ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
И ЗДОРОВЬЕ
PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH
УДК 376.24 ББК
DOI 10.47475/2500-0365-2021-16118
ИНКЛЮЗИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Н. Б. Пястолова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Автор обращает внимание на особенности инклюзивного образования в сфере физической культуры. В статье рассматриваются возможности создания условий для физического совершенствования детей, имеющих отклонения в здоровье. Для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, необходимо проводить занятия по физической культуре и спорту с учетом системных нарушений организма, учитывать особенности состояния здоровья. Подчеркивается необходимость в углубленной подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта в инклюзивном образовании в период обучения.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивная физическая культура, инклюзивное образование, инклюзивный спорт.
С каждым годом в России увеличивается число детей с особыми потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья — ОВЗ), которые имеют точно такое же право на образование, как и их сверстники. В отличие от здоровых детей, отнесенных к основной группе, к особым детям нужен особый подход. Инклюзивным образованием называют систему образования, при которой детей не разделяют на группы «по здоровью», а обучают вместе. Инклюзивное образование признает, что у разных детей есть разные потребности, и оно приспосабливается к этим потребностям, исходя из возможностей детей [19].
Инклюзия (от inclusion — включение) — процесс реального включения людей с инвалидностью, с ОВЗ в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение программ, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в занятиях физической культурой.
Наиболее широкие теоретические и практические исследования в области инклюзивного образования начали проводиться в России срав-
нительно недавно, с подписания Конвенции инклюзивного образования в 2008 году. Также, в 2009 году в Москве при городском педагогическом университете был создан Институт проблем инклюзивного образования, а в 2012 году был подписан Федеральный закон «Об образовании», где была предусмотрена реализация инклюзии, что говорит о заинтересованности государства в развитии идей инклюзивного образования и спорта. Необходимо отметить, что в рамках Федерального закона «Об образовании» инклюзия в России рассматривается как адаптация обучения к потребностям обучающихся с ограниченными возможностями [18; 20].
По данным министерства здравоохранения России количество здоровых детей уменьшается в процессе учебной деятельности. Если в начальном общем образовании 80,4 % учащихся по отношению к общему количеству, которое обучается в 1—4-[ классах, относится к основной группе здоровья, то уже в основном общем образовании это соотношение составляет 62,1 %, а в среднем общем образовании соответственно 12,3 % (рис. 1).
80%
80
60
40
20
I Количество учащихся, отнесённых к основной группе здоровья
начальное основное среднее
основное общее общее
образование образование образование
Рас. 1. Количество учащихся, отнесенных к основной группе здоровья
Анализируя детей с ОВЗ по характеру заболевания, можно выделить следующие группы:
— болезни сердца и системы кровообращения;
— болезни костно-мышечной системы;
— болезни нервной системы (из них можно вы-делиттс ДЦП);
— болезни эндокринной системы и обмена веществ;
— болезни глаз;
— болезни органов дыхания (в частности, бронхиальноя астма);
— болезни органов пищеварения;
— злокачеатвноныт новеобрмоонании;
— психические расстройства;
— болезни тонои.
При этом у большинства детей наблюдается совокупность нескольких заболеваний. Более наглядно это соотношение видно на рис. 2.
Таккр обры;он,ареноыкайио акмтльнот является проблема реабилитации детей с ослабленным здоровьем, подготовка их к жизненному самоопределению. В данный момент инклюзивное об-ртзомкниеятляе тся одним из приоритетных направлений развития нашего государства. Понятие «инклюзивное образование» закреплено законом, о подтжымеваетпндйобей обеспечение любому ребенку доступа к образованию, с учетом их осо-Оетаоспай, возножност ей и потребностей [8].
Семьи, в которых воспитываются дети с особыми потребностями, высоко мотивированы
■ болезни сердца и системы кровообращения
■ болезни костно-мышечной системы
■ болезни нервной системы
■ болезни эндокринной системы и обмена веществ
■ болезни глаз
■ болезни органов дыхания
■ болезни органов пищеварения
■ злокачественные новообразования
психические расстройства
■ болезни кожи
Рис. 2. Распределение учащихся специальной медицинской группы по заболеваниям
10,3%
7,7%
5,3% 2,6%
адаптировать их к жизни в обществе и дать им хорошее образование. Инклюзивная физическая культура играет ключевую роль в адаптации таких детей к социальной жизни [12].
В сфере инклюзивной физической культуры существуют различные проблемы, мешающие качественной реализации данного направления. Например, существует проблема изменения образовательного процесса и разработки программ, которые будут подходить под нужды всех детей. Также существует проблема создания оценочной системы, которая подойдет для таких детей [6].
Инклюзивное образование должно осуществляться в соответствии с уровнем физического здоровья. Необходимо рационально использовать все методы в занятиях физической культурой [5].
Ряд авторов выделяют проблему подготовки специалистов по инклюзивной физической культуре. Такие педагоги испытывают повышенное напряжение, сложности в общении с особыми детьми [9].
Некоторые авторы делают акцент на миссии инклюзивной физической культуры — не просто лечить и физически развивать, а еще и социализировать, оказывать поддержку [13].
Другие выделяют важность содействия будущим педагогам в подготовке к реализации данной формы физического воспитания [14]. Также авторы ставят цель обосновать проблемы реализации инклюзивной формы физической культуры теоретически, в связи с чем выделяют такие задачи:
1) изучить структуру организации инклюзивного физического воспитания школьников;
2) выявить основные проблемы [3; 21].
В результате исследований авторы делают вывод, что для успешной реализации инклюзивной формы физического воспитания требуется изменить подходы и методы обучения [2]. Образовательные программы нужно модифицировать так, чтобы они подходили под нужды всех детей. [15]. Авторами было выявлено, что одной из самых частых проблем инклюзивной физической культуры является организация совместных занятий спортом детей с различными потребностями [11]. Также было отмечено, что в реализации инклюзивного физического воспитания может помочь формирование у педагогов компетентности в области гуманитарных технологий [17]. Педагогам необходимо следить за своими эмоциями и речью, не обращать излишнего внимания сверстников на успехи и неудачи особого ребенка, не выделять его среди других детей, а занятия строить на сотрудничестве и учитывать
особенности всех детей [1]. Совместные занятия детей с различными потребностями являются необходимостью для особых детей, при этом они могут пойти на пользу и здоровым детям. В образовательном процессе следует комбинировать урочную форму занятий с внеурочной [16]. Можно сделать вывод, что на данный момент инклюзивное образование в нашей стране находится на стадии развития [10].
Спорт относится к дополнительному образованию, поэтому не имеет таких жестких ограничений, как занятия физической культурой в общеобразовательном учреждении. Исходя из этого, спорт имеет больше возможностей для включения лиц с ограниченными возможностями в активные тренировочные занятия в обычной спортивной секции с целью наблюдения за ними и разработок соответствующих методик преподавания и подготовки спортсменов [16].
Выводы
Совместные занятия физкультурой и спортом здоровых и детей с ОВЗ не только возможны, но крайне необходимы. Более того, при определенных условиях они могут быть эффективны для физического и личностного развития и социальной адаптации как детей с ОВЗ, так и здоровых детей. Для этого следует использовать не только урочные, но и всевозможные внеурочные формы занятий. Данная тема является очень перспективной для исследования. Требуется тщательнее изучить вопрос совместного обучения детей с различными потребностями [7]. Нужно разработать новые методы физического воспитания таких детей, также актуальным вопросом является правильная подготовка преподавателей. Инклюзивное образование не является чем-то новым, но оно является возможностью для человека создать более гуманное общество и исправить свое отношение к людям с особыми потребностями [4].
Список литературы
1. Андреев, В. В. Базовые концепции преподавания дисциплины «Физическая культура» в условиях инклюзивного образования / В. В. Андреев, А. В. Фоминых // Спорт и спортивная медицина : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию со дня основания Чайковского государственного института физической культуры. — Чайковский, 2020. — С. 11—17.
2. Базаева, Ф. У. Особенности инклюзивного образования в области физической культуры / Ф. У Базаева // Шаг в науку : сб. материалов Меж-
дунар. науч.-практ. конф. — Махачкала, 2018. — С. 20—26.
3. Данилова, В. Проблема организации физического воспитания в инклюзивном образовании школьников с особыми потребностями / В. Данилова // Школа молодого ученого : материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Калининград, 2019. — С. 49—52.
4. Ерешко, Н. Е. Принципы построения инклюзивных спортивных занятий на основе данных зарубежной научно-методической литературы / Н. Е. Ерешко, А. С. Махов // Научный поиск. — 2017. — № 4. — С. 59—62.
5. Ермакова, Е. Г. Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине «Физическая культура» / Е. Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 5-3 (44). — С. 123—125.
6. Житникова, Н. Е. Использование инклюзивных технологий в сфере физической культуры в вузе / Н. Е. Житникова, Е. Д. Закунова // Физическая культура, спорт и здоровье. — 2018. — № 32-1. — С. 101—106.
7. Казарян, М. А. Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в условиях современной школы / М. А. Казарян // Научный форум: педагогика и психология : сб. ст. по материалам XXVI Междунар. науч.-практ. конф. — Москва, 2019. — С 5—8.
8. Карягина, Н. В. Инклюзивное образование на уроках физической культуры / Н. В. Карягина, И. К. Гунажоков, М. Х. Коджешау // Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности : материалы заседаний круглых столов Ин-та физ. культуры и дзюдо Адыгейского гос. ун-та (2018—2019 учеб. год). — Майкоп, 2019. — С. 152—156.
9. Кетриш, Е. В. О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры / Е. В. Кетриш // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 3. — С. 121—124.
10. Лозовая, М. А. Адаптивная физическая культура и спорт. Современное состояние и перспективы развития инклюзивного образования в сфере физического воспитания / М. А. Лозовая // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения : сб. ст. XVIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Сургут, 2019. — С. 223—226.
11. Магомедов, Г. А. Теория и практика организации адаптивной физической культуры в инклю-
зивном образовательном пространстве / Г. А. Магомедов, Н. В. Чупанова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. психолого-педагогические науки. — 2018. — Т. 12, № 3. — С. 65—70.
12. Матявина, С. И. Адаптивная физическая культура: актуальные вопросы теории и практики / С. И. Матявина // Культура физическая и здоровье. — 2020. — № 1 (73). — С. 152—154.
13. Панькина, Г. В. Инклюзивное образование на уроках физической культуры / Г. В. Панькина // Вестник научных конференций. — 2017. — № 2—3 (18). — С. 99—102.
14. Панкратович, Т. М. Формирование готовности студентов института физической культуры и спорта к реализации инклюзивной формы образования в профессиональной деятельности / Т. М. Панкратович, Е. М. Голикова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2015. — № 5. — С. 55—58.
15. Сапегина, Т. А. К вопросу об инклюзивном образовании в системе физического воспитания / Т. А. Сапегина // Непрерывное образование: теория и практика реализации : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. ; ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». — Екатеринбург, 2020. — С. 116—119.
16. Смирнов, И. Н. Возможности инклюзии в физическом воспитании и спорте / И. Н. Смирнов // Современная наука: проблемы и перспективы развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Ч. 1. — Омск, 2017. — С. 240—243.
17. Соломин, В. П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В. П. Соломин, А. Е. Митин // Адаптивная физическая культура. — 2010. — № 4 (44). — С. 15—17.
18. Токмаков, Г. В. Реализация идей инклюзивной физической культуры в Российской Федерации и проблемы ее развития / Г. В. Токмаков // Студенческий научный форум : материалы XII Междунар. студен. науч. конф. — URL: https:// scienceforum.ru/2020/article/2018018571.
19. Чистова Н. В. Инклюзивная физическая культура / Н. В. Чистова, З. Е. Карасаева // Диалог образовательных традиций в педагогическом и психологическом пространстве : сб. ст. Между-нар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2020. — С. 118— 122.
20. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.
от 13.07.2015) «» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.).
21. Шеенко, Е. И. К Проблеме подготовки выпускников по специальности «Адаптивная физическая культура», ориентированных к осу-
Поступила в редакцию 15 декабря 2020 г.
ществлению инклюзивной формы физического воспитания в школе / Е. И. Шеенко, Н. Н. Рыжкова // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 3. — С. 25.
Для цитирования: Пястолова, Н. Б. Инклюзивная физическая культура: состояние, проблемы, перспективы / Н. Б. Пястолова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 1. — С. 118—124.
Сведения об авторе
Пястолова Нелли Борисовна — кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2021, vol. 6, no. 1, pp. 118—124.
Inclusive physical education: status, problems, prospects Pyastolova N.B.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The author draws attention to the peculiarities of inclusive education in the field of physical culture. The article discusses the possibilities of creating conditions for the physical improvement of children with disabilities. For children with disabilities, it is necessary to conduct classes in physical culture and sports, taking into account the systemic disorders of the body, to take into account the peculiarities of the state of health. The need for in-depth training of specialists in the field of physical culture and sports in inclusive education during the training period is emphasized.
Keywords: limited health opportunities, inclusive physical culture, inclusive education, inclusive sport.
References
1. Andreev V.V., Fominyih A.V. Bazovyie kont-septsii prepodavaniya distsiplinyi «Fizicheskaya kultura» v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Basic concepts of teaching the discipline "Physical culture" in the conditions of inclusive education]. Sport i sportivnaya meditsina [Sport and sports medicine]. Chaykovskiy, 2020. Pp. 11—17. (In Russ.).
2. Bazaeva F.U. Osobennosti inklyuzivnogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kulturyi [Features of inclusive education in the field of physical culture]. Shag v nauku [Step into science]. Makhachkala, 2018. Pp. 20—26. (In Russ.).
3. Danilova V. Problema organizatsii fizicheskogo vospitaniya v inklyuzivnom obrazovanii shkolnikov s osobyimi potrebnostyami [The problem of the organization of physical education in inclusive education of schoolchildren with special needs]. Shkola molodogo uchenogo [School of the young scientist]. Kaliningrad, 2019. Pp. 49—52. (In Russ.).
4. Ereshko N.E., Mahov A.S. Printsipyi postroeni-ya inklyuzivnyih sportivnyih zanyatiy na osnove dan-
nyih zarubezhnoy nauchno-metodicheskoy literaturyi [Principles of building inclusive sports classes based on the data of foreign scientific and methodological literature]. Nauchnyiypoisk [Nauchny poisk], 2017, no. 4, pp. 59—62. (In Russ.).
5. Ermakova E.G. Inklyuzivnyiy podhod k obu-cheniyu studentov po distsipline «Fizicheskaya kultura» [Inclusive approach to teaching students in the discipline "Physical culture"]. Mezhdunarodnyiy zhurnal gumanitarnyih i estestvennyih nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2020, no. 5—3 (44), pp. 123—125. (In Russ.).
6. Zhitnikova N.E., Zakunova E.D. Ispolzovanie inklyuzivnyih tehnologiy v sfere fizicheskoy kulturyi v vuze [The use of inclusive technologies in the field of physical culture in higher education]. Fizicheskaya kultura, sport i zdorove [Physical culture, sport and health], 2018, no. 32-1, pp. 101—106. (In Russ.).
7. Kazaryan M.A. Inklyuzivnoe obrazovanie detey sredstvami fizicheskogo vospitaniya v usloviyah sovremennoy shkolyi [Inclusive education of children by means of physical education in the conditions
of a modern school]. Nauchnyiy forum: pedagogika i psihologiya [Scientific Forum: Pedagogy and Psychology]. Moscow, 2019. Pp. 5—8. (In Russ.).
8. Karyagina N.V., Gunazhokov I.K., Kodzheshau M.H. Inklyuzivnoe obrazovanie na urokah fiziches-koy kulturyi [Inclusive education at the lessons of physical culture]. Fizicheskaya kultura i sport, bezo-pasnost zhiznedeyatelnosti [Physical culture and sport, life safety]. Maykop, 2019. Pp. 152—156. (In Russ.).
9. Ketrish E.V. O probleme inklyuzivnogo obra-zovaniya v sfere fizicheskoy kulturyi [On the problem of inclusive education in the field of physical culture]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2015, no. 3, pp. 121—124. (In Russ.).
10. Lozovaya M.A. Adaptivnaya fizicheskaya kultura i sport. Sovremennoe sostoyanie i perspe-ktivyi razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v sfere fizicheskogo vospitaniya [Adaptive physical culture and sport. The current state and prospects for the development of inclusive education in the field of physical education]. Sovershenstvovanie sistemyi fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, tur-izma, psihologicheskogo soprovozhdeniya i ozdoro-vleniya razlichnyih kategoriy naseleniya [Improving the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and health improvement of various categories of the population]. Surgut, 2019. Pp. 223—226. (In Russ.).
11. Magomedov G.A., Chupanova N.V. Teoriya i praktika organizatsii adaptivnoy fizicheskoy kulturyi v inklyuzivnom obrazovatelnom prostranstve [Theory and practice of the organization of adaptive physical culture in the inclusive educational space]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. psychological and pedagogical sciences], 2018, T. 12, no. 3, pp. 65—70. (In Russ.).
12. Matyavina S.I. Adaptivnaya fizicheskaya kultura: aktualnyie voprosyi teorii i praktiki [Adaptive physical culture: actual issues of theory and practice]. Kultura fizicheskaya i zdorove [Physical culture and health], 2020, no. 1 (73), pp. 152—154. (In Russ.).
13. Pankina G.V. Inklyuzivnoe obrazovanie na urokah fizicheskoy kulturyi [Inclusive education at the lessons of physical culture]. Vestnik nauch-nyih konferentsiy [Bulletin of scientific conferences], 2017, pp. 2—3 (18), pp. 99—102. (In Russ.).
14. Pankratovich T.M., Golikova E.M. Formirovanie gotovnosti studentov instituta fiziches-koy kulturyi i sporta k realizatsii inklyuzivnoy for-
myi obrazovaniya v professionalnoy deyatelnosti [Formation of readiness of students of the Institute of Physical Culture and Sports to implement an inclusive form of education in professional activity]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, tre-nirovka [Physical culture: education, education, training], 2015, no. 5, pp. 55—58. (In Russ.).
15. Sapegina T.A. K voprosu ob inklyuzivnom ob-razovanii v sisteme fizicheskogo vospitaniya [On the issue of inclusive education in the system of physical education]. Nepreryivnoe obrazovanie: teoriya i praktika realizatsii [Continuing education: theory and practice of implementation]. Ekaterinburg, 2020. Pp. 116—119. (In Russ.).
16. Smirnov I.N. Vozmozhnosti inklyuzii v fizicheskom vospitanii i sporte [The possibilities of inclusion in physical education and sports]. Sovre-mennaya nauka: problemyi i perspektivyi razvitiya. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-praktiches-koy konferentsii: v 3 ch. Ch. 1 [Modern science: problems and prospects of development. Collection of articles of the international scientific and practical conference: in 3 parts. Part 1]. Omsk, 2017. Pp. 240—243. (In Russ.).
17. Solomin V.P., Mitin A.E. Primenenie spetsialis-tami po fizicheskoy kulture gumanitarnyih tehnologiy v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya [Application by specialists in physical culture of humanitarian technologies in the conditions of inclusive education]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura [Adaptive physical culture], 2010, no. 4 (44), pp. 15—17. (In Russ.).
18. Tokmakov G.V. Realizatsiya idey inklyuzivnoy fizicheskoy kulturyi v Rossiyskoy Federatsii i problemyi ee razvitiya [Implementation of the ideas of inclusive physical culture in the Russian Federation and problems of its development]. Studencheskiy nauchnyiy forum [Student Scientific Forum]. Available at: https://scienceforum.ru/2020/article/2018018571. (In Russ.).
19. Chistova N.V., Karasaeva R.E. Inklyuzivnaya fizicheskaya kultura [Inclusive physical culture]. Dialog obrazovatelnyih traditsiy v pedagogicheskom i psihologicheskom prostranstve [Dialogue of educational traditions in the pedagogical and psychological space]. Ufa, 2020. Pp. 118—122. (In Russ.).
20. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Fed-eralnyiy zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ (red. ot 13.07.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015 g.) ["On Education in the Russian Federation": Federal Law no. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 13.07.2015) (with amendments and additions, intro. effective from 24.07.2015)]. (In Russ.).
21. Sheenko E.I., Ryizhkova N.N. K Probleme pod-gotovki vyipusknikov po spetsialnosti «Adaptivnaya fizicheskaya kultura», orientirovannyih k osuschestv-leniyu inklyuzivnoy formyi fizicheskogo vospitaniya v shkole [On the problem of training graduates in
the specialty "Adaptive physical culture", focused on the implementation of an inclusive form of physical education in school]. Sovremennyieproblemyi nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2019, no. 3, pp. 25. (In Russ.).