Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Михайловна, Иванова Валентина Николаевна, Казбеков Тагир Шамшидович

Актуализируются вопросы, связанные с подготовкой обучающихся к будущей профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы, определены и охарактеризованы экстремальные условия профессиональной деятельности, обоснованы основные структурные компоненты готовности обучающихся к деятельности в экстремальных условиях: мотивационно-ценностный, знаниевый, деятельностный, оценочно-рефлексивный, творческий. Отражено содержание экспериментальной программы подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в экстремальных условиях на занятиях физической культурой посредством освоения основ саморегуляции. Данная тема может представлять интерес для обучающихся высших учебных заведений, чья будущая профессиональная деятельность связана с экстремальными условиями, преподавателей, а также всем лиц, в сферу интересов которых входит освоение навыков психорегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Мария Михайловна, Иванова Валентина Николаевна, Казбеков Тагир Шамшидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN EXTREME CONDITIONS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES: PSYCHOLOGICAL ASPECT

The article actualizes the issues related to the preparation of students for future professional activity in extreme conditions. The paper examines the theoretical aspects of the problem under study, identifies and characterizes the extreme conditions of professional activity, substantiates the main structural components of students' readiness to work in extreme conditions: motivational-value, knowledge, activity, evaluative-reflexive, creative. The content of the experimental program of training students for professional activity in extreme conditions in physical education classes by mastering the basics of self-regulation is reflected. This article may be of interest to students of higher educational institutions whose future professional activity is associated with extreme conditions, teachers, as well as all persons whose sphere of interest includes the development of psychoregulation skills.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Научная статья УДК 378.1

NIION: 2018-0077-2/23-322

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-80-84 MOSURED: 77/27-024-2023-02-521

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в экстремальных условиях на занятиях физической культурой:

психологический аспект

Мария Михайловна Иванова1, Валентина Николаевна Иванова2, Тагир Шамшидович Казбеков3

1 2 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия,

1 arinaglebl7@rambler.ru

2 ivanova.valentina@yandex.ru

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, tagir.kazbekov.72@mail.ru

Аннотация. Актуализируются вопросы, связанные с подготовкой обучающихся к будущей профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы, определены и охарактеризованы экстремальные условия профессиональной деятельности, обоснованы основные структурные компоненты готовности обучающихся к деятельности в экстремальных условиях: мотивационно-ценностный, знаниевый, деятельностный, оценочно-рефлексивный, творческий. Отражено содержание экспериментальной программы подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в экстремальных условиях на занятиях физической культурой посредством освоения основ саморегуляции. Данная тема может представлять интерес для обучающихся высших учебных заведений, чья будущая профессиональная деятельность связана с экстремальными условиями, преподавателей, а также всем лиц, в сферу интересов которых входит освоение навыков психорегуляции.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, обучающиеся, экстремальные условия, психорегуляция, физическая культура

Для цитирования: Иванова М. М., Иванова В. Н., Казбеков Т. Ш. Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в экстремальных условиях на занятиях физической культурой: психологический аспект // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 80-84. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-80-84.

Preparation of students for professional activity in extreme conditions in physical education classes: psychological aspect

Marina M. Ivanova1, Valentina N. Ivanova2, Tagir Sh. Kazbekov3

1 2 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia,

1 arinaglebl7@rambler.ru

2 ivanova.valentina@yandex.ru

3 V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,

tagir.kazbekov.72@mail.ru

Abstract. The article actualizes the issues related to the preparation of students for future professional activity in extreme conditions. The paper examines the theoretical aspects of the problem under study, identifies and characterizes the extreme conditions of professional activity, substantiates the main structural components of students' readiness to work in extreme conditions: motivational-value, knowledge, activity, evaluative-reflexive, creative. The content of the experimental program of training students for professional activity in extreme conditions in physical education classes by mastering the basics of self-regulation is reflected. This article may be of interest to students of higher educational institutions whose future professional activity is associated with extreme conditions, teachers, as well as all persons whose sphere of interest includes the development of psychoregulation skills.

Keywords: professional training, students, extreme conditions, psychoregulation, physical culture

For citation: Ivanova M. M., Ivanova V N., Kazbekov T. S. Preparation of students for professional activity in extreme conditions in physical education classes: psychological aspect // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):80-84. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-80-84.

© Иванова М. М., Иванова В. Н., Казбеков Т. Ш., 2023

Original article

В современных социально-экономических условиях неопределенность является одним из неизбежных факторов, детерминирующих характер профессиональной деятельности. В условиях неопределенности, наряду с традиционным набором профессиональных компетенций от специалиста требуется высокий уровень мобильности и обучаемости, постоянная готовность к трансформационным процессам, прогностическое мышление, быстрое освоение инновационных технологий в выбранной сфере, высокая степень стрессоустой-чивости и др. (А. К. Болотова, В. В. Кузьмин, А. В. Карпов, Е. Э. Кригер, А. Г. Мадера и др.) [1].

Профессиональная деятельность в экстремальных условиях труда характеризуется наличием факторов, среди которых выделяются такие, как: присутствие угрозы жизни и здоровью; психологическое и физическое перенапряжение, нарушение устоявшихся биоритмов, отсутствие определенности в деятельности; монотонность и однообразие выполняемых действий; высокая скорость происходящих событий, информационная перегрузка; смена привычного образа жизни и т. д. Перечисленные условия на современном рынке труда характерны для многих профессиональных областей. Кроме того, существует совокупность возможных сопутствующих факторов экстремальности обусловленных спецификой профессиональной деятельности:

- организационные факторы: специфический режим работы, чрезмерная контролируемость, неудовлетворительная организация рабочего места, необеспеченная безопасность жизнедеятельности;

- социальные факторы: деструктивные взаимоотношения в коллективе, частые конфликты на рабочем месте, отсутствие поддержки и наставничества при адаптации к профессии, систематические кадровые переорганизации и пр.;

- содержание профессии: специфический контингент взаимодействия (лица с девиантным и делинквен-тым поведением), вредные и опасные для здоровья условия производства;

- личностные качества работника: несоответствие имеющихся качеств профессионально важным для конкретной трудовой деятельности, недостаточный уровень развития профессиональных компетенций, позволяющих решать выдвигаемые задачи.

Совокупность условий труда, обусловленных неопределенностью профессиональной деятельности, позволяют отнести ряд профессий к особым, а в иных случаях и экстремальным: спасатели, космонавты, военнослужащие, полицейские, некоторые категории педагогических работников и др. [3].

Систематическое влияние экстремальных условий оказывает негативное воздействие на психику человека. Степь, а также последствия зависят от частоты и длительности: однократное либо многократное. Работников, имевших опыт нахождения в экстремальных условиях, относят к группе повышенного риска возникновения психических нарушений, получивших в практической психологии название «посттравматических стрессовых расстройств». Последствия посттравмати-

ческих стрессовых расстройств могут быть различными: переутомление, появление эмоционального стресса, нарушение психической адаптации, снижение работоспособности, появление синдрома профессионального выгорания, злоупотребление алкоголем либо лекарственными веществами, профессионально-личностная деформация и др. (И. В. Зинченко, И. Г. Малкина-Пых, Е. В. Павлова, Б. А. Смирнов и др.). Все вышеперечисленное оказывает негативное влияние на личность работника способствует снижению качества выполнения профессиональных обязанностей [2].

Сказанное выше актуализирует необходимость, наряду с профессионально важными качествами будущего специалиста, особое внимание в процессе подготовки уделять обучению основам стрессоуствойчивости, умению оказывать себе своевременную психологическую помощь с целью сохранения психического здоровья и выполнения трудовых функций на высоком уровне.

В связи с этим возникает необходимость формирования компетенций у будущих специалистов, связанных с освоением в будущей профессиональной деятельности навыков саморегуляции и оказания психологической помощи и самопомощи [5].

Несмотря на то, что государственным стандартом подготовки включен ряд дисциплин, направленных на углубление представлений личности о себе, своем внутреннем мире, о развитии психики в целом, необходимо дополнительное обучение в области регуляции своим состоянием и как следствие повышение адаптационных возможностей при выполнении своих профессиональных задач [6].

С целью выявления осведомленности обучающихся по программам подготовки высшего профессионального образования, чья деятельность в дальнейшем будет связана с экстремальными условиями и факторами, нами был проведен анкетный опрос. Нас интересовал, насколько будущие специалисты информированы в вопросах стрессуствойчивости, осознают ее важность при освоении профессии, владеют навыками саморегуляции. С этой целью мы разработали анкету, включающую 15 вопросов. В качестве респондентов выступили обучающиеся второго курса Алтайского государственного педагогического университета, института физической культуры и спорта (АлтГПУ) и Барнаульского юридического института МВД России (БЮИ). Количество опрошенных составило 60 человек (по 30 человек в каждом вузе). Анализ полученных ответов позволяет констатировать, что обучающиеся знают о возможных экстремальных условиях и факторах будущей профессиональной деятельности, однако их представления ограничиваются внешними условиями. Вопросы стрессоустойчивости не являлись приоритетным предметом для осмысления. Студенты педагогического университета в большей степени владеют методами саморегуляции (42 %), Обучающиеся БЮИ (35 %). Данные результаты можно объяснить большим опытом студентов АлтГПУ участия в спортивной деятельности, в том, числе знакомство с техниками психологической подготовки к соревновательной деятельности. По мне-

СКИЕ НАУКИ 81

нию обеих групп респондентов, основным источником информированности об основах управления своим психическим состоянием является «Интернет» - 46,7 %, учебные занятия - 32 %, наблюдение за деятельность представителей выбранной профессии (54 %).

Таким образом, результаты анкетирования обучающихся подтвердили недостаточную теоретическую и практическую подготовку к деятельности в экстремальных условиях (психологический аспект). Полученные данные позволили нам подтвердить актуальность исследуемой проблемы. Наиболее подходящими условиями обучения являются занятия физической культурой, поскольку позволяют изучать физические и психические особенности личности в целом - как единый предмет познания. Предметом нашего исследования выступают методы и приемы саморегуляции обучающихся на занятиях по физической культуре.

Изучение научной литературы, отражающей разработку вопросов готовности человека к деятельности (Б. Г. Ананьев, М. И. Дъяченко, Е. П. Ильин, Ю. М. Калюткин, Л. А. Кандыбович, Е. С. Кузьмин, Г. С. Сухобская, Д. Н. Узнадзе и др.), работы, раскрывающие содержание основы психологическое саморегуляции (А. В. Алеексеев, Г. Д. Бабушкин, И. П. Волков, О. В. Дашкевич, В. Н. Смоленцева и др.) позволили нам определить основные структурные компоненты готовности обучающихся к деятельности в экстремальных условиях: мотивационно-ценностный, знаниевый, дея-тельностный, оценочно-рефлексивный, творческий.

1. Мотивационно-ценностный компонент предполагает сформированную систему ценностей о своем здоровье, как физическом, так и психическом, сформированную положительную мотивацию к освоению психических средств и моделированию реальности.

2. Знаниевый компонент характеризуется системой усвоенной информации, связанной с конкретными способами, приемами, техниками оказания психологической регуляции в процессе профессиональной деятельности.

3. Деятельностный компонент включает систему умений и навыков применения полученных знаний в практической деятельности.

4. Оценочно-рефлексивный компонент предполагает оценку и рефлексию осуществляемой деятельности, определять по заданным критериям диагностику своего состояния, определять эффективность применяемых средств.

5. Творческий компонент отражает способность специалиста осуществлять поиск в решении нестандартных задач, подбирать наиболее конгруэнтные способы саморегуляции, выстраивать свою деятельность в нестандартных условиях.

В рамках проведения исследования нами были проанализированы научные подходы к понятию «саморегуляция». В самом общем виде саморегуляция представляет изменение нервно посредством специально организованной психической активности. По мнению ряда авторов, среди которых К. А. Абульханова-Славская, Г. Ш. Габ-дреева Ю. Я. Голиков, А. В. Карпов, О. А. Конопкин,

А. Н. Костин, В. И. Моросанова, Т. М. Понкратова и др. для содержания психической саморегуляции присущ системный характер ее организации.

В данном вопросе на сегодняшний день у специалистов пока нет единой точки зрения. Однако, даже это условное деление помогает подобрать необходимые средства опираясь на функциональные задачи.

1. Техники сознательного контроля за эмоциональными компонентами психического состояния: дыхательные техники, релаксационные техники, психомышечная тренировка, аутогенные техники, медитативные техники.

2. Методы и приемы, направленные на аттенци-онные, сенсорно-перцептивные и мыслительные ха-рактеристикисостояния: управление состоянием посредством переключения внимания, освоение приемов работы с образами, метод систематической десенсибилизации, визуализация, техника «Якорение».

3 . Мотивационно-волевые техники: самовнушение, самоприказы, самопрограммирование, самоодобрение, самогипноз, диагностика внутреннего состояния, саморегуляция при остром стрессе, приемы улучшения настроения и состояния.

В течение одного учебного года на занятиях по физической культуре нами было организовано обучение приемам саморегуляции. В конце каждого занятия в течение 15 минут осуществлялось освоение конкретного психологического приема, упражнения, техники. Обучение осуществлялось поэтапно в соответствии со структурными компонентами готовности обучающихся к деятельности в экстремальных ситуациях: мотиваци-онно-ценностный, знаниевый, деятельностный, оценочно-рефлексивный, творческий.

1. Мотивационно-ценностный компонент включал системную работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью, осознание ответственности за него и определение места методов саморегуляции в этой структуре.

2. Знаниевый компонент включал формирование представлений о состояниях человека, о саморегуляции и методах и приемах саморегуляци.

3. Деятельностный компонент предполагал овладение конкретными инструментами и методами саморегуляции.

4. Оценочно-рефлексивный компонент предполагал отработку навыков контроля и самоконтроля собственных состояния, диагностику состояний, оценку эффективности воздействия на организм определенного приема, упражнения, техники.

5. Творческий компонент заключался в проектировании собственной программы оказания помощи, путем подбора, обоснования и оценки эффективности методов саморегуляции, в зависимости от поставленных задач.

Длительность каждого этапа зависит от уровня подготовленности обучающихся, от конкретных методов саморегуляции и методик по их освоению, а также результативности освоения. Занятия проводил преподаватель по физической подготовке на основе разрабо-

танной и одобренной экспериментальной программы. В процессе эксперимента нами вносились изменения в программу [4].

Для оценки эффективности выполненной работы был подобран диагностический инструментарий. Так, для определения сформировнности мотивационно-цен-ностного компонента была разработана анкета, знание-вый компонент мы оценивали по разработанному тесту, деятельностный, оценочно-рефлексивный и творческий

Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об эффективности разработанной программы.

Библиографический список

1. Алексеев, А. В. Психагогика. Союз практической психогигиены и психологии : учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. Образования / А. В. Алексеев. Ростов н/Д : Феникс, 2004. 189 с.

2. Грачев, Ю. А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания / Ю. А. Грачев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4 (52). С. 172-175.

3. Дикая, Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельност-ный подход) / Л. Г. Дикая. М. : 2004. 315 с.

4. Психология соревновательной деятельности спортсмена : монография / Г. Д. Бабушкин [и др.] ; под ред. Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой] ; Сибирский гос. ун-т физической культуры и спорта. Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. 263 с.

5. Красилов, О. В. Психологическая подготовка сотрудников в современных условиях / О. В. Красилов, С. В. Мананников // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21-2. С. 231-232.

6. Красилов, О. В. К вопросу о профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел МВД России / О. В. Красилов, С. В. Мананников, В. А. Хро-

компонент оценивался методом экспертной оценки психологами и преподавателями по физической подготовке в соответствии с разработанными критериями. Полученные результаты сформированности компонентов готовности мы разделили на 3 уровня. Мы не ставили целью осуществить сравнительный анализ полученных результатов. Для на представлял интерес выявление эффективности реализации разработанной программы в двух группах.

мов // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 337-339.

Bibliographic list

1. Alekseev, A. V. Psychagogics. Union of Practical Psychohygiena and Psychology : textbook for students of education. institutions sred. Prof. Education / A. V Alekseev. Rostov n/A : Phoenix, 2004. 189 p.

2. Grachev, Yu. A. The concept of «readiness for activity» in the system of modern psychological and pedagogical knowledge / Yu. A. Grachev // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No.. 4 (52). Pp. 172-175.

3. Dikaya, L. G. Mental self-regulation of the functional state of a person (system-activity approach) / L. G. Di-kaya. M. : 2004. 315 p.

4. Psychology of competitive activity of an athlete : monograph / G. D. Babushkin [et al.] ; edited by G. D. Ba-bushkin, V. N. Smolentseva] ; Siberian State University of Physical Culture and Sports. Omsk : SibGUFK Publishing House, 2010. 263 p.

5. Krasilov, O. V Psychological training of employees in modern conditions / O. V. Krasilov, S. V. Manannikov // Actual problems of combating crimes and other offenses. 2021. No.. 21-2. Pp. 231-232.

6. Krasilov, O. V. On the issue of professional training of employees of the internal affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia / O. V Krasilov, S. V Manannik-ov, V. A. Khromov // Bulletin of Economic Security. 2020. No.. 1. Pp. 337-339.

Распределение обучающихся по уровням готовности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях (%)

Уровни сформированности компонентов готовности

Компоненты готовности Группы Высокий Средний Низкий

до после до после до после

Мотивационно-ценностный АлтГПУ 20 85 67 15 13 0

БЮИ МВД 40 97 57 3 3 0

Знаниевый АлтГПУ 23 83 17 17 60 0

БЮИ МВД 17 93 17 7 66 0

Деятельностный АлтГПУ 13 83 20 17 67 0

БЮИ МВД 10 85 17 15 73 0

Оценочно-ре флексивный АлтГПУ 13 60 23 40 74 0

БЮИ МВД 10 83 80 17 10 0

Творческий АлтГПУ 5 58 13 42 82 0

БЮИ МВД 1 52 20 48 79 0

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

83

Информация об авторах

М. М. Иванова - доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук;

В. Н. Иванова - доцент кафедры физической культуры и здорового образа жизни Алтайского медицинского университета Минздрава России;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. Ш. Казбеков - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

M. M. Ivanova - Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences;

V. N. Ivapova - Associate Professor of the Department of Physical Culture and Healthy Lifestyle of the Altai Medical University of the Ministry of Health of Russia;

T. Sh. Kazbekov - Senior lecturer of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.03.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 25.05.2023.

The article was submitted 01.03.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 25.05.2023.

Политология : учебник для студентов вузов / [В. Ю. Бельский и др.] ; под ред. В. Ю. Бельского, А. И. Сацуты, А. Б. Шатилова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 463 с. ISBN 978-5-238-03452-2

ПОЛИТОЛОГИЯ

Содержание учебника ориентировано на реализацию требований ФГОС высшего образования к компетенциям выпускников вузов Российской Федерации. Соответствует основным темам и отражает дидактические единицы рабочих программ учебной дисциплины «Политология», преподаваемой и изучаемой в вузах России.

Раскрываются методология и история политической науки, теория политики и политической власти, их социальные, институциональные и функциональные аспекты. Рассматриваются проблемы международных отношений и мировой политики, геополитики и национальной безопасности, особенности политической жизни современной России. В контексте тем глав учебника характеризуются правовая политика государства, деятельность правоохранительных органов, выделяются различные аспекты, относящиеся к личности и поведению сотрудника правоохранительных органов.

Для докторантов, аспирантов и студентов вузов, а также для использования в образовательном процессе вузов министерств и ведомств правоохранительной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.