Таким образом, проведенный нами обзор показывает, что большинство авторов объясняют готовность к деятельности через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию потенциальных возможностей человека.
Список литературы
1. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности — Минск, 1976. — 25 с.
2. Шишкина, О. И. Психолого-педагогические условия возникновения ситуативной готовности учащихся средней школы к занятию : автореф. ... дис. канд. психол. наук. — М., 2009. — 21 с.
3. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности : дис. ... докт. психол. наук. — Новосибирск, 1997. — 347 с.
4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., Высшая школа, 1990. — 119 с.
5. Платонов, К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 254 с.
6. Василькова, Т. А. Основы андрагогики : учеб. пособие — М.: Кнорус, 2009. — 250 с.
7. Яковец, Т. Я. Комплекс условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Курган, 1999. — 23 с.
8. Оценка готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности : исследование независимого рейтингового агентства «РейтОР» [Электронный ресурс]. — http://www.jobway.ru/articles/ ?id=228 (дата обращения 10.02.2011 г.)
9. Щукяина, Е. А. Технологии самообразования: социологический аспект // Общественные науки и современность. — 1999. — № 5.
УЛК 355.232:378.147 С.А. Днепров*, И.В. Зольников**
О готовности курсантов Пермского военного института к прогнозированию и превентивному пресечению противоправного поведения молодежи
В статье проанализированы данные анкетирования курсантов Пермского военного института внутренних войск МВЛ России, позволившего выявить их готовность к прогнозированию и превентивному пресечению противоправного поведения подростков и молодежи. Удалось определить уровень их терминологической грамотности и самооценки психологической и педагогической подготовленности.
Ключевые слова: курсанты, анкетирование, прогнозирование, пресечение противоправного поведения, молодежь, психологический портрет, характер.
S.A. Dneprov*, I.V. Zolnikov*. Cadets of the Perm Military Institute about their readiness towards forecasting and preventive suppressing unlawful behavior of the youth. The article is concerned with the analysis of data obtained while filling in questionnaires by the cadets of the Perm Military Institute. Facts achieved made it possible to reveal cadets’ readiness to forecast and preventively suppress unlawful behavior of teenagers and the youth. The level of their terminological literacy and self-appraisal of their psychological and pedagogical preparedness was determined.
Keywords: cadets, filling in questionnaires, forecasting, suppressing unlawful behavior, youth, psychological portrait, character.
* Лнепр°в, Сергей Антонович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВЛ России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89028799223. E-mail: [email protected].
** Зольников, Игорь Валерьевич, адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВЛ России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89194503950. E-mail: [email protected].
* Dneprov, Sergey Antonovich, the doctor of pedagogy, the professor the department of professional pedagogy the Perm military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, б14114, Perm, street Gremiachy log 1, Ph.: 89028799223; E-mail: [email protected].
** Zolnikov, Igor Valerevich, post-graduate student the Perm military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 614114, Perm, street Gremiachy log 1, Ph.: 89194503950; E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 2 ноября 2011 года.
© Днепров С.А., Зольников И.В., 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Педагогика
В современной России, как и во многих странах мира, резко возросло количество конфликтов на почве социального, национального, экономического и околоспортивного («фанатского») молодежного экстремизма. Для их устранения в порядке оказания помощи полиции часто привлекаются внутренние войска МВД России. Однако существует противоречие между потребностью государства и общества в офицерах внутренних войск, способных прогнозировать, превентивно пресекать социальные конфликты ненасильственным путем, и недостаточной профессиональной готовностью выпускников военных институтов внутренних войск МВД России к этой деятельности. Профессиональная готовность, с одной стороны, будет способствовать сохранению личной безопасности военнослужащих внутренних войск, а с другой — сохранению жизни, здоровья и имущества граждан, но для ее формирования знания курсантов о различных видах поведения должны постоянно совершенствоваться.
Наиболее социально одобряемо моральное поведение. Оно основывается на позитивном нравственном сознании человека, по доброй воле входящего в этические отношения с миром и с самим собой. Для такого человека характерен внутренний локус контроля, благодаря которому совершенно не нужны внешние стимулы для того, чтобы не совершать противоправных поступков. В отличие от морального, легальное поведение в целом нравственно и социально одобряемо. Однако оно становится возможным и реальным только при условии постоянного внешнего контроля со стороны сверстников, воспитателей, полиции (с помощью уличных телекамер). При отсутствии внешнего контроля легальное поведение с легкостью сменяется или дополняется асоциальным, или, как его еще принято называть, — делинквентным. Оно не является морально одобряемым, но вполне допустимо для социума, в котором есть терпимость (не следует путать с толерантностью!) к неблаговидным, но уголовно не наказуемым поступкам.
Делинквентное поведение может привести к административным наказаниям, но не грозит уголовным преследованием, предусмотренным за антисоциальное (противоправное) поведение, которое криминально преднамеренно, заранее спланировано и четко организовано. Поэтому его можно и нужно прогнозировать и превентивно пресекать. Необходим анализ социальных проблем молодежи, выявление причин социального и имущественного неравенства, негативной, разрушающей личность праздной «занятости» свободного времени, усиливающегося криминального влияния, курения, употребления алкоголя и наркотиков, отсутствия возможности позитивной самореализации (нет перспективы получить достойную работу и заработок даже у тех, кто окончил престижные учебные заведения) и т. д.
В большинстве случаев делинквентное поведение свидетельствует о том, что подростки и молодежь очень болезненно ощущают социальный дискомфорт и своим вызывающим поведением заявляют о своем недовольстве. Поэтому отклонения в поведении следует рассматривать как своеобразную реакцию на различные виды насилия со стороны не только общества и государства, но и родителей, педагогов и сверстников [8, с. 27—29]. Ухудшение положения молодежи — сигнал к возможному массовому противоправному поведению.
Что же знают курсанты Пермского военного института о видах поведения, о том, в чем заключаются их различия и сходство, как надо прогнозировать противоправное поведение молодежи, как поступить в той или иной ситуации? На эти и другие вопросы мы получили ответы при анализе результатов проведенного анкетирования. Для выявления состояния готовности к прогнозированию и пресечению противоправного поведения молодежи в 2011 г. было проведено анкетирование 140 курсантов первых курсов различных факультетов Пермского военного института ВВ МВД России. Была использована анкета-тест «Готовы ли Вы к прогнозированию противоправного поведения молодежи?», разработанная доктором педагогических наук, профессором С.А. Днепровым и адъюнктом очного отделения адъюнктуры Пермского военного института ВВ МВД России И.В. Зольниковым.
Анализ полученных ответов на вопрос «Я впервые задумался о службе во внутренних войсках МВД России, еще учась в школе» показал, что 72 % курсантов, что составляет большинство, планировали службу во ВВ МВД России еще в 9-11-х классах средней школы. Ими был сделан обоснованный и ответственный выбор: еще до поступления в институт большинство курсантов подошли к выбору своей профессии целенаправленно и осознанно. Ответом на вопрос «Как Вы считаете, с точки зрения безопасности служба во внутренних войсках — это...» посчитали, что это служба, связанная с оказанием помощи территориальным ОВД в охране общественного порядка, всего 64 % опрошенных и дали верный ответ, а это чуть больше половины опрошенных. Однако 91 % респондентов ответили утвердительно на вопрос «Учась в школе, Вы знали, что служба во внутренних войсках МВД России связана с опасностью для жизни и здоровья?», тем самым подчеркнув, что еще в школе им было известно об опасности, связанной со службой во внутренних войсках МВД России.
Важно выявить отношение курсантов к самореализации, так как только стремящийся к ней человек способен к полноценной социальной перцепции окружающих. Если отсутствует реальная возможность для самореализации или ее мотивация, то человек уходит в себя, и восприятие окружающего мира значительно сужается. На вопрос «С точки зрения самореализации служба во внутренних войсках — это.» 61 % опрошенных дали ответ, что это возможность реализовать свои способности. Значит, больше половины опрошенных имеют устойчивое представление о самореализации и вовлечены в этот процесс. Самореализующийся человек социально активен, а активность имеет обязательное проявление во внешних формах поведения человека. Необходим подробный анализ причин активности. Однако опросы курсантов показали, что их знания в этой области недостаточны. На вопрос: «Активность человека — это.» правильно ответили лишь 15 % респондентов, зато 56 % точно ответили на вопрос о конкретных формах проявления активности.
Стоит заметить, что понятие «активность» в различных исследованиях употребляется далеко не однозначно. Если попытаться обобщить наиболее рациональные моменты имеющихся определений активности, то можно увидеть, что она, с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса и взаимодействия вообще или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой, характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловливаемых его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями [1, с. 30—39]. Иными словами активность человека — это качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию, а на вопрос «Как Вы считаете, поведение является полностью осознанным?» дали верный ответ всего 25 % опрошенных курсантов, что свидетельствует о низком уровне знаний в этом вопросах.
На вопрос «Желательное поведение — это.» правильно ответили 54 % опрошенных, а затруднились ответить 9 %. В психологии проблема желательного поведения начала исследоваться в связи с проблемой истинности получаемых результатов при анкетировании (тестировании). В зарубежной психологии первый, кто стал исследовать такой фактор, как социальная желательность, был А.Л. Эдвардс. В своих работах он показал, что тенденция к социально одобряемым ответам в опросниках необязательно обозначает сознательный выбор испытуемого [6, с. 5—18].
Что такое «нежелательное поведение», знают 25 %, а 3 % уклонились от ответа на этот вопрос. Девиантное поведение знакомо 49 % курсантов. Затруднились ответить на вопрос о нем 12 %. Делинквентное поведение точно определили 11 %, а затруднились ответить 15 % от общего числа опрошенных. Очевидно, что курсанты очень слабо знают виды поведения молодежи. Особенно настораживает тенденция к ухудшению их знаний по мере усиления антиобщественного характера изучаемых ими различных видов поведения подрастающего поколения.
На вопрос «Можно ли выявить особенности поведения человека по внешним признакам?» 55 % опрошенных ответили положительно, а на вопрос «Знакомы ли Вам какие либо методики визуального распознавания особенностей поведения людей?» ответили «да» приблизительно столько же — 53 %. Чуть больше половины респондентов имеют представление о таких методиках. Мнения курсантов об объеме подготовки к визуальному распознаванию поведения разделились: 25 % говорят о том, что преподаватели уделяют недостаточно времени формированию таких знаний, а 29 % считают, что времени вполне достаточно. Всего 39 % опрошенных курсантов считают, что по внешнему виду можно определить последующие действия человека. Внутренние войска МВД России привлекаются для охраны общественного порядка и оказания помощи полиции, в т.ч. на спортивные мероприятия. Военнослужащим нередко приходится очень быстро выявлять и обнаруживать правонарушителей по внешним признакам поведения в огромных скоплениях людей. Это возможно, т.к. во внешности обязательно проявляются важнейшие черты и особенности характера. Под характером человека следует понимать индивидуальный стиль его поведения в социальной среде, формирующийся за счет избирательного усвоения и реализации поведенческих стереотипов [5, с. 22—23]. На вопрос «Как Вы думаете, где в дальнейшем можно использовать методику визуального распознавания особенностей поведения людей?» 49 % курсантов дали верный ответ.
Большинство (80 % опрошенных) считают, что умения визуального распознавания поведения необходимо формировать в процессе изучения дисциплины «Военная педагогика и психология», 26 % опрошенных курсантов считают, что эти умения также надо формировать в процессе изучения дисциплины «Тактическая подготовка», а 61 % — в «Методике морально-психологического обеспечения». После изучения этого курса на вопрос «Возможно, ли в процессе воспитания изменить поведение человека?» всего 4% (!) курсантов ответили, что нельзя, и 69 % — что возможно. Такое мнение курсантов может послужить основой для гуманных действий по пресечению противоправного поведения подростков и молодежи.
На вопрос «Можно ли по внешнему виду человека определить его последующие действия?» всего 39 % ответили правильно, а также на вопрос «Манера одеваться оказывает влияние на поведение людей?» 51 % респондентов дали верный ответ. Современная мода предоставляет большие возможности для индивидуализации внешнего облика молодых людей. Они пользуются этой возможностью. Значит, в манере одеваться проявляется склонность к делинквентному и антиобщественному поведению.
Еще в начале нашего века немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера. Тип строения тела, как было отчасти и подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом связан со склонностью к психическим заболеваниям. Хотя типология Э. Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Эти типы встречаются у мужчин и женщин, но при более слабой морфологической дифференцировке женского тела яркие картины у женщин бывают гораздо реже [4].
К сожалению, у курсантов есть и искаженные представления: на вопрос «Существуют какие-либо принципиальные различия агрессивного поведения мужчин и женщин?» отрицательно ответили всего 11 %. Большинство (63 % опрошенных) считают, что существуют принципиальные различия агрессивного поведения мужчин и женщин. Наверное, в этом проявляется гендерный аванс «доверия» к девушкам, противоправное поведение которых в современных условиях ничем не отличается от аналогичного поведения юношей. Курсанты — молодые мужчины склонны идеализировать девушек.
Наличие принципиальных различий в агрессивном поведении представителей различных рас и народов отрицают всего 10 % опрошенных! Большинство из них (53 %) утверждают, что такие
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (52) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (52) 2011
Педагогика
различия существуют. Явно, что курсанты получили недостаточно знаний о методиках и практиках визуального распознавания поведения людей.
Одним из заданий анкеты стал следующий вопрос: «Психологический портрет — это...», на который правильно ответили 56 % опрошенных курсантов, указав, что это — систематизированное описание стиля поведения (включая деятельность и общение) человека в социальной среде, сделанное доступным для всеобщего понимания языком [5, с. 238]. Не имея представления о психологическом портрете личности, о его структуре, сложно предсказать поведение человека. Секрет успеха, как и во всем, — внимательное отношение к предмету: нужно приглядываться к человеку, изучать его поведение во всех деталях.
Ответы на вопрос о существующих видах массовых мероприятий дали сведения не только о том, знают ли курсанты виды массовых мероприятий, которые официально проходят в нашей стране, но и какую опасность они представляют из-за возможного противоправного поведения молодежи. По этому показателю на первое место были поставлены спортивные мероприятия (92 %). Именно на них очень ярко проявляется эффект «заражения» болельщиков, которые буквально воспринимают действия по противоборству соперничающих команд, что часто приводит к негативным ситуациям. На второе место они поставили культурно-массовые мероприятия (81 %), на третье — общественнополитические (66 %) и на четвертое — религиозные (63 %).
Ответом на вопрос «Является ли “неформальный лидер” во время массовых беспорядков абсолютным лидером в повседневной жизни?» всего 37 % респондентов дали правильный ответ. Неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. Многие современные исследователи подчеркивают выросшую роль последователей лидера в современном мире [3, с. 259; 7, с. 302].
Были и практикоориентированные вопросы, позволяющие выяснить достаточность знаний курсантов для принятия правильного решения в конкретных ситуациях прогнозирования и превентивного пресечения противоправного поведения молодежи. К сожалению, лишь на один из этих вопросов большинство (61 %) курсантов дали верный ответ. Чаще всего они делали неправильные выводы. Так, например, курсантам была предложена ситуация, в которой им необходимо было сделать правильный выбор в сложившейся обстановке: «Вы присутствуете на футбольном матче для обеспечения общественного порядка. Внезапно болельщики одной из команд начали ломать сиденья, а другой — запускать фейерверки». Всего лишь 14 % респондентов дали верный ответ — «они доложили бы командиру и совместно со своими товарищами попытались бы пресечь нарушение общественного порядка», а 62 % опрошенных считают что, «сначала надо доложить командиру и, дождавшись команды, совместно со своими товарищами действовать по приказу командира». Это свидетельствует о слабой практической готовности к прогнозированию и пресечению противоправного поведения молодежи.
Следующий вопрос: «Представьте, что Вы находитесь в самолете, а поведение одного из пассажиров Вам показалось вызывающим. Как бы Вы стали действовать?» позволил выявить, что готовы правильно поступить 61 % курсантов. Они «сообщили бы об этом стюардессе и продолжили бы наблюдать за этим пассажиром», а 15 % посчитали, что «.необходимо попытаться “скрутить” этого пассажира, проверить его на наличие у него взрывоопасных и колюще-режущих предметов». Из оставшихся 15 % решили, что необходимо сообщить об этом другим пассажирам и совместно с ними попытаться «скрутить» этого пассажира, проверить его на наличие у него взрывоопасных и колюще-режущих предметов, а 5 % посчитали, что необходимо просто сообщить об этом стюардессе, еще 4 % просто затруднились ответить. Мнения курсантов разошлись, но больше половины опрошенных дали верный ответ.
На вопрос «Среди обычных прохожих вы заметили зачинщика массовых беспорядков, который представляет угрозу для окружающих. Как бы Вы поступили в данной ситуации?» 49 % респондентов ответили, что сообщили бы об этом в милицию и продолжили бы наблюдать за этим человеком; 27 % опрошенных попытались бы «скрутить» этого человека, проверить его на наличие у него взрывоопасных и колюще-режущих предметов; 7 % просто сообщили бы об этом в милицию; 6 % попытались бы уничтожить его любыми средствами, чтобы защитить мирных граждан, а 11 % затруднились ответить! Очевидно значительное расхождение мнений. Курсанты обладают слабыми знаниями для решения сложных практических ситуаций. Все это связано с недостатками в формировании практических навыков в процессе изучения дисциплин, а также малым количеством времени, выделяемым для решения таких практических задач.
В работе Льва Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли» есть понятие пассионарности как характеристики поведения [2, с. 379]. В анкете мы задали вопрос «Пассионарность как характеристика поведения — это активность?» и выяснили, что всего 26 % опрошенных знакомы с данным понятием, дав совершенно верный ответ.
На вопрос «Стереотип поведения — это система.» было получено 48 % правильных ответов: «.поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем социального наследования, специфичная для каждого этнического коллектива», а 21 % ответили, что это система поведенческих признаков, передаваемых из поколения в поколение биологическим путем! В анкете были вопросы о пассионарности и субпассионариях. На первый из них 26 % опрошенных правильно ответили, что это активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели на основе способности к сверхнапряжениям ради достижения этой цели. Субпассионарность проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, в асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. О том, что это люди, которые в силу неспособности принимать из окружающей среды
достаточное количество энергии не могут адаптироваться в среде, знают всего лишь 14 % опрошенных курсантов, а 17 % вообще затруднились ответить.
Полученные данные говорят о том, что основные проблемы, связанные с прогнозированием и пресечением противоправного поведения молодежи, возникают из-за пробелов в психологопедагогической подготовке курсантов: в целом только 8-10 % правильно ответили на поставленные вопросы, хотя они обладают потребностью в этих знаниях. Необходимо сосредоточиться на преодолении пробелов и в первую очередь внести изменения в существующие программы обучения для того, чтобы сформировать умения прогнозировать противоправное поведение молодежи по внешним признакам пассионарности.
Список литературы
1. Ъернштейн, Н. А. Очередные задачи нейрофизиологии в свете современной теории биологической активности / / Вопросы психологии. — 1966. — № 4.
2. Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — СПб.: Кристалл, 2001.
3. Адизес, Н. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. — М.: Альпина, 2008.
4. Кречмер, Э. Строение тела и характер. — М.-Л., 1930.
5. Пономаренко, В. В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»). — Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 238 с.
6. Салмина Н. Г., Новяева Т. Е., Тиханова Н. Ё. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование феномена социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 4. — С. 5—18.
7. Кови, С. Р. Лидерство, основанное на принципах. — М.: Альпина, 2009.
8. Шпунтенко, А. В. Профилактика противоправного поведения учащейся молодежи // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 4. — С. 27—29.
УДК 378.14.015.62 Е.А. Емельянова*
Развитие готовности курсантов вузов ВВ МВД России активной деятельности по овладению профессиональной культурой
В статье обосновывается технология развития курсантов вузов ВВ МВД России как субъектов профессионализации в процессе обучения.
Ключевые слова: профессиональная культура, готовность к деятельности, технология развития готовности к профессиональному росту.
EA. Emelyanova*. Development of the cadets’ readiness for eager activity on professional culture mastering at Higher Military Institutes of Russian Interior Ministry Forces. The development technique of cadets as the individuals of professionalization in the learning process at Higher Military Institutes of Russian Interior Ministry Forces is proved in the article.
Keywords: professional culture, readiness for activity, readiness development technology for professional advance.
Процесс развития профессиональной культуры специалиста в историческом плане предстает:
— во-первых, как двуединый процесс развития практики образования и педагогической мысли, с одной стороны, и как неотъемлемая сторона историко-культурного процесса — с другой;
— во-вторых, как ключевой элемент системы социальной репродукции общества и важнейшая сфера его существования, на каждом из этапов формационного развития;
—в-третьих, в индивидуальном плане—как процесс овладения системой профессиональных ценностей, отличающийся внутренним динамизмом и имеющий ярко выраженную аксиологическую составляющую и субъективный характер.
Учитывая, что понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества и личности, выраженный в создаваемых материальных и духовных ценностях, в системе социальных норм и
* Емельянова Елена Александровна, доцент кафедры иностранных языков, Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России. 198206 Санкт-Петербург ул. Летчика Пилютова, д. 1, телефон 744-70-92 (внутр.22-50). E-mail: [email protected].
*Emelyanova, Elena Alexandrovna, the associate professor of the foreign languages department. St.-Petersburg military institute of the internal troops of the Interior of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Office telephone number 744-70-92 (internal 22-50). E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 10 ноября 2011 года.
© Емельянова Е.А., 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011