Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА"'

К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хромов Вадим Анатольевич, Красилов Олег Викторович, Балакин Юрий Петрович

В рамках вопроса совершенствования профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, рассматриваются возможности максимального приближения учебного процесса к деятельности сотрудника органов внутренних дел. Исследованы вопросы о создании комплекса профильных дисциплин, объединяющих их в общий блок, который может позволить эффективнее наладить междисциплинарные связи и организовать преемственность компетенций всех дисциплин. Наиболее удачным вариантом может стать преподавание в комплексе таких дисциплин, как огневая подготовка, физическая подготовка, тактико-специальная подготовка и административное право. Объединение вышеперечисленных дисциплин позволит подготовить сотрудников полиции к реальным условиям служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хромов Вадим Анатольевич, Красилов Олег Викторович, Балакин Юрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS WITHIN DEVELOPMENT OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL PREPARATION"

Within the framework of the issue of improving the professional training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the possibilities of maximum approximation of the educational process to the activities of an officer of Internal Affairs. The article focuses on the creation of a complex of specialized disciplines, uniting them in a common block, which can contribute to establish interdisciplinary connections and to organize the continuity of the competencies of all disciplines. The most successful option may be teaching in a complex of disciplines such as fire training, physical training, tactical and special training and administrative law. Combining the mentioned disciplines will prepare police officers to the real conditions of service.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 351.745:378.634 ББК 74

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-323-327

© Хромов В.А., Красилов О.В., Балакин Ю.П., 2021

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКСНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Вадим Анатольевич Хромов,

доцент кафедры физической подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: hromov1967@mail.ru; Олег Викторович Красилов,

доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)

E-mail: krasilovov@list.ru;

Юрий Петрович Балакин,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)

Аннотация. В рамках вопроса совершенствования профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, рассматриваются возможности максимального приближения учебного процесса к деятельности сотрудника органов внутренних дел. Исследованы вопросы о создании комплекса профильных дисциплин, объединяющих их в общий блок, который может позволить эффективнее наладить междисциплинарные связи и организовать преемственность компетенций всех дисциплин. Наиболее удачным вариантом может стать преподавание в комплексе таких дисциплин, как огневая подготовка, физическая подготовка, тактико-специальная подготовка и административное право. Объединение вышеперечисленных дисциплин позволит подготовить сотрудников полиции к реальным условиям служебной деятельности.

Ключевые слова: огневая подготовка, физическая подготовка, физические качества, сотрудники органов внутренних дел, профессиональная деятельность.

Vadim A. Khromov,

Associate Professor of the Department of Physical Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Oleg V. Krasilov,

Associate Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);

Yuriy P. Balakin,

Senior Lecturer of the Department of Physical Training Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49)

Abstract. within the framework of the issue of improving the professional training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the possibilities of maximum approximation of the educational process to the activities of an officer of Internal Affairs. The article focuses on the creation of a complex of specialized disciplines, uniting them in a common block, which can contribute to establish interdisciplinary connections and to organize the continuity of the competencies of all disciplines. The most successful option may be teaching in a complex of disciplines such as fire training, physical training, tactical and special training and administrative law. Combining the mentioned disciplines will prepare police officers to the real conditions of service.

Keywords: fire training, physical training, physical qualities, law-enforcement officers, professional activity.

Для цитирования: Хромов В.А., Красилов О.В., Балакин Ю.П. К вопросу о комплексном совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников полиции в рамках освоения дисциплины «Физическая подготовка». Вестник экономической безопасности. 2021;(3):323-7.

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS WITHIN DEVELOPMENT OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL PREPARATION»

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

На текущем этапе развития общества, самооборона - естественное право каждого человека, гарантированное Конституцией Российской Федерации. И одна из приоритетных задач государства - создать условия, для формирования соответствующих навыков, которые позволили бы его реализовать [2, с. 532].

Крайне важно развивать в гражданах готовность применения полученных знаний на практике. Этот принцип отражается, например, в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе до 2020 года (утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации № 134-р от 3 февраля 2010 года)1.

Ни для кого не тайна, что уровень современной преступности в стране сегодня пугающе растет и становится более мобильной и осведомленной. Следует отметить, что согласно исследованию, проведенному Департаментом государственной службы и кадров МВД России, количественный показатель изменился в худшую сторону, а также повысился уровень агрессивности преступников. При изучении ежедневных сводок о происшествиях, поступающих в дежурные части МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, рапортов сотрудников, применивших, либо использовавших табельное оружие просматривается увеличения насилия и жестокости в совершенных преступлениях.

Таким образом, в настоящее время становится актуальной проблема личной безопасности сотрудников ОВД при несении службы [1].

По данным официальных документов, в России каждый год при выполнении служебного долга (задержании преступников, пресечении правонарушений) гибнет около 600 сотрудников, а если рассматривать несчастные случаи, дорожно-транспортные происшествия и т.д., то указанное число увеличится до 1000 человек. Случаи ранений при выполнении служебных обязанностей без наступления смертельного исхода составляют около 6000 человек ежегодно [3].

1 Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р (ред. от 20.09.2012) «О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» [Электронный ресурс] - электрон. дан. -Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа / справочные правовые системы. 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru

Указанные выше статистические данные позволяют сделать вывод о том, что нередко полицейские испытывают трудности при задержании правонарушителей. Несмотря на то, что большинство из них владеют боевыми приемами борьбы и обладают достаточными физическими данными. Но в условиях реальной ситуации, связанной с задержанием им не хватает тактических и правовых знаний. Таким образом, подготовка сотрудников на сегодняшний день является обязательным фактором для успешной профессиональной деятельности, необходимостью максимального приближения учебного процесса к деятельности сотрудников ОВД.

Один из основных принципов «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» - комплекс по решению задач направленных на подготовку граждан к военной службе.

Для возможности реализации данного принципа применительно к сотрудникам полиции изучается возможность организации комплекса профильных дисциплин, объединяющих в общий блок. Данный комплекс позволит более эффективно использовать междисциплинарные связи для организации преемственности компетенций всех дисциплин. Одним из самых приемлемых вариантов может стать преподавание в комплексе таких дисциплин, как административное право, физическая подготовка, тактико-специальная подготовка, и огневая подготовка. При объединении вышеперечисленных дисциплин позволит подготовить будущих сотрудников полиции к реальным условиям служебной деятельности.

Физическая подготовка крайне важна для сотрудников полиции. Являясь одним из значимых направлений в профессиональной деятельности, она должна подвергаться постоянному совершенствованию и внедрению новых методик, оптимальных для решения оперативно-служебных задач. Физическая подготовка состоит из боевого раздела и раздела общей физической подготовки.

Основными направлениями физической подготовки являются:

1) подготовка к возможности преследования и задержания правонарушителей;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2) ускоренному передвижению на пересеченной местности;

3) формирование устойчивых навыков применения специальных средств, боевых приемов борьбы;

4) поддержание на высоком уровне профессионально важных физических качеств и общей работоспособности;

5) овладение необходимыми практическими умениями и навыками самозащиты и обеспечения личной безопасности в экстремальных ситуациях;

6) развитие таких необходимых навыков как смелость, решительность, внимание, самодисци-плина1.

Процесс обучения курсантов и слушателей в рамках комплекса изучаемых дисциплин предполагает дальнейшее применение приобретенных умений и навыков в процессе обучения в образовательной организации системы МВД России непосредственно в повседневной служебной деятельности. Для повышения результативности преподавания, необходимо оперативно отслеживать все изменения в ведомственных приказах и нормативно-правовых актах вступивших в силу в практической деятельности сотрудников по пресечению и профилактике правонарушений среди населения. Непосредственно изменения в лучшую сторону можно будет проследить как по ранее приведенным статистическим данным, так и непосредственно при проведении анализа социологических исследований и мнения самих обучаемых.

В Барнаульском юридическом институте МВД России (далее также БЮИ МВД России) обучаются курсанты, слушатели, а так же сотрудники полиции, проходящие в стенах ВУЗа повышение квалификации. Соответственно корректировка методов и направлений совершенствования физической подготовки возможна с учетом изучения мнения о реально существующей обстановке при применении физической силы и спецсредств в ходе пресечения и предотвращения правонару-

шений, а так же выявления мотивации вышеперечисленных лиц к занятию физической подготовкой в рамках ОПД.

Так, среди слушателей и курсантов образовательной организации, слушателей факультета повышения квалификации был проведен опрос, по результатам которого стало известно, что 64% респондентов в рамках предмета «физическая подготовка (ППФП, ОФП)» считают необходимым больше уделять внимания игровым видам спорта (футбол, волейбол и т.д.), тем самым развивать такие физические свойства как скорость, координация, контроль, внимание; 56,8% считают важным уделять внимание боевым приемам борьбы; 40% отметили важность силовой подготовки.

Кроме того, выше обозначенный опрос позволил выявить необходимость совершенствования системы мероприятий, направленной на реализацию индивидуального подхода в рамках образовательного процесса по дисциплине ОПД.

Мероприятия по реализации комплекса мер индивидуального подхода (воздействия) к обучающимся имеют важное значение в достижении качественных показателей освоения обозначенной дисциплины. Однако, среди ученых уделяется недостаточное внимание данному подходу (принципу индивидуализации, индивидуального подхода). По нашему мнению это возможно в силу специфики конкурсного отбора граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, по результатам которого все кандидаты, зачисленные на службу в органы внутренних дел должны быть пригодными к службе в органах внутренних дел, а так же соответствовать определенной группе здоровья2.

В Барнаульском юридическом институте МВД России проводится подготовка кадров для замещения в последующем должностей в таких подразделениях как патрульно-постовая служба полиции, дорожно-патрульная служба государственной инспекции безопасности дорожного движения,

1 Проект приказа Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] - электрон. дан. - Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа / справочные правовые системы. 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психофизиологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] - электрон. дан. - Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс:Высшая школа / справочные правовые системы. 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

которые соответствуют первой группе предназначения, участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, дознания, следствия, соответствующих третьей группе предназначения1 .

Отнесение к той или иной группе предназначения является усредненным показателем, в том числе уровня физической подготовки, подразумевающей ее дальнейшее совершенствование для поддержания удовлетворительного уровня, соответствующего требованиям, предъявляемым к замещаемой должности. Таким образом, можно утверждать, что некая совокупность обучающихся по определенному направлению подготовки, для замещения конкретного вида должностей, относящихся к одной и той же группе предназначения, является равной (должна быть такой) в силах, способностях, умениях и навыках.

Статьей 17 Федерального закона № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», оговорены минимальный и максимальный возраст граждан, которые дают право поступления на службу в ораны внутренних дел (18 и 35 лет соответственно)2. Очевидной является возможность нахождения граждан разного возраста в установленном приделе в одной учебной группе по конкретному направлению подготовки для замещения конкретной должности, соответствующей определенной группе предназначения.

Разность возрастного критерия обучающихся одной группы по конкретному направлению подго-

1 Приказ МВД России от 02.04.2018 № 190 «О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, перечнях дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования, формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» [Электронный ресурс] - электрон. дан. - Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа / справочные правовые системы. 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2 Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - электрон. дан. - Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа / справочные правовые системы. 2019. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

товки для замещения должности, соответствующей определенной группе предназначения обуславливает необходимость активного использования комплекса мер индивидуального подхода к обучаемому, для максимально эффективного достижения усвоения образовательной программы, и возможности дальнейшего успешного применения полученных навыков в процессе службы.

Анализ рассмотренных выше положений позволяет установить первостепенные направления для усовершенствования учебно-воспитательного процесса при преподавании дисциплины ОПД, повысить уровень физической подготовленности курсантов и слушателей БЮИ МВД России, и соответственно возможность применения полученных навыков в профессиональной деятельности.

Например, многие игровые моменты, которые применяются в занятиях, моделируют жизненные ситуации, необходимые при прохождении службы. Привитые спортивной деятельностью привычки, такие как соблюдение установленных норм и правил поведения, трудолюбие, самодисциплина, отражаются в дальнейшем на профессиональной деятельности.

Система мер индивидуального подхода к обучающимся разных возрастов в условиях одной учебной группы, должна быть обусловлена проявлением повышенного внимания к способностям и возможностям каждого обучающегося, в соответствии с чем, должны быть разработаны предложения по индивидуальному плану занятия физической подготовкой, предусматривающие оптимальный комплекс физических упражнений, направленных на эффективное усвоение образовательной программы.

Область применения полученных навыков по дисциплине «Основы профессиональной подготовки» многоаспектна и ситуативна, в большинстве случаев ограничена временем принятия решения, что не может не сказываться на результате применения полученных навыков и умений.

Для решения этой проблемы мы предлагаем разработать сборник типичных ситуаций применения огнестрельного оружия, физической силы, специальных средств сотрудниками ОВД. Данный сборник предполагает под собой совокупность сце-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

нариев, в которых показана правовая, тактическая, физическая основа применения огнестрельного оружия, физической силы, специальных средств. Кроме того, данные тематические линии можно использовать для создания видеоматериала и использовать его в дальнейшем как обучающее пособие. Возможно, с помощью программ конвертирования преобразовать его в программное обеспечение для интерактивного боевого тира «Аркада» и интерактивного лазерного тира «Рубин», имеющихся на кафедре огневой и технической подготовки БЮИ МВД России. Включение указанных интерактивных сюжетов в учебный процесс позволит оснастить вышеуказанные комплексы профессиональных дисциплин мощными и современными средствами обучения. Предполагается, что применение данного программного обеспечения позволит улучшить как количественные, так и качественные показатели, а также повысить интерес курсантов и слушателей к процессу обучения. Кроме того, считаем целесообразным разработку и внедрение в преподавательскую практику рекомендаций по применению комплекса мер индивидуального воздействия на обучающихся по дисциплине ОПД, учитывающего как возрастной, так и гендерный критерий.

Литература

1. Красилов О.В., Мананников С.В., Клочков Р.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций системы МВД России: перспективы и инновации/ Вестник Барнаульского юридического института МВД России, 2017. № 1 (32). С. 52-53.

2. Хвастунова Е.М. Огневая подготовка сотрудников ОВД России с использованием современных технических средств обучения, формирующих готовность к применению огнестрельного оружия в практической деятельности/ Молодежь - Барнаулу: материалы XVП-XIX городской научно-практической конференции молодых ученых / гл. ред. Ю.В. Анохин. Ч. XVIII. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017. 1902 с.

3. Информационно-аналитический обзор. Практика применения и использования оружия сотрудниками ОВД: информационно. М.: ДГСК МВД России, 2018.

4. Мананников С.В., Красилов О.В., Бала-кин Ю.П. Развитие выносливости и функциональной подготовленности на занятиях по лыжной подготовке курсантов образовательных организаций системы МВД России Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 1 (34). С. 266-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.