В.и. КОСЯЧЕНКО, Д.В. ЕГОРЕНКОВ,
сл. жарков, м.а. тимошенко
(Волгоград)
особенности формирования психофизической готовности сотрудников овд к выполнению оперативно-служебных задач
Раскрываются особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на формирование готовности к преодолению экстремальных ситуаций как целостного личностного качества и нового образовательного результата подготовки кадров для органов внутренних дел, позволяющего решать одну из основных задач - обеспечение безопасности граждан. Это требует от сотрудников целенаправленной систематизации теоретических знаний и формирования практических умений, навыков на протяжении обучения в образовательных организациях системы МВД России.
Ключевые слова: формирование готовности, психофизическая готовность, целостное личностное качество, оперативно-служебная деятельность.
основой оперативно-служебной деятельности сотрудника МВд является система мероприятий, направленных на использовании необходимых знаний, умений и навыков сотрудников оВд с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их основной служебной деятельности. Направление данной деятельности формирует у сотрудников наиболее эффективные способы выполнения должностных обязанностей и овладение передовыми приемами и способами успешного решения оперативно-служебных задач сотрудниками различных специальностей [5]. Важнейшей ее характеристикой является экстремальность. Под экстремальными понимаются такие условия, которые предъявляют предельные требования к физическим, психологическим и эмоциональным ресурсам организма и личности, что задает высокую степень риска поведения человека [1].
очевидно, что специальная подготовка (огневая, физическая, тактико-специальная) сотрудников МВд к действиям в таких условиях позволяет не только повысить качество их профессиональной деятельности, но и со-
хранить кадровый потенциал, а также значительно повысить уровень профессиональной готовности в целом [3; 5]. Авторы рассматривают свою работу на основе положений о необходимости:
1) усвоения курсантами и слушателями правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью граждан, в ходе специально организованного педагогического процесса в условиях ведомственного образования системы МВд России;
2) формирования у курсантов образовательных организаций МВд России определенных качеств личности, позволяющих им быть готовыми к преодолению соответствующих экстремальных ситуаций;
3) разработки теоретических основ личностной готовности к экстремальным ситуациям с точки зрения современных требований к ведомственному образованию;
4) разработки технологии формирования готовности обучающихся к преодолению экстремальных ситуаций, включающих диагностирование степени ее сформированности, определение логики организации образовательного процесса в вузах МВд России.
В статье обосновывается процесс формирования готовности курсантов вузов МВд России к преодолению экстремальных ситуаций; продемонстрирована актуальность развития психофизической готовности обучающихся к стрессоустойчивому поведению.
Авторский коллектив придерживается основных положений целостного и ситуаци-онно-средового подходов, с позиций которых формирование готовности курсантов к преодолению экстремальных ситуаций рассматривается как процесс формирования целостного личностного качества как нового образовательного результата подготовки кадров для органов внутренних дел в образовательных организациях системы МВд России, способствующего совершенствованию личного состава, позволяющего решать задачу обеспечения безопасности граждан, стоящую перед органами внутренних дел Российской Федерации [5].
В исследованиях по данной проблематике необходимо выявлять сущностные характеристики готовности курсантов вузов МВд России к преодолению экстремальных ситуаций как образовательного результата. Эти характеристики продемонстрируют содержание
© Косяченко В.И., Егоренков д.В., Жарков С.А., тимошенко М.а., 2021
уровневой шкалы сформированное™ готовности курсантов к преодолению экстремальных ситуаций.
Вопрос об уровневой диагностике сфор-мированности готовности курсантов к преодолению экстремальных ситуаций может быть адресован соответствующим специалистам-психологам. Однако ряд признаков может быть определен посредством наблюдения, анкетирования, экспертных оценок - обычных для педагогической практики инструментов. Конечно, наилучшим методом диагностики может быть только результативность деятельности курсанта в реальных условиях оперативно-служебной деятельности. В этом и заключается основная трудность, не позволяющая рассматривать методы психологической диагностики в качестве основного инструмента оценки сформированности готовности к преодолению экстремальной ситуации - как в силу большой трудоемкости данного процесса, так и в плане устойчивости большинства психологических характеристик, изучаемых на этапе профотбора. Таким образом, с педагогической точки зрения важным показателем готовности к преодолению экстремальных ситуаций могут быть образовательные результаты курсанта, достигнутые им в процессе формирования готовности к преодолению экстремальных ситуаций в условиях учебно-воспитательного процесса, типичного для вузов системы МВД Российской Федерации [5].
Представленная логика процесса формирования может стать теоретической базой как для дальнейшего исследования изучаемой готовности и понимания его динамики и специфики в вузах системы МВд Российской Федерации, так и для педагогических работников организаций дополнительного образования системы МВд России в плане совершенствования умений и навыков преодоления опасных ситуаций в профессиональной деятельности с целью повышения качества ведомственного образования, эффективного решения сотрудниками оперативно-служебных задач, обеспечения личной безопасности граждан.
В современной России принятие и вступление в силу Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ обусловлено напряженной жизнью современного человека, наполненной чрезвычайными обстоятельствами, и необходимостью повышения роли правоохранительных органов в рамках государства по пресечению противоправных и экстремистских проявлений, провокаций к массовым беспорядкам, противодействию терро-
кие науки -
ристическим актам, приобретающим новые формы, обеспечению безопасности мест массового пребывания граждан, предотвращению угрозы для их жизни и здоровья, преодолению различных экстремальных ситуаций.
Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев в своем интервью газете «Известия» отметил, что «повышение профессионализма и качества кадрового состава полиции - приоритетная задача» [6], что актуализирует перед системой ведомственного образования совершенствование личного состава в ходе подготовки кадров в системе МВД РФ. В интервью также было отмечено, что у сотрудников полиции «служебная деятельность заключается в том, чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять единственно верное решение» [Там же]. Целенаправленное формирование готовности курсантов вузов МВД России к преодолению экстремальных ситуаций при поддержании порядка в обществе в современных условиях может стать одним из эффективных способов решения поставленной задачи [Там же].
Готовность курсантов вузов МВД России к преодолению экстремальных ситуаций позволит им сознательно и ответственно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, преодолевать панику, растерянность, страх и необдуманность действий в период стресса, что требует развития целостности мышления, мотивации, систематизации специальных знаний, умений и личностного опыта поведения в экстремальных условиях (Э.Я. Егорова, Н.В. Елисеева,В.Н. Мош-кин, А.Н. Приешкина, А.А. Сергин, В.А. Си-доркин, A.M. Столяренко, Т.Н. Султанов, В.С. Фролов, Б.Н. Чумаков и др.) [5].
Подготовка курсантов вузов МВД России нацелена на постоянное повышение их образовательного уровня. Так, в Волгоградской академии МВД России в целях обеспечения инновационной образовательной и научно-исследовательской деятельности академии и во исполнение требований приказа МВД от 2 августа 2013 г. № 591 «О внесений изменений в приказ МВД России от 29 августа 2012 года № 820 "О профилизации образовательных учреждений МВД России"» 5 сентября 2013 г. на базе одного из подразделений академии - учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности - открылась опытно-экспериментальная лаборатория криминалистических исследований, отвечающая мировым стандартам качества проведения криминалистических исследований, отра-
распределение ответов курсантов БА МВД на вопрос «Готовы ли вы к опасной для жизни ситуации?»
жающая современные тенденции отечественного профильного высшего образования [9; 3].
Это отражается и на положительном комплексном воздействии подготовки курсантов (слушателей) академии в процессе изучения различных предметов теоретической и практической направленности. К данным дисциплинам относятся «Конституционное право», «Административное право», «Уголовное право», «Правоохранительные органы», «Основы управления в органах внутренних дел», «Огневая подготовка», «Специальная техника в органах внутренних дел», «Физическая подготовка», «тактико-специальная подготовка» и др. Курсанты изучают дисциплины, позволяющие давать юридическую оценку административных проступков, уголовных преступлений, правомерности применения огнестрельного оружия, формировать умения и навыки обращения с оружием, устранять задержки при стрельбе, пресекать противоправные действия с помощью табельного оружия, вести непосредственное силовое единоборство с активно сопротивляющимся правонарушителем, умело действовать в составе наряда, используя специальные средства, приемы самозащиты и задержания в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Курсантов обучают правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью граждан.
Принципиально важной подготовкой кадров для органов внутренних дел в высших
учебных организациях системы МВд сегодня является практическая направленность обучения на формирование готовности к преодолению экстремальных ситуаций как целостного личностного качества. Предлагаемый путь совершенствования подготовки личного состава требует от курсантов самостоятельной систематизации теоретических знаний и практических умений, навыков, полученных при помощи педагогических работников на протяжении обучения в образовательной организации МВД России для самореализации, как активных субъектов моделирования экстремальных ситуаций, оптимального выбора адекватных средств и быстрого реагирования по их преодолению [2; 5].
Предварительный опрос 250 курсантов ВА МВД России 1-4-х курсов показал, что 87% из них признают необходимость учиться безопасному поведению в экстремальных ситуациях, угрожающих собственной жизни, жизни и здоровью других людей, для повышения профессионализма.
В результате опроса о готовности к опасной для жизни ситуации (см. диаграмму выше) выяснилось, что 44% опрошенных сомневаются в своей готовности или уверены в том, что не готовы. Среди причин своей неготовности курсанты называют растерянность, замедленные реакции, торопливость действий, страх, нарушение логики рассуждения, тревожность, сумбурность поведения в экстремальных ситуациях и др.
Большинство респондентов отмечают: несмотря на то, что на занятиях в академии они овладевают глубокими теоретическими профессиональными знаниями об опасных событиях, ситуациях, происходящих в современном обществе, получают психологическую, физическую и боевую подготовку, у них не хватает целостности восприятия незнакомой, неожиданной опасной ситуации, личностного опыта «проигрывания» преодоления конкретной экстремальной ситуации. При этом практически все респонденты указывают на наличие потребности в целенаправленном формировании готовности к экстремальным ситуациям во время занятий [5]. Образовательные технологии позволяют формировать у индивида профессиональное мышление, которое дает возможность максимально эффективно применять накопленный опыт в жизненных ситуациях [4, с. 31].
Таким образом, накопленный опыт деятельности в конкретных опасных ситуациях, основанный на усвоении примеров быстрого и точного реагирования в ситуациях действия различных сбивающих факторов, представляющих угрозу для жизни, является, по мнению опрошенных, крайне важным компонентом профессиональной подготовки.
Кроме того, курсанты считают необходимым создание в учебном процессе условий для применения знаний в неожиданных ситуациях, тренировки навыков принятия волевых и оптимальных решений в процессе психологического воздействия на толпу (с переключением внимания на другой объект), оказавшейся в чрезвычайной ситуации, и ряд других умений, связанных с эффективным преодолением экстремальных ситуаций [5]. Иначе говоря, теоретически процесс формирования готовности курсантов к преодолению экстремальных ситуаций как образовательного результата в вузах МВД России недостаточно обоснован. Соответственно, на наш взгляд, это порождает определенную неудовлетворенность образовательных потребностей курсантов [Там же].
Следовательно, перед образовательной системой вузов МВд России стоит важная проблема - проблема формирования готовности к преодолению экстремальных ситуаций. По нашему мнению, до настоящего времени эта проблема не получила в педагогической науке должного освещения: не обоснованы сущностные характеристики готовности курсантов к преодолению экстремальных ситуаций, не разработаны уровневая модель и техноло-
кие науки -
гия процесса формирования данного качества личности, недостаточно обоснованы способы диагностирования и средства формирования названной готовности.
Проблема формирования специальных знаний, умений, навыков, умелых действий и адекватного поведения в широком спектре современных угроз и рисков, необходимых личностных качеств обучающихся, готовности к действиям в экстремальных ситуациях, в том числе к служебной деятельности в системе МВД РФ, представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. Отражением такого состояния является продолжающийся поиск других вариантов, способов представления желаемого результата - того образа человека, на который должна быть ориентирована профессиональная подготовка курсанта [11, с. 54].
Принципиально важной подготовкой в высших учебных организациях системы МВд сегодня является такая подготовка, которая направлена на формирование готовности к преодолению экстремальных ситуаций как целостного личностного качества. Как показывают данные исследований, у большинства курсантов имеются образовательные потребности, связанные с накоплением опыта деятельности в конкретных опасных ситуациях, усвоением примеров адекватного поведения в экстремальных ситуациях.
до настоящего времени проблема организации педагогического процесса, направленного на формирование готовности курсантов к преодолению экстремальных ситуаций, не разработана. Ее решение должно основываться на следующем:
1) создании теоретической уровневой модели образовательного результата;
2) создании технологии процесса формирования готовности к преодолению экстремальных ситуаций как качества личности;
3) обосновании способов диагностирования и средств формирования указанной готовности.
Cписок литературы
1. Агаджанян H.A. Адаптация и резервы организма. М., 1983.
2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / под ред. В.П. Зинченко. 3-е изд., стер. М.; Воронеж, 2008.
3. Борытко Н.М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывно-
го образования: сб. науч. и метод. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. Вып. 3. С. 14-21.
4. Гуляихин В.Н., Широ С.В. Концептуальные подходы к теории и практике правовой социализации человека // Право и образование. 2012. № 8. С. 74-84.
5. Егоренков Д.В. Формирование готовности старшеклассника к преодолению экстремальных ситуаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013.
6. «Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны» [Электронный ресурс] // Известия. 2012. 24 мая. URL: https://iz.ru/news/525308 (дата обращения: 20.08.2015).
7. Косяченко В.И. Методика применения сбивающих факторов в профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников ОВД: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
8. Косяченко В.И. Формирование физической готовности курсантов учебных заведений МВд России к выполнением служебно-боевых задач: учеб. пособие. Волгоград, 2002.
9. О внесении изменений в приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России»: приказ МВД от 2 августа 2013 г. № 591 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL: //docs.cntd.ru/ document/499085567 (дата обращения: 24.01.2021).
10. Открытие опытно-экспериментальной лаборатории криминалистических исследований [Электронный ресурс]. URL: https://volgograd.bez formata.com/listnews/laboratorii-kriminalistiches-kih/ 13929506/ (дата обращения: 24.01.2021).
11. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепции и технологии учебно-педагогических комплексов (вопросы теории): мо-ногр. / науч. ред. В.И. Данильчук. СПб.; Волгоград, 1997.
* * *
1. Agadzhanyan H.A. Adaptaciya i rezervy orga-nizma. M., 1983.
2. Bernshtejn N.A. Biomekhanika i fiziologiya dvizhenij: Izbrannye psihologicheskie trudy / pod red. V.P. Zinchenko. 3-e izd., ster. M.; Voronezh, 2008.
3. Borytko N.M. Pedagogicheskaya situaciya v strukture vospitatel'nogo processa // Pedagogicheskie problemy stanovleniya sub#ektnosti shkol'nika, stu-denta, pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazova-niya: sb. nauch. i metod. tr. / pod red. N.K. Sergeeva, N.M. Borytko. Volgograd, 2001. Vyp. 3. S. 14-21.
4. Gulyaihin V.N., Shiro S.V. Konceptual'nye podhody k teorii i praktike pravovoj socializacii che-loveka // Pravo i obrazovanie. 2012. № 8. S. 74-84.
5. Egorenkov D.V. Formirovanie gotovnosti star-sheklassnika k preodoleniyu ekstremal'nyh situacij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2013.
6. «Esli my trebuem soblyudeniya zakonnosti so storony grazhdan, to sami dolzhny byt' bezuprechny» [Elektronnyj resurs] // Izvestiya. 2012. 24 maya. URL: https://iz.ru/news/525308 (data obrashcheniya: 20.08.2015).
7. Kosyachenko V.I. Metodika primeneniya sbi-vayushchih faktorov v professional'no-prikladnoj fi-zicheskoj podgotovke sotrudnikov OVD: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. Volgograd, 2000.
8. Kosyachenko V.I. Formirovanie fizicheskoj gotovnosti kursantov uchebnyh zavedenij MVD Ros-sii k vypolneniem sluzhebno-boevyh zadach: ucheb. posobie. Volgograd, 2002.
9. O vnesenii izmenenij v prikaz MVD Rossii ot 29 avgusta 2012 g. № 820 «O profilizacii obrazovatel'-nyh uchrezhdenij MVD Rossii»: prikaz MVD ot 2 avgusta 2013 g. № 591 [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj fond pravovoj i nauchno-tekhniche-skoj dokumentacii. URL: //docs.cntd.ru/document/49 9085567 (data obrashcheniya: 24.01.2021).
10. Otkrytie opytno-eksperimental'noj laboratorii kriminalisticheskih issledovanij [Elektronnyj resurs]. URL: https://volgograd.bezformata.com/listnews/labo ratorii-kriminalisticheskih/13929506/ (data obrashche-niya: 24.01.2021).
11. Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: koncepcii i tekhnologii uchebno-peda-gogicheskih kompleksov (voprosy teorii): monogr. / nauch. red. V.I. Danil'chuk. SPb.; Volgograd, 1997.
Peculiarities of the formation of the psychophysical readiness of the police officers to the fulfilment of the operational and service tasks
The article deals with the peculiarities of the police officers training directed to the formation of the readiness to the overcoming of the extreme situations as an integral personal quality and a new educational result of the police officers' training allowing to solve one of the basic tasks - ensuring the safety of citizens. It demands the purposeful systematiza-tion of the theoretical knowledge and the formation of the practical skills and abilities of the staff while studying in the educational institutions of the system of the Ministry of the Internal Affairs in Russia.
Key words: formation of readiness, psychophysical readiness, integral personal quality, operational and service activities.
(Статья поступила в редакцию 11.03.2021)