7. Ramzaeva T. Za tvorcheskoe obuchenie // Sovetskiy uchitel. 1966. N 6. S. 3.
8. Savinova L. Yu., Vergeles G. I. Istoriya fakulteta nachalnogo obrazovaniya // Institut detstva Gertsenov-skogo universiteta: kollektivnaya monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017. S. 34-45.
9. Solomin V. P. RGPU im. A. I. Gertsena — stranitsyi istorii. 1956-1966 godyi // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2012. N 133. S. 8-18.
10. Pedagogicheskie vesti. Gazeta Uchenogo soveta RGPU im. A. I. Gertsena. 1997, 14 marta. N 12-13.
11. Ushinskiy K. D. Izbrannyie ped. soch.: v 2 t. M.: Prosveschenie, 1976. T. 1. 237 s.
12. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. T. 6. M.: Pedagogika, 1990. 528 s.
13. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. T. 2. M.: Pedagogika, 1988. S. 81-107.
14. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart nachalnogo obschego obrazovaniya. M.: Prosveschenie, 2010. 32 s. (Standartyi vtorogo pokoleniya).
15. Tsyirulnikov V. M. Istoriya obrazovaniya v portretah i dokumentah. M., 2001. 267 s.
О. А. Граничина, Г. И. Вергелес, Н. Г. Каменкова, С. В. Сурикова
ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье анализируется опыт реализации магистерской программы «Управление качеством начального образования». Авторы классифицируют существующие проблемы, возникающие в процессе подготовки магистров, и предлагают возможные пути их решения. Важное место уделено перспективам совершенствования образовательного процесса за счет повышения мотивации магистрантов на получение образования, обновления содержания процесса подготовки магистров, использования современных образовательных технологий, грамотной организации самостоятельной работы.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, начальное образование, подготовка магистров педагогики, требования к современному учителю начальных классов, профессиональная деятельность учителя начальных классов, образовательные технологии.
O. Granichina, G. Vergeles, N. Kamenkova, S. Surikova TRAINING MASTERS OF PEDAGOGY: PROBLEMS AND PROSPECTS
The article analyzes the experience of implementing the master's degree program "Quality Management of Primary Education". The authors classify the existing problems that arise in the process of training master's students, and suggest possible ways to solve them. An important place is given to the prospects of improving the educational process by increasing the motivation of master's students to receive education, updating master's training programme contents, using modern educational technologies, and proper organizing of independent work.
Keywords: continuous pedagogical education, primary education, training masters of pedagogy, requirements for the modern primary school teacher, professional activity of the primary school teacher, educational technologies.
Изменения в системе подготовки профессиональных кадров для системы общего образования, широкое обсуждение разно-
образных моделей учительского роста поставили на широкое обсуждение ряд важных вопросов. Кто такие бакалавры и
магистры педагогики? В чем особенности их подготовки? Какова их профессиональная позиция в системе общего образования? В какой степени эта система заинтересована в их подготовке? Каков уровень качества высшего педагогического образования?
Желание найти ответы на эти вопросы породило многочисленные публикации в различных изданиях, острые дискуссии в рамках научных форумов и в профессиональной среде, принятие установочных документов. Нам представляется, что в условиях изменений, происходящих в системе общего и высшего образования, от современного учителя требуется не только формальное владение функционалом профессиональной деятельности, но и творческий подход к решению профессиональных задач, умение проектировать образовательный процесс с учетом быстро меняющейся реальности. В этой связи, на наш взгляд, только магистерская подготовка специалистов в области начального образования в полной мере отвечает вызовам времени.
В предлагаемой статье будут рассмотрены основные проблемы реализации в институте детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена магистерских программ по направлению «Педагогическое образование». Однако в фокусе нашего рассмотрения прежде всего будет программа «Управление качеством начального образования», которая реализуется более 6 лет.
Спектр рассматриваемых проблем мы классифицируем по группам:
• проблемы, связанные с мотивацией выпускников бакалавриата и учителей к получению магистерского образования и заинтересованностью самой системы в магистрах педагогики;
• проблемы организации образовательного процесса на ступени магистратуры;
• проблемы отбора содержания обучения магистрантов;
• проблемы отбора и использования образовательных технологий в процессе обучения.
Итак, заинтересована ли современная школа в магистрах?
В государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р) в содержании основного мероприятия 1.10 подпрограммы 1 указано, что «в ведущих университетах [будут] разработаны и реализованы: программы педагогической магистратуры, направленные на углубление предметной и формирование современной психолого-педагогической компетентности, освоение современных образовательных технологий...» [8, с. 121].
В Концепции поддержки развития педагогического образования также можно найти положения, в которых обозначена задача подготовки магистров для системы общего образования. В частности, речь идет о создании новой системы педагогической подготовки, в которой в качестве ключевого элемента названа «магистратура для подготовки учителей-методистов и управленцев» [1]. Здесь же ставится и задача создания и развития практической модульной магистратуры с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже работающих в общем образовании.
Это, кажется, указывает на внимание, которое уделяется в программных и нормативных документах проблеме подготовки педагогов магистерского уровня, что подтверждает необходимость осуществления такой подготовки. Но мы нередко сталкиваемся с отсутствием заинтересованности самой системы общего образования в магистрах педагогики. Ежегодно анкетируя магистрантов, которые обучаются в институте детства, мы констатируем, что руководители образовательных учреждений нередко препятствуют обучению своих учи-
телей в магистратуре, либо демонстрируют амбивалентное отношение к таким намерениям. Этот вывод подтверждает и анализ причин отчисления студентов-магистрантов. Чаще других звучат следующие основания: нехватка времени на обучение, невозможность совмещения работы и учебы, ультимативные заявления руководства школ — «или работа, или учеба».
Таким образом, нередко наши магистранты учатся, преодолевая противодействие руководства школы. В своих анкетах некоторые студенты-магистранты указывают на отсутствие у педагогического коллектива интереса к тому, чему и как учится их коллега в магистратуре, а желание самого магистранта поделиться тем новым, что он узнает в процессе обучения, не находит отклика в профессиональной среде. То есть можно констатировать крайне низкую заинтересованность школы в педагогах-магистрах.
Однако нам кажется, что обсуждаемая сейчас в широкой профессиональной среде Концепция национальной системы учительского роста должна изменить такое положение дел. В национальную систему учительского роста предполагается включить:
• механизмы стимулирования учителей на повышение квалификации;
• процедуры повышения квалификации, помогающие учителю устранить проблемы в его профессиональной подготовке;
• механизмы профессиональной помощи и поддержки учителей, которые в этом заинтересованы;
• механизмы развития среды профессионального общения.
Сейчас ожидания тех, кто пришел получать степень магистра педагогики, сводятся к следующим трем основаниям: возможность двигаться по карьерной лестнице, повышение уровня профессионализма при сохранении занимаемой должности, возможность углубления своей квалификации в какой-либо предметной области.
Это определяет спектр предлагаемых программ: программы, в целом повышающие уровень профессиональной компетенции педагогов начальной школы («Управление качеством начального образования», «Начальное образование» и др.), программы, рассчитанные на углубленную подготовку в конкретной предметной области начального образования («Раннее обучение детей иностранным языкам», «Языковое и литературное образование ребенка» и др.) [2].
Вторая группа проблем, возникающих в процессе реализации магистерских программ, связана с ответом на следующие вопросы. На что следует ориентироваться при разработке содержания обучения? Каково соотношение практической и теоретической составляющих содержания? Чем содержание подготовки бакалавра принципиально отличается от содержания подготовки магистра?
Все это довольно сложные и неоднозначные вопросы. Рассмотрим их в контексте реализации магистерской программы «Управление качеством начального образования», цель которой [9] — подготовить высококвалифицированных специалистов, профессионалов, вооруженных современными знаниями и методами решения педагогических и управленческих задач в условиях динамичной образовательной среды и инновационных изменений, готовых к самостоятельной научно-исследовательской, педагогической и методической деятельности в сфере начального образования. На эту целевую установку и ориентировались разработчики программы при определении ее содержания. Кроме того, учитывались требования таких нормативных документов, как Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который реализуется в школах России с 2011 года, Профессиональный стандарт педагога, ФГОС высшего образования (уровень магистратуры) по направлению 44.04.01 — Педагогическое образование.
Требования ФГОС НОО связаны с системным подходом к развитию личности ребенка. А это значит, что задачей начальной школы является не только достижение предметных результатов, но и формирование универсальных учебных действий, которые дают свободу человеку, закладывают успешность его дальнейшего обучения, успешность его как личности. Таким образом, изменяются цели, содержание образования, методы и технологии обучения и воспитания младших школьников, другой становится деятельность учителя, нацеленная на достижение планируемых в стандарте результатов. При этом принципиально важно то, что в эпоху быстрых изменений и преобразований школа не может ориентироваться только на современные требования к качеству, выполнять актуальные запросы. Современный учитель должен видеть перспективы, прогнозировать дальнейшие требования к системе начального образования. Выполняя установленные требования, учитель должен смотреть в будущее и быть готовым к изменениям. В рамках бакалавриата нельзя подготовить такого креативного учителя. А вот в рамках магистерской подготовки такая цель может быть достигнута [10]. Содержание подготовки магистра по программе «Управление качеством начального образования» строится так, чтобы обеспечить необходимую научную основу и практическую готовность не только к реализации действующего стандарта, но и того, который появится в будущем.
Среди слушателей магистерской программы «Управление качеством начального образования» все больше процент работающих учителей, получивших педагогическое образование несколько лет назад. Они понимают необходимость профессионального совершенствования. Те же, кто только что закончил обучение в институте детства на уровне бакалавриата, осознают недостаточность собственной компетенции
для решения всех сложных профессиональных задач, стоящих перед учителем. При этом практически все магистранты нуждаются прежде всего в повышении теоретического уровня, который позволит им овладевать новым содержанием деятельности учителя и педагогическими технологиями, без которых педагог не сможет отвечать современным требованиям. Нельзя недооценивать роль и практической составляющей в подготовке магистров, которая тесно связана с теоретической составляющей. Именно такое соединение делает возможным овладение в процессе обучения инвариантным содержанием и универсальными способами действий, лежащими в основе любой профессиональной деятельности.
Еще один важный в связи с этим вопрос: как добиться усвоения содержания магистерской программы всеми слушателями? Ведь среди магистрантов и вчерашние выпускники института детства, и учителя со стажем работы в начальной школе, и студенты с непедагогическим образованием. Практика показывает, что для успешного обучения по программам, связанным с подготовкой специалиста в области начального образования магистранту желательно иметь базовые знания не только в сфере педагогики, но и специальные знания по соответствующему профилю. Такая необходимость в первую очередь связана со спецификой содержания магистерских программ (о чем говорилось выше), освоение которого невозможно без наличия хотя бы теоретического уровня знаний в области педагогики и технологий начального обучения. Работа над научным исследованием (выпускной квалификационной работой — ВКР) часто требует от магистранта способности видеть перспективы реализации разрабатываемого проекта, и в этом случае студенты, не имевшие опыта работы в школе, как правило, испытывают серьезные затруднения.
Данная проблема отчасти может быть решена за счет включения специальных курсов по выбору, позволяющих рассмотреть основные вопросы теории и практики преподавания в начальной школе, но это не всегда выполнимо по организационным причинам. Поэтому основная доля работы таких магистрантов по овладению базовыми знаниями в соответствующей области отводится для самостоятельного изучения. В этом случае оптимальным средством организации самостоятельной работы, на наш взгляд, может быть использование дистанционных курсов.
Такие курсы позволяют студенту выбирать необходимое содержание, самостоятельно определять темп его изучения, выполнять задания в удобное время, а также предоставляют возможность многократного возвращения к изученному материалу. В зависимости от количества магистрантов и их запросов дистанционные курсы могут содержать специально созданные сетевые ресурсы, а также дополнительные учебные материалы и реализовываться на основе синхронной и/или асинхронной коммуникации.
В отличие от самостоятельного изучения содержания, необходимого магистранту, на основе анализа литературных источников, одним из важных преимуществ дистанционных курсов является возможность использования видеоматериалов: видеолекций на особо значимые темы, видеозаписей уроков (при условии наличия разрешения), видеокомментариев преподавателей.
Несмотря на то, что освоение подобных курсов может носить рекомендательный характер, необходимо предусмотреть возможность контроля или самоконтроля освоения соответствующего материала. Для этой цели подойдут тесты с возможностью самопроверки, а также вопросы для самоконтроля, размещаемые в конце каждой темы.
Создание дистанционных курсов, как правило, требует больших трудозатрат. Но в содержание рассматриваемых нами курсов могут быть включены материалы, используемые в различных дистанционных курсах при подготовке бакалавров по профилю «Начальное образование». Курс для магистрантов в таком случае может иметь модульную структуру, где каждый модуль либо освещает общие вопросы педагогики и психологии начального образования, либо раскрывает содержание одного из предметных направлений (русский язык, математика и т. п.) [7].
В процессе реализации любого дистанционного курса важную роль играет преподаватель-тьютор, который следит за ходом работы, а также при необходимости помогает выбрать последовательность изучения модулей и разделов. Мы полагаем, что в данном случае роль тьютора может выполнять руководитель ВКР, который не только видит перспективу будущего научного исследования в рамках выпускной работы, но и может спрогнозировать возможные проблемы при его осуществлении, связанные с отсутствием базового образования магистранта. В качестве консультантов в процессе освоения дистанционного курса могут выступать преподаватели — разработчики соответствующих модулей.
Еще один класс проблем связан с отбором образовательных технологий для реализации магистерских программ. Учитывая неоднородность контингента обучающихся, о чем шла речь выше, большое значение для достижения конечной цели обучения по программе имеет то, как организован образовательный процесс, насколько реализующие его педагоги дифференцируют используемые технологии в зависимости от базового уровня образования магистрантов. С учетом того, что среди магистрантов института детства, обучающихся по программам, связанным с начальным образо-
ванием, значительное число работающих учителей, форма обучения у них фактически очно-заочная, а задания, которые они выполняют, и требования к качеству их реализации такие же, как на дневном отделении. Это порождает трудности не только для обучающихся, но и для преподавателей. Решение этой проблемы кроется в продуманной организации самостоятельной работы магистрантов, которая в магистерской подготовке играет особую роль.
Самостоятельная работа была и остается неотъемлемой частью учебного процесса; в магистратуре же она становится важнейшей формой его организации и характеризуется кратным увеличением объема — 75% учебного времени. Специфика организации самостоятельной работы магистрантов заключается в узкоспециализированной профильной подготовке к будущей профессиональной, научной и исследовательской деятельности. Ее целями являются:
• систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений обучающихся;
• формирование умений самостоятельно работать с информацией, использовать нормативную, правовую, справочную, учебную и научную литературу;
• развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, развитие навыков исследовательской деятельности.
Для достижения названных целей в процессе обучения необходимо интегрировать все виды учебной деятельности, предполагающей самостоятельную работу.
Проблемы организации самостоятельной работы студентов всегда привлекали внимание ученых. В то же время самостоятельная работа магистрантов, ее планирование, оптимальная организация, ориентированная на достижение профессиональной компетентности магистра, до сих пор не
попадала в поле зрения исследователей образования. При этом процесс организации самостоятельной работы магистрантов вызывает ряд важных вопросов. Как преподавателю организовать взаимодействие со студентами в условиях значительной части объема часов в виде самостоятельной работы? Какое содержание выносить за рамки аудиторной работы? Как проектировать задания для самостоятельной работы магистрантов, направленных на овладение компетенциями, позволяющими конструировать инновационную реальность? Как осуществлять контроль самостоятельной деятельности студентов?
Все эти вопросы необходимо иметь в виду в процессе организации учебной самостоятельной деятельности магистрантов. Их решение возможно, если в ее основу положены основные концепции совершенствования самостоятельной деятельности студентов по изучению предметных курсов, выделены принципы, требования и формы организации самостоятельной работы [4].
К основным концепциям совершенствования организации самостоятельной работы студентов по изучению предметных курсов относят: деятельностный подход к обучению; технологический подход к обучению; информатизацию образования; профессионально-педагогическую направленность обучения; андрогогический подход к обучению; интеграцию образовательных технологий. Общеизвестны и принципы организации самостоятельной работы студентов, которые необходимо соблюдать: принцип систематичности и последовательности; принцип активности; принцип индивидуального подхода; принцип доступности; принцип наглядности; принцип научно обоснованного расчета времени и дозировки домашних заданий.
Требования, создающие предпосылки для успешной самостоятельной работы магистрантов, связаны, на наш взгляд, с реа-
лизацией определенных организационных условий.
Прежде всего, таким условием является обеспечение деятельности магистранта:
- учебно-методическими материалами (методические пособия, рекомендации, достаточное количество учебной литературы, указания, руководства, практикумы, рабочие тетради и др.);
- контролирующими материалами (системы мониторинга самостоятельной работы магистрантов, тесты, ситуационные задания, самостоятельные и контрольные работы);
- информационными ресурсами (свободный доступ к разным информационным источникам);
- материальными ресурсами (компьютерная и телекоммуникационная техника, лабораторное оборудование и др.);
- временными ресурсами (консультации, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории через дисциплины по выбору);
- возможностью публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).
Далее, обязательным организационным условием успешности самостоятельной деятельности магистрантов является наличие учебно-методического комплекса по каждой дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, форм и средств контроля с указанием содержания заданий и сроков их выполнения, методические рекомендации для студентов и преподавателей на весь период обучения.
Самостоятельная работа магистрантов должна осуществляться с учетом ее индивидуализации за счет формирования банка инвариантных и вариативных заданий. При этом необходимо учитывать уровень подготовленности и способности каждого студента.
Существуют две общепринятые формы реализации самостоятельной работы: аудиторная, которая выполняется на занятиях в присутствии преподавателя, и внеаудиторная, выполняемая без непосредственного участия преподавателя. Для эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы необходимы индивидуальные и групповые, «плавающие» (дополнительные встречи, назначающиеся по необходимости) и обязательные консультации (как своего рода отчет о ходе выполнения самостоятельной работы), встречи с тьюторами по вопросам выполнения самостоятельной работы. Они должны быть оформлены в виде расписания и доступны для студентов.
Современные подходы к организации самостоятельной работы студентов предполагают изменение позиции преподавателя: студент является субъектом деятельности наряду с преподавателем, а развитие индивидуальности студента, его профессионально значимых качеств личности выступает как одна из главных образовательных целей. К сожалению, увеличение объема самостоятельной работы магистрантов, возрастание числа проверочных работ неизбежно ведут к увеличению временных затрат преподавателей. Однако современный подход к нагрузке преподавателей эти особенности не учитывает (так, число часов на руководство написанием выпускной квалификационной работы в последние годы сократилось на треть).
По мере освоения магистерской программы студент получает все большую самостоятельность как в планировании процесса освоения дисциплин и модулей, так и в оценивании его результатов, то есть преподаватель передает ему часть своих функций, повышая одновременно ответственность студента за результат обучения. Это изменение позиции (функции) преподавателя в образовательном процессе позволяет ему по-новому подходить к процессу организации самостоятельной работы обучаю-
щихся и осуществлять поиск адекватных цели и конкретной образовательной ситуации приемов и технологий организации этого вида деятельности.
Современные условия профессиональной деятельности учителя начальных классов связаны с разнообразием технического и технологического обеспечения учебного процесса, расширением возможностей информационных технологий для обучения школьников, поэтому важное значение уделяется использованию в реализации магистерских программ информационно-коммуникационных и интерактивных технологий обучения, без применения которых не могут быть сформированы некоторые из профессиональных компетенций.
Однако традиционная система подготовки, ориентированная на изучение студентами отдельных дисциплин информационного направления, не отвечает современным профессиональным требованиям, поскольку не учитывает особенностей будущей деятельности учителя в условиях многопредметного, динамически изменяемого учебного процесса. Так, образовательно-профессиональная деятельность высококвалифицированного учителя начальных классов в среде электронного обучения подразумевает владение современными методами обучения на основе технологий электронного обучения, знание электронного контента, умение использовать мультимедийные устройства и программные средства, сетевые сервисы и приложения.
С целью профессиональной подготовки учителя к работе в современной информационно-образовательной среде начальной школы в рамках магистерской программы «Управление качеством начального образования» реализуется ряд дисциплин, направленных на формирование компетенций магистрантов, связанных с организацией образовательного процесса в условиях электронного обучения [3, 6]. Их основными задачами являются углубленная под-
готовка магистрантов в области использования технологий электронного обучения в практике начальной школы, а также выявление, анализ и решение актуальных проблем, связанных с реализацией электронного обучения. Содержательную основу данных курсов составляет изучение структуры современной информационно-образовательной среды (ИОС) начального образования, спектра средств и технологий электронного обучения, особенностей их применения в начальной школе, формирование практических умений в рамках выполнения заданий лабораторных работ. Магистранты подробно изучают особенности функционирования информационно-образовательной среды начальной школы, ее технико-технологического и программного обеспечения, информационно-содержательного, организационно-кадрового, управленческого компонентов; анализируют, насколько выполняются условия, необходимые для правильного функционирования ИОС начальной школы, получают навыки ее конструирования с учетом требований ФГОС начального общего образования, связанных с организацией информационно-образовательной среды школы.
Особый блок умений работы учителя начальных классов в современной информационно-образовательной среде начальной школы при реализации учебных программ с применением электронного обучения связан с электронными образовательными ресурсами [5]. Наряду с обобщением происходит расширение имеющихся теоретических знаний и практических умений магистрантов в этой области, знакомство с новыми сервисами и приложениями, овладение способами проектирования учебного процесса и разработка фрагментов уроков в начальной школе с их использованием. Особое внимание уделяется электронным учебникам, их свойствам и потенциалу использования, включающему в себя современные тренды рынка образовательных
информационно-коммуникационных технологий: качественная визуализация учебной информации; возрастающий интерес пользователей к мобильным устройствам и технологиям и др.
Инструментальной основой функционирования ИОС являются программно-технические средства обучения. Сегодня это комплексы мультимедийного интерактивного оборудования, поскольку использование мультимедийных образовательных технологий признано одним из средств повышения качества обучения. Мультимедийный комплекс включает такие устройства, как интерактивная доска, интерактивный планшет, документ-камера, система опроса. Начальные школы в соответствии с требованиями ФГОС интенсивно оснащаются такими комплексами, однако, как показывает входное анкетирование магистрантов-первокурсников, наибольшие трудности при использовании мультимедиа-технологий связаны с недостаточным владением педагогами мультимедийным оборудованием. Подавляющее большинство респондентов используют интерактивную доску как проектор для транслирования презентаций. Поэтому важной частью профессиональной подготовки магистранта в области начального образования является проектирование учебного процесса на основе применения технических ресурсов ИОС, освоение функционала тех или иных технических устройств, приме-
нение полученных умений в практике начальной школы.
Помимо off-line ресурсов, электронное обучение предоставляет учителю так называемые открытые ресурсы для проектирования учебного процесса. Это разнообразные конструкторы уроков, компьютерные среды, виртуальные лаборатории, а также виртуальные конструкторы. Конечно, учитель должен знать такие ресурсы и особенности их использования на уроке либо во внеклассной работе: современный ребенок растет и развивается в мире электронной культуры, и учитель начальных классов должен быть готов к предоставлению образовательных услуг в среде электронного обучения. Поэтому важной составляющей спектра формирования необходимых компетенций является подготовка магистрантов к профессиональной деятельности учителя начальных классов в электронно-образовательной среде.
Рассмотренный нами спектр проблем не претендует на полноту, однако, анализируя публикации последних лет и материалы конференций различного уровня, где обсуждались вопросы организации и реализации магистерской подготовки, мы пришли к выводу: именно эти проблемы являются наиболее злободневными, и от того, как они решаются, зависит качество образования и, следовательно, удовлетворенность системы образования уровнем подготовки магистров в сфере начального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вергелес Г. И., Граничина О. А. Магистерская подготовка в системе непрерывного педагогического образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2012. № 6. С. 1821.
2. Вергелес Г. И., Граничина О. А. Особенности построения магистерской программы «Управление качеством начального образования» (направление «Педагогическое образование») // Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 1. С. 280-287.
3. Инновационная информационная образовательная среда / Лаптев В. В., Носкова Т. Н. Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2013. Т. 1. С. 93-95.
4. Информационно-технологическая подготовка специалиста образования / Лаптев В. В., Тума-лева Е. А. // Региональная информатика — 2000 (РИ — 2000): тезисы докладов VII Санкт-Петербург-
ской международной конференции / ред.: Б. Я. Советов, Р. М. Юсупов; Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. СПб., 2000. С. 52-53.
5. Каменкова Н. Г. Научно-методические основы разработки программы дисциплины «Образовательная среда университета и практикум по использованию информационно -коммуникационных средств» модуля «Организация образовательной и научной деятельности магистра» // Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 2. С. 210-216.
6. Каменкова Н. Г. Овладение учителями начальных классов методикой применения ЭОР при обучении младших школьников решению текстовых задач (УМК «Школа 2100») // Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 2. С. 317-326.
7. Каменкова Н. Г. Организация самостоятельной работы при изучении математики в процессе реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке учителя начальных классов // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 1. С. 357-61.
8. Минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект). URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov//Novosti/Proiekt.pdf (дата обращения: 24.09.2018).
9. Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования: коллективная монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, Е. В. Пискуновой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 309 с.
10. Сурикова С. В. Использование системы дистанционного обучения «Moodle» при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6. № 1. С. 262-267.
REFERENCES
1. Vergeles G. I., Granichina O. A. Magisterskaya podgotovka v sisteme nepreryivnogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Pisma v Emissiya.Offlayn (The Emissia.Offline Letters): elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. 2012. № 6. S. 1821.
2. Vergeles G. I., Granichina O. A. Osobennosti postroeniya magisterskoy programmyi «Upravlenie kachestvom nachalnogo obrazovaniya» (napravlenie «Pedagogicheskoe obrazovanie») // Gertsenovskie chteniya. Nachalnoe obrazovanie. 2012. T. 3. № 1. S. 280-287.
3. Innovatsionnaya informatsionnaya obrazovatelnaya sreda / Laptev V. V., Noskova T. N. Innovatsii na osnove informatsionnyih i kommunikatsionnyih tehnologiy. 2013. T. 1. S. 93-95.
4. Informatsionno-tehnologicheskaya podgotovka spetsialista obrazovaniya / Laptev V. V., Tumaleva E. A. // Regionalnaya informatika — 2000 (RI — 2000): tezisyi dokladov VII Sankt-Peterburgskoy mezhdunarodnoy konferentsii / red.: B. Ya. Sovetov, R. M. Yusupov; Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vyichislit-elnoy tehniki, sistem svyazi i upravleniya. SPb., 2000. S. 52-53.
5. Kamenkova N. G. Nauchno-metodicheskie osnovyi razrabotki programmyi distsiplinyi «Obrazovatelnaya sreda universiteta i praktikum po ispolzovaniyu informatsionno-kommunikatsionnyih sredstv» modulya «Organizatsiya obrazovatelnoy i nauchnoy deyatelnosti magistra» // Gertsenovskie chteniya. Nachalnoe obrazovanie. 2012. T. 3. № 2. S. 210-216.
6. Kamenkova N. G. Ovladenie uchitelyami nachalnyih klassov metodikoy primeneniya EOR pri obuchenii mladshih shkolnikov resheniyu tekstovyih zadach (UMK «Shkola 2100») // Gertsenovskie chteniya. Nachalnoe obrazovanie. 2012. T. 3. № 2. S. 317-326.
7. Kamenkova N. G. Organizatsiya samostoyatelnoy rabotyi pri izuchenii matematiki v protsesse realizatsii kompetentnostnogo podhoda k professionalnoy podgotovke uchitelya nachalnyih klassov // Gertsenovskie chteniya. Nachalnoe obrazovanie. 2011. T. 2. № 1. S. 357-61.
8. Minobrnauki.rf/dokumentyi/2474/fayl/901/Gosprogramma_ Razvi-tie_obrazovaniya_(Proekt). URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov//Novosti/Proiekt.pdf (data obrascheniya: 24.09.2018).
9. Sovershenstvovanie obrazovatelnyih programm i tehnologiy podgotovki spetsialistov dlya innovatsion-noy deyatelnosti v sfere obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / pod red. G. A. Bordovskogo, N. F. Radi-onovoy, E. V. Piskunovoy. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2010. 309 s.
10. Surikova S. V. Ispolzovanie sistemyi distantsionnogo obucheniya «Moodle» pri podgotovke bakalavrov po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» // Gertsenovskie chteniya. Nachalnoe obrazovanie. 2015. T. 6. № 1. S. 262-267.