Научная статья на тему 'Формирование правовых знаний на занятиях по физической подготовке у курсантов системы МВД России'

Формирование правовых знаний на занятиях по физической подготовке у курсантов системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / LEGAL KNOWLEDGE / PHYSICAL TRAINING / LEGAL CULTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мацур И. А.

В статье рассматривается проблема формирования правовых знаний на занятиях по физической подготовке у курсантов системы МВД России. Автором обосновывается влияние занятий по физической подготовке на формирование правовой культуры у курсантов системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мацур И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL KNOWLEDGE OF THE STUDENTS OF INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA DURING CLASSES ON THE PHYSICAL TRAINING

The article considers the problem of formation of legal knowledge in the classroom as a physical training of cadets at the Interior Ministry of Russia. The author proves the employment impact of physical training on formation of legal culture among the students of the Interior Ministry of Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование правовых знаний на занятиях по физической подготовке у курсантов системы МВД России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

И.А. МАЦУР,

начальник кафедры физической подготовки Московского университета МВД России

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования правовых знаний на занятиях по физической подготовке у курсантов системы МВД России. Автором обосновывается влияние занятий по физической подготовке на формирование правовой культуры у курсантов системы МВД России. Ключевые слова: правовые знания, физическая подготовка, правовая культура личности.

FORMATION OF LEGAL KNOWLEDGE OF THE STUDENTS OF INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA DURING CLASSES ON THE PHYSICAL TRAINING

I.A. MATSUR

Head of the department of physical training, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article considers the problem of formation of legal knowledge in the classroom as a physical training of cadets at the Interior Ministry of Russia. The author proves the employment impact of physical training on formation of legal culture among the students of the Interior Ministry of Russia. Key words: legal knowledge, physical training, legal culture of personality

Согласно ст. 2 Закона РФ «О милиции» задачи милиции охватывают: обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрану общественного порядка и общественной безопасности. Для решения перечисленных задач сотрудник милиции наделяется широкими властными полномочиями. Часто это связано с применением мер принуждения и санкций к правонарушителю, существенно ограничивающих его права. От решений и действий, совершаемых сотрудником милиции, зависят судьбы многих людей, а последствия ошибок, допускаемых им в служебной деятельности, могут быть тяжелыми. Это предъявляет повышенные требования к профессиональным и личным качествам сотрудника милиции, его правовой культуре.

Анализ литературных источников показал, что единого подхода к пониманию правовой культуры личности и ее структурных элементов пока не существует. Так, В.Г. Назаренко включает в правовую культуру личности два компонента — высокий уровень правового сознания и качественное овладение навыками правомерного поведения1.

По мнению Р.З. Лившиц, правовая культура включает в себя уважение к праву, правовую информированность человека, знание им законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов2.

В.В. Лазарев полагает, что на индивидуальном уровне правовая культура проявляется в глубоком знании и понимании права, высокосознательном исполне-

нии его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности3.

Н.В. Шишкина в структуре правовой культуры личности выделяет: знание и понимание права, уважения права в силу личных убеждений и правовую активность4.

А.И. Саватеева считает, что правовая культура личности — это непосредственно обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающие ее правомерное поведение. В ее структуру входят следующие элементы:

Ф знание и понимание основных принципов права;

Ф уважение к праву;

Ф активная жизненная позиция личности в сфере права;

Ф предложение эффективных мер по улучшению правовой деятельности в какой-либо области;

Ф волевые действия личности, направленные на соблюдение правовых предписаний им самим и другими лицами5.

Несмотря на многообразие понятий правовой культуры личности и отсутствие единого подхода у исследователей в выделении ее структурных элементов, очевидно, что правовая культура личности — это единство правовых знаний, понимание значения правовых норм в регулировании общественных отношений и правомерное поведение. Выделение авторами других составляющих структуры правовой культуры личности имеет значение для всестороннего анализа этого феномена.

Формирование правовой культуры — сложный и длительный процесс, который в высших образовательных учреждениях МВД России приобретает целенаправленный, систематический характер. Значительное место в формировании правовой культуры

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

курсантов и слушателей должна занимать их физическая подготовка.

Анализ проведения занятий по физической подготовке показал, что разучивание боевых приемов борьбы и моделирование конфликтных ситуаций, в которых может оказаться сотрудник милиции в служебной деятельности, не связаны с изучением условий и пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, закрепленных в разд. IV Закона РФ «О милиции».

В целях изучения этой проблемы было проведено социологическое исследование, в ходе которого опрошено 109 слушателей и 37 слушательниц 4-го курса Московского университета МВД России. 82,6% не смогли решить практическую задачу, связанную с основаниями применения физической силы, и 90,8% — связанную с применением специальных средств (резиновой палки).

Незнание способов законных действий сотрудником милиции приводит к тому, что он применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие с нарушением закона. Знание сотрудником милиции норм права может оптимизировать его служебную деятельность. Но сама по себе правовая норма не обладает такой силой, которая управляла бы поведением человека. Большое место при объяснении влияния правовой нормы на поведение отводится такой категории, как правовое сознание, которое рассматривается как самостоятельный регулятивный фактор, опосредствующий нормативно-правовое воздействие.

Согласно учению А.Н. Леонтьева, о психологической структуре деятельности, единстве деятельности и сознания правовую норму можно представить как продукт, содержащий в себе свернутую и обобщенную деятельность по получению и деятельность по использованию этого продукта (т.е. нормы права), выступающий эталоном для других типовых действий6. Необходимо именно процессуальное прочтение норм как для понимания сущности включения их в сознание человека, так и при организации деятельности по ее изучению. Нужен выход за текст нормы непосредственно в отношения, регулируемые этой нормой. Норма «живет» в материале действия, а в тексте правового акта, изучение которого есть целевое прочтение, она лишь опредмечена.

Как средство раскрытия процесса преобразования внутренних психических действий из внешних практических; перехода теоретических знаний, закрепленных на материальном носителе в область сознания, идеальных действий может выступать теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Он выделил две основные функциональные части движения — ориентировочную и исполнительную. Исполнительная часть производит непосредственные преобразования в объекте движений. Но прежде чем совершиться, они намечаются в ориентировочной части, учитывающей все условия, необходимые для успешного исполнения. От качества ориентировочной части зависит и качество движения7.

Б.И. Хозиев выдвинул следующие основные психологические условия эффективной познавательной деятельности:

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ф формирование знаний и умений через действие, при помощи действия;

Ф реальное обеспечение в процессе усвоения единства и одновременности формирования знаний и умений;

Ф максимальное обеспечение самостоятельности учебной деятельности в процессе изучения дисциплин;

Ф управляемое и контролируемое сокращение формируемого действия в процессе усвоения материала;

Ф организация прохождения формируемого дейс -твия через все формы, объективно необходимые при усвоении знаний8.

Учитывая положения теории поэтапного формирования умственных действий, разработана методика формирования правовой культуры у слушателей высших образовательных учреждений МВД России, нацеленная, в том числе, на создание условий для качественного и быстрого усвоения слушателями положений закона РФ «О милиции», регламентирующих условия, порядок и пределы применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В рамках этой методики были созданы схемы ориентировочной основы действия положений закона в виде учебных карт; составлены четыре типа задач. В основу каждого типа юридических ситуаций положено соотношение необходимых и лишних признаков, данных для оценки ситуации и принятия правильного решения:

Ф первый тип: задача содержит только необходимые и достаточные для анализа и принятия решения признаки;

Ф второй тип: задача содержит не все необходимые признаки и не имеет лишних данных;

Ф третий тип: задача содержит все необходимые признаки и имеет лишние данные;

Ф четвертый тип: задача содержит не все необходимые признаки и имеет лишние данные.

Методика предполагает проведение занятий в классных аудиториях с последующим закреплением полученных знаний при отработке приемов задержания и пресечения противоправных действий в спортивном зале.

В учебных классах слушателям раздаются учебные карты и сборники задач. В ходе решения задач слушатели должны давать ответы на вопросы учебной карты в развернутой письменной форме, что позволит лучше усвоить логическую структуру анализа любой практической ситуации.

Решив определенное количество задач по одной подтеме, слушатель переходит к другой. По мере усвоения материала наглядные учебные карты изымаются и решение задач продолжается без них, на основе приобретенных знаний.

Разработанная методика нацелена на обеспечение формирования у слушателей умения применять требования правовых норм к разным ситуациям, возникающим в правоохранительной деятельности.

1 См.: Назаренко В.Г. Общая теория права и государства: Курс лекций. Орел, 1995. С. 48.

2 См.: Лившиц Р.З. Теория права: Учебник.М., 1994. С. 82.

3 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2000. С. 324.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

4 См.: Шишкина Н.В. Теория государства и права. Новосибирск: 2001. С. 90.

5 См.: Саватеев А.И. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 27.

6 См.: Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. С. 82-90.

7 См.: Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002. С. 148-167.

8 См.: Борисенко Н.В. Психологические условия повышения эффективности правовой подготовки офицеров внутренних войск МВД России (на основе использования компьютерных средств обучения): Автореф. ... канд. психол. наук. М., 1994. С. 54.

ВЛИЯНИЕ САМОСОЗНАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

О.В. ПОГОЖЕВА,

кандидат юридических наук, Ставропольский государственный университет

Я.В. АХВЕРДОВА,

аспирант, Ставропольский государственный университет

Аннотация. В статье автором представлено научное обоснование подросткового возраста как перехода к новому качеству психической деятельности и формирование самосознания; рассматривая формирование личности в подростковом возрасте, автор подробно описывает понятия нормы и отклонения и формирование отклоняющегося поведения.

Ключевые слова: подростковый возраст, развитие личности, структура самосознания, социальное отклонение.

THE INFLUENCE OF CONSCIOUSNESS ON THE FORMATION OF DEVIATION

BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

O.V. POGOZHEVA,

ehe candidate of jurisprudence, the senior lecturer of the Stavropol state university

J.V. AHVERDOVA, post-graduate student Stavropol state university

Annotation. In article the author presents a scientific substantiation of teenage age, as transition to new quality of mental activity and consciousness formation; considering formation of the person at teenage age, the author in detail describes concepts of norm and a deviation and formation of deviating behaviour.

Keywords: teenage age, development of the person, consciousness structure, a social deviation.

Одной из основных проблем России, ярко проявившейся в последние годы, стал рост ксенофобских настроений и нетерпимости. Длительное время, развиваясь скорее скрыто, проблема стала наглядной. Небывалый всплеск преступности и экстремизма среди молодежи обернулся шокирующими для общества акциями.

Россия находится в числе стран, для которых высокий уровень насилия среди молодежи стоит очень остро. Так, около 40% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет умирают насильственной смертью. Среди причин высокого уровня насильственной смертности среди молодежи эксперты выделяют прежде всего рост преступности в результате изменений субъектной активности, ее творческого характера, способностей изменять окружающий мир (активность) и, что важно, способностей к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации в этой возрастной группе.

Кризис подросткового возраста отличается от кризисов других возрастов. Он представляется нам самым острым и длительным по сравнению со всеми остальными возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшие из которых - стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, автономию.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста — 12-13 лет), развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.