Научная статья на тему 'Естественнонаучная и методическая подготовка учителей начальных классов в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена'

Естественнонаучная и методическая подготовка учителей начальных классов в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВРИАТ / ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / PRIMARY SCHOOL TEACHER TRAINING / NATURAL SCIENTIFIC TRAINING / METHODOLOGICAL TRAINING / BACHELOR''S DEGREE / TEACHING OF THE SUBJECT "THE ENVIRONMENT"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Людмила Владимировна, Зинченко Татьяна Викторовна, Калинина Марина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы естественнонаучной и методической подготовки современного учителя начальных классов в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Показаны место и роль естественнонаучных и методических дисциплин в подготовке будущих педагогов к преподаванию учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе с учетом действующих ФГОС НОО и ВО и принятого профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального образования)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Людмила Владимировна, Зинченко Татьяна Викторовна, Калинина Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS AT THE INSTITUTE OF CHILDHOOD OF HERZEN UNIVERSITY

The article considers issues of natural scientific and methodological training of the modern primary school teacher at the Institute of Childhood of the Herzen State Pedagogical University of Russia under the bachelor’s degree programme 44.03.01 “Pedagogical Education”. The paper shows the place and the role of natural science and methodology disciplines for the training of future educators to teach the subject “The Enviroment” in primary school, taking into account the existing Federal State Educational Standards of general primary education and higher education, and the official professional standard «Teacher (pedagogical activity in the field of primary edu-cation)».

Текст научной работы на тему «Естественнонаучная и методическая подготовка учителей начальных классов в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена»

Л. В. Симонова, Т. В. Зинченко, М. И. Калинина

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ИНСТИТУТЕ ДЕТСТВА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА

В статье рассматриваются вопросы естественнонаучной и методической подготовки современного учителя начальных классов в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена по направлению 44.03.01 — Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Показаны место и роль естественнонаучных и методических дисциплин в подготовке будущих педагогов к преподаванию учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе с учетом действующих ФГОС НОО и ВО и принятого профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального образования)».

Ключевые слова: подготовка учителей начальных классов, естественнонаучная подготовка, методическая подготовка, бакалавриат, преподавание учебного предмета «Окружающий мир».

L. Simonova, T. Zinchenko, M. Kalinina

NATURAL SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS AT THE INSTITUTE OF CHILDHOOD OF HERZEN UNIVERSITY

The article considers issues of natural scientific and methodological training of the modern primary school teacher at the Institute of Childhood of the Herzen State Pedagogical University of Russia under the bachelor's degree programme 44.03.01 "Pedagogical Education ". The paper shows the place and the role of natural science and methodology disciplines for the training offuture educators to teach the subject "The Enviroment" in primary school, taking into account the existing Federal State Educational Standards of general primary education and higher education, and the official professional standard «Teacher (pedagogical activity in the field ofprimary education)».

Keywords: primary school teacher training, natural scientific training, methodological training, bachelor's degree, teaching of the subject «The Environment».

Проводимая в настоящее время в России модернизация педагогического образования предусматривает качественное обновление содержания образования в соответствии с потребностями совершенствующейся школы и общими тенденциями развития высшего образования в стране. Важно развивать готовность учителя начальных классов на новом качественном уровне решать профессиональные задачи: видеть ребенка в образовательном процессе; изучать его возможности, потребности, достижения в области образования; осуществлять обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требования-

ми образовательных стандартов; использовать технологии, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и отражающие специфику предметной области; формировать образовательную среду для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост; проектировать содержание программ учебных предметов и современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы; моделировать индивидуальные

маршруты обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственный образовательный маршрут и профессиональную карьеру и др. [3]. В свете обновления всей системы подготовки учителей начальных классов особую актуальность приобретает проблема модернизации и совершенствования естественнонаучной и методической подготовки специалистов в области преподавания учебного предмета «Окружающий мир».

В институте детства РГПУ им. А. И. Герцена естественнонаучная подготовка педагогов начальной школы на уровне бакалавра осуществляется через дисциплины модулей общекультурной и предметной подготовки [1]. Общекультурная подготовка в области естествознания включает такую дисциплину, как «Концепции современного естествознания», входящую в модуль «Естественнонаучный». Предметная и методическая подготовка студентов очной формы обучения идет в модуле «Естествознание и обществознание в начальной школе» (разработчики Л. В. Симонова, Т. В. Зинченко).

Новая редакция федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (уровень бакалавриата) была принята в 2016 году [4]. Это обусловило необходимость обновления содержания образовательной программы подготовки бакалавра в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена (профиль «Начальное образование»), а следовательно, и корректировку разработанных ранее модулей, дисциплин и курсов по выбору в подготовке прикладного бакалавра по направлению 44.03.01 — Педагогическое образование.

На отбор современного содержания дисциплин естественнонаучного цикла влияет смена естественнонаучной традиции — реализация интегративно-гумани-тарного подхода. Поэтому становится важной гуманитаризация процесса обучения педагогов: выдвижение на передний план

общечеловеческих ценностей; формирование диалектического мышления, эстетического восприятия окружающей среды, ответственного отношения к возможным последствиям собственной деятельности для других людей и для природы в целом. Система ценностных ориентаций определяет позицию человека по отношению к окружающему миру, направляет его деятельность на созидание либо на разрушение природной среды. Отношение к природе основано на том, как человек определяет для себя степень личностной значимости отдельных элементов окружающего мира и природы в целом.

Дисциплина «Концепции современного естествознания», направленная на обновление, систематизацию и актуализацию естественнонаучных знаний, полученных в общеобразовательной школе или педагогическом колледже, служит основой для формирования научного мировоззрения студентов, закладывает каркас современной естественнонаучной картины мира. В ходе освоения студентами дисциплины идет формирование у них одной из общекультурных компетенций — способности использовать естественнонаучные знания для ориентирования в современном информационном пространстве, которая является базовой составляющей для дальнейшего изучения дисциплин естественнонаучного цикла.

На лекционных и практических занятиях по данной дисциплине обучающиеся учатся классифицировать методы научного исследования; характеризовать основные этапы исторического развития научного познания; различать основные естественнонаучные картины мира; ориентироваться в современном информационном пространстве естественных наук; использовать естественнонаучные знания для объяснения жизни на Земле, законов природы при анализе и решении общих проблем профессиональной деятельности; повышать свой общий образовательный и культурный уровень.

Важным средством совершенствования системы естественнонаучного образования студентов также служит и установление межпредметных связей с другими дисциплинами, входящими в модуль «Естественнонаучный». Так, курс «Основы математической обработки информации» создает условия для подготовки бакалавров к обработке данных, собранных в результате самостоятельных наблюдений и измерений, осуществляемых в рамках выполнения внеаудиторных заданий по дисциплине «Практические методы изучения природы с младшими школьниками» (например, представление результатов наблюдения студентов за погодой в разных районах Санкт-Петербурга) и заданий краткосрочной учебной практики (изучение реки).

Модуль «Естествознание и общество-знание в начальной школе» направлен на предметную и методическую подготовку в области естествознания студентов бакалавриата. Ранее предметная и методическая подготовки осуществлялись в разных модулях образовательной программы: «Теоретические основы естествознания» и «Методика изучения учебного предмета "Окружающий мир"» [2]. Реализуемый сегодня модуль включает в себя следующие дисциплины: «Естествознание», «Методика изучения естествознания в начальной школе», «Практические методы изучения природы с младшими школьниками», «Методика изучения обществознания в начальной школе», и курсы по выбору: «Землеведение и краеведение» / «Физическая география Земли», «Экологическое образование младших школьников» / «Внеурочная работа по естествознанию в начальной школе». Подчеркнем, что курсы по выбору, входящие в модуль, создают условия для полноценного формирования у студентов компетенций и индивидуализации (персо-нализации) образовательной программы, это, безусловно, повышает и качество получаемого естественнонаучного и педагогического образования.

Одной из особенностей модуля «Естествознание и обществознание в начальной школе» является интеграция естественнонаучной и методической подготовки учителя начальной школы, но теперь уже на более высоком уровне, чем заявлено в стандартах ВПО первого и второго поколений. Другой особенностью этого модуля является усиление практико-ориентиро-ванности содержания подготовки будущих учителей начальных классов.

Цель и ожидаемые результаты изучения данного модуля — овладение студентами группами следующих компетенций: общекультурными и профессиональными. Среди общекультурных компетенций внимание уделяется формированию способности студента использовать естественнонаучные знания для ориентирования в современном информационном пространстве, которая формировалась и в курсе «Концепции современного естествознания». Из профессиональных компетенций при изучении модуля внимание уделено формированию у обучающихся готовности реализовывать образовательные программы по учебному предмету «Окружающий мир» в соответствии с требованиями образовательных стандартов; способностей использовать современные методы и технологии обучения и диагностики, решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами учебного предмета «Окружающий мир».

Еще одним средством совершенствования системы естественнонаучного образования студентов в институте детства становится интеграция естественнонаучных дисциплин. Так, содержание дисциплины «Естествознание» является синтезом таких наук, как ботаника, зоология, экология. На лабораторных и практических занятиях по

дисциплине «Естествознание» студенты учатся использовать метод наблюдения для характеристики живых организмов и основных таксономических групп; определять по диагностическим признакам принадлежность живых организмов к основным таксономическим группам; осуществлять поиск и отбирать информацию естественнонаучного содержания. В результате студенты овладевают содержательной интерпретацией естественнонаучных знаний для решения образовательных задач; способами ориентирования в разнообразных источниках естественнонаучной информации; основами грамотной профессиональной речи в области естествознания. В соответствии с учебным планом самостоятельная работа студентов в процессе организации изучения дисциплины имеет инвариантную и вариативную составляющие.

Организация занятий по «Естествознанию» предполагает использование интерактивных форм деятельности обучающихся: лабораторную работу в малых группах по изучению растений, практическую работу в группах по изучению животных; обсуждение видеофрагментов и презентаций; презентацию результатов аналитической деятельности в рамках выполнения заданий по темам курса с использованием книг, видео, слайдов, компьютеров; обсуждение докладов и дискуссию; самостоятельную работу с интерактивными ЦОР и ЭОР биологического содержания, обсуждение полученных результатов.

Следует отметить, что современная социокультурная и экологическая ситуации в России со всей очевидностью побуждают к постановке проблемы развития экологической культуры учителей начальных классов как цели экологического образования. Кроме того, школьный учебный предмет «Окружающий мир» содержит большое количество тем экологического содержания, которые предстоит изучать с детьми нашим выпускникам. Поэтому им необходимо переосмыслить содержание экологи-

ческого образования в начальной школе, овладеть современными образовательными технологиями, позволяющими реализовать гуманистическую концепцию образования. На занятиях по «Естествознанию» большое внимание уделяется изучению биологического разнообразия Ленинградской области и Северо-Запада России, особое место отводится охраняемым видам, путям их охраны и охраняемым территориям: Ниж-не-Свирскому заповеднику, многочисленным заказникам и памятникам природы области. Обращение к вопросам общей экологии при изучении живых организмов и условий их существования определяет возможность развития у студентов целостного взгляда на природу, на процессы жизни как общие свойства всех ее представителей.

В дальнейшем студенты, опираясь на эти знания, осуществляют индивидуальное проектирование уроков и внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир» и разрабатывают конкретные задания исследовательского характера и проекты краеведческого и социально-экологического содержания для младших школьников в рамках курсов по выбору «Экологическое образование младших школьников» / «Внеурочная работа по естествознанию в начальной школе».

Большое внимание при изучении всех дисциплин модуля «Естествознание и об-ществознание в начальной школе», в том числе и дисциплины «Естествознание», отводится самоподготовке студентов, поскольку формирование у бакалавров устойчивых навыков самостоятельной работы необходимо рассматривать в качестве одной из основных целей обучения в вузе. От этого зависит степень их подготовленности к осуществлению будущей профессиональной деятельности, воспитание у них творческой инициативы и ответственности.

Способствует достижению этого разработанный электронный учебный курс (ЭУК)

«Естествознание» (авторы-разработчики Т. В. Зинченко, Л. В. Симонова), размещенный в электронной образовательной среде РГПУ им. А. И. Герцена на платформе MOODLE. Курс обладает большими возможностями для организации систематической самостоятельной работы студентов на лабораторных и практических занятиях, а также внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. ЭУК структурирован по семестрам изучения дисциплины и содержит как общие материалы по дисциплине, так и материалы по каждой изучаемой теме: рабочие листы занятий, перечень информационных источников, справочные материалы. Использование новых информационных технологий в обучении бакалавров способствует изменению характера их учебной деятельности, помогает им освоить большие массивы естественнонаучной и методической информации, современные технологии обучения, воспитания и развития младших школьников, без которых работа по ФГОС НОО и изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе будут малоэффективными, не обеспечивающими полноценное развитие учащихся и не соответствующими современным требованиям практики начального образования.

Входящие в модуль «Естествознание и обществознание в начальной школе» дисциплины по выбору «Землеведение и краеведение» / «Физическая география Земли» расширяют и углубляют предметную естественнонаучную подготовку бакалавров, так как проблема географической образованности учителя начальных классов продолжает оставаться актуальной. Очевидно, что корни низкого уровня географической образованности следует искать прежде всего в области подготовки учителя начальных классов.

Окружающий нас мир географичен. Без географии человек лишен истории, культуры, политики и многого другого, что изменяется в пространстве. Географический

подход позволяет детям упорядочить разнообразную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация. Главная роль учителя начальных классов — помочь детям обобщить приобретаемый опыт, показать, как можно использовать законы и закономерности для объяснения окружающей действительности. Таким образом, эти курсы по выбору помогают студентам бакалавриата усвоить основные географические, общеземлеведческие и краеведческие понятия, освоить методы изучения географической оболочки Земли, компонентов неживой природы и природ-но-территориальных комплексов нашей планеты, знакомят со спецификой литосферы, атмосферы, гидросферы, педосфе-ры и биосферы, взаимосвязями этих оболочек как составных частей целого, на которые распространяются общие закономерности географической оболочки Земли, показывают ритмичность процессов и явлений в географической оболочке, значение землеведения и краеведения в решении вопросов рационального природопользования и охраны природы. Данные дисциплины также имеют разработанные ЭУК (разработчики Т. В. Зинченко, Л. В. Симонова), размещенные в электронной образовательной среде университета, что позволяет существенно повысить эффективность предметной подготовки бакалавров в области географии Земли.

Подчеркнем, что изучение дисциплин предметного блока способствует освоению естественнонаучного содержания, соответствующего современному уровню развития той или иной области знания и деятельности. Важным средством совершенствования системы естественнонаучного образования студентов института детства также служит установление межпредметных связей между компонентами модуля «Естествознание и обществознание в начальной школе».

Часть краткосрочной учебной практики (распределенной) связана с модулем и яв-

ляется необходимым элементом естественнонаучной подготовки будущих учителей в институте детства, основой воспитания и развития их экологической культуры. В ходе практики в природе (парках Санкт-Петербурга) создаются условия для конкретизации и применения знаний по естествознанию (землеведению, краеведению, ботанике, зоологии и экологии) при непосредственном изучении и эмоционально-эстетическом восприятии природы, обеспечивается возможность приобретения студентами первичного опыта исследовательской деятельности при изучении природы родного края, особенностей ее растительного и животного мира, сезонной ритмики, особенностей экологии, охраны природы и др., овладение элементами методики ведения исследовательской работы в природе (некоторыми методами полевых топографических, гидрологических, метеорологических, ландшафтных, флористических и фаунистических исследований) для решения различных практических задач, возникающих в профессиональной деятельности. Это позволяет подготовить будущих учителей к достижению младшими школьниками такого планируемого предметного результата по «Окружающему миру», как освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, сравнение, классификация и др.).

Кроме того, в ходе выполнения исследований в природе (парках Санкт-Петербурга) студенты получают возможность осознать связь естествознания (землеведения) с математикой, использовать знание элементарной геометрии и элементов математической статистики. Особенно это проявляется в процессе выполнения обучающимися в рамках рассредоточенной практики задания по изучению реки: определяют площадь поперечного сечения русла, вычисляют скорость течения реки. Замеряя глубину реки, оформляют результаты в виде таблицы. Определяя скорость течения реки, находят среднее значение на

основе нескольких попыток. Сравнивая результаты, полученные разными группами студентов, определяют наиболее вероятный. Не сразу все приходят к выводу о том, что следует на примерно ровном прямолинейном участке русла отложить одно и то же расстояние по правому и левому берегу, по сигналу сбросить с моста поплавок, замерить время его прохождения отложенного расстояния и вычислить скорость, разделив расстояние на время. Еще более трудной задачей оказывается задача определения поперечного сечения реки. Опуская мерную веревку с грузом с моста через 2-3 метра, находят глубину реки. Затем вычисляют площадь сечения. Не сразу студенты могут увидеть, что поперечное сечение реки складывается из двух треугольников и нескольких трапеций, расположенных непривычно — параллельные стороны трапеций вертикальны. Задания подобного характера позволяют формировать у студентов требуемые и новым стандартом компетенции [3].

Проведение студентами учебных полевых исследований, фенологических и географических наблюдений в ходе этой части учебной практики подготавливает их к освоению дисциплины «Практические методы изучения природы с младшими школьниками» и создает условия для организации и проведения занятий по этому курсу с опорой на приобретенный личный опыт обучающихся и собранные ими личностно значимые и эмоционально окрашенные материалы краеведческого содержания.

В следующем семестре в ходе краткосрочной учебной практики в школе студенты получают первичные профессиональные умения в области изучения учебного предмета «Окружающий мир». Материалы, собранные на практике, затем анализируются на практических и лабораторных занятиях по дисциплине «Методика изучения естествознания в начальной школе».

Таким образом, учебная практика в рамках модуля «Естествознание и общество-

знание в начальной школе» расширяет кругозор, развивает наблюдательность и исследовательские умения студентов на основе овладения естественнонаучными знаниями, умениями и ценностными ориента-циями в отношениях с природой. Она способствует включению студентов в более широкий спектр деятельности в сфере образования: практическую, исследовательскую, проектную.

Кроме того, в модуль «Естествознание и обществознание в начальной школе» входит ориентационно-рефлексивный практикум, предназначенный для повышения мотивации студентов к изучению методических компонентов модуля. В рамках практикума создаются условия для осмысления студентами уже имеющегося у них личного опыта, полученных естественнонаучных, педагогических и методических знаний и умений на занятиях и в ходе учебной практики, степени сформированности их профессиональных компетенций.

Методическая подготовка бакалавра педагогики представлена в вариативной части ООП и реализуется с помощью дисциплины «Методика изучения естествознания в начальной школе с практикумом» и курсов по выбору «Внеурочная работа по естествознанию в начальной школе» / «Экологическое образование младших школьников». Содержание и структуру естествознания в начальной школе составляют естественнонаучные знания, логика и система наук о природе.

Необходимо, чтобы после освоения дисциплины «Методика изучения естествознания в начальной школе» студенты знали: взаимосвязи дисциплин модуля — «Естествознание», «Землеведение и краеведение», «Физическая география Земли», «Практические методы изучения природы с младшими школьниками», их связь с учебным предметом «Окружающий мир»; методическую систему начального общего образования по естествознанию; содержание учебного предмета «Окружающий мир»

(раздел «Человек и природа»); методику изучения естествознания в учебном предмете «Окружающий мир». На практических и лабораторных занятиях по дисциплине студенты учатся: осуществлять самообразовательную деятельность на основе самостоятельного поиска и отбора информации в современном информационном пространстве; проектировать образовательный процесс на содержании учебного предмета «Окружающий мир» с использованием современных методов, средств и информационных технологий, соответствующих возрастным особенностям младших школьников; организовывать процесс изучения естествознания младшими школьниками, направленный на достижение планируемых результатов начального образования.

Подбирая и самостоятельно разрабатывая материалы для естественнонаучного образования младших школьников, студентам необходимо продемонстрировать владение содержательной интерпретацией ботанических, зоологических, экологических, географических, фенологических и краеведческих знаний для решения образовательных и воспитательных задач в профессиональной деятельности в ходе изучения детьми учебного предмета «Окружающий мир»; способами ориентирования в разнообразных источниках методической информации; информационными технологиями для совершенствования обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе. Освоение студентами «Методики изучения естествознания в начальной школе» имеет электронное сопровождение с помощью разработанного ЭУК на платформе MOODLE (разработчики Т. В. Зин-ченко, Л. В. Симонова).

Индикаторами достижения компетенций, формируемых в модуле «Естествознание и обществознание в начальной школе», служат задания текущей и промежуточной аттестации студентов, выполняемые самостоятельно обучающимися в ходе аудиторных занятий и внеаудиторно. Часть этих

заданий являются обязательными, другие выбираются студентами из вариативной части самостоятельной работы.

Одной из сложностей в достижении высокого уровня сформированности заявленных в модуле профессиональных компетенций является значительное снижение времени, отводимого на освоение дисциплин естественнонаучного и методического содержания, а значит, формирование компетенций на высоком уровне должно быть осуществлено за короткий промежуток времени. Параллельное изучение дисциплин позволяет устанавливать связи, но и затрудняет более основательное и осознанное освоение предметного и методического содержания дисциплин.

Методическая подготовка будущих учителей начальных классов продолжается в рамках последующих производственных педагогических практик в школе.

Благодаря реализуемой естественнонаучной и методической подготовке, опи-

санной в статье, выпускники бакалавриата смогут осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере начального общего образования, решая прежде всего профессиональные задачи следующих типов: педагогические, проектные и методические.

Работа по совершенствованию естественнонаучного и методического образования не завершена, ежегодно в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена разрабатываются и обновляются программы модулей, дисциплин и курсов по выбору. Анализ результатов начатой работы показывает продуктивность выбранного пути совершенствования естественнонаучной и методической подготовки учителей на -чальных классов. При этом студентам необходимо оказывать помощь в формировании их индивидуального образовательного маршрута, в овладении ими универсальными и общепрофессиональными компетенциями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кафедра начального естественно-математического образования / Граничина О. А., Калинина М. И., Каменкова Н. Г., Сурикова С. В., Симонова Л. В., Зинченко Т. В., Останина Е. Е., Ивашова О. А. // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 155-217.

2. Симонова Л. В., Зинченко Т. В. Естественнонаучная и методическая подготовка учителя начальных классов в РГПУ им. А. И. Герцена: от специалиста к бакалавру // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 8. № 1. С. 308-320.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 — Педагогическое образование, стандарт / Минобрнауки России. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 07.08.2018).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 — Педагогическое образование (уровень бакалавриата) / Минобрнауки России. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 07.08.2018).

REFERENCES

1. Kafedra nachalnogo estestvenno-matematicheskogo obrazovaniya / Granichina O. A., Kalinina M. I., Kamenkova N. G., Surikova S. V., Simonova L. V., Zinchenko T. V., Ostanina E. E., Ivashova O. A. // Institut detstva Gertsenovskogo universiteta: kollektivnaya monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017. S. 155-217.

2. Simonova L. V., Zinchenko T. V. Estestvennonauchnaya i metodicheskaya podgotovka uchitelya nachalnyih klassov v RGPU im. A. I. Gertsena: ot spetsialista k bakalavru // Gertsenovskie chteniya. Nachalnoe obrazovanie. T. 8. № 1. S. 308-320.

3. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart vyisshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 — Pedagogicheskoe obrazovanie, standart / Minobrnauki Rossii. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (data obrascheniya: 07.08.2018).

4. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart vyisshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 — Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven bakalavriata) / Minobrnauki Rossii. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (data obrascheniya: 07.08.2018).

О. А. Ивашова, М. И. Калинина, Н. Г. Каменкова, Е. Е. Останина, С. В. Сурикова

ИННОВАЦИИ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА

В статье рассматриваются инновации в методико-математической подготовке студентов прикладного бакалавриата, анализируется практика интеграции математических и методических дисциплин при подготовке учителя начальных классов, исследуется опыт реализации образовательной программы, основанной на модульном построении. Показана необходимость организации специальной работы для повышения мотивации студентов и в целях усиления профессионализации обучения, описана эффективность использования дистанционных образовательных технологий при подготовке бакалавров, проанализировано влияние информатизации образования на формирование компетентного специалиста.

Ключевые слова: инновации в профессиональной подготовке, прикладной бакалавриат, модульное построение образовательной программы, методико-математическая подготовка учителя начальных классов.

O. Ivashova, M. Kalinina, N. Kamenkova, E. Ostanina, S. Surikova

INNOVATIONS IN MATHEMATICAL AND METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE FRAMEWORK OF APPLIED BACCALAUREATE

The article describes innovations in methodological and mathematical training of applied bachelor programme students. It analyses the practice of integrating mathematical and methodological disciplines during the process of primary school teacher training and explores the experience of implementing modular education programmes in the curricula. The research maintains that special approaches should be applied in order to increase student motivation and enhance the professional orientation of their training, and that distance learning technologies can be used efficiently in applied bachelor programmes, based on the analysis of the influence produced by informatisation upon the formation of a competent professional.

Key words: innovative professional training, applied baccalaureate, modular educational programme, methodological and mathematical training of primary school teachers.

Обучение будущих учителей начальных классов в рамках прикладного бакалавриата реализуется в институте детства РГПУ им. А. И. Герцена с 2015 года в соответ-

ствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО 3+) [10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.