Научная статья на тему 'Профессиограмма приемного родителя из профессионально-замещающей семьи как базисная основа для определения методики и технологии формирования педагогических умений'

Профессиограмма приемного родителя из профессионально-замещающей семьи как базисная основа для определения методики и технологии формирования педагогических умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрусталькова Н. А.

В статье определяется роль профессионально-замещающей семьи как перспективной модели решения проблемы сиротства в России, раскрывается содержание всех форм замещающей заботы, существующей в настоящее время, актуализируется необходимость разработки профессиограммы приемного родителя как базисной основы для определения методики и технологии формирования у них педагогических умений. Представленная профессиограмма содержит в себе сведения, охватывающие все стороны взаимодействия приемных родителей с детьми-сиротами: общую характеристику профессии и процесса труда, обязанности, права, специфику трудовой деятельности приемных родителей, санитарно-гигиенические условия труда, педагогические и психологические требования к профессии, состоянию здоровья и профессиональной подготовке, условия оплаты труда и имеющиеся у них льготы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theprofessiogram of foster parent from the professionally substituting family as the basic ground for choosing the technique and technology of forming of pedagogical skills

The article states the role of the professionally substituting family as a promising model for solving the orphan problem in Russia. It dwells upon all forms of substituting care existing at present and proves the necessity of developing the foster parents' professiogram as the basic ground for choosing the technique and technology of forming pedagogical skills. The professiogram presented contains the data covering all sides of interacting foster parents with orphan children: the general characteristics of profession and the working process, duties, rights, specific features of foster parents' labor activity, sanitary-hygienic conditions of labor, pedagogical and psychological demands ic^ profession, health condition and professional training, the labor payment terms and the privileges available.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма приемного родителя из профессионально-замещающей семьи как базисная основа для определения методики и технологии формирования педагогических умений»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 371.018 н. А. ХРУСТАЛЬКОВА

Пензенская государственная технологическая академия

ПРОФЕССИОГРАММА ПРИЕМНОГО РОДИТЕЛЯ ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ КАК БАЗИСНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

В статье определяется роль профессионально-замещающей семьи как перспективной модели решения проблемы сиротства в России, раскрывается содержание всех форм замещающей заботы, существующей в настоящее время, актуализируется необходимость разработки профессиограммы приемного родителя как базисной основы для определения методики и техкологии формирования у них педагогических умений. Представленная профессиограмма содержит в себе сведения, охватывающие все стороны взаимодействия приемных родителей с детьми-сиротами: общую характеристику профессии и процесса труда, обязанности, права, специфику трудовой деятельности приемных родителей, санитарно-гигиенические условия труда, педагогические и психологические требования к профессии, состоянию здоровья и профессиональной подготовке, условия оплаты труда и имеющиеся у них льготы.

Современная семья, развиваясь на основе инно- традиций отечественного и зарубежного опыта се-вационной нормативной основы, стремится к обнов- мейного воспитания. Неоднократно стратегия и так-дению методологии, теории и методики воспитания тика взаимосвязи моральных устоев семьи с государи социализации детей. Она исходитиз многовековых ственным профессиональным стандартом и субъск-

тивным устремлением обыденного сознания пересматривались, исходя из классицизма и догматизма к реализму и реформаторству. В системе современных ценностей нашего общества главной и ведущей становится личность. В этой связи изменяется и система жизнеустройства и социализации детей-сирот от сиротских учреждений (детских домов и интернатов) до создания профессионально-замещающих семей.

Профессионально-замещаюшая семья - это семья, где воспитание детей-сирот признается профессиональной деятельностью и приемный родитель получает социальные гарантии педагога, а семье делегируется юридическая ответственность за ребенка на время его воспитания, одновременно с созданием таких семей организуются службы, сопровождающие детей-сирот в замещающих семьях до их совершеннолетия. Семьи заключают договор с детским домом на определенный срок, исходя из потребностей ребенка (максимальный срок - до совершеннолетия) [ 1 ].

В настоящее время в России существуют следующие модели профессионально-замещающих семей: приемная, патронатная, семейная воспитательная группа. Приемная семья, где один или оба родителя наделяются полномочиями опекунов до совершеннолетия ребенка и получают пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. Патронатная семья — опекуном ребенка остается детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, является сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребенка в свою семью и разделяет ответственность за воспитание ребенка с опекуном (т.е. детским домом или приютом). Патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание в сиротском учреждении. Семейная воспитательная группа — ее основное отличие в возможности помещения ребенка, родители которого, еще находятся в процессе реабилитации и не лишены родительских прав. Срок помещения в семью ограничен периодом реабилитации ребенка. Группа создается как альтернатива пребыванию детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних. Воспитатель получает заработную плату за воспитание ребенка и пособие на его содержание [2,3].

Профессионально-замещающая семья стала играть роль основного фактора социализации личности детей-сирот в обществе. Однако отсутствие у приемных родителей необходимых педагогических умений по воспитанию и педагогической коррекции детей-сирот ориентировало разработку профессиограммы приемного родителя как базисной основы для определения методики и технологии их формирования. Существующие в настоящее время описания профессиональных умений и обязанностей приемных родителей, являются неполными, что в значительной мере снижает педагогическую продуктивность про-фессионально-эамещающей семьи в воспитании и педагогической коррекции социализации детей-сирот. Основываясь на имеющихся нормативно-правовых актах и результатах экспериментальных исследований в области организации педагогической работы профессионально-замещающей семьей, мы разработали профессиограмму приемных родителей, которая, на наш взгляд, существенно повысит эффективность функционирования профессионально-замещающей семьи.

1. Общие сведения о профессии.

Приемными родителями называются совершеннолетние граждане, взявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Они педагогически грамотно в семейных условиях воспитывают детей-сирот и детэй, оставшихся без попечения родителей по поручению органов опеки и попечительства. Воспитание приемных детей является особым видом воспит ания, при котором приемные роди 1 ели осуществля ют педаг; >гическую, физическую, психологическую, медицинскую, социальную помом,и поддержку приемным детям, помещенным к ним в семью, вы гюлняют но отношению к ним ряд взаимосвязанных функций: воспитательную, эмоциональную, образовательную, коррекци-онную, реабилитационную, социализирующую.

2. Характеристика процесса труда.

Совершеннолетние граждане (супруги), желающие взять ребенка-сироту на воспитание в профессионально-замещающую семью, проходят комплексное педагогическое и психологическое тестирование, медицинское обследование на соответствие требованиям данной профессии, а также первичное обучение по психолого-педагогическим, медицинским и правовым вопросам. Параллельно специалистами по социальной работе районного центра социального обслуживания проводится обследование материально-бытовых условий проживания кандидатов в приемные родители с оформлением соответствующего акта, подтверждающего материально-бытовые возможности. После чего социальными педагогами центра социального обслуживания населения приемным родителям оказывается помощь в подборе детей-сирот. Они имеют право ознакомиться с единым банком данных на детей-сирот, нуждающихся в помещении в профессионально-замещающие семьи. После подбора ребенка приемные родители подают заявление в местные органы опеки и попечительства с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка. К заявлению прилагаются все необходимые документы: справка с места жительства, справка с места работы о размере заработанной платы, акт обследования жилищно-бытовых условий, заключение комплексного педагогического и медико-психологического обследования, письменное согласие всех членов семьи на помещение ребенка на воспитание. При этом с приемными родителями составляется договор, в котором отражаются их обязанности и права.

Обязанности приемного родителя:

1. Воспитывать приемного ребёнка (детей) на основе взаимоуважения, организуя быт, досуг, взаимопомощь, создавать необходимые условия для получения им (ими) образования, заботиться о его здоровье, предпринимать меры по защите прав и интересов ребёнка (детей).

2. Не причинять вред физическому и психическому здоровью приемного ребёнка (детей), их нравственному развитию. При этом способы воспитания приемного ребёнка (детей) должны исключить пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка (детей).

3. Не препятствовать уполномоченным сотрудникам учреждения, передающего приемного ребёнка (детей) на воспитание в профессионально- замещающую семью, осуществлять контроль (в виде регулярных проверок) за благосостоянием, здоровьем, развитием ребёнка (детей) и соблюдением его прав и законных интересов.

4. Не препятствовать лицам, наделённым надлежащими полномочиями, общаться с приемным ребёнком (детьми) в установленное время.

5. Сообщать учреждению, передающему приемного ребёнка (детей) на воспитание в профессио-

нально - замещающую семью, о состоянии здоровья ребёнка (детей), происшествии, случившемся с ребёнком (детьми), о его незапланированном уходе из дома приемного родителя.

6. Незамедлительно информировать учреждение, передающее приемного ребёнка (детей) на воспитание в профессионально-замещающую семью о перемене своего места жительства.

7. Добросовестно и в полном объеме выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом) между приемным родителем и учреждением, передающим ребёнка (детей) на воспитание в профессионально-замещающую семью.

8. Соблюдать конфиденциальность информации о приемном ребёнке.

Права приемного родителя:

1. Самостоятельно определять распорядок дня, решать текущие вопросы жизни ребёнка (детей) в соответствии с настоящим договором и трудовым договором (контрактом).

2. Запрашивать и получать от учреждения, передающего ребёнка (детей) на воспитание в профессионально-замещающую семью, план по защите прав ребёнка, информацию о социальном статусе ребёнка, его физическом, умственном, эмоционалъно-пси-хологическом развитии, другие необходимые для работы сведения.

3. Участвовать в регулярных проверках и заседаниях по оценке состояния здоровья, делать предложения по изменению и дополнению условий настоящего договора.

4. Рекомендовать учреждению, передающему ребёнка (детей) на воспитание в профессионально-замещающую семью, изменить формы и методы реабилитационной работы.

5. В приоритетном порядке оформлять опеку (попечительство) или усыновлять (удочерять) данного ребёнка (детей).

6. Обжаловать в органе опеки и попечительства действия сторон, участвующих в реализации плана по защите интересов приемного ребёнка.

7. Повышать свою квалификацию, аттестоваться в установленном порядке.

8. Приемные родители, взявшие на воспитание трёх детей-сирот, могут пользоваться льготами, установленными законодательством для многодетных семей.

После заключения договора с приемными родителями составляется индивидуальная программа сопровождения приемного ребенка в профессионально-замещающей семье. Индивидуальная программа сопровождения ребенка-сироты и его семьи составляется на ближайший срок (до 1 года) и на перспективу (до совершеннолетия). Программа сопровождения ежегодно корректируется и дополняется. В программе указывается цель, которая должна быть достигнута в результате помещения ребенка-сироты в профессионально-замещающую семью, роль приемных родителей в реализации этой цели, определяются мероприятия по лечению и оздоровлению приемного ребенка, решению его образовательных потребностей, защите его жилищных и имущественных прав.

Деятельность приемных родителей по отношению к приемным детям носит временный характер и предполагает их пребывание в профессионально-замещающей семье до определенного срока определенного органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка. Пребывание ребенка в профессионально-замещающей семье может закончиться до совершеннолетия возвращением ребенка в кров-

ную семью (в связи с восстановлением родителей в родительских правах, выздоровлением родителей, возвращением родителей из мест заключения, другими обстоятельствами). Незапланированное прерывание пребывания ребенка-сироты в профессионально-замещающей семье — кризисная ситуация, которая вынуждает органы опеки и попечительства немедленно забрать ребенка из профессионально-замещающей семьи, или же приемный родитель просит забрать ребенка-сироту, или же сам ребенок настаивает забрать его из црофессионально-замещаю-щей семьи. При расторжении договора с приемными родителями дальнейшим определением ребенка занимаются органы опеки и попечительства местной администрации. Пребывание ребенка в профессионально-замещающей семье до совершеннолетия может закончиться: усыновлением приемного ребенка; продолжением проживания ребенка в профессионально-замещающей семье; возвращением приемного ребенка к биологическим родителям.

Приемные родители могут взять на воспитание не более 5 приемных детей.

Специфика трудовой деятельности приемных родителей заключается в том, что они работают на собственной жилой площади или жилой площади, предоставляемой органами опеки и попечительства, и выступают как свободные, вольнонаемные работники.

Особенностью трудовой деятельности приемных родителей является сохранение и поддержание контактов приемного ребенка с кровными родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка и не вредит его нормальному воспитанию.

Приемные родители получают на содержание каждого приемного ребенка все причитающиеся социальные пособия, пенсии, алименты, а также пользуется всеми социальными гарантиями, предоставляемыми на приемного ребенка. При этом приемный родитель обязан тратить эти средства исключительно на содержание приемных детей.

На этапе интеграции приемного ребенка после совершеннолетия в общество органы опеки и попечительства, районный отдел социальной защиты оказывают помощь приемным родителям в профессиональном обучении и дальнейшем трудоустройстве приемных детей.

3. Санитарно-гигиенические условия труда.

Приемные родители осуществляют свою деятельность по воспитанию приемных детей на собственной жилой площади или жилой площади, предоставляемой государством. Приемные родители выделяют для приемных детей отдельную комнату или площадь, определенную социальными нормами. При этом у ребенка обязательно должны быть: место для приготовления уроков, игры, хранения личных вещей и игрушек. Все помещения квартиры должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и нормам и обеспечивать максимально комфортную среду для жизнедеятельности и гармоничного развития приемного ребенка.

4. Педагогические и психологические требования к профессии.

Для реализации эффективной деятельности приемного родителя важны: наличие прямой профессионально-педагогической мотивации и таких качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, активность, ответственность, общительность. При этом педагогическое саморегулирование является основой продуктивного взаимодействия приемных родителей и приемных детей, переданных на воспитание

в профессионально-замещающую семью в виду постоянного преодоления ими стрессовых ситуаций межличностного общения, связанных с девиантнос-тью поведения приемных детей.

Также для реализации эффективной деятельности приемного родителя важны такие качества, как любовь к детям, психологическая готовность стать хорошим родителем для приемных детей, принятие приемных детей (уважение ценности детской личности, даже если приемный родитель не разделяет их), компетентность в разных педагогических ситуациях и психологических состояниях ребенка, проявление доброжелательного и понимающего отношения к приемным детям, способность к пониманию и сопереживанию, к поддержанию комфортного состояния ребенка в условиях стресса, проницательность, развитая интуиция (опережающий опыт с элементами системного мышления), социальная устойчивость, сознание профессионального долга (ответственность, добросовестность, установка «не навреди»).

5. Требования к состоянию здоровья.

Важно отсутствие психических, инфекционных и других острых и хронических заболеваний у приемных родителей, так как это создает возможности для эффективной деятельности профессионально-замещающей семьи. Оптимальное состояние здоровья приемных родителей должно обеспечивать их готовность работать в условиях неопределенности, гибкость в поведении и реакциях, способность как к рефлексии собственной стратегии воспитания и поведения, так и к эмпатийному, безоценочному, деликатному вхождению во внутренний мир каждого члена семьи, преобладание мотивации успеха над страхом неудачи, эмоциональная стабильность (устойчивость к стрессу), уравновешенность.

6. Требованиях профессиональной подготовке.

Приемные родители должны проходить специальную подготовку и обучение, предшествующее приему детей на воспитание.

В соответствие с требованиями к подготовке приемные родители должны знать:

— законодательство по проблемам защиты детства, по профессионально - замещающей семье;

— психологию и педагогику социального воспитания приемных детей;

— психолого-педагогические основы коррекции социализации приемных детей;

— технику тренинга коррекции семейных отношений;

— модель и технологию развития профессионально-педагогических умений у приемных родителей.

— основы профессионально-педагогического саморегулирования;

— виды соматических и психических отклонений и патологии развития личности и их коррекции;

— специфику девиантного и деликвентного поведения личности и его психолого-педагогическое корректирование.

У приемных родителей в ходе специализированной подготовки должны быть сформированы следующие педагогические умения приемных родителей: постановки целей, с груктурирования действий, регулятивные, прогностические, а также они должны грамотно:

— осуществлять уход за приемными детьми;

— организовывать совместный быт и досуг, на основе уважения, взаимопомощи;

— - создавать развивающую среду для приемных детей;

— создавать эмоционально-благоприятную обстановку;

— строить отношения с ребенком, имеющим различные проблемы в разьитри, так и со специалистами и представителями органов опеки и попечительства;

— эЛфективно воздействовать на развитие и личность приемного ребенка, имеющего особый жизненный огл.т, с целью ее гармонизации и оптимального формирования,

— применять педагогически выверенные, целенаправленные воспитательные меры по отношению к приемным детям.

7. Заработная плат*.

Оплата 'т руда приемных родителей устанавливается региональным законодательством в зависимости от количества взятых на воспитание детей и их возраста, особенностей их развития, сроков пребывания в семье, оговоренных в договоре. Работа приемного родителя рассматривается как общий трудовой стаж с последующими социальными льготами, правами и гарантиями. Выплата денежных средств приемных родителей на содержание ребенка-сироты осуществляется отделом социальной защиты по месту жительства.

Перечисление средств на содержание ребёнка (детей), переданного на воспитание в профессионально-замещающую семыо:

1. Перечисление средств на содержание приемного ребёнка (детей), переданного на воспитание в профессионально-замещающую семью, производится в денежной и натуральной форме в соответствии с трудовым договором (контрактом), заключённым между приемным родителем и учреждением, передающим ребёнка (детей) на воспитание в профессионально-замещающую семью.

2. Орган опеки и попечительства несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего договора в соответствии с действующим законодательством.

3. Приемный родитель несёт ответственность за жизнь, здоровье и образование ребёнка в соответствии с действующим законодательством.

8. Льготы.

Приемные родители пользуются преимущественным правом на получение бесплатных путевок на приемных детей в оздоровительные лагеря, санатории, дома отдыха с целью совместного отдыха и лечения.

Органы исполнительной власти профессионально-замещающей семье выделяют беспроцентные ссуды на приобретение новой жилой площади, расширение имеющейся, развитие фермерских хозяйств, приобретение техники и оборудования.

Библиографический список

1. Иванова Н.П., ЗаводилкинаО.В. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям/ Н П. Иванова, О.В. Заводилкина. М., 1957. С.45.

2. Информационно-методический сборник: Приемная семья,-Пенза.: Министерство образования Пензенской области, 2001. -57 с.

3. ОслонВ.Н. Социально-психологические проблемы становления института приемной семьи// Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований / Под ред. М.А. Слюсарянского. Пермь. 1998. С. 240-241.

ХРУСТАЛЬНОВА Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора научно-методического центра Пензенской государственной технологической академии, соискатель ученой степени доктора педагогических наук в Туль-

ском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого.

Поступила в редакцию 09.06.06. © Хрусталькова Н. А.

УДК 370.1 (045) о. Н. ШЕВЛЮКОВА

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Ноябрьск

РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

В статье рассматриваются теоретические положения личностно ориентированного подхода и разработанная на его основе технология оптимизации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса как важнейшее условие развития коммуникативных качеств личности подростков.

Изучение интерактивных механизмов социального взаимодействия велось как зарубежными (К. Роджерс, и др.)', так и отечественными учеными (А. А. Бо-далев2, И.А. Зимняя1, М. С. Каган4, Е. В. Коротаева5, А. Н. Леонтьев0, и др.), вместе с тем в этой области остается много проблем, требующих решения. Признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного и воспитательного процесса и есть личностно ориентированное образование. Чтобы сделать ученика подлинным субъектом образовательного процесса, необходимо изменить всю технологию этого процесса.

К разработке теоретических аспектов взаимодействия в образовательной сфере обращались Н. Н. Сур-таева, А. Кандаурова, В. Я. Якунин7 и др.

Личностно ориентированный подход позволяет выявить основные типы отношений школьника к миру вещей и людей, сформировать целостную картину мира, осознать опыт взаимодействия с окружающей средой. Особенностью личностно ориентированного подхода является признание ребенка как самоценности, как носителя субъективного опыта, то есть собственных понятий, правил, эмоциональных установок (И.С. Якиманская8).

Межличностное взаимодействие школьников является необходимым условием их жизнедеятельности, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций и свойств, но и личности в целом. Природе межличностных взаимодействий в педагогическом пространстве посвящены работы И. А. Зимней, В. А. Кан-Калика9 и др.

A.A. Бодалев10 определил межличностное взаимодействие, как взаимодействие, при котором дети познают друг друга, вступают в те или иные отношения, при которых между ними устанавливается определенное взаимообращение.

Для межличностного общения характерна такая психологическая ситуация, когда его участники,

вступая в контакты, преследуют вполне конкретные, значимые для каждого из них цели, содержание которых может быть различным в той или иной степени. Эти цели являются следствием действия определенных мотивов, достижение которых постоянно предполагает использование участниками общения разнообразных способов поведения в зависимости от сформированное™ и степени развития у ребенка качеств общения (М.С.Каган)". Сущность межличностных отношений заключается во взаимодействии подростка с подростком. Вид деятельности обуславливает содержание взаимодействия, влияет на форму и ход общения, воздействует на распределение ролей. Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности подростков, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и обязательным условием нормального функционирования детской группы. Изученный нами уровень общительности у учащихся 5-х классов оказался недостаточный для осуществления полноценного межличностного взаимодействия. Однако подростки готовы к формированию межличностных отношений.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы явилось разработка и внедрение технологии оптимизация межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Основная работа велась со школьниками пятых классов: диагностическая работа, исследование особенностей общения детей между собой; развивающая и корректирующая работа, направленная на оптимизацию взаимодействия детей. В обследовании принимают участие 60 подростков. Результаты диагностики позволили выявить следующее: низкий уровень общения обнаружен у 20% подростков от общего числа испытуемых, средний уровень общения наблюдался у 54%, высокий уровень общения - у 26% детей. Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать следу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.