УДК 378.1
А. С. КРИВОНОГОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», е-mail: [email protected]
Т. Б. СОКОЛОВА, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», е-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
A. S. Krivonogova, T. B. Sokolova
INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH EMPLOYERS IN IMPLEMENTING THE MASTER PROGRAMS
В статье освещается проблема взаимодействия вузов с работодателями при подготовке магистров с профильной направленностью «Управление коммерческой деятельностью на промышленных предприятиях» в области машиностроения и металлургии. Анализируются особенности организации магистерского образования. Представлены некоторые аспекты магистерской программы и организационно-педагогические условия ее реализации. Ключевые слова: магистр, магистерское образование, магистерская программа, сетевое взаимодействие.
The article highlights the problem of interaction between universities and employers in the preparation of masters with the profile direction «Management of commercial activities in industrial enterprises» in the field of mechanical engineering and metallurgy. Analyzed the organization of master's education. Presents some aspects of the master's program and organizational-pedagogical conditions of its implementation.
Keywords: master, master's education, the master's programme, network communication.
В настоящее время машиностроение и металлургия входит в число одной из приоритетных отраслей развития экономики Российской Федерации. Согласно оценке регионального распределения машиностроительной отрасли Уральский Федеральный округ вносит наиболее весомый вклад в развитие отрасли, являясь центром тяжелого машиностроения [1]. Отрасли тяжелого машиностроения включают несколько производителей крупного оборудования.
Магистерское образование представляет собой процесс и результат освоения магистерской программы, направленной на развитие профессионально-личностных качеств и исследовательской компетентности в профессиональной сфере деятельности, позволяющих решать инновационные задачи [3]. Именно магистерское образование может своевременно реагировать на изменения, происходящие в обществе и экономике, и благодаря своей гибкости осуществлять опережающую профессиональную подготовку востребованных специалистов.
Так, например в работе Г. И. Вергелес, магистерское образование как ступень непрерывного образования будет востребовано, если магистерские программы будут вариативны, их содержание будет учитывать современные требования к специалисту и
развитие техники и технологий в отрасли; получение магистерской степени будет сопряжено с более высоким уровнем оплаты труда и возможностью карьерного роста; руководители организаций будут заинтересованы в получении сотрудниками образования на уровне магистратуры, стимулировать их и создавать условия, обеспечивающие возможность такого обучения [4].
Очевидно, что магистерское образование сформировавшейся взрослой личности должно учитывать ее психологические особенности и требует методологической опоры на новые принципы образования и использования инновационных технологий организации образовательного процесса. В работе [6] рассматриваются традиционные принципы магистерского образования (фундаментальность, научность, системность), которые, по мнению автора, должны органично дополняться новыми принципами: активной субъективности, аккумуляции опыта как источника обучения, контекстно-компетентностного обучения, полифункциональности, возвратности и дискретности высшего образования, модульности образования. Среди общих технологий магистерского образования Л. И. Лебедева выделяет следующие: консультирование, технологии профессионально-личностного роста, командной работы, проектные технологии, мини-исследования, проекты, участие в научных лабораториях, технологии профессионального роста, модульные, имитационные занятия. На выбор технологий и методов магистерского образования влияют ряд факторов, среди которых малая численность групп, возрастная категория обучающихся, приоритет самостоятельной работы, ориентация на научно-исследовательскую деятельность.
Ориентируясь на стратегию обучения в течение всей жизни [7], приоритетным направлением при подготовке магистров становятся: инновационные процессы, проектная работа и применение информационных технологий, внедрение электронного обучения, требующих компетентных педагогов и соответствующих обучающих материалов.
Образовательные организации ведут работу по моделированию подготовки таких специалистов. На базе машиностроительного факультета Российского государственного профессионально-педагогического университета разработан подход к моделированию многоуровневого образования для подготовки кадров машиностроительной и металлургической отраслей. В основе подготовки находятся основные образовательные программы бакалавриата по профилю «Машиностроение и материалообработка» направления «Профессиональное обучение». Образование бакалавра профессионального обучения имеет свою специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. Образовательные программы бакалавра включают обучение рабочей профессии, инженерную и психолого-педагогическую подготовку. Уровень бакалавриата позволяет в дальнейшем усилить выбранную для профессиональной деятельности компоненту, продолжая обучение в магистратуре в профессионально-педагогическом, инженерном или управленческом аспекте.
Для усиления управленческого аспекта программ бакалавриата в РГППУ реализуется образовательная магистерская программа по направлению «Менеджмент» с профилем подготовки «Управление коммерческой деятельностью на промышленных предприятиях (машиностроение и металлургия)».
Объектами профессиональной деятельности магистров являются процессы управления коммерческой деятельностью; процессы государственного и муниципального управления; научно-исследовательские процессы. После завершения обучения выпускник будет подготовлен к реализации видов деятельности, конкретизированных в соответствии с профильной направленностью: организационно-управленческая деятельность - управление предприятием и коммерческим подразделением; разработка стратегий развития коммерческой деятельности; управление проектами по торгово-технологическому развитию предприятий; управление качеством продукции; аналитическая деятельность - анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений в области
коммерческой деятельности, анализ и совершенствование существующих и перспективных форм организации управления, анализ и моделирование процессов управления коммерческой деятельностью; анализ нормативно-правового обеспечения торгово-закупочной деятельности, экспертиза основных фондов и продукции, анализ конъюнктуры рынка и моделирование процессов управления торгово-закупочной деятельностью, анализ технического уровня и уровня качества машиностроительной продукции; научно-исследовательская деятельность - выявление и формулирование актуальных научных проблем в области управления коммерческой, разработка программ научных исследований, проведения исследований и анализ их результатов, разработке организационно-управленческих моделей технологических процессов производства машиностроительной продукции, технических объектов, оценке и интерпретации результатов, подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций, коммерциализация результатов научно-технической деятельности; педагогическая деятельность - преподавание управленческих дисциплин и разработка образовательных программ и учебно-методических материалов [8].
В структуре предлагаемой программы предусмотрены дисциплины, связанные с менеджментом организации и предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент», а также с торгово-закупочной деятельностью на предприятии; дисциплины, связанные с товароведением машиностроительной и металлургической продукции, оборудованием и технологиями их производства; дисциплины, связанные с выявлением и оценкой соответствия продукции. Предусмотрены организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая практики; научно-исследовательская работа; государственный экзамен; подготовка и защита выпускной квалификационной работы. В результате обучения у выпускника должно сформироваться 20 компетенций, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент», из них 6 -общекультурных и 14 - профессиональных.
Отличительной особенностью предлагаемой магистерской подготовки является рассмотрение управления коммерческой деятельностью как области, интегрирующей теорию менеджмента, знание основ производства и продукции, выпускаемой на предприятиях машиностроения и металлургии, управление качеством продукции, а также психолого-педагогические науки и практику управления проектами.
Для удовлетворения потребностей обучающихся при реализации предлагаемого подхода на уровне подготовки магистров необходимо сочетание организационно-педагогических условий общих для всех, и специфичных, в зависимости от групп потребителей. К общим условиям относятся, такие как организация обучения на основе заинтересованности и активной самостоятельной деятельности, позволяющей за короткий промежуток времени овладеть компетенциями; организация обучения на основе принципов магистерского образования, сетевой подход и системно-деятельностное взаимодействие; наличие нормативно-правовой базы сотрудничества вуза с предприятиями; учет результатов мониторинга потребностей работодателей в магистрах и востребованных компетенций при организации учебного процесса; включение в процесс подготовки высококачественных обучающих материалов, обеспечивающих организацию самостоятельной работы магистрантов, сочетание контроля и самоконтроля. Специфические организационно-педагогические условия касаются организации практик, выполнения научно-исследовательской и выпускной квалификационной работы магистров и непосредственно характеризуют качество взаимодействия образовательного учреждения и предприятий отрасли.
Направления взаимодействия образовательного учреждения с предприятиями-участниками рынка труда отличаются в зависимости от принадлежности предприятия-партнера к сегментам крупного или среднего бизнеса. Каждый сегмент предполагает свои формы и задачи при взаимодействии участников непрерывного профессионального образования, которые преследуют свои цели, способствующие развитию личности
обучающегося, организации, общества, экономики. Образовательная деятельность в условиях социального партнерства предполагает формирование у работников предприятия компетенций, необходимых для качественного выполнения актуальных и перспективных должностных обязанностей; обеспечение единого уровня квалификации работников разных структурных подразделений и филиалов предприятия; мотивирование работников к повышению эффективности и результативности работы; подготовку и развитие внутреннего и внешнего кадрового резерва; унификацию и стандартизацию знаний управленческих кадров предприятия; передачу и архивирование внутрикорпоративных знаний; минимизацию затрат на подготовку, переподготовку, повышение квалификации персонала.
Предприятия среднего и малого бизнеса, не имеющие в структуре учебного подразделения, могут решать задачу продвижения своего оборудования (продукции) на рынке [9]. Направления взаимодействия на уровне реализации магистерской программы можно представить в виде таблицы.
Кроме того, системно-деятельностное взаимодействие вуза с предприятиями также предполагает проведение практических и лабораторных работ на базе учебного центра предприятий, участие представителей предприятий в проведении занятий и государственной аттестации, проведение совместных научно-технических мероприятий и стажировку преподавателей на предприятиях. Предприятия-партнеры могут осуществлять подготовку своих кадров, решать реальные задачи, привлекая для этого магистрантов, в том числе магистрантов-сотрудников своего предприятия.
Необходимо подчеркнуть, что результативность и качество решения поставленных задач подготовки магистров обусловлены тенденциями развития машиностроительной отрасли и преобразованиями в высшем образовании и связаны со значимостью магистерского образования для личности и предприятий. Все это обусловливает необходимость реализации образовательного процесса в условиях реальной практики, позволяющей интегрировать знания и умения, и применения инновационных образовательных технологий, ориентированных на освоение человеком способов познавательной деятельности для обучения в течение всей жизни.
Совокупность сформированных компетенций магистра с учетом общих и специфических организационно-педагогических условий, позволит выпускнику образовательной программы магистратуры быть успешным на рынке труда и квалифицированно реализовать свой потенциал на предприятиях и в организациях машиностроительного и металлургического профиля. Увеличение числа предприятий-партнеров способствует упрочнению положения профессионального образовательного учреждения на рынке образования (заключение долгосрочных соглашений о сотрудничестве) и формированию интереса предприятий к развитию системы непрерывного образования, что в целом соответствует целям наращивания интеллектуального, общественного и профессионального потенциала личности, общества и государства. Совместная деятельность позволит разработать модель взаимодействия вуза и предприятий и повысить эффективность реализации магистерских программ не только в управленческом аспекте, но и в инженерном и профессионально-педагогическом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года / Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru
2. Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations Division of Higher Education, UNESCO, 2002. - 95 p.
3. Лебедева, Л. И. Особенности магистерского образования в отечественной высшей школе / Л. И. Лебедева // Известия государственного педагогического университета. - 2008. - №6. -С. 79-84.
4. Вергелес, Г. И. Магистерская подготовка в системе непрерывного педагогического образования / Г. И. Вергелес , О. А. Граничина // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2012. - №6. - С. 1821.
5. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
6. Лебедева, Л. И. Магистерское образование как обучение взрослого человека / Л. И. Лебедева // Человек и образование. - 2008. - №3. - С. 36-39.
7. Олейникова, О. Н. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Н. М. Аксенова. - Москва: РИО ТК им. Коняева, 2009. - 131 с.
8. Гузанов, Б. Н. Подготовка магистров для предприятий машиностроения и металлургии в условиях многоуровневой модели образования / Б. Н. Гузанов, Т. Б. Соколова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - №1. - С. 14-15.
9. Федорова, С. В. Моделирование взаимодействия образовательных учреждений с социально-экономическим пространством в условиях развития непрерывного профессионального (энергетического) образования / С. В. Федорова, Т. Б. Соколова // Промышленная энергетика. - 2011. - № 10. - С. 7-12.
© Кривоногова А.С., Соколова Т.Б., 2014