трёх уровнях:
• на уровне ректоратов (создание единой нормативной базы сетевого взаимодействия, технологическое и методическое обеспечение взаимодействия);
• на уровне деканатов (создание единой логики образовательного процесса, условий повышения научной квалификации магистрантов);
• на уровне профсоюзов и обществ магистрантов (создание условий для академической мобильности).
Генеральная цель нашего взаимодействия - внедрение опыта сетевой формы магистратуры в практику высшего образования. В соответствии с целью нами была проведена ее декомпозиция до уровня технологических задач соответствующего этапа внедрения.
Таких этапов прошло с 2013 года по настоящее время четыре (этап целепола-гания (2013 г.); этап формирования положительной установки (2013-2014 гг.); этап изучения содержания деятельности (2013-2014 гг.); этап внедрения (20142015 гг.).
На каждом этапе решались свои задачи.
Этап 1 (целеполагание внедрения)
Изучить нормативные документы по предмету внедрения.
Поставить цели внедрения.
Разработать этапы внедрения.
Разработать дорожную (технологическую) карту внедрения сетевой формы магистратуры.
Этап 2 (формирование положительной установки и мотивов внедрения)
2.1. Выработать положительную установку на внедрение сетевой формы магистратуры у администрации.
2.2. Сформировать положительную реакцию на внедрение сетевой формы магистратуры у всего коллектива.
2.3. Сформировать веру в свои силы по нововведению.
Этап 3 (изучение сущности предмета внедрения)
3.1. Обсудить в коллективе нормативные документы по предмету внедрения.
3.2. Изучить сущность предмета внедрения.
3.3. Изучить инновационные технологии по предмету внедрения.
Общие результаты управления сетевой формой магистратуры:
1. Единый учебный план и дорожная карта. Особенностями сетевого формата обучения являются наличие единого учебного плана и приложенной к нему согласованной дорожной карты академической мобильности магистрантов. В минимальном масштабе 15 зачетных единиц плана должны реализовываться в форме сетевого обучения. Мы распределили «сетевые» зачетные единицы между участниками взаимодействия на три семестра.
2. Дистанционное обучение. Значительная часть сетевого взаимодействия реализуется при помощи дистанционных технологий. Наиболее успешными форматами дистанционного сетевого взаимодействия являются вебинары и интернет-конференции.
3. Выездные формы взаимодействия. Необходимой составляющей частью сетевого обучения являются выездные очные формы взаимодействия магистрантов и преподавателей. Это продиктовано особенностями обучения психологии в высшем образовании, в целях которого заложено практическое «погружение» в дисциплину, рефлексия опыта и демонстрация практических технологий. Дополнительной задачей выездных модулей «выездного взаимодействия» является создание условий для межличностного целевого общения магистрантов.
4. Единое научное пространство. Се-теваямагистратураотличаетсясвоеобраз-ной логикой научно-исследовательских семинаров, научных конференций и этапов реализации выпускной квали-
фикационной работы (магистерской диссертации). Важной частью сетевой формы магистратуры является обмен опытом между научными школами университетов-партнеров с обеспечением доступа в лаборатории университетов всех магистрантов и созданием условий для совместных исследований и публикации результатов.
5. Единое пространство профессионального опыта. Сетевое взаимодействие на уровне магистратуры дает возможность обмениваться опытом в создании и реализации инновационных психологических продуктов между психологическими центрами разных регионов.
6. Единая ресурсная база. Эффективным ресурсом сетевой формы магистратуры являются единые базы научно-методической литературы, создание единых учебных пособий и монографических исследований.
Частные результаты совместной деятельности на этапе внедрения (20142015 гг.):
• установление профессионально-коммуникативных связей в диадах «руководители-руководители»; «руководители-преподаватели», «преподаватели-преподаватели»; «преподаватели-магистранты», «магистранты-магистранты»;
• проведение анализа графика учебного процесса;
• разработка графика выездных сессий;
• корректировка плана мероприятий выездных сессий;
• корректировка учебного плана в связи с переходом на ФГОС 3+;
• обоснование выбора основных видов деятельности (педагогическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая);
• проведение анализа существующей матрицы компетенций и отбор компетенций в аспекте выбора основных видов деятельности;
• оптимизация дисциплин с переносом зачетных единиц, определяющих специфику магистерской программы;
• проведение анализа особенностей реализации блоков научного и профес-
.0 I-
го ^
I-
о
о ^
■го
« 13
£ а СО ВО
Ф о
Ф о
о I-
о ¡£
о ф
т
X
О)
с; ш
го _ £^го
>ч ф ■7; с
m
<
<
CQ О
X
>
£ ad ad
(O ca
£ о
m
сионального цикла вариативной части дисциплин;
• оптимизация дисциплин по выбору;
• разработка новой последовательности практик: научно-исследовательской, педагогической и производственной;
• анализ и разработка общих требований к структуре и содержанию автореферата и выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) и др.
Особое внимание уделено нами содержательным аспектам выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), которые имеют возможность отразить лучшие традиции каждого из трёх вузов.
Например, это традиции Института психологии ПГГПУ (Пермь).
Задачи и структура выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) этого вуза восходит к психологической школе, основателем которой является ученый В.С. Мерлин.
Большое внимание в магистерских диссертациях этого вуза уделяется анализу интегральной индивидуальности, системным исследованиям опосредующих звеньев интегральной индивидуальности, стилям деятельности и активности. В целом, тема магистерской диссертации может быть любой с учетом методологии теории интегральной индивидуальности и применения соответствующего статистического аппарата. Например, «Особенности интегральной индивидуальности юношей с разным уровнем учебной активности».
В опыте магистратуры БГПУ им. М. Акмуллы отражены психолого-педагогические идеи и технологии деятельностного подхода к образованию учёных этого вуза А.З. Рахимова и Р.М. Фатыховой.
Системообразующей его частью является объединение разных сфер образовательной среды: от общего до корпоративного и бизнес-образования.
Целью написания выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), в этой связи, является изучение психологических аспектов управления образовательными процессами во всех названных сферах. Поэтому маги-
странты факультета психологии БГПУ в большей степени ориентированы на раскрытие особенностей управления именно образовательной средой.
Темы выпускных квалификационных работ последнего 2014/15 учебного года: «Сравнительный анализ развития воображения младших школьников в зависимости от психолого-педагогических условий образовательной среды»; «Психологические особенности музыкально одаренных детей»; «Взаимосвязь особенностей межличностных взаимодействий и акцентуаций характера одаренных подростков»; «Особенности интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста»; «Формирование законопослушного поведения старшеклассников в городских условиях».
Традиции ЧГПУ в области психолого-педагогической подготовки заложены ещё В.М. Экземплярским.
Выполнение выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) ЧГПУ отражает классические требования педагогической психологии. В них принято изучать феноменологию явлений, их особенности.
Традиционным для магистрантов ЧГПУ является разработка и обоснование «Дерева целей»; разработка и апробация Модели и Программы формирования изучаемого явления, анализ последующих изменений с использованием методов математической статистики.
Кроме этого, выпускники включают в квалификационную работу рекомендации родителям и педагогам и составляют технологическую карту внедрения рекомендаций выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) в практику.
Например, в 2014/15 учебном году в ЧГПУ утверждены следующие темы выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», программа подготовки «Психология управления образовательной средой»: «Управление процессом психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старших подростков»; «Управление
процессом психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших школьников»; «Управление когнитивными процессами развития младших школьников»; «Управление процессом формирования профессиональной Я-концепции будущих педагогов»; «Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения старших подростков»; «Стимулирование как функция управления инклюзивным образованием»; «Организация образовательного процесса в МАОУ СОШ по формированию дивергентного мышления старших подростков»; «Формирование психологической готовности к управлению кон-
фликтами у субъектов образовательной среды».
Каждый из магистрантов может получить консультацию по этим темам у преподавателей трех вузов, потому что мы как субъекты реализации сетевой формы магистратуры находимся не в состоянии конкурентной борьбы, мы открыты друг другу и взаимно друг друга обогащаем. И это сотрудничество дает нам возможность делиться опытом, создавать инновационное и надежное образование, привлекать к профессиональному взаимодействию лучшие профессорско-преподавательские ресурсы трех вузов и лучшие научные и методические традиции.
Библиографический список
1. Адамский, А.И. Модель сетевого взаимодействия / А.И. Адамский // Библиотека «Первого сентября». Сер. «Управление школой». - 2002. - № 4. - С. 23-27.
2. Бугрова, Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук. / Н.С. Бугрова. - Омск, 2009. - 178 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com (дата обращения: 28.03.2015).
3. Весманов, С.В. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета [Текст] / С.В. Весманов, Д.С. Весманов, Н.В. Жадько, Г.А. Акопян // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - № 3. - С. 160-167.
4. Кандрашина, Е.А. Проблемы управления разработкой и реализацией программ магистратуры [Текст] / Е.А. Кандрашина // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 6(92). С. 34-39.
5. Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий / под ред. С.В. Жо-лована. - СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», 2013. - 72 с.
6. Савенков, А.И. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения [Текст] / А.И. Савенков, А.С. Львова, С.Н. Вачкова, О.А. Любченко, Э.К. Никитина // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - С. 197-206.
7. Тарасов, С.В. Постдипломное педагогическое образование в современном инновационном процессе [Текст] / С.В. Тарасов // Журнал правовых и экономических представлений. - № 2. -2013.- С. 202-208.
8. Черная, А.В. Проектирование сетевой образовательной программы магистратуры «Практическая психология образования» в рамках взаимодействия Федеральных университетов Российской Федерации [Текст] / А.В. Черная // Бюллетень учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. - 2014. - № 1(6). - С. 40-53.
9. Чучкевич, М.М. Основы управления сетевыми организациями [Текст] / М.М. Чучкевич. - М.: Изд-во Института социологии, 1999. - 40 с.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 28.03.2015).
References
1. Adamski A.I. Model of networking. Biblioteka Pervogo sentyabrya, 2002. P. 23-27. [in Russian].
2. Bugrova N.S. Networking in the training ofteaching staff. Omsk, 2009. Available at: http://www.dissercat. com. [in Russian].
.0 I-
ro ^
I-
o
о ^
oS
-8- S
« (Q £
CO BO £ о
Ф о £ °
к ^
S о
I ф
Ф т
и
го с £^го
>ч ф
s 2 и
3. Veismane S.V., Veismane D.S., Zhadko, N.V., Hakobyan G.A. The training of teachers in a research master's degree: the experience of Moscow City Pedagogical University. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. P. 160-167. [in Russian].
4. Kandrashina E.A. Problems of management development and implementation of master programs. Vestnik samarskogogosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2012. P. 34-39. [in Russian].
5. The organization of the educational process by means of network technology. SPb.: Sankt-peterburgskaya akademiya postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2013. P. 72. [in Russian].
6. Savenkov A.I., Lviv A.S., Vachkova S.N., Lubchenco O.A., Nikitina, E.K. Preparing teachers to master the new generation. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. P. 197-206. [in Russian].
7. Tarasov S.V. Postgraduate teacher education in the modern innovation process. Zhurnal pravovyh Iekonomicheskihpredstavleny. 2013. P. 202-208. [in Russian].
8. Chornay A.V. Network design educational master program "Practical psychology of education" in the framework of cooperation of the Federal University of the Russian Federation. Byulleten uchebno-metodicheskogo obedineniyaof vuzov RFpopsihologo-pedagogicheskomu obrazovaniyu. 2014. P. 40-53. [in Russian].
9. Chuchkevich M.M. Fundamentals of management of network organizations. M.: Izd-vo Instituta sotsiologii, 1999.P. 40. [in Russian].
10. The Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (version from 31.12.2014) "On Education in the Russian Federation". Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (date accessed: 03/28/2015). [in Russian].
Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск. E-mail [email protected]
Information about the authors: Dolgova Valentina I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Dean of the Faculty of Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Курунов Валерий Викторович, кандидат психологических наук, доцент, декан, факультет психологии,
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет» им. М. Акмуллы», г. Уфа. КтаИ [email protected]
Kurunov Valery V., Candidate of Sciences (Psychology), Dean of the Faculty of Psychology,
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia.
E-mail: [email protected]
Вихман Александр Александрович, кандидат психологических наук, доцент, зам. директора Института психологии, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь. Ктай: [email protected]
Wichmann Alexander A., Candidate of Sciences
(Psychology), Deputy Director
of the Institute of Psychology of Perm State
University of Humanities and Education,
Perm, Russia.
E-mail: [email protected]
Дмитриева Людмила Геннадьевна,
доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования и развития, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет» им. М. Акмуллы», г. Уфа. Ктай: [email protected]
Dmitrieva Lyudmila G., Doctor of Sciences
(Psychology), Professor, Head of the Department
of Psychology of Education
and Development, Bashkir State Pedagogical
University named
after M.Akmulla, Ufa, Russia.
E-mail: [email protected]