УДК 378.14.015.62
ББК 74.580
Бороненко Татьяна Алексеевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра информатики и вычислительной математики Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
г. Санкт-Петербург Кайенна Анна Владимировна кандидат педагогических наук кафедра информатики и вычислительной математики Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
г. Санкт-Петербург Федотова Вера Сергеевна кандидат педагогических наук кафедра информатики и вычислительной математики Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
г. Санкт-Петербург Boronenko Tatyana Alekseevna Doctor of Education, Professor
Department of Computer Science and Computational Mathematics Leningrad State University named after AS Pushkin St. Petersburg Kaysina Anna Vladimirovna Ph.D.
Department of Computer Science and Computational Mathematics Leningrad State University named after AS Pushkin St. Petersburg
Fedotova Vera Sergeevna Ph.D.
Department of Computer Science and Computational Mathematics Leningrad State University named after AS Pushkin St. Petersburg vera1983@yandex.ru
Итоговая аттестация и оценка исследовательской компетентности магистров педагогического образования Final Certification and assessment of research competence of Master of Teacher Education
В статье предлагается новый способ оценки магистерской диссертации с учетом традиционных требований государственной аттестационной комиссии качества выпускных квалификационных работ и балльной системы оценки
уровней сформированное™ исследовательской компетентности студентов. Представлены уровни сформированное™ исследовательской компетентности и характеризующие их показатели.
In this paper we propose a new method of estimating a thesis based on the traditional requirements of the state certifying commission quality of final qualifying works and scoring system assessing the level of formation of research competence of students. Presented levels of the development of research competence and characterize their performance.
Ключевые слова: итоговая аттестация, магистерская диссертация, педагогическое образование, исследовательская компетентность, компетенции.
Key words: final certification, master's thesis, teacher education, research competence, competences.
Переход к компетентностной модели обучения [2] трансформирует систему образования и систему оценивания, в том числе оценивание качества выпускной квалификационной работы на итоговой аттестации.
Традиционными критериями оценки государственной аттестационной комиссией качества ВКР и уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач являются установленные в нормативно-методических документах по оценке выпускных квалификационных работ, разработанные каждым вузом на основе Положения об итоговой аттестации показатели. Опишем в баллах (с указанием нижнего и верхнего порогового значения) основные оцениваемые характеристики магистерской диссертации: соответствие результатов исследования требованиям поставленного в рамках ВКР задания (1-5), личный вклад студента в разработку (1-5), теоретическая значимость (1-5), практическая значимость и ожидаемый эффект от внедрения (1-5), новизна и оригинальность работы (1-5), качество представления материалов (полнота и соответствие требованиям по оформлению) (1-5), сложность разработанных учебно-методических материалов (1-5), разработанность практической части исследования (1-5), презентация материалов ВКР на заседании ГАК (1-5), ответы на вопросы по теме исследования (1-5), средний балл за период обучения (1-5), оценка рецензента (1-5).
В рамках компетентностного подхода в оценке магистерской диссертации могут использоваться баллы, набранные обучающимся в период работы над ис-
следованием и являющиеся характеристиками уровней сформированное™ исследовательской компетентности.
Описание уровней сформированное™ компетентности является основой разработки контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации.
В ФГОС ВПО требования к результатам освоения ООП выражены в виде компетенций. Таким образом, акцент при проектировании ООП смещен с содержания образования на результаты обучения и компетенции.
Результат образовательной деятельности - компетентность - является предметом специальной диагностики. Для измерения компетентности и ее составляющих разрабатываются дескрипторы уровней сформированное™ компетенций и соответствующих им индикаторов проявления (оценочных средств). Введение ступеней освоения компетентности необходимо для ранжирования глубины ее сформированное™. Фиксируются пороговые уровни как обязательные для всех студентов-выпускников по завершении освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Назначение уровней компетенций - выстраивание на их основе этапности обучения на основе постепенного повышения сложности задач, которые способны самостоятельно решать студенты. Таким образом, недостаточно описать лишь конечный уровень сформированное™ компетентности, необходимо описать все уровни. Уровни компетентности - это требуемая степень готовности выпускника вуза к решению различных по виду и сложности профессиональных задач, которой достигает студент в процессе обучения по основной образовательной программе.
Существуют различные определения исследовательской компетентности [3], [4], [5]. Мы выделяем аспекты исследовательской компетентности и формулируем свое определение [1].
Исследовательская компетентность открывает возможности для личности в различных аспектах:
- научно-методологическом (формирование целостного представления о современной научной картине мира, овладение современными методами научного познания);
- культурологическом (приобщение к культуре научных школ, научных сообществ, вхождение в широкий социокультурный контекст развития науки и техники);
- личностном (осваиваются способы интеллектуального саморазвития, познавательные интересы);
- ценностном (получение нового знания, самореализация в профессиональной деятельности ученого).
В соответствии с этим, исследовательская компетентность студента - это способность сознательно выбирать методологическую позицию (личностный аспект), результативно применять методы научного познания (научно-методологический аспект) в исследовании объектов профессиональной деятельности (культурологический аспект) с получением субъективно/объективно нового научного знания (ценностный аспект) на основе сформированных исследовательских умений.
В структуре исследовательской компетентности мы выделяем пять компонентов (мотивационный, теоретико-методологический, технологический, коммуникативный, рефлексивный).
Наиболее целесообразными, на наш взгляд, дескрипторами уровней сформированное™ каждого компонента исследовательской компетентности являются элементарный, продуктивный и креативный уровни, их содержательное проявление у студентов.
Представим разработанную нами балльную шкалу оценки исследовательской компетентности студентов.
Таблица 1.
Балльная шкала оценки сформированное™ мотивационного компонента исследовательской компетентности
Уровень сформированное™ компетенции Показатели уровня освоения компетенции Балльная шкала оценивания
Мотивационный компонент
Элементарный наличие неустойчивых мотивов к учебной деятельности, малое представление об исследовательской деятельности, отсутствие творческой активности, занятия исследовательской деятельностью только по необходимости 0-1
Продуктивный наличие осознанных мотивов к учебной деятельности, понимание значимости исследовательской деятельности, но наряду с этим достаточно поверхностное представление о ней интерес к несложным исследовательским заданиям в рамках учебно-исследовательской деятельности 2-3
Креативный глубокие и осознанные мотивы к учебной деятельности, позиционирование исследовательской деятельности как составной части будущей профессиональной деятельности, понимание ее значимости, удовлетворенность от занятий исследовательской деятельностью, стремление к саморазвитию 4-5
Таблица 2.
Балльная шкала оценки сформированное™ теоретико-методологического компонента исследовательской компетентности
Уровень сформированное™ компетенции Показатели уровня освоения компетенции Балльная шкала оценивания
Теоретико-методологический компонент
Элементарный неумение работать с информацией, увидеть главное, проанализировать научную литературу и сделать выводы, минимальное знание методов и методологии исследовательской деятельности, слабое представление о логике и структуре научного исследования 0-1
Продуктивный умение найти необходимую информацию, неточности в выделении главного в информации, ошибки при анализе научной литературы и формулировании выводов, знание методов и методологии исследовательской деятельности, представление о логике и структуре научного исследования 2-3
Креативный верное выделение главной информации, грамотный анализ научной литературы, формулировка собственных выводов, глубокие знания методов и методологии исследовательской деятельности, четкое представление о логике и структуре научного исследования 4-5
Таблица 3.
Балльная шкала оценки сформированное™ технологического компонента исследовательской компетентности
Уровень сформированное™ компетенции Показатели уровня освоения компетенции Балльная шкала оценивания
Технологический компонент
Элементарный неумение применять методы педагогического исследования при знании их, неумение оформления результатов исследования и защиты научных положений 0-1
Продуктивный частичное владение методами педагогического исследования, навыками оформления результатов исследования и защиты научных положений 2-3
Креативный умение применять методы педагогического исследования, оформлять результаты исследования и защиты научных положений 4-5
Таблица 4.
Балльная шкала оценки сформированное™ коммуникативного компонента исследовательской компетентности
Уровень сформированное™ компетенции Показатели уровня освоения компетенции Балльная шкала оценивания
Коммуникативный компонент
Элементарный использование готовых формулировок актуальности, постановки цели и задач, формулировки выводов, представлен- 0-1
ных преподавателем, неумение самостоятельно обосновать свою точку зрения при ее наличии, неумение выстроить логическую структуру научного текста
Продуктивный умение самостоятельно сформулировать актуальность, цели и задачи, выводы с помощью дополнительных источников литературы, обоснование своей точки зрения с некоторыми трудностями, построение отдельных логических цепочек, неумение объединить их в целостный научный текст 2-3
Креативный умение самостоятельной формулировки актуальности, цели и задач исследования, выводов, умение инициировать дискуссию, обоснования и доказательства своей точки зрения, опровержения суждений оппонентов, умение создания целостного научного текст по выбранной тематике, используя широкий спектр языковых средств 4-5
Таблица 5.
Балльная шкала оценки сформированное™ рефлексивного компонента исследовательской компетентности
Уровень сформированное™ компетенции Показатели уровня освоения компетенции Балльная шкала оценивания
Рефлексивный компонент
Элементарный неосознание ценности исследовательской деятельности в профессионально-личностном развитии, непозициониро- 0-1
вание себя в роли исследователя, отсутствие ответственности за полученные в ходе исследования результаты, отсутствие связи между процессом и результатом исследовательской деятельности
Продуктивный осознание ценности исследовательской деятельности в развитии общества, но плохое представление ее роли в профессионально-личностном развитии, восприятие роли исследователя, осознание ответственности перед общественностью за полученные в ходе исследования результаты, но неготовность ее нести, частичное видение связи между процессом и результатом исследовательской деятельности 2-3
Креативный понимание смысла и важности исследовательской деятельности в профессионально-личностном развитии, позиционирование себя в роли исследователя, получение от этого удовольствия, готовность нести ответственность перед общественностью за полученные в ходе исследования результаты, видение связи между процессом и результатом исследовательской деятельности 4-5
Таким образом, если иа оценку магистерской диссертации по традиционным параметрам отводится минимальное количество - 15 баллов, максимальное количество -75 баллов. А при оценке магистерской диссертации студент может дополнительно набрать минимально 5 баллов и максимально получить 25 баллов при соответствующем уровне сформированное™ исследовательской компетентности.
Выпускная квалификационная работа, представленная ГАК, оценивается по пятибалльной системе. Для перевода баллов в оценки используется следующая шкала: 15-25 баллов «неудовлетворительно», 26-40 баллов «удовлетворительно», 41-74 балла «хорошо», 75-100 баллов «отлично».
Предложенная система оценки результатов итоговой аттестации с учетом уровня сформированное™ исследовательской компетентности является более гибкой и соответствующей реалиям современности.
Оценка качества выполнения и защиты магистерской диссертации в рамках итоговой аттестации с учетом балльной оценки исследовательской компетентности обучающегося позволяет более точно судить об уровне соответствия выпускника магистратуры требованиям Федерального образовательного стандарта, степени освоения общекультурных и профессиональных компетенций, способности к выполнению видов профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой.
Библиографический список
1. Бороненко, Т.А., Федотова, B.C. Формирование исследовательской компетентности бакалавров и магистров педагогического образования в праксиологической среде // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец, 2013. - №1 (46). Т.2. - С. 79-82.
2. Компетентностная модель современного педагога [Текст]/О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2009. - 158 с.
3. Чугайнова, О.Г. Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2008. - 25 с.
4. Цуникова, Т.Г. Формирование научно-исследовательской компе-тентности специалистов в техническом университете (средствами мультимедиа) [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. - 25 с.
5. Янюк, И.А. Формирование исследовательской компетентности студентов технических вузов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2010. - 23 с.
Bibliograhpy
1. Boronenko, T.A. & Fedotova, V.S. (2013) Formation of research competence bachelor's and master's degrees in teacher education praxeological environment. Bulletin of the Cherepovets State University. 1 (46), 79-82.
2. Akulova O.V., Zaire-Beck E.S., Pisarev S.A., Piskunov E.V., Rodionova N.F. & Tryapitsyna A.P. (2009) Competence model of the modern teacher: teaching aid. Saint-Petersburg.
3. Chugainova, O.G. (2008) Formation of research competence of future teachers of preschool education : Cand. Sci (Ed.) thesis abstract. Moscow.
4. Tsunikova, T.G. (2008) Shaping the research computer-tentnosti experts at the Technical University (multimedia): Cand. Sci (Ed.) thesis abstract. Moscow.
5. Yanyuk, I.A. (2010) Formation of research competence of students of technical colleges: Cand. Sci (Ed.) thesis abstract. Moscow.