Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕПОДАВАЕМОГО ПРЕДМЕТА'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕПОДАВАЕМОГО ПРЕДМЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / META-SUBJECT SKILLS / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ / SOCIAL SCIENCE TEACHER TRAINING / КАЧЕСТВО ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS AND QUALITY SUBJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамигулова Оксана Алексеевна

Статья посвящена проектированию вариативной части основной образовательной программы высшего образования по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» с учетом концептуальных положений ФГОС высшего образования и ФГОС общего образования, в частности в области достижений метапредметных результатов. Ключевое положение - о метапредметности как одном из важнейших итоговых результатов современного образовательного процесса. Достижение данного результата во многом определяется готовностью учителя к реализации развивающего потенциала конкретной предметной области: на этапе подготовки в педагогическом вузе это скоординированность дирекции основной образовательной программы, работодателя, руководителей практик, педагогов-наставников. Предложения могут быть использованы при разработке и реализации вариативной части основной образовательной программы по профилизации подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамигулова Оксана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER TO FORMATION METASUBJECT SKILLS LEARNING TOOLS TO TEACH SUBJECTS

The article is devoted to the design of the variable part of the basic educational programs of higher education towards a bachelor degree 'Teacher education' based on concepts of the GEF higher education and general education of the GEF, in particular in the field of achievements metasubject results. A key provision - about metasubject as an essential outcomes of modern educational process. Achieving this outcome is largely determined by the willingness of the teacher to realization of the potential of developing a specific subject area: in preparation in pedagogical high school is coordinated management of basic educational program, the employer, supervisors, teachers, mentors. Proposals may be used in the development and implementation of the variable part of the basic educational program for profiling training.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕПОДАВАЕМОГО ПРЕДМЕТА»

О.А. Шамигулова

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕПОДАВАЕМОГО ПРЕДМЕТА

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (грант - № 15-16-02012).

Ключевые слова: метапредметные умения, подготовка учителя обществознания, федеральные государственные образовательные стандарты, качество предметной подготовки

Аннотация: Статья посвящена проектированию вариативной части основной образовательной программы высшего образования по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» с учетом концептуальных положений ФГОС высшего образования и ФГОС общего образования, в частности в области достижений метапредметных результатов. Ключевое положение - о метапредметности как одном из важнейших итоговых результатов современного образовательного процесса. Достижение данного результата во многом определяется готовностью учителя к реализации развивающего потенциала конкретной предметной области: на этапе подготовки в педагогическом вузе это скоординированность дирекции основной образовательной программы, работодателя, руководителей практик, педагогов-наставников. Предложения могут быть использованы при разработке и реализации вариативной части основной образовательной программы по профилизации подготовки.

На современном этапе развития в любой сфере деятельности необходимы постоянные пересмотр, обновление и корректировка производственного процесса. Адекватное восприятие обновления, рефлексия имеющегося опыта, объективная оценка достигнутых результатов и самостоятельное выстраивание программы решения задач в личностной или профессиональной сферах требуют метапредметных умений и метамышления.

Метамышление - способность уточнить концепцию, осознать механизм собственного мышления, рефлексировать свои действия. Сформированность метапредметных умений позволяет адекватно оперировать приобретенными знаниями не только в условиях определенности, но и в условиях неопределенности; осваивать новые знания [1]. Сформированность метапредметных умений у выпускника школы - один из главных результатов образования, что требует специальной подготовленности учителя, понимания роли и специфики того или иного учебного предмета в достижении метапредметных результатов. Особого внимания заслуживает вопрос о ключевых ориентирах, методологии разработки и методики реализации вариативной части основной образовательной программы (в нашем случае -бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»). Нормативная основа проектирования целей и содержания подготовки - ФГОС ВО, профессиональный стандарт педагога и ФГОС общего образования. Нормативные требования дополняются при изучении состояния предметного образования, перспектив развития отдельного учебного предмета, а также пожеланий работодателя. Документом прямого действия для учителя, с правовой точки зрения, остается ФГОС общего образования; профессиональная обязанность учителя - выполнение требований стандарта [2]. О сложности ситуации в условиях развития независимой оценки качества образования свидетельствуют результаты ГИА школьников по предмету. Остановимся на важности изучения ФГОС общего образования в проектировании вариативной части основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Алгоритм предполагает анализ следующих факторов:

- методологические и концептуальные основы ФГОС [3];

- требования к результатам;

- образовательный потенциал учебного предмета в достижении обобщенного результата общего образования;

- требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы (далее - ООП);

- содержание (фундаментальное ядро содержания образования) [4].

ПРПНТИИП ОБРПЗОППНИП

В логике преемственности образовательных стандартов высшего образования и общего образования метапредметность является одним из важнейших итоговых результатов освоения программы общего образования. Метапредметные результаты формируются на всех трех ступенях общего образования (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и всех учебных предметах, обеспечивая обобщенный результат на выходе - портрет выпускника - будущего гражданина России. Таким образом, формирование метапредметных умений, позволяющих управлять своей деятельностью, и развитие универсальных учебных действий - первостепенная задача учителя, который должен не только сам обладать метамышлением, но и понимать значение преподаваемого предмета, его методические особенности для формирования и развития у обучающихся следующих метапредметных умений:

1) самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) конструктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, успешно разрешать конфликты;

3) владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, разрешения проблем; быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, использованию различных методов познания;

4) выполнять самостоятельную информационно-познавательную деятельность; ориентироваться в различных источниках информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее -ИКТ) при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач в соответствии с требованиями эргономики, техники безопасности, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) понимать назначение и функции различных социальных институтов;

7) самостоятельно, с учетом гражданских и нравственных ценностей, взвешивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;

8) владеть языковыми средствами - уметь логично и доходчиво излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владеть навыками познавательной рефлексии совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; осознавать границы знания / незнания [3].

Многоаспектность понятия «метапредметные умения» заключается в том, что они формируются в процессе обучения всем предметам; необходимы для дальнейшего успешного усвоения учебного материала и умения учиться; необходимы для социализации личности; имеют свою специфику формирования способов освоения содержания каждой конкретной области знаний.

На примере учебного предмета «Обществознание» можно видеть, что его универсальная, метапредметная роль в достижении результата общего образования, в частности на ступени основного общего образования, заключается в создании возможностей овладения обучающимися методами учебного познания, развития познавательной самостоятельности и способности к «самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников» [2] (это объясняется особенностями социально-гуманитарного знания в целом). Учебный предмет «Обществознание» призван формировать у обучающегося представления о человеке, его развитии, обществе, роли и месте человека в социуме, поведении людей в обществе, ценностях, социальных нормах, правах и обязанностях; способствовать осмыслению значимости социальных

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы s(co). sois aSàsSâs

событий и явлений как исторических, так и насущных. Главная проблема изучения историко-обществоведческих знаний - установление истинности знаний, суждений о фактах, явлениях, участниках событий, их поступках. Поэтому задача учителя - «вооружение» школьников научными способами познания; научение исследовать, мыслить самостоятельно, оценивать различные факты. Ученик должен овладеть методами познания социальных объектов окружающего мира и формирования целостных представлений об обществе и человеке. Один из таких методов - изучение источников: нормативно-правовых актов, исторических документов, текстов, материалов СМИ, плакатов, произведений искусства и других. Для организации работы обучающихся с источниками учитель должен быть специально подготовлен: иметь представление о способах и средствах изучения социально-гуманитарных наук, о многообразии источников и их значении в познании социальных событий и явлений; об отборе источников для изучения конкретных тем в соответствии с дидактическими и методическими требованиями учебного предмета; владеть методическими приемами организации познавательной деятельности обучающихся на основе работы с источниками в учебной и внеучебной деятельности; понимать механизм декомпозиции метапредметных результатов и использовать соответствующие приемы формирования конкретного результата - знаний и умений (табл. 1).

Таблица 1

Метапредметные результаты Формируемые знания и умения Приемы в обучении обществознанию Виды внеучебной работы по предмету, направленные на достижение мета-предметного результата

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Представления о видах источников информации Представления об особенностях социального познания Умение различать суждения и факты Умение извлекать необходимую информацию из текстовых, визуальных и др. источников Многоуровневый анализ документа Кластерный анализ текста Прием различения фактов и оценочных суждений Чтение с маркировкой «Толстые» и «тонкие» вопросы (и др.) Социальное проектирование Круглые столы Создание веб-квестов (и др.)

Анализ метапредметных результатов общего образования позволяет существенно пополнить набор профессиональных компетенций будущего учителя ; учесть при проектировании вариативной части ООП подготовки требования к результатам подготовки учителя ФГОС ВО (направление бакалавриата «Педагогическое образование») [5]; требования профессионального стандарта педагога [6] и требования к результатам общего образования, предполагающим решение учителем соответствующих профессиональных задач (табл. 2).

ПРПНТИИП ОСРПЗОППНИП

Таблица 2

Результаты сопоставительного анализа требований профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО, профессионального стандарта педагога (п. 3.2.3.) и требований ФГОС общего образования_

Трудовые действия, необходимые умения и знания по профессиональному стандарту педагога Профессиональные компетенции (ФГОС ВО) ФГОС общего образования (формулировка профессиональных задач учителя-предметника)

Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и вне-учебной деятельности (ПК-3) Формировать «гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, осознанно принимающего национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»

Формирование универсальных учебных действий Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами преподаваемого предмета (ПК-4) Обеспечивать достижение мета-предметных результатов средствами предмета

Умение разрабатывать и реализовы-вать проблемное обучение, обсуждать актуальные события современности Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами преподаваемого предмета (ПК-4) Реализовывать программу воспитания и социализации обучающихся

Проектирование вариативной части учебного плана в контексте компетентностного подхода предполагает отбор содержания на основе экспликации компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций и соответствующих действий. Наиболее последовательно основные направления перестройки образования в парадигме компетентностного подхода представлены в работах О.Е. Лебедева [7]: предполагается структурирование содержания в свете определенных проблем, отобранных по определенным основаниям (что и требует полной перестройки процесса обучения). В работах других авторов - Л.Н. Боголюбова и А.В. Хуторского - предложена иная точка зрения, в соответствии с которой обеспечение компетентностного подхода требует совершенствования содержания и усиления практико-ориентированности обучения. Реализация данной идеи на переходном этапе позволяет сохранить системность содержания подготовки учителя и его фундаментальность. При этом содержание вариативной части профессиональной подготовки необходимо соотносить с основными содержательными линиями школьного учебного предмета (фундаментальное ядро содержания общего образования) [3] и методическими особенностями его предъявления, с возможными линиями взаимосвязи предметного содержания и формируемых метапредментых умений.

Понятно, что процесс подготовки будущего учителя к формированию метапредметных умений у обучающихся затруднительно осуществить только в учебной аудитории, для этого требуется реальное производственное пространство: общение с опытными коллегами эффективно дополняет теоретические занятия [8]. Предусмотренные основной образовательной программой профессиональные компетенции и трудовые действия развиваются только в условиях, приближенных к реальной практике - они создаются на основе расширения форм взаимодействия с базовыми школами-филиалами, с помощью средств ситуционного обучения, путем формирования специальных дидактических материалов; все это позволяет моделировать различные фрагменты учебных и внеучебных ситуаций, транслировать и обсуждать уроки учителей в режиме реального времени, совместно определять степень готовности к реализации требовании ФГОС общего образования. При этом особое место в реализации ООП занимает сетевое взаимодействие «вуз - школа», которое включает не-

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп m s(60). sois asàssâs

сколько направлений, обеспечивающих подготовку педагогических кадров к реализации требований ФГОС общего образования, а также совершенствование мастерства учителей-практиков и преподавателей вуза (в том числе обратную связь со школьной жизнью). Перечислим необходимое для реализации ООП бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», профиль «Обществознание и профиль по выбору» (История, Право).

1. Научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС общего образования: научно-практические семинары, мастер-классы, консультационные площадки и круглые столы для учителей права и обществознания (День учителя обществознания и права в БГПУ имени М. Акмуллы). Несмотря на то, что качество обществоведческого образования фактически измеряется только результатами ЕГЭ, на данных встречах необходимо акцентировать внимание учителя на метапредметной функции курса.

2. Организационно-практическое направление на основе открытия базовых школ-филиалов:

- создание условий для включения студентов в профессиональную деятельность учителя обществознания и права;

- организация круглогодичной «Правовой школы» для обучающихся, в которой тьюторами и преподавателями являются студенты-магистранты и бакалавры;

- организация выездного правового десанта на базе филиалов кафедры совместно с представителями работодателя;

- организация тренингов и консультационных площадок для обучающихся в рамках проведения Всемирного дня правовой помощи детям и другие.

3. Тьюторское направление: освоение новых подходов для достижения метапредметных результатов, развития самостоятельности и инициативности школьников и студентов, обеспечения хорошего взаимодействия на уровне «студент - школьник» и «школьник - студент»; в том числе каникулярная очная школа «Олимпионик», дистанционные тематические олимпиады, конкурсы научно-исследовательских работ (руководители - студенты), например, ежегодный открытый конкурс эссе «Взгляд молодежи на изменчивый мир», объединяющий студентов и школьников, и другие.

При проектировании вариативной части ООП необходимо учитывать состояние практики преподаваемого предмета в массовой школе, что предполагает постоянный его мониторинг, определение ключевых проблем в работе учителя и готовность его к реализации ФГОС общего образования. В нашем примере - это взаимодействие с работодателем и практикующими учителями обществознания и права, ежегодные опросы и проведение круглых столов в рамках специально-организуемых мероприятий (конференций, семинаров) по актуальным вопросам гражданско-правового образования в школе. Индикатором состояния обществоведческого образования служат и ежегодные аналитические отчеты ФИПИ о результатах государственной итоговой аттестации обучающихся по обществознанию в основной и старшей школе, анализ работы республиканской предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Выявленные проблемы будут свидетельствовать о недостаточной готовности учителя к реализации новой функции оценки результатов; к выбору адекватных форм, методов, приемов и технологий достижения результата, в том числе - метапредметных результатов. Вероятные проблемы обусловлены разрывом между тем, чему учили в институте, и тем, что необходимо в практике реализации федеральных государственных стандартов общего образования.

Полагаем, что в данной ситуации именно педагогический вуз обладает необходимым потенциалом для перестройки модели подготовки будущего учителя и научно-методического сопровождения в реализации ФГОС общего образования действующему учителю, корректируя вектор его методического мышления. Отметим, что действующий учитель далеко не всегда понимает новые функции ФГОС общего образования; всю иерархию результатов, достижение которых должна обеспечить школа; роль конкретного учебно-

ПРПНТИИП ОСРПЗОППНИП

го предмета в формировании метапредметных умений обучающихся и так называемых УУД, в обеспечении главного результата. Сложность подготовки выпускника вуза в том, что далеко не каждый современный учитель способен выступить в роли и наставника, и методиста. Если выпускник педагогического вуза готовится к работе в соответствии с требованиями ФГОС ОО, то, перед учителем, работающим много лет, стоит более сложная задача - переосмысление своей деятельности, отказ от существующих стереотипов и выработанных механизмов деятельности, например, таких как оценивание устных ответов на «5» за четкость и выразительность речи, правильное воспроизведение текста, заученные определения, использование объяснительно-иллюстративного метода. Учителю необходимо осознать, что предметные результаты - всего лишь инструмент для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач; что решению как учебных, так и жизненных задач должны способствовать сформированные у школьника метапредметные умения.

Для действующих учителей, курирующих также прохождение педагогической практики, формой обсуждения и подготовки к реализации ФГОС общего образования являются интерактивные семинары, вебинары, тренинги и мастер-классы, проводимые в рамках ежегодных предметных конференций. При этом, в зависимости от формата мастер-класса, учитель примеряет на себя роль ученика и может проанализировать собственный результат сформированности конкретных УУД в завершении занятия; либо остается в роли учителя и проводит самоанализ сформированности профессиональных умений. Эффективны интегрированные (бинарные обучающие мастер-классы), когда сначала учителю предлагается побывать в роли ученика и выполнить соответствующие задания, а затем, на основе осмысления собственного результата, самостоятельно выстроить алгоритм поэтапного формирования УУД или спроектировать фрагмент учебного занятия, применив соответствующие приемы формирования УУД. Тематическими направлениями таких занятий с учителями могут быть: составление технологической карты урока; составление карты оценки учебных достижений, в частности метапредметных результатов; проектирование процесса формирования УУД средствами учебного предмета; освоение технологии достижения планируемых результатов; разработка и применение оценочных средств по освоению предмета; создание тематических обучающих кейсов, тематических веб-квестов, направленных на развитие метапредметных результатов.

Резюмируя изложенное, отметим, что выход на работодателя, системное взаимодействие с учителями базовых школ филиалов, обеспечение практикоориентированного образования и развитие метамышления в условиях, приближенных к реальной профессиональной практике, - должны стать неотъемлемой частью реализации ООП. Но, необходимо учитывать и рассмотренные риски, постоянно расширяя и адаптируя формы взаимодействия. При этом алгоритм планирования и организации взаимодействия может иметь следующую структуру.

• Анализ нормативных и программных документов, регламентирующих преподавание предмета.

• Анализ существующих в практике учителя трудностей в реализации инструктивных положений по внедрению ФГОС общего образования.

• Выбор формата научно-методического сопровождения реализации ФГОС общего образования (тематические конференции, круглые столы, вебинары, интерактивные проекты, тренинги, мастер-классы).

• Задействование механизма сбора и анализа лучшего педагогического опыта в преподавании предмета (сотрудничество с инновационными школами, анализ ППО; разработка авторских мастер-классов).

• Презентация дидактических материалов и лучших образовательных продуктов для учителя-практика.

• Организация системы обратной связи.

пеппгогичесний журнпл епшнортостпнп н 5(&о), aois aSasSäs

1. Кашапов, М.М. Надситуативность мышления как основа развития творческой деятельности педагога // Ананьев-ские чтения 2012 : Психология образования в современном мире : материалы науч. конф. 2012.

2. Янгирова, В.М. Образовательный стандарт как педагогическая проблема // Психолого-педагогические проблемы введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения: Материалы Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием. Министерство образования и науки РФ, БГПУ им. М. Акмуллы. 2010. С.12-19.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Ми-нобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. - URL : ИИр://минобрнауки.рф/документы.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4- изд., дораб. М : Просвещение, 2011. С.- 28.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 46 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2011 N 20228). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.

6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). -[Электронный ресурс]. - URL : http://base.consultant.ru.

7. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - №5. С.3-10.

8. Асадуллин, Р.М. Сетевое взаимодействие вузов: опыт региона // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 2 (57). С. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.