Научная статья на тему 'Основные подходы к созданию в образовательном учреждении эффективной системы мониторинга одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии'

Основные подходы к созданию в образовательном учреждении эффективной системы мониторинга одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепелев М. В.

В работе представлена модель мониторинга одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии, позволяющая эффективно оценивать этапы личностного развития детей, выявлять слабые и сильные стороны в организации психолого-педагогического сопровождения одаренных по химии учащихся, а также своевременно корректировать проводимую в данном направлении работу в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепелев М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к созданию в образовательном учреждении эффективной системы мониторинга одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии»

2. Баль Н.Н. Идея поддерживающей и альтернативной коммуникации в контексте повышения профессиональной компетентности учителей-дефек-тологов / Н.Н. Баль // Науковий часопис НПУ iменi М.П. Драгоманова. Серiя 19. Корекцшна педагопка та психологiя: зб. наукових праць. - К.: НПУ iменi М.П. Драгоманова, 2008. - № 11. - С. 20-22.

3. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: сб. науч. тр. и матер. 7-ой Восточно- и Центрально-Европейской научн.-практ. конф., 29 июня - 02 июля 2009 г. / Россия, Архангельск; сост. Л.В. Калинникова. - Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2009. - 240 с.

4. Гайдукевич С.Е. Развитие специальной области «Дополнительная и альтернативная коммуникация (ААС)» в Республике Беларусь: международный образовательный проект при участии университетов Швеции, России и Беларуси / С.Е. Гайдукевич, М. Магнуссон, Л.В. Калинникова, Н.Н. Баль // Спецыяльная адукацыя. - 2009. - № 2. - С. 58-62.

5. Громова О.Е. Идеографическая письменная система «Блиссимволи-ка» как компенсирующая стратегия общения при отсутствии речи // Дефектология. - 2000. - № 5 - С. 72-77.

6. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 30-35.

7. Кристен У Поддерживающая коммуникация. / Пер.с нем.// Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. - Псков: ПОИПКРО, 1999. - С. 53-93.

8. Леб система / Под ред. А. Ягелло. - Мн., 1996.

9. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. - М., 2009.

10. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1994. - № 4.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

© Шепелев М.В.*

Ивановский государственный химико-технологический университет,

г. Иваново

В работе представлена модель мониторинга одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии, позволяющая эффективно оце-

* Старший научный сотрудник кафедры Физической и коллоидной химии, кандидат химических наук.

нивать этапы личностного развития детей, выявлять слабые и сильные стороны в организации психолого-педагогического сопровождения одаренных по химии учащихся, а также своевременно корректировать проводимую в данном направлении работу в долгосрочной перспективе.

Согласно проекту «Российской стратегии развития образования - 2020» [5, с. 300], одной из ключевых мер государственной политики по развитию сферы образования и социализации детей и подростков является «обеспечение образовательной успешности каждого ребенка и вертикальной социальной мобильности через формирование системы поддержки особых групп детей в сфере образования», в том числе одаренных детей. Создание условий, обеспечивающих раннее выявление, развитие и психолого-педагогическую поддержку одаренных учащихся, начиная с раннего возраста, можно считать приоритетной задачей модернизации образования в нашей стране [6, с. 11-12].

Развитие детской одаренности у детей в 5-7 классах широко проявляется при изучении специальных дисциплин и в первую очередь химии как части естествознания или как самостоятельной дисциплины. Именно в этом возрасте у одаренных школьников формируется устойчивая мотивация к изучению основ химии и занятий научно-исследовательской деятельностью по предметам естественнонаучного цикла. Поэтому раннее выявление детской одаренности, обучение и воспитание одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии и активизация их учебно-познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время составляют важную проблему теории и методики обучения химии [1, 3, 7]. Однако в настоящее время научно обоснованная и апробированная в профессиональном сообществе система мониторинга, рассматривающая в единстве вопросы выявления, обучения, развития и поддержки одаренных по химии детей, начиная с раннего возраста, до сих пор остается недостаточно разработанной.

Эффективно функционирующая система мониторинга одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии представляет большой практический интерес в теории и методике обучения химии, требует дальнейшего совершенствования и глубокого изучения. Использование системы мониторинга позволяет педагогу отслеживать даже незначительные изменения уровня мотивации одаренных школьников к изучению химии в течение всего периода становления личности и своевременно вносить корректировку в план работы с такими детьми. Систематическое использование результатов диагностики позволяет учителю существенно разнообразить процесс изучения химии, привлечь внимание детей к важным и сложным темам по предмету, заинтересовать и способствовать лучшему усвоению учебного материала, а также развивать творческие способности одаренных учащихся [4].

В ходе экспериментальной работы на стажерских и инновационных площадках Института развития образования Ивановской области в период с

2006 года по настоящее время была создана и апробирована организационно-педагогическая модель мониторинга одаренных по химии учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии в рамках методической системы педагогической поддержки одаренных учащихся в раннем возрасте [8].

Основные подходы к созданию в образовательном учреждении эффективной системы мониторинга одаренных учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии следующие:

1. Подходы к оцениванию поведения и деятельности одаренного по химии учащегося должны носить комплексный характер, что позволяет эффективно использовать различные источники информации и изучать более широкий спектр его способностей;

2. Идентификация детской одаренности на раннем и последующих этапах изучения химии должно быть достаточно длительным для получения объективных результатов;

3. Анализ поведения и деятельности ребенка должен проводиться преимущественно в тех областях, которые в максимальной степени соответствуют его интересам;

4. В процессе мониторинга необходимо обязательно использовать тре-нинговые методы, в рамках которых можно эффективно и целенаправленно организовывать развитие и педагогическую поддержку одаренных по химии учащихся;

5. К оцениванию результатов обучения и воспитания одаренного ребенка необходимо привлекать высококвалифицированных психологов, педагогов-предметников и других заинтересованных лиц;

6. Оценка признаков одаренности ребенка в химии и смежных с ней дисциплинах должна проводиться не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7. Система мониторинга должна основываться на точных методах статистической оценки экспериментальных данных.

На первом этапе выявления одаренных по химии учащихся необходим предварительный сбор информации об общих интеллектуальных способностях детей, художественных и артистических способностях, типе их мышления и других важных свойствах личности. Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать определенные выводы. Например, в стандартных жизненных ситуациях в качестве источников информации можно использовать рассказы, замечания и высказывания преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов. На этом этапе мониторинга детской одаренности педагогам в конце первой четверти учебного года, в котором начинается изучение химии (ос-

новной или пропедевтический курс химии), предлагается заполнить шкалу поведенческих характеристик одаренных школьников и «карту интересов». Помимо этого, на первом этапе выявления одаренных детей учитываются и сведения об успехах школьников в том или ином виде предметной деятельности. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом обучающемся и определить группу тех детей, которым необходима дальнейшая диагностика.

На втором этапе системы мониторинга одаренных по химии учащихся для уточнения предварительной информации о свойствах их личности эффективно использование психодиагностических тренингов, проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия [9]. В ходе этих мероприятий проводятся индивидуальные и групповые обследования детей с применением ранее использованных для всех групп детей методик. Особенностью этого этапа диагностики является то, что работа с детьми носит системный характер и достаточно длительна по времени (от двух месяцев до полугода).

В ходе проведений занятий пропедевтического курса химии в некоторых школах и учреждениях дополнительного образования Ивановской области было показано, что тренинговая работа с одаренными детьми способствует формированию у них навыков общения, а именно умения слушать, высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, принимать точку зрения другого человека или приходить к компромиссному решению. Кроме того, у детей формируются способности к самопознанию и самооценке, что в итоге предполагает формирование у них положительной Я-концепции [2]. Также данная работа направлена на повышение эффективности преодоления преград, негативно влияющих на развитие одаренности учащихся. Также можно испроль-зовать такие методы диагностики, как организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, научно-исследовательских конференций, проведение исследований с использованием различных психометрических методик в зависимости от задач анализа конкретного случая одаренности.

Следующим этапом мониторинга является самооценка одаренности непосредственно учащимися. На этом этапе ребенок самостоятельно выбирает, какие дополнительные занятия по химии посещать и как часто это делать, принимать ли участие в химических олимпиадах и заниматься ли научно-исследовательской деятельностью и т.д. По результатам проведенных экспериментальных исследований в образовательных учреждениях Ивановской области на этом этапе диагностики было показано, что при изменении мотивации к изучению химии происходит симбатное изменение самооценки одаренных учащихся.

Обязательным этапом мониторинга одаренных по химии учащихся является возможность корректировки направлений, форм и методов образова-

тельной деятельности учащихся в течение всего изучения химии в 5-9 классах. Во-первых, использование этого этапа диагностики в системе педагогической поддержки связано с тем, что в течение всего учебного процесса возможно изменение (снижение или рост) уровня мотивации одаренных школьников к изучению химии, вызванное целым комплексом причин, такими как сменой приоритетов в обучении, углубленным изучением других предметов, а также даже потерей интереса к химии в целом. Поэтому крайне необходимо своевременно вносить корректировку в план работы с одаренными детьми. Во-вторых, известно, что существуют дети, одаренность у которых носит скрытый и неявный характер или проявляется с задержкой, поэтому при проведении процедур диагностики возможно случайное «отсеивание» таких учащихся при переходе к следующему этапу мониторинга [10]. Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в процессе оценки одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения также еще не являются доказательством ее отсутствия.

Выстраивание системы работы с одаренными по химии детьми невозможно без проведения регулярного мониторинга в рамках всестороннего изучения предмета в условиях классно-урочной системы и внеурочной деятельности. Раннее выявление детской одаренности, обучение и воспитание одаренных детей на пропедевтическом этапе изучения химии в 5-9 классах и активизация их учебно-познавательной деятельности эффективно осуществляются в образовательных учреждениях Ивановской области в условиях специально созданной и апробированной в профессиональном сообществе организационно-педагогической модели мониторинга.

Список литературы:

1. Иванова, Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии / Р.Г. Иванова // Химия в школе. - 2007. - № 6. - С. 13-21.

2. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / Под ред. В.В. Попова, Ю.Г. Круглова. - 2-е изд., испр. и доп. - 2011. - 319 с.

3. Кузнецова, Н.Е. Проблемы и тенденции развития общего химического образования / Н.Е. Кузнецова // Химия в школе. - 2009. - № 3. - С. 10-17.

4. Лисичкин Г.В. Годитесь ли вы в химики? / Г.В. Лисичкин, Л.А. Коро-бейникова. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 143 с.

5. Проект «Российская стратегия развития образования - 2020» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forum-2012.edu.yar.ru/ (дата обращения: 27.04.2012).

6. Фрумин И.Д., Каспржак А.Г. Развитие сферы образования и социализации детей в Российской Федерации в перпективе до 2020 г. (Краткое содержание доклада экспертной группы) / И.Д. Фрумин, А.Г. Каспржак // Мо-

дернизация образования как условие устойчивого развития: сборник материалов международной конференции. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. -144 с.

7. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

8. Шепелев М.В. Методическая система работы педагога с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии / М.В. Шепелев // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов ХШ Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 2012. - С. 205-208.

9. Шепелев М.В. Способы активизации учебно-познавательной деятельности одаренных учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии / М.В. Шепелев // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 3, №т1. - С. 71-74.

10. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебла-нова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 245 с.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ОБЖ

© Шкляр П.С.*

Центр образования «Ступени», г. Биробиджан

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках ОБЖ. Составной частью профессиональной подготовки учителя является практическое освоение учебной, исследовательской и проектной деятельностью в области психолого-педагогического сопровождения развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопро-

* Учитель ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.