Научная статья на тему 'Преподаватель вуза как организатор учебно-научной деятельности студентов'

Преподаватель вуза как организатор учебно-научной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / УЧЕБНО-НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS / ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / PSYCHOLOGICAL AND DIDACTICAL ASPECTS / ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ / MASTER'S THESES / GRADUATE QUALIFICATION WORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко Ольга Валентиновна

В статье приведены результаты изучения проблем одного из главных видов учебно-научной и самостоятельной деятельности студентов подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, а также магистерских диссертаций. Применены следующие методы исследования: сравнительный анализ организации этого вида деятельности в российских вузах; включённое наблюдение за студентами и преподавателями; контент-анализ квалификационных работ и магистерских диссертаций; опросы преподавателей, студентов и магистрантов вузов. Теоретический анализ позволил определить, что проблема неэффективности изучаемого вида работы студентов и преподавателей выступает как комплексная недоработка в воспитании, образовании, формировании и развитии общей культуры молодых представителей социума, возникшая как на предыдущих уровнях образования, так и в результате непродуктивного взаимодействия студентов со своими родителями и преподавателями. Также в этом проявляется студенческий инфантилизм, имеющий такие сущностные характеристики: амбивалентность, мотивационно-побудительная сила, формы проявления; затяжной характер и пролонгирование на следующие возрастные этапы; возможность коррекции и преодоления. В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования определены психолого-дидактические аспекты организации учебно-научной деятельности студентов и преподавателей вузов: разработка чёткого алгоритма по cодержанию и срокам представления отчёта по каждому этапу выполнения работы; требование предоставления научному руководителю как электронного, так и распечатанного варианта отчёта по выполненному отдельному этапу работы; необходимость обязательного обучения написанию выпускных квалификационных работ, хотя бы студентов первого курса вузов; обучение деловому общению; повышение общей культуры студентов, магистрантов и преподавателей вузов. Рассмотренные результаты исследования важны как для повышения эффективности выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, так и для решения психодидактических задач вузов и повышения профессионализма преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY PROFESSOR AS THE ORGANIZER OF THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS

The article shows the results of the research aimed at examination of problems of one of the main kinds of the educational, scientific and independent activities of students, preparing course works and graduate qualification works, as well as master’s thesis. Such methods were used as comparative analysis of the organization of this type of activity in Russian universities, overt observation of students and teachers, content analysis of course works, graduate qualification works and master’s theses, polls of teachers, students and postgraduates. The theoretical analysis made it possible to substantiate that the problem of inefficiency of the researched kind of students’ and teachers’ work acts as complex flaw in training, education, development and foundation of common culture of young representatives of society, which has arisen either on the previous level of education or as the result of ineffective interaction with parents and university teachers. Moreover, this is the manifestation of students’ infantilism, which has such essential characteristics as ambivalence, motivational impelling force, forms of appearance, protracted nature and its extension to further age periods, possibility of extension and correction. In the course of theoretical analysis and empirical research psychological and didactic aspects of the organization of educational and scientific activity of students and university teachers are determined such as elaboration of a clearly timed algorithm of representing reports on every stage of activities, requirement to submit both electronic and printed copies of a report on every completed stage of the work to a research adviser, necessary obligation of writing a graduate qualification work, at least, for first course students of universities, business communication training, raising of common culture of students, postgraduates and teachers of the high school. The obtained results of the research are important both for raising of the efficiency of writing graduate qualification works and master’s theses and for solution of psycho-didactical tasks of higher education institutions and improvement of teachers’ professionalism.

Текст научной работы на тему «Преподаватель вуза как организатор учебно-научной деятельности студентов»

УДК 159.9.072.43

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА КАК ОРГАНИЗАТОР УЧЕБНО-НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Москаленко Ольга Валентиновна — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: moskalenkoolga@mail.ru

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты изучения проблем одного из главных видов учебно-научной и самостоятельной деятельности студентов — подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, а также магистерских диссертаций. Применены следующие методы исследования: сравнительный анализ организации этого вида деятельности в российских вузах; включённое наблюдение за студентами и преподавателями; контент-анализ квалификационных работ и магистерских диссертаций; опросы преподавателей, студентов и магистрантов вузов.

Теоретический анализ позволил определить, что проблема неэффективности изучаемого вида работы студентов и преподавателей выступает как комплексная недоработка в воспитании, образовании, формировании и развитии общей культуры молодых представителей социума, возникшая как на предыдущих уровнях образования, так и в результате непродуктивного взаимодействия студентов со своими родителями и преподавателями. Также в этом проявляется студенческий инфантилизм, имеющий такие сущностные характеристики: амбивалентность, мотивационно-побудительная сила, формы проявления; затяжной характер и пролонгирование на следующие возрастные этапы; возможность коррекции и преодоления.

В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования определены психолого-дидактические аспекты организации учебно-научной деятельности студентов и преподавателей вузов: разработка чёткого алгоритма по удержанию и срокам представления отчёта по каждому этапу выполнения работы; требование предоставления научному руководителю как электронного, так и распечатанного варианта отчёта по выполненному отдельному этапу работы; необходимость обязательного обучения написанию выпускных квалификационных работ, хотя бы студентов первого курса вузов; обучение деловому общению; повыше-

ние общей культуры студентов, магистрантов и преподавателей вузов.

Рассмотренные результаты исследования важны как для повышения эффективности выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, так и для решения психодидактических задач вузов и повышения профессионализма преподавателей.

Ключевые слова: вуз, преподаватель, студенты, высшее профессиональное образование, учебно-научная деятельность студентов, психолого-дидактические аспекты, выпускные квалификационные работы, магистерские диссертации.

Исследование особенностей преподавания в вузах демонстрирует динамику в организации учебно-научной работы студентов. До использования электронных средств в общении преподавателей и студентов актором в подготовке курсовых и выпускных работ выступали в основном студенты. Они умели найти преподавателя по расписанию занятий, а также с помощью лаборантов и методистов кафедр. В современных условиях, после появления электронной почты и мобильных телефонов, студенты перестают быть акторами, превращаясь в пассивных участников процесса общения. К сожалению, они ведут переписку по электронной почте, как правило, безграмотно, не соблюдая делового этикета, направляя подготовленные работы в последний момент перед их предзащитой или защитой.

Это касается не только выпускников вузов, но и всех студентов, начиная с первокурсников. В процессе преподавания определённых дисциплин с использованием электронной почты при сборе самостоятельных работ или домашних заданий мною замечена следующая тенденция. Во-первых, на всех курсах находятся студенты, которые присылают свои работы позже назначенного срока или плохо оформленные работы (выполненные без подписи, без заголовка и др.). Во-вторых, если использование электронной почты начинается на первом курсе, то первокурсники приспосабливаются к данному виду деятельности быстрее старшекурсников. С другой стороны, старшекурсники имеют более многог-

ранный опыт обучения в вузе и общения с преподавателями, поэтому они более произвольны в выборе форм и временных характеристик взаимодействия с преподавателями. Так, например, использование электронной почты даёт студентам возможность прислать работы до назначенного срока — накануне вечером или даже ночью.

Проблеме неэффективности изучаемого вида работы студентов, обусловленной комплексной недоработкой в их воспитании, образовании, формировании и развитии общей культуры, посвящены работы многих исследователей (А.В. Гагарин [7—9], А.А. Деркач [10], О.В. Москаленко [20-27]). Отметим, что современные студенты — это люди, рождённые в 1990-е годы и имеющие родителей возраста 4050 лет, которые, хотя и владеют достаточно неплохо современными электронными средствами связи, всё же допускают различного рода ошибки в межличностном виртуальном общении (сокращение слов, допущение сленга в СМС и письмах по электронной почте), что их детьми тиражируется в переписке со всеми партнёрами общения, в том числе и с преподавателями.

Необходимо сказать о том, что проблема делового общения студентов с другими людьми выступает как индикатор студенческого инфантилизма (О.В. Москаленко, Т.А. Назаров [28]), представляющего собой неадекватное состояние личности студента в одном или нескольких аспектах: субъектном, мотивационном, когнитивном, эмоциональном, волевом, поведенческом. Студенческому инфантилизму присущи пять сущностных характеристик.

♦ Амбивалентность. Проявляется как в традиционном смысле — негативная оценка инфантилизма, так и в нетрадиционном — позитивная его оценка.

♦ Мотивационно-побудительная сила. Зависит от наличия или отсутствия учебно-профессиональной мотивации, желания получить новые профессиональные умения и навыки, новый социальный статус.

♦ Поведенческая. Определяет формы и направления проявления инфантилизма.

♦ Затяжной характер инфантилизма и его пролонгирование на следующие возрастные этапы.

♦ Возможность коррекции и преодоления инфантилизма.

Важно отметить, что студентов, как будущих профессионалов, ни в школе, ни в вузе не учат, к сожалению, практическим и личностно ориентированным формам и методам делового этикета и общения, за редким исключением по некоторым специальностям и направлениям подготовки. Считается, что это является составной частью общей культуры студентов, развитие которой, согласно современной точке зрения, возлагается на плечи родителей, учителей или каких-либо других наставников. Всё это приводит к тому, что каждый студент имеет свой взгляд и своё понимание делового этикета и общения, сложившихся под влиянием различных объективных и субъективных факторов и условий. Более того, в силу этого многие современные студенты не могут выстроить временной

план подготовки работы, требующей длительной проработки (курсовая, выпускная квалификационная и др.), определиться с этапами этой работы, их сроками и содержанием.

В современных условиях назрел вопрос чёткой регламентации учебно-научной и методической работы со студентами вузов, под которыми понимаются бакалавры и специалисты, а также слушатели различных программ поствузовского образования — магистранты, аспиранты, докторанты. И если слушатели программ поствузовского образования имеют опыт подготовки выпускных работ, то у студентов бакалавриата и специалитета он отсутствует. Поэтому столь важно разработать алгоритм организации данной деятельности с чёткой регламентацией этапов, их содержания и сроков выполнения.

Причём данный алгоритм должен быть утверждён выпускающей кафедрой вуза, чтобы не было самодеятельности как со стороны как студентов, так и преподавателей.

Отметим, что и современные преподаватели вузов, причём как молодые, так и более опытные, по разным причинам (например, из-за нехватки времени, незнания организации данного вида деятельности студентов), допуская электронное общение, довольно часто не отвечают студентам на их письма.

Невыполнение любого этапа алгоритма может рассматриваться как неосвоение программы и может быть учтено и при назначении стипендии, и при выставлении рейтинга.

Для предотвращения современных тенденций в организации учебно-научной работы важно перенять опыт передовых вузов России — МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МГИМО (У) МИД РФ, МГППУ, который демонстрирует важность именно организационного аспекта для высокой эффективности учебно-научной деятельности.

Поэтому в плане современных рекомендаций по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ будущих бакалавров и специалистов, а также магистерских диссертаций кафедры вузов должны предусмотреть организационные аспекты учебно-научной деятельности студентов, а именно алгоритм подготовки данной работы — планирование деятельности по срокам, этапы и дозировку деятельности на каждом шаге алгоритма.

Должны быть соблюдены и дидактические требования к организации этого вида деятельности — чёткость, организованность, соблюдение последовательности этапов совместной работы преподавателя и студента, взаимная ответственность как студентов, так и преподавателей за каждый этап деятельности.

Назовём психолого-дидактические аспекты организации учебно-научной деятельности студентов и преподавателей вузов.

Первый аспект — разработка чёткого алгоритма по ^держанию и срокам представления отчёта по этапу деятельности над работой.м

В качестве примера приведём «Программу подготовки магистерской диссертации», разработанную К.А. Ефремовой и А.А. Киреевой [11], в которой представлены следующие разделы.

♦ Общие требования к магистерской диссертации.

♦ Порядок и сроки подготовки магистерской диссертации (по всем четырём семестрам подготовки магистранта).

♦ Структура и содержание эссе-обоснования темы магистерской диссертации и библиографии как результат деятельности магистранта в первом семестре.

♦ Структура и содержание программы исследования как результат деятельности магистранта во втором семестре.

♦ Структура и содержание курсовой работы по методологии исследования как результат деятельности магистранта в первом и втором семестрах.

♦ Структура и содержание авторской аннотации к магистерской диссертации как результат деятельности магистранта в третьем семестре.

♦ Структура и содержание магистерской диссертации как результат деятельности магистранта в первом—четвёртом семестрах.

♦ Связь подготовки магистерской диссертации с другими видами и научно-исследовательской работы магистранта.

♦ Регламент проведения защиты магистерской диссертации.

Исходя из психодидактических задач выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, общие требования к данным видам работ и методические рекомендации по их написанию невозможны. Должны быть подготовлены разные требования и методические рекомендации для выпускных квалификационных работ по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в которых необходимо привести чёткое описание как содержательных аспектов данных работ, так и формальных, а также некоторые примеры описания важных моментов вводной части работы — актуальности, гипотезы, задач, объекта и предмета, методов исследования и др., основной части работы — описания теоретической и эмпирической части работы, а также оформления списка литературы и источников, ссылок на них, приложения (В.И. Комлацкий, Г.В. Ком-лацкий, С.В. Логинов [14], Д.В. Круглов, Н.А. Горелов [16], Н.П. Молоканова [19], В.П. Невежин [32]).

Второй аспект — требование предоставления научному руководителю как электронного, так и распечатанного варианта отчёта по выполненному этапу работы.

В психологии восприятия много раз говорится о различиях в восприятии текста в разных формах его представления (О.В. Москаленко [29—31]), а также смысла текста (Н.С. Валгина [5], Л.Г. Васильев [6], И.А. Зимняя [12]), его восприятия (В.А. Барабанщиков [1]) и понимания (В.В. Знаков [13], И.И. Рубо [33], Э.В. Румянцева [34], Л.В. Ширинкина [35]).

В ходе исследований были подробно изучены общетеоретические вопросы (И.А. Зимняя, 1976, А.А. Леонтьев, 1979; Ю.А. Сорокин, 1985) и аспекты данной проблемы. При этом предметом исследования являются: восприятие текстов разных функциональных стилей (Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, 1996;

Г.А. Емельянов, 1998; М.В. Ермолаева, 1998; А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, 1959; Ю.А. Сорокин, 1985) и механизм вероятностного прогнозирования в процессе восприятия (Г.Г. Граник, А.Н. Самсо-нова, 1993; И.А. Зимняя, 1976; Л.Р. Моршинская, 1976; Г.С. Сухобская, 1981). Эта проблема складывалась и как вопрос о восприятии информации разной формы: знаковой (О.Д. Кузьменко-Наумова, 1980), а также текстовой и графической (С.Е. Злочевский, 1994; О.В. Москаленко, 1993, 1996, 1997).

Часто студенты, ссылаясь на отсутствие принтера, недостаток денежных средств и даже собственную лень, лишают себя возможности заметить стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки, а также увидеть собственный текст в другой форме, что позволило бы им переработать текст как по форме, так и по содержанию. Особенно это важно для оформления выполненной работы (Н.С. Беляков [2], П.П. Круглов, А.В. Куприянова [17]).

Третий аспект — необходимость обязательного обучения написанию выпускных квалификационных работ, хотя бы первокурсников.

Во многих вузах РФ имеется опыт такой работы с бакалаврами и магистрантами в рамках научного и методологического семинара и практикума, научно-исследовательского семинара, спецкурса «Практикум научного исследования» и пр. Эта работа ведётся либо для демонстрации исследования конкретной проблемы как примера построения исследовательской стратегии и тактики, либо в общем виде с разбором особенностей отдельных составных частей исследования, либо перед студентами и магистрантами ставится задача написания к каждому занятию отдельных фрагментов собственной выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации. Этой работе может помочь и современная научно-дидактическая литература (А.П. Болдин, В.А. Максимов [3], Ю.И. Бушенева [4], А.В. Корот-ков [15], И.Н. Кузнецов [18]).

Четвёртый аспект — обучение деловому общению, в том числе и общению с научным руководителем как преподавателем вуза, а не со знакомым, соседом, приятелем и другими взрослыми, опыт общения с которыми у студентов уже есть. С другой стороны, опыт общения с преподавателем выступает как возможность построения делового общения в будущей профессиональной сфере, избранной студентом, и опыта которого у него ещё нет. Вероятно, данный аспект должен быть пристально изучен не только при изучении дисциплины «Введение в специальность», которую студенты осваивают на первом курсе; на предпоследних курсах обучения в вузе возможно или факультативное изучение этой дисциплины, или в рамках других дисциплин. Это поможет студентам более эффективно сотрудничать с преподавателем при подготовке выпускной квалификационной работы. Примерами могут выступить и дисциплины «Деловое общение», «Риторика» и др., которые часто преподаются либо в общем виде, без связи с будущей профессиональной деятельностью, либо на будущее, которое не совсем ясно студенту. Иногда некоторые преподаватели заменяют содер-

жание данных дисциплин психологическими, ролевыми и деловыми играми и развлечениями, которые максимально привлекают студентов. Возможно, эти формы могут использоваться, но только как примеры и в ситуациях делового общения будущей профессиональной среды.

Пятый аспект — повышение общей культуры студентов, магистрантов и преподавателей вузов.

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит, и существовать. При этом культура включает в себя все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений, проявление человеческой субъективности и объективности. Культура — это и набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым управленческое воздействие. Если источниками происхождения культуры считаются человеческая деятельность, познание и творчество, то важно говорить о формировании культуры именно в процессе получения высшего профессионального образования. И, разумеется, недостаточный уровень сформиро-ванности культуры снижает общий профессиональный уровень специалиста.

В результате изучения психолого-дидактических аспектов организации учебно-научной деятельности студентов и преподавателей вузов можно прийти к следующему выводу: выявленные аспекты доказывают многополярность и глубину рассматриваемой проблемы, что важно для её решения как комплекса мероприятий по воспитанию, образованию и развитию студентов. Это позволит, с одной стороны, ликвидировать их неграмотность и бескультурье, а с другой — решить многие вопросы организации учебно-научной и самостоятельной деятельности студентов, в том числе повысить эффективность их деятельности по подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ, а также магистерских диссертаций.

ССЫЛКИ

[1]. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.— 240 с.

[2]. Беляков Н.С. Оформление учебных работ. Правила, рекомендации, советы. — М.: Либроком, 2010.— 88 с.

[3]. Болдин А.П., Максимов В.А. Основы научных исследований. — М.: Academia, 2012.— 336 с.

[4]. Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы. — М.: Дашков и К°, 2016.— 140 с.

[5]. ВалгинаН.С. Теория текста. — М.: Логос, 2003.— 280 с.

[6]. Васильев Л.Г. Текст и его понимание. — Тверь: Изд-во ТГУ, 1991.— 67 с.

[7]. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Ак-меология. 2013. № 3. — С. 54-59.

[8]. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. 2012. № 4(44). — С. 46-49.

[9]. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. — М.: Изд-во РУДН, 2011.— 160 с.

[10]. Деркач А.А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. 2014. № 1. — С. 6-15.

[11]. Ефремова К.А., Киреева А.А. Программа подготовки магистерской диссертации. — М.: Изд-во МГИМО (У) МИД РФ, 2015.— 20 с.

[12]. Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания текста. — М.: Слово, 1988.— 324 с.

[13]. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2005.— 448 с.

[14]. Комлацкий В.И., Комлацкий Г.В., Логинов С.В. Планирование и организация научных исследований. — М.: Феникс, 2014.— 208 с.

[15]. КоротковА.В. На 100 баллов. Как написать и защитить отличную курсовую работу, дипломный проект или магистерскую диссертацию в гуманитарном университете. — М.: МГИМО-Университет, 2010.— 34 с.

[16]. Круглов Д.В., Горелов Н.А. Методология научных исследований. — М.: Юрайт, 2016.— 292 с.

[17]. Круглов П.П., Куприянова А.В. Правильно оформляем и пишем реферат, курсовую, диплом на компьютере. — М.: Наука и техника, 2008.— 160 с.

[18]. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. — М.: Дашков и К°, 2012.— 340 с.

[19]. Молоканова Н.П. Курсовое и дипломное проектирование. — М.: Форум, 2011.— 88 с.

[20]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессиональ-ного развития специалиста // Акмеология. 2012. № 2. — С. 109-112.

[21]. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания государственных служащих. — М.: РАГС, 2004.— 226 с.

[22]. Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека. // Акмеология. 2014. № 3. — С. 65.

[23]. Москаленко О.В. Роль новых коммуникативно-информационных технологий в деятельности преподавателя вуза. // Акмеология. 2014. № 1-2. — С. 163.

[24]. Москаленко О.В. Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмео-логия. 2015. № 1. — С. 34.

[25]. Москаленко О.В. Потенциал некоторых психодидактических приёмов в преподавании учебных дисциплин в высшей школе // Акмеология. 2015. № 2. — С. 248-256.

[26]. Москаленко О.В. Преподаватель высшей школы: сравнительный самоанализ со своими студентами // Акмеология. 2015. № 3. — С. 121-122.

[27]. Москаленко О.В. Возможности психодидактических приёмов и методов в организации учебного процесса высшей школы // Образовательные технологии, 2015. № 4. — С. 72-89.

[28]. Москаленко О.В., Назаров Т.А. Пути коррекции «студенческого инфантилизма» // Акмеология. 2015. № 3. — С. 128-129.

[29]. Москаленко О.В. Восприятие учащимися текста геометрической задачи на доказательство // Материалы внутривузовской научной конференции АГПИ. — Астрахань: Изд-во АГПИ, 1993. — С. 315-321.

[30]. Москаленко О.В. Изучение особенностей работы школьников с текстами геометрических задач как один из видов работы практического психолога // Материалы Всероссийской научной конференции. — М.: Изд-во ИПИ РАО, 1996. — С. 67.

[31]. Москаленко О.В. Изучение особенностей и оптимизации работы школьников с текстами геометрических задач как один из видов деятельности практического психолога // Мир психологии, 1997. № 2. — С. 28-31.

[32]. Невежин В.П. Как написать, оформить и защитить выпускную квалификационную работу. — М.: Инфра-М, Форум. 2012.— 112 с.

[33]. Рубо И.И. Психологический анализ стратегий чтения научного текста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 1998.— 26 с.

[34]. Румянцева Э.В. Взаимодействие автора и читателя научного текста. — СПб: Речь, 2005. — С. 90-97.

[35]. Ширинкина Л.В. Восприятие текста как психологический феномен: Дис. ... канд. психол. наук. — Пермь: Изд-во ПГУ, 2004.— 235 с.

UNIVERSITY PROFESSOR AS THE ORGANIZER OF THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITY OF STUDENTS

Olga V. Moskalenko, Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activities, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84, prospect Vernadskogo, 119606 Moscow, Russia; e-mail: moskalenkoolga@mail.ru

ABSTRACT

The article shows the results of the research aimed at examination of problems of one of the main kinds of the educational, scientific and independent activities of students, preparing course works and graduate qualification works, as well as master's thesis. Such methods were used as comparative analysis of the organization of this type of activity in Russian universities, overt observation of students and teachers, content analysis of course works, graduate qualification works and master's theses, polls of teachers, students and postgraduates.

The theoretical analysis made it possible to substantiate that the problem of inefficiency of the researched kind of students' and teachers' work acts as complex flaw in training, education, development and foundation of common culture of young representatives of society, which has arisen either on the previous level of education or as the result of ineffective interaction with parents and university teachers. Moreover, this is the manifestation of students' infantilism, which has such essential characteristics as ambiva-

lence, motivational impelling force, forms of appearance, protracted nature and its extension to further age periods, possibility of extension and correction.

In the course of theoretical analysis and empirical research psychological and didactic aspects of the organization of educational and scientific activity of students and university teachers are determined such as elaboration of a clearly timed algorithm of representing reports on every stage of activities, requirement to submit both electronic and printed copies of a report on every completed stage of the work to a research adviser, necessary obligation of writing a graduate qualification work, at least, for first course students of

universities, business communication training, raising of common culture of students, postgraduates and teachers of the high school.

The obtained results of the research are important both for raising of the efficiency of writing graduate qualification works and master's theses and for solution of psycho-didactical tasks of higher education institutions and improvement of teachers' professionalism.

Key words: higher education institution, students, higher professional education, educational and scientific activity of students, psychological and didactical aspects, graduate qualification works, master's theses.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1]. Barabanshhikov V.A. Dinamika zritel'nogo vospri-jatija.— [The Dynamics of Visual Perception]. M.: Nauka, 1990.— 240 s.

[2]. Beljakov N.S. Oformlenie uchebnyh rabot. Pravi-la, rekomendacii, sovety.— [The Design of Class Assignments. Rules, Recommendations and advice]. M.: Librokom, 2010.— 88 s.

[3]. Boldin A.P., Maksimov V.A. Osnovy nauchnyh issle-dovanij.— [The Basis of Scientific Research]. M.: Academia, 2012-336 s.

[4]. Busheneva Ju.I. Kak pravil' [no napisat' referat, kur-sovuju i diplomnuju raboty.— [How to Write Properly Abstract, Course and Graduation paper]. — M.: Dashkov i Ko. 2016, 140 s.

[5]. ValginaN.S. Teorija teksta.— [The Theory of a Text]. M.: Logos, 2003.— 280 s.

[6]. Vasil'ev L.G. Tekst i ego ponimanie.— [A Text and its understanding]. Tver': TGU, 1991.— 67 s.

[7]. Gagarin A.V. Obrazovatel'naja refleksija v profes-sional'noj podgotovke bakalavrov psihologii.— [The educational reflection in the professional training of barchelors in the psychology] // Akmeologija. № 3.— [Acmeology] 2013. S. 54-59.

[8]. Gagarin A.V. Professional'naja podgotovka konkurentosposobnogo prepodavatelja vysshej shkoly: prob-lemy i perspektivnye napravlenija.— [The professional preparation of competitive teacher of the high school: the problems and the perspective directions]. // Akmeologija.№ 4(44).— [Acmeology]. 2012. S. 46-49.

[9]. Gagarin A.V. Jekologicheskaja kompetentnost lich-nosti: psihologo-akmeologicheskoe issledovanie [Ecological competence of personality: psychological-acmeological study]. M.: RUDN University, 2011.— 160 s.

[10]. Derkach A.A. Metodologicheskie i prikladnye prob-lemy obuchenija studentov-psihologov.— [Methodological and applied problems of training of students — psacholo-gists] // Akmeologija. № 1.— [Acmeology] 2014. S. 6-15

[11]. Efremova K.A., Kireeva A.A. Programma podgot-ovki magisterskoj dissertacii.— [The Plan of Master's Thesis]. M.: MGIMO (U) MID Rossii, 2015.— 20 s.

[12]. ZimnjajaI.A. Psihologicheskaja harakteristika poni-manija teksta.— [The Psychological Characteristics of the Understanding of a Text]. M: Slovo, 1988.— 324 s.

[13]. Znakov V.V. Psihologija ponimanija: Problemy i perspektivy. [The Psychology of Understanding: Problems and Prospects], M.: Izd vo «Institut psihologii RAN», 2005.— 448 s.

[14]. Komlackij V.I., Komlackij G.V., Loginov S.V. Plan-irovanie i organizacija nauchnyh issledovanij.— [The Planning and Organization of Scientific Researches]. — M.: Feniks, 2014, 208 s.

[15]. KorotkovA.V. Na 100 ballov. Kak napisat' i zash-hitit' otlichnuju kursovuju rabotu, diplomnyj proekt ili mag-isterskuju dissertaciju v gumanitarnom universitete.— [100 Points. How to Write and to Defense coursework, Diploma Thesis or Master's Thesis in the Humanitarian University]. M.: MGIMO-Universitet. 2010, 34 s.

[16]. Kruglov D.V., Gorelov N.A. Metodologija nauchnyh issledovanij.— [The Methodology of Scientific Research]. M.: Jurajt. 2016, 292 s.

[17]. Kruglov P.P., Kuprijanova A.V. Pravil'no oforml-jaem i pishem referat, kursovuju, diplom na komp'jutere.— [Properly Fill and Write an Abstract, Course Work and Diploma Thesis by a Computer.], M.: Nauka i tehnika, 2008.— 160 s.

[18]. Kuznecov I.N. Referaty, kursovye i diplomnye rabo-ty. Metodika podgotovki i oformlenija.— [Abstracts, Course Works and Graduate Thesis. The Method of Preparation and Design.]. — M.: Dashkov i Ko, 2012, 340 s.

[19]. Molokanova N.P. Kursovoe i diplomnoe proekti-rovanie.— [Course and Diploma Engineering]. — M.: Forum, 2011.— 88 s.

[20]. Moskalenko O.V. Professional'noe samosoznanie kak general'naja kategorija lichnostno-professional'nogo raz-vitija specialista.— [The professional identity as a general category of personal and professional development of a specialist] // Akmeologija № 2. 2012.— [Acmeology] — S. 109-112.

[21]. Moskalenko O.V. Razvitie professional'nogo samo-soznanija gosudarstvennyh sluzhashhih.— [The development of professional consciousness of civil servants.] — M.: RAGS. 2004.— 226 s.

[22]. Moskalenko O.V. Rolznanij v postroenii karjery cheloveka.— [The role of the knowledge in building a career of a man.] // Akmeologija. № 3-4(spec. vyp).— [Acmeology] 2014. S. 65-66.

[23]. Moskalenko O.V. Rol novyh kommunikativno-infor-macionnyh tehnologij v dejatel'nosti prepodavatelja vuza.— [The role of the new communicative and informative technologies in the activity of university teachers.] // Akmeologija. № 1-2 (spec. vyp.).— [Acmeology], 2014. S. 163-164.

[24]. Moskalenko O.V Potencial prezentacij v prepo-davanii uchebnyh disciplin v vysshej shkole.— [The potential of presentations in teaching in the high school: advantages and disadvantages] // Akmeologija, 2015, № 1.— [Acmeolo-gy]- S. 34-38.

[25]. Moskalenko O.V. Potencialnekotoryhpsihodidak-ticheskihpriemov v prepodavaniiuchebnyhdisciplin v vysshe-jshkole.— [The potential of some psycho didactic ways to teach subjects in the high school] // Akmeologija № 2, 2015,— [Acmeology] — S. 248-256.

[26]. Moskalenko O.V. Prepodavatel vysshejshkoly: srav-nitel'nyjsamoanaliz so svoimistudentami.— [The high school teacher: the comparison self-study with students] // Akmeologija, 2015, № 3.— [Acmeology]- S. 121-122.

27. Moskalenko O.V. Vozmozhnosti psihodidakticheskih priemov i metodov v organizacii uchebnogo processa vysshej shkoly.— [The opportunities of psycho didactic ways and methods in the organization of the high school education process] // Obrazovatel'nyetehnologii (g. Moskva), 2015, № 4.— [Educational technology (Moscow)] — S.72-89.

28. Moskalenko O.V., Nazarov T.A. Puti korrekcii «stu-dencheskogo infantilizma» — [The ways of correction of the student infantilism] // Akmeologija, 2015, № 3,— [Acmeology] — S. 128-129.

29. Moskalenko O.V. Vosprijatie uchashhimisja teksta ge-ometricheskoj zadachi na dokazatel'stvo.— [The Student's Perception of the Text of Geometrical Task for Evidence] // Mat-ly vnutrivuz. nauch. konf. AGPI. Astrahan': AGPI, 1993. — S. 315-321.

30. Moskalenko O.V. Izuchenie osobennostej raboty shkol'nikov s tekstami geometricheskih zadach kak odin iz vidov raboty prakticheskogo psihologa.— [Learning of the Peculiarity of Student's Work with Texts Containing Geometrical Tasks as One of the Kind of the Practical Psychologist's Work]. // Mat-ly Vseros. nauch. konf. M.: IPI RAO, 1996. — S. 67.

31. Moskalenko O.V. Izuchenie osobennostej i opti-mizacii raboty shkol'nikov s tekstami geometricheskih zadach kak odin iz vidov dejatel'nosti prakticheskogo psihologa.— [Learning of Peculiarities and the Optimization of Students' Work with Texts Containing Geometrical Tasks as One of Kinds of the Activity of Practical Psychologist] //Mir psihologii [The peace of psychology], 1997, № 2. — S. 28-31.

32. Nevezhin V.P. Kak napisat, oformit i zashhitit vypusk-nuju kvalifikacionnuju rabotu.— [How to Write, Fill and Defense the Graduation Thesis.], M.: Infra-M, Forum. 2012, 112 s.

33. Rubo I.I. Psihologicheskij analiz strategij chtenija nauchnogo teksta.— [The Psychological Analysis of Strategies of the Reading of Scientific Texts]: avtoref. dis. ... k. psh. n. M.: MGU. 1998.— 26 p.

34. Rumjanceva Je.V. Vzaimodejstvie avtora i chitatelja nauchnogo teksta.[The Interactionb between the Author and the Reader of the Scientific Text] SPb: Rech', 2005. — pp.90-97.

35. ShirinkinaL.V. Vosprijatie teksta kak psihologicheskij fenomen.— [The Text Perception as a Psychological Phenomenon]: dis. ... k. psh. n. Perm': PGU, 2004.— 235 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.