1УДК 378.046.4:372.854 ББК 74.5
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДУЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
М. В. Шепелев
В статье рассмотрены некоторые методические подходы к проектированию содержания и технологий подготовки учителей химии в условиях инновационной образовательной среды и представлено примерное учебно-тематическое планирование курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация проектной деятельности учащихся на предметах естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС». Показано, что предложенные подходы и разработанные образовательные программы создают основу для непрерывного повышения квалификации учителей химии в региональных условиях.
Ключевые слова: инновации в химическом образовании, непрерывное повышение квалификации учителей химии, новое учебное оборудование, проектная деятельность учащихся.
DESIGNING OF MODULAR CONTENTS OF CHEMISTRY TEACHERS COURSE TRAINING IN PUPILS' PROJECT ACTIVITY
M. V. Shepelev
The article describes some methodological approaches to designing the contents and technologies of chemistry teachers training in the innovative educational environment. An approximate thematic planning of further training courses in the additional professional program «Organization of pupils' project activities at lessons of natural sciences within the introduction of the Federal State Educational Standards» is also given in the article. It is shown that proposed approaches and developed educational programs create the basis of continuous further training of chemistry teachers under local conditions.
Keywords: innovations in chemical education, continuous further training of chemistry teachers, new training equipment, children project activities.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования происходит формирование качественно новых подходов не только в обучении школьников, но в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров [1]. Не случайно в настоящее время большое внимание уделяется внедрению профессионального стандарта педагога, в котором нашли свое отражение современные требования к уровню профессиональных компетенций педагога дошкольного образования и учителя.
Инновации в системе химического образования актуализируют вопросы, связанные с повышением квалификации учителей химии, и определяют эффективные условия и механиз-
мы их подготовки и переподготовки в системе дополнительного профессионального образования [2]. Необходимость разработки содержания повышения квалификации педагогических кадров в условиях инновационной образовательной среды обусловлена возрастанием интенсивности процессов информатизации и внедрением дополнительных профессиональных программ по модульно-накопительной модели как способа реализации социального заказа со стороны как педагога, так и его работодателя. Под инновационной образовательной средой будем понимать комплекс педагогических, методических, материальных, организационно-управленческих и других условий, направленных на формирование и обеспечение готовности учителя к реализации инновацион-
ной деятельности в образовательном пространстве школы как необходимой составляющей требований ФГОС нового поколения.
В рамках курсовой подготовки учителей химии и руководителей муниципальных методических кабинетов химии в Институте развития образования Ивановской области (ИРОИО) непрерывно проводятся курсы повышения квалификации по различным дополнительным профессиональным программам [3-4]. Большое внимание уделено созданию системы обмена опытом среди учителей для развития их профессионального мастерства и создания творческой атмосферы в их работе. Проектирование содержания и технологий подготовки и переподготовки учителей химии в региональных условиях является необходимой составляющей авторской методической системы формирования и развития творческих способностей учащихся к изучению химии [5].
Эффективными формами повышения квалификации учителей химии в региональных условиях можно считать научно-методические конференции, семинары и тренинги, специально организуемые ИРОИО совместно с Ивановским государственным химико-технологическим университетом (ИГХТУ). Так, одним из наиболее масштабных мероприятий в системе «Школа - ИРОИО - ИГХТУ» можно считать Всероссийскую научно-методическую конференцию «Инновационные идеи и методические решения в преподавании химии», направленную в первую очередь на выявление активных педагогов, готовых делиться своими практическими наработками, на распространение и популяризацию опыта преподавания химии и смежных с ней дисциплин, на активизацию общения, обмена знаниями среди преподавателей средней и высшей школы, на распространение методик использования инноваций в учебном процессе [6].
В связи с введением в 2013-2014 учебном году в пилотных школах Ивановской области ФГОС основного общего образования и необходимостью изменения учебного процесса согласно новым требованиям, особую значимость приобретает комплексное сопровождение педагогических кадров, в том числе учителей естественнонаучного цикла дисциплин (естествознания, биологии, физики и химии), в области
использования современных педагогических технологий и нового учебного оборудования на уроках и во внеурочной деятельности. Поэтому с 2013 г. в ИРОИО реализуется дополнительная профессиональная программа «Организация проектной деятельности учащихся на предметах естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС», которая состоит из базовой и профильной частей обучения (таблица).
Основная цель разработанной программы заключается в повышении уровня профессионализма учителей естествознания, биологии, физики и химии в использовании нового учебного оборудования для организации проектной деятельности учащихся. Актуальность курсов повышения квалификации определяется необходимостью сопровождения работников системы образования в области успешного использования нового учебного оборудования на уроках естественнонаучного цикла дисциплин, а также во внеклассной деятельности по предмету. Педагоги самостоятельно выбирают траекторию своего обучения, реализуя модуль-но-накопительную модель повышения квалификации (72 ч из 108 ч).
Проблемное поле курсов повышения квалификации согласно представленному учебно-тематическому планированию включало в себя рассмотрение следующих вопросов:
• выделение аспектов готовности основных субъектов образовательного процесса к введению ФГОС основного общего образования в контексте достижения предметных, мета-предметных и личностных результатов обучения учащихся при изучении дисциплин естественнонаучного цикла;
• формирование готовности педагогов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды;
• формирование готовности педагогов к использованию современных педагогических технологий в организации проектной деятельности учащихся;
• обучение методике организации и проведения лабораторных работ в рамках проектной и научно-исследовательской деятельности, формирование у учащихся умений и навыков использования нового учебного оборудования, обеспечение наглядности и усиление
Таблица
Примерное учебно-тематическое планирование курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация проектной деятельности учащихся на предметах естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС»
Наименование учебных разделов и дисциплин Количество часов
всего лекции др. виды
Базовая часть 48 16 32
Модуль 1. Информационно-образовательная среда как средство реализации ФГОС основного общего образования 6 2 4
Содержание и структура Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в предметной области естественнонаучного образования 2 2
Метапредметный подход в образовании при изучении дисциплин естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС 2 2
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях современной образовательной среды 2 2
Модуль 2. Методика организации проектной деятельности учащихся по предметам естественнонаучного цикла 12 4 8
Метод проектов как дидактическая категория. Система проектной деятельности в предметной области естественнонаучного образования 4 2 2
Использование современных педагогических технологий в организации проектной деятельности учащихся 4 2 2
Непрерывная технология проектно-исследовательской деятельности в системе «школа — вуз» 4 4
Модуль 3. Использование современного демонстрационного и лабораторного оборудования для организации проектной деятельности учащихся 18 6 12
Эксперимент как основной метод познания при изучении дисциплин естественнонаучного цикла 6 2 4
Формирование универсальных учебных действий учащихся с использованием современного демонстрационного и лабораторного оборудования 6 2 4
Дидактические принципы использования современного демонстрационного и лабораторного оборудования для организации проектной деятельности учащихся 6 2 4
Модуль 4. Развитие творческого потенциала учащихся в условиях информатизации образования 12 4 8
Проблемы и перспективы развития детской одаренности в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла 4 2 2
Методика использования лабораторного эксперимента для развития познавательной активности учащихся 4 2 2
Методика развития метапредметных компетенций учащихся в условиях проблемного эксперимента 4 4
Профильная часть 18/54 18/54
Модуль 1. Современные педагогические и информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся при обучении химии 18 18
Реализация практико-ориентированного подхода к обучению химии с использованием современных образовательных технологий 6 6
Методика использования нового учебного оборудования на уроках химии 6 6
Использование нового учебного оборудования в работе учителя химии и во внеклассной деятельности по предмету 6 6
Модуль 2. Современные педагогические и информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся при обучении биологии 18 18
Реализация практико-ориентированного подхода к обучению биологии с использованием современных образовательных технологий 6 6
Методика использования нового учебного оборудования на уроках биологии 6 6
Использование нового учебного оборудования в работе учителя биологии и во внеклассной деятельности по предмету 6 6
Модуль 3. Современные педагогические и информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся при обучении физике 18 18
Реализация практико-ориентированного подхода к обучению физике с использованием современных образовательных технологий 6 6
Методика использования нового учебного оборудования на уроках физики 6 6
Использование нового учебного оборудования в работе учителя физики и во внеклассной деятельности по предмету 6 6
Зачет 6 6
Всего 72/108 16 56/92
практической составляющей предмета (естествознания, биологии, физики и химии);
• формирование готовности педагогов к развитию творческого потенциала учащихся в условиях информатизации образования.
• формирование готовности педагогов к использованию организационных форм, методов, инструментов диагностики и мониторинга результатов обучения;
• обучение методике конструирования задач на диагностику уровня сформированности компетенций учащихся при изучении естественных наук;
• выявление содержания педагогической компетентности по внедрению и совершенствованию методов диагностических исследований на основе системно-деятельностного подхода и др.
Особое место в учебно-тематическом планировании курсовой подготовки уделено мета-предметному подходу в образовании и методике использования приемов интеграции при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.
Практико-ориентированные занятия для учителей химии были проведены на базе стажи-ровочных площадок ИРОИО: «Формирование метапредметных компетенций учащихся при изучении химии» (МБОУО гимназия № 32, г. Иваново, руководитель - Заслуженный учитель РФ, учитель химии высшей квалификационной категории О. С. Смирнова), «Современный кабинет химии педагогический и технологический комплекс» (МАОУ лицей № 21, г. Иваново, руководитель - учитель химии высшей квалификационной категории В. А. Лапшина), «Теория и методика обучения химии в профильных классах в системе "школа - вуз"» (Химический лицей при ИГХТУ, г. Иваново, руководитель - доктор химических наук, профессор, учитель химии высшей квалификационной категории В. В. Кузнецов). Такая форма организации процесса обучения по дополнительным профессиональным программам всегда предполагает наличие «носителя» инновационного опыта (учителя-предметника, руководителя площадки), адаптированного к условиям образовательного учреждения. Мониторинг результатов работы на стажировочных площадках показал, что наличие ярко выраженной практической составляющей повышения квалификации (56 ч из 72 ч) способствует эффек-
тивному формированию профессиональных компетенций учителей химии в условиях инновационной образовательной среды.
В качестве зачетного мероприятия учителям химии было предложено разработать и защитить проект лабораторной или практической работы по определенной теме с использованием ресурсов и возможностей нового учебного оборудования при изучении химии на этапе основной школы. По окончании курсовой подготовки издано электронное методическое пособие с материалами, созданными слушателями курсов, которое может быть использовано как непосредственно учителями химии в своей работе, так специалистами и методистами системы повышения квалификации.
Безусловно, рассмотренные методические подходы к проектированию содержания и технологий подготовки учителей химии создают основу для эффективного повышения квалификации педагогов в условиях инновационной образовательной среды региона. Разработанные программы подготовки и переподготовки учителей химии в области теории и методики обучения предмету на протяжении последних лет успешно реализуются в ИРОИО и ИГХТУ, ориентируя педагогов на формирование инновационного типа их поведения, обобщение и распространение их педагогического опыта.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пентин, А. Ю. От задачи формирования естественнонаучной грамотности к необходимым компетентностям учителей естественнонаучных дисциплин [Текст] / А. Ю. Пен-тин // Естественные науки. - 2012. - № 4. -С. 6-9.
2. Садовничий, В. А. О химии и ее преподавании в школе [Текст] / В. А. Садовничий // МГУ - школе. Всероссийский съезд учителей химии в МГУ. - 2012. - 24 с.
3. Шепелев, М. В. Метапредметное содержание образования как основа повышения квалификации учителей химии в региональных условиях [Текст] / М. В. Шепелев // Профильная школа. - 2013. - № 3. - С. 36-39.
4. Шепелев, М. В. Проектирование модульного содержания курсов повышения квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными в области химии учащимися
[Текст] / М. В. Шепелев // Профильная школа. - 2013. - № 1. - С. 14-18.
5. Шепелев, М. В. Проектирование методической системы формирования и развития творческих способностей учащихся к изучению химии (5-9 классы) [Текст] / М. В. Шепелев // Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием. - М.: МАКС Пресс, 2013.
- С. 41-42.
6. Шепелев, М. В. Научно-практическая конференция как форма непрерывного повышения квалификации [Текст] / М. В. Шепелев, Е. В. Румянцев, А. С. Вашурин // Химия в школе.
- 2013. - № 4. - С. 36-39.
REFERENCES
1. Pentin A. Yu. Ot zadachi formirovaniya estest-vennonauchnoy gramotnosti k neobkhodimym kompetentnostyam uchiteley estestvennonauch-nykh distsiplin (From the task of forming the natural science competence to the required competencies of teachers of natural science disciplines). Estestvennye nauki (Natural sciences), 2012, no. 4, pp 6-9.
2. Sadovnichiy V. A. O khimii i ee prepodavanii v shkole (About chemistry and its teaching at school). MGU - shkole. Vserossiyskiy syezd uchiteley khimii v MGU (MSU - to school. All-Russian Congress of chemistry teachers at MSU), 2012. 24 p.
3. Shepelev M. V. Metapredmetnoe soderzhanie obrazovaniya kak osnova povysheniya kvali-
fikatsii uchiteley khimii v regionalnykh uslovi-yakh (Interdisciplinary contents of education as a basis of further training of chemistry teachers). Profilnaya shkola (Profession-oriented school), 2013, no. 3, pp. 36-39.
4. Shepelev M. V. Proektirovanie modulnogo soderzhaniya kursov povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov, rabotayushchikh s odarennymi v oblasti khimii uchashchimisya (Designing of modular contents of further training of pedagogical staff working with pupils gifted in chemistry). Profilnaya shkola (Profession-oriented school), 2013, no. 1, pp. 14-18.
5. Shepelev M. V. Proektirovanie metodicheskoy sistemy formirovaniya i razvitiya tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya k izucheniyu khimii (5-9 klassy) [Designing of methodical system of forming and developing creative abilities for learning chemistry by pupils (5-9 forms)]. Aktualnye problemy khimicheskogo i estestvennonauchnogo obrazovaniya: materia-ly IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Topical issues of chemical and natural sciences education: proceedings of IV All-Russian research and practical conference with international partnership). Moscow: MAKS Press, 2013, pp. 41-42.
6. Shepelev M. V. Nauchno-prakticheskaya kon-ferentsiya kak forma nepreryvnogo povysheni-ya kvalifikatsii (Research and practical conference as a form of continuous further training). Khimiya v shkole (Chemistry at school), 2013, no. 4, pp. 36-39.
Шепелев Максим Владимирович, кандидат химических наук, старший научный сотрудник кафедры физической и коллоидной химии Ивановского государственного химико-технологического университета; доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Института развития образования Ивановской области e-mail: [email protected]
Shepelev Maxim V., PhD in Chemistry, Senior Researcher, Department of Physical and Colloid Chemistry, Ivanovo State University of Chemistry and Technology; Associate Professor, Department of General Subjects, Institute for Development of Education, Ivanovo Region e-mail: [email protected]