Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРЕСЕЧЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРЕСЕЧЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пивоваров Виталий Николаевич, Косякин Владимир Николаевич, Тюкин Василий Георгиевич

Служебная деятельность сотрудника полиции связана с различными стрессовыми факторами и рисками, а значит, требует определенной профессиональной психофизической готовности. Особенно остро это проявляется в экстремальных ситуациях, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья граждан и самого правоохранителя. Успешность деятельности по пресечению действий правонарушителей определяется способностью быстро ориентироваться в ситуации, давать ей адекватную правовую оценку, сохранять самообладание и высокий уровень концентрации, быть готовым к различным сценариям развития событий, в том числе с возможным применением физической силы и оружия. Вместе с тем, на практике не всем удается справиться с волнением, преодолеть страх ответственности за непредвиденные последствия и т.д. В этой связи появляется острая необходимость в теоретическом анализе психофизической готовности сотрудников полиции к деятельности по пресечению противоправных действий и создании на этой основе методики формирования готовности будущих правоохранителей к эффективным, правомерным действиям в отношении лиц, нарушающих правопорядок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пивоваров Виталий Николаевич, Косякин Владимир Николаевич, Тюкин Василий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BACKGROUND OF FORMATION OF PSYCHOPHYSICAL READINESS OF POLICE EMPLOYEES TO SUPPRESSING THE ACTIONS OF OFFENSES

The service activity of a police officer is associated with various stress factors and risks, and therefore requires a certain professional psychophysical preparedness. This is especially acute in extreme situations associated with danger to the life and health of citizens and the law enforcement officer himself. The success of activities to suppress the actions of offenders is determined by the ability to quickly navigate the situation, give it an adequate legal assessment, maintain self-control and a high level of concentration, be prepared for various scenarios of the development of events, including the possible use of physical force and weapons. At the same time, in practice, not everyone is able to cope with anxiety, overcome the fear of responsibility for unforeseen consequences, etc. In this regard, there is an urgent need for a theoretical analysis of the psychophysical readiness of police officers for activities to suppress illegal actions and the creation on this basis of a methodology for forming the readiness of future law enforcement officers for effective, lawful actions against persons violating law and order.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРЕСЕЧЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ»

УДК 351.79:159.99:378; ББК 88.47+67.401.133.12 NIION: 2018-0077-3/21-035

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -3 -201 -206 MOSURED: 77/27-024-2021-03-234

© Пивоваров В.Н., Косякин В.Н., Тюкин В.Г., 2021

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРЕСЕЧЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ

ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Виталий Николаевич Пивоваров,

преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России

656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49

E-mail: pivov83@yandex.ru Владимир Николаевич Косякин,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 E-mail: Vladimir-kosyakin@mail.ru Василий Георгиевич Тюкин,

доцент кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России,

кандидат педагогических наук 656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49 E-mail: n.rbydfcbkbq10061981@mail.ru

Аннотация. Служебная деятельность сотрудника полиции связана с различными стрессовыми факторами и рисками, а значит, требует определенной профессиональной психофизической готовности. Особенно остро это проявляется в экстремальных ситуациях, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья граждан и самого правоохранителя. Успешность деятельности по пресечению действий правонарушителей определяется способностью быстро ориентироваться в ситуации, давать ей адекватную правовую оценку, сохранять самообладание и высокий уровень концентрации, быть готовым к различным сценариям развития событий, в том числе с возможным применением физической силы и оружия. Вместе с тем, на практике не всем удается справиться с волнением, преодолеть страх ответственности за непредвиденные последствия и т.д.

В этой связи появляется острая необходимость в теоретическом анализе психофизической готовности сотрудников полиции к деятельности по пресечению противоправных действий и создании на этой основе методики формирования готовности будущих правоохранителей к эффективным, правомерным действиям в отношении лиц, нарушающих правопорядок.

Ключевые слова: пресечение правонарушения, деятельность сотрудника полиции, состояние готовности, психофизическая готовность, обучающиеся образовательных организаций МВД России, оценка готовности, эксперимент.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BACKGROUND

OF FORMATION OF PSYCHOPHYSICAL READINESS OF POLICE EMPLOYEES TO SUPPRESSING THE ACTIONS

OF OFFENSES

Vitaly N. Pivovarov,

Teacher of Physical Training Barnaul Law Institute of the MIA of Russia 49 Chkalov str., Barnaul, Altai Krai, 656038, Russia E-mail: pivov83@yandex.ru Vladimir N. Kosyakin,

Senior Lecturer of the Department of Physical Training Moscow University of the MIA of Russia named aft^ V. Ya. Kikot'

12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: Vladimir-kosyakin@mail.ru Vasily G. Tyukin,

Associate Professor of Physical Training Barnaul Law Institute of the MIA of Russia,

Candidate of Pedagogical Sciences 49 Chkalov str., Barnaul, Altai Krai, 656038, Russia E-mail: n.rbydfcbkbq10061981@mail.ru

Abstract. The service activity of a police officer is associated with various stress factors and risks, and therefore requires a certain professional psychophysical preparedness. This is especially acute in extreme situations associated with danger to the life and health of citizens and the law enforcement officer himself. The success of activities to suppress the actions of offenders is determined by the ability to quickly navigate the situation, give it an adequate legal assessment, maintain self-control and a high level of concentration, be prepared for various scenarios of the development of events, including the possible use of physical force and weapons. At the same time, in practice, not everyone is able to cope with anxiety, overcome the fear of responsibility for unforeseen consequences, etc.

In this regard, there is an urgent need for a theoretical analysis of the psychophysical readiness of police officers for activities to suppress illegal actions and the creation on this basis of a methodology for forming the readiness of future law enforcement officers for effective, lawful actions against persons violating law and order.

Keywords: suppression of an offense, activities of a police officer, state of readiness, psychophysical readiness, students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, experiment.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пивоваров В.Н., Косякин В.Н., Тюкин В.Г. Теоретико-методологические предпосылки формирования психофизической готовности сотрудников полиции к пресечению действий правонарушителей. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 201-206.

Меры административного пресечения являются частью механизма государственного принуждения и обеспечивают прекращение совершаемого противоправного деяния, общественно опасной ситуации или наличествующее противоправное состояние [1, С. 53].

Применение данных мер предполагает прямое вмешательство в действия или деятельность правонарушителя для их принудительного прекращения и устранение факта правонарушения на месте и во время его совершения. В таких условиях от сотрудника полиции требуется готовность к оперативной оценке сложившихся обстоятельств и незамедлительному принятию решения в соответствии с возложенными на него полномочиями. Пресечение действий правонарушителя осуществляется посредством психологического или физического воздействия в зависимости от характера противоправных действий и степени оказываемого противодействия.

К мерам психологического воздействия относится законное требование сотрудника полиции о прекращении противоправного действия, а также действия, препятствующего осуществлению его полномочий.

Среди мер физического воздействия в зависимости от объекта их применения и характера выделяются: меры непосредственного воздействия на правонарушителя (административное задержание и др.), меры имущественного характера (изъятие оружия и др.), технического характера (запрет эксплуатации неисправного транспортного средства и др.), медико-санитарного воздействия (помещение на вытрезвление лиц в состоянии опьянения и др.), а также меры специального назначения - применение физической силы, специ-

альных средств (наручников, палки специальной и др.), огнестрельного оружия [3, С. 177].

Применение мер специального назначения -это крайняя вынужденная мера, связанная с необходимостью преодоления оказываемого физического противодействия. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ при применении мер специального назначения сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба и действовать «с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления» [5]. Их применение также регламентируется административно-правовыми нормами, устанавливающими условия, основания и порядок, и нормами уголовного законодательства, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Таким образом, для осуществления возложенной функции по пресечению правонарушений сотрудник полиции должен обладать системными правовыми знаниями, устойчивыми физическими навыками и психологическими свойствами, обеспечивающими незамедлительную готовность к адекватным конкретной ситуации действиям в любых условиях, в том числе экстремального характера, с риском для здоровья и жизни, как граждан, так и самого правоохранителя.

В психологической науке готовность определяется как «динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия» [2, С. 51]. Соответственно, готовность обусловлена как внутрен-

ними (знания, навыки, опыт и др.), так и внешними факторами (условия среды и ситуации).

Как и любое другое состояние, она проявляется на физиологическом (нейрофизиологические характеристики, вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики), психическом (переживания, эмоции), когнитивном (осознание, интерпретация состояний) и поведенческом уровнях (поведение, деятельность, общение) [7, C. 16].

С учетом специфики деятельности по пресечению преступлений целесообразно говорить о психофизической готовности как о состоянии мобилизации всех психофизиологических систем и физических возможностей, позволяющих сотрудникам полиции независимо от смены обстоятельств и условий выполнять функции по обеспечению законности, правопорядка и безопасности.

На современном этапе, как показывают исследования А.А. Рожкова и Т.А. Хрусталевой, среди дезорганизующих факторов, влияющих на успешность и правомерность применения мер пресечения и повышающих роль психологической готовности, сами сотрудники органов внутренних дел называют:

- съемку происходящих событий на камеры мобильных телефонов гражданами;

- демонстративное поведение граждан, громко кричащих и убеждающих прохожих в неправомерности действий сотрудников органов внутренних дел;

- присутствие граждан, которые негативно высказываются о действиях сотрудников органов внутренних дел и в дальнейшем могут давать показания, основываясь не на правовой оценке наблюдаемой ситуации, а на личных убеждениях и фрагментарном восприятии события;

- неоднозначность в правовом регулировании отдельных ситуаций в силу несовершенства законодательства [8, C. 91].

Исходя из этого, применительно к деятельности сотрудников полиции необходимо выделить также коммуникативно-организационный компонент психофизической готовности, связанный с наличием необходимого уровня коммуникативной компетентности, позволяющим обеспечивать социально-психологическое прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации.

Таким образом, в целом состояние готовности к пресечению преступления определяется наличием следующих составляющих:

- нацеленность на достижение результата, потребность в реализации своих профессиональных функций, чувство долга и ответственности, профессиональный азарт и т.д. - мотивационный компонент;

- быстрое ориентирование в имеющихся условиях, оценка правовой ситуации, актуализация комплекса имеющихся знаний и опыта работы в подобных условиях, мобилизованность физических сил, готовность к психологическому давлению - ориентировочно-мобилизационный компонент;

- уверенность в собственной компетентности и возможностях, уравновешенность, выносливость, последовательность, сконцентрированность, взвешенность решений - эмоционально-волевой компонент;

- умение оперативно ориентироваться в коммуникативной ситуации, прогнозировать ее последствия и выбирать тактику общения в рамках культурно-социального и правового поля - коммуникативно - организационный компонент;

- готовность к смене исходных данных ситуации, умение быстро оценивать ход событий и менять тактику действий, гибкость, мобильность -познавательно-оценивающий компонент.

Так как одними из свойств состояний являются динамичность существования и возможность переходить в устойчивые характеристики личности, то и психофизическая готовность к пресечению преступлений может быть переведена в личностный план при условии высокой значимости и тренированности. При этом важно создание не только тренировочных циклов для формирования условий адаптации к физической нагрузке, но и к факторам психологической напряженности, чтобы реакция на стрессовую ситуацию включалась в стереотип выученных действий [4, С. 9]. Это также позволит сократить продолжительность латентного периода в динамике состояния психофизиологической готовности, оперативнее перейти к максимуму работоспособности, а после быстрее пройти восстановительные процессы и вернуться к исходному уровню.

Виды подготовки, направленные на формирование каждого из компонентов психофизической готовности сотрудника полиции, по степени влияния условно можно распределить следующим образом:

- мотивационный компонент - морально-психологическая подготовка;

- ориентировочно-мобилизационный компонент - правовая подготовка, физическая подготовка, психологическая подготовка;

- эмоционально-волевой компонент - психологическая подготовка, физическая подготовка;

- коммуникативно-организационный компонент - морально-психологическая подготовка;

- познавательно-оценивающий компонент -психологическая подготовка, физическая подготовка, правовая подготовка.

Условность такого деления связана с тем, что любой из этих видов подготовки не ограничивается прямым назначением. Так, например, правовая подготовка влияет не только на интеллектуальную, но и на мотивационную сферу личности. При этом необходимо отметить, что физическая подготовка в своем потенциале выступает одним из основных видов подготовки практически для каждого компонента.

Таким образом, анализ информации в рамках рассматриваемого исследования определяет необходимость проверки уровня сформированности готовности обучающихся образовательных организаций МВД России к пресечению противоправных действий.

Проверка вышеуказанной готовности проводилась экспериментально на базе Барнаульского юридического института МВД России. В исследовании приняли участие 24 слушателя 5 курса факультета подготовки сотрудников полиции и следователей и 25 слушателей факультета профессиональной подготовки. Экспериментальная выборка была сформирована по признаку наличия у обучающихся необходимых компетенций и практической подготовки. Кроме того, для моделирования различных типовых ситуаций были привлечены 15 курсантов с 3 и 4 курсов, выступающих в роли правонарушителей. Оценка уровня сформированности базовых компонентов психофизической готовности участников исследования к пресечению действий правонарушителей осуществлялась четырьмя преподавателями кафедры физической подготовки.

Перед проведением экспериментального занятия слушателям было предложено в рамках самостоятельной работы заполнить тест-анкету, в которой оценить свой уровень владения приемами и навыками пресечения противоправных действий с применением физической силы и степень готовности к таким технико-тактическим действиям в реальных условиях.

Затем в ходе проведения учебного занятия, используя типовые практические ситуации, моделирующие различные правовые и психологические условия, испытуемым предлагалось не только произвести правомерное пресечение противоправных действий и задержание ассистента, выполняющего роль условного правонарушителя, но и выступить в роле эксперта, критически оценивающего действия сотрудника полиции [6].

В заключение испытуемым в рамках самостоятельной работы снова предлагалось заполнить тест-анкеты, но при этом им было необходимо оценить не только свой уровень владения знаниями и физическими навыками в смоделированных

типовых ситуациях пресечения противоправных действий, но и уровень готовности своих коллег.

Сотрудникам из числа профессорско-преподавательского состава предлагалось оценить уровень сформированности каждого из компонентов психофизической готовности слушателей к пресечению противоправных действий, а также адекватность критической оценки готовности обучающихся, как в отношении своих навыков, так и в отношении навыков товарищей.

В ходе анализа предварительных тест-анкет 79,6 % испытуемых оценили свое состояние готовности к пресечению противоправных действий как высокое и 20,4 % - как среднее. Из них 93,9 % отметили, что они уверенно владеют техникой применения боевых приемов борьбы.

При проведении занятия моделировались следующие типы ситуаций, с наибольшей степенью проявления правоохранителями растерянности и неуверенности в своих действиях во время пресечения правонарушений, а именно:

- ситуации пресечения правонарушений, сопровождающиеся психологическим давлением на окружающих в виде несогласия, недоверия, демонстративного громкого выкрикивания с убеждением прохожих в неправомерных действиях сотрудников, ведения видеосъемки;

- ситуации задержания агрессивных правонарушителей, которые перерастают в нападение на сотрудников полиции;

- ситуации неожиданного нападения правонарушителей на правоохранителей.

В ходе оценки технико-тактических навыков, обучающиеся показали базовый уровень сформи-рованности компетенций. При этом следует отметить, что в условиях сбивающих факторов они испытывали неуверенность в выборе того или иного воздействия на ассистентов, исполняющих роли правонарушителей [9].

На заключительном тест-анкетировании 59,2 % слушателей оценили свое состояние готовности к пресечению противоправных действий в моделируемых ситуациях проведенного занятия как низкое, так как они были не готовы в полной мере оценить ситуацию совершаемого правонарушения из-за сбивающих факторов психологического давления окружающих людей, реального применения ограничения свободы к агрессивным правонарушителям, особенно в ситуациях неожиданного нападения. Свое состояние готовности как среднее оценили 24,5 % слушателей, так как они справились с предложенными заданиями, но в их действиях прослеживалась некоторая неуверенность, проявляющаяся в незначительных ошибках при-

менения приемов задержания; 16,3 % - предоставили обоснованную оценку своим действиям, так как они уверенно применяли приемы задержания и хорошо ориентировались в ситуациях пресечения противоправных действий.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что погружение в условия, приближенные к возможным вариантам развития событий в реальной служебной деятельности, позволило слушателям более критично оценить свой уровень готовности. Испытуемые при этом получили навыки анализа ситуации, соотнесения ее с имеющимися правомерными алгоритмами поведения сотрудника и собственным уровнем готовности. В большинстве случаев затруднения слушателей были связаны с наличием факторов психологического давления, повышенного эмоционального фона, а также с высокой динамикой событий, определяющей необходимость быстрой оценки правовой ситуации и выбора тактики действий.

Отметим, что целесообразность проведения дополнительных структурированных последовательных занятий по повышению готовности обучающихся к ситуациям пресечения противоправных действий с акцентом на психологическую составляющую становится очевидным, а это, в свою очередь, требует создания определенных психолого-педагогических условий и методики образовательного процесса в указанном направлении.

Таким образом, для создания специально организованного образовательного процесса и дальнейшей его реализации в следующей исследовательской работе необходимо поставить цель и задачи, направленные на формирование у обучающихся в образовательных организациях МВД России готовности к пресечению противоправных действий.

Целью является - обеспечение психолого-педагогическими условиями формирования психофизической готовности обучающихся образовательных организаций МВД России к пресечению противоправных действий.

Осуществление поставленной цели достигается путем реализации следующих задач:

1. Ориентирование на овладение системой личностных качеств готовности к пресечению противоправных действий.

2. Формирование теоретической подготовленности у обучающихся образовательной организации МВД России.

3. Развитие оптимальных психофизических качеств личности с использованием методики психологической саморегуляции на практических занятиях.

4. Проведение комплексных занятий типового ситуационного моделирования с участием представителей кафедр психологии и педагогики в ОВД, физической подготовки, административного права и административной деятельности.

Библиографический список

1. Васюхно, И. О. Сущность мер административного пресечения как формы государственного принуждения / И.О. Васюхно // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 53-56.

2. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, С. Л. Кандыбович. Минск, 1976. 176 с.

3. Макарейко, Н. В. Административное право: учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. М., 2019. 280 с.

4. Мельникова, М. Л. Психология стресса: теория и практика : учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова. Екатеринбург, 2018. 111 с.

5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс». 2021. URL: http//www.consultant.ru.

6. Мананников, С. В. Развитие и формирование профессиональных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел на занятиях по лыжной подготовке / С. В. Мананников // Здоровье, человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015. № 1. С. 44-48.

7. Певнева, А. Н. Психические состояния личности : практическое руководство / А. Н. Певне-ва // Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. 48 с.

8. Рожков, А. А. Психологические и педагогические особенности формирования готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий / А. А. Рожков, Т. А. Хрусталева // Прикладная юридическая психология. 2016.№ 4. С. 88-92.

9. Хромов, В. А. Особенности физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России в современных условиях / В. А. Хромов, Д. А. Платонов, Ю. В. Чехранов // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 220-222.

Bibliographic list

1. Vasyukhno, I. O. Essence of administrative measures as a form of state coercion / I.O. Vasyukhno // Administrative law and process.2017. No. 9. Pp. 53-56.

2. Dyachenko, M. I. Psychological problems of readiness for activity / M. I. Dyachenko, S. L. Kandy-bovich. Minsk, 1976. 176 p.

3. Makareiko, N. V. Administrative law: a textbook for universities / N. V. Makareiko. Moscow, 2019. 280 p.

4. Melnikova, M. L. Psychology of stress: theory and practice: teaching aid / M. L. Melnikova. Yekaterinburg, 2018. 111 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. On the police: Federal Law of February 7, 2011. No. 3-FZ: [Electronic resource] electronic data. Program of information support of Russian science and education // reference legal systems Consultant Plus: Higher School. 2021. Access mode: http //www.consultant.ru.

6. Manannikov, S. V. Development and formation of professional qualities of future employees of internal affairs bodies in ski training / S. V. Manannikov // Health, human, theory and methodology of physical culture and sports. 2015. No. 1. Pp. 44-48.

7. Pevneva, A. N. Mental states of the individual: a practical guide / A. N. Pevneva // Gomel: GSU im. F. Skaryna, 2011. 48 p.

8. Rozhkov, A. A. Psychological and pedagogical features of the formation of the readiness of employees of internal affairs bodies to suppress illegal actions / A. A. Rozhkov, T. A. Khrustaleva // Applied legal psychology. 2016. No. 4. Pp. 88-92.

9. Khromov, V. A. Features of physical training of cadets and students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions / V. A. Khromov, D. A. Platonov, Yu. V. Chekhranov // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 8. Pp. 220-222.

А.М. LIKXIHIXI-KU

Педагогическая

системология

ГВДЬР Лишрш!" Mite^HCI Пм-Г'Ьл

Tir-г

Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика : учебно-методическое пособие / А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.

В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системоло-гия - специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.

В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.

Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.