Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / инклюзивное образование / профессиональная подготовка / physical education / inclusive education / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусбеков Жамбыл Сисембиевич, Юламанова Гюзель Миниахметовна, Данилов Александр Викторович, Костарев Александр Юрьевич

Определены компоненты профессиональной компетентности педагога физической культуры, реализующего инклюзивное образование. Установлены особенности учебного процесса по физическому воспитанию в инклюзивной образовательной среде для достижения максимально возможного для индивида физического развития и выделен перечень необходимых условий для успешной и эффективной реализации педагогического процесса. Внедрены в практику модели профессиональной подготовки будущих педагогов в образовательные организации высшего образования Республики Башкортостан и Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусбеков Жамбыл Сисембиевич, Юламанова Гюзель Миниахметовна, Данилов Александр Викторович, Костарев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER FOR THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION

The components of professional competence of a physical education teacher, who implements inclusive education, are determined. The features of the educational process in physical education in an inclusive educational environment have been established to achieve the maximum possible physical development for an individual and a list of necessary conditions for the successful and effective implementation of the pedagogical process has been identified. Models of professional training of future teachers in educational institutions of higher education of the Republic of Bashkortostan and the Republic of Kazakhstan have been put into practice.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.07:378.14 Б01: 10.24412/2305-8404-2023-7-10-19

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ж.С. Кусбеков, Г.М. Юламанова, А.В. Данилов, А.Ю. Костарев

Определены компоненты профессиональной компетентности педагога физической культуры, реализующего инклюзивное образование. Установлены особенности учебного процесса по физическому воспитанию в инклюзивной образовательной среде для достижения максимально возможного для индивида физического развития и выделен перечень необходимых условий для успешной и эффективной реализации педагогического процесса. Внедрены в практику модели профессиональной подготовки будущих педагогов в образовательные организации высшего образования Республики Башкортостан и Республики Казахстан.

Ключевые слова: физическое воспитание, инклюзивное образование, профессиональная подготовка.

PREPARATION OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER FOR THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION

Kusbekov Zh.S., teacher, zhambyl04 95@ mail.ru, Kazakhstan,Uralsk, West Kazakhstan University named after M. Utemisova, Yulamanova G.M., doctor of pedagogical sci-nces, professor, head of chair, gulamanmin @mail.ru, Russia, Ufa, Akmulla Bashkir State Pedagogical University,

Danilov A.V., candidate of biological sciences, associate professor, head of chair, alex-marina04@mail.ru, Russia, Ufa, Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Kostarev A.Yu., doctor of pedagogical sci-nces, professor, director of the institute, kosta-rev21@mail.ru, Russia, Ufa, Akmulla Bashkir State Pedagogical University

The components of professional competence of a physical education teacher, who implements inclusive education, are determined. The features of the educational process in physical education in an inclusive educational environment have been established to achieve the maximum possible physical development for an individual and a list of necessary conditions for the successful and effective implementation of the pedagogical process has been identified. Models of professional training of future teachers in educational institutions of higher education of the Republic of Bashkortostan and the Republic of Kazakhstan have been put into practice.

Key words: physical education, inclusive education, professional training.

Кусбеков Жамбыл Сисембиевич, преподаватель, zhambyl04 95@mail.ru, Казахстан, Уральск, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Юламанова Гюзель Миниахметовна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, gulamanmin@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

Данилов Александр Викторович, канд. биол. наук, доц., зав. кафедрой, alexmarina04@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

Костарев Александр Юрьевич, д-р пед. наук, проф., директор института, kostarev21@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Одним из главных приоритетов современного мирового развития является образование. В зарубежной и российской педагогической науке уже имеются научно-педагогические разработки образовательных модулей, содержащие и отражающие основные компоненты профессиональной компетентности педагога, осуществляющего педагогическую деятельность в инклюзивных образовательных учреждениях [2].

Актуальной в современном образовании является проблема формирования двигательных умений, личностных качеств и развития физических качеств

в процессе совместного образовательного процесса по физическому воспи -танию детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников без отклонений в состоянии здоровья в инклюзивной среде, так как в нашей стране данная проблема недостаточно изучена и практически отсутствуют обоснованные методические подходы к ее решению.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать модель профессиональной подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования в рамках физической культуры.

Задачи исследования:

- выделить компоненты профессиональной компетентности учителя физической культуры, педагога, реализующего инклюзивное образование;

- определить особенности учебного процесса по физическому вос -питанию в инклюзивной образовательной среде для достижения максимально возможного для индивида физического развития;

- разработать содержание модели профессиональной подготовки педагога физической культуры к реализации инклюзивного образования.

Методика и организация исследования. В работе были использованы следующие методы теоретического исследования: синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и идеализация.

Для достижения цели исследования были проанализированы вопросы подготовки педагога физической культуры к реализации инклюзивного образования. Вопросы профессиональной подготовки бакалавров к реализации инклюзивного образования в рамках физической культуры и сопряженной проблемы подготовки специалистов рассматривались отече -ственными и зарубежными авторами. Теоретической основой исследова -ния выступили работы Т.С. Овчинниковой, Л.Н. Ростомашвили (коррекци-онная педагогика), Ю.Ф. Курамшина (теория и методика физической культуры), С.П. Евсеева (теория и методика адаптивной физической культуры), В.Л. Бенина (профессиональное образование).

Результаты исследования и их обсуждение. Образовательный процесс, в том числе и физическое воспитание в образовательных организациях, ориентирован на работу со здоровыми детьми, и их обучение осуществляют учителя с традиционной педагогической подготовкой, в то время как в коррекционных школах обучаются дети с особыми потребностями и с ними работают учителя со специальной подготовкой. В процессе интеграции ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включается в образовательное пространство и изменяет систему образования, делая его инклюзивным, что в свою очередь дает возможность «особенным» детям обучаться как всем обычным школьникам. Образовательный процесс осуществляется в очном и дистанционном форматах, а также на дому. Значительное место для эффективности образовательного про -цесса принадлежит педагогическим кадрам, от компетенций которых зави-

сит рациональное взаимодействие всех участников образовательной среды. Результат образовательной деятельности зависит от мотивации педагогов на выполнение своей педагогической деятельности и их знания возрас -тных, психофизиологических особенностей детей с ОВЗ.

В соответствии п. 2 ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование детей с ограниченными возможностями здоровья реа -лизуется по адаптированным общеобразовательным программам. В школах, осуществляющих инклюзивный образовательный процесс, для всех участников создаются специальные условия [1]. Для осуществления процесса адаптивного и инклюзивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья применяют методики, программы, специфические дидактические материалы и учебные пособия. Также используется особый спортивный инвентарь, технические средства обуче -ния коллективного и индивидуального пользования, предоставляются услуги помощника по физической культуре, оказывающего обучающимся необходимую помощь, обеспечивается доступность школы, спортивных площадок и спортивных залов, то есть создаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [4, 10]. Следовательно, образовательные заведения должны создать оптимальные условия для полноценного осуществления инклюзивного образования. К таким усло -виям относится такое понятие, как «безбарьерная среда», которое предполагает наличие и соответствие материально-технической базы, разработку методических рекомендаций и положений для осуществления педагогиче -ской деятельности в условиях инклюзии.

Следовательно, формирование инклюзивного общества становится одной из важных стратегических задач будущего нашей страны, которое невозможно представить вне контекста образовательной системы. Все пе -речисленное обусловлено потребностями раскрытия инклюзивного про -странства с использованием всех сторон социального бытия, в том числе с точки зрения образовательной среды.

Тем не менее вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования на сегодняшний день остаются открытыми и, на наш взгляд, недостаточно изученными. Кроме того, на сегодняшний день существуют аспекты, находящиеся вне поля научных интересов. Несмотря на все это, авторы не берутся утвер -ждать, что ныне существующая система инклюзивного образования тре -бует кардинальных изменений, а лишь предпринимают попытки конкрети -зировать общие положения профессионального образования, составляющих его элементов, их вклад в целеполагание, организацию и реализацию образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья [7, 9].

Традиционная методика по подготовке школьных учителей длительное время была ориентирована в основном на педагогическую деятельность с «обычными» детьми без каких-либо физических и умственных отклонений в развитии. Вполне логичной, в данном аспекте, становится ситуация, в которой педагоги, осуществляющие инклюзивное обучение на практике, испытывают некоторые трудности адаптации в целях соблюдения и соответствия требованиям государственного общеобразовательного стандарта образования. Сложности возникают и в освоении программного содержания учебных дисциплин, ориентированных на учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется тем, что профессиональная подготовка кадров по педагогическим направлениям в условиях инклюзивного образования основывается не на всей системе образования в целом, а лишь на развитии частных элементов профессиональной готовности к деятельности педагога в инклюзивной среде образования [8, 12].

Все вышеперечисленные погрешности в образовательной системе являются открытыми и требуют дальнейшего изучения в области вопро -сов, связанных с активным введением инклюзивного образования, особенно с подготовкой педагогических кадров к деятельности в инклюзивной среде.

Ключевым принципом инклюзивного образования является соответствие наименее ограничивающей и наиболее включающей образовательной среды диверсификации запросов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Еще одним важным условием инклюзивного обучения является коммуникация, что предполагает следующие критерии: педагог должен использовать простой и понятный язык изложения материала, излагать свою речь последовательно, правильно интерпретировать приемы невербальной коммуникации, понимать язык тела, различать интонацию, мимику учащегося, использовать формы приветствия, подбадривания и поощрения, проявлять гибкость в общении с детьми с ОВЗ, кото -рые имеют речетворческие затруднения и проблемы со слухом или для кого язык обучения не является родным, правильно планировать учебный процесс во избежание переутомления обучающегося, вести мониторинг аудиовизуальной доступности учебных материалов для учащихся [5, 6].

Дополнительным условием продуктивной работы педагога по физической культуре с учащимися с особыми потребностями в образовании является сотрудничество со специалистами медицинского, психологиче -ского и дефектологического профилей. Целью этого сотрудничества является развитие, образование, социализация, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее нельзя не согласиться, что далеко не все учителя сегодня готовы признавать наличие «белых пятен» в данной области и взаимодействовать со специалистами. На наш взгляд, решить эту проблему возможно сосредоточив внимание не только на содержании обучения, но и на всем пространстве образования,

то есть необходимо осуществлять профессиональную подготовку будущих специалистов с уклоном на проектирование и практику инклюзивной среды [3].

Учебный процесс на занятиях по физическому воспитанию для лиц с ограниченными возможностями здоровья должен организовываться по-особенному для достижения максимально возможного для индивида результата физического развития. Для учащихся с ОВЗ такой подход явля -ется наиболее эффективным, поскольку многообразие нозологий, сопутст -вующих заболеваний и нарушений, а также частое отсутствие мотивации и необходимости в физической активности требуют индивидуализированного отношения к личности обучающегося с особыми образовательными потребностями.

Рекомендуется включить в учебную программу темы по ведению здорового образа жизни и его поддержанию, создать из числа преподавателей и методистов службу академического консультанта (тьютора) для ока -зания помощи обучающимся в выборе и реализации индивидуальных учебных планов. Обучающиеся с индивидуальными особенностями здоро -вья обучаются по специально установленным программам освоения предмета, а именно: выполнение физических упражнений происходит с учетом состояния их здоровья. Основной целью дисциплины «Физическая культура» является максимальное развитие жизненной стойкости обучающихся и нормализация состояние их здоровья с помощью обеспечения оптимальной активизации сохраненных и генетически обусловленных двигательных способностей и психических сил, а также их координации [10].

При обучении в образовательных учреждениях для учащихся с отклонениями в физическом развитии процесс обучения должен строиться с учетом принципов социального воспитания и компонентов здоровьесбере-гающих технологий. Поэтому выбор совместных занятий и физических упражнений, конкретных средств и методов обучения и воспитания является мощным фактором коррекции и восполнения отклонений физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система профессиональной подготовки учителей физической культуры в инклюзивной образовательной среде рассматривается как личностное интегрированное образование, имеющее сложную структуру и органи -зацию.

Система образования в инклюзивной среде осуществляется при це -лостном взаимодействии и взаимопроникновении когнитивного, рефлексивного, деятельностного, ценностно-мотивационного компонентов системы.

Учебный и воспитательный процессы должны иметь четкую профессионально-педагогическую направленностью. Изучение дисциплин психолого-педагогического цикла должно проходить последовательно и

взаимосвязанно. «Каждый студент должен быть включен в активную само -стоятельную работу по изучению дисциплин, направленных на фундаментальное усвоение системы общепедагогических понятий по воспитанию и коррекции в работе с детьми с ОВЗ. Также немаловажно установить тес -ную связь психолого-педагогических дисциплин с практикой работы школы, с ее передовым опытом» [11].

Следовательно, структуру программы обучения специалиста сле -дует строить с использованием модульной системы обучения, которая включает профессиональный модуль, модуль универсальных компетенций, общепрофессиональный модуль. В профессиональный модуль должны быть включены дисциплины, формирующие компетенции учителя физической культуры для реализации физической культуры в условиях инклюзии.

Блоковая модель профессиональной подготовки к реализации инклюзивного образования в рамках физической культуры содержит общекультурный, структурно-содержательный, методический и деятельностный блоки (таблица).

Содержание модели профессиональной подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования в рамках

физической культуры

Блоки

Общекультурный Структурно-содержательный Методический Деятельностный

Понимание закономерностей физического и психического развития детей с ОВЗ Способность определять закономерности развития физических и психических качеств детей с ОВЗ, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития функций Способность проводить педагогическую деятельность с использованием методик базовых видов физкультурно-спор-тивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению детей с ОВЗ Осознанность в выборе своей деятельности, осмысленной и мотивированной на достижение интересов и личностных запросов каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья

Знание содержания профессионального становления в кор-рекционной педагогике с учетом позитивных и негативных воздействий на учащегося, человека и общество Умение использовать перспективные технологии в сфере инклюзивного образования Способность обосновывать выбор наиболее эффективных методов обучения с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в инклюзивной образовательной среде Самоопределение уровня своей подготовки к деятельности в инклюзивной образовательной среде

Окончание

Блоки

Общекультурный Структурно-содержательный Методический Деятельностный

Способность воспринимать инклюзивную среду обучения как реально существующую составляющую общего развития человека Способность к постановке задач в рамках поставленной цели и умение выбирать оптимальные способы их решения, позволяющие качественно планировать образовательный процесс в условиях инклюзии Планирование собственной деятельность в сфере инклюзивного образования, моделирования, конструирования, прогнозирования ее результатов, оценки ее эффективности Самоанализ процесса и результатов деятельности в инклюзивной образовательной среде

Критерии сформированности профессиональной готовности

Мотивационный Когнитивный Деятельностный

Уровни профессиональной готовности

Низкий Средний Высокий

Результат: сформированная готовность будущего педагога к реализации инклюзивного образования в рамках физической культуры

Эффективность системы будет определяться степенью адаптированности будущего специалиста к требованиям профессиональной подготовленности к реализации физического воспитания в инклюзив -ном образовательном процессе, постоянном стремлении личности педагога к профессиональному росту.

Реализация модели осуществляется ступенчато. Первая ступень моделирования системы профессиональной подготовки носит информационный характер. На этом этапе будущих специалистов вводят в курс про -блемных вопросов в сфере инклюзивного образования. На этом же этапе происходит актуализация психолого-педагогических знаний студентов.

Вторая ступень носит ориентирующий характер, здесь происходит сбор и обработка материала, изучение и анализ теоретической и методоло -гической базы о проблемах и вопросах инклюзивного образования.

Третья ступень является моделирующим этапом, на котором происходит разработка социально-педагогических проектов, а также создается собственная педагогическая продукция.

Наконец, заключительный этап моделирования системы подготовки будущих учителей физического воспитания приобретает обобщающий характер. На данном этапе происходит представление и апробация создан -ных проектов с последующим внедрением в собственную деятельность.

Заключение. По результатам многолетних эмпирических и теоретических исследований была разработана, апробирована и внедрена в образовательные организации Республики Башкортостан и Республики

Казахстан модель профессиональной подготовки будущих специалистов к реализации инклюзивного образования в рамках физической культуры. В структуру модели профессиональной подготовки к реализации инклюзивного образования в рамках физической культуры включены все виды учебной и внеучебной образовательной деятельности по получению профессиональных навыков и умений, учебные планы, графики учебного про -цесса, квалификационные характеристики. Модульная структура направлена на повышение профессионализма и глубокого понимания педагогиче -ских вопросов инклюзивного образования.

Таким образом, моделирование системы профессиональной подготовки специалистов физического воспитания для работы в сфере инклюзивного образования является целенаправленным, структурным и многоступенчатым процессом. Результатом подготовки является овладение спе -циальными компетенциями будущего учителя физической культуры, которые формируют его готовность к обеспечению образовательного процесса в инклюзивной среде с детьми с ОВЗ.

Список литературы

1. Андреев В.В. Базовые концепции преподавания дисциплины «Физическая культура» в условиях инклюзивного образования // Спорт и спортивная медицина: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., по-свящ. 40-летию со дня основания Чайковского государственного института физической культуры. Чайковский: Изд-во ЧГИФК, 2020. С. 11-17.

2. Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Рос -сийской Федерации: проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-19. С. 4292-4297.

3. Ермакова Е.Г. Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-3 (44). С. 123-125.

4. Казарян М.А. Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в условиях современной школы // Научный форум: педагогика и психология: сб. материалов XXVI Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во МЦНО, 2019. С 5-8.

5. Карягина Н.В. Инклюзивное образование на уроках физической культуры // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельно -сти: сб. материалов заседаний круглых столов Ин-та физ. культуры и дзюдо Адыгейского гос. ун-та (2018-2019 учеб. год). Майкоп: Изд-во АГУ, 2019. С. 152-156.

6. Клименко Т.К., Люлицина А.А. Проблемы физического воспита -ния школьников в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 136-139.

7. Мануйлова В.В. Подготовка педагогических кадров для работы в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование // Образовательная среда сегодня: стратегия развития. 2015. № 1 (2). С. 335-338.

8. Матявина С.И. Адаптивная физическая культура: актуальные вопросы теории и практики // Культура физическая и здоровье. 2020. № 1 (73). С. 152-154.

9. Научно-теоретические аспекты формирования готовности выпускников специальности «Физическая культура и спорт» вузов к трудоустройству / Г.Н. Жумагулов [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 3 (205). С. 136-141.

10. Пястолова Н.Б. Инклюзивная физическая культура: состояние, проблемы, перспективы // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6. № 1. С. 118-124.

11. Сапегина Т.А. К вопросу об инклюзивном образовании в системе физического воспитания // Непрерывное образование: теория и практика реализации: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2020. С. 116-119.

12. Юламанова Г.М., Данилов А.В. Психолого-педагогические основания подготовки педагога к организации физического воспитания детей с ОВЗ // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 4. С. 104-113.

References

1. Andreev V.V. Bazovye koncepcii prepodavaniya discipliny «Fizicheskaya kul'tura» v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Basic concepts of teaching the discipline "Physical culture" in the conditions of inclusive education] // Sport and sports medicine: coll. materials of the International scientific-practical. conf., dedicated 40th anniversary of the founding of the Tchaikovsky State Institute of Physical Culture. Tchaikovsky: ChGIFK Publishing House, 2020. P. 11-17.

2. Grebennikova V.M. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: problemy i perspektivy [Development of inclusive education in the Russian Federation: problems and prospects] // Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research]. 2015. No. 2-19. P. 4292-4297.

3. Ermakova E.G. Inklyuzivnyj podhod k obucheniyu studentov po discipline «Fizicheskaya kul'tura» [An inclusive approach to teaching students in the discipline "Physical Culture"] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences]. 2020. No. 5-3 (44). P. 123-125.

4. Kazaryan M.A. Inklyuzivnoe obrazovanie detej sredstvami fizicheskogo vospita-niya v usloviyah sovremennoj shkoly [Inclusive education of children by means of physical education in the conditions of modern school] // Scientific forum: pedagogy and psychology: coll. materials XXVI Intern. scientific-practical. conf. M.: Izd. MTsNO, 2019. P. 5-8.

5. Karyagina N.V. Inklyuzivnoe obrazovanie na urokah fizicheskoj kul'tury [Inclusive education in the lessons of physical culture] // Physical culture and sport, life safety: sat. materials of the round tables of the Institute of physics. culture and judo of the Adyghe state. university (2018-2019 academic year). Maykop: Publishing House of AGU, 2019. P. 152156.

6. Klimenko T.K., Lyulicina A.A. Problemy fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Problems of physical education of schoolchildren in conditions of inclusive education] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazova-niya [Problems of modern pedagogical education]. 2020. No. 66-4. P. 136-139.

7. Manujlova V.V. Podgotovka pedagogicheskih kadrov dlya raboty v edinom obra-zovatel'nom prostranstve: special'noe i inklyuzivnoe obrazovanie [Training of teaching staff for work in a single educational space: special and inclusive education] // Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategiya razvitiya [Educational environment today: development strategy]. 2015. No. 1 (2). P. 335-338.

8. Matyavina S.I. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura: aktual'nye voprosy teorii i praktiki [Adaptive physical culture: topical issues of theory and practice] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2020. No. 1 (73). P. 152-154.

9. Nauchno-teoreticheskie aspekty formirovaniya gotovnosti vypusknikov special'nosti «Fizicheskaya kul'tura i sport» vuzov k trudoustrojstvu [Scientific and theoretical aspects of the formation of readiness of graduates of the specialty "Physical culture and sport" of universities for employment] / G.N. Zhumagulov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 3 (205). P. 136-141.

10. Pyastolova N.B. Inklyuzivnaya fizicheskaya kul'tura: sostoyanie, problemy, perspektivy [Inclusive physical culture: state, problems, prospects] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2021. V. 6. No. 1. P. 118-124.

11. Sapegina T.A. K voprosu ob inklyuzivnom obrazovanii v sisteme fizicheskogo vospitaniya [On the issue of inclusive education in the system of physical education] // Continuous education: theory and practice of implementation: sat. materials III Intern. scientific-practical. conf. Ekaterinburg: Publishing House of RGPPU, 2020. P. 116-119.

12. Yulamanova G.M., Danilov A.V. Psihologo-pedagogicheskie osnovaniya pod-gotovki pedagoga k organizacii fizicheskogo vospitaniya detej s OVZ [Psychological and pedagogical bases for the preparation of a teacher for the organization of physical education of children with disabilities] // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana [Pedagogical journal of Bashkortostan]. 2022. No. 4. P. 104-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.