Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров для эффективной работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии'

Подготовка педагогических кадров для эффективной работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелев М. В.

В работе представлены основные подходы к созданию эффективной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с целью организации в образовательных учреждениях Ивановской области эффективной работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров для эффективной работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии»

блемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов ХШ Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 2012. - С. 205-208.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

© Шепелев М.В.*

Ивановский государственный химико-технологический университет,

г. Иваново

В работе представлены основные подходы к созданию эффективной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с целью организации в образовательных учреждениях Ивановской области эффективной работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии.

В связи с развитием педагогических и информационных технологий и реализацией концепции образовательных стандартов нового поколения, преподавание дисциплин естественнонаучного цикла в средних учебных заведениях приобретает в последнее время особое значение. Именно поэтому пропедевтика химии становится решающим фактором успешной адаптации учащихся к усвоению сложного материала в старших классах, формирования у них основных химических компетенций, а также важным этапом работы с одаренными детьми [5]. Однако только систематическая работа педагога, обладающего высокой квалификацией и всеми необходимыми для этого профессиональными компетенциями, позволяет реализовать потребности одаренных по химии учащихся в развитии творческих и организационных способностей, а также потребности их личности к самообразованию, социальному и коммуникативному взаимодействию [4, с. 11-12].

Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными по химии детьми, обладающих определенными психолого-педагогическими установками, а также знаниями теории и методики обучения предмета всегда была актуальной, но в настоящее время звучит особенно остро [1]. Способность учителя работать с одаренными детьми на ранних этапах изучения химии предполагает обязательное соответствие его профессионально значимых личностных качеств, знаний и умений особым требованиям, наибо-

* Старший научный сотрудник кафедры Физической и коллоидной химии, кандидат химических наук.

лее важным из которых является понимание сущности одаренности как системного и интегрального свойства личности. Специфика работы учителя с данной категорией школьников на пропедевтическом этапе изучения химии состоит в первую очередь в необходимости выявления их творческих способностей, создания вариативной образовательной среды, способствующей дальнейшему развитию их личностного и интеллектуально-творческого потенциала [3]. Во многом это требует от учителя собственной методической концепции работы с такими детьми, которая должна базироваться на прогрессивных гуманистических идеях о личности ребенка, бережном отношении к его оригинальности и неповторимости по сравнению с другими детьми [6].

В работе [2] показано, что ключевыми компетенциями педагогов, которыми они должны обладать, обучаясь на курсах повышения квалификации в соответствующих учреждениях и обобщая опыт своей профессиональной деятельности, являются:

1. Компетентность в области понятийного аппарата и сущностных аспектов одаренности. Не обладая специальными знаниями в области детской одаренности, педагоги в своей практической деятельности часто затрудняются распознавать способности своих воспитанников, не умеют создавать условия для их развития и оказывать помощь родителям таких детей. Педагогические работники, повышающие свою квалификацию на инвариантных модулях, должны получать базовые компетенции в области детской одаренности, выявления и поддержки талантливых детей. И уже после этого на вариативных модулях педагоги, специализирующиеся на работе с одаренными детьми получают более глубокие знания в области их сопровождения, наставничества, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов и т.д.

2. Компетентность в области методов и технологий работы с одаренными детьми. Методологическую основу стандартов нового поколения составляет компетентностно-деятельностный подход, который напрямую связан с раскрытием потенциальных возможностей детей, ребенка, развитием их личности через систему действий в учебной, коммуникативной, исследовательской и других видах деятельности.

3. Личностная компетентность педагогов, касающаяся таких вопросов, как направление одаренных детей на самореализацию, творческий поиск, поддержку и укрепление их мотивации к изучению предмета.

В результате экспериментальной работы и обобщения опыта ведущих педагогов образовательных учреждений Ивановской области в тесном сотрудничестве с Ивановским государственным химико-технологическим университетом (ИГХТУ) выявлены условия успешной подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными школьниками на пропедевтическом этапе изучения химии. Показано, что подготовка учителя для эф-

фективной работы с одаренными по химии детьми в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров требует обязательного учета разного рода факторов, таких как профессионально-личностная позиция учителя, комплексный характер уровня образования педагогов, а также создание системы консультирования и тренингов для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля и саморазвития. Кроме того, обязательными условиями подготовки педагогических кадров для работы с одаренными по химии детьми являются создание системы изучения передового опыта учителей, обмена опытом для развития их профессионального мастерства, а также создание творческой атмосферы в работе педагогов.

В Институте развития образования Ивановской области (ИРОИО) для учителей химии и руководителей муниципальных методических кабинетов химии в рамках курсовой подготовки по образовательной программе «Система деятельности учителя химии в условиях компетентностно-деятельност-ного подхода» (108 часов) и межкурсовой подготовки по образовательной программе «Система работы учителя химии в условиях подготовки учащихся к итоговой аттестации» (72 часа) по модульно-накопительной системе ежегодно учителям предлагается на выбор несколько модулей вариативной части обучения, одним из которых является блок, связанный с психологопедагогическими подходами в работе с одаренными по химии детьми разных возрастов. В представленном модуле присутствуют следующие темы: «Детская одаренность: выявление и пути развития», «Проблемы и перспективы развития детской одаренности в предметной области химии», «Реализация творческих способностей учащихся через проектную деятельность» и др.

Среди основных вопросов при изучении данных тем на курсах повышения квалификации рассматриваются проблемы развития творческого мышления, его отличительные особенности, понятие креативности, ее диагностика, условия, способствующие и препятствующие развитию креативности, диагностика и развитие творческого мышления в условиях школьного обучения, приемы развития творческих способностей на уроке и во вне-учебной деятельности. Кроме того, серьезно изучаются вопросы, связанные с подготовкой учащихся 5-9 классов к олимпиадам, научно-практическим и научно-исследовательским конференциям по химии и смежных с ней дисциплинам. В инвариантной части представленных курсовых и межкурсовых мероприятий также присутствует модуль «Психолого-педагогическая составляющая профессиональной компетентности педагога», в котором подробно рассматриваются проблемы психолого-педагогической подготовки и переподготовки учителей химии, в частности структура педагогической компетентности, индивидуализация и дифференциация обучения, способы эффективного взаимодействия с одаренными по химии учащимися.

Одной из ключевых педагогических компетенций, безусловно, является способность педагога транслировать свой педагогический опыт и методическое мастерство. Именно поэтому в Ивановской области уже второй год

проводится Региональная конференция «Инновационные идеи и методические решений в преподавании химии в средней школе», организованная методистами ИРОИО совместно с преподавателями ИГХТУ на которой освещаются вопросы теории и методики обучения химии в общеобразовательной школе, применения инновационных подходов в деятельности учителя химии, в том числе проблемы организации эффективной работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии.

Следует особо обратить внимание на то, что работа с одаренными детьми на раннем этапе изучения химии ориентирует педагога на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок может максимально самореализоваться. На современном этапе развития системы образования одной из главных задач является формирование у детей младшего возраста умений самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, т.е. развивать мыслительные способности одаренных учащихся. Использование ресурсов и возможностей информационно-коммуникативных технологий повышает эффективность такого процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Инновационные подходы с использованием интерактивных технологий также составляют основу обучения на курсах повышения квалификации учителей химии. Однако необходимо постоянно учитывать, что применение таких технологий при обучении химии должно быть лишь одним из средств получения знаний и разумно сочетаться с другими формами и методами обучения. Только в этом случае возможно эффективное развитие творческих способностей и практических умений одаренных учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии и формирование устойчивой мотивации к изучению предмета в течение всего периода обучения.

Таким образом, в работе представлены основные подходы к созданию эффективной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях Ивановской области с целью работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии. Показано, что необходимой составляющей методической системы психолого-педагогической поддержки одаренных по химии учащихся в раннем возрасте является систематическая и целенаправленная подготовка педагогов, способных осуществлять такое сопровождение на протяжгнии всего периода становления личности ребенка в школе. Данные подходы на протяжении нескольких лет успешно реализуются в процессе подготовки и переподготовки педагогических кадров в области теории и методики обучения химии в Ивановской области.

Список литературы:

1. Ахметов М.А. Индивидуально ориентированное обучение химии в общеобразовательной школе: монография / М.А. Ахметов. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. - 260 с.

2. Кочкина Л.В. Компетентность педагогов в области психолого-педаго-гического сопровождения одаренных детей / Л.В. Кочкина // Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: сборник материалов Всероссийской конференции с международным участием «Психологопедагогическое сопровождение детской одаренности». - Владимир: ООО «Транзит-ИКС», 2012. - С. 435-438.

3. Ушатикова И.И. Подготовка будущих учителей к работе с одаренными детьми / И.И. Ушатикова // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. -С. 151-152.

4. Фрумин И.Д. Развитие сферы образования и социализации детей в Российской Федерации в перспективе до 2020 г. (Краткое содержание доклада экспертной группы) / И.Д. Фрумин, А.Г. Каспржак // Модернизация образования как условие устойчивого развития: сборник материалов международной конференции. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. - 144 с.

5. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии: Учебник для студентов педагогических вузов / Г.М. Чернобельская. - М.: Дрофа, 2010. -318 с.

6. Шепелев М.В. Методическая система работы педагога с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии / М.В. Шепелев // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов ХШ Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 2012. - С. 205-208.

7. Шепелев М.В. Способы активизации учебно-познавательной деятельности одаренных учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии / М.В. Шепелев // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 3, № 1. - С. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.