УДК 377 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10398 © В.В. Балахонский, А.А. Рожков, В.А. Торопов, 2020
Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ: ПРАВОВОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Виталий Витальевич Балахонский,
профессор кафедры философии и социологии, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1)
Е-таП: [email protected]; Антон Алексеевич Рожков, начальник кафедры юридической психологии, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1)
Е-таП: [email protected]; Виктор Алексеевич Торопов, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств,
доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1)
Е-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию правовых, педагогических и психологических аспектов формирования готовности сотрудников полиции к пресечению противоправных действий. Авторами представлена структура модели «готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий», представлены результаты эмпирического исследования, в рамках которого осуществлена оценка сформированности каждого элемента модели «готовности» у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: меры пресечения, готовность к пресечению противоправных действий, модель готовности, эмоционально-волевая устойчивость, конфликтологическая компетентность.
FORMATION OF THE READINESS OF POLICE OFFICERS
TO SUPPRESS ILLEGAL ACTIONS: LEGAL, PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS
Vitaly V. Balakhonskiy,
Professor of the Department of Philosophy and Sociology, Doctor of Philosophical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1);
Anton A. Rozhkov, Head of the Department of Legal Psychology, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1);
Viktor A. Toropov,
Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1)
Abstract. The article is devoted to the study of the legal, pedagogical and psychological aspects of the formation of the readiness of police officers to suppress illegal actions. The authors present the structure of the model of «readiness of a police officer to suppress illegal actions», present the results of an empirical study, within the framework of which an assessment of the formation of each element of the «readiness» model among cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out.
Keywords: preventive measures, readiness to suppress illegal actions, model of readiness, emotional-volitional stability, conflictological competence.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Балахонский В.В., Рожков А.А., Торопов В.А. Формирование готовности сотрудников полиции к пресечению противоправных действий: правовой, педагогический и психологический аспекты. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):269-74.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» указывает, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств» [1].
В целях реализации данных функций закон наделяет сотрудников полиции правом применять меры пресечения. Данные меры могут существенно ограничивать личные права граждан, поэтому закон обязывает сотрудников полиции применять их только в случаях, специально предусмотренных законом.
Решение проблемы правомерного применения сотрудниками полиции мер пресечения находится в области их профессиональной подготовки, которая осуществляется в образовательных организациях МВД России различного уровня.
В процессе научной деятельности по изучению обозначенной проблематики мы пришли к пониманию необходимости теоретического обоснования модели готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий.
Проведенный нами анализ структурного и функционального подходов в исследовании содержания деятельности сотрудников полиции, связанной с пресечением противоправных действий [2; 5; 7] позволил нам сформулировать понятие «готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных», выделить «модель готовности» и определить основные подходы, обеспечивающие ее формирование.
Под готовностью сотрудника полиции к пресечению противоправных действий следует понимать состояние мобилизации им интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых ресурсов, необходимых для пресечения противоправных действий. Данный подход в понимании явления «готовности» является процессуальным, а не предметным и позволяет ее оценивать не только как достигнутый уровень организованности действий сотрудника, но учитывать динамику ее проявления в зависимости от объективных условий служебной деятельности,
сложившейся правовой ситуации и субъективных факторов.
Структурными элементами модели готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий являются:
1. Способность сотрудника полиции распознавать криминально значимые признаки подготавливаемого или совершаемого противоправного поведения в действиях неограниченного круга лиц.
2. Способность сотрудника полиции проводить юридический анализ ситуации путем сравнения признаков наблюдаемой ситуации с признаками нормы права, что обеспечивает квалификацию деяния.
3. Знание сотрудником полиции порядка действий, направленных на пресечение противоправных действий и их документирование.
4. Умение сотрудника полиции взаимодействовать с различными категориями граждан при применении к ним мер пресечения.
5. Способность сотрудника полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
6. Способность сотрудника полиции сохранять эмоционально-волевую устойчивость в условиях конфликтного взаимодействия.
7. Способность сотрудника полиции к решительным действиям, связанным с применением мер пресечения, в условиях необходимости.
Каждый из элементов модели готовности должен быть сформирован в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции на уровне, позволяющем пресекать противоправные действия и не допускать со стороны сотрудников ошибок и неправомерных действий. Это означает, что в учебных условиях, условиях моделирования противоправных действия, каждый элемент должен приобрести уровень автоматизма.
Такой подход является трудоемким, но в полной мере оправданным, так как в реальных условиях служебной деятельности присутствуют сбивающие факторы, которые могут привести к нарушению структуры выполняемого действия. В этих условиях сформированные автоматизмы определяют эффективность правоохранительной деятельности.
В целях исследования правового, педагогического и психологического аспектов формирования
готовности сотрудников полиции к пресечению противоправных действий на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и Санкт-Петербургского университета МВД России было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие курсанты 4 курса и слушатели 5 курса обучающиеся на различных факультетах. Общая выборка составила 290 человек.
В целях определения уровня сформированно-сти структурных элементов модели готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий «способность распознавать криминально значимые признаки подготавливаемого или совершаемого противоправного поведения в действиях неограниченного круга лиц», «способность проводить юридический анализ ситуации путем сравнения признаков наблюдаемой ситуации с признаками нормы права», «знание порядка действий, направленных на пресечение противоправных действий и их документирование» нами было проведено анкетирование. В качестве вопросов анкеты были изложены ситуации из служебной деятельности сотрудников полиции, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, которые следовало оценить и выбрать вариант решения.
Результаты опроса показали, что 88,15% респондентов знают основания применения мер пресечения сотрудниками полиции, успешно и грамотно проводят юридический анализ ситуации; 90,4% респондентов знают порядок действий, направленных на пресечение противоправных действий и их документирование; 71,7% респондентов правильно оценили в анализируемых ситуациях ограничения и запреты на применение мер пресечения. Большинство неправильных ответов было связано анализом респондентами ситуаций, в которых описаны действия граждан, находящихся в алкогольном опьянении, несовершеннолетних, женщин, граждан, оказывающих пассивное сопротивление.
На вопрос «Всегда ли сотрудник полиции обязан предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие» 37,6% респондентов не смогли дать верный ответ. Они указали на обязательный характер предупреждения, не учитывая, что сотрудник поли-
ции должен действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления и имеет право не предупреждать о своем намерении применять данные меры пресечения [1].
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что курсанты и слушатели на высоком уровне усвоили теоретический материал, но процесс юридического анализа ситуации и знание порядка действий, направленных на пресечение противоправных действий, не доведены до уровня автоматизма. По нашему мнению, это связано с отсутствием у обучающихся практического опыта по пресечению противоправных действий, а также ориентированностью педагогического процесса на оценку знания курсантами и слушателями содержания нормативных правовых актов, а не умения их применять в конкретных ситуациях служебной деятельности.
В целях определения уровня сформированно-сти структурных элементов модели готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных «способность применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие», «способность к решительным действиям, связанным с применением мер пресечения, в условиях необходимости», которые в большей степени зависят от физической и функциональной подготовленности курсантов и слушателей, нами в процессе анкетирования было предложено респондентам ответить на следующие вопросы: «Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта и имеете ли спортивный разряд или спортивное звание?», «Оцените свою физическую подготовленность задержания невооруженного правонарушителя», «Оцените свою физическую подготовленность задержания вооруженного правонарушителя». Результаты анкетного опроса представлены в таблицах 1, 2, 3.
Анализ результатов проведенного опроса позволяет констатировать, что 28,5% респондентов активно занимаются спортом. Курсанты и слушатели на последних курсах обучения высоко оценивают свои физические качества и подготовленность к физическому противоборству с правонарушителем.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 1
Знание курсантами и слушателями пределов применения физической силы и специальных средств (%)
Спортивный разряд или звание 4 курс 5 курс
юноши девушки юноши девушки
3 разряд 18,3 10,6 13,6 6,4
2 разряд 6,1 4,9 6,4 3,3
1 разряд 10,6 6,1 5,5 3,3
КМС 3,8 4,9 2,7 0
МС 1,5 0 1,8 0
разряд не имею 59,7 73,6 70,0 86,9
Таблица 2
Самооценка курсантами и слушателями физической подготовленности (задержание невооруженного правонарушителя) (%)
Уровень самооценки 4 курс 5 курс
юноши девушки юноши девушки
отлично - хорошо 58,3 30,8 63,6 34,4
удовлетворительно -неудовлетворительно -затрудняюсь ответить 41,7 69,2 36,4 65,6
Таблица 3
Самооценка курсантами и слушателями физической подготовленности (задержание вооруженного правонарушителя) (%)
Уровень самооценки 4 курс 5 курс
юноши девушки юноши девушки
отлично - хорошо 51,7 29,3 68,2 23,3
удовлетворительно -неудовлетворительно -затрудняюсь ответить 48,3 70,7 31,8 76,7
Отличительным моментом является то, что девушки значительно слабее оценивают свою физическую готовность к пресечению противоправных действий, что может быть обусловлено невысокой практикой непосредственного противоборства с правонарушителем сотрудниц-женщин и ориентированностью их на выполнение должностных обязанностей, не связанных с регулярным пресечением противоправных действий.
В целях проверки адекватности самооценки курсантами и слушателями своих физических качеств и подготовленности к пресечению противоправных действий нами был проведен анализ успе-
ваемости курсантов и слушателей по дисциплине «Физическая подготовка». Анализ проводился путем изучения данных журнала контроля посещения учебных занятий и успеваемости учебных взводов и наблюдения за проведением учебных занятий. Анализ подтвердил высокий уровень физической подготовленности курсантов и слушателей (как юношей, так и девушек) к пресечению противоправных действий правонарушителей, что отражено в таблице 4.
В целях оценки сформированности структурного элемента модели готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий «уме-
Таблица 4
Данные журнала контроля посещения учебных занятий и успеваемости учебных взводов (%)
Оценка успеваемости за учебный год 4-5 курс
юноши девушки
отлично 48,3 43,3
хорошо 38,6 40,6
удовлетворительно 13,1 14,7
неудовлетворительно 0 1,4
ние взаимодействовать с различными категориями граждан при применении к ним мер пресечения» был проведен опрос курсантов и слушателей на предмет знания ими психологических особенностей личности. Результаты опроса показали слабую осведомленность респондентов в вопросах психологического оценивания граждан. При опросе курсанты и слушатели смогли назвать типы темперамента, но с затруднениями распознавали даже свой тип. Они не смогли перечислить иные типологии личности и раскрыть их содержание. Анализ полученных данных позволяет прогнозировать однотипность действий курсантов и слушателей при взаимодействии с различными категориями граждан без учета их типологических и индивидуальных особенностей, что может приводить к большей конфликтности взаимодействия в условиях пресечения противоправных действий.
В целях оценки сформированности структурного элемента модели готовности сотрудника полиции к пресечению противоправных действий «способность сохранять эмоционально-волевую устойчивость в условиях конфликтного взаимодействия» проведено исследование психофизиологических характеристик стрессоустойчивости с помощью методики «Теппинг-тест», методики определения воспроизведения временных интервалов - Индивидуальная минута [6, с. 96-100].
Результаты исследования показали, что большинство курсантов и слушателей имеют средне-сильный и среднеслабый тип нервной системы (М=2,80 SD=0,79). Данные показатели позволяют прогнозировать высокий уровень эмоциональной устойчивости в условиях конфликтного взаимодействия при условии знаний стратегий и тактик пове-
дения в конфликте. В тоже время, опрос курсантов и слушателей показал низкий уровень их конфликтологической компетентности, что снижает способность конструктивно разрешать конфликты.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России уделяется внимание всем элементам предложенной нами модели «готовности к пресечению противоправных действий». В тоже время не все элементы имеют необходимый уровень автоматизма.
Для решения выявленной проблемы нами были определены педагогические условия повышения уровня готовности сотрудников полиции к пресечению противоправных действий. Средин них наиболее важными мы считаем:
1. При формировании способности у сотрудников распознавать криминально значимые признаки подготавливаемого или совершаемого противоправного поведения в действиях неограниченного круга лиц, способности проводить юридический анализ ситуации путем сравнения признаков наблюдаемой ситуации с признаками правовой нормы, а также знания порядка действий, направленных на пресечение противоправных действий и их документирование показало высокую эффективность применение учебных средств, подготовленных на основе деятельностного подхода в психологии, предложенного А.Н. Леонтьевым [4] и положений теории П.Я. Гальперина [3] о поэтапном формировании умственных действий и понятий.
2. Формирование у сотрудников полиции умения взаимодействовать с различными категориями
граждан при применении к ним мер пресечения должно являться неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Данное умение должно формироваться педагогом-психологом и предполагает способность сотрудника полиции распознавать тип темперамента человека, акцентуацию характера, тип конфликтной личности, овладение приемами бесконфликтного общения.
3. Развитие у сотрудников полиции способности сохранять эмоционально-волевую устойчивость в условиях конфликтного взаимодействия должно предполагать не только овладение сотрудником ко-пинг-стратегий поведения, но и поддержание высокого уровня физической подготовленности. Обучение сотрудников полиции копинг-стратегиям наиболее целесообразно проводить в условиях социально-психологического тренинга при моделировании ситуаций служебной деятельности. Также на этапе профессиональной подготовки следует привлекать как можно большее количество курсантов и слушателей к занятиям спортом и другим формам двигательной активности.
4. Развитие способности у сотрудника полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие осуществляется в процессе постоянной тренировки, так как все эти действия относятся к сложным комплексным координационным действиям, а их результат в большинстве наблюдаемых случаев не устойчив во времени.
5. Формирование способности у сотрудника полиции к решительным действиям, связанным с применением мер пресечения, предполагает доведение действий до автоматизма. Автоматизмы позволяют сотруднику полиции в условиях сбивающих факторов сохранить эффективность и результативность
деятельности, а положительный опыт приводит к формированию уверенности в собственных действиях и решительности.
Литература
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. №7. С. 900.
2. Баркалов С.Н. Комплексное формирование готовности обучающихся образовательных организаций МВД России к обеспечению личной безопасности в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Автономия личности. 2020. № 1 (21). С.146-153.
3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 148-152.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 352 с.
5. Лупырь В.Г. Междисциплинарная интеграция в боевой подготовке курсантов вузов МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 1. С. 24-26.
6. Мерденова Л.А., Такоева Е.А., Тагаева И.Р., Нартикоева М.И. Характеристика общего состояния организма по показателям индивидуального восприятия времени // ВНМТ. 2018. №4. С. 96-100. Ы^:// 10.24411/1609-2163-2018-16196.
7. Баркалов С.Н., Флусов Е.В. Комплексное применение физических упражнений в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 3-7.