Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Иванова Валентина Николаевна, Аласкяров Низами Байрамович

Рассматривается проблема формирования мотивации курсантов к занятиям физической культурой; представлены результаты анкетирования по выявлению основных причин недостаточного уровня мотивации обучающихся. Описан проведенный педагогический эксперимент по повышению мотивации курсантов к занятиям по дисциплине «Физическая подготовка»; сделан вывод об эффективности организационно-методических приемов, предложенных для решения вопросов повышения мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Иванова Валентина Николаевна, Аласкяров Низами Байрамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING TRAINERS 'MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION

The article deals with the problem of formation of motivation of cadets to engage in physical culture; the results of a survey to identify the main reasons for the insufficient level of motivation of students are presented. The conducted pedagogical experiment on increasing the motivation of cadets for classes in the discipline «Physical Preparation» is described; the conclusion is made about the effectiveness of organizational and methodological techniques proposed to solve the issues of increasing motivation.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

Научная статья УДК 378.17; ББК 74.48

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-145-149 NIION: 2018-0077-3/22-191 MOSURED: 77/27-024-2022-03-390

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Повышение мотивации курсантов к занятиям физической культурой

Марина Михайловна Иванова1, Валентина Николаевна Иванова2, Низами Байрамович Аласкяров3

1 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, arinaglebl7@rambler.ru

2 Алтайский медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия, ivanova.valentina@yandex.ru

3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, nizamialask@gmail.com

Аннотация. Рассматривается проблема формирования мотивации курсантов к занятиям физической культурой; представлены результаты анкетирования по выявлению основных причин недостаточного уровня мотивации обучающихся. Описан проведенный педагогический эксперимент по повышению мотивации курсантов к занятиям по дисциплине «Физическая подготовка»; сделан вывод об эффективности организационно-методических приемов, предложенных для решения вопросов повышения мотивации.

Ключевые слова: мотивация, учебный процесс, курсанты, физическая культура, физические качества, физическая подготовленность

Для цитирования: Иванова М. М., Иванова В. Н., Аласкяров Н. Б. Повышение мотивации курсантов к занятиям физической культурой // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 145-149. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-3-145-149.

Original article

Increasing trainers 'motivation for physical education

Marina M. Ivanova1, Valentina N. Ivanova2, Nizami B. Alaskarov3

1 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, arinagleb17@rambler.ru

2 Altai Medical University of the Ministry of Health of Russia, Barnaul, Russia, ivanova.valentina@yandex.ru

3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

nizamialask@gmail.com

Abstract. The article deals with the problem of formation of motivation of cadets to engage in physical culture; the results of a survey to identify the main reasons for the insufficient level of motivation of students are presented. The conducted pedagogical experiment on increasing the motivation of cadets for classes in the discipline «Physical Preparation» is described; the conclusion is made about the effectiveness of organizational and methodological techniques proposed to solve the issues of increasing motivation.

Keywords: motivation, educational process, cadets, physical culture, physical qualities, physical fitness

For citation: Ivanova M. M., Ivanova V. N., Alaskarov N. B. Increasing trainers 'motivation for physical education // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):145-149. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-3-145-149.

Фундаментальной составляющей любой деятельности, в том числе и учебно-профессиональной выступает мотивационно-ценностная сфера, поскольку именно она определяет важнейшие движущие качества субъекта такие, как: заинтересованность, активность, целенаправленность, нацеленность на удовлетворение своих запросов и потребностей, определение жизненной ориентации и др. В период получения

профессионального образования важно иметь достаточный уровень мотивации к изучаемым предметам для более успешного овладения профессиональных компетенциями.

В настоящее время наблюдается тенденция, связанная со снижением интереса и мотивации у обучающихся в высших учебных заведениях к занятиям физической культурой и занятиям другими видами физкультурно-

© Иванова М. М., Иванова В. Н., Аласкяров Н. Б., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

спортивной деятельности (А. Н. Базанова, А. А. Базу-нов, Д. Д. Прокофьева, Д. Г. Огуречников и др.). Недостаток физической активности, а также некачественная физическая подготовленность негативно сказываются не только на профессиональной подготовке будущих специалистов в целом, но и в первую очередь на здоровье обучающихся.

Вопросы состояния здоровья населения страны и особенно подрастающего поколения в настоящее время особо актуальны. В современной России наблюдается следующая тенденция: на 100 % рожденных детей - 28 % здоровых и 72 % детей, имеющих нарушения здоровья.

К основным видам нарушений отнесены: задержки нервно-психического развития; физические дефекты внутренних органов; генетические болезни. За период дошкольного и школьного обучения ситуация имеет негативную тенденцию. К периоду завершения школьного обучения среди выпускников лишь 1 0 % здоровых. Таким образом, на момент получения профессионального образования 90 % юношей и девушек не могут быть отнесены к категории абсолютно здоровых [2].

В процессе обучения в высшем учебном заведении у курсантов увеличивается суммарная нагрузка, что может не самым благоприятным образом сказаться на их здоровье. В связи с этим регулярные занятия физической культурой могут стать эффективным средством не только развития физических качеств, но и снижения психоэмоционального напряжения [3].

Учебная дисциплина «Физическая культура» реализуется во всех образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе на уровне высшего образования. Целью данного предмета является формирование физической культуры личности и умения использовать различные средства физической культуры, спорта и туризма в целях сохранения и укрепления и поддержания здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки в рамках будущей профессиональной деятельности [4].

В. К. Бальсевич считает, что такое явление, как ухудшение психического и физического здоровья среди молодежи исходит не только и сложных социальных экономических процессов, которые прослеживаются в данное время на территории нашей страны, но и определенного рода неисправной работы системы физического воспитания. Как правило, в настоящее время прослеживается тенденция развития двигательных навыков и умений в области «механического» развития, вследствие неминуемо приводящие к отсутствию предпосылок к длительному физическому совершенствованию. Также отсутствует формирование гуманистической направленности, отсутствие коммуникативных связей. Кроме этого, у обучающихся отсутствует творческое мышление в области применения полученных знаний и самое главное отсутствие мотивационного аппарата развития интереса к занятиям физической культурой, как средством сохранения и укрепления здоровья.

Используемая в настоящее время в учебной дисциплине «Физическая культура», как и в других дисци-

146 РЕйДОООЮДЬ

плинах, традиционно сложившаяся система оценивания результатов обучения не в полной мере выполняет свою мотивирующую функцию, что нашло отражение в исследованиях таких ученых, как X. Век, Ю. Н. Вавилов, И. Н. Гусев, В. А. Долгов, В. В. Лысенко, Т. Г. Коваленко, В. И. Лях и др. Основанный на жестких критериях, он не позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся. Оценивание преподавателем по «Физической культуре» производится в отношении общей подготовленности, определенных навыков и умений, на основе регламентации соответствующих норм, содержащихся в учебной программе по данной дисциплине, а также в соответствии с субъективным мнением.

Таким образом, изучение состояния проблемы мотивации студентов к занятиям физической культурой в теории и практике профессионального образования позволило выявить основные противоречия в традиционном подходе к организации физического воспитания.

В настоящее время существуют некие противоречия, непосредственно связанные с огромным спектром возложенных задач на «Физическую культуру» как учебную дисциплину, а также недостаточная проработанность технологий и методов позволяющих развивать мотивационный настрой к занятиям. Так же наблюдается недостаточная проработка систем подведения результатов студентов в результате педагогического процесса. Ввиду вышесказанного следует проводить отыскание неких обстоятельств, способствующих формированию мотивационного настроя среди студентов. По нашему мнению, наиболее резонными могут послужить оценивающие показатели здоровья человека и деятельность систем организма.

Для разрешения соответствующих проблем, связанных с оцениванием по данному предмету, и развития ее мотивационной роли нами разработаны дифференцированный метод оценивания с точки зрения физической подготовленности.

Преимущество нашего подхода заключалось в том, что предложенная дифференцированная оценка более точно, чем традиционная, выявляет достигнутый результат в каждом тесте программы, а интегральная позволяет наиболее лаконично оценить общий уровень физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей, особенности личности в плане развития индивидуальных двигательных качеств [5].

Кроме того, помимо мотивирующего фактора к физическому воспитанию нами разработан профиль физической подготовленности каждого курсанта, отражающий его сильные и слабые стороны, позволяющий осуществлять индивидуальное планирование форм, методов и средств физического воспитания студентов. Полученные результаты предлагались для обсуждения общающимся с целью проведения проблемного анализа и выстраивания причинно-следственных связей о имеющихся проблемах, причинах и возможных последствиях. На этом же этапе намечаются пути коррекции средствами физической культуры, как в рамках учебной дисциплины, так и в свободное от учебы время.

SCIENCES

Известно, что прямые измерения физиологических и биохимических показателей жизнедеятельности человека очень трудоемки для диагностической процедуры и требуют специального оборудования, значительных временных и финансовых затрат. Эти требования делают эти методы сложными для групповой реализации, поэтому возникает необходимость использования косвенных методов измерения этих показателей.

Одним из вариантов является диагностический комплекс, состоящий из пяти морфофункциональных тестов, имеющих высокую степень связи с энергообеспеченностью организма, уровнем общей выносливости. Этот комплекс был предложен В. С. Хрущев и др. (1993) для включения в систему экспресс-оценки физического здоровья. Он позволяет, помимо интегральной оценки уровня физического здоровья, учитывать оценки каждого теста (табл. 1).

Таблица 1

Содержательная характеристика причин низких

показателей комплекса тестов В. С. Хрущева

№ п/п Наименование теста Причины низких показателей

1. Индекс Кетле Не в полной мере сбалансированное питание обучающегося; не достаточный уровень развития мышечных групп, или как вариант, возможная угроза ожирения.

2. Индекс Робинсона Возможное наличие нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой и кровеносной систем.

3. Индекс Скибинского Недостаточные функциональные возможность органов дыхания и кровообращения, а также и пониженная устойчивость организма к гипоксии.

4. Индекс мощности В. А. Шаповаловой Может свидетельствовать о недостаточном развитии двигательных качеств.

5. Индекс Руфье Преимущественно недостаточный уровень адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма курсантов.

Для разрешения проблемы, связанной с мотивацией с учетом мнения студентов, отраженного в ответах на анкету, была разработана соответствующая программа, задача которой состояла в повышении интереса студентов к занятиям физической культурой.

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2020 года по январь 2021 года, продолжительность - один академический семестр. В исследовании принимали участие две однородные выборки (исследуемые группы по 30 человек в каждой, не имеющие статистически значимой разницы в физической подготовленности).

Программа повышения мотивации к занятиям физической культурой выглядела следующим образом:

- построен профиль физической подготовленности каждого курсанта, выявлены «слабые и сильные» стороны подготовленности;

- проведено тестирование на идентификацию уровня физической подготовленности и уровня физического здоровья;

- на основе результатов показателей физического здоровья выявлены особенности функционирования отдельных систем организма;

- были составлены различные спортивные программы, главной характеристикой которых являлся индивидуальный подход к каждому обучающемуся, были предложены различные варианты занятий физической культурой (кружки, секции, самостоятельные занятия и т. п.);

- самостоятельное проведение разминок. Обучающимся экспериментальной группы была делегирована возможность поочередного проведения разминки на учебных занятиях, таким образом, повышался их уровень заинтересованности и ответственности. Каждый курсант, готовя задание, старался сделать его интересным, стремился быть понятным для всех присутствующих. Таким образом, за период проведения эксперимента каждый обучающийся проводил на занятии разминку. Деятельность оценивалась, согласно разработанным нами критериям. За традиционные элементы разминки присваивался 1 балл, а за привнесение новых упражнений и элементов присваивалось 2 балла. В процессе такого длительного общения в течение одного семестра, обучающиеся значительно обогатители свой двигательный опыт. В качестве критериев оценки были следующие:

- точность;

- быстрота,

- красота;

- экономичность, т. е. свойства, которые отличают навыки от умения.

Стимулом к творческому началу явились привнесенные нами оценочные критерии. Нас интересовали изменения в объеме двигательного обогащения.

Стоит отметить также, что в специфических условиях учебного процесса Барнаульского юридического института у курсантов под воздействием строгого распорядка, систематических занятий по физической, строевой подготовке, разнообразных тренировок, условий казарменной жизни и т. д. может возникать пресыщение и монотипия, связанные с однообразием деятельности и как следствие снижение интереса и мотивации к учебному процессу. Ввиду чего использование разработанных нами мер может способствовать психологической разгрузке обучающихся.

Выводы, составленные на основе проведенных исследований, позволили утверждать, что избранные нами показатели вызвали определенного рода интерес у обучающихся. При всем этом диагностические действия не стали для студентов чем-то отяготительным, а напротив вызывала некий интерес.

На основе данных текущего контроля велось активное управление учебным процессом путем обсуждения промежуточных результатов и планов на следующий период с привлечением студентов.

Педагогический эксперимент проводился в течение 1 семестра (с сентября 2021 года по декабрь 2022 года).

СКИЕ НАУКИ 147

На основе результатов эксперимента можно утверждать, что результат, достигнутый нами, характеризует в полной мере то, что был достигнут соответствующий уровень физической подготовленности лиц, принимавших участие в исследовании, также была замечена высокая заинтересованность занятиями физической культурой. Этот результат был получен благодаря тому, что со стороны преподавателей осуществлялся объективный контроль за занятиями физической культурой, а также коллективному планированию дальнейшей деятельности. Кроме того осуществлялось формирование осознания и понимания значимости занятий физической культурой и спортом, которая рассматривалась не только на настоящий момент, но также через призму времени, а именно в дальнейшей служебной деятельности. Все это находило соответствующее отражение в индивидуальном отношении исследуемых лиц к физическому воспитанию.

На завершающем этапе педагогического эксперимента было проведено тестирование по определению уровня мотивации к занятиям физической культурой в контрольной и экспериментальной группах (табл. 2).

Таблица 2

Результаты тестирования по определению уровня мотивации к занятиям физической культурой на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Оценочные Эксперименталь- Контрольная

уровни ная группа

тестирования группа

До После До После

экспери- экспери- экспери- экспери-

мента мента мента мента

Высокий 7 % 93 % 10 % 15 %

Средний 40 % 7 % 50 % 35 %

Низкий 53 % 0 % 40 % 50 %

С помощью критерий х-квадрат, было установлено, что в контрольной группе Связь между факторным и результативным признаками статистически не значима, уровень значимости р > 0,05. В экспериментальной группе статистически значимая разница подтверждена. На основе результатов работы следует сделать вывод об успешной тенденции повышения положительного мотивационного отношения к обучению в экспериментальной группе.

Следовательно, на основе проведенного исследования, может осуществляться улучшение физической подготовленности по рекомендациям, предлагаемым на основе нашей программы. На ее основе существует возможность выбора наиболее подходящего вида активности, в рамках предлагаемых преподавателем. Кроме всего вышеперечисленного, исследование подчеркивает важность трудового процесса над соб-

ственным здоровьем. Также можно отметить, что проведенное исследование отразилось в положительном влиянии на отношение к физической культуре подавляющего большинства лиц, принимавших участие в эксперименте. Кроме того стоит отметить повышение результатов физической подготовленности и физического здоровья.

Библиографический список

1. Любецкий Н. П. Здоровье российской молодежи и физическая культура // RELGA. 2007. № 14. URL: elga.ru/Environ/WebObjects/tgu.

2. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1996. № 1. С. 23-25.

3. Красилов О. В., Хромов В. А., Мананников С. В. Здоровый образ жизни. Современный подход привлечения населения для занятий физической культурой // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 337-340.

4. Малиновский А. В., Красилов О. В., Мананников С. В. Использование метода ситуационного моделирования на занятиях по профессиональной прикладной физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 384-389.

5. Хромов В. А., Зайцев А. А. Физическое развитие курсантов - мужчин образовательных организаций МВД России // Вестник Московского университета. 2015. № 5. С. 230-233.

Bibliographic list

1. Lyubetsky N. P. Health of Russian youth and physical culture // RELGA. 2007. No. 14. URL: elga.ru/Environ/ WebObjects/tgu.

2. Balsevich V. K. The concept of alternative forms of organization of physical education of children and youth // Physical culture: education, upbringing, training. 1996. No. 1. РР. 23-25.

3. Krasilov O. V, Khromov V. A., Manannikov S. V Healthy lifestyle. A modern approach to attracting the population for physical education // Bulletin of economic security. 2020. № 2. РР. 337-340.

4. Malinovsky A. V, Krasilov O. V, Manannikov S. V Using the method of situational modeling in the classroom for professional applied physical training in educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of economic security. 2019. № 3. РР. 384-389.

5. Khromov V. A., Zaitsev A. A. Physical development of cadets - men of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Moscow University. 2015. No. 5. РР. 230-233.

Дополнительная информация об авторах М. М. Иванова - доцент кафедры теоретических основ физического воспитания, кандидат педагогических наук; В. Н. Иванова - доцент кафедры физической культуры и здорового образа жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. Б. Аласкяров - старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

148

PEDAGOGICAL SCIENCES

Additional information about the authors

M. M. Ivanova - Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, candidate of pedagogical sciences;

V. N. Ivanova - Associate Professor of the Department of Physical Culture and Healthy Lifestyle;

N. B. Alaskyarov - Senior Lecturer, Department of Physical Training, Educational and Scientific Complex for Special Training, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 04.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 30.03.2022; approved after reviewing 04.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.

Политология : учебник для студентов вузов / [В. Ю. Бельский и др.] ; под ред. В. Ю. Бельского, А. И. Сацуты, А. Б. Шатилова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 463 с. ISBN 978-5-238-03452-2

ПОЛИТОЛОГИЯ

Содержание учебника ориентировано на реализацию требований ФГОС высшего образования к компетенциям выпускников вузов Российской Федерации. Соответствует основным темам и отражает дидактические единицы рабочих программ учебной дисциплины «Политология», преподаваемой и изучаемой в вузах России.

Раскрываются методология и история политической науки, теория политики и политической власти, их социальные, институциональные и функциональные аспекты. Рассматриваются проблемы международных отношений и мировой политики, геополитики и национальной безопасности, особенности политической жизни современной России. В контексте тем глав учебника характеризуются правовая политика государства, деятельность правоохранительных органов, выделяются различные аспекты, относящиеся к личности и поведению сотрудника правоохранительных органов.

Для докторантов, аспирантов и студентов вузов, а также для использования в образовательном процессе вузов министерств и ведомств правоохранительной системы России.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.