Научная статья на тему 'Профессиональная устойчивость как ключевая "soft skills" педагога'

Профессиональная устойчивость как ключевая "soft skills" педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1706
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"SOFT SKILLS" ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович, Уварина Наталья Викторовна

Значение «мягких навыков» («soft skills») для педагогической деятельности повышается с каждым днем. Концепция «soft skills» активно разрабатывается в западной педагогической науке с начала 2000 годов, в отечественной науке единого подхода к трактовке «soft skills» не существует и в целом данной проблеме уделяется достаточно ограниченное внимание. Западные и отечественные ученые включают в «soft skills» следующие составляющие: эмоциональный интеллект, умениями убеждать, находить подход к людям, коммуникативные и управленческие таланты, способность разрешать конфликтные ситуации, эмоциональный интеллект, готовность к продуманному риску, нагрузкам, стрессам и конфликтам, креативность, гибкость, склонность к поиску альтернативных решений. Профессиональная устойчивость педагогов большинством исследователей рассматривается как интегративное качество личности, как ключевой компонент профессиональной культуры педагога, как устойчивость эмоциональных реакций, способность регулировать эмоциональное состояние, как фактор успешной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях. Мы под данным термином понимаем интегративное качество личности, обеспечивающее способность педагога осуществлять профессиональную деятельность в течение длительного времени с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, продуктивности и работоспособности, в динамично развивающихся и экстремальных ситуациях. Базой исследования послужил Профессионально-педагогический институт Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В исследовании приняли участие 120 бакалавров, 52 магистранта и 27 преподавателей. Проведенное нами эмпирическое исследование привело нас к следующим выводам: 1) большинство субъектов педагогической деятельности не знакомы с термином «soft skills», хотя при знакомстве с ним считают его важным для своей будущей профессиональной деятельности; 2) большая часть респондентов знакома с термином «профессиональную устойчивость» и считает ее важной для своей профессиональной деятельности. Также большая часть опрошенных считают профессиональную устойчивость важной «soft skills» педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович, Уварина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional sustainability as the key “soft skills” of a teacher

The importance of “soft skills” for teaching activities is increasing every day. The concept of “soft skills” has been actively developed in Western pedagogical science since the beginning of 2000, in domestic science, a single approach to the interpretation of “soft skills” does not exist and, on the whole, rather limited attention is paid to this problem. Western and Russian scientists include the following components in “soft skills”: emotional intelligence, persuasion, finding an approach to people, communicative and managerial talents, ability to resolve conflict situations, preparedness for thoughtful risk, stress, stress and conflict, creativity, flexibility, inclination to finding alternative solutions. Most researchers consider the professional stability of teachers as an integrative quality of personality, as a key component of the teacher’s professional culture, as the stability of emotional reactions, the ability to regulate the emotional state, as a factor of successful professional activities in extreme situations. We understand this term as an integrative quality of a person, ensuring the ability of a teacher to carry out professional activities for a long time with a high level of emotional stability, productivity and efficiency in dynamically developing and extreme situations. The study was carried out on the basis of the Professional Pedagogical Institute of the South Ural Humanitarian Pedagogical University. The study involved 120 bachelors, 52 undergraduates and 27 teachers. Our empirical study has led us to the following conclusions: 1) most subjects of pedagogical activity are not familiar with the term “soft skills”, although when they become familiar with it, they consider it important for their future professional activities; 2) the majority of respondents is familiar with the term “professional sustainability” and considers it important for their professional activities. Also, the majority of respondents consider professional sustainability to be an important “soft skills” of teachers.

Текст научной работы на тему «Профессиональная устойчивость как ключевая "soft skills" педагога»

УДК 378.4 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-375-382

Профессиональная устойчивость как ключевая «soft skills» педагога

А. В. Савченков, Н. В. Уварина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Значение «мягких навыков» («soft skills») для педагогической деятельности повышается с каждым днем. Концепция «soft skills» активно разрабатывается в западной педагогической науке с начала 2000 годов, в отечественной науке единого подхода к трактовке «soft skills» не существует и в целом данной проблеме уделяется достаточно ограниченное внимание. Западные и отечественные ученые включают в «soft skills» следующие составляющие: эмоциональный интеллект, умениями убеждать, находить подход к людям, коммуникативные и управленческие таланты, способность разрешать конфликтные ситуации, эмоциональный интеллект, готовность к продуманному риску, нагрузкам, стрессам и конфликтам, креативность, гибкость, склонность к поиску альтернативных решений. Профессиональная устойчивость педагогов большинством исследователей рассматривается как интегративное качество личности, как ключевой компонент профессиональной культуры педагога, как устойчивость эмоциональных реакций, способность регулировать эмоциональное состояние, как фактор успешной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях. Мы под данным термином понимаем интегративное качество личности, обеспечивающее способность педагога осуществлять профессиональную деятельность в течение длительного времени с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, продуктивности и работоспособности, в динамично развивающихся и экстремальных ситуациях. Базой исследования послужил Профессионально-педагогический институт Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В исследовании приняли участие 120 бакалавров, 52 магистранта и 27 преподавателей. Проведенное нами эмпирическое исследование привело нас к следующим выводам: 1) большинство субъектов педагогической деятельности не знакомы с термином «soft skills», хотя при знакомстве с ним считают его важным для своей будущей профессиональной деятельности; 2) большая часть респондентов знакома с термином «профессиональную устойчивость» и считает ее важной для своей профессиональной деятельности. Также большая часть опрошенных считают профессиональную устойчивость важной «soft skills» педагогов.

Ключевые слова: «soft skills» педагогов, профессиональная устойчивость педагогов, эмоциональный интеллект, самосовершенствование, коммуникативные навыки.

Благодарности: исследование выполнено в рамках фундаментальных и научных исследований ЮУНЦ РАО в сфере профессионально-педагогического образования, проекта 4 «Профессионально-педагогическое образование: трансформация накопленного опыта в реализуемую перспективу», подпроект 4.1. «Формирование профессиональной устойчивости педагогов в условиях экстремальной педагогики».

Professional sustainability as the key "soft skills" of a teacher

A. V. Savchenkov, N. V. Uvarina

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

The importance of "soft skills" for teaching activities is increasing every day. The concept of "soft skills" has been actively developed in Western pedagogical science since the beginning of 2000, in domestic science, a single approach to the interpretation of "soft skills" does not exist and, on the whole, rather limited attention is paid to this problem. Western and Russian scientists include the following components in "soft skills": emotional intel li-gence, persuasion, finding an approach to people, communicative and managerial talents, ability to resolve conflict situations, preparedness for thoughtful risk, stress, stress and conflict, creativity, flexibility, inclination to finding alternative solutions. Most researchers consider the professional stability of teachers as an integrative quality of personality, as a key component of the teacher's professional culture, as the stability of emotional reactions, the ability to regulate the emotional state, as a factor of successful professional activities in extreme situations. We understand this term as an integrative quality of a person, ensuring the ability of a teacher to carry out professional activities for a long time with a high level of emotional stability, productivity and efficiency in dynamically developing and extreme situations. The study was carried out on the basis of the Professional Pedagogical Institute of the South Ural Humanitarian Pedagogical University. The study involved 120 bachelors, 52 undergraduates and 27 teachers. Our empirical study has led us to the following conclusions: 1) most subjects of pedagogical activity are not familiar with the term "soft skills", although when they become familiar with it, they consider it important for their future professional activities; 2) the majority of respondents is familiar with the term

"professional sustainability" and considers it important for their professional activities. Also, the majority of respondents consider professional sustainability to be an important "soft skills" of teachers.

Keywords: "soft skills" of teachers, professional sustainability of teachers, emotional intelligence, self-improvement, communication skills.

Acknowledgements: the study was carried out within the framework of the fundamental and scientific research of the South Ural Scientific Center of the RAE in the field of professional pedagogical education, project 4 "Professional pedagogical education: transformation of experience into a feasible perspective", subproject 4.1. "The formation of professional sustainability of teachers in the conditions of extreme pedagogy".

Введение

В современных условиях ученые все чаще подчеркивают значимость «мягких навыков» («soft skills») для эффективной профессиональной деятельности в различных профессиональных отраслях, в том числе и в педагогической деятельности [10; 2]. Концепция «soft skills» активно разрабатывается в западной педагогической науке с начала 2000 годов, в последние десятилетия в западных странах принимаются различные международные и государственные программы, направленные на внедрение «soft skills» в образовательные стандарты, учебные планы образовательных организаций различного уровня [8].

В отечественной науке единого подхода к трактовке «soft skills» не существует и в целом данной проблеме уделяется достаточно ограниченное внимание. Мы, соглашаясь с Л. К. Раиц-кой и Е. В. Тихоновым, под термином «soft skills» понимаем «совокупность непрофессиональных навыков, качеств и атрибутов личности, востребованных на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций» [8, с. 359].

Постановка проблемы

В отечественной науке концепции «soft skills» в большей степени уделяется внимание относительно развития их у управленцев, инженеров, специалистов в сфере продаж и т. д.; относительно развития данных компетенций у педагогов исследований не слишком много. Так, С. Н. Бацунов считает, что для развития «soft skills» в образовательном процессе педагогического вуза необходимо создание условий, способствующих мотивированному преобразованию личностных свойств и качеств, приобретение студентами «soft skills», необходимых для повышения уровня профессиональной эффективности педагогической деятельности [1].

Проанализировав несколько отечественных исследований по проблеме «soft skills», мы вы-

явили в них общие характеристики к трактовке данного термина [1; 2; 4; 8; 10; 12]:

- навык нахождения общего языка с другими людьми, налаживание и поддержание взаимодействия, способность донести личностные смыслы другим;

- включение в организационный и корпоративный контексты организации, осознание и ценностное принятие интересов организации;

- социальные навыки, связанные с умениями убеждать, находить подход к людям, несмотря на их особенности, лидерские качества, креативность, эрудированность, навыки в области тайм-менеджмента;

- коммуникативные и управленческие таланты, способность разрешать конфликтные ситуации;

- способности в области управления личностным развитием, навыки в области командо-образования;

- эмоциональный интеллект, способность считывать обстановку, не поддаваться негативному влиянию со стороны, вызывать симпатию у людей;

- способность ставить цели перед собой и другими людьми, мотивировать себя и других на их достижение;

- высокий уровень адаптивных способностей к новым и экстремальным условиям работы, к различным людям и обстоятельствам;

- способность к самопрезентации и обучаемости, терпимость к чужим особенностям и интересам, учитывать интересы других людей;

- готовность к продуманному риску, нагрузкам, стрессам и конфликтам;

- готовность переносить эмоциональные и интеллектуальные перегрузки, сдержанно относиться к проступкам других людей;

- креативность, гибкость, склонность к поиску альтернативных решений, позитивный настрой, способность управлять ситуацией, в том числе и в экстремальных условиях.

Как мы видим, основные личностные качества, умения и навыки, лежащие в основе «soft skills», необходимы педагогам для эффективного осуществления их профессиональной деятельности.

Перейдем к анализу зарубежных исследований в области «soft skills» педагогов. «Soft skills» включает этичность, находчивость, коммуникабельность и самостоятельность, способность к самомотивации, сотрудничеству, энергичность и постоянное желание учиться [14; 17].

K. N. Tang, H. H. Nor и M. Y. Hashimah считают, что сложный характер преподавания делает необходимым овладение ими «soft skills», большая ответственность при этом лежит на опытных педагогах, которые должны способствовать формированию данных компетенций у молодых коллег в начале их профессиональной деятельности. Овладение «soft skills», по мнению авторов, является залогом высокой производительности труда педагогов, их способности сохранять внутреннее равновесие. Авторы считают, что «soft skills» включают неакадемические навыки: общения, критического мышления, работы в команде, непрерывного обучения и самообучения, этические и профессиональные моральные навыки, а также лидерские качества [18].

T. K. Ngang считает, что «soft skills» в повседневной жизни в полной мере сформировать не удастся, преподаватели в вузе, помимо передачи знаний, должны передавать свой необходимый опыт, способы поведения, навыки в области общения, этические и профессиональные нормы, навыки лидерства [15].

Перейдем к характеристике термина «профессиональная устойчивость».

По мнению О. Ф. Остоумовой, профессиональная устойчивость педагога рассматривается как «стойкая, характерная модель сознания и поведения, которые необходимы для успешного выполнения педагогической деятельности» [6, с. 38].

О. В. Ржанникова рассматривает профессиональную устойчивость как совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности педагога. По мнению автора, профессиональная устойчивость включает следующие компоненты: «отсутствие эмоционального напряжения, наличие волевых качеств, уверенность в себе, умение регулировать свое эмоциональное состояние, быстрота реакций на внешние раздражители, нормальна утомляемость»1.

1 Ржанникова О.В. Формирование профессиональной устойчивости студентов ИФК : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 23 с. С. 11.

По мнению И. Б. Свеженцева [11], профессиональная устойчивость включает устойчивость профессиональной направленности педагога, способность к действенности и интенсивности.

Профессиональная устойчивость педагога является показателем его профессионально-педагогической подготовки, высокий уровень развития эмоциональных и волевых качеств личности, положительную мотивацию к осуществлению педагогической деятельности, способность длительное время сохранять работоспособность и высокий интерес к профессии [5].

В. В. Духновский, В. Л. Рахманский и О. Л. Реч-калова [3] считают, что профессиональная устойчивость подразумевает стойкость, уравновешенность, сопротивляемость, способность противостоять жизненным трудностям, сохраняя при это работоспособность, позитивное настроение и эмоциональное состояние. А. А. Перевалова [7], считает, что профессиональная устойчивость позволяет активно, устойчиво, без эмоциональных срывов осуществлять профессиональную деятельность в течение долгого периода времени. Группа ученых - И. П. Яковлева, М. Л. Романова, Е. С. Киселева, Л. А. Матвеева [13], изучая профессиональную надежность педагога, считают, что она проявляется в самоуправляемости, способности контролировать свое личностное развитие в профессиональной деятельности.

Обобщая вышеназванные авторские определения, можно выделить несколько ключевых тенденций:

1) большинство авторов рассматривают профессиональную устойчивость как интегративное качество личности, которое возможно сформировать в период обучения в вузе;

2) многие авторы рассматривают профессиональную устойчивость как ключевой компонент профессиональной культуры педагога, без овладения которой невозможна продуктивная профессиональная деятельность;

3) в числе структурных компонентов профессиональной устойчивости выделяют мотиваци-онный, ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты;

4) некоторые исследователи считают, что профессиональная устойчивость является синонимом термина «эмоциональная устойчивость» и подразумевает устойчивость эмоциональных реакций, способность регулировать эмоциональное состояние, управлять эмоциональным

состоянием других субъектов образовательного процесса;

5) профессиональная устойчивость подразумевает способность длительно, стабильно и на высоком уровне продуктивности выполнять профессиональную деятельность в любых, в том числе и стрессовых, условиях;

6) во многих авторских определениях указывается на саморазвитие, самосовершенствование как ключевые компоненты профессиональной устойчивости педагогов;

7) несколько исследований рассматривают профессиональную устойчивость как фактор успешной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, которые все чаще случаются в деятельности преподавателей.

Проанализировав отечественные и зарубежные подходы к термину «профессиональная устойчивость», мы под данным термином понимаем интегративное качество личности, обеспечивающее способность педагога осуществлять профессиональную деятельность в течение длительного времени с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, продуктивности и работоспособности, в динамично развивающихся и экстремальных ситуациях [9; 16].

Вопросы исследования

Базой исследования послужил Профессионально-педагогический институт Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В исследовании приняли участие 120 студентов по направлениям подготовки бакалавриата: профессиональное обучение (по отраслям «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»; «Экономика и управления»; «Транспорт»; «Производство продовольственных продуктов»; «Правоведение и правоохранительная деятельность»), 52 магистранта по направлению обучения «Менеджмент профессионального образовании», «Управление информационной безопасностью в профессиональном образовании» и 27 преподавателей Профессионального-педагогического института.

Цель исследования

Проводимое нами эмпирическое исследование, направлено на выявление отношения субъектов педагогического процесса к терминам «профессиональная устойчивость» и «soft skills», одной из задач нашего исследования являлось знакомство

респондентов с данными терминами и их составляющими, и выяснением их значимости для будущей профессиональной деятельности.

Методы исследования

Для того чтобы оценить представления студентов и преподавателей о «soft skills» и профессиональной устойчивости, нами были разработаны две анкеты.

Результаты исследования

В таблице 1 представлены результаты анкетирования студентов и педагогов по выявлению у них представлений о «soft skills».

Таблица 1 / Table 1

Представления субъектов образовательного процесса о «soft skills» (% положительных ответов) /

The idea of "soft skills" in subjects of the educational process (% of positive answers)

Вопрос/ Question Бакалав ры / Bachelors Магистры / Undergraduates Преподаватели / Teachers

Имеете ли Вы представление о термине «soft skills»? 11,66 13,46 62,96

Считаете ли вы важным для вашей (будущей) профессиональной деятельности навык нахождения общего языка с другими людьми, налаживание и поддержания взаимодействия, способность донести личностные смыслы другим? 71,67 73,21 85,18

Имеете ли вы представления о терминах «эмоциональный интеллект» и «тайм-менеджмент»? 39,17 75 92,59

Обладаете ли Вы готов -ностью к продуманному риску, нагрузкам, стрессам и конфликтам? 55 73,07 85,18

Считаете ли Вы «soft skills» (эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, способность находить общий язык в поликультурной образовательной среде) важными для Вашей (будущей) профессиональной деятельности? 72,5 88,46 92,59

Анализируя таблицу 1, мы выяснили, что лишь малая часть (чуть более 10 %) бакалавров и магистрантов имеют представление о термине «soft skills», данный факт мы связываем с тем, что он не так давно вошел в научный обиход, и не знаком обывателям. Большая часть преподавателей (62,96 %) знакома с данным понятием и имеет представление о нем. При этом более 2/3 респондентов считают «soft skills» важными для их будущей профессиональной деятельности. Около трети бакалавров знакомы с понятиями «эмоциональный интеллект» и «тайм-менеджмент», при этом и большинство магистрантов и преподавателей с ними знакомы. Больше половины бакалавров обладают готовностью к продуманному риску, нагрузкам, стрессам и конфликтам, среди магистров и преподавателей данная цифра гораздо выше - 73,07 % и 85,18 % соответственно. Абсолютное большинство респондентов считает «soft skills» и ее составляющие важными для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, большинство респондентов не знакомы с термином «soft skills», хотя при знакомстве с ним, считают ее важным для своей будущей профессиональной деятельности. Большинство респондентов считает, что готово к продуманному риску, нагрузкам, стрессам и конфликтам.

Анализируя таблицу 2, мы пришли к следующим выводам. Более половины бакалавров и магистрантов знакомы с термином «профессиональная устойчивость», отрадным фактом является то, что 100 % педагогов знакомы с данным термином. Большая часть респондентов считает ее важной для своей будущей профессиональной деятельности. Лишь 55,83 % бакалавров считают, что у них развиты такие качества личности, как саморазвитие и самосовершенствование, которые мы считаем составляющими профессиональной устойчивости. При этом большая часть магистрантов (76,92 %) и педагогов (85,18 %) считает, что эти качества у них развиты. Подавляющая часть респондентов считает, что профессия педагога связана со стрессовыми и экстремальными ситуациями, при этом значительная их часть считает профессиональную устойчивость ключевым фактором успешной педагогической деятельности в экстремальных ситуациях. Меньше половины бакалавров 49,17 % и большая часть магистрантов 67,13 % и педагогов 81,48 % считает профессиональную устойчивость важной «soft skills» педагогов.

Таблица 2 / Table 2 Представления субъектов образовательного процесса о профессиональной устойчивости (% положительных ответов) / The idea of professional sustainability in subjects of the educational process (% of positive answers)

Вопрос / Question Бакалавры / Bachelors Магистры / Under-graduates Преподаватели / Teachers

Имеете ли Вы представление о термине «профессиональная устойчивость»? 57,5 69,23 100

Считаете ли Вы профессиональную устойчивость (инте-гративное качество личности, обеспечивающее способность педагога осуществлять профессиональную деятельность в течение длительного времени с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, продуктивности и работоспособности, в динамично развивающихся и экстремальных ситуациях) важным для Вашей (будущей) профессиональной деятельности? 74,16 86,54 92,59

Считаете ли Вы профессиональную устойчивость ключевым компонентом профессиональной культуры педагога? 65 90,38 96,29

Развиты ли у Вас такие качества личности, как саморазвитие и самосовершенствование? 55,83 76,92 85,18

Считаете ли Вы, что профессия педагога связана со стрессовыми и экстремальными ситуациями? 84,17 82,69 100

Считаете ли Вы профессиональную устойчивость фактором успешной педагогической деятельности в экстремальных ситуациях? 52,5 73,07 85,18

Считаете ли Вы профессиональную устойчивость важной «soft skills» педагогов? 49,17 67,31 81,48

Таким образом, большая часть респондентов знакома с термином «профессиональную устойчивость» и считает ее важной для своей профессиональной деятельности. Также большая часть опрошенных считает профессиональную устойчивость важной «soft skills» педагогов.

Заключение

Теоретический анализ проблемы позволил сделать следующие выводы: 1) концепция «soft skills» активно разрабатывается в западной педагогической науке с начала 2000 годов, в отечественной науке единого подхода к трактовке «soft skills» не существует и в целом данной проблеме уделяется достаточно ограниченное внимание;

2) западные и отечественные ученые включают в «soft skills» следующие составляющие: эмоциональный интеллект, умениями убеждать, находить подход к людям, коммуникативные и управленческие таланты, способность разрешать конфликтные ситуации, эмоциональный интеллект, готовность к продуманному риску, нагрузкам, стрессам и конфликтам, креативность, гибкость, склонность к поиску альтернативных решений;

3) профессиональная устойчивость педагогов большинством исследователей рассматривается как ин-тегративное качество личности, как ключевой компонент профессиональной культуры педагога, как устойчивость эмоциональных реакций, способность регулировать эмоциональное состояние, как фактор успешной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях;

4) проанализировав термины «soft skills» и «профессиональная устойчивость», мы пришли к выводу, что они во многом сходны по смыслу, и профессиональную устойчивость возможно рассматривать как одну из «soft skills» педагогов, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях профессиональной среды.

Проведенное нами эмпирическое исследование привело нас к следующим выводам: 1) большинство субъектов педагогической деятельности не знакомо с термином «soft skills», хотя при знакомстве с ним, считает его важным для своей будущей профессиональной деятельности; 2) большая часть респондентов знакомы с термином «профессиональную устойчивость» и считают ее важной для своей профессиональной деятельности. Также большая часть опрошенных считают профессиональную устойчивость важной «soft skills» педагогов.

Таким образом, затронутая нами проблематика является актуальной для дальнейшего исследования, мы планируем продолжить его в рамках поиска форм и методов формирования профессиональной устойчивости как важной «soft skills» педагогов.

Литература

1. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-determinanty-razvitiya-sofl-skills (дата обращения: 05.06.2019).

2. Богдан Е.С. Развитие у студентов инженерных направлений soft skills как важный фактор их конкурентоспособности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-4. С. 17-20.

3. Духновский В.В., Рахманский В.Л., Речкалова О.Л. Выраженность психологической устойчивости и ситуационных реакций у субъектов образовательного процесса, переживающих кризис // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. Челябинск. 2015. Т. 8. № 3. С. 36-43.

4. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 1. C. 1-18. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

5. Лазарев М.А., Стукалов О.В., Темиров Т.В. Профессиональная устойчивость будущих педагогов: потенциал в процессе подготовки и критерии // Наука и школа. М., 2018. № 2. С. 62-68.

6. Остроумова О.Ф. Формирование профессиональной устойчивости у студентов факультета иностранных языков // Образование в зеркале философии : материалы межвуз. науч. конф. Казань : Менеджмент, 1998. С. 111-114.

7. Перевалова А.А Профессиональная стабильность будущего педагога. Статья 3. Исследование профессиональной устойчивости педагога // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2014. № 4-1 (60). С. 81-86.

8. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Савченков А.В. Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. Новосибирск : Изд-во Новосибирского гос. пед. ун-та, 2018. № 5. С. 22-40. DOI 10.15293/2226-3365.1805.02

10. Сальная Л.К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза // Наука. Образование. Культура. Вклад молодых исследователей : сб. статей по материалам III Междунар. научной конф. преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова; под ред. Л.Н. Соколовой. 2016. С. 331-334.

11. Свеженцева И.Б. К вопросу об определении понятия «профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2013. № 1. С. 137-140.

12. Чернецова Л.В. Инвестиции в «soft skills» - ключ к успеху // Бизнес и стратегии. 2016. № 4 (05). С. 73-78.

13. Яковлева И.П., Романова М.Л., Киселева Е.С., Матвеева Л.А. Современные методы оценки профессиональной надежности педагога // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2017. № 2. С. 259-269.

14. Lippman L.H., Ryberg R., Camey R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015. 56 р.

15. Ngang T.K. The importance of soft skills acquisition by teachers in highereducation institutions / Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018. p. 1-6. DOI 10.1016/j.kjss.2018.01.002

16. Savchenkov A.V. Analysis of gender differences in the professional identity indicators of pedagogical university students / E.A. Gnatyshina, N.V. Uvarina, A.A. Salamatov, A.V. Savchenkov, N.A. Pakhtusova. Revista ESPACIOS. Vol. 39, 2018. P. 7.

17. Shaheen M., Zhang L., Shen T., Siti R. Importance of Soft Skills for Education and Career Success // International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education (IJCDSE). Special Issue. Vol. 2. Issue 2. 2012. P. 1036-1042.

18. Tang K.N., Nor H.H., Hashimah M.Y. Novice Teacher Perceptions of the Soft Skills Needed in Today's Workplace // Procedia - Social and Behavioral Sciences 177. 2015. P. 284-288.

References

1. Batsunov S.N., Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Sovremennye determinanty razvitiya soft skills [Contemporary determinants of soft skills development]. Kontsept = Concept, 2018, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 sovremennye-determinanty-razvitiya-soft-skills (data obrashcheniya: 05.06.2019). (In Russ.).

2. Bogdan E.S. Razvitie u studentov inzhenernykh napravlenii soft skills kak vazhnyi faktor ikh konkurentosposobnosti [Development of soft skills among engineering students as an important factor of their competitiveness]. Aktual'nye problemy gumani-tarnykh i estestvennykh nauk = Actual problems of Humanities and Natural Sciences, 2017, no. 2-4, pp. 17-20. (In Russ.).

3. Dukhnovskiy V.V., Rakhmansky V.L., Rechkalova O.L. Vyrazhennost' psikhologicheskoi ustoichivosti i situatsionnykh reak-tsii u sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa, perezhivayushchikh krizis [Expressiveness of psychological stability and situational reactions of the personality at the subjects of the educational process enduring crisis]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya = Bulletin of the South Ural State University. Series "Psychology", Chelyabinsk, 2015, vol. 8, no. 3, pp. 36-43. (In Russ.).

4. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in professional and career development of employees]. Internet-zhurnal «Naukovedenie» = Internet journal "Science", 2017, vol. 9, no. 1, pp. 1-18. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (In Russ.).

5. Lazarev M.A., Stukalov O.V., Temirov T.V. Professional'naya ustoichivost' budushchikh pedagogov: potentsial v protsesse podgotovki i kriterii [Professional sustainability of future teachers: potential in the process of preparation and evaluation criteria]. Nauka i shkola = Science and school, Moscow, 2018, no. 2, pp. 62-68. (In Russ.).

6. Ostroumova O.F. Formirovanie professional'noi ustoichivosti u studentov fakul'teta inostrannykh yazykov [Formation of professional stability in students of the faculty of foreign languages]. Obrazovanie v zerkale flosofi: materialy mezhvuz. nauch. konf. = Education in the mirror of philosophy: materials of the Interuniversity Scientific Conf, Kazan: Management, 1998, pp. 111-114. (In Russ.).

7. Perevalova A.A Professional'naya stabil'nost' budushchego pedagoga. Stat'ya 3. Issledovanie professional'noi ustoichivosti pedagoga [Professional stability of future teachers. Paper 3. Studying professional consistency of a teacher]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, Kemerovo, 2014, no. 4-1 (60), pp. 81-86. (In Russ.).

8. Raitskaya L.K., Tikhonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelei i studentov rossiiskikh universitetov v kontekste mi-rovogo opyta [Perceptions of soft skills by Russia's university lecturers and students in the context of the world experience]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika = RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2018, vol. 15, no. 3, pp. 350-363. (In Russ.).

9. Savchenkov A.V. Ekstremal'naya pedagogika kak faktor formirovaniya emotsional'noi ustoichivosti pedagoga [Extreme pedagogy as a factor for enhancing emotional stability of teachers]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Science for Education Today, Publ. House of Novosibirsk State Pedagogical University, 2018, no. 5, pp. 22-40. DOI: 10.15293/2226-3365.1805.02 (In Russ.).

10. Salnaya L.K. Soft skills v kompetentnostnoi modeli vypusknika vuza [Soft skills in the competence model of a high school graduate]. Nauka. Obrazovanie. Kul'tura. Vklad molodykh issledovatelei: sb. statei po materialam IIIMezhdunar. nauchnoi konf. prepodavatelei, molodykh uchenykh, aspirantov i studentov vuzov = Science. Education. Culture. Contribution of young researchers: Collection of articles on the materials of the III International scientific conference of teachers, young scientists, graduate students and university students, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI); ed. by L.N. Sokolova, 2016, pp. 331-334. (In Russ.).

11. Svezhentseva I.B. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «professional'no-nravstvennaya ustoichivost' budushchego spetsi-alista» [To the definition of the future specialist' professional and moral stability]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) feder-al'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki = Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences, Arkhangelsk, 2013, no. 1, pp. 137-140. (In Russ.).

12. Chernetsova L.V. Investitsii v "soft skills" - klyuch k uspekhu [Investment in soft skills is the key to success]. Biznes i strategii = Business strategies, 2016, no. 4 (05), pp. 73-78. (In Russ.).

13. Yakovleva I.P., Romanova M.L., Kiseleva E.S., Matveeva L.A. Sovremennye metody otsenki professional'noi nadezh-nosti pedagoga [Modern methods of assessing the professional reliability of a teacher]. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudar-stvennogo tekhnologicheskogo universiteta = Scientific works of the Kuban State Technological University, Krasnodar, 2017, no. 2, pp. 259-269. (In Russ.).

14. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills" that foster youth workforce su c-cess: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015. 56 r.

15. Ngang T.K. The importance of soft skills acquisition by teachers in higher education institutions / Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018. p. 1-6. DOI: 10.1016/j.kjss.2018.01.002

16. Savchenkov A.V. Analysis of gender differences in the professional identity indicators of pedagogical university students / E.A. Gnatyshina, N.V. Uvarina, A.A. Salamatov, A.V. Savchenkov, N.A. Pakhtusova. Revista ESPACIOS. Vol. 39, 2018. P. 7.

17. Shaheen M., Zhang L., Shen T., Siti R. Importance of Soft Skills for Education and Career Success // International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education (IJCDSE). Special Issue Vol. 2. Issue 2. 2012. P. 1036-1042.

18. Tang K.N., Nor H.H., Hashimah M.Y. Novice Teacher Perceptions of the Soft Skills Needed in Today's Workplace / Procedia - Social and Behavioral Sciences 177. 2015. P. 284-288.

Статья поступила в редакцию 13.05.2019 г.; принята к публикации 15.06.2019 г.

Submitted 13.05.2019; revised 15.06.2019.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Савченков А.В., Уварина Н.В. Профессиональная устойчивость как ключевая «soft skills» педагога // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 375-382. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-375-382

Об авторах

Савченков Алексей Викторович

кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

alex2107@m ail. ru

Уварина Наталья Викторовна

доктор педагогических наук, профессор, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

nuvarina@yandex. ru

Citation for an article:

Savchenkov A. V, Uvarina N. V. Professional sustain-ability as the key "soft skills" of a teacher. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 3, pp. 375-382. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3375-382 (In Russ.).

About the authors Aleksei V. Savchenkov

Ph. D. (Pedegogy), Associate Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, alex2107@mail.ru

Natalya V. Uvarina

Dr. Sci. (Pedegogy), Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk,

nuvarina@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.