Научная статья на тему 'ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РСФСР'

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РСФСР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РСФСР»

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РСФСР

Главный государственный санитарный инспектор РСФСР •кандидат медицинских наук Т. А. Николаева

Огромная работа по выполнению директив XX съезда КПСС развернулась во всей нашей стране. Нет такой отрасли народного хозяйства, в которой на шестую пятилетку не предусмотрено решение совершенно новых проблем и вопросов, многие из которых имеют большое значение для работы гигиенистов, санитарных врачей, эпидемиологов.

Решениями XX съезда КПСС вновь подтверждено профилактическое направление советской медицины, определены большие задачи стоящие перед советским здравоохранением и требующие резкого повышения уровня санитарно-эпидемиологической деятельности в стране.

Санитарно-эпидемиологическая служба в РСФСР, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, пришла к 1956 г. с некоторыми достижениями.

Закончилась реорганизация санитарно-эпидемиологических органов на местах, давшая возможность слить воедино отдельные организации, что привело к созданию более мощного и более маневренного учреждения — единой санитарно-эпидемиологической станции.

Заметно окрепла материальная база санитарно-эпидемиологических станций, значительно улучшилось санитарно-эпидемиологическое обслуживание населения и поднялся уровень всей профилактической службы (Москва, Молотов, Челябинская область и др.).

В 1955 г. достигнуто снижение заболеваемости по ряду инфекций, улучшилось санитарное состояние и благоустройство населенных пунктов, уменьшилось число профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, усилилась пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди населения, улучшилась работа с санитарным активом.

Вместе с тем санитарно-эпидемиологическое состояние РСФСР и уровень руководства этим разделом здравоохранения не отвечают еще тем задачам, которые выдвинуты перед нашей страной XX съездом КПСС.

В последние годы некоторые руководители органов здравоохранения РСФСР не уделяли должного внимания деятельности санитарных органов, не вникали глубоко в нужды санитарно-эпидемиологической службы, а претворение в жизнь основы основ советского здравоохранения — широкой профилактики — понимали -узко и подчас превращали просто в привычную формулу или фразу, не подкрепленную делами. Это нанесло немалый ущерб санитарному делу в стране. Отчеты главных врачей санитарно-эпидемиологических станций и проверка на местах показали, что за последнее время во многих областях и городах снизился уровень санитарного дела и особенно ухудшился предупредительный санитарный надзор.

Каковы же основные задачи и пути улучшения санитарно-эпидемио-логической службы РСФСР?

Наиболее неотложной и насущной задачей является введение типовой структуры и штатов санитарно-эпидемиологических учреждений. Эта работа, которая должна была выполняться одновременно с реорганиза-

цией санитарно-эпидемиологической службы, по вине Министерства здравоохранения СССР недопустимо затянулась.

Новая структура и штаты санитарно-эпидемиологических учреждений должны быть прогрессивными, т. е. такими, которые бы давали возможность в определеных рамках вариировать структуру и штаты в зависимости от местных конкретных условий деятельности санитарно-эпидемиологической службы, в первую очередь от количества населения и числа рабочих, занятых в основных ведущих отраслях промышленности. Кроме того, структура санитарно-эпидемиологических станций должна давать возможность внутреннего маневрирования в зависимости от эпидемиологической обстановки.

Вместе с тем нужно пересмотреть существующие положения об органах государственной санитарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы, так как они уже не соответствуют той организационной структуре нашей службы, которая сложилась за последние 1'/г года. Нерешенность этих вопросов приводит к отсутствию четкости в работе отдельных структурных звеньев санитарно-эпидемиологических станций и иногда даже к неправильным толкованиям задач и места санитарно-эпидемиологической службы в ряде других органов здравоохранения.

Так, отсутствие четкого представления о задачах и перспективах развития санитарного дела в стране приводит к тому, что отдельные руководители органов здравоохранения считают возможным слияние районной санитарно-эпидемиологической станции на селе с районной больницей под руководством главного врача больницы. Нам такая реорганизация кажется неправильной и чреватой большими последствиями. Слить станцию с районной больницей, лишить ее права на самостоятельное существование — это значит глубоко не понимать, что будущее здравоохранения лежит в широком развитии профилактики. Санитарно-эпидемиологиче-ская работа, выделившись уже более 37 лет как самостоятельный раздел здравоохранения, имеет свои особые методы и формы, ее задачи настолько конкретизированы и определены, что слияние этой службы с лечебной несомненно было бы шагом назад, а не вперед. Слабость, а иногда и беспомощность санитарно-эпидемиологической службы на селе зависят не от того, что ей нечего делать, не над чем работать, а от того, что низка квалификация врачей и отсутствует материальная база.

Не решен вопрос о целесообразности дальнейшего существования должностей заместителей заведующих областными и городскими республиканского подчинения отделами здравоохранения — государственных санитарных инспекторов области, города. Нам представляется необходимым иметь подобного организатора санитарного дела в области и в крупнейших городах. Государственный санитарный инспектор является главным специалистом по санитарно-профилактическим и противоэпидемическим вопросам не только отдела здравоохранения, но и местного исполкома Советов депутатов трудящихся. Этот специалист координирует и направляет санитарно-профилактическую и противоэпидемическую работу всех медицинских учреждений города, области и является инициатором постановки санитарных вопросов в исполкоме, осуществляет подбор и расстановку кадров, на основе перекрестного обследования санитарных организаций области, города изучает и направляет их деятельность и т. д.

Для упрочения и конкретизации деятельности заместителя заведующего отделом здравоохранения — государственного санитарного инспектора необходимо разработать положение, в котором оттенить особое значение и роль этого специалиста з здравотделе. Кроме того, необходимо расширить его права, в первую очередь по предупредительному санитарному надзору, с таким расчетом чтобы значительная часть этих вопросов решалась им на месте (остановка, закрытие объектов, окончательные решения по штрафам и т. д.).

Вместе с решением организационно-структурных вопросов необходимо пересмотреть вопросы подготовки и повышения квалификации кадров. К сожалению, еще ряд санитарно-гигиенических факультетов медицинских вузов и аналогичных кафедр институтов усовершенствования не имеет необходимой материальной базы для подготовки достаточно квалифицированных санитарных врачей, владеющих современными методами исследования факторов внешней среды и их влияния на население (Свердловск, Иркутск, Сталинок и т. д.). Это обстоятельство определяет разницу в подготовке санитарных врачей, окончивших медицинские ин-иституты Москвы, Ленинграда и других городов.

Необходимо пересмотреть сеть санитарно-гигиенических факультетов, оставив и укрепив такие, на которых возможна действительно хорошая подготовка санитарных врачей и эпидемиологов.

Наряду с этим, требует внимания подготовка санитарных врачей и эпидемиологов на местных базах. Городская санитарно-эпидемиологическая станция Москвы имеет весьма положительный опыт в этом отношении. В 1955 г. на базе станцил впервые было подготовлено 19 ординаторов из числа санитарных врачей районных санитарно-эпидемиологических станций, ежегодно проводится большое количество различных курсов, семинаров, конференций.

Кроме двухгодичной ординатуры, следует широко практиковать такие формы повышения квалификации на местных базах, как курсы молодых специалистов, тематические курсы, повышение квалификации на рабочих местах и т. д. Занятия должны быть организованы не только на санитарно-эпидемиологической станции, но и в научно-исследовательских санитарно-гигиенических институтах и в институтах эпидемиологии, микробиологии и гигиены, которые до сих пор мало помогают отделам здравоохранения в повышении квалификации санитарно-эпидемиологических кадров.

Необходимо иметь в виду, что подобная подготовка кадров на местных базах должна в обязательном порядке предусматривать изучение слушателями вопросов организации санитарно-эпидемиологического дела.

Совершенно не налажено повышение квалификации средних медицинских кадров санитарной службы.

Вопросы улучшения организационного строения санитарно-эпидемиологической службы и повышения квалификации кадров должны решаться одновременно с улучшением материальной основы санитарно-эпидемио-логических станций — строительством их помещений, дальнейшим оснащением необходимой аппаратурой, лабораторным оборудованием и т. д. В новой пятилетке намечается значительное строительство санитарно-эпидемиологических станций и дальнейшее оснащение их.

Вместе с тем Министерство здравоохранения РСФСР и его органы на местах слабо занимаются вопросами улучшения качества работы лабораторной базы санитарно-эпидемиологических станций. Проверка показывает совершенно недостаточную по объему и плохую по качеству работу ряда санитарно-бактериологических и промышленно-санитарных лабораторий.

Министерство здравоохранения РСФСР еще плохо руководит этим важнейшим разделом работы и на местах мирятся с тем, что только 10—15% всех санитарных обследований проводятся с применением лабораторного исследования факторов внешней среды. Особое отставание имеется в проведении исследований атмосферного воздуха и радиоактивных факторов.

Несомненно, что отсутствие информации о новых методах исследования, о применяемой аппаратуре, о данных инструментального исследования значительно затрудняет работу лабораторий санитарно-эпидемиологических станций. Поэтому Министерство здравоохранения РСФСР решило изменить и расширить информационный бюллетень, издаваемый

Научно-исследовательским санитарным институтом имени Эрисмана, превратив его в бюллетень по обмену опытом работы научно-исследовательских институтов РСФСР и санитарно-эпидемиологических станций по информации о новых методах исследования.

В последние годы работа значительного количества санитарно-эпидемиологических станций сводилась в основном к противоэпидемиологиче-ской деятельности и мало уделялось внимания улучшению санитарного дела. Поэтому сейчас, наряду с дальнейшим усилением противоэпидемических мероприятий, необходимо самое большое внимание уделять поднятию и укреплению государственного санитарного надзора. Осуществленное слияние предупредительного и текущего санитарного надзора и сосредоточение всего санитарного дела в санитарно-эпидемиологических станциях создали организационные предпосылки для скорейшего решения этого важного вопроса.

В свете решений XX сьезда КПСС должно быть обеспечено дальнейшее преимущественное развитие государственного санитарного надзора, это прежде всего должно найти отражение в новой структуре и штатах санитарно-эпидемиологических станций.

Необходимо обратить особое внимание на усиление промышленного санитарного надзора В ряде мест при реорганизации были потеряны кадры промышленно-санитарных врачей. Сейчас даже в пределах имеющихся штатных должностей санитарно-эпидемиологических станций нужно восстановить и расширить промышленный санитарный надзор, продумать и осуществить подготовку молодых кадров. Прошедшее з Министерстве здравоохранения РСФСР совещание промышленно-санитарных врачей показало, что санитарными организациями все еще неудовлетворительно осуществляется надзор за строительством крупнейших промышленных предприятий, соблюдением санитарных нормативов при внедрении новой техники, особенно при работе с радиоактивными веществами и ядохимикатами.

Санитарные органы еще мало анализируют причины профессиональной заболеваемости рабочих и слабо борются за ее снижение и в первую очередь мало занимаются профилактикой силикоза.

Повышение квалификации промышленно-санитарных врачей, усиление внимания к вопросам промышленно-санитарного надзора и требовательности со стороны руководителей санитарно-эпидемиологических станций, несомненно, помогут поднять уровень работы одной из важнейших отраслей деятельности санитарных органов — промышленно-санитарного надзора.

Вместе с тем необходимо отметить, что научно-исследовательские институты гигиены труда и профессиональных заболеваний все еще недостаточно решают вопросы разработки санитарных нормативов для различных факторов внешней среды, изучения санитарных условий при работе на новых механизмах й внедрении новой техники, мало делают широкие обобщения на основе проведенных работ, которые позволили бы санитарным органам предъявить промышленным министерствам и ведомствам требования по коренному улучшению санитарных условий труда рабочих в основных отраслях промышленности.

Санитарное благоустройство и оздоровление населенных пунктов, охрана от загрязнения водоемов, атмосферного воздуха и почвы являются важнейшими задачами санитарных органов. Санитарно-эпидемиологические станции должны резко усилить как предупредительный, так и текущий надзор в этой области, повысить требовательность к предприятиям, загрязняющим водоемы, воздух и почву своими отходами.

Как показывает опыт, вопросы санитарного благоустройства наиболее успешно решаются, когда активное участие в этом деле принимает широкий актив населения под руководством председателей местных исполкомов Советов депутатов трудящихся или секретарей городских и рай-

онных комитетов КПСС. Это движение, возникшее по почину городского комитета КПСС и городского исполкома Орехово-Зуева, получившее название движения за оздоровление труда и быта населения, значительно переросло обычные мероприятия по организации санитарного актива и его деятельности по наведению санитарного порядка на отдельных участках и районах города.

Особенности этого движения заключаются в том, что разрабатываются и внедряются в жизнь мероприятия по благоустройству и оздоровлению города и промышленных предприятий. Эта система мероприятий предусмотрена на длительное время, претворяется в жизнь на основе активного участия широких слоев населения с привлечением сил и средств промышленных предприятий. Как показал опыт орехово-зуевцев, затраты промышленных предприятий на проведение оздоровительных мероприятий окупаются очень быстро благодаря значительному снижению заболеваемости рабочих с временной утратой трудоспособности, что последовательно ведет к экономии больших средств, уходивших на оплату листков по нетрудоспособности. Передовые санитарные организации (Орехово-Зуево, Клин, Серпухов и др.), принимая самое активное участие в организации движения за оздоровление труда и быта, умело помогают партийным и советским органам направлять основные силы и средства на решение главных и первоочередных задач оздоровления населенных пунктов — улучшение водоснабжения и канализации городов, озеленение и устройство физкультурных сооружений, проведение больших работ по благоустройству детских учреждений и улучшение условий труда и быта населения. Характерной особенностью этого движения является также и то, что неизмеримо возрастает патриотизм населения, развивается его инициатива, воспитывается дисциплина и навыки к поддержанию должного санитарного состояния.

Опыт работы передовых санитарных организаций по осуществлению мероприятий за оздоровление труда и быта населения заслуживает специального изучения и обобщения для широкой пропаганды этих методов работы санитарных органов.

Необходимо отметить, что организационные вопросы санитарно-эпидемиологической деятельности, обмен передовым опытом работы и другие вопросы работы санитарных органов не находят должного отражения на страницах «Гигиены и санитарии» и «Журнала микробиологии, эпидемиологии и иммунологии». Организаторы санитарного дела и все санитарные врачи должны шире использовать эти журналы для освещения передового опыта работы санитарно-эпидемиологической службы Федерации.

Решение этих вопросов позволит улучшить работу санитарно-эпидемиологической службы и направить усилия санитарных врачей и эпидемиологов на быстрейшее решение задач, поставленных директивами XX съезда КПСС.

Поступила 14/V 1956 г.

■ г

-Л- -й- "А-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.