Научная статья на тему 'Особенности организации психолого-педагогического сопровождения развития школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках ОБЖ'

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения развития школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкляр П. С.

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках ОБЖ. Составной частью профессиональной подготовки учителя является практическое освоение учебной, исследовательской и проектной деятельностью в области психолого-педагогического сопровождения развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации психолого-педагогического сопровождения развития школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках ОБЖ»

дернизация образования как условие устойчивого развития: сборник материалов международной конференции. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. -144 с.

7. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

8. Шепелев М.В. Методическая система работы педагога с одаренными детьми на пропедевтическом этапе изучения химии / М.В. Шепелев // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов ХШ Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 2012. - С. 205-208.

9. Шепелев М.В. Способы активизации учебно-познавательной деятельности одаренных учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии / М.В. Шепелев // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 3, №т1. - С. 71-74.

10. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебла-нова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 245 с.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ОБЖ

© Шкляр П.С.*

Центр образования «Ступени», г. Биробиджан

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках ОБЖ. Составной частью профессиональной подготовки учителя является практическое освоение учебной, исследовательской и проектной деятельностью в области психолого-педагогического сопровождения развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопро-

* Учитель ОБЖ.

вождение процесса его обучения и воспитания. В процессе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся оказывается помощь ребенку в решении актуальных для него проблем, определяемых социальной ситуацией его развития.

Процесс сопровождения включает не только учащихся, но и педагогов, т.к. анализируется и моделируется коррекционно-образовательное пространство и реальная ситуация обучения ребенка в условиях образовательного учреждения. Соответственно, основные понятия, передающие сущностную характеристику процесса психолого-педагогического сопровождения рассматриваются как система средств в деятельности педагога, обеспечивающая оказание профессиональной помощи: в индивидуальном развитии и саморазвитии; обучении и воспитании; в социальной адаптации и социализации.

Главной особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребёнка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

- защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;

- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка;

- реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся.

Одной из основных задач психо лого-педагогического сопровождения является помощь ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями. Поэтому основной целью ОГАОУ «Центра образования «Ступени» является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья, обеспечивающие их личностный рост и успешную социализацию.

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центра образования «Ступени» было создано в 2011 году в соответствии с постановлением правительства Еврейской Автономной области.

Предметом деятельности Центра является реализация основных образовательных программ общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Учебная работа проводится в специаль-

ной учебной среде, где каждому учебному курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Основным направлением деятельности учителей является организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий; реализация индивидуальных образовательных программ обучающихся Центра; организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.

Одной из важных особенностей организации занятий с обучающимися является их вариативность. Учебные занятии могут проводиться в Центре, на дому, дистанционно. Выбор вариантов проведения учебных занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии. Основным принципом организации образовательного процесса в Центре образования является обеспечение щадящего режима проведения занятий. Участникам образовательного процесса обеспечен доступ к учебно-методическому комплексу.

В условиях Центра, в силу разнообразия контингента обучающихся (дети-инвалиды с сохранным интеллектом, имеющие нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с соматическими заболеваниями), учителя при организации учебно-воспитательного процесса должны строго соблюдать следующие принципы: принцип индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку, принцип учёта их возрастных и типологических особенностей. Одним из главных направлений психолого-педагогического сопровождению развития обучающихся и эффективной организации уроков ОБЖ является психолого-педагогическая диагностика, которая направлена на выявление индивидуальных и типологических возможностей детей для изучения предмета. Целью психолого-педагогической диагностики является изучение потенциальных возможностей, выявление готовности школьников к обучению, степени сфор-мированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы по ОБЖ.

На этапе психолого-педагогической диагностики школьников используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья: беседа, наблюдение, обучающий эксперимент, изучение письменных работ школьников. Выбор методов зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребёнка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативистические проявления и т.д.). Данная диагностика помогает учителю правильно спланировать индивидуальный образовательный маршрут обучающего.

Непосредственное общение с обучающимся начинается с установления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуаль-

ных возможностей школьника на первых уроках важно создание условий психоэмоциональной комфортности, предоставление свободы высказываний. Для поддержания интереса к урокам ОБЖ и повышения работоспособности обучающихся многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей учитель оказывает помощь, предлагает ребенку совместное выполнение заданий, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением.

Система психолого-педагогической диагностики обучающихся включает в себя задания, построенные на внеучебном и учебном материале. Опираясь на интересные и привычные для детей виды деятельности (предметно - практическую, художественную), имеющие в большинстве случаев игровой характер. В тоже время ставя перед школьниками усложняющие задачи, можно получить достаточно полную характеристику их готовности к изучению предмета.

Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребёнка в процессе деятельности. Учитель, наблюдая за выполнением задания, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам деятельности.

Соответственно диагностика позволяет выявить особенности развития обучающихся в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым для улучшения эффективности процесса обучения.

В рамках диагностического психолого-педагогического обследования можно проводить обучающий эксперимент, который позволит определить трудности в изучении материала по ОБЖ, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции. При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний школьников.

Для эффективного усвоения учебного материала необходима четкая организация и внимательное изучение деятельности учащегося на всех этапах усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия. При выборе методов и приёмов обучения следует начинать с использования словесно-логических методов, предоставляя школьнику возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если использование этих методов неэффективно, то следует предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц, видеозаписей и т.д. Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использовать наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками, предметами и приспособлениями.

Первоначальная степень оказания помощи учащемуся должна быть минимальной, степень трудности заданий следует планировать от простых к

более сложным. Это позволяет школьнику успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах. Также необходимо обращать внимание на особенности психической деятельности: темп, целенаправленность, способность к волевому усилию, психическому напряжению. Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные психические функции ребёнка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их реализации, а затем наметить индивидуальный план обучения.

Таким образом, учитывая результаты диагностики, проведённой в начале года строится образовательная программа по ОБЖ, которая выполняет не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую функцию и предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Учитывая неоднородный состав обучающихся, программа по ОБЖ указывает на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й - базовый уровень, 2-й - минимально необходимый. Это даёт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Построение эффективной системы сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей не только внутри образовательного учреждения, но и вне.

Список литературы:

1. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицы-ной. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 528 с.

2. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развитие ребенка / Под ред. Е.И. Казаковой, Л.М. Шипицыной. - СПб.: УПМ, 1998.

3. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной - 5-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт. -сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

5. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.