Научная статья на тему 'Становление профессиональной идентичности будущего педагога в условиях экстремальной педагогики'

Становление профессиональной идентичности будущего педагога в условиях экстремальной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / EXTREME PEDAGOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / TEACHER OF PROFESSIONAL TRAINING / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / EXTREME SITUATION / ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / EXTREME STATE / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович, Уварина Наталья Викторовна

Психологический анализ деятельности педагога профессионального обучения позволяет отнести ее к ряду профессий наиболее эмоционально и интеллектуально напряженных, часто связанных с экстремальными ситуациями. В современных условиях большинство педагогов не обладают необходимыми жизненными навыками, опытом продуктивных действий в экстремальных ситуациях и их преодоления. Предполагается, что термин «экстремальная педагогика» в первую очередь связан с формированием у будущих педагогов профессионального обучения способности адаптироваться к экстремальным ситуациям, принимать в них рациональное и обдуманное решение, определять последствия экстремальной ситуации для всех субъектов образовательного процесса и для своей будущей профессиональной деятельности. Утверждается, что риск попасть в экстремальную ситуацию, боязнь стрессов и негативных факторов, сопряженных с педагогической деятельностью, напряженные взаимоотношения между педагогами профессионального обучения и обучающимися могут негативно сказаться на становлении профессиональной идентичности, мешают педагогам принимать ценности, смыслы и идеалы, связанные с педагогической профессией, включить их в общую ценностную картину мира. По результатам проведенного эмпирического исследования было выявлено, что у 1/3 студентов преобладает неопределенное состояние профессиональной идентичности, что может негативно сказаться на ее формировании. Полученный по результатам исследования вывод, согласно которому большинство студентов считают экстремальные ситуации негативным фактором педагогической профессии и выражает свою неготовность к ним, обусловливает внедрение экстремальной педагогики в образовательный процесс вуза и определяет перспективное направление дальнейшего педагогического исследования данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF EXTREME PEDAGOGY

Psychological analysis of the activities of the teacher of vocational training allows us to attribute it to a number of professions most emotionally and intellectually tense, often associated with extreme situations. In modern conditions, most teachers do not have the necessary life skills, experience of productive actions in extreme situations and their overcoming. In our opinion, the term «extreme pedagogy» is primarily» associated with the formation of the ability of future teachers of vocational training to adapt to extreme situations, to make rational and deliberate decisions in them, to determine the consequences of an extreme situation for all subjects of the educational process and for their future professional activities. The risk of falling into an extreme situation, fear of stress and negative factors associated with pedagogical activity, tense relations between teachers of vocational training and students can have a negative impact on the formation of professional identity, prevent them to accept the values, meanings and ideals associated with the teaching profession and include them in the overall value picture of the world. In the course of the empirical study, we found out that 1/3 of the students are dominated by an uncertain state of professional identity, which can adversely affect its formation, while the majority of students consider extreme situations a negative factor in the teaching profession and are not ready for them. Therefore, we believe that the introduction of extreme pedagogy in the educational process is a promising direction for pedagogical research

Текст научной работы на тему «Становление профессиональной идентичности будущего педагога в условиях экстремальной педагогики»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-1-61-69

УДК 376 + 377.8 ББК 74.669 +74.479

А.В. Савченков, Н.В. Уварина (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Психологический анализ деятельности педагога профессионального обучения позволяет отнести ее к ряду профессий наиболее эмоционально и интеллектуально напряженных, часто связанных с экстремальными ситуациями. В современных условиях большинство педагогов не обладают необходимыми жизненными навыками, опытом продуктивных действий в экстремальных ситуациях и их преодоления. Предполагается, что термин «экстремальная педагогика» в первую очередь связан с формированием у будущих педагогов профессионального обучения способности адаптироваться к экстремальным ситуациям, принимать в них рациональное и обдуманное решение, определять последствия экстремальной ситуации для всех субъектов образовательного процесса и для своей будущей профессиональной деятельности. Утверждается, что риск попасть в экстремальную ситуацию, боязнь стрессов и негативных факторов, сопряженных с педагогической деятельностью, напряженные взаимоотношения между педагогами профессионального обучения и обучающимися могут негативно сказаться на становлении профессиональной идентичности, мешают педагогам принимать ценности, смыслы и идеалы, связанные с педагогической профессией, включить их в общую ценностную картину мира. По результатам проведенного эмпирического исследования было выявлено, что у 1/3 студентов преобладает неопределенное состояние профессиональной идентичности, что может негативно сказаться на ее формировании. Полученный по результатам исследования вывод, согласно которому большинство студентов считают экстремальные ситуации негативным фактором педагогической профессии и выражает свою неготовность к ним, обусловливает внедрение экстремальной педагогики Ц в образовательный процесс вуза и определяет перспективное направление дальнейшего педагогического исследования данной проблемы. | £

Ключевые слова: экстремальная педагогика, профессиональная идентичность, педагог профессионального обучения, экстремальная ситуация, экстремальное состояние, становление профессиональной идентичности.

го

ф ю

о

0

1

т

I

го

I

о

_0

Ф го

I*

£ « I X

ф к

3 m

0 о

1 с;

го " н 5У

О ш

A.V. Savchenkov, N.V. Uvarina

(South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia)

THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF EXTREME PEDAGOGY

Psychological analysis of the activities of the teacher of vocational training allows us to attribute it to a number of professions most emotionally and intellectually tense, often associated with extreme situations. In modern conditions, most teachers do not have the necessary life skills, experience of productive actions in extreme situations and their overcoming. In our opinion, the term «extreme pedagogy» is primarily» associated with the formation of the ability of future teachers of vocational training to adapt to extreme situations, to make rational and deliberate decisions in them, to determine the consequences of an extreme situation for all subjects of the educational process and for their future professional activities. The risk offalling into an extreme situation, fear of stress and negative factors associated with pedagogical activity, tense relations between teachers of vocational training and students can have a negative impact on the formation of professional identity, prevent them to accept the values, meanings and ideals associated with the teaching profession and include them in the overall value picture of the world. In the course of the empirical study, we found out that 1/3 of the students are dominated by an uncertain state of professional identity, which can adversely affect its formation, while the majority of students consider extreme situations a negative factor in the teaching profession and are not ready for them. Therefore, we believe that the introduction of extreme pedagogy in the educational process is a promising direction for pedagogical research.

Keywords: extreme pedagogy, professional identity, teacher of professional training, extreme situation, extreme state, formation of professional identity.

CP

ro

m

>

m i

CD

О ^

X

<u

T

m

ro О

m <

Психологический анализ деятельности педагога профессионального обучения позволяет отнести ее к ряду профессий наиболее эмоционально и интеллектуально напряженных. Все чаще педагогическая деятельность связана с экстремальными ситуациями, в том числе и с угрозой жизни педагогов и обучающихся. Нападение подростка на учеников с ножом, произошедшая в школе № 127 г. Перми 15 января 2018 года, которое привело к тяжелым ранениям 12 человек; происшествие случившееся 17 января 2018 года, закончившееся ножевым ранением, полученным старшеклассником одной из школ Сосновского района г. Челябинска на перемене, - это шокирующие события, случившиеся только в первые две недели начинающегося года. Проанализировав события последних

пяти лет, мы пришли к выводу, что экстремальные ситуации в образовательных организациях случаются с поразительной частотой. От педагогов профессионального обучения в данном контексте требуются не только теоретически и практические знания и умения, связанные с преподаваемой дисциплиной, а также коммуникативные способности, но и эмоциональная устойчивость, умение адекватно реагировать на различные экстремальные ситуации, стрессоустой-чивость, умение распознавать патологические психические состояния других субъектов образовательного процесса и т.д. Исходя из вышесказанного проблемы, связанные с экстремальной педагогикой и экстремальными педагогическими технологиями, становятся все более актуальными и востребованными, в то

же время данные термины остаются недостаточно разработанными и их определений официально не существует.

Педагоги в своей профессиональной деятельности ежедневно сталкиваются с экстремальными обстоятельствами: экономическая нестабильность, негативное поведение обучающихся, предвзятое отношение начальства, потребность самообучающихся утвердиться за счет педагога, большой объем методической нагрузки - это лишь малая часть обстоятельств, к которым невозможно привыкнуть и адаптироваться. Педагог должен относиться к экстремальным обстоятельствам в своей профессиональной деятельности как к необходимому её элементу и уметь продуктивно справляться с трудными жизненными ситуациями, быть готовым к их преодолению, используя для этого различные способы и формы. В современных условиях большинство педагогов не обладает необходимыми жизненными навыками, опытом продуктивных действий в экстремальных ситуациях и их преодоления, у них возникает внутреннее напряжение, они не могут найти продуктивный выход из трудной жизненной ситуации. Это, в свою очередь, может привести к внутренним конфликтным состояниям, фрустрациям, стрессам, кризисным состояниям [2].

Экстремальные ситуации возникают при отсутствии у человека подходящего опыта рационального поведения в создавшихся условиях, по сути, приводя к поведенческому тупику. Процесс принятия решения затрудняется фоном опасности и отсутствием стереотипа поведения, необходимых личностных качеств педагога [4].

По мнению Н.В. Рязановой [5], экстремальная ситуация - это сложная, выходящая за рамки обыденности обстановка, которая складывается на определенной территории в результате действия определенных лиц, либо техногенных и других видов катастроф, угрожающая человеческими жертвами, материальными потерями и другими негативными

последствиями. В.С. Маслобойщиков [3] под данным понятием подразумевает внезапное усложнение условий жизни и деятельности, которое приобретает для личности или группы особую значимость. Проанализировав данные определения, мы видим, что ключевой позицией в них является внезапность, неожиданность, экстраординарность ситуации. Основная задача в рамках подготовки педагога к деятельности в экстремальной ситуации - развитие готовности к ней.

К снижению возможностей педагогов эффективно действовать в экстремальных ситуациях приводят такие факторы, как повышенный уровень гнева, тревожность, эмоциональная ригидность, эмоциональное опустошение и выгорание и профессиональные деформации, большое значение имеют фрустрирующие факторы, оказывающие влияние на педагогическую деятельность [7].

Рассматривая понятие экстремальной педагогики, мы выяснили, что, как правило, оно используется в рамках подготовки к экстремальным ситуациям военных, работников правоохранительных органов, преподавательская же деятельность в ракурсе данной проблемы практически не рассматривается.

Относительно проблематики нашего исследования интересной является работа А.М. Столяренко [8], который ввел в научный обиход дефиницию «экстремальная психопедагогика», трактуемой как «комплексный психолого-педагогический анализ действий человека в экстремальных ситуациях, его подготовка к ним, а также комплексная разработка путей совершенствования данных направлений». Основными постулатами экстремальной психопедагогики являются следующие положения: а) человеку необходимо знать и понимать себя, уметь готовить себя к экстремальным ситуациям, управлять собой и выходить из них победителем; б) экстремальные ситуации всегда будут присутствовать в жизни человека как неотъемлемая ее черта, и можно рассматривать ее как нор-

го

ч

ф

ф ю

о

0

1

т

I

ф

0 го

1 ^ _0 ф

с; i=

о

_0

го

S ф

(О X

ф к

ц S

3 m

0 о

1 с;

го " н 5У

О ш

му жизнедеятельности; экстремальность присуща жизни человека с древних времен; в) современное образование должно готовить человека к трудным жизненным ситуациям, правильно относиться к ним, прививать культуру саморегуляции поведения и регуляции поведения окружающих; г) нужна многогранная и всесторонняя подготовка к экстремальным ситуациям, так как с каждым годом их разнообразие увеличивается; д) экстремальные ситуации нельзя рассматривать исключительно с негативной точки зрения; преодолевая их человек получает новый позитивный опыт, повышает свою жизнестойкость, стрессоустойчивость, возможность по-другому взглянуть на обыденные ситуации и по-другому их оценить; ж) возможности педагогики в рамках подготовки человека к решениям проблем взрослой жизни откровенно недооцениваются, либо педагогику не используют для их решения. Многие из этих постулатов будут полезны в рамках разрешения проблематики нашего исследования.

По нашему мнению, термин «экстремальная педагогика» в первую очередь связан с формированием у будущих педагогов профессионального обучения способности адаптироваться к экстремальным ситуациям, принимать в них рациональное и обдуманное решение, определять последствия экстремальной ситуации для всех субъектов образовательного процесса и для своей будущей профессиональной деятельности.

Внедрение в образовательный процесс вуза элементов экстремальной педагогики позволит формировать у будущих педагогов профессионального обучения | эмоциональную и психическую устой-го чивость к экстремальным ситуациям.

> Разрешение экстремальной ситуации в т

I педагогической деятельности во многом

§" зависит от умения преподавателя управ-

Зз лять своими эмоциями в целях пред-

§ упреждения нарушения внутреннего ба-

^ ланса и обретения навыков контроля над

< стрессорами и контролировать уровень

эмоциональной нагрузки обучающихся. Экстремальная педагогика должна обеспечить способность функционирования психики будущего педагога профессионального обучения в оптимальном состоянии в рамках его нахождения в экстремальной ситуации.

Внедрение в образовательный процесс педагогического вуза элементов экстремальной педагогики, по нашему мнению, позволит обучающимся:

- научиться управлять своими эмоциями, эмоциональным состоянием, тем самым обеспечить оптимальность функционирования психики в экстремальной ситуации;

- прогнозировать развитие экстремальной ситуации, пресекать ее развитие, купировать ее в зачаточном состоянии;

- при возникновении экстремальной ситуации предупреждать ее негативные последствия;

- развивать способность правильно выбирать поведенческий код в зависимости от ситуации, в том числе и экстремальной, обеспечить на практике проживание подобных ситуаций;

- развивать адаптационные реакции организма, тем самым обеспечивать быстрое возвращение в устойчивое состояние во время экстремальной ситуации и продуктивное ее преодоление;

- развивать способность к саморегуляции, тем самым обеспечивать психическое здоровье обучающихся, способность преодолевать стресс в условиях возрастающей экстремальности;

- формировать повышенную устойчивость к экстремальным ситуациям, тем самым минимизировать потери физических и психических сил и других ресурсов при выходе из экстремальной ситуации;

- развивать способность целенаправленно реализовать свои

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

намерения, тем самым преобразовывать обстоятельства экстремальной ситуации и управлять своим поведением [3].

Для моделирования экстремальных ситуаций в образовательном процессе педагогического вуза можно использовать различные педагогические технологии:

- создание условий для временных ограничений при выполнении студентами учебных заданий;

- использование условий информационной неопределенности;

- моделирование типичных экстремальных ситуаций, возникающих в образовательном процессе [9];

- внедрение разнообразной и противоречивой информации, ее переизбыток [1];

- внедрение в образовательный процесс тренинговых занятий по развитию эмоциональной устойчивости, сензитивности, способности к саморегуляции;

- отработка студентами умений выполнять особую последовательность действий, которые адекватны специфике возникшей экстремальной ситуации.

Мы рассматриваем возможность внедрения элементов экстремальной педагогики в образовательный процесс педагогического вуза как один из значимых факторов становления профессиональной идентичности будущего педагога профессионального обучения.

Профессиональная идентичность в отдельных научных исследованях рассматривается как личностный компонент, способствующий успешной профессиональной адаптации, формирующий интерес к профессии, один из показателей профессиональной пригодности, внутренний регулятор, обеспечивающий самоопределение личности и ее развитие в профессиональной сфере [6].

Большинство исследователей рассматривают профессиональную идентичность в трех основных значениях: 1) как эмоциональное состояние, переживаемое

человеком на разных этапах профессионального пути; эмоциональное отношение к профессии; притязания человека связанные с данной профессией; 2) как ведущий показатель профессионального развития; 3) структурный компонент личности, направленный на достижение определенного уровня профессионализма.

В исследовании Г.А. Герцог [10] и соавторов выделен ряд факторов, способствующих становлению профессиональной идентичности в период обучения в вузе: возможность реализовать себя в рамках профессии, условия для развития профессиональных потребностей интересов и притязаний, престижность профессии и возможность в перспективе трудоустроится по специальности, полученной в вузе.

Опираясь на вышеназванные исследования, мы под профессиональной идентичностью понимаем свойство личности, включающее совокупность ценностных, мотивационных, когнитивных и личностных характеристик, способствующих ее отождествлению с профессией, принятие её ценностей и норм, стремление достичь определенного уровня профессионализма в рамках данной профессии [11].

Проанализировав большой пласт теоретических исследований по проблеме профессиональной идентичности, мы пришли к заключению о том, что риск попасть в экстремальную ситуацию, боязнь стрессов и негативных факторов, связанных с педагогической деятельностью, напряженные взаимоотношения между педагогами профессионального обучения и обучающимися могут негативно сказаться на становлении профессиональной идентичности, мешают обучающимся принимать ценности, смыслы и идеалы, связанные с педагогической профессией и включать их в общую ценностную картину мира.

Для подтверждения данного положения нами был проведен опрос студентов Профессионально-педагогического института. В исследовании при-

го

ч

ф

ф ю

о

0

1

т

I

ф

о го

_0 ф

с; с ? =

о

.0

го ^

ф

(0 X

ф к 3 ш

0 о

1 с;

го " н 5у О ш

няли участие 182 студента (120 девушек и 62 юноши) по направлению подготовки «Профессиональное обучение» (по отраслям: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Экономика и управления», «Транспорт», «Производство продовольственных продуктов», «Право-

ведение и правоохранительная деятельность).

Результаты анкетирования по вопросам, связанным с экстремальными ситуациями в деятельности педагога профессионального обучения, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Отношение будущих педагогов к возможным экстремальным ситуациям

в профессиональном образовании

Вопросы анкеты Пол респондентов Общий результат по выборке

Юноши (62 чел.) Девушки (120 чел.)

варианты ответов

да нет да нет да нет

Считаете ли Вы, что профессионально-педагогическая деятельность может быть связана с экстремальными ситуациями? 67,74 32,26 86,67 13,33 77,21 22,79

Считаете ли это негативным фактором? 58,06 41,94 62,5 37,5 60,28 39,72

Связана ли, по вашему мнению, педагогическая деятельность с постоянными стрессами и конфликтными ситуациями? 77,42 22,58 74,16 25,84 75,79 24,21

Готовы ли Вы разрешать конфликтные ситуации в будущей педагогической деятельности? 64,52 35,48 35,00 75,00 49,76 50,24

Считаете ли Вы, что в профессиональных образовательных организациях педагоги часто сталкиваются с негативным отношением обучающихся? 83,87 16,13 95,83 4,17 89,85 10,15

Много ли в Вашей жизни примеров негативных взаимоотношений учителя и ученика? 91,94 8,06 99,17 0,83 95,56 4,44

Могут ли последние экстремальные ситуации в образовательных организациях, о которых упоминалось в СМИ, негативно сказаться на выборе Вами в будущем педагогической профессии? 32,26 67,74 46,67 53,33 39,47 60,53

Ср

го

со

>

т ±

со

0 ^

1

<и т со го О

т <

Анализируя данные табл. 1, мы выяснили, что большинство студентов (77,21%) считают, что профессионально-педагогическая деятельность может быть связана с экстремальными ситуациями. Значительная часть опрошенных (60,28%) полагают это негативным фактором, который может отрицательно сказаться на формировании их профессиональной идентичности. Более 2/3 студентов связывают педагогическую деятельность с постоянными стрессами и конфликтными ситуациями, причем 75% девушек не готовы

их разрешать. Около 90% студентов (и юношей, и девушек) считают, что в профессиональных образовательных организациях педагоги часто сталкиваются с негативным отношением обучающихся. Практически у всех студентов в жизни были примеры конфликтных ситуаций с учителями. Последние события, связанные с экстремальными ситуациями в образовательных организациях, негативно повлияли на значительное количество респондентов в отношении выбора педагогической профессии (39,47%).

Обобщая вышесказанное, мы выяснили, что возможные экстремальные ситуации в будущей образовательной деятельности могут оказаться негативным фактором для профессионального становления студентов. Внедрение в образовательный процесс элементов экс-

тремальной педагогики может быть выходом из этой негативной ситуации.

Для изучения уровня профессиональной идентичности мы использовали методику изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азабель. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2. Статус сформированности профессиональной идентичности

будущих педагогов (%)

Статус профессиональной идентичности Пол респондентов Общий результат по выборке

Юноши (62 чел.) Девушки (120 чел.)

Неопределенное состояние профессиональной идентичности (в %) 37,10 33,33 34,63

Сформированная профессиональная идентичность(в %) 27,42 35,83 32,97

Мораторий (кризис выбора) (в %) 24,20 20,83 21,97

Навязанная профессиональная идентичность (в %) 11,28 10,1 10,43

Итого: 100,0 100,0 100,0

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что у 35,83% девушек и 27,42% юношей преобладает статус сформированной профессиональной идентичности. Значительно большее количество девушек (на 8,41%) обладают лучшей социальной адаптацией, они не подвержены внешним негативным социальным влияниям, уверены в себе, осознанно подходят к выбору будущей профессии. Тревожным фактором является то, что у 37,10% юношей и 33,33% девушек преобладает статус неопределенного состояния профессиональной идентичности. Это может свидетельствовать о том, что образовательная траектория, пройденная ими, и, в больший степени, приобретенный во время практик профессиональный опыт не оказали значительного влияния на процесс их профессиональной идентификации.

Подводя итоги нашего исследования, мы выяснили, что у 1/3 студентов преобладает неопределенное состояние профессиональной идентичности, что может негативно сказаться на ее формировании. При этом большинство студентов полагают экстремальные ситуации негативным фактором педагогической про-

фессии и не готовы к ним. Поэтому мы считаем, что внедрение экстремальной педагогики в образовательный процесс является в настоящее время необходимым условием подготовки будущих педагогов и определяет перспективное направление дальнейшего педагогического исследования данной проблемы. Библиографический список:

1. Данченко С.П. Специфические особенности педагогики безопасности // 25 лет ОБЖ: материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург: УрГПУ, 2016. - С. 21-25.

2. Ильина В.В. Генезис развития термина «экстремальные условия» в психологической науке // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2014. - №2 (24). С. 100-103.

3. Маслобойщиков В.С. Экстремальные ситуации: осмысление, выбор поведения // Эксперимент и инновации в школе // Инновации и эксперимент в образовании. - 2015. - №6. С. 9-12.

4. Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике // Педагогика. - 2001. - №5. С. 23-29.

го

ч

ф

ф ю

о

0

1

т

I

ф

0 го

1 ^ _0 ф

с; i=

_0

ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S ф

(О X

ф к

ц S

3 m

0 о

1 с;

го " н ^ О m

5. Рязанова Н.В. Экстремальные события и экстремальные ситуации: общие черты и отличительные признаки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. -№1. С. 143-147.

6. Смирнова П.В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности: на примере профессии «психолог»: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2006. - 21 с.

7. Соловьева Е.В., Бокачева О.Н. Психологическое сопровождение педагогов в формировании стрессоустойчиво-сти // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №4 (65). С. 221-223.

8. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для студентов. - М.: ЮНИТИ, 2002. -607 с.

9. Уварина Н.В. Тенденция развития профессиональной деятельности управленческих кадров учреждений

общего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. -Т. 5. - №1. С. 43-48.

10. Gertsog G.A. Professional identity for successful adaptation of students - a participative approach / G.A. Gertsog, V.V. Danilova, D.N. Korneev, A.V. Sav-chenkov, N.V. Uvarina. - Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. - 2017. - Vol. IX. - №1. P. 301-311.

11. Savchenkov A.V. Training of workers and specialists relevant to the requirements of high-tech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises. - Revista ESPACIOS. - 2017. -Vol. 38 (№40). P. 35.

Поступила 02.02.2018

CP

ro

m

>

m i CÛ

о ^

x

<u

T

m

го О

m <

Об авторах:

Савченков Алексей Викторович, доцент кафедры подготовки преподавателей профессионального образования и предметной методики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, alex2107@mail.ru

Уварина Наталья Викторовна, профессор кафедры подготовки преподавателей профессионального образования и предметно-ориентированной методики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, доктор педагогических наук, nuvarina@yandex. ru

Для цитирования: Савченков А.В., Уварина Н.В. Становление профессиональной идентичности будущего педагога в условиях экстремальной педагогики // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 1. С. 61-69. DOI: 10.7442/20719620-2018-10-1-61-69

References:

1. Danchenko S.P. Specific features of safety pedagogy. 25 years of life: materials of the all-Russian scientific conference. - Ekaterinburg: UrGPU, 2016. - P. 21-25. [in Russian]

2. Ilina V.V. Genesis of the term «extreme conditions» in psychological science // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2014. - №2 (24). P. 100-103. [in Russian]

3. Masloboyshchikov V.S. Extreme situations: understanding choice behavior // Innovatsii i experiment v obrazovanii. - 2015. - №6. P. 9-12. [in Russian]

4. Nazarova T.S., Shapovalenko V.S. From extreme pedagogical technologies to traditional practice // Pedagogika. - 2001. - №5. P. 23-29. [in Russian]

5. Ryazanova N.V. Extreme events and extreme situations: common features and distinctive features // Bulletin of Saint-Petersburg University of MIA of Russia. - 2007. -№1. P. 143-147. [in Russian]

6. Smirnova P.V. Psychological characteristics of professional identity formation: by the example of the profession «psychologist». Author's transcript, Diss. ... Cand. Sci. (Psychology). - M.: Mosc. Gos. ped. un-t, 2006. - 21p. [in Russian]

7. Solovyeva E.V., Bokacheva O.N. Psychological support of teachers in the formation of stress // Mir nauki, kultury, obrazovania. - 2017. - №4 (65). P. 221-223. [in Russian]

8. Stolyarenko A.M. Extreme psychopedagogy: textbook for students. - M.: YuNITI, 2002. -607 p. [in Russian]

9. Uvarina N.V. The development trend of the professional activity of managerial staff of General education institutions. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical science. - 2013. - Vol. 5. - №1. P. 43-48. [in Russian]

10. Gertsog G.A., Danilova V.V., Korneev D.N., Savchenkov A.V., Uvarina N.V. Professional identity for successful adaptation of students - a participatory approach // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. - 2017. - Vol. IX. - №1. P. 301-311.

11. Savchenkov A.V. Training of workers and specialists relevant to the requirements of high-tech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises // Revista ESPACIOS. - 2017. - Vol. 38 (№40). P. 35.

About the authors:

Savchenkov Alexey Viktorovich, Associate Professor, Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methodology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Education), alex2107@mail.ru

Uvarina NataliaViktorovna, Professor, Department of Training Teachers of Vocational Education and Subject Methodology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Sciences (Education), nuvarina@yandex.ru

For citation: Savchenkov A.V., Uvarina N.V. The formation of professional identity of future teachers in conditions of extreme pedagogy // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 1. P. 61-69. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-1-61-69

CO <D

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.