Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIC AND LAW EDUCATION / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / TEACHER TRAINING / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / КАЧЕСТВО ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ / QUALITY SUBJECT TRAINING / UNIFIED STATE EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамигулова Оксана Алексеевна

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации гражданско-правового образования в современной России. Приведены примеры проектирования элементов основной образовательной программы высшего профессионального образования по подготовке будущих педагогов к преподаванию учебных предметов обществознания и права с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Предлагаемые решения могут быть использованы при разработке основных образовательных программ ВПО по направлению «Педагогическое образование», а также программ повышения квалификации и подготовки педагогов в области гражданско-правового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамигулова Оксана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF TEACHERS TO IMPLEMENT THE THEMATIC MODEL OF CIVIL LAW EDUCATION

The main idea of the article is the problem of professional training of teaching staff to accomplish the aim and values of civil law education in modern Russia. The article contains the main elements of basic educational programs of higher education to prepare future teachers of social science and law tabbing into consideration with Federal State Educational Standards. Suggested solutions can be used in elaboration of basic educational programs of higher education in the course «Pedagogical education» and of civil law refresher courses for teachers of civil law.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

О.А. Шамигулова

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: гражданско-правовое образование, патриотическое воспитание, подготовка педагогических кадров, Федеральные государственные образовательные стандарты, качество предметной подготовки.

Аннотация: Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации гражданско-правового образования в современной России. Приведены примеры проектирования элементов основной образовательной программы высшего профессионального образования по подготовке будущих педагогов к преподаванию учебных предметов обществознания и права с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Предлагаемые решения могут быть использованы при разработке основных образовательных программ ВПО по направлению «Педагогическое образование», а также программ повышения квалификации и подготовки педагогов в области гражданско-правового образования.

Ценности современного социума определяют и соответствующие приоритеты в образовании определяют профессиональную и личностную готовность тех, кому предстоит формировать ценности подрастающего поколения. Для педагогического образования проблема подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров, «разработка новых образовательных программ, ориентированных на отраслевые профессиональные стандарты», «ориентация на прикладные формы подготовки и переподготовки», обеспечивающие максимальное погружение в условия профессиональной деятельности и готовность к реализации государственных и социальных задач в области образования, приобретает особый смысл [1].

Гражданско-правовое образование в современном мире рассматривается как одно из важнейших условий социально-политической и экономической стабильности государства и развития общества. Гражданско-правовое образование - одно из условий эффективной государственной молодежной политики, совершенствования общественных отношений, формирования необходимой социальной базы для благосостояния страны. Не случайно в современной России проблема гражданско-правового образования в последние два десятилетия обсуждается на различных уровнях и связывается с решением ряда вопросов: в том числе, концептуальное видение системы обучения и воспитания гражданина; нормативно-правовые и содержательно-методические аспекты организации и тьюторского сопровождения гражданско-правового образования; специальная подготовка кадров к его реализации. Первостепенными задачами такого гражданско-правового образования являются успешная реализация каждым гражданином позитивного социального, культурного, экономического потенциала, основу которого составляют

прослемы современной психологии и пеппгогини

ценности личности, уважение к закону и законопослушность в различных сферах жизни, гражданская ответственность и инициатива [См.: Государственные документы и ежегодные послания Президента страны Федеральному Собранию [2]; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Наука, технологии и образование») [3]; Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику») [4]; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [5]].

На рубеже XX и XXI веков в России создано несколько авторских концепций гражданско-правового образования детей и подростков, которые предусматривают различные подходы к организации образовательного пространства и предполагают профессиональную готовность тьюторов, педагогов, учителей к реализации существующих моделей гражданско-правового образования. В концепциях, составляющих предметно-тематическую модель гражданско-правового образования (Н.И. Элиасберг, Л.Н. Боголюбов и другие) содержательное и инструментальное значение отводится учебным предметам «Обществознание», «Право», «Этика». Межпредметная модель гражданско -правового образования предполагает включение соответствующих содержательных модулей во все предметы гуманитарного цикла. Институциональная модель подразумевает реализацию гражданско-правового образования путем создания системы школьного самоуправления и расширения общественных и культурных связей с микрорайоном («Школа самоопределения» (Москва), Школа «Универс» (Красноярск)) [6]. Несмотря на некоторый опыт апробации и внедрения перечисленных подходов, в современной массовой практике школ Российской Федерации преобладает предметно-тематическая модель реализации гражданско-правового образования. При этом особая роль для освоения школьниками гражданско-правовых знаний, патриотических ценностей, развития гражданских и правовых компетенций отводится триаде учебных предметов - история, обществознание, право. Это те области знаний, освоение которых позволяет подготовить выпускников школы к самостоятельным ответам на важные, экзистенциальные вопросы: Какова роль человека в мире? Смысл бытия? Что есть добро и зло? Каковы цена и ценность жизни? Что дает свобода? Ценность и специфика гражданско-правового образования заключается в том, что оно дает возможность видеть адекватную картину мира, руководствоваться собственной системой ценностей в поведении, построении жизненной траектории. Иными словами, обеспечить выпускнику школы свободу в мыслях и действиях при осознании обязательных категорий «могу», «надо», «должен».

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°

Анализ состояния современной исторической, обществоведческой и правовой подготовки в школах Российской Федерации и Республики Башкортостан позволил выявить ряд противоречий между:

- усилением внимания со стороны государства и общества к гражданско -правовому образованию и патриотическому воспитанию подрастающего поколения; формированию гражданской идентичности и недостаточным уровнем проработанности вопроса подготовки педагогических кадров к решению данных задач;

- развивающе-воспитательными возможностями обществоведческого и правового образования в плане подготовки учащихся к успешному решению задач повседневной социальной практики и отсутствием системности и инте-гративности в процессе преподавания истории, обществознания и права в реализации социальной функции данных учебных предметов;

- изменением требований ФГОС общего образования к результатам исторической, обществоведческой и правовой подготовки выпускника (в частности, вниманием к развитию личностных и гражданских качеств выпускника) и недостаточностью научно-методического сопровождения программ подготовки учителей обществознания и права, повышения квалификации учителей -предметников по реализации новых подходов к преподаванию предметов в условиях перехода на ФГОС [7].

Выявленные противоречия позволяют говорить об очевидности проблем, связанных с модернизацией системы подготовки педагогических кадров к решению задач гражданско-правового образования и патриотического воспитания молодежи, ориентированной на потребности и запросы и современного общества, и государства, отражающей требования ФГОС высшего профессионального образования и профессионального стандарта педагога. Возникают новые профессиональные задачи, связанные с подготовкой будущего педагога к реализации требований ФГОС общего образования, касающихся преподавания учебных предметов «История» и «Обществознание»; с изменением в ФГОС среднего общего образования места и роли учебного предмета «Право» [8]; с развитием гражданской идентичности и других функций гражданско-правового образования в процессе социализации подростка и формирования гражданских и правовых компетенций. Очевидно, что содержание такой подготовки не может сводиться к получению лишь академической системы знаний и умений.

Сравнительный анализ зарубежного опыта реализации гражданско -правового образования в школах, в частности в Германии, Австрии, Финляндии, США, включая системы подготовки педагогических кадров в этих стра-

42

прослемы современной психологии и пеапгогики

нах, показывает, что эффективная реализация ценностно-мировоззренческой функции образования невозможна без специальной профессиональной подготовки и непрерывной информационно-методической поддержки учителя.

Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к подготовке выпускника (портреты выпускника основной школы и среднего общего образования), к освоению содержания учебных предметов «Обществознание» и «Право», а также анализ трудностей, с которыми сталкивается практикующий учитель в преподавании данных предметов (в условиях перехода на новые стандарты), выявил некоторые препятствия реализации развивающих возможностей гражданско-правового образования подростков и молодежи. Прежде всего, это отсутствие у практикующих учителей, обучившихся по образовательным программам специали-тета (ГОС ВПО 2000 и 2005 гг.), необходимого уровня теоретической и методической подготовки для преподавания предметов «Обществознание» и «Право». Так, ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17.01.2011 №46), предполагающий возможность моделирования содержания основной образовательной программы и выбора студентом индивидуальной образовательной траектории, позволяет организовать профессиональную подготовку педагога в области гражданско-правового образования на должном теоретическом и методическом уровне, в соответствии с запросом современной школы и требований ФГОС общего образования по программам бакалавриата и магистратуры.

Например, профильная теоретическая подготовка студентов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Обществознание» (кафедра права и обществознания БГПУ имени М. Акмуллы) требует наполнения профессионального цикла дисциплин с учетом содержания обществоведческого образования в школе. Дисциплины вариативной части профессионального цикла соответствуют основному содержанию учебного предмета «Обществознание» и сгруппированы в модули «Философия», «Социология», «Политология», «Экономика», «Право» по базовым областям научного знания, составляющим данный курс. Дисциплины по выбору большей частью - юридические дисциплины и спецкурсы по методике обучения обществознанию; это позволяет усилить правовую подготовку выпускников, являющуюся одной из составляющих гражданско-правового образования в целом, а также сочетать принципы фундаментальности и практикоориентирован-ности в профессиональной подготовке. Особое значение в процессе подготовки имеет разработка программ повышения квалификации и дополнительного образования для учителей-практиков, а также организации научно-методических семинаров и конференций, формирующих у педагога способность к выстраиванию про-

43

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°

фессионально-личностной траектории на основе современных знаний об обществе и тенденциях его развития.

Другой проблемой гражданско-правового образования современных школьников является то, что проверка качества освоения обучающимися содержания учебных программ по обществознанию (и истории) сводится к стандартизированной процедуре ЕГЭ. За ее рамками остаются воспитательные и развивающие результаты, степень усвоения предмета. Как следствие - недостаточное внимание учителя к личностным результатам усвоения предмета обучающимися; к влиянию предмета на социализацию в подростковом и юношеском возрасте; к ценностному значению обществоведческого образования для подготовки выпускника к жизни. В результате - упущены развивающие и воспитательные возможности предмета, а это - общегуманитарная подготовка выпускника: умение самостоятельно мыслить, анализировать общественные явления и события, находить им теоретические объяснения, рефлексировать собственный социальный опыт, выстраивать стратегию своего поведения. В ФГОС общего образования решение задач личностного развития обучающихся, достижения личностных и метапредметных результатов предполагает выход за рамки предметной области в область реализации сквозных программ, в частности Программы развития универсальных учебных действий (УУД) и Программы воспитания и социализации [9]. Учитель должен уметь прилагать воспитательный и развивающий потенциал преподаваемого учебного предмета (истории, обществознания, права) для достижения планируемых результатов реализации каждой программы. Значительная часть требований к реализации программ связана с задачами гражданско-правового образования подрастающего поколения:

- формирование личностных ценностно-смысловых установок и различных учебных действий (Программа развития УУД);

- принятие обучающимися базовых национальных ценностей российского общества;

- осознание ответственности за настоящее и будущее своей страны;

- освоение социального опыта (основные социальные роли, соответствующие ведущей деятельности данного возраста; нормы и правила общественного поведения);

- формирование готовности обучающихся к выбору направления профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями, а также потребностями рынка труда (Программа воспитания и социализации).

Наше исследование показало: трудности, существующие в современной практике гражданско-правового образования, связаны с недостаточной соответст-

44

прослемы современной психологии и пеапгогики

вующей компетентностью педагога, что следует учитывать при проектировании компетентностной модели выпускников педвуза. В частности, реализация основных образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование», профили «Обществознание», «Право» предусматривает общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а также специальные компетенции, усиливающие профильную подготовку (с учетом конкретной предметной области и рекомендаций работодателей). При проектировании содержания специальных профессиональных компетенций целесообразно соблюдать преемственность требований ФГОС общего и высшего профессионального образования. В таком случае модель подготовки выпускника может включать следующие специальные профессиональные компетенции:

- объяснять (интерпретировать) и прогнозировать социально-экономические, политические, культурные явления и процессы, происходящие в России и за рубежом в опоре на знания философии, социологии, политологии, экономики, юриспруденции и социальной психологии;

- находить в различных источниках и критически анализировать обществоведческую информацию (научную, учебную, учебно-методическую, справочную, нормативно-правовую);

- планировать и осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями к результатам обществоведческого и правового образования (личностным, метапредметным и предметным);

- использовать соответствующие технологии организации работы обучающихся с учебной информацией обществоведческого содержания (анализ и обобщение фактов общественной жизни; обработка правовой информации; интерпретация и представление данных в графиках, диаграммах, таблицах; составление конспектов, кластеров и т. д.);

- организовывать проектную деятельность обучающихся по обществознанию; осуществлять тьюторскую функцию при выполнении индивидуальных и групповых проектов по предмету; способствовать социально-значимым инициативам обучающихся;

- обеспечивать процессы социализации и профессионального самоопределения обучающихся средствами обществоведческого образования.

Педагогические условия формирования компетенций у студентов обществоведческого и правового профилей (направление «Педагогическое образование»; согласно компетентностной модели ООП) включают: обеспечение междисциплинарного подхода к организации учебного процесса и развитие предусмотренных основной образовательной программой компетенций на трех уровнях - общекультурном, профессиональном и специальном профес-

45

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°

сиональном [10]; использование диалоговых и конструктивных форм организации учебного процесса; усиление гражданско-правовой подготовки студентов с помощью системы практик; работу экспериментальных площадок и студенческих проектов; выстраивание индивидуальных образовательных траекторий формирования профессиональных компетенций в области обществоведческого, правового образования с учетом интересов и познавательных возможностей обучающихся.

Формирование специальных профессиональных компетенций осуществляется путем поэтапного освоения содержания дисциплин профессионального цикла и программ практик. При этом логика освоения содержания педагогического образования выстраивается «по линии конкретизации учебного материала» и предполагает переход от усвоения общетеоретического материала к «конкретно-методическому» [11]. Проектирование процесса формирования специальных профессиональных компетенций предусматривает:

1. Определение состава разделов и учебных тем по каждой дисциплине, изучение которых необходимо для формирования специальных компетенций (в нашем примере - в области обществоведческого и правового образования) - по каждому пункту содержания компонентов компетенции уточняется, в рамках изучения какой дисциплины и учебной темы будут освоены соответствующие знания, какие формы учебных занятий наиболее эффективны для их освоения.

2. Выстраивание последовательности изучаемых модулей и дисциплин, отражающей логику приращения знаний и опыта применения в области гражданско-правового образования.

3. Сочетание различных форм и видов теоретической и практической подготовки с помощью системы проектных заданий по дисциплинам; прохождение учебной и производственной практик; погружение в социокультурную среду для комплексного развития общекультурных, профессиональных и специальных профессиональных компетенций в области гражданско-правового образования.

В таблице 1 представлена последовательность изучения дисциплин и освоения программ практик, составляющих универсальный, специальный и вариативный учебные модули программы формирования специальных профессиональных компетенций в области обществоведческого образования.

прослемы современной психологии и пеапгогики

Таблица 1

Последовательность освоения специальных профессиональных компетенций в области обществоведческого образования

Учебные модули Время (семестры)

бакалавриат

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Универсальный учебный модуль

История Х Х

Модуль «Педагогика» Х Х Х Х

Практикум по решению профессиональных задач Х

Модуль «Психология» Х Х Х Х

Специальный учебный модуль

Модуль «Философия» Х Х Х

Модуль «Социология» Х Х Х

Модуль «Политология» Х Х Х

Модуль «Экономика» Х Х Х Х

Модуль «Право» Х Х Х Х Х

Модуль «Методика обучения обществознанию и праву» Х Х Х

Учебная практика Х Х Х

Производственная практика Х Х Х

Вариативный учебный модуль

Дисциплины по выбору правового содержания Х Х Х

Проектная деятельность Х

Формирование УУД в обучении обществозна-нию и праву Х

Компетентностная модель подготовки заданных профилей «Обществозна-ние» и «Право» позволяет проектировать варианты междисциплинарных модулей и индивидуальные траектории освоения компетенций; разрабатывать универсальный диагностический инструментарий для анализа, оценки и коррекции процесса формирования специальных профессиональных компетенций будущих педагогов.

Таким образом, подготовка педагога к задаче реализации развивающего потенциала обществоведческого и правового образования (его ценностно-мировоззренческой функции, согласно существующей предметно-тематической модели) должна быть целенаправленной, системной и интегративной, соответст-

пелпгогичесний журнал Башкортостана м 6(55). 2014 ввэээвв

вовать потребностям общества, государства, что отражено в требованиях к общим и предметным результатам освоения программ общего образования.

1. Асадуллин, Р.М. Еще раз о модернизации педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. №6 (49).2013. - С.7-12.

2. Справочная информация: «Перечень ежегодных посланий и бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL : http://www.consultant.ru/search.

3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», гл IV, п.69, 70 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/search.

4. 4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. -URL : http://www.consultant.ru/search.

5. Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/search/

6. Болотина, Т.В. Гражданин «на пятерку» // Первое сентября. - 2005. - №7. [Электронный ресурс]. - URL : http://upr.1september.ru/2005/07/8.htm

7. Шамигулова, О.А. Обществоведческое образование в условиях перехода на ФГОС ОО: современное состояние и перспективы развития// Педагогический журнал Башкортостана. № 3 - 4 (46-47). 2013. - С.55-60

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. - URL : 1пПр://минобрнауки.рф/документы.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. - URL : 1пМр://минобрнауки.рф/документы.

10. Гаязов, А.С. Теория подготовки полифункционального специалиста [Текст] / А.С. Гаязов, Г.Т. Обыденнова, Т.Д. Шабанова, В.Ф. Бахтиярова, А.Т. Арасланова, Т.В. Набиева, О.А. Шамигулова, И.Н. Нестерова [и др.]. - Уфа : Сер.Высшее профессиональное образование, 2011. - 124с.

11. Асадуллин, Р.М. Реконструкция педагогического образования: соединение фундаментального и прикладного знания//Педагогический журнал Башкортостана. №2(51).2014. - С.7-12.

12. Янгирова, В.М. К вопросу о подготовке бакалавров педагогики к диагностике и развитию младшего школьника в свете реализации требований ФГОС // Педагогический журнал Башкортостана. №6(37). 2011. - С. 106-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.