Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СПО'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФСТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / RECORDS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Валерий Генрихович, Демина Елена Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой, в соответствии с требованиями профстандарта, компетентных специалистов среднего звена в области делопроизводства; необходимостью переподготовки действующих работников профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Валерий Генрихович, Демина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BUSINESS MANUFACTURERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with issues related to the preparation, in accordance with the requirements of the professional standard, of competent mid-level professionals in the field of record keeping; the need for retraining of current employees of professional educational organizations in accordance with the requirements of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education".

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СПО»

В.Г. Иванов, Е.А. Демина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ СПО

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональное обучение, профессиональное образование, компетентность, профстандарт, подготовка кадров, образовательная организация, компетенция, делопроизводство.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой, в соответствии с требованиями профстандарта, компетентных специалистов среднего звена в области делопроизводства; необходимостью переподготовки действующих работников профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

ао1: 10.21510/1817-3292-2017-2-97-105

Потребность современного общества, экономики и производства в высококвалифицированных, компетентных специалистах увеличивается из года в год. Изменение условий жизни и производственных отношений требует от системы профессионального образования формирования нового подхода к подготовке специалистов, что предполагает комплексное использование разнообразных форм и методов обучения, обеспечивающих формирование компетентности соответствующих специалистов.

Результатом деятельности профессиональной образовательной организации должен стать высококвалифицированный компетентный и эффективный специалист, умеющий самостоятельно мыслить и принимать решения. При этом немаловажным показателем готовности выпускников влиться в ряды востребованных специалистов является сформирован-ность у них профессиональной и гражданской зрелости, системы моральных ценностей.

Не обошла стороной эта тенденция и сферу документоведения. Происходящие в последние десятилетия изменения в области средств общения между людьми и внедрение в производство новых информационно-коммуникационных технологий характеризуется организацией делопроизводства, что отражает реальную картину любой организации и отрасли. Эффективная деятельность системы управления организацией (предприятием) неразрывно связана с организацией работы с документами. С каждым деловым документом проводится трудоемкая работа по составлению, перепечатке, учету (регистрации), хранению, поиску, переработке содержащейся информации и т. д. В свою очередь, эти требования к делопроизводству в целом и к специалистам в этой области вызывают изменения и в области профессиональной подготовки специалистов по направлению 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Специалист по документационному обеспечению управления, как главный помощник руководителя, в числе самых востребованных на рынке труда, находится в первых строках рейтинга нужных и популярных профессий. Прекрасное знание правил документооборота, условий хранения, эксплуатации, идеальный порядок в ведении дел - пожалуй, это только малая часть того, что должен уметь делать выпускник, тмеющий данную специальность. Сегодня многое зависит не только от того человека, который возглавляет компанию, но и от его окружения - знающих, инициативных и умеющих правильно организовать свой труд специалистов. К отличительным чертам такого специалиста относятся:

- проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно;

- системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта;

- экспрезентность - способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации;

- способность к имитации функций различных членов коллектива;

97

Пе/1ПГОГИЧеСНИЙ ЖУРНПЛ БПШНОРТОСТПНП N 2(69). 2017

пелпгогичесний ЖЧРНПЛ БПШКОРТОСТПНП N 2(69), Я017 аё®5®вь

- инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного;

- способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;

Перечисленнные свойства существуют не каждое само по себе, а в системе взаимодействия с профессиональными компетенциями. В результате приоритетом становится личность специалистов и обучающихся, что в конечном итоге способствует развитию творческой позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность.

Формирование профессиональной компетентности предполагает развитие творческой индивидуальности, восприимчивость к инновациям, способности адаптироваться в меняющейся профессиональной среде [2, 132]. Компетентного специалиста можно подготовить, используя соответствующие технологии. Приоритетным направлением в подготовке такого специалиста, на наш взгляд, является компетентностный подход. Основной задачей такого подхода выступает подготовка самоэффективного выпускника, легко адаптируемого в современном обществе. Сегодня результаты образования не могут основываться только на сумме знаний и умений, нет необходимости обучая студентов доводить навыки до автоматизма, как это было несколько лет назад. Достигаемый образовательный результат должен, с одной стороны, отвечать традиционной академической направленности, с другой стороны, обеспечивать возможность использования сформированных компетенций, приобретенных знаний, умений и навыков на практике и в повседневной жизни. Говоря о формировании профессиональной компетентности, необходимо акцентировать внимание на аксиологических компонентах, которые являются важнейшими элементами структуры личности, выполняют направляющие и регулирующие функции и проявляются во всех областях деятельности человека [4, 188].

Профессиональная компетентность является важным критерием качества подготовки специалистов и базируется на взаимосвязи личностных ценностей и профессиональных качеств, определяющих направленность личности на решение профессиональных задач. Формирование профессиональной компетентности становится приоритетным направлением в подготовке высококвалифицированного специалиста в системе профессионального образования [3, 69]. Так, А.В. Хуторской считает, что компетентностный подход обеспечивает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (то есть, относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций, при этом предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную роль» [12]. Ю.Г. Татур компетентностный подход акцентирует на результатах образования, выраженных в форме компетенций и предполагающий активное влияние этой формы на содержание и осуществление образовательного процесса [9, 46].

Для российской образовательной системы компетентностный подход не является принципиально новым. Элементы данного подхода всегда были в российском образовании неотъемлемой частью управления качеством обучения и подготовки кадров. Разнообразные специальные и комплексные способы организации учебной деятельности описаны в работах В.В. Краевского [5], И.Я. Лернер [6], М.Н. Скаткина [8], Г.П. Щедровицкого [13] и других исследователей. В отечественной науке поиски в рамках компетентностного подхода направлены, главным образом, на связи компетентности и содержания образования. По мнению отечественных ученых, компетентностный подход является способом достижения качественного образования. В.Д. Симоненко понимание профессиональной компетентности определяет как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающих уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений [7]. В этом отношении тяжесть решения проблем все больше ложится «на образовательные организации

профессионального образования, которые функционируют на стыке производства и профессионального образования» [11, 38].

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и исследований, моделирование, диагностические методы, методы статистической и математической обработки результатов, методы создания средств учебно-методического обеспечения образовательного процесса в системе среднего профессионального образования; эмпирические методы.

Анализ научно-педагогической литературы по направлению исследования позволяет утверждать, что образовательная практика нуждается в выявлении педагогических условий и разработке рекомендаций по оптимизации профессиональной подготовки специалистов в области делопроизводства. Следовательно, проблема нашего исследования, заключающаяся в выявлении, научном обосновании и реализации педагогических условий, способствующих подготовке специалистов, соответствующих Профессиональному стандарту специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией и ФГОС СПО по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» является актуальной.

Исходя из позиций различных авторов, можно отметить, что, в процессе формирования профессиональной компетентности возникает необходимость применения интеграции, реализация которой, в свою очередь, осуществляется посредством внутрипредметной или межпредметной интеграции. Целью профессионального обучения является овладение профессиональными умениями и навыками, а также знаниями, способствующими решению профессиональных задач. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов может быть реализовано интеграцией в преподавании общепрофессиональных, профессиональных дисциплин и различных видов практик. При этом под интеграцией понимаем целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин.

Мы придерживаемся точки зрения Е.В. Ткаченко, который, рассматривая интеграцию в профессиональном образовании, выделяет два ее основных «вектора»: интеграция «по горизонтали» и интеграция «по вертикали» [10].

При этом выбор компетентностного подхода в качестве основного механизма определяется рядом преимуществ перед знаниево-ориентированной моделью обучения:

1. Компетентностный подход позволяет эффективно формировать не только знания, умения и навыки, но и личностную компетентность, то есть будущий специалист должен обладать навыками самоорганизации, пониманием сущности получаемой специальности, умением выстраивать конструктивный диалог, стремиться к достижению результатов и их осуществлять оценку и самооценку и т. д. Личностная компетентность в образовательном стандарте представлена в виде общих компетенций.

2. Направленность компетентностного подхода на результат образования, а не на процесс. В данном случае, в образовательных программах заранее должны закладываться четкие параметры описания того, что будет знать и уметь обучающийся при завершении изучения учебной дисциплины.

3. При компетентностном подходе приоритет отдается формированию умений через решение практических задач, следовательно, особое значение приобретают различные игровые, проектные, исследовательские технологии.

Реализация компетентностного подхода до настоящего времени является одной из основных проблем, которые стоят перед образовательными организациями. Как было отмечено, в основе компетентностного подхода лежат компетенции, формирование которых осуществляется посредством интегративного и деятельностного подходов в образовательном процессе.

пелпгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(69), 2017 аё®5®вь

Рассматривая вопросы совершенствования профессиональной подготовки, Р.М. Асадуллин и В.Г. Иванов утверждают, что «модернизация системы среднего профессионально образования, решение задач подготовки конкурентоспособных специалистов не могут быть обеспечены вне методологии теории систем, системного анализа» [1, 40]. То есть процесс подготовки самоэффективных, компетентных специалистов должен сопровождаться основными принципами функционирования систем, которые в рамках нашего исследования осуществляют взаимодействие компетентностного, интегративного и деятель-ностного подходов. Таким образом, в процессе планирования необходимо с точки зрения системного анализа соблюдать принципы, позволяющие организовать процесс подготовки будущих специалистов делопроизводства на качественно новом уровне. К основным принципам планирования межпредметной интеграции в образовании можно отнести следующее: системность, перспективность, конкретность, последовательность, дифференциацию.

Для решения задач исследования, заключающихся, прежде всего, в определении путей формирования профессиональной компетентности будущих делопроизводителей, было произведено соотнесение трудовых функций профессионального стандарта и профессиональных компетенций ФГОС. Это позволило нам определить сущность, структуру и содержание профессиональной компетентности будущих делопроизводителей.

Учитывая принципы системности и планирования, мы выделили следующие требования, которые позволят осуществлять профессиональную подготовку будущего специалиста с учетом компетентностного подхода:

1. Принцип системности в планировании междисциплинарной интеграции отражает организацию методов и форм обучения, направленных на достижение общих целей, поставленных профессиональным образовательным учреждением. Исходя из этого, планируются содержание, формы организации их деятельности, методы работы. В основе планирования междисциплинарной интеграции принцип системности позволяет структурировать не только содержание образования, но и формирование личностных качеств будущего специалиста.

2. Перспективность межпредметной интеграции в планировании направлена на организацию развития педагогического процесса, конкретизацию образовательных задач, осуществление отбора содержания и способов педагогического воздействия в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей на будущее.

3. В планировании межпредметной интеграции конкретность обеспечивает логичность, обоснованность, строгое соответствие намеченным задачам. Конкретизация планирования межпредметной интеграции, как правило, достигается с помощью тематического, поурочного, курсового планирования.

4. Последовательное планирование межпредметной интеграции позволяет определить наиболее перспективные направления деятельности учебного процесса. Установление последовательности межпредметной интеграции позволяет подобрать формы и методы обучения, определить разделы программы в соответствии с целями и задачами образовательного процесса. Как правило, последовательное планирование осуществляется по системе от обобщенного к более детальному.

5. Дифференциация в планировании межпредметной интеграции предполагает постепенное усложнение учебного материала, разделение целого на части, ступени или уровни. Дифференциация в учебном процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов. Планирование межпредметной интеграции с учетом дифференциации способствует усвоению всеми обучающимися знаний и умений, которые могут быть различными по уровню для разных студентов.

Процесс формирования профессиональной компетентности у студента, как показывает практика, сопровождается рядом сложностей. Часто занятия проводятся в традиционной форме, основное внимание уделяется знаниям. Результатом же обучения в современном образовании является компетентный специалист, а посредством только знаний или освое-

ния практических действий на репродуктивном уровне не достичь требуемого с точки зрения компетентностного подхода результата. При таком подходе можем согласиться с утверждением, что «сущностной характеристикой такого образовательного процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов и наличие функций, обеспечивающих проявление (а, следовательно, формирование и развитие) целостных свойств личности» [1, 40].

Тем не менее, в рамках учебного процесса необходимо мотивировать обучающихся на получение специальности. Для этого современному преподавателю необходимо правильно осуществлять подход к формированию мотивационно-ценностного компонента студентов в аспекте формирования профессиональной компетентности. Сам преподаватель должен в совершенстве владеть компетенциями в области профессионального обучения.

Таким образом, процесс формирования компетентности в большинстве случаев осуществляется за счет применения различных заданий, в основе которых лежит проблема, интеграция, алгоритм и т. д. Для того чтобы образовательные результаты были достигнуты, как показало проведенное исследование, необходимо создать специальные условия, которые позволили бы обучающимся осваивать профессиональную деятельность при выполнении определенных практических действий. Практическая деятельность предполагает применение теоретических знаний, умений и навыков, отсюда возникает потребность осуществления в образовательном процессе интеграции теоретического и практического обучения. Можно констатировать, что формирование компетенций, осуществляется за счет применения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов межпредметной интеграции, организации деятельности, а также осуществления интеграции теоретического и практического обучения. Нами было выявлено, что образовательная система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия внутренней (образовательная организация) и внешней (производство) среды. Внутренняя среда реагирует на воздействие внешней среды, развивается под этим воздействием, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы [14].

В рамках данного исследования нами установлено, что исходными параметрами в определении направлений формирования профессиональной компетентности будущих делопроизводителей в процессе образовательной деятельности являются:

- трудовые функции, описанные в профессиональном стандарте специалиста по организационному и документационному обеспечению;

- профессиональные умения, слагающиеся из умений организовать и координировать работу, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями нормативных документов, применять различные способы решения профессиональных задач, представленные в виде профессиональных компетенций во ФГОС СПО по специальности, каждая из которых в свою очередь отвечает за определенный круг полномочий.

В рамках нашего исследования, в качестве вариативного комплекса учебных действий, приближающих учебную деятельность к реальным условиям, предложены, интегрированные учебные задания. Разработанные интегрированные учебные задания, обеспечивают интеграцию аудиторной, внеаудиторной, самостоятельной и практической деятельности студентов, позволяющих активно применять деятельностный и практико ориентированный подходы к формированию профессиональной компетентности студентов.

Интегрированное учебное задание - это учебная компетентностно-ориентированная задача, особенность которой заключается в объединении знаний и умений из разных областей науки, разных учебных дисциплин, с целью разрешения учебных познавательных ситуаций, разрешение которых предполагает целенаправленное осуществление и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов.

пелпгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП Ы 2(69), 2017 öäDDgffo

В условиях компетентностного обучения разрабатываются и применяются компетент-ностно-ориентированные учебные задания. Так как в нашем исследовании отражаются проблемы формирования компетенций, то данный вид задания представляет особый интерес. В обоих случаях мы наблюдаем одну и ту же цель выполнения учебного задания - решение проблемной задачи (ситуации). Принципиальное отличие и новизна предложенного интегрированного учебного задания заключаются не только в наличии межпредметной и внутрипредметной интеграции, но и в том, что, пути выполнения учебного задания (вид деятельности), решение профессиональной задачи (проблемы) а также выбор информационных источников определяются самостоятельно студентами. В данном случае самостоятельный выбор пути решения учебной задачи (ситуации) помогает обучающемуся сформировать общие компетенции.

Таким образом, структура учебного задания должна содержать в себе информацию, направленную на решение вопросов, задач, проблем. Структурно представить задание можно в виде постановки вопроса устно или другими способами; важно, чтобы такое задание воспринималось обучаемым как собственная инициатива, задание должно быть выполнимым, и для студентов интересным.

Учебное задание как единица учебного процесса является важнейшим средством обучения. На различных этапах формирования компетенций применяются различные учебные задания. К примеру, в содержании ФГОС СПО мы видим вначале требования к приобретению практического опыта, приобретения умения, а потом только требования к знаниям. Следовательно, приобретение практического опыта возможно при выполнении учебных заданий в системе. Учебные задания могут быть различными: репродуктивными - в процессе выполнения которых приобретаются умения, занимательными (познавательными) - в процессе выполнения таких заданий формируются знания, тестовыми - позволяющими оценить уровень сформированного практического опыта, умения и знаний обучающихся и т. д. В связи с вышесказанным отмечаем, что учебные задания являются неотъемлемой частью учебного процесса и требуют к себе особого внимания, в том числе и при разработке.

При более детальном изучении данного направления становится ясно, что сформировать профессиональные компетенции посредством интеграции дисциплин за короткий период не представляется возможным. В таком случае должна быть выработана определенная система обучения студентов, над формированием профессиональных качеств личности должен работать не один преподаватель, а педагогический коллектив в целом, в соответствии с педагогическими условиями, позволяющими оптимально реализовать требования ФГОС СПО.

Наше исследование позволило выделить необходимые педагогические условия для формирования профессиональной компетентности будущих делопроизводителей:

- наличие разработанных интегрированных учебных заданий, обеспечивающих интеграцию аудиторной, внеаудиторной, самостоятельной и практической деятельности студентов, что позволяет активно применять деятельностный и практико-ориентированный подходы к формированию профессиональной компетентности студентов;

- компетентностно-ориентированные формы организации деятельности обучающихся, путем обогащения содержательного компонентаинтегрированных учебных заданий в соответствии с требованиями работодателей и ФГОС СПО по специальности;

- технология организации деятельности обучающихся по формированию профессиональной компетентности путем выполнения интегрированных учебных заданий в соответствии с алгоритмом, представленным в виде последовательности всех элементов процесса (включает целевой, содержательный, организационно-формирующий, оценочно-рефлексивный блоки, а также методическое обеспечение, позволяющее разработку и при-

менение интегрированных учебных заданий, в процессе решения которых обеспечивается формирование профессиональной компетентности делопроизводителей).

Дополнительным требованием, необходимым для выполнения указанных условий, является соответствие преподавателей требованиям профстандарта педагога.

Таким образом, теоретический обзор проблем, связанных с процессом формирования профессиональной компетентности студентов СПО, и опытно-экспериментальная работа позволили определить педагогические условия, исходя из которых, в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования, был разработан эксперимент по их реализации, как один из способов формирования профессиональной компетентности студентов.

Цель экспериментальной работы определена как анализ и научное обоснование эффективности педагогических условий.

Задачами экспериментальной работы выступили:

- изучение текущего состояния профессиональной подготовки студентов в плане реализации компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования;

- выявление начального уровня подготовленности к профессиональной деятельности студентов путем анкетирования и наблюдения;

- апробация интегрированных учебных заданий в ходе проведения занятий у студентов колледжа и проверка их эффективности, а также влияния на процесс формирования профессиональной компетентности;

- разработки алгоритма составления интегрированных учебных заданий в виде содержательно-процессуальной модели как одно из решений проблем, связанных с формированием профессиональной компетентности специалистам среднего звена преподавателям общепрофессиональных и профессиональных дисциплин СПО.

Главным результатом проведенного анализа в области разработки и применения интегрированных учебных заданий является выделение ряда существенных признаков:

- межпредметная (внутрипредметная) интеграция (различной степени проникновения);

- объединенная цель, то есть более глубокое проникновение в суть изучаемой темы;

- учебная ситуация, как интегрирующее понятие;

- необходимость планирования, что положительно влияет на формирование компетенций студентов;

- деятельностный характер - заключается в получении студентами личного опыта.

На рефлексивном этапе педагогического эксперимента по применению интегрированных учебных заданий, направленных на формирование профессиональной компетентности специалистов среднего звена, а также с целью внедрения в практику интегрированных учебных заданий нами разработан и апробирован Алгоритм разработки интегрированных учебных заданий в виде содержательно-процессуальной модели. Основной целью апробации Алгоритма была проверка его на универсальность. В связи с чем, нами осуществлен отбор требований к умениям, знаниям и практическому опыту в разработке учебных заданий интегративного характера преподавателям профессиональных образовательных организаций.

Эксперимент показал, что преподаватели указанных дисциплин недостаточно владеют трудовыми функциями, прописанными в профстандарте, что подтверждает необходимость дополнительного условия нашего исследования. В ходе исследования было установлено, что в процессе формирования профессиональной компетентности будущих делопроизводителей возникает необходимость пересмотра форм и методов обучения, подтверждающая цель исследования: теоретически обосновать, спроектировать, и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих делопроизводителей в системе СПО на основе компетентностного, интегративного и деятельностного подходов.

пелпгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(69), Я017 ffffsoffffo

Результаты исследования, направленного на изучение организации учебного процесса, нацеленного на формирование профессиональной компетентности будущих делопроизводителей, позволяют сделать следующие выводы:

- применение традиционных методик в процессе профессиональной подготовки студентов недостаточно эффективно;

- эффективность формирования профессиональной компетентности студентов, в процессе овладения получаемой специальностью зависит от форм организации и методов ее проведения;

- одним из наиболее успешных способов формирования профессиональной компетентности будущих делопроизводителей являются разработка и применение интегрированных учебных заданий.

Экспериментальная работа по формированию профессиональной компетентности будущих делопроизводителей, проведенное на базе ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи», позволяет сделать следующие выводы:

- формирование умений и знаний, приобретение практического опыта посредством интегрированных учебных заданий осуществляются эффективнее за счет организации различных видов деятельности, осуществления межпредметной интеграции, активизации мыслительной деятельности за счет включения в задания элементов проблемного обучения;

- процесс выполнения интегрированных учебных заданий осуществляется «от простого к сложному», что позволяет сформировать у студентов алгоритм действий при решении профессиональных задач повышенной сложности;

- результаты формирующего эксперимента свидетельствуют, что у студентов повысился уровень заинтересованности к получаемой специальности, повысилось стремление к овладению компетенций более высокого уровня; этому способствовало применение интегрированных учебных заданий, формирующих компетенции и обеспечивающих надежное их закрепление.

Выполнение предложенных педагогических условий способствует формированию профессиональных компетенций, познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов; воспитанию системности и гибкости; развитию ответственного отношения к решению профессиональных задачи.

1. Асадуллин, Р.М. Системный подход в профессиональной подготовке студентов [Текст] / Р.М. Асадуллин, В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. - 2004. - №4 - С. 40-42.

2. Асадуллин Р.М., Васильев Л.И., Иванов В.Г. Новые ориентиры развития профессионального образования [Текст] : монография. - Уфа : Вагант, 2008. - 132 с.

3. Иванов, В.Г. Формирование профессиональной компетентности [Текст] / В.Г. Иванов // Наука и образование в XXI веке : сб. научн. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2014 г. : Часть 12. Тамбов, 2014. - С. 6970.

4. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст] : монография / А.В. Кирьякова. -Оренбург, 1996. - 188 с.

5. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - Москва : издат. центр «Академия», 2007. - С. 159.

6. Лернер, И.Я. Формирование и развитие профессионалов в условиях современного образовательного пространства [Текст] / И.Я. Лернер - Москва : Ун-т Дружбы народов, 2006. - С. 89.

7. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] : учебное пособие для педагогических вузов. Москва : Вентана-Граф, 2006. - 354 с.

8. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения [Текст]. - Москва, 1971. - 149 с.

9. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. С. 20-26.

10. Ткаченко, Е.В. Интеграционные процессы в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. труд. / отв. ред. М.А. Галагузова. - Вып. 5. - Урал. гос. пед. ун-т. - Москва : ВЛАДОС, 2007. - C. 303-312.

11. Ткаченко, Е.В., Штейнберг, В.Э. Развитие профессионального образования и дифференциация компетенций как его важная тенденция [Текст] // Актуальные проблемы профессионального и высшего образования : коллективная монография / авт.-сост. С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. - Москва : изд-во «Экон-Информ», 2016. - 242 с. ISBN 978-5-9908442-8-5. С. 37-46.

12. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - Москва : ИНЭК, 2007. - С.12-20.

13. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования [Текст] / П.Г. Щедровицкий. - Москва : Эксперимент, 1993. - С. 156.

14. Masalimova, Alfiya R. and Valery G. Ivanov (2016). "Formation of Graduates'Professional Competence in Terms of Interaction Between Educational Environment and Production". International Journal of Environmental and Science Education 11 (9):2735-2743. doi:10.12973/ijese.2016.716a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.