Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел МВД России'

К вопросу о профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красилов Олег Викторович, Мананников Сергей Владимирович, Хромов Вадим Анатольевич

Рассматривается использование в ходе практических занятий смоделированных ситуаций с противодействующим ассистентом, которые позволят наблюдать существенную разницу в курсантах в начале обучения и на выпуске из образовательной организации системы МВД России. Основной задачей является приобретение курсантами и слушателями устойчивого навыка выполнения действий, направленных на выполнение задач, связанных с ограничением свободы правонарушителя. Если эта задача в ходе проведения учебных занятий будет решена, то и навык применения приемов воздействия на нарушителей правопорядка при противоправных действиях станет стабильным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красилов Олег Викторович, Мананников Сергей Владимирович, Хромов Вадим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of professional training of employees of internal affairs bodies of the MIA of Russia

Considered the use of simulated situations with a counteracting assistant during practical training, which will allow us to observe a significant difference in cadets at the beginning of training and at graduation from the educational organization of the Russian Ministry of internal Affairs system. The main task is to acquire cadets and trainees a stable skill to perform actions aimed at performing tasks related to the restriction of the offender's freedom. If this task is solved in the course of training sessions, then the skill of applying techniques to influence violators of law and order in illegal actions will become stable.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел МВД России»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10064 © О.В. Красилов, С.В. Мананников, В.А. Хромов, 2020

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ

Олег Викторович Красилов,

доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)

E-mail: krasilovov@list.ru; Сергей Владимирович Мананников, старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)

E-mail: msv73_alt@mail.ru;

Вадим Анатольевич Хромов, доцент кафедры физической подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Рассматривается использование в ходе практических занятий смоделированных ситуаций с противодействующим ассистентом, которые позволят наблюдать существенную разницу в курсантах в начале обучения и на выпуске из образовательной организации системы МВД России. Основной задачей является приобретение курсантами и слушателями устойчивого навыка выполнения действий, направленных на выполнение задач, связанных с ограничением свободы правонарушителя. Если эта задача в ходе проведения учебных занятий будет решена, то и навык применения приемов воздействия на нарушителей правопорядка при противоправных действиях станет стабильным.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая подготовка, образовательные организации МВД России, методы обучения.

ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE MIA OF RUSSIA

Oleg V. Krasilov,

Associate Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Barnaul legal institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);

Sergey V. Manannikov, Senior Lecturer of the Department of Physical Ttraining Barnaul legal institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);

Vadim A. Hromov, Associate Professor of the Department of Physical Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Considered the use of simulated situations with a counteracting assistant during practical training, which will allow us to observe a significant difference in cadets at the beginning of training and at graduation from the educational organization of the Russian Ministry of internal Affairs system. The main task is to acquire cadets and trainees a stable skill to perform actions aimed at performing tasks related to the restriction of the offender's freedom. If this task is solved in the course of training sessions, then the skill of applying techniques to influence violators of law and order in illegal actions will become stable.

Keywords: professional training, physical training, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, training methods.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Красилов О.В., Мананников С.В., Хромов В.А. К вопросу о профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):337-9.

Криминальная активность преступного мира получила питательную среду в комплексе возникших негативных условий последних лет. Это предопределило рост совершенных преступлений. Они

стали более агрессивными, дерзкими, жестокими, появились и новые формы.

Понятно, что участившиеся случаи нападения напрямую связаны с социально-экономической на-

пряженностью в обществе, которая «разряжается» массовыми беспорядками, то межнациональными конфликтами, то криминальной активностью тех или иных представителей преступного мира. Но можно ли говорить о неизбежно трагическом исходе противостояния «работник полиции — преступник»?

Полученные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что нередко сотрудники полиции не выполняют поставленные задачи, уступая преступникам в единоборствах, хотя и владеют необходимыми навыками применения боевых приемов борьбы. Основной причиной возникновения трудностей при применении физической силы является чаще всего недостаточная тактическая подготовленность [1, с. 208—212].

Изучение статистики, взятой из материалов служебных проверок, показывает, что гибель и ранение значительного количества сотрудников зависели во многом от профессиональной неподготовленности. На слабую профессиональную подготовку ссылается большинство опрошенных сотрудников полиции. Всё это указывает на необходимость совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции в различных сложных ситуациях, с которыми столкнутся сотрудники в дальнейшей профессиональной деятельности.

На уровень профессиональной подготовки влияет, прежде всего, качество проводимых занятий. Есть очень хорошая поговорка «Если хочешь быстро бегать, надо много быстро бегать». Применяя данную поговорку к занятиям с курсантами и слушателями, преподаватели показывают и рассказывают, как необходимо задерживать преступников, многократно выполняют приемы и способы задержания, ведь основной упор по физической подготовке направлен на практические занятия.

В Барнаульском юридическом институте МВД России (далее — БЮИ МВД России) проходят обучение не только курсанты и слушатели факультета подготовки сотрудников полиции и следователей, но и слушатели факультетов заочного обучения, факультета переподготовки и повышения квалификации, факультета профессиональной подготовки. Это дает возможность корректировать методы и направления подготовки сотрудников с учетом мнения

практических сотрудников о реально существующей обстановке.

На кафедре физической подготовки БЮИ МВД России ежегодно проводятся круглые столы и научные конференции с привлечением сотрудников из силовых структур Алтайского края, в ходе которых проходят обсуждения наиболее проблемных вопросов и ситуаций, встречающихся на практике во время задержания правонарушителей. Благодаря полученной информации, на занятиях по физической подготовке преподаватели кафедры имеют возможность моделировать различные ситуации и модель поведения правонарушителя. Все эти модели детально прорабатываются, формируя необходимый навык выполнения приемов задержания. Многократное повторение дает возможность сотрудникам полиции, при возникновении подобной ситуации быстро принимать решения и выполнять действия, направленные на задержание правонарушителя [3, с. 41—46].

В ходе работы круглых столов рассмотрен вопрос о применении мер административного принуждения к правонарушителю. Наиболее часто применяемой мерой является административное задержание, которое производится, как правило, вопреки желанию лица, в отношении которого оно применяется. Очень часто правонарушитель оказывает сопротивление сотрудникам полиции, пытаясь тем самым уклониться от ответственности. Для подавления сопротивления, необходима тщательная подготовка и приобретение необходимого устойчивого навыка, связанного с ограничением свободы правонарушителя [4, с. 102—104].

Предлагаемые ситуации моделирования оперативно-служебной деятельности в рамках применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия разработаны на основе нормативных правовых актов МВД России, носят рекомендательный характер и могут дополняться или видоизменяться в зависимости от целей конкретных занятий и материальных возможностей конкретного подразделения.

По итогам дискуссий на кафедральных круглых столах преподавателями разрабатываются ситуации с заданиями по ограничению свободы ассистента (условного противника). Все задания, которые преподаватели начинают отрабатывать с курсантами и

338

Вестник экономической безопасности

№ 1 / 2020

слушателями в образовательной организации системы МВД России, начинаются с самых простых и переходят к более сложным.

Важно обратить внимание на то, что ограничение свободы правонарушителя должно быть правомерным и осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для целей совершенствования навыков задержания занятия по физической подготовке необходимо максимально приближать к реальным условиям [5, с. 52—53].

Для этого необходимо:

1) создавать ситуации, требующие проявления воли;

2) использовать сбивающие факторы и помехи (звуки выстрелов, отвлекающие звуки оживленного городского перекрестка, использование фактора внезапности, изменение численности нападающих, создание ситуаций в городских условиях, требующих быстрого принятия решения);

3) постепенно усложнять условия выполнения типовых ситуаций, связанных с риском для сотрудника;

4) использовать упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве (кувырки, прыжки);

5) выполнять упражнения в боевом темпе, на фоне физической усталости [2, с. 26—29].

Многократное повторение приводит к мышечному запоминанию действий при выполнении поставленной задачи, и при возникновении подобной ситуации сотрудник полиции мгновенно реагирует на противоправное действие и проводит задержание правонарушителя. Постепенно после многократного повторения, преподаватель оценивает навыки применения физической силы и переходит к следующей ситуации.

Дальнейшее совершенствование действий, имитирующих практические ситуации, выполняются в комплексной тренировке, основной задачей, которой является приобретение курсантами и слушателями устойчивого навыка выполнения действий, направленных на выполнение задач, связанных с ограничением свободы правонарушителя. Если эта задача в ходе проведения учебных занятий будет решена, то и навык применения приемов воздействия на нарушителей правопорядка

при противоправных действиях станет стабильным [4, с. 102—104].

Таким образом, использование в ходе практических занятий смоделированных ситуаций с противодействующим ассистентом (условным противником) позволяет нам наблюдать существенную разницу в навыках курсантов в начале обучения и на выпуске из образовательной организации системы МВД России, которые поборов чувство страха, становятся более решительными, а их действия более энергичными, четкими, правильными [6, с. 164—167].

Литература

1. Байдаев М.М. Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Проблемы и перспективы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2.

2. Кочетов П.А. Физическая подготовка как модель экстремальных ситуаций и важнейший компонент надежности // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2015.

3. Красилов О.В. Особенности применения имитационных игр в профессиональной подготовке курсантов юридических институтов МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 4 (26).

4. Красилов О.В., Мананников С.В., Клочков Р.В. Проблемы обеспечения служебно-боевой готовности и эмоционально-волевой устойчивости сотрудников // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16-2.

5. Красилов О.В., Мананников С.В., Клочков Р.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций системы МВД России: Перспективы и инновации // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1 (32).

6. Марачинский Ю.Л. Специальная тактика — основа профессиональной подготовки курсантов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях // Наука и практика. Орел, 2014. № 1(58).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.