Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS IT IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / MASTERS OF INSERVICE TRAINING / ПЕДАГОГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Геннадий Николаевич

Рассматривается новая модель системы непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области на основе сетевого взаимодействия филиала РГППУ и учреждений СПО по реализации образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Проведенная работа позволила изменить качество системы профессионального образования Кемеровской области, в целом обеспечив ее мастерами производственного обучения и педагогами профессионального обучения средней и высшей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS IT IS PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The new model of system of the continuous professionally-pedagogical education Kemerovo region on the basis of network interaction of branch RGPPU and establishments SPO on realisation of educational programs of the higher vocational training in a preparation direction «Vocational training (on branches)» Is considered. The spent work has allowed to change quality of system of vocational training of the Kemerovo region, as a whole having provided with its masters of inservice training and teachers of vocational training of average and the top skills.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Г.Н. Жуков

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: непрерывное профессионально-педагогическое образование, мастера производственного обучения, педагоги профессионального обучения, сетевое взаимодействие.

Аннотация: Рассматривается новая модель системы непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области на основе сетевого взаимодействия филиала РГППУ и учреждений СПО по реализации образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Проведенная работа позволила изменить качество системы профессионального образования Кемеровской области, в целом обеспечив ее мастерами производственного обучения и педагогами профессионального обучения средней и высшей квалификации.

Непрерывное образование в психолого-педагогических исследованиях в настоящее время трактуется как процесс постоянного роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов, в соответствии с потребностями личности и социума. Реализация непрерывного образования связана с разработкой и внедрением различных его моделей и, прежде всего, в сфере профессионального образования. Данное положение реализуется в системе профессионального образования и профессионально-педагогического образования (ППО) России. Концептуальные положения о непрерывном профессиональном образовании нашли отражение в трудах ученых -С.Я. Батышева, Б.С. Гершунского, Т.Ю. Ломакиной, А.М. Новикова, Т.С. Паниной, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и других. Существуют различные модели непрерывного ППО, включающие учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Теоретические и практические аспекты построения моделей непрерывного ППО, рассмотренные В.А. Федоровым [6, 265], получили вариантное развитие в интеграции учреждений профессионального образования. Не останавливаясь на имеющихся моделях непрерывного ППО, рассмотрим систему непрерывного ППО, которая сложилась в Кемеровской области еще в 90-х годах хХ века. В связи с этим определимся с детерминирующими методологическими, психолого-педагогическими подходами, которые обеспечивают функционирование рассматриваемой педагогической системы.

Как известно, сущность и содержание любого понятия зависят от методологической позиции автора, исследующего какое-либо педагогическое явление, процесс. Наш подход исходит из того, что непрерывное образование - это система, педагогический процесс, который воздействует на личность и обеспечивает ее разностороннее формирование и развитие (результат). При этом разносторонность должна учитывать формирование и развитие трех основных сфер человека - непосредственно психологической - личностной, социальной и профессиональной.

Развитие личностной сферы связано с реализацией личностно ориентированного подхода (Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков и др.). Развитие социальной сферы человека ориентировано на социоцентрические концепции и связывается с реализацией социального подхода (Дж. Локк, К.А. Гельвеций, А. Бандура, Дж. Роттер и др.), нашедшего отражение в педагогиче-

39

ncrtrtГОГНЧ<ГСКИИ ЖЫ!*НПЛ anWMOf*тостпнп Ы 201«

ской деятельности А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Развитие профессиональной сферы сегодня связывается с компетентным подходом в связи с внедрением ФГОС третьего поколения. Данный подход получил развитие в работах А.С. Белкина, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и других ученых.

Эти три подхода в истории психологии и педагогики чаще всего рассматривались как изолированные друг от друга, но в настоящее время, когда взаимодействие указанных сфер человека становится все более актуальным, следует говорить об интеграции их в жизни и деятельности человека. (И, как следствие, рассмотрение интегра-тивного подхода - личностно-компетентностно-социального (ЛКС) [4].) Необходимость назревшей интеграции методологических подходов отмечают Р.Х. Джураева, С.В. Иконкина, Н.К. Чапаев и другие ученые. Педагоги-исследователи и практики все чаще говорят не о моно-, а об интегративных подходах в образовании. Рассматриваемая система непрерывного образования - сложная педагогическая система, нуждающаяся именно в интегративном подходе как единой методологической основе [7]. Непрерывное образование, рассматриваемое как система, процесс и результат формирования, совершенствования индивидуума с целью его личностного, социального, профессионального развития в течение всего жизненного цикла, ориентировано на постоянное повышение качества жизни.

Исследуя методологические основания, обратимся более подробно к предложенным подходам - личностному, социальному и компетентностному, - как образующим единый интегративный подход. Наши исследования показали, что в качестве такового может быть выбран личностно-компетентностно-социальный подход, который позволяет учесть в процессе проектирования и реализации системы непрерывного образования потребности личности и социума, а также потребности профессиональной сферы. Данный подход положен в основу разработки и деятельности системы непрерывного образования, построенной на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования, как системообразующего системы непрерывного профессионально-педагогического образования. В систему включены также другие учреждения профессионального образования и учреждение высшего профессионального образования - Российский государственный профессионально-педагогический университет, то есть система непрерывного профессионально-педагогического образования представляет собой сетевую форму взаимодействия образовательных учреждений [2, 3]. Личностно-компетентностно-социальный подход имеет большое значение для подготовки специалистов в тех сферах, где высока степень интеграции различных аспектов содержания подготовки, каковым и является профессионально-педагогическое образование: подготовка педагогов профессионального обучения и мастеров производственного обучения предполагает достаточно высокий уровень личностно интеллектуального развития, сформированности профессиональных компетенций педагогического и производственно-технологического характера, а также высокую степень социализации личности будущего педагога.

Таким образом, личностный аспект рассматриваемого подхода связан с формированием психологических составляющих интегративного качества личности -готовности к профессионально-педагогической деятельности будущего специалиста. При этом используются принципы, методы и средства, позволяющие осуществить интеллектуальную, эмоциональную и волевую подготовку с опорой на потребности, мотивы, направленность, необходимые для обеспечения саморазвития, самопознания и самореализации личности.

Социальный аспект основывается на развитии социальной сферы личности, ее социализации и связывается с освоением будущим специалистом социально-экономических и социально-культурных отношений и потребностей общества в условиях современного рынка труда. При этом формируются необходимые социально-психологические качества личности, необходимые мастеру и педагогу профессионального обучения.

Компетентностно-ориентированный аспект подхода направлен на усиление практической и инструментальной подготовки будущих специалистов путем формирования профессиональной компетентности и компетенций; он является наиболее приемлемым в развитии профессиональной сферы личности будущего педагога и мастера производственного обучения. При этом вектор целей включает обученность, самоопределение, самоактуализацию личности и другие профессионально важные качества. Выделенные методологические подходы взаимодополняют друг друга в процессе проектирования и осуществления подготовки будущего педагога, способствуют развитию его личностной, социальной и профессиональной сфер, позволяют учесть особенности реализации общенаучных подходов: системного и целостного.

Построение системы непрерывного ППО осуществляется на основе педагогических принципов, сформированных исходя из интегративного ЛКС подхода и структуры воспитательных отношений [1, 90], которые обусловливают взаимодействие субъектов системы ППО и развитие личности будущего мастера - педагога профессионального обучения. В структуре воспитательных отношений принято выделять: личность самого обучающегося; процесс взаимодействия педагога и обучающегося, направленный на освоение будущей специальности; внешнюю среду (социально-экономическую и культурную). Данное представление структуры воспитательных отношений хорошо согласуется с интегративным ЛКС подходом, который также включает личностную, профессиональную и социальную сферы специалиста.

Основываясь на данных положениях, выделим следующие группы педагогических принципов построения системы непрерывного ППО: принципы личностно ориентированные; принципы построения состава «содержание - форма» (А.М. Новиков) как основы формирования компетентности будущего специалиста; принципы социально ориентированные. Данные принципы непрерывного ППО достаточно полно отражают реализацию рассмотренного личностно-компетентностно-социального подхода и позволяют разработать методы и педагогические технологии построения образовательного процесса в образовательных учреждениях профессионального образования, входящих в систему непрерывного образования. Как правило, понятие «непрерывность» в системе образования рас-

ПСППГОГНЧ^СМНИ ЖЫ!*НПЛ СЛШМОРТОСТПНП N 201«

сматривают по отношению к трем объектам / субъектам - личности, образовательным процессам и организационной структуре образования. Все это необходимо учитывать и использовать при создании той или иной модели системы непрерывного образования,.

Система непрерывного образования функционирует в жестких условиях рынка образовательных услуг, несмотря на то, что образование сегодня определено (в новом Законе «Об Образовании в Российской Федерации») как «благо». Данный рынок возникает, функционирует и взаимодействует, в свою очередь, с рынком рабочей силы (рынок труда), который в значительной мере определяет структуру спроса на образовательные услуги. В то же время мы должны учитывать и потребности самой личности, которые определяются ее внутренними мотивами. И зачастую эти потребности и потребности рынка труда не совпадают. В связи с этим в современных социально-экономических условиях развития общества необходимо вести речь не только о потребностях рынка труда и образовательных услуг, но и о выборе внутренних потребностей самой личности, выборе их значимости в условиях взаимодействия многих факторов, как внутренних, так и внешних.

Потребности индивидуума могут быть представлены как личностная сфера, которая включает бессознательный или осознанный выбор будущим специалистом своей возможной профессиональной деятельности во взаимодействии внутренних и внешних потребностей; определение доминантной потребности во взаимодействии с социальной и профессиональной сферами. Таким образом, рынок образовательных услуг в плане личности будущего специалиста может рассматриваться на микроуровне (то есть ориентироваться на индивидуально-личностные потребности), на макроуровне (ориентация на социально-личностные потребности) и мезоуровне (ориентация на профессионально-личностные потребности). Студент должен уже «на пороге» своей профессиональной карьеры отдать предпочтение тем или иным потребностям, чтобы в процессе профессионального образования спроектировать и построить свою индивидуальную образовательную траекторию, которая может быть как индивидуально-личностно-ориентированнной, так и социально-личностной или профессионально-личностной ориентации. В итоге это может «вывести» будущего специалиста на востребованность / невостребованность его общих и профессиональных компетенций на рынке труда. Задача для отдельно взятого образовательного учреждения трудноразрешимая, так как образовательная траектория у обучающегося может быть только одна - получение конкретной профессии или специальности. В условиях же системы непрерывного образования возможны различные комбинации подготовки в рамках образовательной траектории, которые могут меняться и корректироваться не один раз. Таким образом, можно говорить о том, что в системе непрерывного профессионально-педагогического образования всегда присутствуют инвариантная и вариативная составляющие, которые обучающийся включает в свою индивидуальную образовательную траекторию. Например, обучение в учреждении профессионального образования (подготовки квалифицированных рабочих) - это инвариант, а проектируемое продолжение на заочном или дневном отделении в ОУ СПО или ОУ ВПО - это вариативные составляющие.

Цель системы ППО - учет потребностей обучающегося, его приоритетов, удовлетворение потребностей социума и профессиональной сферы в процессе подготовки педагога. Это как раз и позволяет реализовать личностно-компетентностно-социальный подход посредством выделенных принципов организации образовательного процесса. Существуют различные модели реализации непрерывного образования, которые включают сочетания ОУ и образовательных программ учреждений образования. В то же время у системы ППО имеется своя специфика, связанная с личностным, профессиональным и социальным развитием педагога (мастера) профессионального обучения. Реализация системы непрерывного ППО на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования может быть осуществлена на ассоциативной основе учреждений общего образования, учреждений профессионального образования и учреждения высшего профессионального образования.

Данная структура системы непрерывного профессионально-педагогического образования успешно действовала в 1990-х - 2000-х в Кемеровской области. За время существования системы непрерывного ППО подготовлено около пяти тысяч выпускников, имеющих как среднее ППО, так и высшее ППО. Они успешно работают в системе профессионального образования и промышленной сфере Кузбасса и Сибирского региона; многие стали известными мастерами и преподавателями, методическими и административными работниками учреждений профессионального образования, а также инженерно-техническими работниками в промышленной сфере. Только в г. Кемерово на административных должностях работают пять директоров профессиональных образовательных учреждений; директор общеобразовательной школы; восемь заместителей директоров профессиональных образовательных учреждений; ведущий консультант Кузбассобрнадзора, заместитель мэра г. Кемерово; главный специалист одного из департаментов администрации Кемеровской области. Кроме этого рассматриваемое образование получили многие мастера и преподаватели учреждений профессионального образования. Одно из основных достижений системы непрерывного ППО - то, что ее выпускники оказались мотивированными для работы в системе профессионального образования, чем выпускники локального учреждения (колледжа или университета).

Многолетний эксперимент по реализации системы непрерывного ППО в Кемеровской области показал, что наряду с повышением мотивации как теоретическому и практическому обучению, к педагогической деятельности значительно повысилось качество подготовки студентов и выпускников; возросло качество общей подготовки государственной итоговой аттестации (ГИА) и защиты выпускных квалификационных работ (ВКР). Главным же в работе системы непрерывного ППО стало реальное трудоустройство и закрепление выпускников в учреждениях профессионального образования в качестве педагогических работников. Таким образом, система профессионального образования Кемеровской области постепенно пополнялась квалифицированными мастерами и педагогами профессионального обучения. Следовательно, вклад системы непрерывного ППО в развитии кадрового потенциала профессионального образования Кемеровской области достаточно значим. Если же представить количественные характеристики рассматриваемой динамики в системе профессионального образования, то рост мастеров производ-

ПСППГОГИЧ^СМНИ ЖЫ!*НПЛ СЛШМОРТОСТПНП N 7ОГ4

ственного обучения со средним ППО составил 1,4 раза, с высшим ППО - 40 раз, а рост преподавателей общетехнических дисциплин и специальных дисциплин с высшим ППО - 125 раз (период 1997-2012 г.г.).

В то же время, наряду с явными достижениями развития системы непрерывного ППО Кемеровской области, обозначились и определенные проблемы. В первую очередь они связаны с устранением уровня профессионального образования - начального профессионального образования (НПО), что нашло законодательное закрепление в Законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 года. Сегодня существуют разные причины «потери» уровня НПО в России [2], но все же необходимо отметить, что образовательные учреждения НПО в процессе своего развития так и не были достаточно укомплектованы педагогами (преподавателями и мастерами), имеющими профессионально-педагогическое образование. Так, в 2012 году высшее образование в учреждениях НПО Российской Федерации имели 54 процента работников, в числе которых лишь 11,7 процента получили высшее профессионально-педагогическое образование. Это не идет ни в какое сравнение, например, с общеобразовательной школой, где высшее педагогическое образование имеют большинство работников.

Учреждения образования существовавшей системы НПО (профессиональные училища) вошли в состав учреждений СПО и подготовка квалифицированных рабочих (служащих) в настоящее время осуществляется в рамках ФГОС СПО. Рассматривая сегодняшнее состояние системы непрерывного ППО Кемеровской области, следует отметить, что ее развитие в период преобразования, связанной с ней ранее существовавшей системы НПО, привело к некоторым хаотическим процессам (начало 2010-х годов). В связи с этим часть образовательных учреждений не стали удовлетворять систему своим присутствием в структуре. Таким образом, нарушились принципы взаимосвязи между образовательными учреждениями системы непрерывного ППО. При этом одним из самых больших упущений в структуре системы непрерывного ППО стало резкое сокращение департаментом образования и науки Кемеровской области приема на бюджетной основе абитуриентов на специальность СПО «Профессиональное обучение» (по отраслям) в Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже. Идущие при этом синергические процессы, связанные с самоорганизацией структурных элементов системы непрерывного ППО (кооперативность, сотрудничество, взаимодействие), повлекли ее качественное изменение: структура системы сегодня содержит один доминирующий компонент ППО - филиал РГППУ в г. Кемерово (системообразующий компонент); она стала более гибкой и мобильной в управлении. Все остальные образовательные учреждения СПО предполагается связать с филиалом на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства. Развиваемые при этом механизмы более конкретны и эффективны, о чем свидетельствует проводимая опытно-экспериментальная работа по сетевому взаимодействию профессиональных образовательных учреждений в рамках системы непрерывного ППО Кемеровской области.

В заключение можно констатировать, что система непрерывного ППО Кемеровской области эволюционирует и, получив новое качество, продолжает работать и развивается. Многолетняя творческая работа филиала РГППУ в городе Ке-

мерово по разработке и реализации системы непрерывного ППО Кемеровской области позволила внести определенный вклад в теорию и практику непрерывного профессионально-педагогического образования, изменить качество системы профессионального образования Кемеровской области в целом, обеспечив ее мастерами производственного обучения и педагогами профессионального обучения средней и высшей квалификации. Подтверждается и необходимость дальнейшей работы по совершенствованию системы непрерывного ППО и повышению качества ее функционирования. Основой новой модели системы непрерывного ППО Кемеровской области выступает сетевое взаимодействие филиала РГППУ и учреждений СПО по реализации образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Координатором образовательного процесса при этом становится созданная (ст.27 (п.3) Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации») головным вузом удаленная интегрированная базовая кафедра (ИБК) «Профессионально-педагогического образования» РГППУ в г. Кемерово.

1. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика [Текст] : учебник /Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013, 448 с.

2. Жуков, Г.Н.Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука. - Екатеринбург, 2013, №4. - С.58-76.

3. Жуков, Г.Н.Сетевое взаимодействие учреждений СПО, как эффективная форма обеспечения занятости молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. - Кемерово, 2013, №2(10). - С.33-37.

4. Жуков, Г.Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих мастеров производственного обучения : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2005. - 423 с.

5. Новиков, А.М. Профессиональное образование России // Перспективы развития. М. : ИЦП НПО РАО, 1997. - 254 с.

6. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика [Текст] / В.А. Федоров. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.- 330 с.

7. Чапаев, Н.К. Педагогическая интеграция : методология, теория, технология [Текст] /Н.К. Чапаев. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та 2004. - 320 с.

8. Проект Федерального закона «Об образовании в РФ». О фальсификации итогов общественного обсуждения / сост. Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнов // Инновации в профессиональной школе. 2012. №1,3,9,11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.