ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕРЕВОЩИКОВА Елена Николаевна - д-р пед. наук, проф. E-mail: [email protected] Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия
Адрес: 603950, г. Нижний Новгород, площадь Минина и Пожарского, д. 7
Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на построение магистерской программы «Проектирование нового образовательного продукта». Суть его состоит в изменении предметно-ориентированного подхода, характерного для многих магистерских программ педагогического образования, на деятельностный, ориентирующий обучающихся на создание собственного образовательного продукта. В зависимости от контингента, поступающего в магистратуру, в статье указаны примерные виды образовательных продуктов, которые могут выступать в качестве целевого социального заказа, с которым абитуриенты выбирают магистерскую программу. Изменения касаются и вопросов организации образовательного процесса. На основе модульного подхода разработаны образовательные модули: концептуальный, проектировочный, технологический, диагностический, электронно-образовательный, управленческий, определяющие не только структуру образовательного процесса, но и компоненты основной профессиональной образовательной программы. В статье приведён пример отбора учебных дисциплин для их включения в образовательные модули в зависимости от запланированных образовательных результатов.
Ключевые слова: педагогическое образование, магистерские программы, исследовательская магистратура, деятельностный подход, метакомпетенции, проект, образовательный продукт, образовательный модуль, оценочные средства
Для цитирования: Перевощикова Е.Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 44-50.
Постановка проблемы. В настоящее время традиционные магистерские программы по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» направлены на углубление профильной (предметной) подготовки выпускников бакалавриата. Между тем современные тенденции в образовании диктуют необходимость перехода из «пространства предметных дисциплин» в «пространство деятельности» и в сферу социокультурных смыслов, что предполагает формирование у студентов умений создавать новое, причем не только в своей профессии, но и в общественной жизни. В плане конструирования магистерских программ исследова-
тельского типа к инновационным в области педагогического образования можно отнести ряд исследований.
К примеру, работы авторского коллектива [1; 2] посвящены вопросам проектирования модулей образовательной программы исследовательской магистратуры и анализу итогов апробации новых модулей. Основной акцент делается на увеличении научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней. С учётом требований профессиональных стандартов и востребованных компетенций (аналитических, проектных, педагогических, комму-
никативных) авторы выделяют две образовательные траектории исследовательской магистратуры - аналитик учебного процесса (образовательных систем) и проектировщик учебного процесса (образовательных систем), - по сути, определяющие содержание будущей профессиональной деятельности выпускника магистратуры. Важным и ценным для конструирования магистерских программ нового поколения является описание образовательных результатов через характеристики действий, что позволяет соотнести компетенции, образовательные результаты и инструменты оценки сформированности компетенций.
Опыт проектирования программы исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» представлен в статье В.В. Рубцова и В.А. Гуружаапова. В основу проектирования программы положен дея-тельностный подход, а принципиальным условием реализации программы является методологическая подготовка в области культурно-исторической психологии. Представленный в статье опыт проектирования педагогической магистратуры может быть использован при конструировании оценочных средств для оценки образовательных результатов, поскольку в нём приведена система действий, которая характеризует обобщённый способ исследования учебной (игровой) деятельности [3, с. 14].
Анализируя существующие модели подготовки бакалавров и магистров в России и за рубежом, А.А. Марголис показывает, что главные направления модернизации педагогического образования должны определяться на основе идеи профессионализации. В структурно-логическую схему модели педагогической магистратуры для выпускников педагогического бакалавриата он предлагает включить модули, направленные в первый год обучения на формирование универсальных и метапрофессиональных компетенций, общепрофессиональных и профессионально-специальных компетенций [4, с. 60-61].
Второй год обучения представлен в схеме долгосрочной учебно-производственной практикой. Модули этого года ориентированы на формирование профессионально-специальных компетенций, на освоение новых трудовых функций педагога: проектирование и управление. Соглашаясь с ведущей идеей профессионализации и модульным принципом построения образовательного процесса, отметим, что начальный этап обучения в магистратуре должен обеспечивать не только формирование универсальных, метапрофес-сиональных и общепрофессиональных компетенций, но и погружение обучающегося в проектную деятельность - проектировочные умения должны стать предметом изучения и средством решения профессиональных задач.
Инновационная программа подготовки магистра.. Рассмотренные подходы к конструированию образовательных программ, к формированию исследовательской и проектной компетенции обучающихся явились концептуальными предпосылками разработки магистерской программы «Проектирование нового образовательного продукта» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». В самом названии программы отражены два существенных аспекта: ведущий вид деятельности обучающегося в магистратуре и результат его деятельности в виде образовательного продукта.
В основу разработки структуры образовательного процесса в педагогической магистратуре положена логика деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, нацеленность образовательного процесса на формирование метакомпетенций (комплекс надпредметных знаний, умений и ценностей). Компонентами такой структуры стали шесть образовательных модулей: концептуальный, проектировочный, технологический, диагностический, электронно-образовательный, управленческий. При этом содержание и организационное строение магистерской программы первого года обучения определяют первые четыре модуля, второго
Таблица 1
Вид образовательного продукта
Школа, выпускники бакалавриата, специалитета Научно-педагогические работники вуза Представители органов управления образованием
1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения темы и раздела учебной дисциплины, учебной дисциплины ООП ООО. 2. Модель учебного плана. 3. Рабочая программа по предмету. 4. Модель организации и оценки проектной деятельности обучающихся. 5. Разработка индивидуального образовательного маршрута. 6. Модель фонда оценочных средств по учебной дисциплине. 7. Образовательный модуль. 8. Основная профессиональная образовательная программа. 9. Модель и инструментарий оценки деятельности педагогов. 10. Навигатор профессии. 11. Система мониторинга качества образования в ОУ. 12. Междисциплинарная программа формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. 13. Модель создания независимой оценки качества образования.
года обучения - два последних модуля в сочетании с долгосрочной практикой.
Анализ литературы позволил выявить несколько принципиально разных определений образовательного продукта. Он трактуется как результат образовательной деятельности учащихся, как образовательная услуга, как компонент содержания образования, как результат научно-педагогического труда [5-9]. Взяв за исходное определение Э.Г. Скибицкого [8], под образовательным продуктом будем понимать совокупность дидактических, методических и программных материалов по определённой отрасли знания, которые потребитель приобретает и использует в целях повышения:
• уровня профессиональной компетентности в сфере образования;
• эффективности образовательного процесса;
• качества образования;
• эффективности управления образовательной деятельностью.
Следующий важный шаг в конструировании магистерской программы состоит в выборе адресной группы. Её могут составлять учителя-практики и административные работники общеобразовательных школ, выпускники бакалавриата и специалитета, преподаватели вуза, представители органов управления образованием. Возможные виды образовательных продуктов, которые мо-
гут быть созданы представителями каждой адресной группы, представлены в таблице 1.
С учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование»1 в качестве ведущих видов деятельности выбраны проектная, педагогическая, научно-исследовательская и методическая. Для обеспечения условий освоения названных видов деятельности потребовался переход на модульную организацию образовательного процесса и рейтинговый подход как средство мониторинга образовательных результатов.
Смысл перестройки содержания и структуры образовательного процесса выражается в следующих положениях:
• образовательный процесс должен ориентироваться на включение обучающегося в проектную деятельность для формирования у него проектировочных умений и мотивации на достижение образовательных результатов по модулю, по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП);
• при изучении каждой из дисциплин модуля должно быть предусмотрено выполнение обучающимся проектного задания - как
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: Магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. № 1505.
части итогового проекта, либо по модулю, либо по ОПОП;
• работа над проектным заданием предполагает концентрацию усилий обучающегося на освоении дисциплин модуля;
• каждая из дисциплин модуля способствует формированию не менее двух образовательных результатов;
• распределённая по времени научно-исследовательская работа и все виды практик должны быть направлены на осмысление обучающимся необходимости создания нового образовательного продукта в выбранной предметной области знаний, на сбор и анализ материалов к учебным занятиям и для разработки проекта, на использование полученной информации при создании образовательного продукта.
Таким образом, организационный и содержательный компоненты образовательного процесса по освоению магистерской программы носят инновационный характер, суть которого состоит в выполнении обучающимся учебного проекта, охватывающего предметные и технологические основы всех дисциплин модулей и позволяющего достигать соответствующих образовательных результатов. При этом защиту проекта можно рассматривать как аттестацию по модулю. Такой подход обеспечивает подготовку обучающегося к защите созданного образовательного продукта на итоговой государственной аттестации по основной профессиональной образовательной программе. В этом плане магистерская диссертация представляет собой совокупность достигнутых обучающимся образовательных результатов.
Для описания образовательных результатов потребовалось соотнести компетенции, представленные в ФГОС ВО, с трудовыми действиями из Профессионального стандарта педагога, что позволило решить актуальные вопросы по отбору учебных дисциплин для каждого модуля. В качестве примера рассмотрим компетенцию ПК-9 -«способность проектировать формы и ме-
тоды контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учётом отечественного и зарубежного опыта». Этой компетенции соответствует следующее трудовое действие: «организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися»2. В этих нормативных требованиях заложены три взаимосвязанных аспекта будущей профессиональной деятельности. Первый связан с формами и методами контроля качества образования, что диктует необходимость включения в учебный план модуля «Диагностический». В данном модуле представлены дисциплины, связанные с осуществлением диагностики в процессе обучения и с проектированием системы мониторинга качества образования, в том числе мониторинга школьного образования с учётом отечественного и зарубежного опыта. Второй аспект предполагает подготовку обучающегося к проектированию контрольно-измерительных материалов, что послужило основанием к включению соответствующей дисциплины в образовательный модуль «Технологический». В этот модуль включены дисциплины, направленные на формирование у студента умений проектировать и использовать технологии создания образовательных программ, модели организации проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Третий аспект связан с включением в учебный план «Электронно-образовательного» модуля. Основное назначение этого модуля состоит в подготовке магистранта к созданию электронного варианта образователь-
2 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
ного продукта на основе анализа цифрового образовательного пространства и знакомства с социальными сервисами.
В [10] приведён пример, иллюстрирующий способ построения методических средств для оценки образовательных результатов, в основе которого лежит проект, создаваемый обучающимися в процессе изучения трёх дисциплин технологического и диагностического модулей.
Выводы. Подводя итоги, отметим некоторые достоинства предлагаемой магистерской программы:
• во-первых, модульный подход к построению образовательного процесса обеспечивает возможности быстрого обновления учебного плана с учётом подготовленности адресной группы и современных запросов и вызовов времени;
• во-вторых, в рамках научно-исследовательской работы и выполнения магистерской диссертации осуществляется углубление предметной подготовки с учётом потребностей магистранта и научных интересов руководителя;
• в-третьих, приём на магистерскую программу бакалавров разных профилей подготовки предполагает привлечение к руководству магистрантами высококвалифицированных преподавателей с разных университетских кафедр;
• четвёртых, освоение проектной деятельности служит основой для формирования у магистрантов проектных умений в соответствии с требованиями ФГОС основной и средней школы.
Литература
1. Весманов С.В, Весманов Д.С., Жадько Н.В, Акопян Г.А. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 160-167.
2. Весманов С.В, Весманов Д.С., Жадько Н.В, Акопян Г.А., Источников В.В, Шевченко П.В. Модель исследовательской ма-
гистратуры: итоги апробации новых модулей основных образовательных программ в Московском городском педагогическом университете // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 4. С. 1-11.
3. Рубцов В.В, Гуружапов В.А. Проектирование магистерской программы исследовательского типа с учетом результатов апробации и внедрения профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 12-21.
4. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 45-64.
5. Валиев Ш.З. Концептуальные основы функционирования высшей школы в транзитивной экономической системе. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001. 269 с.
6. Егупова М.В. Обучение созданию образовательных продуктов при методической подготовке студентов к реализации линии практических приложений школьной математики // Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 37-41.
7. Журавлева Л.В. Образовательный продукт: понятие и ценность // Психология и педагогика. 2009. № 3. С. 159-163.
8. Скибицкий Э.Г. Оценка педагогической полезности образовательных продуктов // Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике: сб. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистров, аспирантов и преподавателей. Новосибирск: САФБД, 2013. С. 7-11.
9. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. 1999. № 7. С. 15-22.
10. Перевощикова Е.Н. Концептуальные основы конструирования средств для оценивания образовательных результатов // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. URL: http: //vestnik.mininuniver.ru/ reader/search/ kontseptualnye-osnovy-konstruirovaniya-sred-stv-dlya/
Статья поступила в редакцию 16.01.17.
С доработки - 14.04.17.
Принята к публикации 30.04.17.
AN INNOVATIVE APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF MASTER PROGRAMME IN TEACHER EDUCATION
Elena N. PEREVOSHCHIKOVA - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Dean of the Department of Sciences, Mathematics and Computing, e-mail: [email protected] Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhniy Novgorod, Russia Address: building 7, Minin and Pozharsky Square, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation
Abstract. The paper presents a new approach to the construction of Master Programme "Designing a new educational product". The essence of the innovation is changing of the object-oriented approach typical for many Master's programs of teacher education to the activity approach orienting students to create their own educational product. Depending on the contingent admitted to master's programs, the article provides an example of educational product types that can serve as a target social order for the selection of the Master Programme. The changes concern also questions of organization of the educational process. Basing on the modular approach there are designed educational modules: conceptual module, design module, technological module, the diagnostic module, electronic educational module, management. These modules determine not only the structure of the educational process, but also the components of the basic professional educational programs. The article gives an example of selection of educational disciplines for educational modules. The selection is based on the planned educational outcomes. The paper also gives an example of the construction of evaluation tools for the assessment of educational outcomes.
Keywords: teacher training education, Master's programs, research magistracy, meta-compe-tencies, project, educational product, educational module, evaluation tools
Cite as: Perevoshchikova, E.N. (2017). [An Innovative Approach to the Development of Master Programme in Teacher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6 (213), pp. 44-50. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Vesmanov, S.V., Vesmanov, D.S., Zhad'ko, N.V., Akopyan, G.A. (2014). [Training ofTeachers in a Research Master's Degree: The Experience of Moscow City Pedagogical University]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. Vol. 19, no. 3, pp. 160-167 (In Russ., abstract in Eng.)
2. Vesmanov, S.V., Vesmanov, D.S., Zhad'ko, N.V., Akopyan, G.A., Istochnikov, V.V., Shevchenko, P.V. (2015). [Model of the Research Master Program: Results ofTesting the New Modules ofBasic Educational Programs in the Moscow City Teacher Training University]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie PSYEDU.ru [Psychological Science and Education PSYEDU.ru]. Vol. 7. No. 4, pp. 1-11. DOI: 10.17759/ psyedu.2015070401. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Rubtsov, V.V., Guruzhapov, V.A. (2016). [Designing the Master Research Program Taking into Account the Results ofApprobation and Implementation ofthe Teacher Professional Standard]. Psikhologicheskay anauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. Vol. 21. No. 2, pp. 12-21 (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.17759/ pse.2016210203
4. Margolis, A.A. (2015). [Teacher Training Models in Applied Bachelor and Pedagogical Master Programs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. Vol. 20. No. 5, pp. 45-64 (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.17759/pse.2015200505
5. Valiev, Sh.Z. (2001). Kontseptual'nye osnovy funktsionirovaniya vysshei shkoly v tranzitivnoi ekonomich-eskoi sisteme [Conceptual Bases ofHigher School Functioning in Transitive Economic System]. St. Petersburg: SPbGUEF Publ., 269 p.
6. Egupova, M.V. (2012). [Teaching Students to Create Educational Products While Their Methodical Preparation for the Practical Realization of the Line of School Mathematics Applications]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Teacher Education and Science]. No. 3, pp. 37-41. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Zhuravleva, L.V. (2009). [The Educational Product: The Concept and Value]. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. No. 3, pp. 159-163. (In Russ.)
8. Skibitskiy, E.G. (2013). [Assessment ofPedagogical Usefulness ofEducational Products]. In: Sovremennoe srednee professional'noe obrazovanie: ot teorii k praktike: sb. st. po materialam IVMezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, magistrov, aspirantov i prepodavatelei [Modern Vocational Education: From Theory to Practice: Collection of Reports on the IV International Scientific and Practical Conference of Students, Masters, Postgraduate Students and Teachers]. Novosibirsk: SAFBD Publ., pp. 7-11. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Khutorskoi, A.V. (1999). [Heuristic Type of Education: The Results of Scientific and Practical Research]. Pedagogika [Pedagogy]. No. 7, pp. 15-22. (In Russ.)
10. Perevoshchikova, E.N. (2016). [Conceptual Bases of Designing Means of Assessing Learning Outcomes]. Vestnik Mininskogo universiteta [Journal ofMinin University]. No. 2. Available at: http://vestnik.mininu-niver.ru/reader/search/ (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 16.01.17. Submitted after reworking 14.04.17. Accepted for publication 30.04.17.
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ
Science Index РИНЦ-2015
Вопросы философии
Психологическая наука и образование
Социологические исследования
Педагогика
Вопросы образования
Высшее образование в России
Философские науки
Эпистемология и философия науки
Высшее образование сегодня
Вестник международных организаций
Университетское управление: практика и анализ
Интеграция образования
Инженерное образование
Alma mater
Образование и наука
Социология образования
13,254 5,174 5,384 4,154 4,117 2,149 2,261 1,487 1,335 1,280 1,089 0,795 0,780 0,777 0,685 0,380