Научная статья на тему 'Основные подходы к организации проблемного обучения одаренных школьников на пропедевтическом этапе изучения химии'

Основные подходы к организации проблемного обучения одаренных школьников на пропедевтическом этапе изучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелев М. В.

В работе представлены основные подходы к организации проблемного обучения одаренных школьников на пропедевтическом этапе изучения химии и выявлены некоторые условия их эффективной реализации в рамках авторской методической системы педагогической поддержки одаренных по химии учащихся в раннем возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепелев М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к организации проблемного обучения одаренных школьников на пропедевтическом этапе изучения химии»

На будущее надо подготовить хороший материал по диагностике уровней сформированное™ и развития познавательного интереса учащихся; необходимо дальнейшее изучение научно-методической литературы.

Список литературы:

1. Аржакова С.К. Реки и озера Якутии: крат.справ / М-во образования и науки РФ, ЯГУ им. М.К. Аммосова. - Якутск: Бичик, 2007. - 136 с.

2. Боголюбов А.С., Кравченко М.В. Физико-химические методы изучения качества природных вод: методическое пособие. - М.: Экосистема, 1998. -С. 3-7.

3. Ижогина Е.Ю. Развитие познавательного интереса к предмету химия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/artic-les/538479.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2012 г. // Вестник образования. - 2002. - № 6. - С. 10-41.

5. Лапенок М.В. О развитии познавательного интереса учащихся.-// Химия в школе. - 2010. - № 4. - С. 37.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

© Шепелев М.В.*

Ивановский государственный химико-технологический университет,

г. Иваново

В работе представлены основные подходы к организации проблемного обучения одаренных школьников на пропедевтическом этапе изучения химии и выявлены некоторые условия их эффективной реализации в рамках авторской методической системы педагогической поддержки одаренных по химии учащихся в раннем возрасте.

Согласно проекту «Российской стратегии развития образования - 2020» [6, с. 300], одной из ключевых мер государственной политики по развитию сферы образования и социализации детей и подростков является «обеспечение образовательной успешности каждого ребенка и вертикальной социальной мобильности через формирование системы поддержки особых групп детей в сфере образования», в том числе одаренных детей. Создание усло-

* Старший научный сотрудник кафедры Физической и коллоидной химии, кандидат химических наук.

вий, обеспечивающих раннее выявление, развитие и психолого-педагогическую поддержку одаренных учащихся можно считать приоритетной задачей модернизации образования в нашей стране.

Процесс сопровождения одаренных по химии детей в течение всего периода становления их личности требует применения инновационных технологий обучения, основанных на личностно-ориентированном и компетентно-стно-деятельностном подходах в образовании, с использованием современных организационных форм, средств и методов обучения. Не случайно, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН В.А. Садовничий, выступая на открытии Всероссийского съезда учителей химии, состоявшемся 16 февраля 2012 года, отметил, что «наука развивается быстрее, чем меняются школьные программы и учебники», и «можно утратить понимание фундаментальных основ науки, разъяснению которых и служит школьный курс» [7, с. 23]. Именно поэтому создание условий для раскрытия потенциала учащихся, начиная с 5 класса, повышения уровня их мотивации к получению химических знаний является важнейшей проблемой теории и методики обучения химии в средней школе [9].

В результате обобщения опыта собственной работы и работы ведущих педагогов на стажировочных и инновационных площадках Института развития образования Ивановской области в сотрудничестве с Ивановским государственным химико-технологическим университетом (ИГХТУ) в период с 2006 года по настоящее время в рамках созданной и апробированной в профессиональном сообществе методической системы педагогической поддержки одаренных учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии [11] было установлено, что формирование методической системы педагогической поддержки одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии в каждом образовательном учреждении обеспечивает развитие тех индивидуальных характеристик школьников, которые позволяют им результативно продвигаться в интересующей их области деятельности, формируя устойчивый интерес к химии, способствуя личностному самоопределению и развитию творческих способностей. Необходимой составляющей методической системы педагогической поддержки одаренных по химии детей 5-9 классов является использование технологии проблемного обучения как самостоятельного типа развивающего обучения, создающего особую среду для общения, сотрудничества учителя и ученика в процессе непрерывного обучения химии в средней школе.

С точки зрения классической советской дидактики, проблемным обучением является такой вид обучения, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебно-познавательных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Представленное определение предполагает ведущую роль учителя в обучении, поскольку именно педагог формулирует проблему и направляет учащихся на

поиск правильного решения, а также проводит обобщение и корректировку организационных форм, средств и методов обучения. Большой вклад в понимание сущности проблемного обучения внесли такие ученые, как А.М. Ма-тюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.

В настоящее время под проблемным обучением понимают организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого ученик приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится нешаблонно мыслить и творчески усваивать знания. С помощью создания проблемных ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности можно моделировать развитие творческого мышления учащихся, в том числе в предметной области «химия». В этом случае весь процесс обучения будет заключаться в планомерном и последовательном выстраивании учителем проблемных ситуаций и их разрешении учащимися посредством учебных действий.

Проблемные ситуации принято разделять на ситуации конфликта и ситуации затруднения. В основе ситуаций конфликта лежат противоречия между ранее усвоенным материалом и знаниями, получаемыми в ходе урока, например, между предсказанным теоретически ходом химического эксперимента и реально наблюдаемыми процессами. Ситуации затруднения создаются в том случае, когда учащиеся понимают недостаточность или полное отсутствие знаний, необходимых для достижения поставленной цели, например, при объяснении результатов химического эксперимента или теоретическом обосновании сущности изучаемого явления. Данные ситуации с успехом можно применять на пропедевтическом этапе изучения химии, формируя высокий уровень мотивации к получению химических знаний в старших классах. Кроме того, положительными моментами проблемного обучения одаренных школьников на пропедевтическом этапе изучения химии являются активизация развивающего потенциала обучения, высокий уровень учебно-познавательной активности детей, личностная включенность всех участников в образовательный процесс и его практическая направленность.

Согласно типологии М.Н. Скаткина [8], одним из видов проблемного обучения является исследовательский метод, который в настоящее время получил широкую распространенность. По определению И.Я. Лернера [3], исследовательский метод - организация поисковой и познавательной деятельности учащихся с помощью постановки практических задач, требующих самостоятельного решения. Однако если раньше данный метод использовался для обучения различным видам самостоятельной работы, то сегодня его применение напрямую связывают с раскрытием творческого потенциала одаренных детей, в том числе одаренных по химии школьников младшего возраста.

Использование проблемного эксперимента по сравнению с традиционным также предоставляет большие возможности для проектирование учебной деятельности по химии в образовательном пространстве школы. Для

формирования дидактического мышления одаренных учащихся необходимо включать в лабораторный практикум химические опыты, результаты которых не вписываются в традиционные представления о свойствах веществ или закономерностях протекания реакций. Проблемный эксперимент сопровождается дискуссией, он ставит учащихся в положение исследователей, творчески и креативно решающих поставленные задачи. Можно также считать эффективным использование цифровых лабораторий, которые существенно расширяют возможности учителя в организации проблемного и поискового эксперимента, научно-исследовательской и проектной деятельности с одаренными детьми как в урочное, так и во внеурочное время [1].

Апробирование технологии исследовательской деятельности в школах Ивановской области и анализ методической литературы по данной теме [2-5, 8] позволяет говорить об эффективности его использования в процессе работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии в рамках авторской методической системы педагогической сопровождения одаренных по химии учащихся.

Интересным является многолетний опыт организации лабораторных и практических занятий в системе «школа - ВУЗ» во внеурочное время с целью углубленного изучения основных разделов химии и подготовки школьников к химическим олимпиадам. Так, на базе лабораторий кафедр неорганической и аналитической химии ИГХТУ под руководством квалифицированных преподавателей успешно проводятся пропедевтические занятия по химии с учащимися 5-9 классов школ г. Иваново и Ивановской области. Учащиеся, посещающие такие занятия, гораздо быстрее продвигаются по пути получения химических знаний, совершенствования умений и навыков работы с лабораторным оборудованием, а также показывают результаты в практических турах химических олимпиад на 30-40 % выше, чем их сверстники, не занимающиеся химий в сотрудничестве с высшими образовательными учреждениями.

Кроме того, одним из эффективных способов работы с одаренными учащимися 5-9 классов являются индивидуальные образовательные траектории учащихся [10]. Реализуемые в процессе взаимодействия средних образовательных учреждений Ивановской области и ИГХТУ индивидуальные образовательные траектории одаренных по химии детей представляют собой специальные программы, обеспечивающие ученику при соответствующей педагогической поддержке со стороны учителя и преподавателя ВУЗа право выбора, разработки и реализации собственных образовательных маршрутов, необходимых для формирования устойчивой мотивации к изучению химии, а также его самоопределения и самореализации. Использование таких технологий позволяет осуществлять индивидуализацию в условиях новой парадигмы образования и в системе тесного сотрудничества с высшей школой, которые относятся в первую очередь к деятельности ученика как субъекта собственного познания. В основе этого понятия лежит ведущая роль ученика

в осуществлении своей познавательной активности, которая в дальнейшем позволяет выявлять его личностный потенциал, т.е. совокупность его познавательных, творческих и коммуникативных способностей, крайне необходимых в развитии детской одаренности.

Таким образом, в работе представлены основные методологические подходы к организации проблемного обучения одаренных школьников на пропедевтическом этапе изучения химии и выявлены некоторые условия их эффективной реализации в рамках авторской методической системы педагогической поддержки одаренных по химии учащихся в раннем возрасте. Показано, что представленные подходы могут быть успешно реализованы в работе с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии в рамках методической системы педагогической поддержки одаренных по химии учащихся 5-9 классов.

Список литературы:

1. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Количественный эксперимент в средней школе // Химия. Первое сентября. - 2012. - № 1. - С. 14-22.

2. Иванова Н.Д. Инновационные педагогические технологии в совершенствовании обучения одаренных детей / Н.Д. Иванова, А.С. Сатывалдие-ва // Исследовательская работа школьников. - 2005. - С. 160-168.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. -М.: 1980. - 96 с.

4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюш-кин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Мах-мутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

6. Проект «Российская стратегия развития образования - 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forum-2012.edu.yar.ru (дата обращения: 27.04.2012).

7. Садовничий В.А. О химии и ее преподавании в школе // МГУ - школе. Всероссийский съезд учителей химии в МГУ - 2012. - 24 с.

8. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скат-кин. - М.: Педагогика, 1971. - 206 с.

9. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

10. Шепелев М.В. К вопросу о проектировании индивидуальных образовательных траекторий научно-исследовательской деятельности одаренных по химии учащихся в системе «школа - ВУЗ» / М.В. Шепелев // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 2 (22). - С. 114-116.

11. Шепелев М.В. Методическая система работы педагога с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии / М.В. Шепелев // Про-

блемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов ХШ Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 2012. - С. 205-208.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

© Шепелев М.В.*

Ивановский государственный химико-технологический университет,

г. Иваново

В работе представлены основные подходы к созданию эффективной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с целью организации в образовательных учреждениях Ивановской области эффективной работы с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии.

В связи с развитием педагогических и информационных технологий и реализацией концепции образовательных стандартов нового поколения, преподавание дисциплин естественнонаучного цикла в средних учебных заведениях приобретает в последнее время особое значение. Именно поэтому пропедевтика химии становится решающим фактором успешной адаптации учащихся к усвоению сложного материала в старших классах, формирования у них основных химических компетенций, а также важным этапом работы с одаренными детьми [5]. Однако только систематическая работа педагога, обладающего высокой квалификацией и всеми необходимыми для этого профессиональными компетенциями, позволяет реализовать потребности одаренных по химии учащихся в развитии творческих и организационных способностей, а также потребности их личности к самообразованию, социальному и коммуникативному взаимодействию [4, с. 11-12].

Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными по химии детьми, обладающих определенными психолого-педагогическими установками, а также знаниями теории и методики обучения предмета всегда была актуальной, но в настоящее время звучит особенно остро [1]. Способность учителя работать с одаренными детьми на ранних этапах изучения химии предполагает обязательное соответствие его профессионально значимых личностных качеств, знаний и умений особым требованиям, наибо-

* Старший научный сотрудник кафедры Физической и коллоидной химии, кандидат химических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.