Научная статья на тему 'Подготовка кандидатов в замещающие родители дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогов- психологов'

Подготовка кандидатов в замещающие родители дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогов- психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирсанова Вероника Геннадьевна

Одна из причин жестокого обращения с детьми в замещающих семьях недостаточная психологическая готовность родителей к воспитанию ребёнка$сироты. Изменению ситуации может способствовать тщательный отбор потенциальных замещающих родителей, включающий их психологическое обследование. В связи с этим была разработана программа, направленная на повышение профессиональной компетентности специалистов, помогающих состояться замещающей семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кирсанова Вероника Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of candidates to be substitute parents. The additional professional educational program of psychologists to become more efficient

The main reason of violence to children in substitute families low parents psychological readiness to the training of orphans. The situation may be changed through careful selection of substitute parents and their psychological examination. Thereby the special program of becoming more efficient specialists for helping substitute families was worked out.

Текст научной работы на тему «Подготовка кандидатов в замещающие родители дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогов- психологов»

-е-

В России в 2008 году, по данным Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, выявлено 3012 случаев жестокого обращения с приёмными детьми. К уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семью, привлечено 83 гражданина, из них 41 — за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью детей. Здоровью 44 детей замещающими родителями был причинён вред. Одна из причин жестокого обращения с детьми в замещающих семьях — недостаточная психологическая готовность родителей к воспитанию ребёнка-сироты. Изменению ситуации может способствовать тщательный отбор потенциальных замещающих родителей, включающий их психологическое обследование.

• дети-сироты • замещающие родители

• жестокое обращение с ребёнком-сиротой

• психолого-педагогическая компетентность замещающих родителей • психологическое обследование кандидатов в замещающие родители

В настоящее время законом не предусмотрено обязательное психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, однако в ближайшее время можно ожидать принятия необходимой законодательной нормы. Это делает актуальным поиск путей решения проблемы содержания и организации психолого-педагогического обследования кандидатов на этапе их отбора. В связи с этим была разработана программа, направленная на повышение профессиональной компетентности специалистов, помогающих состояться замещающей семье.

Цель программы — повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в области актуальных проблем отбора кандидатов в замещающие родители.

Подготовка кандидатов в замещающие родители

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогов-психологов

Вероника Геннадьевна Кирсанова,

доцент Педагогической академии последипломного образования, кандидат психологических наук

В.Г. Кирсанова. Подготовка кандидатов в замещающие родители

Задачи:

1. Ознакомить слушателей с современным состоянием проблемы деин-ституционализации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нормативной правовой основой деятельности органов опеки и попечительства и служб сопровождения замещающих семей.

2. Ознакомить слушателей с сущностью психолого-педагогической компетентности замещающих родителей, психологической готовностью кандидатов в замещающие родители.

3. Сформировать и закрепить практические навыки работы с психодиагностическим инструментарием, направленным на исследование психолого-педагогической компетентности кандидатов в замещающие родители.

Структура программы. Программа состоит из трёх разделов, в рамках которых рассматриваются проблемы сопровождения кандидатов в замещающие родители на этапе отбора. Темы разделов содержат как теоретическую, так и практическую часть с преобладанием последней. В программе предусмотрена самостоятельная работа, направленная на знакомство с материалами, посвящёнными проблеме деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освоение практических навыков работы с диагностическим инструментарием.

Формы аттестации: промежуточная аттестация — контрольная работа; итоговая аттестация — проект; тема практико-ориентированного проекта — программа психологического обследования кандидатов в замещающие родители.

Особенности организации учебного процесса: практические занятия в рамках трёх разделов предполагают освоение ряда психодиагностических методик (выполнение методики, обсуждение результатов в малых группах, анализ случая диагностики), что делает необходимым организацию работы слушателей в парах, малых группах с предварительно подготовленными методическими материалами.

Требования к уровню освоения содержания программы:

слушатели программы должны знать:

— нормативно-правовые основы деятельности органов опеки и попечительства и специалистов служб сопровождения замещающей семьи,

— содержание понятий «психолого-педагогическая компетентность замещающего родителя»;

владеть:

— алгоритмом организации психологического обследования кандидатов в замещающие родители;

уметь:

— составить программу психологического обследования, выбрать адекватные целям и задачам обследования методики;

— использовать психодиагностические методики на практике (проведение, обработка и анализ результатов);

— обобщить данные и сформулировать заключение на основе результатов исследования.

Учебно-тематический план

дополнительной профессиональной образовательной программы «Актуальные проблемы оценки кандидатов в замещающие родители»

Категория слушателей: педагоги-психологи

Продолжительность обучения: 36 учебных часов.

©

Наименование разделов и тем Кол. часов Лекции Практические занятия Самостоятельная, внеаудиторная работа Форма контроля

1. Современное состояние проблемы деинституционализа-ции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовая основа деятельности служб сопровождения замещаюЩих семей 14 8 6

1.1. Современное состояние проблемы деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4 4 0

1.2. Нормативно-правовая основа деятельности специалистов служб сопровождения замещающих семей 4 4 0

Самостоятельная работа по темам раздела 6

2. Оценка кандидатов в замещающие родители 14 4 4 6 Контрольная работа

2.1. Цель и содержание оценки потенциальной замещающей семьи 8 4 4 6

Самостоятельная работа по теме раздела 6

3. Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители 8 4 4

3.1. Направления, методы, методики психологического обследования кандидатов в замещающие родители 2 3 3 0

Итоговый контроль 6 Проект

Итого: 42 12 12 12 6

0

В.Г. Кирсанова. Подготовка кандидатов в замещающие родители

Содержание программы

Раздел 1. Современное состояние проблемы деинституционализа-ции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовая основа деятельности служб сопровождения замещающих семей.

1.1. Современное состояние проблемы деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Лекция. 8 ч.

Психологические исследования особенностей развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома. Отрицательное влияние институционального воспитания. Нарушения в формировании первичной и вторичной привязанностей и искажение личностного развития детей. Условия воспитания в детском доме и потребности ребёнка в установлении устойчивых, доверительных отношений (исследования Дж. Боулби, Й. Лангмейера, М.И. Лисиной, З. Матейчек, В.С. Мухиной, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых). Личность воспитанников детских домой: особенности, сложившиеся под влиянием депривации различных видов и препятствующие эффективной социализации.

Деинституционализация детей-сирот. Цель деинституционализации — сокращение численности детей в учреждениях интернатного типа посредством развития таких форм устройства детей, как замещающая семья, перепрофилирование детских домов в службы сопровождения замещающих семей. Актуальная проблема в работе специалистов служб сопровождения — увеличение количества детей, возвращённых в сиротские учреждения из замещающих семей. Причины возвращения детей-сирот: ненадлежащее выполнение усыновителями, опекунами, попечителями или приёмными родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, в случае которых происходит изъятие ребёнка по инициативе органов опеки и попечительства, а также по инициативе самих усыновителей, опекунов, попечителей и приёмных родителей.

1.2. Нормативно-правовая основа деятельности органов опеки и попечительства и специалистов служб сопровождения замещающих семей Лекция. 4 ч.

Процесс деинституционализации регулируется федеральными законодательными актами: Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Постановления правительства и нормативные акты регионального уровня, направленные на регулирование и эффективную организацию процесса деинституциона-лизации. Подзаконные акты: Постановление Правительства РФ «О госу-

дарственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за её осуществлением».Поста-новление Правительства РФ «О приёмной семье», Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью».

Нормативно-правовая основа отбора кандидатов в замещающие родители (п. 1 статьи 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Нормативно-правовая основа подготовки кандидатов в замещающие родители (п. 1 ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Нормативно-правовая основа сопровождения замещающих семей (п. 3 статьи 6 48-ФЗ).

Самостоятельная работа. 6 ч.

Задание для самостоятельной работы по разделу 1, теме 1.1 «Современное состояние проблемы деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: ознакомиться с материалами, размещёнными на электронных ресурсах (список и электронный адрес указаны в приложении). Провести анализ основных трудностей организации деятельности служб сопровождения замещающих семей, отразить результаты анализа в виде эссе объёмом не более 5 стр.

Раздел 2. Оценка кандидатов в замещающие родители

2.1. Цели, принципы и содержание оценки кандидатов в замещающие родители Лекция 4 ч.

Оценка и отбор кандидатов в замещающие родители, исследование психологических особенностей кандидатов в целях профилактики дезадаптации ребёнка в замещающей семье, возврата детей из замещающей семьи в детский дом, предотвращения жестокого обращения. Оценка личности, семьи кандидата, системы семейных отношений, их стабильности, адекватности, продуктивности. Комплексность оценки. Изучение ресурсов семьи.

Замещающая забота как исполнение функций кровной семьи по воспитанию, развитию, обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование активной гуманной личности с устойчивой системой ценностных ориентаций, получение ею общего и профессионального образования, осуществление профессиональной деятельности и создание собственной семьи.

Способность к замещающей заботе и её составляющие: коммуникативная, информационная, правовая, социальная, психологическая, педагоги-

В.Г. Кирсанова. Подготовка кандидатов в замещающие родители

ческая компетентность, конструктивная мотивация, психологические особенности, не препятствующие эффективному осуществлению замещающей заботы.

Проблема мотивации кандидатов в замещающие родители. Виды мотивов кандидатов в замещающие родители (Альтшулер Б.Л., Красницкая Г.С.): желание изменить структуру семьи, самореализация; общегуманистические мотивы; возможность получить дополнительные средства в семейный бюджет. Гуманистически-ориентированная ценностно-смысловая сфера и конструктивная мотивация кандидата — важнейшая составляющая способности к замещающей заботе.

Направления оценки способности к замещающей заботе кандидатов в замещающие родители:

— выявление личностных особенностей;

— исследование сферы межличностных отношений (коммуникативная компетентность, особенности поведения в конфликтных ситуациях и т.д.);

— исследование семейной системы кандидата.

Оценка кандидатов как длительный процесс, предполагающий использование разных методов: беседа, анкетирование, тестирование, изучение документов, предоставленных кандидатом.

Практическое занятие. 4 ч.

Практическая часть занятия направлена на овладение технологией проведения первичного интервью с кандидатом в замещающие родители.

Ход работы:

1. Слушатели делятся на малые группы.

2. Слушателям предлагается составить план первичного интервью, которое проводит психолог с кандидатом в замещающие родители. (Рекомендации по составлению плана приведены в приложении 2).

3. Группы представляют планы интервью. В ходе обсуждения выбирается лучший, по мнению участников.

4. В малых группах участники распределяют роли «психолога», «кандидата», «наблюдателей» и проводят интервью по плану, выбранному на предыдущем этапе работы.

Самостоятельная работа. 6 ч.

Задание для самостоятельной работы: используя материалы электронных ресурсов (указаны в приложении 1), составить перечень методик (направленных на изучение личностных особенностей и межличностных отношений), применимых при отборе кандидатов в замещающие родители.

Раздел 3. Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители

3.1. Направления, методы, методики психологического обследования кандидатов в замещающие родители Лекция 4 ч.

Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители — методы и методики: интервью, беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование.

Анализ методик, направленных на изучение семейных отношений, ценно-стно-мотивационной сферы, личностных особенностей:

1) системный семейный тест Геринга и Вилера (Family Sydtem — Test — FAST) в адаптации А.Б. Холмогоровой;

2) «Рисунок семьи»; группа методик для оценки внутрисемейных отношений;

3) опросник «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова;

4) опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса;

4) «Социометрия» Дж. Морено;

5) тест-опросник родительского отношения к детям А.Я. Варги, В.В. Сто-лина;

6) методики изучения личности: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; диагностика направленности личности Б. Басса; диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методика изучения личности Ш. Шварца; MMPI, СМИЛ.

Практическое занятие 4 ч.

Овладение рядом диагностических методик, направленных на изучение внутрисемейных отношений и особенностей личности. Слушателям предлагается ознакомиться с рядом методик по раздаточному материалу, провести методику, подсчитать результат, интерпретировать его.

Контрольные мероприятия:

— промежуточный контроль — контрольные вопросы (см. приложение 3);

— итоговая аттестация — практико-ориентированный проект. Тема практико-ориентированного проекта:

1. Программа психологического обследования кандидатов в замещающие родители.

Для исследования и учёта ожиданий слушателей, а также оценки качества проведения программы слушателям предлагается заполнить анкеты в начале и конце курса (приложение 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Г. Кирсанова. Подготовка кандидатов в замещающие родители

Приложение 1

Материалы для самостоятельной работы

Раздел 1. Современное состояние проблемы деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовая основа деятельности служб сопровождения замещающих семей.

Самостоятельная работа. 6 ч.

В качестве задания для самостоятельной работы по разделу 1, теме 1.1 «Современное состояние проблемы деинституционализации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», слушателям предлагается ознакомиться с материалами, приведёнными в приложении 1, а также материалами, которые размещены на электронных ресурсах, провести анализ основных трудностей организации деятельности служб сопровождения замещающих семей, отразить результаты анализа в виде эссе объёмом не более 5 стр.

Материалы для самостоятельной работы:

1. Доклад коллектива экспертов направления «Социальная политика» Фонда «Институт экономики города» (руководитель авторского коллектива: Мисихина С.Г.). Анализ достижений в области деинституционализации детей и развития семейных форм их жизнеустройства в Российской Федерации. Анализ системы лишения родительских прав. Исследование причин отказов от ребёнка при рождении и путей их профилактики. http://www.ombudsman.mos.ru/index.php?page = libr

2. Ослон В.Н. Научное сопровождение практики деинституционализации детей-сирот. http://www.journaldetskidom.ru/magazine/?act = more&id = 469.

3. Закрецкий В.К., Дубовская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. «Пути решения проблемы сиротства в России». М., 2002.

4. Ослон В.Н., Семья Г.В. Результаты исследования отношения к деинституционализации детей-сирот и перспективам развития специализированной психологической службы у руководителей, помогающих специалистов (психологов, социальных педагогов) и воспитателей образовательных учреждений. http://iop.mgppu.ru/results/UMO/2007/Annotacii/ Analiticheskie_otcheti/3.php.

Раздел 2. Оценка кандидатов в замещающие родители

Самостоятельная работа. 6 ч.

В качестве задания для самостоятельной работы по разделу 2 слушателям предлагается, используя материалы электронных ресурсов, указанных ниже, составить перечень методик, направленных на изучение личностных особенностей и межличностных отношений, применимых при отборе кандидатов в замещающие родители.

1. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. http://www.psyinst.ru/library.php?part = article&id=1158.

2. Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии. http://www.psyinst.ru/library.php?part = article&id=1158.

3. Белова О.В. Общая психодиагностика. http://www.psyinst.ru/library.php?part = article&id = 2160.

Приложение 2

Материалы для практического занятия по разделу 2 «Оценка кандидатов в замещающие родители»

Рекомендации к составлению плана интервью. Ниже приведены пункты, которые желательно включить в план интервью:

1. Биографическая информация: возраст, образование, профессиональная деятельность, семейное положение, жилищные условия.

2. Сведения о членах семьи.

3. Пожелания по кандидатуре ребёнка (возраст, пол, темперамент).

4. Отношение членов семьи к решению взять ребёнка, их пожелания по кандидатуре ребёнка. Изменение, которое, по мнению кандидата в замещающие родители, внесёт в семью появление ребёнка. Кто явился инициатором этого решения.

5. Причины принятия решения о выполнении роли замещающего родителя именно сейчас.

6. Представления о функциях замещающего родителя, особенностях воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приложение 3

Материалы к контрольной работе

Промежуточный контроль по программе осуществляется посредством контрольных вопросов:

— Какова цель деиституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

— Для чего осуществляется оценка кандидатов в замещающие родители?

— По каким направлениям проводится оценка способности к замещающей заботе кандидатов в замещающие родители?

В.Г. Кирсанова. Подготовка кандидатов в замещающие родители

Приложение 4

Анкета слушателей курса Анкета на входе

1.Ф.И.О .___________________________________________

2.Место работы: город, учреждение__

3.Должность, стаж работы в должности__

4. Базовое образование__

5.Дополните, пожалуйста, предложения:

На курсах я хотел(а) бы получить знания по следующей теме

Главным направлением моей работы является_

При проведении диагностического этапа работы мне сложнее всего -ф- -------------------------------------------------

В диагностической работе чаще всего использую следующие методики

От курсов я ожидаю

Я пойму, что получил(а) то, что хотел(а), если

Я бы хотел(а), чтобы занятия на курсах проходили в форме

П О Д Г О Т О В К А К А Д Р О В

Анкета на выходе 1.Ф.И.О.

2.Место работы: город, учреждение

3. Дополните, пожалуйста, предложения: На курсах я получил (а) знания по следующим темам_

Больше всего меня заинтересовали темы

Больше всего мне понравилась такая форма работы, как

Я бы хотел(а), чтобы курс был дополнен такими темами, как

Другие пожелания по содержанию, организации и проведению курса

В целом, я оцениваю проведение курса

а

Литература

[ 1. Антонян Ю.М, Горшков И.В., Зулкарнеев Р.М. Проблемы

внутрисемейной агрессии.

http://www.psyinst.ra/library.php?part = article&id=1158 , 2. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др. Пси-

хология семейных отношений с основами семейного консультирования. http://www.psyinst.ru/library.php?part = arti-cle&id=1158.

В.Г. Кирсанова. Подготовка кандидатов в замещающие родители

3. Барабанова В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать // Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. М.: Дом, 1995.

4. Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. М., 2007.

5. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приёмных родителей (усыновителей): Учебно-методическое пособие. Кострома, 2003.

6. Берне Р.С., Кауфман С. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.

7. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход/вопросы психологии. 1992. № 3\4.

8. Диагностика семьи: методики и тесты. Самара: БАХРАХ, 2004.

9. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей. М., 2008.

10. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения сиротства в России. М., 2002.

11. Захарова Ж.А., Осипова И.И. Замещающая семья: Научно-методическое пособие. М., 2005.

12. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приёмной семье: Советы начинающим родителям. М.: Дом, 1993.

13. Котли П. Новые приёмные родители (первый опыт). Новосибирск, 2000.

14. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 268-276.

15. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных Q условиях / Л.Ю. Михеева // Государство и право. 2003. № 5. —

16. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.

17. О положении детей в Российской Федерации / Под ред. С.В. Дармодехина. М., 2005.

18. Ослон В.Н. Социально-психологические проблемы становления института приёмной семьи // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований / Под ред. М.А. Слюсарянского. Пермь, 1998.

19. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2008.

20. Ослон В.Н. Дети с особыми образовательными нуждами, лишённые родительского попечения // Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами / Под ред. А.К. Колесникова. Пермь, 1999. С. 337.

21. Ослон В.Н. Приёмная семья — кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000.

22. Паршукова, К.Ю. Проблемы реализации прав детей, лишённых родительского попечения, в России // Юрист. 2007. № 10.

23. Прихожан А.Н., ТолстыхН.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытых учреждениях // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. С. 7781.

24. Психологическая диагностика/Под ред. М.К. Акимовой, К.М., Гуревича. СПб., 2006.

25. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2005.

26. Система сопровождения профессионально — замещающей семьи: теория и технология: учебное пособие / Н.А. Хрусталькова. Пенза, 2008.

27. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.

28. Формирования педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи: учебное пособие / Н.А. Хрусталькова. Пенза, 2008.

29. Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных де-тей.\Под ред. В.И. Слободчикова, В.К. Зарецкого. Вып. 2.М., 1999. № 2.

30. Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи // Педагогика. 2007. № 2.

31. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997.

32. Шеффер Ч. Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб. 2000.

33. Школа приёмных родителей: учебное пособие / Н.А. Хрусталькова. Пенза, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.