Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юламанова Гюзель Миниахметовна, Данилов Александр Викторович

Изучение проблемы профессиональной подготовки педагога к организации процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья инклюзивно в системе высшего образования в полной мере не осмыслены. Педагогу, работающему с данной категорией детей, необходимо обладать специфическими компетенциями сопровождения процесса физического воспитания с учетом психологических и физиологических характеристик для всестороннего анализа, коррекции и оптимизации учебного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Отличительными особенностями мотивации к спортивной деятельности у таких детей является то, что мотивы самоутверждения и коммуникативные мотивы выражены у них несколько сильнее, чем у здоровых детей. Процесс физического воспитания детей в инклюзивной образовательной среде может быть прерван для проведения курса лечения, медицинской реабилитации, обследования. При построении процесса физического воспитания в общеобразовательных организациях следует выделять особые организационно-педагогические условия урока физической культуры, учитывающие как психофизиологические особенности организма детей с ОВЗ, так и нормально развивающихся сверстников. В настоящее время для Российской Федерации актуальна проблема дефицита учителей физической культуры, готовых осуществлять процесс инклюзивного образования на уроке физической культуры. Целью статьи является изучение уровня развития специфических личностных качеств педагогов, их способность к саморазвитию в области физической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. В результате исследования выявлены значимые свойства и качества личности педагога, необходимые для эффективной организации физического воспитания детей с ОВЗ инклюзивно: ответственность, тактичность, целеустремленность, проявление силы воли, стрессоустойчивость, коммуникативность, гуманизм, критичность и самокритичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юламанова Гюзель Миниахметовна, Данилов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR PREPARING A TEACHER FOR THE ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS

The study of the problem of professional training of a teacher for the organization of the process of physical education of children with disabilities inclusively in the system of higher education is not fully comprehended. A teacher working with this category of children must have specific competencies to accompany the process of physical education, taking into account psychological and physiological characteristics for a comprehensive analysis, correction and optimization of the educational process of children with disabilities. Distinctive features of motivation for sports activities in children with disabilities is manifested in the following: selfaffirmation and communicative motives are somewhat more pronounced than in healthy children. The process of physical education of children in an inclusive educational environment can be interrupted for a course of treatment, medical rehabilitation, and examination. When building the process of physical education in educational institutions, it is necessary to single out special organizational and pedagogical conditions for a physical education lesson, taking into account the psychophysiological characteristics of the body of children with disabilities and normally developing peers. As a result of the study, significant personality traits and qualities were identified that are necessary for the effective organization of physical education of children with disabilities in an inclusive manner: responsibility, tact; purposefulness, manifestation of willpower; stress tolerance; communication, humanism; criticality and self-criticism. At the moment the Russian Federation has a problem of lack of physical education teachers who are ready to implement the process of inclusive education in a physical education lesson. The purpose of the article is to study the level of development of specific personal qualities of a teacher, the ability for self-development in the field of physical culture for children with disabilities in an inclusive educational space.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 4. С. 104-113. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (4): 104-113.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Научная статья УДК 37.042.1

DOI 10.21510/18173292_2022_98_4_104_113

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

1 2 Гюзель Миниахметовна Юламанова , Александр Викторович Данилов

1 Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа,

Россия, gulamanmin@mail.ru, ORCID 0000-0003-4255-0644,

2 alexmarina04@mail.ru, ORCID 0000-0001-6249-653X

Аннотация. Изучение проблемы профессиональной подготовки педагога к организации процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья инклюзивно в системе высшего образования в полной мере не осмыслены. Педагогу, работающему с данной категорией детей, необходимо обладать специфическими компетенциями сопровождения процесса физического воспитания с учетом психологических и физиологических характеристик для всестороннего анализа, коррекции и оптимизации учебного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Отличительными особенностями мотивации к спортивной деятельности у таких детей является то, что мотивы самоутверждения и коммуникативные мотивы выражены у них несколько сильнее, чем у здоровых детей. Процесс физического воспитания детей в инклюзивной образовательной среде может быть прерван для проведения курса лечения, медицинской реабилитации, обследования. При построении процесса физического воспитания в общеобразовательных организациях следует выделять особые организационно-педагогические условия урока физической культуры, учитывающие как психофизиологические особенности организма детей с ОВЗ, так и нормально развивающихся сверстников.

В настоящее время для Российской Федерации актуальна проблема дефицита учителей физической культуры, готовых осуществлять процесс инклюзивного образования на уроке физической культуры. Целью статьи является изучение уровня развития специфических личностных качеств педагогов, их способность к саморазвитию в области физической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве. В результате исследования выявлены значимые свойства и качества личности педагога, необходимые для эффективной организации физического воспитания детей с ОВЗ инклюзивно: ответственность, тактичность, целеустремленность, проявление силы воли, стрессоустойчивость, коммуникативность, гуманизм, критичность и самокритичность.

Ключевые слова: образование, инклюзия, физическая культура, личностные качества Для цитирования: Юламанова, Г.М., Данилов, А.В. Психолого-педагогические основания подготовки педагога к организации физического воспитания детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде школы // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №4. С. 104-113.

© Юламанова, Г.М. Данилов, А.В. 2022

THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR PREPARING A TEACHER FOR THE ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH HEALTH

LIMITATIONS

1 2 Guzel M. Yulamanova , Alexander V. Danilov

1Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, gulamanmin@mail.ru,

ORCID 0000-0003-4255-0644, 2 alexmarina04@mail.ru ORCID 0000-0001-6249-653X

Abstract. The study of the problem of professional training of a teacher for the organization of the process of physical education of children with disabilities inclusively in the system of higher education is not fully comprehended. A teacher working with this category of children must have specific competencies to accompany the process of physical education, taking into account psychological and physiological characteristics for a comprehensive analysis, correction and optimization of the educational process of children with disabilities. Distinctive features of motivation for sports activities in children with disabilities is manifested in the following: self-affirmation and communicative motives are somewhat more pronounced than in healthy children. The process of physical education of children in an inclusive educational environment can be interrupted for a course of treatment, medical rehabilitation, and examination. When building the process of physical education in educational institutions, it is necessary to single out special organizational and pedagogical conditions for a physical education lesson, taking into account the psychophysiological characteristics of the body of children with disabilities and normally developing peers.

As a result of the study, significant personality traits and qualities were identified that are necessary for the effective organization of physical education of children with disabilities in an inclusive manner: responsibility, tact; purposefulness, manifestation of willpower; stress tolerance; communication, humanism; criticality and self-criticism.

At the moment the Russian Federation has a problem of lack of physical education teachers who are ready to implement the process of inclusive education in a physical education lesson.

The purpose of the article is to study the level of development of specific personal qualities of a teacher, the ability for self-development in the field of physical culture for children with disabilities in an inclusive educational space.

Keywords: education, inclusion, physical culture, personal qualities

For citing: Yulamanova G.M., Danilov A.V. Psychological and pedagogical foundations for preparing a teacher for the organization of physical education of children with health limitations. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2022; 98(4): 104-113.

Введение. Бурное развитие отечественного инклюзивного образования актуализирует необходимость проведения специальных исследований по установлению наиболее эффективных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), позволяющих проводить коррекционные мероприятия с минимизацией отрицательных последствий для их здоровья и способствующих развитию компенсаторных возможностей организма

данной категории обучающихся. В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», работники всех организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, должны владеть компетенциями, необходимыми для сопровождения процесса инклюзивного образования. Они предполагают применение инклюзивных технологий и обеспечение социализации детей с ОВЗ в среде нормально развивающихся сверстников [1]. В то же время сегодня существует необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс наравне с нормально развивающимися сверстниками. Поэтому в системе высшего образования особая роль отводится подготовке педагогов, способных осуществлять физическое воспитание детей с ОВЗ.

На современном этапе развития образования теоретические основы профессиональной подготовки педагога к организации процесса инклюзивного физического воспитания детей с ОВЗ в системе высшего образования в полной мере еще не осмыслены [2]. Однако такая потребность существует, поскольку количество детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно, из года в год увеличивается, а качество работы с ними не всегда соответствует требованиям, предъявляемым обществом и государством. В этой связи в системе высшего образования отчетливо проявляется необходимость разработки целостной концепции подготовки педагога по физической культуре к организации процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися инклюзивно. Она включает содержание и структуру организационно-педагогических условий урока физической культуры, учитывающих психофизиологические особенности организма детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Но нами не обнаружено работ, касающихся теоретико-методического обоснования разнообразных форм и технологий физического воспитания с целью преодоления социальной исключительности детей с ограниченными возможностями.

Методология исследования. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ раскрыты в работах многих специалистов. В исследованиях, посвященных данной проблеме, показано, что их физиологические особенности отягощаются нарушением поведения и психики, связанным с получением инвалидности. В связи с этим у детей данной категории особенно ярко выражены нарушения в психической сфере. Изменяются личностные качества, которые могут вызывать напряжённость, чрезмерную раздражительность, снижение контактности, общительности, депрессию. Функциональное состояние центральной нервной системы характеризуется преобладанием процессов торможения, существенно понижается эмоциональный тонус, развивается апатия, преобладают минорные формы настроения, повышается тревожность и мнительность, снижается ряд психофизиологических показателей, появляются интенсивные эмоциональные реакции на любые трудности, тип личности приближается к невротическому [3, 4].

106

Отличительные особенности мотивации к занятиям физической культурой у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются в том, что мотивы самоутверждения и коммуникации выражены у них сильнее, чем у здоровых детей. При этом процесс физического воспитания детей с ОВЗ может быть прерван для проведения курса лечения, медицинской реабилитации, обследования. Однако при регулярных занятиях физической культурой и спортом наблюдается прогрессирующая динамика личностных качеств, в том числе привлекательности, общительности, самостоятельности, независимости. Особенно важно то, что содержание физического воспитания данной категории детей должно дополняться средствами и методами психолого-педагогического воздействия, направленными на нормализацию, оптимизацию и коррекцию психических состояний, сформировавшихся вследствие инвалидности [5].

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс наравне с нормально развивающимися сверстниками делает необходимым их обучение навыкам саморегуляции психических процессов и эмоциональных состояний. Эти качества и свойства личности необходимо формировать после эффективных адаптационных перестроек личности: снижения уровня личностной тревожности, роста общительности, самостоятельности, независимости и самооценки [6]. Из этого следует, что в процессе физического воспитания детей с ОВЗ необходимо включать средства психолого-педагогического воздействия, направленные на создание условий для эффективных адаптационных перестроек личности: снижения уровня личностной тревожности, роста общительности, самостоятельности, независимости и самооценки в том числе через умения расслаблять работающие мышцы посредством психорегулирующих дыхательных упражнений [7].

Сегодня в Российской Федерации существует проблема дефицита учителей физической культуры, готовых осуществлять процесс инклюзивного образования на уроке физической культуры. И это несмотря на то, что Министерством просвещения России изданы приказы и разработаны рекомендации по организации и совершенствованию физического воспитания детей с ослабленным здоровьем [8]. Выпускники-бакалавры, обучавшиеся по специальности «Физическая культура», не могут на достаточно высоком уровне проводить занятия по физическому воспитанию в инклюзивной образовательной среде школы, потому что в полной мере не обладают соответствующими компетенциями. Реальная практика физического воспитания детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде школы также показывает, что работающие учителя физической культуры часто не готовы к взаимодействию с ними наравне с нормально развивающимися сверстниками [6]. Анализ практической деятельности педагога по физической культуре позволил выявить следующие проблемы в инклюзивной образовательной среде школы: отсутствие единых организационно-методических требований к проведению уроков физической культуры ребенка с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде школы; отсутствие критериев оценки эффективности

107

проводимых уроков и критериев оценки уровня двигательных умений таких детей.

Учащиеся с ОВЗ должны заниматься физической культурой по программе, разработанной для их здоровых и физически подготовленных сверстников, но требующей особого подхода к ее реализации и строящейся на иных методиках и технологиях. В связи с этим остается открытой проблема профессиональной подготовки учителя физической культуры ко включению детей с ОВЗ в образовательный процесс наравне с нормально развивающимися сверстниками в совместной учебной и внеучебной деятельности.

Материалы и методы исследования. Основными единицами и смыслообразующими конструктами модернизации высшего образования, обновления его содержания являются компетенции и компетентности. Инклюзивная компетентность педагога понимается как его готовность работать с ребенком с ОВЗ, применяя системно организованные специальные знания, умения и навыки, которые обеспечивают эффективность выполнения профессиональной деятельности, помогают организовывать работу по эффективному учебному взаимодействию детей с ОВЗ, способствуют их социализации в образовательных учреждениях; создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды на предметных занятиях [9, с. 247].

Эффективность профессиональной деятельности учителя физической культуры при организации инклюзивного образования зависит от его способности устанавливать и поддерживать в классе особый тип доверительных отношений, которые гарантируют психологическую безопасность ребенка с ОВЗ, ориентируют его на сотрудничество как внутри класса, так и с педагогом. Поэтому в процессе обучения в вузе бакалавр должен освоить компетенции, которые обеспечивают способность управлять своим эмоциональным состоянием во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, получить знания об особенностях психического и функционального развития детей с разными типами нарушенного развития, сформировать навыки организации учебного процесса по физическому воспитанию [10].

На уроках физической культуры в полной мере проявляются недостатки развития детей с ОВЗ, что, в свою очередь, является причиной чувства страха и неопределенности, которые ребенок испытывает перед предстоящими уроками. Отношение ребенка к себе, к образу жизни и к своему физическому здоровью формируется в его семье. Однако наряду с семьей в формировании мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, установок на коррекцию, сохранение, укрепление здоровья важна роль учителя физической культуры. Соответственно, у современного педагога для эффективной профессиональной предметной деятельности должна быть сформирована психологическая компетентность. Сформированная психологическая компетентность способствует рациональному использованию личностных ресурсов, раскрытию скрытых возможностей участников образовательного процесса, моделированию

108

продуктивных моделей саморазвития [11]. Следовательно, необходимая в работе с особыми детьми психологическая компетентность является необходимым условием профессионализма для учителя физической культуры.

В целях выявления наиболее значимых качеств личности, влияющих на успешную инклюзивную организацию физического воспитания детей с ОВЗ, нами было проведено исследование, в котором приняли участие учителя физической культуры первой и высшей категории (124 человека) и 141 студент Ш-1У курсов института физической культуры и здоровья человека БГПУ им. М. Акмуллы, обучающиеся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура». Им предлагалось методом парных сравнений сделать отметки, соответствующие наиболее важным свойствам личности, необходимым для организации физического воспитания детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде школы. Результаты анкетного опроса представлены в таблице 1.

По мнению респондентов, выявилось, что наиболее важными свойствами личности для учителя физической культуры при инклюзивной организации физического воспитания детей с ОВЗ являются:

- интеллектуальные и духовные свойства личности - умственные способности (2,9±0,3);

- нервно-психические свойства и качества личности -стрессоустойчивость (2,8±0,2);

- эмоционально-волевые свойства и качества личности -целеустремленность (3,5±0,2), проявление силы воли (3,4±0,4);

- морально-нравственные качества и свойства личности -ответственность (4,2±0,4), тактичность (3,8±0,3) и эмпатия (3,9±0,2);

- качества в самоотношении и самоподаче - критичность и самокритичность (3,5±0,4);

- социальные свойства личности - коммуникативность (4,4±0,4).

Таблица 1

Результаты анкетного опроса по вопросам определения наиболее важных свойств личности, необходимых при организации физического воспитания детей с ОВЗ инклюзивно (M±m)

№ п/п Вопрос и ответы M±m, баллы Ранговое место

1. Выделите наиболее важные интеллектуальные и духовные свойства личности при организации физического воспитания детей с ОВЗ инклюзивно: а) одаренность; б) реалистичность; в) умственные способности. 0,9±0,2 1,6±0,3 2,9±0,3 3 2 1

2. Выделите важные нервно-психические свойства и качества личности при организации физического воспитания детей с ОВЗ инклюзивно:

а) стрессоустойчивость;

б) безмятежность; 2,8±0,2 1

в) спокойствие. 1,1±0,5 3

2,4±0,3 2

3. Выделите важные эмоционально-волевые свойства

и качества личности при организации физического

воспитания детей с ОВЗ инклюзивно:

а) целеустремленность;

б) организованность; 3,5±0,2 1

в) проявление силы воли; 2,9±0,4 3

г) активность. 3,4±0,4 2

1,2±0,3 4

4. Выделите важные морально-нравственные

качества и свойства личности при организации

физического воспитания детей с ОВЗ инклюзивно:

а) доброта;

б) правдивость; 1,2±0,3 5

в) тактичность; 2,3±0,2 4

г) ответственность; 3,8±0,3 1

д) эмпатия. 4,2±0,4 2

3,9±0,2 3

5. Выделите важные качества в самоотношении и

самоподаче при организации физического

воспитания детей с ОВЗ инклюзивно:

а) избалованность; 0 5

б) скромность; 2,2±0,5 3

в) непритязательность; 2,5±0,4 2

г) самолюбие; 1,2±0,4 4

д) критичность и самокритичность. 3,5±0,4 1

6. Выделите важные социальные свойства личности

при организации физического воспитания детей с

ОВЗ инклюзивно:

а) лидерство; 2,7±0,4 4

б) радикализм; 0,5±0,2 5

в) гуманизм; 3,3±0,3 2

г) коммуникативность; 4,4±0,4 1

д) подчиненность. 3,1±0,4 3

Примечание: М - средний арифметический показатель, т - ошибка среднего

арифметического значения.

По мнению учителей физической культуры и их будущих коллег, наиболее значимыми качествами личности при инклюзивной организации физического воспитания детей с ОВЗ являются умственные способности, целеустремленность, ответственность, тактичность коммуникативность, критичность, самокритичность и стрессоустойчивость.

Заключение. Условия жизни современного общества, обновление системы образования актуализируют необходимость разработки и внедрения разнообразных технологий работы с особыми детьми в целях преодоления их

социальной исключительности, что в значительной мере повышает требования к профессиональной компетентности педагогов. В этой связи особую роль занимает формирование профессионально важных личностных качеств будущего учителя физической культуры, способствующих организации процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся инклюзивно.

По результатам анкетного опроса опытных учителей физической культуры учителей и будущих учителей физической культуры и их будущих коллег - студентов - установлено, что значимыми личностными свойствами для них выступают ответственность, тактичность, умственные способности, целеустремленность, проявление силы воли, стрессоустойчивость, коммуникативность, критичность и самокритичность. Это необходимо учитывать при разработке модели профессиональной подготовки студентов, направленной на формирование их инклюзивной компетентности.

Список источников

1. Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 (дата обращения: 10.10.2022).

2. Рачковская, Н.А. Инклюзивное образование детей с нарушениями в развитии // Современные тенденции социального сопровождения семьи особого ребенка: отечественный и зарубежный опыт : сборник научно-прикладных статей по материалам докладов в рамках Рождественских чтений Московского Православного Института святого Иоанна Богослова Российского Православного Университета. - Москва, 2016. - С. 34-39.

3. Евсеева, О.Э., Евсеев. С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник. - Москва: Спорт, 2016. - 384 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рипа, М.Д., Кулькова, И.В. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. - 158 с.

5. Бегидова, Т.П. Основы адаптивной физической культуры: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 191 с.

6. Куваева, А.А., Демкина, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности будущего педагога в процессе профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015. - Вып. 1 (157). - С. 35-40.

7. Посохова, С.Т. Адаптационный потенциал личности // Здоровье - основа человеческого потенциала. - 2010. - Т. 5, № 1. - С. 35-39.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Министерство образования и науки России от 19.12.2014 № 1598: (зарегистрировано в Министерстве Юстиции России 03.02.2015 № 35847). - AVAILABLE AT: http://www.pravo.gov.ru 06.02.2015 (дата обращения: 10.10.2022).

9. Возняк, И.В. Развитие ценностно-мотивационного компонента готовности учителя к инклюзивному образованию детей // European Social Science Journal. - 2016. - № 2. -С. 246-255.

10. Блинов, Л.В., Макарова, И.А., Печенюк, А.М. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзии в высшей школе как аспект повышения квалификации научно -педагогических кадров // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 2. - С. 98-102.

11. Демьянчук, Р.В. Поиск значимых признаков профессионально-личностного становления педагога // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 2. - С. 211— 212.

References

1. Federal state educational standards. - Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121 (accessed 10 October 2022). (In Russian)

2. Rachkovskaya N.A. Inklyuzivnoye obrazovaniye detey s narusheniyami v razvitii [Inclusive education of children with developmental disabilities]. In: Modern trends in social support for the family of a special child: domestic and foreign experience. Proceedings of the Christmas Readings of the Moscow Orthodox Institute of St. John the Theologian of the Russian Orthodox University. Moscow, 2016. Pp. 34-39. (In Russian)

3. Evseeva O.E., Evseev S.P. Tekhnologii fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti v adaptivnoy fizicheskoy kulture: uchebnik [Technologies of physical culture and sports activities in adaptive physical culture: textbook]. Moscow: Sport, 2016. 384 p. (In Russian)

4. Ripa M.D., Kulkova I.V. Lechebno-ozdorovitelnyye tekhnologii v adaptivnom fizicheskom vospitanii [Therapeutic and health-improving technologies in adaptive physical education]: textbook for universities. 2nd edition. Moscow: Yurayt Publ., 2020. 158 p. (In Russian)

5. Begidova T.P. Osnovy adaptivnoy fizicheskoy kultury: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Fundamentals of adaptive physical culture]: textbook for universities. 2nd edition. Moscow: Yurayt Publ., 2020. 191 p. (In Russian)

6. Kuvaeva A.A., Demkina V.V. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye razvitiya lichnosti budushchego pedagoga v protsesse professionalnogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical support for the development of the personality of a future teacher in the process of professional education]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Adyghe State University. 2015; 157(1): pp. 35-40. (In Russian)

7. Posokhova S.T. Adaptatsionnyy potentsial lichnosti [Adaptation potential of the individual]. Zdorovje - osnova chelovecheskogo potenciala = Health is the basis of human potential. 2010; 5(1): pp. 35-39. (In Russian)

8. On approval of the federal state educational standard for primary general education for students with disabilities: Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 19, 2014 No. 1598 (Registered with the Ministry of Justice of Russia on February 03, 2015 No. 35847). - Available at: http://www.pravo.gov.ru 06.02.2015 (accessed 10 October 2022). (In Russian)

9. WozniakI.V. Razvitiye tsennostno-motivatsionnogo komponenta gotovnosti uchitelya k inklyuzivnomu obrazovaniyu detey /Development of the value-motivational component of the teacher's readiness for inclusive education of children]. European Social Science Journal. 2016; (2): pp. 246-255. (In Russian)

10. BlinovL.V., MakarovaI.A., Pechenyuk, A.M. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye inklyuzii v vysshey shkole kak aspekt povysheniya kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskikh kadrov [Psychological and pedagogical support of inclusion in higher education as an aspect of advanced training of scientific and pedagogical personnel]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical education and science. 2016; (2): pp. 98-102. (In Russian)

11. Demyanchuk R.V.Poisk znachimykh priznakov professional'no-lichnostnogo stanovleniya pedagoga [Search for significant signs of professional and personal development of a teacher] Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016; (2): pp. 211-212. (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Гюзель Миниахметовна Юламанова - сбор данных, критический анализ текста, оформление статьи, подбор диагностического инструментария, обеспечение ресурсами.

Александр Викторович Данилов - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ полученных результатов.

The declared contribution of the authors of the article:

Guzel M. Yulamanova - data collection, critical analysis of the text, article design, selection of diagnostic tools, provision of resources.

Alexander V. Danilov - theoretical analysis of the literature on the research problem, analysis of the results.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 26.10.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 10.12.2022.

The article was submitted 26.10.2022; approved after reviewing 25.11.2022; accepted for publication 10.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.