Научная статья УДК 378.634:159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-145-151 NIION: 2018-0077-1/22-118 MOSURED: 77/27-024-2022-01-317
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Формирование готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий посредством использования методов
психологической саморегуляции
Денис Николаевич Рыбин1, Вадим Анатольевич Хромов2, Василий Георгиевич Тюкин3
1 3 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Алтайский край, Россия
2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье подчеркивается значимость формирования готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий в процессе профессионального обучения посредством использования методов психологической саморегуляции. Приводятся данные исследования, показывающие значимость преподавания методов психологической саморегуляции в образовательных организациях МВД России. Делается акцент на важности межкафедрального взаимодействия при организации практических занятий с целью повышения теоретической, практической и психологической подготовки сотрудника полиции. Обосновывается использование в рамках обучения метода профессионального педагогического моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности для формирования готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий.
Ключевые слова: готовность к пресечению противоправных действий, применение физической силы, психологическая саморегуляция, методы психологической саморегуляции, профессиональное обучение сотрудников полиции, моделирование типовых ситуаций, алгоритм применения мер принуждения
Для цитирования: Рыбин Д. Н., Хромов В. А., Тюкин В. Г. Формирование готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий посредством использования методов психологической саморегуляции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 145-151. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-1-145-151.
Original article
Formation of readiness of a police officer to suppress illegal actions by means of psychological self-regulation methods
Denis N. Rybin1, Vadim A. Khromov2, Vasily G. Tyukin3
1 3 Department of Internal Affairs Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Altai Krai, Russia
2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article emphasizes the importance of forming the readiness of a police officer to suppress illegal actions in the process of vocational training by means of methods of psychological self-regulation. The work presents
© Рыбин Д. Н., Хромов В. А., Тюкин В. Г., 2022
research data showing the importance of teaching methods of psychological self-regulation in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors underline the importance of interdepartmental interaction in the organization of practical classes in order to improve the theoretical, practical and psychological training of a police officer. The article substantiates the use of the method of professional pedagogical modeling of typical situations of operational and official activity in the framework of training to form the readiness of a police officer to suppress illegal actions.
Keywords: readiness to suppress illegal actions, the use of physical force, psychological self-regulation, methods of psychological self-regulation, vocational training of police officers, modeling of typical situations, the algorithm for the use of coercive measures
For citation: Rybin D. N., Khromov V. A., Tyukin V. G. Formation of readiness of a police officer to suppress illegal actions by means of psychological self-regulation methods // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(1):145-151. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-145-151.
Основной профессиональной обязанностью сотрудника полиции является выявление, пресечение и предупреждение противоправных действий. Сотрудник полиции помимо хорошей физической подготовки, навыков обращения с оружием и юридических знаний (компетенций), должен быть психологически устойчивым в конфликтных ситуациях, не поддаваться на провокации, уметь грамотно в рамках закона в случае необходимости применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Именно поэтому, необходимо большое внимание уделять своевременности формирования этих профессиональных качеств (компетенций) в процессе профессионального обучения молодых сотрудников.
«Под готовностью сотрудника полиции к пресечению противоправных действий следует понимать состояние мобилизации им интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых ресурсов, необходимых для пресечения противоправных действий» [1, с. 270].
Современный процесс обучения в образовательных организациях МВД России предполагает использование традиционных педагогических форм: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Это проверенные временем и зарекомендовавшие себя формы обучения. Вместе с тем, многие специалисты в области педагогики предлагают дополнять их современными эффективныминовациями.
Так, например, ученые В. Л. Марищук, М. Я. Ви-ленский и др. уделяют большое внимание использованию прикладных видов спорта в рамках физической подготовки, поскольку считают, что они формируют у обучающихся определенные профессиональные, психологические и личные качества.Ими отмечается, что виды спорта, связанные с длительной физической нагрузкой, формируют выдержку, настойчивость и самообладание. Виды спорта, связанные с различными боевыми искусствами, способствуют формированию решительности и смелости. Игровые виды спорта, в свою очередь, развивают «инициатив-
ность, смекалку, коллективизм и чувство ответственности перед товарищами» [2, с. 115].
Е. А. Щербакова предлагает в рамках обучения использовать тренинговый подход, направленный на введение человека в аутогенное состояние и выполнение определенных упражнений. Отработка профессиональных действий в этом состоянии сопровождается положительными психофизиологическими изменениями (повышается эмоционально-волевая устойчивость, уверенность в себе и т.д.), что способствует более успешному освоению обучающимися необходимыми профессиональными знаниями.
По мнению А. А. Рожкова положительное влияние на готовность сотрудников полиции к пресечению противоправных действий с применением физической силы будет оказывать моделирование ситуаций противоправного поведения граждан, позволяющее «отработать» алгоритм юридического анализа и применения практических знаний профессионально-прикладной физической подготовки. «Психолого-педагогическими условиями моделируемых ситуаций являются: постепенное усложнение педагогических ситуаций с помощью варьирования условий (вводных); состязания с разными соперниками; максимальное приближение тренировочных занятий к реальным условиям» [5, с. 91]. Как отмечает А. А. Рожков и другие ученые, положительное влияние моделирования противоправных ситуаций обусловлено тем фактом, что «значительная часть ошибочных действий со стороны сотрудников при применении ими мер пресечения является не результатом их слабой профессиональной подготовленности, а имеет психологическую причину» [5, с. 88].
Мнение А. А. Рожкова так же разделяют в своих работах исследователи Е. И. Троян, Р. В. Клочков и Д. А. Книс, которые придают важное значение моделированию типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции и дополняют их методами совершенствования образовательного процесса, комплексными занятиями и внутрипред-метным интегрированием. Именно поэтому, отработ-
ка правомерных алгоритмов применения физической силы и приемов боевого самбо, посредством моделирования и анализа типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности является неотъемлемым элементом сложной структуры профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников полиции [11, с. 369].
Анализ работ, посвященных исследованию психолого-педагогических условий совершенствования готовности сотрудников полиции к пресечению противоправных действий, а также статистика раненых и погибших правоохранителей при исполнении служебных обязанностей показывают, что неудачные и летальные случаи происходят из-за различных факторов. К данным факторам относятся: недостаточная теоретическая подготовка сотрудника полиции, пробелы (или их отсутствие) в применении практических навыков, а так же психологическое состояние сотрудника [4, с. 231].
К теоретическому фактору относится недостаток: знаний законодательной базы в сфере применения принудительных мер к правонарушителям, знаний об особенностях саморегуляции психофизического состояния в экстремальных ситуациях, а так же знаний алгоритмов выполнения действий сотрудниками полиции в реальных условиях и т. д.
Практический фактор предполагает отсутствие определенных умений, навыков и опыта в применении приемов задержания, гарантированного поражения выбранной цели, а также минимизации вреда этой цели, несформированность навыков применения методов психологическойсаморегуляции и алгоритмов принимаемых решений в условиях задержания лиц, совершающих противоправные действия.
Психологический фактор по единодушному мнению исследователей является основным. Он включает в себя ряд внутренних причин, из-за которых сотрудник полиции не может оперативно и адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, избрать необходимые меры принуждения, от которых будут зависеть и правовые последствия. К этому фактору относятся: неуверенность в себе, некоторые морально-нравственные качества, проявление слабости, страх ответственности за непредвиденные последствия и др. воспользоваться своим законным правом на применение мер принуждения.
Таким образом, проведенный анализ исследований позволяет убедиться в значимости психологического фактора в условиях пресечения противоправных действий сотрудниками полиции и целесообразность использования в образовательном процессе занятий, направленных на формирование психологических и личностных качеств, позволяющих сотруднику научиться управлять своим
психическим состоянием в экстремальных ситуациях профессиональной служебной деятельности.
С целью повышения эффективности образовательного процесса психологической подготовки будущих защитников правопорядка, возникает необходимость в привлечении преподавателей кафедры психологии и педагогики в ОВД, поскольку она целенаправленно занимается вопросами теоретического и практического применения методов психологической саморегуляции в служебной деятельности сотрудника полиции.
Существует большое количество различных методов, приемов, методик, и модификаций психорегуляции, которые позволяют изменять психическое и физическое состояние как при помощи воздействия извне (психолог, педагог), так и посредством усилий самого человека (саморегуляция). Наиболее отвечающим целям и задач являются следующие:
- дыхательные техники (дыхание на счет, задержка дыхания, глубокое дыхание, частое дыхание, абдоминальное дыхание);
- самовнушение (внушение мыслей, идей, образов);
- самоубеждение (использование приемов логики, индивидуально-значимое самоубеждение, самоприказ, самоподкрепление, самоотчет, самоконтроль);
- визуализация (создание в сознании внутренних образов, активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций);
- управление мышечным тонусом (чередование напряжения и расслабления мышц тела);
- идеомоторная тренировка (планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого действия);
- визуомоторная тренировка поведения (зрительное представление события во время контролируемого сна);
- аутогенная тренировка (применение специальных формул самовнушения, позволяющих воздействовать на психофизиологические процессы) [6, 7, 8, 12].
Грамотный подбор и разумное применение методов саморегуляции является частью педагогических технологий и дополнительным инструментом педагогических воздействий в рамках профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Таким образом, учитывая теоретический, практический и психологический факторы в рамках профессиональной подготовки сотрудников полиции к пресечению противоправных действий, необходимо помимо кафедры психологии и педагогики в ОВД привлекать так же кафедру административного права
и административной деятельности, поскольку она занимается вопросами правоприменения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Готовность обучающихся к пресечению противоправных действий может быть описана через взаимодействие мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов.
Цель мотивационно-ценностного компонента заключается в формировании положительного отношения у обучающихся сотрудников полиции к использованию методов психорегуляции в профессиональной деятельности, развитие разнообразных познавательных мотивов и интересов, формирование у них высокой личной заинтересованности в повышении уровня своей подготовки [9, с. 134].
Содержательно-операционный компонент включает в себя систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта практической деятельности, овладение которыми обеспечивает использование обучающимися методов психологической саморегуляции в своей профессиональной деятельности, а также способствует саморазвитию человека в целом [9, с. 134].
Рефлексивный блок готовности обучающихся к пресечению противоправных действий, используя методы психорегуляции, предполагает наличие объективной оценки своих действий обучающимися в процессе реализации специально организованного образовательного процесса. Его можно разделить на две части: оценка результатов преобразований и корректировка полученных результатов. В содержание этого блока входит рефлексия способов достижения поставленных целей, освоение способов и алгоритмов принятия различных решений; использование способности мониторинга своего психофизического состояния, использование информации для управления собственным психофизическим состоянием.
Каждый компонент в структуре готовности имеет свою специфику и проходит относительно самостоятельный путь к системе личностных образований будущих сотрудников полиции, выполняя в нем свою функцию [10, с. 78].
Для углубленного изучения рассматриваемой проблемы с обучающимися Барнаульского юридического института МВД России было проведено анкетирование с целью выявления актуальности использования методов психологической саморегуляции в условиях пресечения противоправных действий. В анкетировании участвовали 49 обучающихся [10, с. 112].
Правильный ответ на вопрос анкеты о том, что такое психологическая саморегуляция, дали
69 % опрошенных, при этом из общего количества респондентов 55 % указали, что методы психологической саморегуляции им известны хорошо, 43 % -плохо и только 2 % - неизвестны совсем.
В то же время, большинство опрошенных 88 % считают, что не обладают необходимыми навыками психологической саморегуляции, а 92 % обучающихся не используют методы психологической саморегуляции в своей профессиональной деятельности.
В качестве основных причин, мешающих обучающимся использовать методы психологической саморегуляции в своей профессиональной деятельности, называются: отсутствие умений и навыков использования методов психологической саморегуляции в профессиональной деятельности - 29 %; недостаточная активность вуза в решении проблемы формирования готовности обучающихся к использованию методов психологической саморегуляции в профессиональной деятельности - 59 %; собственное нежелание - 8 %; другое (например, отсутствие свободного времени, «не считаю нужным» и т. д.) - 4 %.
В свою очередь, 94 % обучающихся считают нужным преподавание методов психологической саморегуляции в образовательных организациях МВД России, ссылаясь на то, что данные навыки «потом пригодятся», «нужны при такой работе» и т. д.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что обучающиеся в целом знакомы с методами психологической саморегуляции, однако, учитывая тот факт, что практическое применение этих методов у них сформировано недостаточно, они хотели бы более подробно изучить данные методы и применять их в дальнейшей профессиональной деятельности.
Отталкиваясь от теоретического и практического анализа проблемы формирования готовности сотрудников полиции к применению физической силы и специальных средств, а так же результатов анкетирования по вопросам применения методов психологической саморегуляции в этом процессе предлагаем ввести в образовательный процесс дополнительные занятия в следующих формах.
1. Лекции по вопросам использования методов психологической саморегуляции в деятельности сотрудников полиции (проводит кафедра психологии и педагогики в ОВД).
2. Практические занятия с применением методов психологической саморегуляции (проводит кафедра психологии и педагогики в ОВД).
Занятия проводятся путем выполнения упражнений, направленных на: психогимнастику; самопознание; возможность самовыражения и самораскрытия, формирование навыков межличностного восприятия и взаимодействия; развитие наблюдательности; снятие эмоционального стресса; развитие образного
мышления; развитие навыков переключения внимания; улучшение координации движений; активизация внимания, творческого потенциала; пересмотр привычных стереотипов поведения.
3. Практические занятия по физической подготовке с применением методов психологической саморегуляции (кафедры физической подготовки, психологии и педагогики в ОВД). На данных занятиях обучающиеся повторяют боевой раздел по профессионально-прикладной физической подготовке с применением методов психологической саморегуляции, которые позволяют настраиваться на выполнение боевых приемов борьбы и эффективно их выполнять.
4. Самостоятельные занятия психорегуляцией (в домашних условиях, а также и в условия практического занятия):
- перед выполнением задания производится проигрыш основных, наиболее трудных этапов на фоне аутогенного состояния с последующим приведением себя в активное состояние посредством формул самовнушения и соответствующих дыхательных упражнений;
- в процессе выполнения задания используется схема самоконтроля за внешним проявлением напряженности и ее преодоления. «Обучающийся при выполнении задания периодически задает себе вопросы: «Нет ли у меня непроизвольного напряжения мышц? Не скован ли я? Как я дышу?», и при необходимости расслабляет мышцы рук, ног, изменяет позу, устанавливает удобный ритм дыхания;
- после выполнения задания на фоне аутогенного состояния проводится успокаивающее самовнушение, нормализующее функциональное состояние» [4, с. 68].
5. Комплексные занятия с применением моделирования типовых ситуаций пресечения противоправных действий обучающимися с одновременным использованием ими методов психологической саморегуляции (кафедры физической подготовки, психологии и педагогики в ОВД, административного права и административной деятельности и т. д.).
При проведении указанных занятий целесообразно, чтобы каждая смоделированная ситуация рассматривалась и оценивалась преподавателями кафедр с позиции дисциплинарных компетенций.
Данные практические занятия проводятся в различных условиях искусственно смоделированных ситуаций: нападения на граждан; задержания лица, совершившего преступление или административное правонарушение, и пытающегося скрыться; нападения на сотрудника полиции; преодоления противодействия законным требованиям сотрудника; пресечения противоправных групповых действий,
нарушающих работу транспорта, связи, организаций. При этом изменяются условия моделируемых ситуаций. Моделируемая ситуация позволяет сотрудникам полиции воспроизвести деятельность по пресечению противоправных действий целиком, а также в определенной мере активизировать работу тех элементов, которые входят в психологическую структуру этой деятельности, что будет поспособствовать процессу формирования уверенности у сотрудников в правомерности своих действий, а также формированию готовности к активным действиям в схожих ситуациях [5, с. 90].
Руководителями проведения этих занятий оцениваются: тактико-техническое выполнение приемов, правовое применение действий и психологическая готовность обучающихся. На последнем занятии руководителями подводится итог сформированности готовности к пресечению противоправных действий у будущих сотрудников полиции.
Профессиональное педагогическое моделирование необходимо начинать с характеристики типовой ситуации оперативно-служебной деятельности, которая в своей структуре содержит несколько типовых элементов:
1. Характеристика места возникновения и развития ситуации на административном участке (отдел полиции, двор жилого дома, подъезд или лестничная площадка многоэтажного дома, проезжая часть, парк, сквер и т. д.);
2. Характеристика времени протекания противоправной ситуации (время суток, время года, погодные условия, продолжительность развития ситуации);
3. Характеристика противоправного поведения правонарушителя (характер и степень общественной опасности деяния, направленность (корыстная, насильственная), внешнее проявление поведения или выраженность и т. п.) и потерпевшего;
4. Характеристика внешнего облика потерпевшего и правонарушителя (внешний вид, пол, рост, количество участников противоправной ситуации и т. д.).
Опираясь на данные элементы характеристики типовой ситуации возможно с использованием психолого-педагогических средств и методов создавать педагогическую модель, направленную на формирование психофизической готовности обучающихся к пресечению противоправных действий.
В частности необходимо отметить значимость построения правомерного алгоритма применения мер принуждения обучающимися в типовой ситуации пресечения противоправных действий, который выстраивается и производится по следующей схеме:
- анализ фактических данных складывающихся на момент применения физической силы, в который включается характеристики места, времени, характе-
ристики правонарушителя и характеристика общественной опасности правонарушения;
- правовая оценка действий правонарушителя и иных участников типовой ситуации;
- выбор технических средств, связанных с применением мер принуждения;
- выбор психологических приемов воздействия на правонарушителя;
- выбор тактических приемов применения мер принуждения и (или) специальных средств необходимых для задержания либо преодоления противодействия законным требованиям сотрудника, исходя из характера и степени общественной опасности деяния совершенного правонарушителем;
- реализация построенного алгоритма исходя из сложившейся ситуации;
- при необходимости оказание первой доврачебной помощи правонарушителю либо потерпевшему;
- документальное оформление задержания.
Далее сотруднику необходимо построение следующего алгоритма (по аналогичной схеме) связанного с сопровождением, препровождением либо доставлением правонарушителя в территориальные органы внутренних дел.
Таким образом, в результате специально организованного образовательного процесса будет осуществляться позитивная динамика в формировании готовности к пресечению противоправных действий будущими сотрудниками полиции. Обучающиеся посредством использования методов психологической саморегуляции в рамках описанных выше практических занятий научатся постепенно применять их в своей будущей профессиональной деятельности, что позволит им эффективнее ее осуществлять.
Библиографический список
1. Балахонский, В. В. Формирование готовности сотрудников полиции к пресечению противоправных действий: правовой, педагогический и психологический аспекты / В. В. Балахонский, А. А. Рожков, В. А. Торопов // Вестник экономической безопасности. 2020. № 6. С. 269-274.
2. Золотенко, В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как средство воспитания и совершенствования личности курсанта образовательных учреждений МВД России / В. А. Золотен-ко // Современная наука. 2010. № 3. С. 114-117.
3. Красилов, О. В. Психологическая и физическая подготовка сотрудников полиции в современных условиях / О. В. Красилов, С. В. Мананников // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21-2. С. 231-232.
4. Пыжикова, Ж. В. Профессиональная работоспособность: средства и методы сохранения : учеб-
ное пособие / Ж. В. Пыжикова . Самара, 2007. 176 с.
5. Рожков, А. А. Психологические и педагогические особенности формирования готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий / А. А. Рожков , Т. А. Хру-сталева // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4 (37). С. 88-92.
6. Рыбин, Д. Н. Экспресс-методы психологической саморегуляции в деятельности сотрудника полиции / Д. Н. Рыбин // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 2 (39). С. 221-224.
7. Рыбин, Д. Н. . Методы психологической саморегуляции в деятельности участковых уполномоченных полиции : учебно-методическое пособие / Д. Н. Рыбин, А. Г. Степанищев. Барнаул, 2020. 40 с.
8. Степанищев, А. Г. Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях : учебно-методическое пособие / А. Г. Степанищев. Барнаул, 2017. 26 с.
9. Тюкин, В. Г. Теоретические предпосылки формирования готовности выпускников вузов МВД к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности / В. Г. Тюкин // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 131-134.
10. Тюкин, В. Г. Формирование готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / В. Г. Тюкин. Барнаул, 2015. 188 с.
11. Тюкин, В. Г. Моделирование типовых ситуаций, связанных с применением физической силы и боевого самбо участковыми уполномоченными полиции в пунктах приема граждан / Тюкин В. Г. [ и др.] // Вестник экономической безопасности. 2020. № 3. С. 367-371.
12. Щербакова, Е. А. Тренинг психической саморегуляции : методическое пособие / Е. А. Щербакова. Краснодар, 2014. 76 с.
Bibliographic list
1. Balakhonsky, V. V., Rozhkov A. A., Toropov V. A. Formation of the readiness of police officers to suppress illegal actions: legal, pedagogical and psychological aspects / / Bulletin of economic security. 2020. No. 6. P. 269-274.
2. Zolotenko, V. A. Professional and applied physical training as a means of educating and improving the personality of a cadet of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Modern Science. 2010. No. 3, pp. 114-117.
3. Krasilov, O. V., Manannikov S. V. Psychological and physical training of police officers in modern
conditions. Actual problems of combating crimes and other offenses. 2021. No. 21-2. pp. 231-232.
4. Pyzhikova, Zh. V. Professional performance: means and methods of conservation: textbook. Samara, 2007. 176 p.
5. Rozhkov, A. A., Khrustaleva T. A. Psychological and pedagogical features of the formation of the readiness of employees of internal affairs bodies to suppress illegal actions // Applied Legal Psychology. 2016. No. 4 (37). pp. 88-92.
6. Rybin, D. N. Express methods of psychological self-regulation in the activities of a police officer // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 2 (39). pp. 221-224.
7. Rybin D. N., Stepanishchev A. G. Methods of psychological self-regulation in the activities of district police officers: a teaching aid. Barnaul, 2020. 40p.
8. Stepanishchev A. G. Psychological features of the activities of employees of internal affairs bodies in extreme conditions: a teaching aid. Barnaul, 2017.
26 p.
9. Tyukin V. G. Theoretical prerequisites for the formation of the readiness of graduates of the Ministry of Internal Affairs to use the means and methods of rehabilitation physical culture in professional activities // World of Science, Culture, Education. 2013. No. 3 (40). pp.131-134.
10. Tyukin VG Formation of readiness of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to use rehabilitation physical culture in professional activities: dis. ... cand.ped. Sciences. Barnaul, 2015. 188 p.
11. Tyukin V. G., Klochkov R. V., Kosyakin V. N., Knis D. A. Modeling of typical situations related to the use of physical force and combat sambo by district police officers at reception points of citizens // Bulletin of economic security. 2020. No. 3. P. 367-371.
12. Shcherbakova E. A. Training of mental self-regulation: a methodological guide. Krasnodar, 2014. 76 p.
Информация об авторах
Д. Н. Рыбин - доцент кафедры психологии и педагогики в ОВД;
В. А. Хромов - доцент кафедры физической подготовки;
В. Г. Тюкин - доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук.
Information about the authors
D. N. Rybin - Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy at the Department of Internal Affairs;
V. A. Khromov - Associate Professor of the Department of Physical Training;
V. G. Tyukin - Associate Professor of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 14.12.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted to the editorial office on14.12.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021