ПЕДАГОГИКА
УДК 378.2
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Э. М. Киселева
MASTER'S THESIS AS AN INDICATOR OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF RESEARCH
E. M. Kiseliova
В статье рассматривается возможности становления профессиональной компетентности студентов в процессе подготовки магистерской диссертации. Выявлены направления развития интеллектуальных умений магистров. Показаны методологические подходы и требования к написанию магистерской диссертации, обеспечивающие готовность выпускника к профессиональной самореализации области научно-исследовательской деятельности.
The paper focuses on the structure of students’ professional competence and the opportunities of its development. The tendencies of Master’s Degree students’ intellectual capability development are outlined. The paper also discusses the methodical ways and requirements to the master’s thesis ensuring the Master student’s competence and professionalism.
Ключевые слова: магистерская диссертация, профессиональная компетентность, исследовательская деятельность, интеллектуальные умения, личностно-деятельностный подход, требования к магистерской диссертации.
Keyword: Master’s thesis, professional competence, research, intellectual capability, requirements to the Master’s thesis.
Внедрение требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения в практику работы высшего профессионального образовательного учреждения невозможно без серьезного пересмотра содержания и организации учебного процесса, главной задачей которого становится повышение качества образования в соответствии с вызовами современного общества. При этом в понятие качества образования магистров включается не только освоение фундаментальных знаний, но и прежде всего овладение выпускником компетентностей, отраженных в государственном стандарте - общекультурной и профессиональной (см. ФГОС ВПО).
Реализуемая в РГПУ им. А. И. Герцена инновационная система подготовки магистров педагогического образования разработана на основе индивидуальноориентированного, модульного и компетентностного подходов. Важным звеном системы нам представляется проектирование и внедрение на факультете безопасности жизнедеятельности встраиваемых вариативных практико-ориентированных образовательных модулей в специализированные магистерские программы по направлению «Педагогическое образование» в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Так как в ФГОС ВПО (2010) предусмотрены федеральный и региональный компоненты, магистерская подготовка, включая конструирование образовательной магистерской программы, ведется с учетом изменений, происходящие в жизни общества. Направление развития подготовки магистрантов определяется современными особенностями социокультурного развития общества и прежде всего процессами модернизации образования.
Освоение магистерских программ в соответствие с требованиями ФГОС ВПО должно обеспечивать профессиональную компетентность магистра как базу эффективной самореализации и профессионального
функционирования с возможностью интеграции в международное образовательное пространство [4; 5].
В основе профессиональной подготовки магистров педагогического образования заложены идеи компе-тентностного и личностно-деятельностного подходов.
В результате магистерской подготовки достигается профессиональная компетентность - готовность выпускников к успешной работе в профессиональной сфере, включающей педагогические, научноисследовательские, методические, управленческие и проектные виды деятельности в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». В рамках новой образовательной парадигмы именно профессиональная компетентность рассматривается как главная характеристика личности специалиста, ведущая и определяющая результат образования. Теория и методология компетентностного подхода, как реалии современного педагогического образования, стала предметом исследования ведущих российских педагогов - (О. В. Акулова, И. В. Гришина, И. А. Зимняя,
В. А. Козырев, О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова,
В. П. Соломин, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской др.). В работах профессора А. П. Тряпицыной [3] под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи в реальных условиях профессиональной деятельности.
А. В. Хуторской рассматривает компетентность, как владение, обладание человеком соответствующими компетенциями, включающими его личностное отношение и к предмету деятельности [6]. Разделяя названные понятия, А. В. Хуторской имеет в виду, что компетенция отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, в то время как компетентность - это приобретенное состоявшееся личностное качество.
Э. М. Киселева
75
ПЕДАГОГИКА
Таким образом, компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексирован-ную им в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и личностно-значимых компетенций.
Рассматривая содержание профессиональной компетентности магистров, следует отметить, что
важнейшей составляющей для любой профессиональной области деятельности магистров педагогического образования являются исследовательская деятельность, в процессе которой формируются исследовательские умения (таблица 1)
Таблица 1
Исследовательские умения в профессиональной компетенции магистра педагогического образования
Виды профессиональной деятельности Умения профессиональной компетентности
Педагогическая - готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса; - способен руководить исследовательской работой обучающихся
Научно- Исследовательская - способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; - готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; - готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки
Методическая - готов к анализу результатов процесса использования методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, в в образовательных заведениях различных типов; - готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области
Управленческая - готов изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; - готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса
Проектная - готов к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; - способен проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов
Культурно- просветительская - способен изучать и формировать культурные потребности различных групп населения; - готов разрабатывать стратегии просветительской деятельности; - способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний
Следовательно, существенным критерием качества образования магистров становится соответствие сформированных исследовательских умений и навыков выпускника требованиям образовательного стандарта (ФГОС ВПО).
В достижении планируемых результатов значительная роль принадлежит работе магистров над диссертационным исследованием, главной составляющей которой является научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как процесс реализации исследовательской компетентности, как готовность магистранта решать самостоятельно задачи исследования, приводящей к достижению конкретного результата в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Наиболее важными в работе над магистерской диссертацией, на наш взгляд, являются такие составляющие исследовательской компетентности, как ин-
теллектуальная, информационная, экспериментальная и рефлексивная [2].
Как показывает вузовская практика, магистры первого года обучения в достаточной степени владеют информационными умениями, готовы к поиску и обработке необходимой научной информации с использованием современных информационно-коммуникативных средств. Также не вызывают особых затруднений у магистров педагогического образования умения экспериментальной компетентности, т. е. способность к проектированию и проведению педагогического эксперимента.
В то же время, необходимо отметить, что наибольшие трудности у магистров вызывают интеллектуальные умения, основой которых является самостоятельная эффективная мыслительная деятельность [2]. Практика подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности позволила выявить возможности самостоятельной
76 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
исследовательской работы студентов в процессе подготовки магистерской диссертации для развития профессиональной исследовательской компетентности.
Важным методологическим подходом при проектировании и организации научно-исследовательской работы, и прежде всего над магистерской диссертацией, является личностно-деятельностный.
Проблеме личностно-деятельностного подхода в учебном процессе как методологической основе нового образования посвящены работы видных педагогов (Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, A. Н. Леонтьева, B. В. Серикова, В. Т. Фоменко, Ю. С. Алферова,
А. К. Марковой, И. С. Якиманской, Б. Г. Ананьева и др.). Первоначально личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в общении с другими людьми и в процессе деятельности, определяет характер этой деятельности и общения. В таком понимании личностно-деятельностный подход, сформулированный к середине 80-х годов, представлялся как субъектно-ориентированная модель организации и управления учебной деятельностью ученика самим педагогом. Задачей педагога была разработка специальных учебных задач разной сложности и проблематики, направленных не только на развитие предметной и коммуникативной компетентности ученика, но и развитие личности ученика. Дальнейшее изучение проблемы показало, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться двойственно: с позиции педагога и с позиции обучаемого.
Исследования И. С. Якиманской, А. К. Марковой, Л. Б. Орлова и других ученых, показали неоспоримость значения не только учета индивидуальных особенностей личности ученика, но и необходимость специальной организации в процессе обучения индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, самооценки, когнитивного стиля и т. д. Центральным звеном в обучении является сам ученик, его личность, мотивы, цели, его неповторимый психологический склад. Проектирование и организация учебного процесса должны исходить из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, профессиональных планов.
В полной мере методология личностно-деятельностного подхода реализуется в научно-исследовательской деятельности магистров в процессе подготовки магистерской диссертации.
Работа над диссертационным магистерским исследованием, несомненно, развивает индивидуальные личностные качества магистранта, его интеллектуальные способности - умения целеполагания, готовность к построению логики исследования, умения видеть проблему и находить пути ее решения, т. е. умения, требующие творческого подхода, глубокого научного осмысления и креативности.
В проектировании научной работы над диссертационным исследованием, как и в проектировании цикла занятий [1], можно выделить систему принципов разного уровня:
- общедидактические, отображающие общие закономерности дидактики;
ПЕДАГОГИКА |
- методические, учитывающие особенности предмета;
- технологические, проявляющиеся в конкретных методах, приемах, видах и формах заданий.
В нашем исследовании мы, рассматривая методические принципы, выделяем прежде всего принцип индивидуализации и вариативности. Реализуя направление магистратуры «Педагогическое образование» на факультете работают пять магистерских программ:
1. Профилактика социальных отклонений.
2. Образование в области безопасности жизнедеятельности.
3. Экологическая безопасность.
4. Безопасность на дорогах и транспорте.
5. Безопасность жизнедеятельность в информационной среде.
6. Разнообразие магистерских программ позволяет магистрантам сделать свой выбор, соответствующий профессиональным интересам.
Индивидуализация и вариативность являются значимыми как в построении магистерских программ и проектировании индивидуальных образовательных маршрутов, так и в организации магистерского диссертационного исследования, что связано с особенностями обучения в магистратуре и с контингентом обучающихся. Практически все магистры к моменту обучения сделали свой профессиональный выбор, что и определило тесную связь темы магистерской диссертации с профессией магистра. В то же время, решение задач магистерской диссертации способствует более успешному профессиональному самоопределению и дает возможность для профессионального роста. Так реализуется личностно-деятельностный подход, определяющий гибкость и вариативность, нелинейность и динамизм в определении содержания и в использовании методов, форм и средств исследовательской деятельности магистров.
Профессиональные интересы магистров, являясь главным фактором магистерской подготовки, определяют содержание и методику работы над магистерской диссертацией, позволяя выбрать необходимые теоретические и эмпирические методы исследования.
Важнейшими планируемыми результатами диссертационного исследования магистров становится создание материалов, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности магистранта, а также коллективом работающих базовой организации, где проводилось исследование.
Сказанное можно проиллюстрировать некоторыми примерами магистерских диссертаций по программе «Образование в области безопасности жизнедеятельности» (таблица 2).
Очевидно, что магистерская диссертация отражает профессиональные интересы и вопросы образования в соответствии со спецификой магистерской программы и с индивидуальным видом деятельности магистранта, показывая готовность к самостоятельному ведению научного поиска, готовность к решению профессиональных задач в области образования безопасности жизнедеятельности.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 77
ПЕДАГОГИКА
Таблица 2
Корреляция профессиональных интересов и способов исследовательской деятельности магистрантов
Область профессиональной деятельности магистрантов и тематика диссертации Способы исследовательской деятельности (практическая часть) Планируемые результаты, используемые в профессиональной деятельности
Педагог военного училища - вопросы воспитания в области безопасности жизнедеятельности Анкетирование, наблюдение, педагогический консилиум, анализ социального статуса, конфессиональной принадлежности, национальности и представлений, мотивов и убеждений в области воспитания Проект системы патриотического воспитания в военном училище, методические разработки
Педагог ОБЖ профильной школы - «Технологии и методы обучения ОБЖ» Изучение состояния и возможностей использования активных методов обучения, педагогический эксперимент. Разработка методических материалов Методические рекомендации, проект цикла уроков с использованием активных методов
Преподаватель-организатор ОБЖ - «Мониторинговые исследования экологической безопасности среды образовательного учреждения» Измерение качественных характеристик экологической безопасности, методика и организация внеклассной исследовательской работы учащихся План кружка - «Экологическая безопасность», «Анализ состояния экологической безопасности в школе» и рекомендации для администрации по созданию безопасной среды образовательного учреждения
Охрана труда и экологическая безопасность - методика обеспечения экологической безопасности на предприятии Анализ нормативных документов. Правовых актов по охране труда и безопасности, выявление проблем экологической безопасности Памятки, рекомендации, оформление стенда, инструкции создание материалов для учебы персонала. Служебная записка с предложениями по экологической безопасности.
Таким образом, работа над магистерской диссер- ция является важным критерием становления профес-тацией позволяет развивать научно-исследователь- сиональной компетентности магистров педагогическую компетентность магистранта, а сама диссерта- ского образования.
Литература
1. Алексеева А. М. Система принципов проектирования цикла занятий по иностранному языку в профессиональном образовании // Вестник Кем ГУ, 2013. № 3(55). Т. 1.
2. Киселева Э. М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессиональной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. Горно-Алтайский государственный университет. № 3(34), июнь 2012.
3. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: методические рекомендации / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб, 2008.
4. Соломин В. П., Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в области экологической безопасности // Вестник Международной Академии наук (Русская секция). 2009. Специальный выпуск.
5. Станкевич П. В., Попова Р. И., Киселева Э. М. Стратегия формирования магистерских программ в области безопасности жизнедеятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 177 - 186.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. Народное образование. 2003. № 2.
Информация об авторе:
Киселева Элеонора Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, [email protected].
Eleonora M. Kiseleva - Candidate of Pedagogy, Assistant Professor at the Department of Methodics of Teaching Life Safety, Herzen State Pedagogical University of Russia.
Статья поступила в редколлегию 03.02.2014 г.
78 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3