Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Педагогика
УДК 378.
Ю.А. Грачев*
Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания
В данной статье изложено понятие готовности к деятельности в системе современного психологопедагогического знания как сложное, многоаспектное, интегративное понятие.
Ключевые слова: долговременная готовность, ситуативная готовность, мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой компоненты готовности.
Y.A. Grachev*. The concept of «readiness for activity» in system of the modern psychology-pedagogical knowledge. This paper presents the concept of preparedness activities in the modern psychological and pedagogical knowledge as a complex, multifaceted, integrative concept.
Keywords: long-term readiness, situational readiness, motivational, cognitive, emotional, and volitional components of readiness.
Понятие «готовность» широко используется в психологической и педагогической литературе, хотя осмысливается разными авторами неоднозначно. Это понятие используется для описания и изучения разнообразных состояний, намерений и даже способностей человека, поэтому трактуется как многоаспектное, интегративное. Вместе с тем на практике это не мешает пониманию очевидной сути «готовности-неготовности» к выполнению той или иной деятельности как состоянию, способствующему или препятствующему проявлению активности. Для конкретизации понимания данного термина представляется необходимым хотя бы кратко рассмотреть историю его возникновения и применения.
Известно, что наличие определенного внутреннего состояния, мобилизующего организм к действию, является источником любой человеческой активности. А проблема подготовки к определенной — трудовой, учебной, спортивной и т.д. — деятельности интересовала человечество с древности. Однако само понятие «готовности к деятельности» как некоторого результата предшествующего процесса подготовки появилось в системе научного знания сравнительно недавно.
Так, например, изучение проблемы готовности к труду, к профессиональной деятельности приобрело форму научного исследования лишь в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в., когда идеи научной организации труда считались ключом прогресса и основой повышения производительности.
Различные аспекты готовности как личностного отношения к деятельности рассматривались в работах: Б.Г. Ананьева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.А. Крутецкого, Л.С. Нерсесяна, К.К. Платонова, А.И. Пуни, Р.Д. Санжаевой, В.А. Сластенина, А.А. Смирнова, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейна, О.И. Шишкиной и других исследователей.
В психологии понятие готовности возникло изначально в теории установки Д.Н. Узнадзе, который определял готовность как существенный признак установки. Впоследствии это представление встречало понимание не у всех авторов. Так, например, с точки зрения М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, установка является лишь формой готовности.
Значительный вклад в исследование проблемы готовности внесли в 70-е гг. М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [1]. Под психологической готовностью к деятельности они рассматривали особое психическое состояние как предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом. Это состояние включает убеждения, суждения, отношения, мотивы и чувства личности и является интегральным комплексом разнообразных, связанных между собой элементов. Кроме того, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович в целостном состоянии готовности выделяют три ее различных вида:
— заблаговременную готовность (общую или длительную);
— временную готовность (в данный момент времени);
— ситуативную (настроенность действовать в данной ситуации, с учетом имеющихся условий).
Будучи целостными образованиями, и общая, и ситуативная психологическая готовность
включают следующие компоненты:
— мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
— познавательные (понимание обязанностей, задач, оценки их значимости, знание средств достижения цели, представление о вероятных изменениях ситуации);
— эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления);
— волевые (самоуправление и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от
* Грачев, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д. 33. Тел. 420-67-32.
* Grachev, Yury Alexandrovich, the chief of chair of special actions and special techniques. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the address: Russia, 188510, St.- Petersburg, Petrodvorets, street Avrova, 33. Phone 420-57-32.
Статья поступила в редакцию 29 ноября 2011 года.
© Грачев Ю.А., 2011
посторонних воздействий, преодоление сомнений, страхов).
С данной точкой зрения созвучна позиция О.И. Шишкиной [2], которая рассматривает две формы готовности к деятельности — долговременную и ситуативную. Первая понимается как относительно устойчивые свойства, характеристики, качества человека, обусловливающие потенциальную возможность включения его в деятельность и ее успешное выполнение. Ситуативная готовность представлена как состояние человека, предшествующее деятельности и определяющее возможность и успешность ее протекания. При этом отмечается необходимость рассмотрения ситуативной и долговременной готовности в единстве. Возникновение готовности как состояния в существенной мере зависит от долговременной готовности. В свою очередь ситуативная готовность есть конкретизация долговременной готовности в данных обстоятельствах. Многие авторы (Р. А. Гаспарян, Е. Г. Козлов, Л. С. Нерсесян, А.И. Пуни и др.) объясняют готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, через общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей, направленность личности на выполнение определенных действий. Готовность изучалась и как определенный уровень развития личности (Я. Л. Коломинский).
Специальное исследование, посвященное изучению психологических механизмов формирования готовности человека к деятельности, предприняла в 90-е годы Р. Д. Санжаева [3]. В ее работе психологическая готовность к деятельности рассматривается как устойчивая характеристика личности, выражающая ее стремление преодолеть трудности в достижении профессиональной цели на основе приобретенных умений и навыков. К вопросам готовности как способности педагога к профессиональной деятельности и овладению мастерством одной из первых обратилась Н. В. Кузьмина [4]. Ею были выделены пять компонентов деятельности (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский). Это позволило структурировать профессиональное мастерство и рассматривать соответствующие способы овладения операциональной стороной деятельности посредством конкретных умений.
Структуру психологической готовности личности к деятельности нельзя рассматривать без связи со сложившимися представлениями о психологической структуре личности. Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова включает четыре подструктуры: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства [5]. Говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности, К.К. Платонов рассматривает три основные составляющие: 1) профессиональная готовность как субъективное состояние способности и стремления личности выполнять определенную профессиональную деятельность; 2) профессиональная подготовленность как оптимальный результат профессиональной подготовки и обучения личности; 3)готовность к труду как сложное образование, включающее две подструктуры: операциональную (система базисных политехнических и профессиональных знаний и умений) и личностную (направленность на труд, мотивы и интерес к нему, привычки и отношения, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значимые качества личности).
В педагогической литературе описаны различные виды готовности. Среди них явно преобладают два — готовность детей к школе и готовность учащихся к выбору профессии (к профессиональному самоопределению). Значительное число работ посвящено готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, а также готовности педагогов к совершенствованию профессионального мастерства. В них так же, как и в психологических трудах, принято разделять разные виды готовности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, социальную, длительную, временную, ситуативную. В то же время, рассматривая готовность как комплекс индивидуально-психологических свойств личности, авторы иногда смешивают и даже путают два разных по своей сути понятия — способность и готовность. И хотя эти понятия тесно связаны, все-таки представляется необходимым их различать: ведь быть способным и быть готовым к определенной деятельности — это не одно и то же. Например, люди, способные к сложным умственным действиям с большими числами, совсем не обязательно становятся хорошими математиками. Наличие какой-либо способности является предпосылкой, точнее, необходимым условием успешности деятельности. Но без соответствующей психологической готовности к выполнению профессиональных действий в реальной ситуации у человека могут возникнуть серьезные трудности в применении своих потенциальных способностей.
В андрагогике, возникшей на рубеже XIX и XX вв. как самостоятельной отрасли знания о теории и практики образования взрослых, проблеме готовности человека включиться в учебную деятельность уделяется большое внимание. Чаще всего речь идет о формировании мотивационного аспекта готовности к обучению, который проявляется «на уровне желания» и при определенных условиях позволяет взрослому переключиться с привычной трудовой деятельности на учебную. Как отмечает Т.А. Василькова, проблема «перемотивации — с мотивации на труд к мотивации на учебу» является одной из сложнейших проблем при переходе взрослых от профессиональной к образовательной деятельности. «Поскольку чаще всего навыки учения во взрослом возрасте утрачены, требуется специальный адаптационный период для перестройки» [6]. Особое место в профессиональном образовании принадлежит проблеме формирования у студентов вузов и учащихся средних профессиональных учреждений готовности к будущей деятельности по выбранной специальности. Готовность человека к труду рассматривается по-разному, в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности.
В деятельности проявляются и развиваются разнообразные потребности, способности, мышление, характер и другие стороны личности. Процесс труда складывается из нескольких составляющих: 1) осознания поставленной задачи; 2) выработки плана предстоящих действий; 3) применения средств и приёмов деятельности; 4) регулирования действий в соответствии с поставленной целью; 5) сличения полученных результатов с исходными условиями.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (52) 2011
Педагогика
Соответственно, и состояние готовности человека к труду на каждом этапе будет иметь свою специфику. Таким образом, состояние готовности к деятельности понимается как сложное, целенаправленное проявление целостной личности. Оно имеет динамическую структуру, включающую компоненты, функционально связанные между собой. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек действует на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической).
Состояние готовности человека к деятельности как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. Готовность к деятельности является обязательным условием не только её начала, но и эффективного продолжения. В соответствии с пониманием особой значимости психологической готовности как фактора эффективной деятельности сложилась практика формирования профессиональной готовности специалиста.
Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели, которая отражает наличие определенной потребности и связанных с ней мотивов (как осознания человеком поставленной или возникшей перед ним задачи). Далее идёт выработка плана действия, моделей и алгоритмов предстоящих действий. Затем человек выбирает определённые средства и способы реализации задуманных действий, сравнивает промежуточные результаты с поставленной целью, вносит необходимые изменения. Причём проявление и изменение готовности определяются доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимые действия в динамике: при этом длительность и направленность активности может меняться. И состояние готовности будет также ситуативно изменяться, хотя определенная постоянная составляющая (связанная с уровнем подготовленности) всегда остается. И она тем выше, чем лучше был подготовлен человек к данной конкретной деятельности.
В качестве конкретного примера изучения феномена готовности в сфере военного образования может служить исследование В.Т. Гурьева, посвященное формированию готовности военных инженеров к социально-профессиональной деятельности в процессе обучения военно-морским дисциплинам. Понятие «военно-инженерная готовность» включает социальную и профессиональную активность, способность быстро адаптироваться в сложных морских условиях, возможность оптимально использовать военно-инженерные знания, умения мобилизовать физиологические и психологические возможности своего организма. Структура военно-инженерной готовности корабельного инженера-механика как психический феномен и как социальное явление определяется взаимосвязью процессуального, нравственного и мотивационного компонентов [7].
Другой вид готовности — готовности студентов вуза к самообразованию исследовал Т.Я. Яковец. Он отмечает, что готовность к самообразованию—это комплексная характеристика личности. В состав готовности к самообразованию входят следующие эмоционально-личностные компоненты: умение мотивировать и осуществлять самообразование; специальная образованность в виде осведомленности, сознательности, действенности, умелости; умение работать с основными источниками информации (книгами, конспектами, персональными компьютерами, автоматизированными обучающими системами); организационно управленческие умения (само планирование, самоорганизация, самоконтроль, самооценка, самокоррекция). Готовности к самообразованию присуща способность к непрерывному изменению [7; 9].
Интересное исследование готовности выпускников технических вузов к профессиональной деятельности проведено независимым рейтинговым агентством «РейтОР». При формировании готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе складывается самооценка возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями, формируются установки на осознание профессиональной задачи, определяются специальные способы деятельности и модели соответствующего профессионального поведения. Психологическая готовность выпускника к профессиональной деятельности проявляется: в форме установок как проекция прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас» в виде мотивационной готовности и профессионально-личностной готовности к самореализации. Специалистами агентства «РейтОР» было проведено исследование в 23 крупных городах России. Изучались вопросы адекватности оценивания молодыми специалистами своей готовности к труду и степень совпадения оценок выпускников вузов и работодателей. В результате исследования было показано, что успешность молодых специалистов на рынке труда зависит не только от того образования, которое они получили, но и от универсальных навыков и способностей, которыми они обладают: способности руководить людьми, способности защищать и отстаивать свое мнение, умения находить и генерировать новую информацию и т.д. Все эти навыки и способности отражают общую готовность молодого специалиста к профессиональной деятельности.
Общий вывод был достаточно удручающим: единственный показатель, по которому оценки выпускников и работодателей оказались очень близки, — это готовность проводить на рабочем месте по 8 и более часов в день 5 раз в неделю. Молодые специалисты действительно готовы соблюдать определенный режим работы, если этого требует работодатель. По остальным составляющим профессионального труда оценки выпускников были выше, чем дали им работодатели. В частности, по большинству показателей — умению включаться в уже сложившиеся отношения в коллективе, способности защищать и отстаивать свое мнение, умению перестраиваться с одного режима работы или вида деятельности на другой, умению находить и генерировать новую информацию — самооценки выпускников оказались значительно завышенными. [8].
С позиции нашего исследования эти данные интересны тем, что свидетельствуют об общей тенденции вузовского образования — при наличии высокого уровня теоретических знаний выпускники слабо владеют практическими умениями общего характера, необходимыми для успеха любой деятельности.
Таким образом, проведенный нами обзор показывает, что большинство авторов объясняют готовность к деятельности через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию потенциальных возможностей человека.
Список литературы
1. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности — Минск, 1976. — 25 с.
2. Шишкина, О. И. Психолого-педагогические условия возникновения ситуативной готовности учащихся средней школы к занятию : автореф. ... дис. канд. психол. наук. — М., 2009. — 21 с.
3. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности : дис. ... докт. психол. наук. — Новосибирск, 1997. — 347 с.
4. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., Высшая школа, 1990. — 119 с.
5. Платонов, К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 254 с.
6. Василькова, Т. А. Основы андрагогики : учеб. пособие — М.: Кнорус, 2009. — 250 с.
7. Яковец, Т. Я. Комплекс условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Курган, 1999. — 23 с.
8. Оценка готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности : исследование независимого рейтингового агентства «РейтОР» [Электронный ресурс]. — http://www.jobway.ru/articles/ ?id=228 (дата обращения 10.02.2011 г.)
9. Щуклина, Е. А. Технологии самообразования: социологический аспект // Общественные науки и современность. — 1999. — № 5.
УЛК 355.232:378.147 С.А. Днепров*, И.В. Зольников**
О готовности курсантов Пермского военного института к прогнозированию и превентивному пресечению противоправного поведения молодежи
В статье проанализированы данные анкетирования курсантов Пермского военного института внутренних войск МВЛ России, позволившего выявить их готовность к прогнозированию и превентивному пресечению противоправного поведения подростков и молодежи. Удалось определить уровень их терминологической грамотности и самооценки психологической и педагогической подготовленности.
Ключевые слова: курсанты, анкетирование, прогнозирование, пресечение противоправного поведения, молодежь, психологический портрет, характер.
S.A. Dneprov*, I.V. Zolnikov*. Cadets of the Perm Military Institute about their readiness towards forecasting and preventive suppressing unlawful behavior of the youth. The article is concerned with the analysis of data obtained while filling in questionnaires by the cadets of the Perm Military Institute. Facts achieved made it possible to reveal cadets’ readiness to forecast and preventively suppress unlawful behavior of teenagers and the youth. The level of their terminological literacy and self-appraisal of their psychological and pedagogical preparedness was determined.
Keywords: cadets, filling in questionnaires, forecasting, suppressing unlawful behavior, youth, psychological portrait, character.
* Лнепр°в, Сергей Антонович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВЛ России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89028799223. E-mail: [email protected].
** Зольников, Игорь Валерьевич, адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВЛ России. Адрес: Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1. Тел. 89194503950. E-mail: [email protected].
* Dneprov, Sergey Antonovich, the doctor of pedagogy, the professor the department of professional pedagogy the Perm military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, б14114, Perm, street Gremiachy log 1, Ph.: 89028799223; E-mail: [email protected].
** Zolnikov, Igor Valerevich, post-graduate student the Perm military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 614114, Perm, street Gremiachy log 1, Ph.: 89194503950; E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 2 ноября 2011 года.
© Днепров С.А., Зольников И.В., 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011