Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NETWORKING COOPERATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / VOCATIONAL PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Ольга Борисовна, Дорожкин Евгений Михайлович, Сикорская Галина Петровна

В статье описываются новые подходы к формированию сетевого взаимодействия учреждений профессионально-педагогического образования. Рассматриваются проблемы оптимизации, повышения качества и имиджа профессионально-педагогического образования, поиска путей создания единого научно-образовательного пространства этого вида профессионального образования в новой парадигме образования. В качестве одного из продуктивных механизмов реализации данных задач авторы усматривают устойчивое сетевое взаимодействие образовательных учреждений, ведущих подготовку педагогов и мастеров профессионального обучения, с научными и производственными коллективами, бизнес-сообществом, социумом и другими хозяйствующими территориальными субъектами, заинтересованными во взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT NETWORKING OF INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL TEACHER EDUCATION

This article describes the development of new approaches to networking facilities Vocational Teacher Education. The problems of optimization, to improve the quality and image of vocational teacher education-finding ways to create a single scientific and educational space of this kind of vocational training in the new paradigm of education. As one of the productive mechanisms for implementing these tasks authors see sustainable networking of educational institutions, leading the preparation of teachers and masters of vocational training, with scientific and industrial groups, the business community, society and other economic territorial entities that are interested in the interaction.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

О.Б. Акимова, Е.М. Дорожкин, Г.П. Сикорская КОНЦЕПЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, организации профессионально-педагогического образования, профессионально-педагогическое образование

Аннотация: В статье описываются новые подходы к формированию сетевого взаимодействия учреждений профессионально-педагогического образования. Рассматриваются проблемы оптимизации, повышения качества и имиджа профессионально-педагогического образования, поиска путей создания единого научно-образовательного пространства этого вида профессионального образования в новой парадигме образования. В качестве одного из продуктивных механизмов реализации данных задач авторы усматривают устойчивое сетевое взаимодействие образовательных учреждений, ведущих подготовку педагогов и мастеров профессионального обучения, с научными и производственными коллективами, бизнес-сообществом, социумом и другими хозяйствующими территориальными субъектами, заинтересованными во взаимодействии.

Ориентация Российского образования на компетентностную парадигму развития предъявляет новые требования к образовательной деятельности в различных аспектах, которые закреплены в Законе об образовании в РФ, федеральных государственных образовательных стандартах и регулируются нормативно-правовыми инструментами. Одновременно с этим открываются новые возможности для всех субъектов образования, которые отражают изменившиеся социально -экономические условия развития общества; возрастающий поток информации в образовательном пространстве; /Т-технологии, внедряемые в образовательный процесс и в управление образовательными системами. Важным фактором формирования единого образовательного пространства России является закрепленная в новой, 2014 года редакции Федерального Закона об образовании в РФ возможность выбора индивидуальной траектории обучения с использованием ресурсов образовательного пространства с помощью сетевых форм реализации образовательных программ. Именно сетевые формы дают возможность обучающимся на любой ступени обучения и на любом уровне использовать ресурсы нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных. Концепция же ООН «Образование через всю жизнь», закрепленная в Федеральном Законе об образовании в РФ, позволяет включаться в процесс получения или повышения образовательного статуса в любом возрасте. Приведенные выше некоторые новые возможности образования значительно расширяют образовательные ресурсы обучающихся [5, гл. 2, ст. 16].

прослемы современной психологии и пеапгогики

В то же время новая парадигма Российского образования и следование принципам Болонского процесса вносят определенные коррективы во взаимодействие образовательного сообщества и сообщества работодателей: разработанная «Национальная рамка квалификаций России» (НРК) должна стать инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования, что принципиально важно для профессионального (в том числе профессионально-педагогического) образования. В НРК так же, как и в реально действующей с конца прошлого века Европейской рамке квалификаций, включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний. Они раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широту полномочий и ответственности, сложность и наукоемкость деятельности. НРК является основой разработки Национальной системы квалификаций, куда входят профессиональные стандарты, отраслевые рамки квалификаций, национальная система оценки результатов образования и сертификации для обеспечения признания квалификаций на национальном и международном уровнях [6]. Результаты образовательной деятельности должны соответствовать тому, что задается НРК и профессиональными стандартами. Таким образом, ком-петентностая парадигма российского образования приводит в соответствие образовательные и профессиональные стандарты, квалификацию и компетенцию и, в целом, усиливает ответственность за результаты образовательного сообщества и сообщества работодателей, сближая их интересы в улучшении качества образования [3, 34-35]. Следует признать, что обе стороны данного процесса пребывают в поиске путей удовлетворения потребностей в качественном образовании, развития основного ресурса общества - хорошо обученного, стратегически ориентированного на поступательное развитие, адаптирующегося к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни активного молодого населения страны. Однако в российской системе образования имеются как общие проблемы в решении поставленных задач, так и частные, связанные с особенностями отрасли, уровня или вида профессионального образования. Научно-педагогическому сообществу, связанному с профессиональным образованием, предстоит осмыслить эти новые явления и реализовать соответствующие решения в своей педагогической деятельности.

Нами рассматриваются проблемы оптимизации, повышения качества и имиджа профессионально-педагогического образования, поиска путей создания единого научно-образовательного пространства этого вида профессионального образования в новой парадигме образования. Одним из продуктивных механизмов реализации этих задач видим в устойчивом сетевом взаимодействии между образовательными учреждениями, ведущими подготовку педагогов и мастеров профессионального обучения, научными и производственными коллективами, бизнес-

25

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°

сообществом, социумом, другими хозяйствующими территориальными субъектами, заинтересованными во взаимодействии. Такое взаимодействие предполагает генерацию инновационной среды для науки и бизнеса, повышение качества подготовки и переподготовки профессионально-педагогических кадров, позитивно скажется на качестве профессионального обучения (для которого и осуществляется профессиональная подготовка педагогов и мастеров профессионального обучения с целью приобретения лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программнымии и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессиям рабочего или должности служащего без изменения уровня образования) [5, гл. 9, ст.73, 74].

В рамках статьи остановимся на задачах, требующих особого внимания и решаемых с помощью сетевого взаимодействия всех заинтересованных субъектов процесса. К таковым мы, например, относим широкий спектр профилей направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям», включающего 18 отраслей (табл.1), для которых необходимо подготовить профессионально-педагогические кадры.

Таблица 1

Перечень профилей направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» Наименование профиля Федеральногогосударственного образовательного стандарта третьего поколения

Сельское хозяйство Металлургия

Машиностроение и металлообработка Энергетика

Электроника, радиотехника, связь

Строительство

Транспорт

Добыча и переработка полезных ископаемых Производство продовольственных продуктов Производство потребительских товаров Химическое производство Экономика и управление Сервис

Декоративно-прикладное искусство и дизайн Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Правоведение и правоохранительная деятельность Полиграфия

Информатика и вычислительная техника

прослемы современной психологии и пеапгогики

Данный перечень, далеко не полный уже сегодня, будет дополняться и изменяться с развитием экономики, появлением новых рабочих профессий и служебных должностей, что повлечет расширение спектра образовательных программ и профессиональных стандартов, с учетом региональной специализации хозяйственной деятельности. Все это отразится на содержании подготовки педагогов и мастеров профессионального обучения, образовательных и профессиональных стандартов, нормативно-правовой базы и учебно-методического сопровождения.

С проблемой связано также многообразие типов учреждений и организаций, осуществляющих профессиональное обучение. Сюда относятся не только профессиональные лицеи, училища, колледжи, но и учебные центры профессиональной квалификации, производство, инфраструктурные учреждения и организации. Причем учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц или в качестве структурных подразделений юридических лиц. Специфика профессиональной деятельности в таких условиях должна быть отражена в подготовке педагогов и мастеров профессионального обучения. Устойчивое сетевое взаимодействие разного типа образовательных структур позволит более качественно и адекватно решать возникающие образовательные и управленческие проблемы.

В утвержденных Федеральным законом об образовании в РФ (редакция 2014 года) уровнях профессионального образования отсутствует начальное профессиональное образование, для которого в основном и велась подготовка профессионально-педагогических кадров. Этот уровень профессионального образования трансформирован в среднее профессиональное образование, за которым законодательно закреплена подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем отраслям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также для удовлетворения личности в углублении и расширении образования. Таким образом, профессионально-педагогическому образованию предстоит освоить новые образовательно-педагогические функции, связанные с обучением будущих рабочих или служащих и в рамках среднего профессионального образования, в том числе новую психолого-педагогическую составляющую подготовки педагогов и мастеров профессионального обучения, ориентированной на различные возрастные группы обучающихся. Сетевое взаимодействие учреждений профессионально-педагогического образования и профессионального обучения позволит объединять ресурсы для решения проблем, связанных с указанной особенностью обучающихся. Полагаем также, что предпрофильное и профильное обучение на уровне основного общего и среднего общего образования в обозримом будущем

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 5§§аэ®°

станут массовыми и понадобятся педагоги и мастера профессионального обучения (и соответствующая профессиональная подготовка).

Одним из возможных путей решения задачи повышения качества профессионально-педагогического образования и учета его специфики как самостоятельной отрасли профессионального образования является, как упоминалось выше, сетевое взаимодействие образовательных организаций, науки, бизнеса, производства, управленческих структур, которые смогут совместно и оптимально влиять на все аспекты развития системы профессионально-педагогического образования: учитывать его особенности и целевую направленность, территориальную специфику производства и инфраструктурных составляющих пространства, на котором происходит это взаимодействие. Отметим, что понятие «сетевое взаимодействие» (и практика его применения в разных видах деятельности, в том числе и в индивидуальных коммуникациях) достаточно известно: многофункциональные социальные сети интернет-сообщества, сетевые торговые, транспортные организации и предприятия и т. д.; в образовании также имеется опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций. Исследователь данного социального феномена М.М. Чучкевич, давший определение сетевой организации и описавший ее основные характеристики, считает, что сеть строится на индивидуальном прогрессе каждого ее субъекта, не достижимом за ее пределами. Взаимодействие возникает непосредственно по направлениям необходимого сотрудничества, а возникающие связи носят добровольный характер (соперничество, если и имело место, постепенно сменяется сотрудничеством). К важным составляющим сетевого взаимодействия автор относит феномен рычага, который, по его мнению, обеспечивает эффективность системы взаимодействия. Он выделяет такие рычаги, как статусный, информационный, коммуникационный, ресурсный [7, 24-32].

Приведем некоторые примеры сетевого взаимодействия в конкретных образовательных учреждениях и сообществах субъектов профессионального, профессионально-педагогического и общего образования, решавших различные проблемы профессионального обучения. К продуктивному, устойчивому учебно-методическому сетевому взаимодействию можно отнести работу учебно-методического объединения профессионально-педагогического образования (УМО по ППО), которое включает более двухсот образовательных организаций России, в том числе сто тридцать пять вузов и около девяноста колледжей. В него входят профильные профессионально-педагогические образовательные учреждения высшего и среднего профессионально-педагогического образования, а также учреждения иного профиля, в том числе педагогические, технические, гуманитарные вузы и колледжи, реализующих образовательные программы подготовки педагогов и / или мастеров профессионального обучения. УМО по ППО и его струк-

28

прослемы современной психологии и пеапгогики

турные единицы - научно-методические советы (НМС УМО по ППО) - под руководством ведущего вуза, открытого в 1979 году как инженерно-педагогический институт, а в настоящее время - Российский государственный профессионально-педагогический университет, разрабатывали теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования, участвовали (и продолжают играть ведущую роль) в разработке содержания государственных образовательных стандартах и нормативно-правовой базы данного направления профессионального образования. В процессе этой работы использовалось понятие «профессионально-педагогическое образование», введенное в научный оборот академиком РАО Г.М. Романцевым в начале 1990-х годов. Представительство на пленумах УМО по ППО преподавателей вузов, колледжей, профессиональных училищ, ученых, работодателей из разных регионов России; дискуссии, обсуждения различных аспектов подготовки профессионально-педагогических кадров; проблемы профессионального обучения; становление профессионально-педагогического образования как самостоятельной отрасли профессионального образования свидетельствуют об эффективности сетевого взаимодействия в научно-методическом плане. Некоторые итоги этого взаимодействия отражены в монографии «Уровне-вое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации» [4].

Рассмотрим еще один пример продуктивного инновационного сетевого взаимодействия Уральского Федерального университета по созданию консорциума. Цель данного проекта заключалась в поиске и разработке алгоритма взаимодействия с потенциальными работодателями путем участия в образовательной программе подготовки кадров различного уровня для строительной индустрии Свердловской области. В сетевое взаимодействие были включены несколько министерств Свердловской области, Союз предприятий строительной индустрии, акционерные общества строительного профиля, научные учреждения, несколько университетов, колледжей, строительных лицеев, зарубежные университеты. В результате взаимодействия образования, науки и производства было разработано новое содержание учебных программ для начального, среднего и высшего профессионального образования строительного профиля, модульные программы профессионального бакалавриата и магистратуры; а также механизм модульного обучения для системы непрерывного образования. К результатам такого сетевого взаимодействия можно отнести проведенную диагностику ситуации в сфере строительства Свердловской области, выбор модели региональной схемы подготовки кадров для строительства на всех уровнях профессионального образования, определены ключевые профессии в данной сфере; установилось взаимопонима-

пелпгогичесний журнал Башкортостана м 6(55). яо14 §Жаэ®д

ние всех субъектов в сфере строительства - работодателей, организаций образования, органов государственного и муниципального управления [3, 36].

Сетевое устойчивое взаимодействие между школами и предприятиями одного из Управленческих округов Свердловской области с металлургической и машиностроительными производствами недостаточно развитой инфраструктурой описан С.А. Майоровой, преподавателем Сергинского профессионального лицея (поселок Верхние Серьги, Свердловская область). В профессиональном лицее, совместно со специалистами предприятий Управленческого округа, разработан инновационный проект «Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных и уникальных производств предприятий машиностроительного и металлургического профиля Западного Управленческого округа Свердловской области, осуществляющих технико-технологическое перевооружение». В результате совместной деятельности лицея и ведущих предприятий были выявлены вакансии рабочих мест не только в сфере металлургии и машиностроения, но и в сельском хозяйстве и в обслуживающих отраслях хозяйства. Был составлен проект создания мобильной образовательной среды на базе лицея, который впоследствии получил статус образовательного ресурсного центра. Ресурсный центр начал работать с местными школами в рамках предпрофильного и профильного образования; были разработаны соответствующие учебные курсы и программа практики на предприятиях. Таким образом, созданное устойчивое сетевое взаимодействие учреждений образования, предприятий и организаций Западного Управленческого округа позволило мобилизовать профориентацию и профессиональную подготовку на рабочие специальности, в которых заинтересован Западный Управленческий округ [2, 446].

На Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» 2012 года был представлен успешно реализуемый на территории Уральского Федерального округа опыт развития сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений всех уровней российского образования. Участниками взаимодействия (учреждения общего и профессионального образования, факультеты повышения квалификации, центры дополнительного образования, научные организации и органы управления образованием) был разработан граф процесса реализации инноваций для управления процессами самоорганизации образовательных систем учреждений в условиях сетевого взаимодействия; также было разработано и апробировано научно-сервисное сопровождение инновационной деятельности субъектов сети. Устойчивость сети подтвердила верность развития ее как виртуальной организации, использующей «облачную» стратегию. Научный и практический интерес представляет форма защиты интеллектуальной собственности чле-

30

прослемы современной психологии и пеапгогики

нов сети, заключающаяся в четком распределении уровней доступа к информационным потокам, циркулирующим в многослойном информационном пространстве, и создании инфосреды инновационных проектов [1, 17].

Приведенные примеры свидетельствуют о разнообразии видов, уровней и способов взаимодействия субъектов образовательной деятельности, которые определяются исходя из поставленных целей взаимодействия, наличных внешних и внутренних ресурсов, имеющейся нормативно-правовой базы. Процессы достижения общих стратегических целей в любом образовательном секторе и решение проблем локального, регионального или отраслевого статуса не только образовательного содержания (но и научных, учебно-методических, управленческих, маркетинговых) в целом носят синергетический характер, проявляясь как эмерджент-ность системы; при этом качество системы повышается, а связи становятся более устойчивыми.

Исходя из решаемых задач, Федерального Закона об образовании (редакция 2014 г.), Федеральных государственных образовательных стандартов по профессионально-педагогическому образованию, Национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов, определены направления и принципы сетевого взаимодействия, разработана сетевая модель подготовки профессионально-педагогических кадров. Данная модель характеризуется уровнями, направлениями, формами, методами, технологиями взаимодействия и механизмами реализации в формирующемся профессионально-педагогическом пространстве. При разработке учитывались многослойность явлений в профессионально-педагогическом пространстве и этапы построения; проектировался диагностический материал эффективности сетевого взаимодействия и выявлялись риски взаимодействия.

Приведем характеристику модели, приняв за основу ее «облачное» конструирование.

Возможные уровни взаимодействия: точечный, локальный, региональный, межрегиональный (с российскими регионами), межрегиональный (с зарубежными профессионально-педагогическими системами).

Возможные формы взаимодействия: линейная, включающая образовательные учреждения близкие по профилю и содержанию образовательных программ (школа - школа, колледж - колледж, вуз - вуз), многоуровневая (профильная школа - колледж - вуз), кластерная (профильная школа - колледж - вуз - работодатели - социальная среда - органы местного и регионального управления территорией).

Возможные тематические профили деятельности: качество образования, управление образовательными локальными процессами и системами, экономика

31

пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп м 6(55). 2014 msssss

образования, материально-техническое развитие, имидж профессионально-педагогического образования.

Возможные аспекты деятельности: инновационный, учебно-методический, воспитательный, научный, территориально-управленческий, нормативно-правовой, культурно-просветительский, социально-производственный.

Возможные методы и технологии взаимодействия: проектные, поликультурных коммуникаций, /Т-технологии, многомерный диалог, фандрайзинг.

Механизмы реализации: обучение управленческого, педагогического и производственного персонала взаимодействующих субъектов; разработка сквозных образовательных программ и учебных курсов для близких по профилю профессиональной подготовки образовательных учреждений; разработка трансферных учебных программ по профилям и направлениям профессиональной подготовки; освоение сетевой формы реализации образовательных программ внедрения МООС технологии; использование СМАРТ (Smart) технологии; дистанционное обучение; мобильное обучение; использование планшетной технологии в обучении; формирование класса мобильных преподавателей; создание общего банка образовательных программ и технологий обучения, доступ к ним в режиме онлайн; создание сетевой электронной библиотеки; создание электронной локальной сети постоянного взаимодействия и реагирования; развитие банка мест трудоустройства выпускников; организация совместных форумов, конференций, обсуждений вопросов взаимодействия; создание центра прогнозирования новых направлений профессиональной подготовки для региона; развитие творческой научно-образовательной среды; развитие регионального фонда сетевого взаимодействия с привлечением работодателей, государственных структур и социума; создание наградного фонда для поощрения активных участников сетевого взаимодействия.

Возможные субъекты сетевого взаимодействия: учреждения профессионально-педагогического образования (высшее образование, среднее профессиональное образование); учреждения высшего образования и среднего профессионального, осуществляющие (или планирующие) подготовку педагогов и мастеров профессионального обучения; учреждения, осуществляющие профессиональное обучение, в том числе учебные центры профессиональной квалификации и учебные центры на производстве; подразделения перечисленных выше возможных участников взаимодействия; образовательные учреждения основного общего и среднего общего образования, ведущие профориентационную работу на профессиональное обучение и профессионально-педагогическое образование; учреждения дополнительного образования, осуществляющие профессиональное обучение; бизнес-сообщества, заинтересованные в целевой подготовке рабочих и служащих в рамках профессионального обучения; предприятия промышленные, сельскохо-

32

проЕлемы современной психологии и пеппгогини

зяйственные, транспортные, лесного хозяйства, заинтересованные в целевой подготовке рабочих и служащих в рамках профессионального обучения и профессионально-педагогического образования; местные и государственные структуры управления территорией; учреждения культуры, здравоохранения, социальной и других сфер деятельности, заинтересованные в сетевом взаимодействии с профессионально-педагогическим сообществом.

Исследование условий и факторов развития устойчивой сети взаимодействия учреждений профессионально-педагогического образования, определение наиболее перспективных направлений этого взаимодействия, обеспечение его ресурсами проводится в рамках научной темы проекта «Исследование, теоретическое обоснование и научно-методическое обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций подготовки профессионально-педагогических кадров в рамках государственного заказа» (№ темы 811, код ГРНТИ -14.31.07, 2014 г.).

1. Давыдова, Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений / Н.Н. Давыдова, В.А. Федоров, В.Я. Шевченко // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : тезисы докладов 18-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 27-29 ноября 2012 г. Екатеринбург : ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т». 2012. С. 16-17; Давыдова, Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети / Н.Н. Давыдова // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-84; Давыдова, Н.Н. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО / Н.Н. Давыдова, А.А. Суслов // Университетское управление. 2001. № 5. С.75-84; Дорожкин, Е.М. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия / Е.М. Дорожкин, Н.Н. Давыдова // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17; Овсяницкая, Л.Ю. Интеллектуальный анализ данных как составляющая педагогического управления / Л.Ю. Овсяницкая // Образование и наука. 2013. № 10. С.80-94; Зеер, Э. Ф. Дискуссионные аспекты инновационного развития профессионально-педагогического образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2013. № 5. С. 67-78; Овчинников, М.В., Циринг, Д.А. Критерии успешности научно-педагогической деятельности // Образование и наука. 2013. № 2. С. 28-39.

2. Майорова, С.А. Профессиональная ориентация школьников в аспекте сетевого взаимодействия учреждений образования, предприятий и организаций / С.А. Майорова // Наука образованию: поддержка инновационных процессов и проффессионального партнерства : материалы региональной научно-практической конференции. Екатеринбург. г. Екатеринбург : Учреждение РАО «Уральское отделение». Т. 1. 2010. С. 445-449.

3. Ребрин, О.И. Консолидация усилий бизнес-сообщества и образовательных учреждений в достижении нового качества образования / О.И. Ребрин, И.И. Шолина // Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижения целей опережающего развития : материалы окружной научно-практической конференции. Екатеринбург, 17 апреля 2009 г. Екатеринбург, 2009. С. 33-36.

4. Романцев, Г.М. Уровневое профессионально-педагогическое образование : теоретико-методологические основы стандартизации : монография [Текст] / Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк ; науч. ред. Г.М. Романцев. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 535 с.

пелпгогичесний журнал Башкортостана м 6(55). soi4 5§§аэ®°

5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/15/ (дата обращения : 01.12.2014).

6. Профессиональный стандарт специалиста [Электронный ресурс] // Режим доступа : http:// profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения : 01.12.2014).

7. Чучкевич М. М. Основы управления сетевыми организациями [Текст] / М. М. Чучкевич. М. : Институт социологии РАН.1999. С.24-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.