Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САНИТАРНЫХ СТАНЦИИ'

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САНИТАРНЫХ СТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — А.А. Бойцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САНИТАРНЫХ СТАНЦИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА ПОДГОТОВКА КАДРОВ

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САНИТАРНЫХ СТАНЦИЙ

А. А. Бойцова

Из Института организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко АМН СССР

В своем формировании санитарная организация нашей страны прошла долгий путь развития.

В дореволюционные годы тяжелые материально-бытовые условия жизни населения и крайнее санитарное неблагоустройство населенных мест, вызывавшие огромную заболеваемость и смертность, уже давно привлекали внимание многих передовых врачей.

В 1862 г. в своей актовой речи профессор физиологии Киевского университета А. П. Вальтер, говоря о ведущем значении общественной гигиены, о необходимости учреждения ведомства общественной гигиены и кафедр гигиены и медицинской статистики, подготовки кадров врачей-гигиенистов, поставил вопрос об организации так называемых обсерваторий, которые могли бы «...исследовать путем опыта вопрос о лучшем одевании, прокормлении войска и прочего народонаселения, сосредоточи-пать у себя работы о статистике смертных случаев и заболеваемости»

Но дальше этого выступления дело не пошло, так как не было тогда условий для его практического осуществления.

Спустя 11 лет, 15 августа 1873 г. земский врач А. А. Серебряков обратился с письмом к председателю Общества врачей Казани, в котором предлагал обсудить вопрос о целесообразности открытия санитарных станций «...для глубокого изучения влияния факторов внешней среды на здоровье и жизнь людей»2. Общество одобрило инициативу А. А. Серебрякова и приняло на себя разработку программы и методики санитарных исследований местности. Комиссия, избранная для реализации предложения А. А. Серебрякова, пришла к выводу, что «...под санитарными станциями надо понимать постоянные учреждения, имеющие целью изучение всех санитарных условий данной местности и существующего в ней населения»3.

Комиссия поручила приват-доценту Казанского университета П. А. Пескову определить объем и направление исследований с учетом факторов, наиболее важных в санитарном отношении. 6 октября 1873 г. П. А. Песковым был прочитан доклад на заседании Общества, в котором он перечислил направления санитарных исследований. Однако собрание Казанского губернского земства отклонило предложение об учреждении санитарных станций, опасаясь не столько лишних расходов, сколько создания организации, способной зскрыть основные причины тяжелого состояния здоровья населения, коренившиеся в условиях буржуазно-помещичьего строя.

1 А. П. Вальтер, О значении медицины для России, Современная медицина, 1862, 37.

2 Дневник Общества врачей при Императорском Казанском университете, Казань. 1873, стр. 318.

3 Т а м же, стр. 437.

Вопрос о санитарных станциях был более подробно разработан в дальнейшем П. А. Песковым в работе «О медико-статистических основаниях устройства санитарных станций» (1875), в которой автор указывает, что для выяснения влияния всех санитарных условий необходимо тщательное медико-топографическое исследование местности, так как «...«а здоровье человека действует вся совокупность окружающей его обстановки как со стороны чисто природных свойств данной местности, так и со стороны искусственных (бытовых) условий, создаваемых самим человеком».

Главными во внешней среде, по мнению П. А. Пескова, являются факторы, действующие на общественное здоровье и обусловливающие возникновение болезней, дающих высокую смертность (туберкулез, холера, оспа и др.), а также таких заболеваний, «...которые хотя и не дают высокой смертности, но губительны для населения своей распространенностью и легкостью возникновения (перемежающаяся лихорадка, золотуха, сифилис, пьянство и др.)». Автор указывает, что именно на них и должны в первую очередь обратить внимание санитарные станции. При этом он подчеркивает особую важность статистического учета и статистической оценки изучаемых явлений. Однако все это не решило вопроса о создании санитарных станций.

Лишь через 14 лет после обращения А. А. Серебрякова в Казанское общество врачей первая попытка практического претворения в жизнь идеи санитарной станции была сделана в Пермском земстве. В 1887 г. по предложению Р. Румы в Перми была открыта опытная земская санитарная станция с обширной и разнообразной для того времени программой деятельности. В сборнике работ, выпущенном два года спустя, директор станции Р. Рума пишет, что основной задачей санитарной станции является «...исследование явлений..., влияющих на здоровье населения (условия-топографические, бытовые и т. д.), изучение населения, его телесных качеств, движения, болезненности» '.

В тематике исследований санитарной станции обращают на себя внимание работы по описанию санитарного состояния населения Пермской губернии, работы о влиянии условий труда на здоровье рабочих на различных промышленных предприятиях, о ядовитых свойствах свинца и др.

Из сказанного видно, что в 70—80-х годах XIX в. передовые земские врачи понимали задачи санитарной станции лишь как центра для изучения санитарных условий жизни населения и необходимых в связи с этим мероприятий для их оздоровления. Практическое же проведение санитарно-оздоровительных мероприятий тогда не включалось ими в круг задач санитарных станций.

В истории земской санитарной организации подобные станции дальнейшего развития не получили. Да и о какой санитарной станции могла итти речь, если в 1911 г. на охрану народного здоровья государство тратило в год на одного жителя 62 копейки, в том числе на санитарные нужды 5%, т. е. 3 копейки, а если исключить расходы на борьбу с эпидемиями, то на санитарные мероприятия тратилось в среднем l'A копейки в год на человека 2.

Все же ряд земств под угрозой эпидемий, под давлением общественного движения и под влиянием передовых земских санитарных врачей вынужден был для борьбы с эпидемиями открыть бактериологические и санитарно-гигиенические лаборатории. Развитие их шло в основном по двум направлениям: санитарному и бактериологическому. Одни лаборатории на первое место в своей работе ставили осуществление санитарного контроля за продажей пищевых продуктов в целях обнаружения их недо-

1 Пермская земская санитарная станция, Пермь, 1889.

1 Д. В. Горфкн, Охрана здоровья крестьянства за 10 лет, в кн.: 10 лет

Октября и советская медицина, 1927.

брокачественности и фальсификации. Другие лаборатории в основном

предназначались для борьбы с инфекционными заболеваниями, поэтому в их деятельности первое место занимала работа в области бактериологии и ее практического применения и второе — санитарная работа: контроль за качеством воды, пищевых продуктов и т. д. Главным представителем санитарного направления была Московская городская санитарная станция ■(лаборатория), бактериологического — Одесская бактериологическая станция.

Одесская бактериологическая станция была организована И. И. Мечниковым в 1886 г. для обслуживания Одессы и Херсонской губернии. Организация бактериологической станции была вызвана необходимостью борьбы с бешенством, холерой, чумой, туберкулезом, малярией и другими инфекционными заболеваниями. Работники станции проводили диагностические и эпидемиологические обследования, предохранительные прививки, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию и санитарную работу по вопросам водоснабжения, канализации, очистки и т. д. Работы этой бактериологической станции принесли не только большую практическую помощь, но и внесли ценный вклад в эпидемиологию как науку.

В течение последующих лет открылись: городская санитарная лаборатория в Харькове (1886), лаборатории в Ростове (1887), в Орле (1888), в Варшаве (1889), в Москве и Петербурге (1891). , Наибольшее значение имела городская санитарная станция (лабора-vT тория), организованная Ф. Ф. Эрисманом в 1891 г. при кафедре гигиены ■'медицинского факультета Московского университета.

Первые 2—-3 года Московская санитарная станция занималась исключительно исследованиями пищевых и вкусовых продуктов с тем, чтобы на основе полученных данных выработать проекты обязательных постановлений, определяющих нормальный их состав. Станцией были произведены также исследования большого количества прудов, колодцев, организован систематический ежедневный контроль за водопроводной водой, изучалась эффективность работы фильтров различных систем. За годы своего существования санитарная станция провела большую научно-исследовательскую и практическую работу по гигиене питания, водоснабжения и охране труда рабочих. v

После эпидемии холеры 1892 г. угроза ее распространения была причиной открытия лабораторий еще в ряде городов — в Севастополе, Ялте, Баку, Тифлисе, Екатеринославле, Елисаветграде и др. Число лабораторий стало быстро расти и к 1903 г. они были открыты уже в 27 городах России.

Одесская бактериологическая станция, Московская городская санитарная станция и другие санитарно-бактериологические и санитарно-гигие-нические лаборатории были предшественницами современных санитарно-эпидемиологических станций.

В период реакции, наступившей после революции 1905 г., число санитарных учреждений было резко сокращено, в ряде губерний упразднена должность санитарного врача, закрыты санитарные бюро (Симбирское, Курское, Псковское, Тульское и другие губернские земства). За период 1904—1906 гг. созывались только съезды, посвященные борьбе с холерой, и лишь в одном земстве (Костромская губерния) состоялся в 1905 г. губернский съезд земских врачей.

Великая Октябрьская социалистическая революция заложила прочные основы государственной санитарной организации, ведущей плановую сани-тарно-оздоровительную работу.

Структура, содержание и методы работы санитарной организации менялись в связи с развитием народного хозяйства и задачами здравоохранения в тот или иной период.

Главным содержанием работы санитарных органов и учреждений в годы гражданской войны и интервенции была борьба с эпидемиями и другими санитарными последствиями войны. В восстановительный пе-'

риод расширилась деятельность санитарных учреждений и вопросы гигиены питания, гигиены труда, школьной гигиены и коммунального благоустройства стали занимать в ней довольно значительное место. Расширение требований, которые предъявлялись со стороны развивающегося <[ а родного хозяйства в последующие годы, вызывало усложнение функций санитарных органов. В соответствии с этим появилась необходимость установления определенных четких форм ее деятельности.

Для устранения крайнего разнообразия в структуре, содержании и объеме работы санитарных органов Наркомздрав РСФСР предложил в 1923 г. примерный план организации местных санитарных учреждений с указанием структуры, штатных нормативов и объема их работы (приказ Наркомздрава РСФСР № 284 от 13/ХН 1923 г. «О местных санитарных учреждениях»). В состав местных санитарных учреждений должны были входить санитарные и бактериологические лаборатории, малярийные, пастеровские и дезинфекционные станции, оспенные телятники, эпидемические и прививочные отряды, оспопрививательная организация и др.

Развитие санитарной организации в дальнейшем шло по пути увеличения числа санитарных врачей, расширения их функций, значительного увеличения сети санитарных и противоэпидемических учреждений и усиления роли санитарного актива в проведении санитарно-оздоровительных •мероприятий. Однако попрежнему оставался разрыв между санитарной и противоэпидемической деятельностью, несогласованность в работе отдельных санитарных и противоэпидемических учреждений, отсутствие тесной связи с центральными санитарными органами, отставание в развитии санитарных учреждений от возросших потребностей народного хозяйства. Все это привело к необходимости объединить разрозненные санитарные и противоэпидемические учреждения района в одно, что дало возможность единого планирования, согласованности и последовательность в проведении санитарной и противоэпидемической работы.

Этот вопрос освещался в периодической медицинской печати, обсуждался на съездах санитарных врачей. Так, в 1926 г. санитарный врач В. К. Крюков предложил в каждом районе создать из распыленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических учреждений санитарную амбулаторию, вынес на обсуждение структуру ее, штаты, оснащение и специально разработанный типовой проект.

А. Ф. Рудольфи в 1927 г. выступил за организацию санитарного дома для объединения всех санитарных учреждений, связанных с работой санитарного врача, и сосредоточения обслуживания всех санитарных нужд здоровых людей

X Всесоюзный съезд бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей в сентябре 1926 г. высказался за объединение на местах всех звеньев санитарно-профилактической работы с отграничением последней от функций общеадминистративных и по заведованию лечебной помощью.

XI Всесоюзный съезд бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей в мае 1928 г. вынес решение о необходимости организации районной санитарной станции.

Вопрос о санитарной станции как едином санитарном учреждении района был поставлен в октябре 1927 г. на обсуждение VI Всеукраинского санитарного совета, который признал необходимым организовать на местах районные санитарные станции для руководства всей профилактической работой.

На 1-й Всесоюзной конференции по планированию здравоохранения и рабочего отдыха (1930) рассматривался вопрос о санитарной станции как комплексном санитарном учреждении.

1 А. Ф. Рудольфи, Проект санитарного дома, Гигиена и эпидемиология, 1927, № 11.

А. Н. Марзеев в программном докладе определил санитарную станцию как «...единое комплексное социально-гигиеническое и санитарное учреждение, включающее в себя все элементы санитарно-эпидемической работы и имеющее своей целью оздоровление населенных мест, санитарное обслуживание населения, предупреждение и борьбу с инфекционными заболеваниями». Конференция одобрила организационную структуру и функции санитарной станции.

Количество санитарно-эпидемиологических станций стало быстро расти. На 1 января 1941 г. в СССР насчитывалось уже 1 760 санитарно-эпидемиологических станций, а в 1944 было 1930 станций.

В дальнейшем деятельность санитарно-эпидемиологических станций была регламентирована положениями о районной, межрайонной и городской санитарно-эпидемиологических станциях, утвержденными Нарком-здравом СССР в 1939 и 1941 гг. и приказами Наркомздрава СССР от 3 февраля 1941 г. и от 11 июня 1941 г.

Широкому обсуждению подвергался вопрос о структуре, содержании и методах работы санитарно-эпидемиологических станций на XII съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. Съезд признал необходимым всемерно развивать сеть санитарно-эпидемиологиче-ских станций как комплексных санитарно-противоэпидемических учреждений, призванных проводить по единому плану санитарно-оздоровитель-ные и противоэпидемические мероприятия, направленные к предупреждению и снижению заболеваемости населения.

Приказ министра здравоохранения СССР № 367 от 22 июня 1948 г. определил основные пути укрепления санитарно-эпидемиологической организации.

Работа санитарно-эпидемиологических станций в последние годы шла в основном по линии объединения санитарно-гигиенической работы по всем разделам гигиены и санитарии и эпидемиологической деятельности на основе единых комплексных планов. Особое внимание обращалось на мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости населения, а также усилению деятельности органов санитарной самодеятельности (общественных санитарных инспекторов, санитарных уполномоченных, санитарных комиссий и т. д.).

Изучение опыта работы государственной санитарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы за последнее время выявило необходимость включения в функции всех санитарно-эпидемиологических станций проведение предупредительного санитарного надзора.

В настоящее время в связи с организацией в таких станциях отделов по предупредительному санитарному надзору ликвидирован разрыв, существовавший между текущим и предупредительным санитарным надзором, вредно отражавшийся на деятельности санитарной организации, и таким образом созданы необходимые организационные предпосылки для дальнейшего успешного развития деятельности санитарно-эпидемиологических станций.

Поступила 4/III 1955 г.

■й- -й- -А-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.