Эпидемиологи Н. А. Гришаева, А. И. Малышева, Е. Д. Остроумова и др. систематически собирают своих активистов, беседуют с ними об очередных задачах, информируют об эпидемиологическом состоянии участков и района в целом и дают различные поручения. Так, по теме о кишечных инфекциях активистам было рекомендовано усилить наблюдения за своевременной очисткой бачков от мусора, за тем, чтобы на бачках и ящиках были крышки, чтобы выгребные ямы своевременно очищали и хлорировали. Им поручалось также следить, чтобы жители вели борьбу с мухами и грызунами.
Подобная практика бесед, объединенных с конкретными поручениями для активистов (провести обследование, сообщить о санитарном состоянии своего двора, жилища, общежития, выявить детей, контактных с больными, проследить за тем, чтобы уборка и вывозка мусора осуществлялись своевременно, и др.), дает свои положительные результаты.
Активистки А. Н. Носенкова, П. И. Костромцева, П. М. Львова, О. В. Ященко, Е. Я. Поталова и др. сами заходят к врачу (эпидемиолог Э. Я. Регинбогин) за тем, чтобы получить очередное задание, зорко следят за эпидемиологическим благополучием тех домовладений, которые им поручены.
Большое значение придается слетам актива. В районе за один лишь 1954 г. 38 раз собирали активистов. На слетах обсуждается практическая работа активистов, даются новые поручения, обсуждаются комплексные планы мер профилактики.
Кроме общих сборов актива, широко практикуются семинары. За год здесь проведено более 120 занятий. Каждый семинар обычно состоит из 2—3 занятий по программе, рекомендованной для общественных санитарных уполномоченных Институтом санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР.
В качестве преподавателей использовали участковых врачей и специалистов санитарного дела различных профилей. Все эти меры способствуют, конечно, повышению уровня гигиенических знаний санитарного актива.
Общественные санитарные уполномоченные, члены комиссий содействия при домоуправлениях отчитываются в проделанной ими работе, делятся опытом на своих слетах. Участковые терапевты, эпидемиологи, санитарные врачи в свою очередь отчитываются перед населением, рассказывают о роли актива, называют имена лучших общественников, популяризируют их деятельность.
Поступила 31/УШ 1955 г.
ПОДГОТОВКА ОРДИНАТОРОВ НА БАЗЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ
Санитарный врач Л. С. Розанов Из санитарно-эпидемиологической станции Москвы
Осенью 1953 г. впервые была организована ординатура с 2-годич-ным сроком обучения на базе санитарно-эпидемиологической станции Москвы. Среди 20 ординаторов, принятых по конкурсу, 5 врачей пожелали специализироваться в области промышленной гигиены.
Предварительно перед приемом врачей в гигиеническую ординатуру
промышленным отделением городской санитарно-эпидемиологической
•
станции была составлена программа занятий с ординаторами, рассчитанная на обучение их в течение 22 месяцев. Программа являлась частью общей программы, составленной городской санитарно-эпидемиологической станцией по всем разделам санитарной и противоэпидемической деятельности, которая была обсуждена на бюро санитарно-эпидемиологического совета городской санитарно-эпидемиологической станции с участием представителей научно-исследовательских институтов и членов санитарно-эпидемиологического совета. Обучение ординаторов по этой программе было закончено в основном в течение 20 месяцев вследствие сокращения срока ординатуры.
Задачей ординатуры санитарно-эпидемиологической станции Москвы явилась теоретическая и специальная подготовка кадров квалифицированных санитарных врачей для санитарно-противоэпидемических учреждений Москвы. Для теоретической подготовки ординаторов в соответствии с утвержденным учебным планом использовали различные циклы Центрального института усовершенствования врачей. Практическую подготовку ординаторов строили на основе их самостоятельной работы по заданиям, связанным с выполнением плана городской санитарно-эпидемиологической станции, и отдельным специальным тематическим заданиям. Вся работа по углубленному предупредительному и текущему санитарному надзору и выполнению научно-практической работы и отдельных заданий, предусмотренных программой, осуществлялась на основе индивидуального плана, утвержденного главным врачом санитарно-эпидемиологической станции Москвы.
Повседневное руководство работой ординаторов в промышленном отделении санитарно-эпидемиологической станции города осуществлялось путем прикрепления каждого из них к одному из квалифицированных промышленно-санитарных врачей отделения. Общее руководство осуществлял заведующий отделением.
При прохождении ординатуры в промышленном отделении основное внимание уделялось овладению практикой промышленно-санитарного надзора, теоретическими основами гигиены труда и общеорганизационными основами санитарно-противоэпидемической работы. В комплекс практики промышленно-санитарного надзора входило освоение методов и форм оперативной санитарной работы и изучение методов объективных исследований (лабораторного, статистического и др.).
Особое внимание уделялось детальному изучению условий труда и санитарно-гигиенического состояния предприятий ведущих отраслей промышленности: металлургической, машиностроительной, химической и текстильной.
На втором году ординатуры каждый получил научно-практическую тему, вошедшую в общий тематический план промышленного отделения.
Помимо прохождения цикла по гигиене труда в Институте усовершенствования врачей, ординаторы отделения прослушали на базе городской санитарно-эпидемиологической станции ряд семинаров: по санитарной статистике, промышленной вентиляции, гигиене промышленного освещения, производственному шуму и борьбе с ним, практике предупредительного текущего промышленно-санитарного надзора. Изучая условия труда на отдельных предприятиях ведущих отраслей промышленности и выполняя научно-практические темы, ординаторы промышленного отделения участвовали в работе гигиенистов лаборатории промышленно-санитарной химии, а также самостоятельно проводили исследования освещенности рабочих мест, уровней громкости производственного шума, напряжения лучистой энергии, температуры и влажности воздуха, исследования некоторых физиологических реакций у рабочих в производственных условиях. В целях лучшего овладения методами текущей промыш-ленно-санитарной работы ординаторов привлекали к расследованию случаев профессиональных отравлений и заболеваний, рассмотрению жалоб
трудящихся и составлению отчета о работе отделения. Они участвовали также в плановых обследованиях предприятий, проводимых отделением по различным вопросам: подготовка предприятий к зиме и лету, обследование санитарно-гигиенических условий труда на предприятиях с целью составления планов оздоровительных мероприятий, выяснение причин повышенной заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. д. Подобное участие в повседневной жизни отделения, несомненно, содействовало приобретению практических навыков промышленно-санитар-ной работы и позволяло ординаторам быть в курсе повседневной жизни отделения. Ординаторы неизменно принимали активное участие во всех оперативных и производственных совещаниях, проводимых отделением, и в научных конференциях, созываемых как городской санитарно-эпидемиологической станцией, так и научно-исследовательскими институтами, находящимися в Москве. Благодаря этому подготовка ординаторов приобретала всесторонний характер.
Обращалось внимание также на практику оформления документации, составляемой отделением: подготовку постановлений главного санитарного врача по вопросам оздоровления условий труда на отдельных предприятиях, составлению обзорных справок по отдельным вопросам по материалам, получаемым из районных санитарно-эпидемиологических станций, оформлению заключений по рассмотрению проектов или проведенным гигиеническим исследованиям и т. д.
Ординаторы промышленного отделения принимали также участие в изучении отдельных вопросов промышленно-санитарной работы в районных санитарно-эпидемиологических станциях, знакомясь в них и с общей постановкой работы в области промышленно-санитарного надзора.
Все это многообразие работы, характерное для обычной жизни практического санитарно-противоэпидемического учреждения, сочеталось с проведением углубленного изучения санитарно-гигиенических условий труда в ведущих отраслях промышленности города и научно-практической работой.
Ординаторы по указанию заведующего отделением знакомились с гигиенической литературой, посвященной изучаемой отрасли промышленности, и составляли на основании литературных данных научный реферат. После просмотра подготовленных рефератов руководителями отделения проводился семинар по обсуждению их.
Одновременно с подготовкой реферата ординаторы изучали санитарно-гигиенические условия труда на отдельных крупных предприятиях города. При этом каждый ординатор проводил общее обследование всего предприятия с составлением акта. Для углубленного изучения условий труда каждому ординатору выделялся определенный цех. Например, один ординатор проводил изучение условий труда в литейном, другой — в кузнечно-термическом, третий — в малярно-пропиточном, четвертый — в электросварочном, пятый — в гальваническом и т. д. Выбирались для изучения наиболее крупные цехи с разнообразной технологией. При этом ординаторы подробно знакомились с технологией и организацией производства, проводили весь необходимый комплекс гигиенических исследований: воздуха, метеорологического фактора, лучистой энергии, освещения, шума и т. д. Для сравнения и обобщения полученных материалов использовались также и данные прежних исследований, имеющиеся в распоряжении районной санитарно-эпидемиологической станции.
Наряду с этим, составлялись санитарные характеристики ведущих профессий в изучаемом цехе, разрабатывались данные периодических медицинских осмотров и заболеваемости с временной утратой трудоспособности по расширенной номенклатуре болезней, проводилось ознакомление с постановкой медико-санитарного обслуживания предприятия и данными диспансерного наблюдения за длительно и часто болеющими и т. д.
Весь материал обследования цеха обобщался в виде санитарного описания цеха, которое докладывалось и обсуждалось на семинаре ординаторов и их руководителей.
Помимо изучения условий труда на определенных предприятиях, проводились экскурсии на другие предприятия, охваченные обследованием ординаторов, для ознакомления с санитарным состоянием и особенностями этих предприятий. Завершающим этапом изучения санитарно-гигиенических условий труда данной отрасли промышленности являлось составление конкретных предложений по оздоровлению условий труда на обследованных предприятиях как в отношении цеха, в котором проводилась основная работа ординатора, так и предприятия в целом. Эти предложения после их детального обсуждения с руководителем ординатора к районным промышленно-санитарным врачом, обслуживающим предприятие, и утверждения заведующим отделением ставились на обсуждение совещания у главного инженера предприятия и после согласования с ним плана предлагаемых мероприятий передавались для реализации на предприятие и в районную санитарно-эпидемиологическую станцию.
Такая организация работы ординаторов позволила собираемые ими в процессе изучения предприятий материалы использовать для практических целей в области оздоровления условий труда, что придавало ейг особый интерес.
Следует отметить, что работы по изучению санитарно-гигиенических условий труда на предприятиях ведущих отраслей промышленности города представляют довольно ценный научно-практический материал. Этот материал характеризует современное состояние данного вопроса на многих крупных предприятиях города.
Важнейшим заключительным этапом обучения ординаторов являлось выполнение ими темы по научно-практической работе. Как указывалось выше, к работе над темой ординаторы приступили с начала второго года обучения.
Проводилась работа по теме в определенные, отведенные по графику месяцы в зимний и летний периоды. Для завершения и обобщения материала по теме ординаторам было отведено 2 последних месяца ординатуры.
Для научно-практической работы ординаторов были избраны темы ио гигиенической оценке новых технологических процессов и новых типов производственного оборудования, применяемых на московских предприятиях: а) вопросы гигиены труда при механизированном способе производства специальных видов стекла (А. И. Абрамовская); б) санитарно-гигиенические условия труда на механизированном заводе железобетонных конструкций (Г. В. Евсенко); в) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда камне-литейного производства (3. Г. Громили-на); г) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда при применении стиролыюго каучука в резиновом производстве (И. И. Слащи-лина); д) гигиеническая оценка некоторых видов нового оборудования в анилокрасочной промышленности (П. П. Фукалова).
Завершение указанных работ проведено путем подготовки каждым ординатором по своей теме научного доклада. Эти доклады после обсуждения на конференции внутри отделения заслушивали на конференции промышленно-санитарных врачей города, проводимой ежегодно Московской городской санитарно-эпидемиологической станцией.
Ординаторы первого набора по окончании ординатуры направлены для работы в учреждения Московской городской санитарно-эпидемиоло-гической службы. Два из них оставлены в промышленно-санитарном отделении санитарно-эпидемиологической станции Москвы. Один ординатор назначен старшим промышленно-санитарным врачом промышленного района города, один направлен в качестве промышленно-санитарного врача медико-санитарной части большого машиностроительного завода и один
ординатор получил назначение главным санитарным врачом одного из районов города.
Оценивая первый опыт подготовки квалифицированных кадров про-мышленно-санитарных врачей через гигиеническую ординатуру при городской санитарно-эпидемиологической станции, можно считать его вполне рациональным.
Молодые санитарные врачи, имеющие некоторый практический стаж, проходя гигиеническую ординатуру при санитарно-эпидемиологическом учреждении, получают в нем серьезную практическую подготовку в избранной специальности и имеют возможность теоретически изучить основные вопросы в своей отрасли знаний. Все же следует отметить, что было бы целесообразно превратить двухгодичную ординатуру в трехгодичную. Это позволило бы уже в течение третьего года обучения специализировать ординатора по определенному разделу гигиены труда и обеспечило бы более углубленную подготовку в области применения физиологических методов исследования, клиники профессиональных болезней, предупредительного санитарного надзора и санитарной статистики.
Хотя прохождение ординатуры и не преследует цель подготовки ординатором кандидатской диссертации, но наличие третьего года обучения могло бы позволить некоторым ординаторам в течение третьего года обучения начать работу над диссертационной темой, окончание которой могло бы быть осуществлено по месту работы после завершения срока обучения в ординатуре.
Выводы
1. Опыт проведения подготовки гигиенических ординаторов на базе Московской городской санитарно-эпидемиологической станции показал целесообразность использования этого пути для подготовки квалифицированных практических санитарных кадров.
2. Программа двухгодичной ординатуры в области промышленной санитарии, составленная санитарно-эпидемиологической станцией Москвы, обеспечила достаточную степень подготовки ординаторов в этой области.
3. Метод привлечения ординаторов к выполнению текущих заданий по плану санитарно-эпидемиологической станции и проведения углубленного тематического изучения отдельных ведущих объектов санитарного надзора с применением комплекса исследований, который может быть обеспечен в условиях практического санитарно-эпидемиологического учреждения, вполне оправдал себя.
4. В целях улучшения практической и теоретической подготовки ординаторов и особенно их специализации по определенному разделу гигиены труда необходимо увеличение срока прохождения ординатуры до 3 лет.
Поступила 7/1Х 1955 г.
& #
\
\
\