Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ'

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличная Наиля Камилевна

Актуальность исследования определена своевременностью изменения подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Целью исследования явился аналитический обзор, посвященный развитию инклюзивного образования в сфере адаптивного физического воспитания. Для решения поставленной цели в работе применялся метод анализа источников научной и специальной литературы. Рассмотрены основные проблемы реализации инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания детей. Обоснована необходимость создания в образовательной организации специальных условий для реализации физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для решения описанных проблем проанализировано осуществление комплекса мер, направленного на развитие инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания. Сделан вывод, что в современном образовании остро назрела необходимость подготовки физкультурно-педагогических кадров для системы инклюзивного образования, разработка профессиональной подготовки педагогов с формированием их инклюзивной компетентности для осуществления образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Это должно быть в долгосрочной стратегии, требующей последовательности, непрерывности, поэтапного и комплексного подхода подготовки квалифицированных кадров в сфере адаптивной физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличная Наиля Камилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN

The relevance of the research is determined by the timeliness of changing approaches to the education and upbringing of children with disabilities and disabilities. The purpose of the research was an analytical review on the development of inclusive education in the field of adaptive physical education. To solve the set goal, we use the method of analyzing sources of scientific and special literature. We consider the main problems of implementing inclusive education in the field of adaptive physical education of children. The need to create special conditions in the educational organization for the implementation of physical education of children with disabilities and disabilities is justified. To solve the problems described in the article, the implementation of a set of measures aimed at developing inclusive education in the field of adaptive physical education is analyzed. It was concluded that in modern education there is an urgent need to train physical and pedagogical personnel for the system of inclusive education, to develop professional training of teachers with the formation of their inclusive competence for educational activities with children with limited health opportunities and disabilities. This should be in a long-term strategy that requires consistency, continuity, a phased and integrated approach to the training of skilled personnel in adaptive physical education and sports.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья

УДК 376.1-4; 796.011.1

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-3-705-713

Развитие инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания детей

Наиля Камилевна СВЕТЛИЧНАЯ

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта 111709, Республика Узбекистан, Ташкентская обл., г. Чирчик, ул. Спортивная, 19

tashnailya@yandex.uz

Аннотация. Актуальность исследования определена своевременностью изменения подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Целью исследования явился аналитический обзор, посвященный развитию инклюзивного образования в сфере адаптивного физического воспитания. Для решения поставленной цели в работе применялся метод анализа источников научной и специальной литературы. Рассмотрены основные проблемы реализации инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания детей. Обоснована необходимость создания в образовательной организации специальных условий для реализации физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для решения описанных проблем проанализировано осуществление комплекса мер, направленного на развитие инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания. Сделан вывод, что в современном образовании остро назрела необходимость подготовки физкультурно-педагогических кадров для системы инклюзивного образования, разработка профессиональной подготовки педагогов с формированием их инклюзивной компетентности для осуществления образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Это должно быть в долгосрочной стратегии, требующей последовательности, непрерывности, поэтапного и комплексного подхода подготовки квалифицированных кадров в сфере адаптивной физической культуры и спорта.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптивное физическое воспитание

Для цитирования: Светличная Н.К. Развитие инклюзивного образования в области адаптивного физического воспитания детей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 3. С. 705-713. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-705-713

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-3-705-713

Development of inclusive education in adaptive physical education of children

Nailya K. SVETLICHNAYA

Uzbek State University of Physical Education and Sports 19 Sportivnaya St., Chirchik 111709, Tashkent Region, Republic of Uzbekistan

tashnailya@yandex.uz

'3'

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Светличная Н.К., 2022

Abstract. The relevance of the research is determined by the timeliness of changing approaches to the education and upbringing of children with disabilities and disabilities. The purpose of the research was an analytical review on the development of inclusive education in the field of adaptive physical education. To solve the set goal, we use the method of analyzing sources of scientific and special literature. We consider the main problems of implementing inclusive education in the field of adaptive physical education of children. The need to create special conditions in the educational organization for the implementation of physical education of children with disabilities and disabilities is justified. To solve the problems described in the article, the implementation of a set of measures aimed at developing inclusive education in the field of adaptive physical education is analyzed. It was concluded that in modern education there is an urgent need to train physical and pedagogical personnel for the system of inclusive education, to develop professional training of teachers with the formation of their inclusive competence for educational activities with children with limited health opportunities and disabilities. This should be in a long-term strategy that requires consistency, continuity, a phased and integrated approach to the training of skilled personnel in adaptive physical education and sports.

Keywords: inclusive education, children with disabilities, adaptive physical education For citation: Svetlichnaya N.K. Razvitiye inklyuzivnogo obrazovaniya v oblasti adaptivnogo fizi-cheskogo vospitaniya detey [Development of inclusive education in adaptive physical education of children]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 3, pp. 705-713. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-705-713 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Одной из приоритетных задач социальной политики Республики Узбекистан выступает модернизация образовательных процессов в направлении повышения качества и доступности образования для всех категорий населения, вне зависимости от состояния здоровья, материального, политического, социального или религиозного статуса. Это, в частности, определяет своевременный подход к учебно-воспитательному процессу де-

тей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социум достаточно широко исследуется в научной литературе последних десятилетий. Это связано с тем, что данная проблема затрагивает не только микросоциум, семью и ближайшее окружение, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, но и все общество в целом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, общаясь в большей степени в микросоциуме, то есть в кругу своей семьи и ближнего окружения, по мере взросления испытывают проблемы, связанные с готовностью к самостоятельной взрослой жизни. Образовательные и физкультур-но-спортивные учреждения являются одними из немногих возможностей для детей обучаться и общаться в формате интеграции и инклюзии, взаимодействовать со сверстниками и приобщаться к социальным явлениям в жизни. Многоаспектность характеристик нарушений в развитии и дизонтогенеза детей с ограниченными возможностями здоровья, сопровождаемая необходимостью обеспечения коррекционно-профилактического воздействия, диктует условия организации дифференцированного и рационального сопровождения их развития в образовательном и воспитательном процессе [1].

Адаптивная физическая культура приобретает особое значение в разрешении проблем интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в инклюзивном образовательном пространстве. В данном аспекте адаптивное физическое воспитание незаменимо не только в коррекции первичных и профилактике вторичных нарушений развития, совершенствовании сенсорно-моторных возможностей, но, что не менее важно, и в сфере социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Разнообразие средств, методов, методик и технологий, вариативность их применения позволяют производить подбор наиболее целесообразного сочетания для каждой индивидуально разработанной образовательной траектории [2]. Исследованиями доказано, что адаптивная физическая культура является эффективным средством улучшения психофизического состояния обучающихся и преодоления трудностей, возникающих в новых и непривычных социально-образовательных условиях [3].

Вышеизложенное обусловливает актуальность данной работы, а именно, поиск путей эффективного развития инклюзивного

образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью средствами адаптивного физического воспитания.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью настоящей работы было определено формирование аналитического инструментария, посвященного обзору проблем развития инклюзивного образования в сфере адаптивного физического воспитания. Методами исследования были определены: метод анализа научно-методической литературы и нормативной документации, метод обобщения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Последние годы внесли серьезные изменения в отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В республике особое внимание уделяется проблеме развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Со стороны правительства Республики Узбекистан принят ряд документов, регулирующих данную сферу, включая образовательную, социальную, спортивную, рекреационную и другие направления. Так, в новой редакции Закона Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» (2015) впервые обозначена статья 31 «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт». Развитию адаптивной физической культуры и спорта в Узбекистане также способствует ряд принятых нормативно-правовых документов, среди которых Законы Республики Узбекистан «Об образовании» (2020 г.) и «О правах лиц с инвалидностью» (2020 г.), Указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» (2017 г.) и «О мерах по широкому внедрению здорового образа жизни и дальнейшему развитию массового спорта» (2020 г.), Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обра-

зования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» (2020 г.), «О дополнительных мерах по развитию па-ралимпийского движения» (2021 г.), а также другие нормативные акты, в которых отображены процессы создания условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Исходя из физического и психического состояния здоровья детей, очевидно, что дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью нуждаются в специально организованной среде, облегчающей многообразие трудностей и преград, возникающих в процессе их обучения и воспитания. В связи с этим технология коррекционно-раз-вивающего обучения предполагает модификацию образовательной и воспитательной среды, которая ранее делала невозможным вовлечение такого ребенка в образовательное пространство. Данное положение заключается в подборе специального или адаптированного спортивного инвентаря, доступного для проприоцептивного, зрительного, слухового и осязательного восприятия [4].

В своих трудах Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с инвалидностью не исключался бы из общества детей с нормальным развитием [5]. Ученый указывал на то, что при имеющихся достоинствах специальные коррекционные школы имеют тот недостаток, при котором происходит замыкание обучающихся в узком специфичном коллективе, созданном замкнутом социуме, где все приспособлено к дефекту ребенка, фиксируя его внимание на имеющемся дефекте развития и не очень эффективно подготавливает его к самостоятельной жизни. Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения: «...глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем

умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций». Несомненно, приведенные слова ученого можно отнести ко всем детям с различными нозологиями и нарушениями развития.

В Республике Узбекистан в настоящее время одновременно применяются два подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:

1) дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта в специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах;

2) инклюзивное обучение, при котором дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Основа инклюзивного образования базируется на идеологии, которая исключает любую дискриминацию, в том числе «положительную», обеспечивая равное отношение ко всем людям, но при этом создавая особые условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование рассматривается как практика образования, основанная на понимании, что лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современном обществе не только могут, но и должны быть вовлечены в социальные процессы жизнедеятельности, общение со сверстниками, иметь возможность выбора профессиональной деятельности, заниматься адаптивными видами спорта и т. д. Данная практика ориентирована на формирование условий полноценной среды доступности и образования для всех без исключения. Инклюзивное образование рассматривается как реализация права человека на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у него познавательными возможностями, в адекватной его здоровью среде, соответствуя подходу ближайшего расположения к месту жительства [6].

На сегодняшний день система инклюзивного образования совершенствуется методом экстраполяции, то есть переносом опыта с адаптированием к местным условиям, хорошо зарекомендовавших себя методическим подходам в образовании.

Многие ученые и педагоги пришли к выводу, что совместная деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых взаимно полезна, так как помогает развивать коммуникативные навыки лицам с инвалидностью и преодолевать эгоцентризм вторым.

В своей работе К. Кениг обосновал «три большие ошибки» современности - агностицизм, понятие «естественного отбора» по Дарвину и психологическую теорию измерения интеллекта [7]. Основываясь на этом, неоспоримым становится тот факт, что процессы инклюзии в образовании несут в себе всестороннее развитие, включая развитие как «инвалидизированных», так и «нормальных, обычных» детей. Обе категории детей оказывают взаимное содействие, проявляемое в том, что здоровые дети оказывают поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, последовательно развивая в них чувство ответственности и способствуя развитию положительной толерантности в социуме.

Однако, несмотря на усилия современных ученых и педагогов в разработке научно-методических основ инклюзивного образования, во многих образовательных учреждениях дети с ограниченными возможностями здоровья, будучи освобожденными врачом от занятий физической культурой, испытывают вынужденную малоподвижную форму поведения. Но зачастую малая двигательная активность является причиной развития вторичных осложнений основного заболевания. Поэтому полноценные инклюзивные уроки физической культуры приобретают особую актуальность и значимость.

Процесс адаптивного физического воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо выстраивать таким образом, чтобы дети осмысленно выполняли упраж-

нения, опосредуя и анализируя их, осуществляя регуляцию ритма, темпа и других координационных характеристик движения, подстраиваясь под возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, но одновременно и стимулируя их развитие [8].

По мнению исследователей, социальное здоровье подростка зависит от такого понятия, как «социальная активность подростка», отражающего его стремление и способность к построению взаимоотношений с окружающими сверстниками, включенность личности подростка в социальные процессы [9]. Именно совместные инклюзивные занятия физическими упражнениями являются примером двигательного обучения путем подражания детей с ограниченными возможностями здоровья, в то время как у здоровых детей формируется способность к преодолению различных барьеров (физических, психологических), и, как следствие, у всех появляется желание улучшать уровень своих физических и функциональных возможностей. Данный аспект воплощается на уроках физического воспитания или при совместных занятиях в спортивной секции, когда здоровые дети могут осуществлять страховку при выполнении двигательных заданий, соревноваться в смешанных командах, вставать в парные упражнения и т. д.

Не стоит забывать о том, что занятия адаптивной физической культурой должны строиться с использованием принципа индивидуального подхода и учетом нозологических и других особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, при активной взаимопомощи, поддержке, равноправии и дружелюбности со стороны педагога и других детей. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью важно осознать, что созданы все условия для полноценного его общения на равных со сверстниками.

Специалисты, работающие с детьми, имеющими инвалидность, отмечают, что у детей довольно часто наблюдается переоценка собственных возможностей, знаний и своего положения в коллективе, что может выражаться в неадекватно высоком уровне при-

тязаний. Педагогу, работающему с данным контингентом детей, необходимо создавать атмосферу безопасного самопознания, на котором базируется реальное отношение к своему состоянию здоровья, помочь ребенку установить предел безопасных психофизиологических нагрузок, научить обращаться за помощью в случае необходимости и страха, при этом не ощущая чувства ложного стыда. Все это позволит сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешнее преодолевать возникающие объективные или субъективные трудности социализации [10].

Многообразие трудностей в организации инклюзивного образовательного процесса у детей, имеющих различный уровень физической и функциональной подготовленности, сложности в формировании двигательных навыков и умений, своеобразие общения предопределяет личностно-ориентированный подход к организации учебно-воспитательного процесса в решении проблем каждого уникального по-своему ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ведущей формой организации обучения детей с особыми образовательными потребностями, особенно на начальном этапе обучения двигательному действию, является индивидуальная форма. Индивидуально-групповые или малогрупповые (2-4 человека) формы организации занятий предполагают, что дети с ограниченными возможностями здоровья уже достигли определенного уровня физической и функциональной подготовленности на предшествующих этому индивидуальных занятиях, в результате чего они могут активно взаимодействовать друг с другом в малых группах.

Для решения отдельных задач адаптивного физического воспитания, помимо индивидуального подхода, педагог должен владеть рядом научно-педагогических подходов, таких как кибернетический, акмеологиче-ский, культурологический, деятельный, системный, инновационный и др. [11].

Кроме того, для наиболее эффективного воздействия физических нагрузок на орга-

низм ребенка с ограниченными возможностями здоровья, помимо педагогического и медицинского контроля, необходимо освоение методик самонаблюдения за изменениями состояния организма, помогающих адекватно регулировать объем и интенсивность физической нагрузки, а также имеющих воспитательное воздействие, приучая более активно и сознательно относиться к занятиям адаптивной физической культурой.

Одной из актуальных проблем развития инклюзивного образования является тьютер-ство, необходимое для полноценного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательный процесс. Детям с особыми образовательными потребностями необходимо создание специальных условий, одним из которых является наличие специалиста сопровождения, или тьютора, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с особыми образовательными потребностями был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив инклюзивного образовательного пространства. В сфере адаптивного физического воспитания роль тьютера также выполняют специально обученные помощники педагога или тренера, благодаря которым во время занятий создаются условия для организации деятельности в индивидуальной или малогрупповой форме. Тьютерство способствует развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого ребенка, формированию его мотивов и ценностей [12].

Инклюзивное образование предъявляет также определенные требования и к педагогическому составу образовательного учреждения. Педагог должен знать причинные связи возникновения нестандартных ситуаций в процессе образовательной деятельности, средства, методы и методические приемы, способствующие решению нестандартных проблем, отличительные особенности воспитательного процесса различных нозологических форм, гендерных и возрастных групп

обучающихся, владеть основными идеями развивающего обучения, методологией теории и методики адаптивного физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки, современными средствами, методами, методиками, приемами, техническими средствами для осуществления двигательного и когнитивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [13]. Практика же показывает, что большинство педагогов не обладают специальными навыками организации и ведения инклюзивного учебно-воспитательного процесса, разработки соответствующих учебно-методических материалов.

Несмотря на то, что согласно проведенным исследованиям, еще остаются информационный, социально-психологический, организационно-методический и материально-технический барьеры в организации инклюзивной образовательной среды в независимости от школы и формы обучения [14], взаимодействие многовековых культурных традиций совместного, общинного проживания членов социума, каким является уникальное

узбекское социальное образование «махал-ля», с объективно развивающимся современным прогрессом дает несравненно больше возможностей для объединения и сплочения всех членов социума с целью развития истинных инклюзивных процессов в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном образовании остро назрела необходимость подготовки физкуль-турно-педагогических кадров для полноценного развития системы инклюзивного образования, разработка программ профессиональной подготовки педагогов с формированием у них инклюзивной компетентности для осуществления учебно-воспитательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Это должно быть в долгосрочной стратегии, требующей последовательности, непрерывности, поэтапного и комплексного подхода подготовки квалифицированных кадров в сфере адаптивной физической культуры и спорта.

Список источников

1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / под ред. М.С. Староверовой. М.: Владос, 2011. 167 с.

2. Евсеев С.П., Евсеева О.Э. Адаптивная физическая культура: сущность, история и современное состояние // Теория и практика физической культуры. 2016. № 10. С. 20-23.

3. Макарова Л.Н., Смолярчук И.В., Исаева С.Н. Педагогическое сотрудничество как условие познавательного развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 191. С. 130-136. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-130-136

4. Миржамолов М.Х., Валиева Н.Ю. Дифференцированная программа занятий физической культуры для учащихся с ограниченными физическими возможностями // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы 10 Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2020. С. 14-19.

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.

6. Андреев В.В., Парфенова Л.А., Фоминых А.В. и др. Модель инклюзивного образовательного процесса по физическому воспитанию в условиях общеобразовательной организации // Теория и практика физической культуры. 2020. № 4. С. 61-62.

7. Кениг К. Три первых года ребенка. Обретение способности прямохождения. Обучение родному языку. Пробуждение мышления / пер. с англ. Калуга: Познание, 2003. 152 с.

8. Устыменко О.Н. Специальное олимпийское движение и его роль в жизни людей с нарушением интеллектуального развития // Физическая культура, спорт и здоровье. 2016. № 28. С. 102-105.

9. Акопянц И.А., Курин А.Ю. Социальная активность подростка как фактор его социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 86-93. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-86-93

10. Калмыков Д.А. Особенности реализации методики развития координационных способностей на основе комплексного подхода у детей с умственной отсталостью // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 118-127. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-118-127

11. Шанкина С.В., Шушпанова Е.Ю., Путрашик И.И. Научно-педагогические подходы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями средствами бального танца // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 187. С. 104-109. https://doi.org/10.20310/ 1810-0201-2020-25-187-104-109

12. Подольская О.А., Яковлева И.В. Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 78 с.

13. Мищенко И.А. Современные технологии физического воспитания в пространстве инклюзивного образования // Актуальные проблемы науки и образования: сб. науч. тр. Липецк: Липецк. гос. пед. ун-т им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. С. 46-55.

14. Миронов А.В., Шелест Е.С., Булатова О.В. Барьеры в организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, воспринимаемые родителями // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 50-66. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.03

1. Staroverova M.S. (ed.). Inklyuzivnoye obrazovaniye. Nastol'naya kniga pedagoga, rabotayushchego s det'mi s OVZ [Inclusive education. Handbook for a Teacher Working with Children with Disabilities]. Moscow, Vlados Publ., 2011, 167 p. (In Russian).

2. Evseyev S.P., Evseyeva O.E. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura: sushchnost', istoriya i sovremennoye sostoyaniye [Adaptive physical culture: essence, history and current state]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul 'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 10, pp. 20-23. (In Russian).

3. Makarova L.N., Smolyarchuk I.V., Isaeva S.N. Pedagogicheskoye sotrudnichestvo kak usloviye poznava-tel'nogo razvitiya doshkol'nikov s OVZ v inklyuzivnom obrazovanii [Pedagogical cooperation as a condition for the cognitive development of preschoolers with disabilities in inclusive education]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 191, pp. 130-136. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-130-136. (In Russian).

4. Mirzhamolov M.K., Valiyeva N.Y. Differentsirovannaya programma zanyatiy fizicheskoy kul'tury dlya uchashchikhsya s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami [Differentiated program of physical culture classes for students with disabilities]. Materialy 10 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferent-sii, posvyashchennoy 90-letiyu ChGPU im. I.Y. Yakovleva «Aktual'nyye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta» [Proceedings of the 10th International Scientific and Practical Conference, Dedicated to 90th Anniversary of I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University "Current Problems of Physical Education and Sports"]. Cheboksary, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Publ., 2020, pp. 14-19. (In Russian).

5. Vygotskiy L.S. Osnovy defektologii [Fundamentals of Defectology]. St. Petersburg, Lan' Publ., 2003, 656 p. (In Russian).

6. Andreyev V.V., Parfenova L.A., Fominykh A.V. et al. Model' inklyuzivnogo obrazovatel'nogo protsessa po fizicheskomu vospitaniyu v usloviyakh obshcheobrazovatel'noy organizatsii [Model of the inclusive educational process in physical education in the conditions of a general educational organization]. Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 4, pp. 61-62. (In Russian).

7. Kenig K. Tri pervykh goda rebenka. Obreteniye sposobnosti pryamokhozhdeniya. Obucheniye rodnomu yazyku. Probuzhdeniye myshleniya [The First Three Years of a Child. Acquiring the Ability to Walk Upright. Mother Tongue Teaching. Awakening Thinking]. Kaluga, Poznaniye Publ., 2003, 152 p. (In Russian).

8. Ustymenko O.N. Spetsial'noye olimpiyskoye dvizheniye i ego rol' v zhizni lyudey s narusheniyem intellek-tual'nogo razvitiya [Special Olympic Movement and its role in the life of people with intellectual disabilities]. Fizicheskaya kul 'turn, sport i zdorov 'ye [Physical Education, Sport and Health], 2016, no. 28, pp. 102105. (In Russian).

References

9. Akopyanc I.A., Kurin A.Y. Sotsial'naya aktivnost' podrostka kak faktor ego sotsial'nogo zdorov'ya [Social activity of an adolescent as a factor of its social health]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 186, pp. 86-93. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-86-93. (In Russian).

10. Kalmykov D.A. Osobennosti realizatsii metodiki razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey na osnove kom-pleksnogo podkhoda u detey s umstvennoy otstalost'yu [Methodology implementation features for the development of coordination abilities on the basis of an integrated approach among children with mental retardation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 183, pp. 118-127. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-118-127. (In Russian).

11. Shankina S.V., Shushpanova E.Y., Putrashik I.I. Nauchno-pedagogicheskiye podkhody obucheniya i vospi-taniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami sredstvami bal'nogo tantsa [Scientific and pedagogical approaches to teaching and upbringing children with disabilities by means of ballroom dance]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 104-109. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-104-109. (In Russian).

12. Podolskaya O.A., Yakovleva I.V. T'yutorskoye soprovozhdeniye lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov 'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Tutoring Support for Persons with Disabilities in the Context of Inclusive Education]. Moscow, Berlin, Direct-Media Publ., 2019, 78 p. (In Russian).

13. Mishchenko I.A. Sovremennyye tekhnologii fizicheskogo vospitaniya v prostranstve inklyuzivnogo obrazovaniya [Modern technologies of physical education in the space of inclusive education]. Aktual'nyye problemy nauki i obrazovaniya [Current Problems of Science and Education]. Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University Publ., 2020, pp. 46-55. (In Russian).

14. Mironov A.V., Shelest E.S., Bulatova O.V. Bar'yery v organizatsii obucheniya i vospitaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya, vosprinimayemyye roditelyami [Barriers to implementing inclusive education for children with special educational needs: parents' perceptions]. Science for Education Today, 2020, vol. 10, no. 5, pp. 50-66. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.03. (In Russian).

Информация об авторе

Светличная Наиля Камилевна, доцент, доцент кафедры «Адаптивная физическая культура и спорт», Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, г. Чирчик, Ташкентская обл., Республика Узбекистан, ORCID: 0000-0002-6764-0577, tashnailya@yandex.uz

Статья поступила в редакцию 17.03.2022 Одобрена после рецензирования 02.06.2022 Принята к публикации 10.06.2022

Information about the author

Nailya K Svetlichnaya, Associate Professor, Associate Professor of "Adaptive Physical Education and Sports" Department, Uzbek State University of Physical Education and Sports, Chirchik, Tashkent Eegion, Republic of Uzbekistan, ORCID: 0000-0002-6764-0577, tash-nailya@yandex.uz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 17.03.2022 Approved after reviewing 02.06.2022 Accepted for publication 10.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.