Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / VOCATIONAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФСТАНДАРТ / PROFSTANDART / TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Валерий Генрихович, Кунсбаев Сайфутдин Зайнетдинович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой компетентных специалистов; необходимость подготовки педагогических кадров и профессиональной переподготовки действующих работников профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями профессионального стандарта « Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Валерий Генрихович, Кунсбаев Сайфутдин Зайнетдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF VOCATIONAL TEACHERS FOR PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS

The article discusses issues related to the preparation of qualified specialists; the need for teacher training and professional retraining of existing professional educational organizations in accordance with the requirements of the professional standard "Teacher of vocational training, professional education and additional professional education".

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

В.Г. Иванов, С.З. Кунсбаев

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, компетентность, проф-стандарт, подготовка кадров, образовательная организация, компетенция.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой компетентных специалистов; необходимость подготовки педагогических кадров и профессиональной переподготовки действующих работников профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

К 2020 году доля руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам - вопросы подготовки кадров по пятидесяти наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям - должна достигнуть 70 % (комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р) [1, 14].

Подготовка педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций является важнейшей задачей модернизации профессионального образования. Иными словами, необходимость обеспечения профессионально-педагогической компетентности преподавателя ставится во главу угла процесса модернизации. В федеральной целевой программе развития образования подчеркивается роль педагогов профессионального образования в деле повышения качества профессиональной компетентности специалистов: «Профессиональная компетентность является важным критерием качества подготовки специалистов и базируется на взаимосвязи личностных ценностей и профессиональных качеств, определяющих направленность личности на решение профессиональных задач. Формирование профессиональной компетентности становится приоритетным направлением в подготовке высококвалифицированного специалиста в системе профессионального образования» [2, 69].

Очевидно, что качество формирования профессиональной компетентности будущего специалиста определяется, в первую очередь, компетентностью самих преподавателей; от их профессионально-педагогической компетентности зависит результат - образованные, конкурентоспособные специалисты на внутреннем и мировом рынке труда. То есть, уровень и качество профессионально-педагогической подготовки педагога определяют и качество подготовки обучающихся - будущих рабочих и специалистов современного производства. Поэтому повышение профессионализма педагогических работников и качества их подготовки - необходимое условие совершенствования системы подготовки компетентных специалистов, связанное с преодолением такого негативного фактора, как отставание преподавателей от современных тенденций в производстве и экономике, не говоря уже о достижениях педагогической науки. Понятно, что педагоги, которые трудятся сегодня в профессиональных организациях, получили свое профессиональное образование достаточно давно, но в условиях быстро меняющихся техники и технологии производства, их знаний уже недостаточно для формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. Данная ситуация обостряется с введением профессиональных стандартов, поэтому парадигма «образование через всю жизнь» относится не только к студентам, но и их учителям-педагогам. Следствие вышесказанного - необходимость профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей на качественно новом уровне.

Повышение роли педагогов не может быть задачей только образовательной организации: в первую очередь это касается производства и бизнеса, которые нуждаются в специалистах-профессионалах, способных с первого дня работы приносить дивиденды предприятию, однако не

прослемы современной психологии и пеппгогини

стремятся инвестировать в образование, считая его нерентабельным проектом. Скоро на одном предприятии будут применяться десятки профессиональных стандартов. Кто же будет готовить специалистов, отвечающих требованиям этих профессиональных стандартов? Ответ, на наш взгляд, однозначен - только педагог-специалист, владеющий этими профессиональными функциями (полагаем, поскольку стандарты начинают внедряться, то и процесс аттестации работников не заставит себя ждать). Одновременно возникает опасность торопливого подхода к проблеме переподготовки специалистов, и, чтобы этого не случилось, необходимо начинать этот процесс сегодня, а приоритетным здесь является прохождение стажировок по направлениям подготовки. Кроме этого, существует острая необходимость подготовки молодых профессионально-педагогических кадров. Поскольку инженерно-педагогическая профессия относится к сложной группе профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах, - «человек-человек», «человек-техника» и их модификациях, то требуется и соответствующая подготовка как в области педагогики, так и в области профессии (специальности) осваиваемой обучающимися.

Анализ кадров образовательных организаций среднего профессионального образования показывает, что происходит их старение, то есть не готовится необходимое количество молодых работников для смены специалистов, которые по причине своего возраста в ближайшее время прекратят трудовую деятельность. Кроме того, практически у 20 % педагогических работников упомянутых организаций наблюдается несоответствие уровня образования профилю педагогической деятельности / преподаваемой дисциплине / модулю; у большинства педагогов специальных дисциплин / блока / модуля (примерно 70 %) отсутствуют педагогические компетенции, необходимые для осуществления деятельности педагога профессионального образования. В то же время наблюдается дефицит квалифицированных педагогических кадров - мастеров производственного обучения с опытом деятельности на производстве. Заметим, что, с введением профессионального стандарта педагога профессионального обучения, все вышесказанное может привести к отстранению «не соответствующих» требованиям стандарта педагогических работников от работы, что, несомненно, отрицательно скажется на деятельности образовательной организации.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года [3], поэтому руководителям профессиональных образовательных организаций необходимо изменить свой формальный подход к дополнительному профессиональному образованию своих сотрудников. В частности, модернизация профессионального образования требует внедрения в организациях среднего профессионального образования практико-ориентированных моделей обучения, в том числе дуального обучения. Здесь на передний план выступает уровень квалификации руководителей практик от организации (предприятия), у наставников же отсутствуют и педагогические компетенции, и понимание специфики реализации производственной практики в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Поэтому руководитель образовательной организации должен уделять внимание задаче подбора и обучения не только штатных педагогических работников, но и вышеназванной категории привлекаемых работников, которые должны осваивать программы профессиональной переподготовки и / или повышения квалификации психолого-педагогической направленности.

Повысить уровень подготовки педагогических кадров возможно путем обучения в магистратуре по направлению «Профессиональное обучение» (по отраслям), профессиональной переподготовки или обучения на курсах повышения квалификации (следует иметь в виду, что последнее из перечисленного - временная мера). Специальность «Профессиональное обучение» (по отраслям) относится к группе специальностей широкого профиля:

педагогический журнпл спшкортостпнп м 1 (6И), В016 ааааааё

выпускник подготавливается к выполнению трудовых функций педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Как упоминалось, развитие профессионального обучения и профессионального образования и непосредственно, и опосредованно влияет на экономику страны, отсюда и пристальное внимание государства к организациям среднего профессионального образования. В 80-е годы XX столетия происходило укрепление системы высшего инженерно-педагогического и среднего индустриально-педагогического образования. Инженерно-педагогическое образование как государственная система сформировалось в 1970-1980-х годах в единый организационно-методический центр на базе СИПИ; в 90-х годах прошла реорганизация индустриально-педагогических техникумов в колледжи.

Переход образования от инженерно-педагогического к профессионально-педагогическому привел к тому, что под профессионально-педагогическим образованием стали понимать более широкое профессионально-образовательное поле, нежели существовавшее до этого поле инженерно-педагогического образования. Суть профессионально-педагогического образования - формирование личности, способной к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к эффективной самореализации в сфере среднего профессионального образования, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Развитие профессионального обучения связано с совершенствованием нормативно-правового регулирования сферы профессионального обучения. Так, в Закон «Об образовании в РФ» Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 238-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» внесены изменения, согласно которым профессиональная образовательная организация может осуществлять в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность, в том числе по программам профессионального обучения. То есть, профессиональное обучение осуществляется в организациях, реализующих образовательную деятельность, а также в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве в форме самообразования (что не относится ни к одному из перечисленных в указанном Законе об образовании типов образовательных организаций). До внесения изменений в закон программы профессионального обучения могли реализовываться только в дополнение к образовательным программам как основной цели деятельности образовательных организаций. Внесение в законодательство указанных изменений позволяет образовательным организациям, реализующим программы профессионального обучения, внести необходимые изменения в свои наименования и уставы, которые должны были приведены в соответствие с Законом «Об образовании в РФ» не позднее 1 января 2016 г.

В докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О реализации государственной политики в сфере образования» отмечается, что в среднем профессиональном образовании устанавливаются следующие приоритетные направления государственной образовательной политики Российской Федерации:

• реализация к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций образовательных программ подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по пятидесяти наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями;

• масштабное дополнительное профессиональное образование руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам подготовки кадров по пятидесяти наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (доля прошедших дополнительное профессиональное образование - 70 %).

Следовательно, число организаций, реализующих программы профессионального обучения, будет расти, будет расти и потребность в педагогических кадрах. Каким же образом их пополнять? Как правило, к профессиональному обучению привлекались и привлека-

прослемы современной психологии и пеапгогики

ются инженерно-технические кадры, работающие или находящиеся на заслуженном отдыхе. У этой категории работников имеется богатый опыт работы на производстве, полезный для качественного обучения, но отсутствует специальное педагогическое образование, позволяющее, в соответствии с профстандартом, заниматься педагогической деятельностью. Это приведет к перетоку кадров из системы СПО, где их, как уже отмечалось, также недостаточно. Поэтому уместно говорить о развитии системы непрерывного образования в подготовке профессионально-педагогических кадров. Рассматривая непрерывное образование как «деятельность человека, ориентированную на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в развитии общества» [4, 6], видим, что актуальность системы многократно возрастает в связи с принятием профессиональных стандартов.

Таким образом, из изложенного следует, что успешное введение и реализация профстандарта требует системных мероприятий, затрагивающих непрерывное педагогическое профессиональное образование. Поэтому важно выявить уровень информированности участников образовательных отношений о целях, задачах и содержании профстандарта педагога; важно актуализировать взаимосвязь профессиональных ожиданий и оценки опыта педагога с требованиями профстандарта. То есть, педагог должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций указанных в профессиональном стандарте. Иными словами, его деятельность предполагает овладение трудовыми (профессиональными) функциями, описанными в профессиональном стандарте, а также необходимыми для этогно компетенциями и знаниями. В этой связи профессиональная переподготовка предполагает профессионализацию подготовки педагога - такую модель его практико-ориентированного переобучения, где основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом, включая развитые транспрофессиональные компетенции. Это обеспечит возможность полноценной учебной деятельности обучающихся в соответствии с федеральными стандартами.

1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р - С.14.

2. Иванов, В.Г. Формирование профессиональной компетентности / В.Г. Иванов // Наука и образование в XXI веке : сборник науч.тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2014 г. : ч. 12. - Тамбов, 2014. - С. 6970.

3. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993).

4. Иванов, В.Г. Непрерывное профессиональное образование / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. - 2004. - № 5. - С. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.